Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И РЕГИОНА: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И РЕГИОНА: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов С. В.

В статье представлены результаты исследования взаимодействия региональных органов управления образованием и педагогических вузов, выполненного с использованием метода экспертных оценок. В выборку вошли эксперты - представители региональных органов управления образованием и представители педагогических вузов - из 8 федеральных округов, включая мегаполисы Москва и Санкт-Петербург. Выявлено, что к настоящему времени сложилась вариативная система взаимодействия, учитывающая социокультурные и социально-экономические особенности регионов. Установлена тенденция положительной динамики взаимодействия в аспекте выявления профессиональных дефицитов педагогических кадров регионов. Обнаружены новые направления для расширения взаимодействия на стратегическом уровне для эффективного решения задач реализации образовательной политики в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF REGIONAL EDUCATION AUTHORITIES AND UNIVERSITIES: INSIGHTS AND PROSPECTS

The article reports the results of a study that focused on cooperation between regional education authorities and pedagogical universities. The data were obtained through expert evaluation. The expert panel included representatives of regional education authorities and pedagogical universities from eight federal districts of Russia, including such federal cities as Moscow and Saint Petersburg. The study found that current cooperation practices vary and depend on social, cultural and economic patterns of a given region. A positive aspect of such cooperation is the identification of failures to meet the required standard of skill in regional teachers. The study also identified new strategic vistas of cooperation that will contribute to effective decision-making of regional policy experts in the field of education.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И РЕГИОНА: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Педагогические науки

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-206-7-13 EDN RYPOYQ

С. В. Тарасов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И РЕГИОНА: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Работа выполнена при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках государственного задания по теме «Определение эффективных механизмов взаимодействия педагогических вузов с региональными органами управления образованием в целях достижения современного качества образования» (дополнительное соглашение № 073-03-2022-040/4 от 28.04.2022).

В статье представлены результаты исследования взаимодействия региональных органов управления образованием и педагогических вузов, выполненного с использованием метода экспертных оценок. В выборку вошли эксперты — представители региональных органов управления образованием и представители педагогических вузов — из 8 федеральных округов, включая мегаполисы Москва и Санкт-Петербург. Выявлено, что к настоящему времени сложилась вариативная система взаимодействия, учитывающая социокультурные и социально-экономические особенности регионов. Установлена тенденция положительной динамики взаимодействия в аспекте выявления профессиональных дефицитов педагогических кадров регионов. Обнаружены новые направления для расширения взаимодействия на стратегическом уровне для эффективного решения задач реализации образовательной политики в регионах.

Ключевые слова: управление региональной системой образования, педагогический вуз, экспертная оценка, взаимодействие вуза и региональной системы образования

S. Tarasov

COOPERATION OF REGIONAL EDUCATION AUTHORITIES AND UNIVERSITIES: INSIGHTS AND PROSPECTS

This study was supported by the Ministry of Education of Russia as part of the state-commissioned assignment "Identification of effective cooperation tools of pedagogical universities and regional education authorities as drivers of cutting-edge quality in education" (supplementary agreement No. 073-03-2022-040/4, 28 April 2022).

The article reports the results of a study that focused on cooperation between regional education authorities and pedagogical universities. The data were obtained through expert evaluation. The expert panel included representatives of regional education authorities and pedagogical universities from eight federal districts of Russia, including such federal cities as Moscow and Saint Petersburg. The study found that current cooperation practices vary and depend on social, cultural and economic patterns of a given region. A positive aspect of such cooperation is the identification offailures to meet the required standard of skill in regional teachers. The study also identified new strategic vistas of cooperation that will contribute to effective decision-making of regional policy experts in the field of education.

Keywords: regional education management, pedagogical university, expert evaluation, cooperation of universities and regional education system

Взаимодействие педагогических вузов с региональными органами управления образованием представляется сегодня, прежде всего, реальной основой подготовки педагога нового поколения, способного к решению профессиональных задач в условиях развития современной школы. Результатом такого взаимодействия должно стать совершенствование качества образования, эффективное решение научно-образовательных и социально-культурных задач, подготовка высокопрофессиональных педагогических кадров для системы образования регионов. Рассмотрим результаты исследования, посвященного изучению особенностей взаимодействия педагогических вузов и регионов в современных условиях.

