УДК 316.334.52 (2 Рос - 4 Кус)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
© 2013 А. В. Немцев
соискатель каф социологии и политологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье анализируется существующее присутствие в сети Интернет представителей власти и гражданского общества Курской области, а также способы их коммуникации друг с другом в сетевом пространстве. Предлагаются варианты совершенствования взаимодействия в интернет-пространстве органов государственного управления с ведущими общественными организациями и политическими партиями, функционирующими на территории Курской области.
Ключевые слова: Интернет, государственное управление, гражданское общество, аудитория, Курская область
На рубеже XX-XXI вв. многие исследователи заговорили о том, что на смену индустриальному обществу все более уверенно приходит новый тип общества -сетевое общество. Многие предрекали, что оно неизбежно повлечет за собой серьезные трансформации в сфере экономики, труда и занятости, культуры, приведет к изменению социальных институтов. В настоящее время уже можно констатировать, что мы как никогда близки к этому переходу, возможно даже, сами того не замечая, уже осуществили его.
Сегодня уже можно говорить о формировании нового поколения людей, которые не мыслят свою жизнь без Интернета и общения в социальных сетях. По данным Минкомсвязи РФ, на начало 2012 г. количество пользователей Интернета в России составило 70 млн человек (численность всего населения РФ - 143 млн чел.).
В течение 2012 г. доля россиян, пользующихся Интернетом, продолжала расти. Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в сентябре 2012 г., интернет-пользователями являются уже 60% наших сограждан, причем 40% выходят в Сеть ежедневно (год назад - 30%).
Все более активная роль уделяется Интернету как инструменту коммуникации между властью и обществом. Процесс коммуникация между представителями власти и гражданского общества в интернет-пространстве происходит в пределах конфликта-согласия. Взаимодействие власти и общества в новых полях коммуникации, предоставляемых пространством Интернет, наиболее удобно классифицировать по методу В.И. Ильина. Классификация позволяет выделить следующие поля коммуникации.
1. Групповое поле (сетевые сообщества). В настоящее время в социальных сетях существует множество групп общественной направленности - официальных федеральных и региональных сообществ, групп сторонников той или иной политической партии или общественной организации, политиков и депутатов. Даже если политик не стремится создать свою официальную страницу или группу в наиболее популярной социальной сети, он просто обязан быть в курсе того, что в ней происходит, измерять общественные настроения, следить за тем, что пишут и говорят о нем самом.
2. Индивидуально-личностное поле (индивидуальные сайты, странички, блоги политических и общественных лидеров). За последние годы блоги и микроблоги наряду с персональными сайтами стали влиятельными коммуникативными площадками. В этом контексте стоит отметить популярность сервисов «Livejournal» и «Twitter».
3. Институциональное поле (сайты, порталы органов власти). Интересным с этой точки зрения представляется появление «гибридных институтов», то есть сотрудничество и кооперация между управляющими и управляемыми через Интернет. В качестве примера можно привести интернет-проект «Большое правительство», которое признано стать площадкой для оперативного взаимодействия министров с представителями партии власти, местных и муниципальных органов управления и всевозможных институтов гражданского общества.
Используя данную классификацию, в дальнейшем можно определить наиболее используемые поля коммуникации между органами власти и населением Курской области.
В целях изучения запроса населения Курской области о наиболее удобных для него способах и полях коммуникации с органами власти научно-исследовательской социологической лабораторией Курского государственного университета было проведено социологическое исследование на тему «Взаимодействие органов власти и гражданского общества Курской области в коммуникационном пространстве». Опрос населения в рамках исследования проводился в мае-июне 2012 г. в 53 населенных пунктах Курской области. Выборочная совокупность исследования формировалась как стратифицированная, многоступенчатая, случайная на этапе отбора респондентов выборка. Общее количество респондентов составило 1000 человек, проживающих в различных населенных пунктах и районах области (база ремонта выборки составила 40 интервью). Ошибка выборки по одному контролируемому признаку не превышала 3%. На этапе сбора социологической информации использовался метод формализованного (стандартизированного) интервью.
Результаты исследования показали, что Интернетом как основным источником получения информации пользуются 32,3% опрошенных респондентов. Интернет, ставший основным источником получения информации для граждан, активно «наступает на пятки» телевидению (49,1%) и значительно опережает по востребованности печатные СМИ (14,4%) и радио (3,6%). При этом выяснилось, что хотя Интернетом практически не пользуется каждый пятый опрошенный (20,5%), вместе с тем активными пользователями Интернета (пользуются им каждый день или довольно часто) являются три пятых (59,4%) респондентов, что коррелируется с представленными выше данными всероссийского социологического исследования, проведенного ВЦИОМ.
Отметим, что в условиях роста популярности интернет-пространства, утверждающего себя практически в качестве основного источника получения информации для граждан, органы власти регионального и местного уровня в Курской области предпринимают меры по более активному использованию этой площадки в своей деятельности, становясь все более активными участниками основных полей коммуникации. Так, с августа 2012 г. администрацией Курской области реализуется проект «Доверие». Этот проект, по замыслу его авторов, призван расширить рамки взаимодействия власти и общества, создать дополнительную площадку для обсуждения социально значимых вопросов. В рамках осуществления проекта «Доверие» в залах заседаний административных органов Курской области и города Курска установлены веб-камеры. С помощью данных устройств на официальных сайтах администрации Курской области и города Курска в on-line режиме ведутся прямые
трансляции заседаний различных административных структур. Все записанные файлы попадают в специальный архив проекта «Доверие», где любой желающий имеет возможность комментировать данные трансляции.