Цель исследования заключается в изучении и анализе сложившейся практики взаимодействия педагогических вузов с образовательными системами регионов с последующим построением моделей эффективного взаимодействия педагогических вузов и региональных органов управления образованием. Исследование направлено на решение следующих взаимосвязанных задач:

• изучение особенностей действующих механизмов взаимодействия региональных образовательных систем и педагогических вузов и оценка их эффективности;

• определение эффективных механизмов научно-методического руководства деятельностью инновационных площадок федерального и регионального уровней для обеспечения успешной реализации проектов инновационной деятельности и формирования инновационной образовательной среды региона;

• выявление условий реализации программ развития профессиональных компетенций педагогических работников регионов путем консолидации и совместного использования ресурсов образовательных организаций, реали-

зующих программы высшего, среднего профессионального и общего образования на основе выявления профессиональных дефицитов и построения индивидуальных маршрутов профессионального роста с учетом достижения основных целевых показателей национального проекта «Образование»;

• характеристика путей привлечения образовательных организаций общего и среднего профессионального образования к реализации образовательных программ педагогических вузов, обеспечивающих эффективную практическую подготовку к профессиональной деятельности в сфере образования;

• выявление условий для привлечения в сферу педагогического образования региона наиболее подготовленных и профессионально ориентированных абитуриентов.

Методология данного исследования строится на основе системного подхода, позволяющего рассматривать образовательную систему региона как сложную, открытую, самоорганизующуюся систему в конкретных социокультурных и экономических условиях образовательной среды региона [3]. Кроме этого, данное исследование рассматривается как профильное [1], т. е. направленное на получение нового знания, где профилем исследовательского интереса является выявление особенностей взаимодействия педагогических вузов с региональными образовательными системами.

Каждая региональная образовательная система специфична, однако в контексте единой образовательной политики федерального центра возможно выявление общих тенденций, доминирующих механизмов, общих практик, развивающихся в образовательных средах различных регионов. Поэтому на опытном этапе исследования для сбора эмпирической информации могут анализироваться как различные открытые источники (сайты региональных органов управ-

ления образованием, сайты региональных педагогических вузов, нормативные документы, регулирующие развитие образования в регионе), так и экспертные мнения. Метод экспертных оценок [2], используемый в данном исследовании, позволил выявить механизмы, применяемые во взаимодействии региональных органов управления образованием и региональных педагогических вузов.

В рамках исследования была проведена экспертная оценка содержательных характеристик взаимодействия региональных педагогических вузов и региональных систем образования. В экспертизе приняли участие 47 представителей регионов и 27 представителей педагогических вузов. Необходимо отметить географию респондентов — это представители 8 федеральных округов и 38 регионов, включая мегаполисы Москва и Санкт-Петербург. По результатам анализа экспертных листов были выявлены формы и характер взаимодействия региональной системы образования и педагогического вуза, находящегося в данном регионе, оценена эффективность этого взаимодействия. Рассмотрим подробнее полученные результаты.

Исследование показало, что в целом в настоящее время сложилась многоаспектная система взаимодействия педагогических вузов и региональных органов управления образованием, которая представляется плодотворной по многим направлениям.

В частности, высоко оценивается экспертами совместная деятельность педагогических вузов и региональных систем управления образованием по выявлению профессиональных дефицитов педагогов, организации совместных исследований в области педагогики и психологии, реализации проектов и программ, направленных на повышение качества образования и подготовки педагогических кадров. По всей вероятности, такая оценка является маркером эффективной деятельности вузов по реализации программ методического и научно-

методического обеспечения образовательной деятельности общеобразовательных организаций регионов1 и реализации в регионах программ научно-методического сопровождения классов психолого-педагогической направленности в школах. Поэтому наиболее распространенной практикой взаимодействия (80% — регион и 89,7% — вуз), как показало исследование, является заключение договоров вуза с отдельными образовательными учреждениями.

Меньшую активность вузы проявляют в разработке стратегических программ развития региональных образовательных систем и в деятельности региональных экспертно-консультативных органов. Это проблемные зоны взаимодействия, существование которых, в свою очередь, во многом обусловлено низкой активностью региональных органов управления образованием в деятельности общественных органов управления педагогическим вузом, таких как ученый совет или совет программы развития.

Исследование выявило неудовлетворенность экспертов участием педагогических вузов в реализации важнейших задач развития сферы образования в регионах, в частности, создания инновационной среды деятельности образовательных организаций, а также формирования и подготовки управленческого кадрового резерва региональной системы образования. Педагогические вузы пока недостаточно эффективны в реализации специальных программ подготовки кадрового резерва. На это обращает внимание большинство региональных экспертов. Лишь в нескольких регионах, попавших в выборку, развивается практика разработки таких программ.

Недостаточно активно представители педагогических вузов включаются в научно-

1 Разработка и последующая реализация таких программ была инициирована Министерством просвещения РФ в январе 2022 г. в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ» на основании приказа Министерства просвещения РФ от 25.10.2021 № 732.

методическое руководство деятельностью федеральных и региональных инновационных площадок. На это указала треть региональных экспертов и почти половина вузовских экспертов. В ряде регионов такая практика отсутствует вообще. Примерно третья часть региональных и вузовских экспертов указали на то, что в их регионах представители вузов привлекаются в качестве экспертов региональных проектов развития образования.

Как показало исследование, наибольшую активность региональные органы управления образованием проявляют в формировании заказа на подготовку педагогических кадров в вузах и в проведении мероприятий по привлечению студентов и выпусков педагогических образовательных программ к работе в региональной системе образования. По данным исследования, регионы взаимодействуют главным образом со своими региональными вузами, однако почти половина региональных экспертов отметили, что также осуществляют взаимодействие с вузами, находящимися в других регионах.

Представители вузов и регионов по-разному оценивают наличие системы взаимодействия: подавляющее большинство региональных экспертов и только половина вузовских экспертов отметили, что у вузов выстроена система взаимодействия с региональными органами управления образованием, а также существует практика привлечения вузов и органов управления образованием к отдельным мероприятиям.

Расходится мнение экспертов и по вопросу инициирования взаимодействия. Так, по мнению вузовских экспертов, чаще всего именно педагогические вузы выступают инициаторами взаимодействия как с региональными системами образования, так и с отдельными образовательными организациями. По мнению экспертов региональных органов управления образованием, региональные системы и вузы в одинаковой мере выступают инициаторами взаимодействия. Ниже на рисунке 1 представлено мнение региональных экспертов, а рисунок 2 раскрывает мнение вузовских экспертов.

Рис. 1. Мнение региональных экспертов об инициаторах взаимодействия региональных органов управления и педагогических вузов в системе образования

Рис. 2. Мнение вузовских экспертов об инициаторах взаимодействия региональных органов управления

и педагогических вузов в системе образования

Обращает на себя внимание существенная разница во мнениях экспертов о деятельности университетских образовательных округов: региональные эксперты более высоко оценивают их деятельность, нежели вузовские эксперты.

Достаточно серьезно отличается оценка регионами и вузами эффективности взаимодействия. Так, представители регионов (25 экспертов, что составляет чуть более половины) отметили, что взаимодействие является эффективным. Вузы же оценивают эффективность взаимодействия значительно ниже. Основными причинами, по мнению экспертов, низкой эффективности взаимодействия являются отсутствие или недостаточность региональной нормативно-правовой базы, инициативы со стороны органов управления образованием, механизма привлечения сотрудников вузов к взаимодействию.

Таким образом, анализ экспертных мнений представителей региональных органов управления образованием и представителей вузов-

ского сообщества позволяет сделать вывод о том, что исследуемое взаимодействие развивается на уровне практики сопровождения деятельности конкретных образовательных организаций и эпизодического привлечения преподавателей педагогических вузов к экспертной деятельности. Со стороны органов управления образованием значительные инициативы связаны с решением проблемы дефицита педагогических кадров в образовательных организациях региона.

На стратегическом уровне это взаимодействие находится в стадии своего становления либо совсем отсутствует. Поэтому, в качестве перспективных и приоритетных направлений развития исследуемого взаимодействия, региональные эксперты отмечают участие педагогических вузов в следующем: во-первых, в развитии кадрового потенциала, во-вторых, в разработке стратегии развития образования в регионе, в-третьих, в сопровождении инновационной деятельности образовательных организаций. По мнению вузовских экспер-

тов, на первый план в развитии взаимодействия должны выйти задачи разработки стратегии развития образования в регионе, а затем участие в развитии кадрового потенциала и в сопровождении развития инновационной среды образования в регионе.

Как было отмечено выше, региональные системы образования имеют специфические черты и особенности проявления той или иной тенденции, которые на данном этапе исследования не подвергались анализу. Однако экспертная оценка позволила выявить общие взгляды на содержание взаимодействия педагогических вузов с региональными системами образования. По сути, региональные эксперты сформулировали запрос педагогическим вузам на совместное решение следующих задач развития образования в регионе.

• задачи стратегического планирования, что проявляется в совместной разработке стратегии взаимодействия вуза и региональной системы образования, как составляющей такого планирования, а также в разработке программы научно-методической поддержки системы образования со стороны вуза на основе выявления имеющихся дефицитов;

• задачи реализации образовательной политики, в частности расширение вариативных программ ранней профориентации школьников на педагогические профессии через реализацию проекта «Психолого-педагогические классы», формирование пула «базовых школ», сопровождение инновационной деятельности школ;

• задачи содержательного обновления образовательной системы на основе новых знаний, что может быть достигнуто в результате формирования региональной системы поддержки научной активности для разработки на региональном уровне моделей и механизмов трансфера результатов практико-

ориентированных научных исследований, инновационных образовательных (педагогических) технологий в практику общего и профессионального образования (от научных разработок педвузов к реальным изменениям в практике); • задачи формирования кадрового потенциала, что предполагает разработку региональной программы поддержки педагогического образования, обеспечивающего интеграцию среднего профессионального и высшего образования, целевую подготовку педагогических работников по заказу региональной системы образования, развитие системы наставничества молодых специалистов со стороны вуза и региональной системы образования, сопровождение молодого педагога в течение трех лет. Решение этих задач предполагает внесение существенных изменений в инфраструктуру региональной образовательной системы: формирование эффективного механизма выполнения вузом научно-исследовательских работ на основе региональных заказов (грантов, субсидий); создание постоянно действующих структур, обеспечивающих взаимодействие между вузом и региональной системой образования, например, регионального Совета стратегических инициатив в образовании; развитие практики привлечения практических работников к разработке и реализации востребованных в регионе совместных образовательных программ подготовки педагогов.

Выполняемое исследование позволит выявить пути обновления механизмов совместной деятельности, направленной на повышение качества образования в регионах, разработать модельные нормативно-правовые акты, а также ряд методических рекомендаций по дальнейшему взаимодействию педагогических вузов с региональными органами управления образованием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авво Б. В., Андреева Н. Д., Аранова С. В., Гладкая И. В., Глубокова Е. Н. и др. Профильное научное исследование в области методики преподавания учебных дисциплин: методология и методика проведения (методическое пособие) // Письма в Эмиссия.Оффлайн. (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. Т. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://met.emissia.org/offline/2021/met091/met091.pdf (дата обращения 09.11.2022).

2. Данелян Т. Я. Формальные методы экспертных оценок // Статистика и экономика. 2015. № 1. С. 183-187. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2015-1-183-187

3. Тарасов С. В., Марон А. Е. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода // Человек и образование. 2010. № 3 (24). С. 14-18.

REFERENCES

1. Avvo B. V., Andreeva N. D., Aranova S. V., Gladkaya I. V., Glubokova E. N. i dr. Profil'noe nauchnoe issle-dovanie v oblasti metodiki prepodavaniya uchebnykh distsiplin: metodologiya i metodika provedeniya (metodicheskoe posobie) // Pis'ma v Emissiya.Offlajn. (The Emissia. Offline Letters): elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2021. T. 2. [Elektronnyj resurs]. URL: http://met.emissia.org/offline/2021/met091/met091.pdf (data obrashcheniya 09.11.2022).

2. Danelyan T. Ya. Formal'nye metody ekspertnykh otsenok // Statistika i ekonomika. 2015. № 1. S. 183-187. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2015-1-183-187

3. Tarasov S. V., Maron A. E. Innovatsionnoe razvitie sistemy obrazovaniya na osnove metodologii sredovo-go podkhoda // Chelovek i obrazovanie. 2010. № 3 (24). S. 14-18.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ТАРАСОВ Сергей Валентинович — Sergei V. Tarasov.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia. E-mail: tarasovsvlo@yandex.ru

Доктор педагогических наук, профессор, ректор РГПУ им. А. И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.