Помимо работы в рамках проекта «Доверие», представители региональной власти активно присутствуют и на других площадках. Так, заместитель председателя Курской областной думы В. Карамышев имеет свой сайт, интегрированный с основными социальными сетями. Губернатор Курской области А.Н. Михайлов не присутствует в социальных сетях, однако имеет свой личный блог на официальном сервере администрации Курской области. Глава Курска О.М. Германова в своей работе активно использует свой официальный сайт и страницу в социальной сети vkontakte.ru. Все вышеперечисленное свидетельствует о высокой степени готовности региональной власти Курской области использовать Интернет-пространство в своей работе.
Заметим при этом, что отделения политических партий и общественные организации, функционирующие на территории Курской области, также довольно активно присутствуют в интернет-пространстве. Все политические партии, представленные в Курской областной думе, имеют свои сайты, а их лидеры активно ведут свои блоги и страницы в социальных сетях. Имеет своё представительство в Интернете и региональная Общественная палата, страница которой размещена на официальном сервере администрации Курской области.
Вернемся к результатам проведенного исследования. Нам удалось выявить, что довольно большое число опрошенных в целом удовлетворены полнотой и содержанием информации о деятельности органов власти в регионе, - об этом заявили 42,1% респондентов. Однако при этом остается довольно значительной доля тех, кто хочет знать о деятельности органов власти Курской области больше, - 45,6%. Не интересуются информацией о деятельности органов власти каждый десятый опрошенный (9,6%). При этом полнотой и содержанием информации о деятельности политических партий и общественных организаций удовлетворены 36,2% респондентов, хотят знать больше об их деятельности 39,5% опрошенных. Информация о деятельности политических партий и общественных организаций не интересна каждому пятому (19,2%). Практику ведения интернет-блогов среди представителей власти Курской области поддерживает каждый третий (33,3%), значительное число респондентов относятся к ней нейтрально (41,7%), незначительное число опрошенных считают эту практику бесполезной (15,7%).
На основе проведенного полевого исследования можно сделать вывод о том, что формат блогов и личных страниц представителей власти в социальных сетях не вызывает столь ожидаемого всеобщего одобрения общества и, соответственно, не способен стать массовым и востребованным инструментом для осуществления функции взаимодействия между властью и обществом. Данный тезис подтверждают просмотры и оставленные комментарии на страницах представителей власти. Так, запись под заголовком «А вот пьянство в России, к сожалению, едва ли не национальный недуг», размещенная на странице заместителя председателя Курской областной думы В. Карамышева в социальной сети Vkontakte.ru, нашла всего лишь три одобрительных отклика. Аналогичная ситуация и в блоге губернатора Курской области - две последние записи (заголовки - «Еще раз про любовь» и «Что для солдата главное?») не имеют ни одного комментария пользователя сети Интернет.
Учитывая вышесказанное, можно отметить следующее: наибольший интерес со стороны пользователей Интернета к личным блогам региональных политиков проявляется сразу после их запуска. По прошествии некоторого времени интерес интернет-аудитории к данным ресурсам практически пропадает. Так, первая запись в блоге губернатора под названием «Приглашаю курян к диалогу» получила 52
комментария пользователей сети, вторая («Жилье молодым семьям») - уже 16, остальные семь записей прокомментировало всего лишь 17 человек.
Аналогичная ситуация и со страницей председателя Курской областной думы в социальной сети vkontakte.ru. Первая запись с личной фотографией В. Карамышева получила 69 откликов пользователей социальной сети, все остальные записи не набирали больше 22 «лайков», а за последние полгода верхней планкой является показатель записи «Куряне могут рассчитывать на финансовую поддержку от Москвы», набравшей всего лишь 10 откликов.
Невысокая популярность интернет-блогов как инструмента коммуникации представителей власти с населением свидетельствует о незначительном запросе на организованную таким образом коммуникацию.
Помимо присутствия региональных политических и общественных лидеров в блогах и социальных сетях общественные организации и политические партии, функционирующие на территории региона, также имеют свои сайты в Интернете. Однако анализ посещаемости данных ресурсов также свидетельствует об их невысокой востребованности пользователями сети. В качестве доказательства к этому утверждению возьмем сайты следующих общественных формирований:
1) Федерация профсоюзных организаций Курской области -http://www.prof.kursk.ru/;
2) Курская региональная молодежная общественная организация «СМОРОДИНА» - http://smorodina-centr.ru/;
3) Курская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) - http://voi-kursk.ru/;
4) Курское региональное отделение партии «Единая Россия» - http://kursk.er.ru/;
5) Курское региональное отделение КПРФ - http://kprf-kursk.ru/;
6) Курское региональное отделение Партии «Справедливая Россия» -http://kursk.spravedlivo.ru/.
Уровень среднесуточной аудитории данных сайтов в период с января по декабрь 2012 г. представлен ниже.
Ресурс Среднесуточная посещаемость ресурса, количество уникальных пользователей в сутки
Федерация профсоюзных организаций Курской области - http://www.prof.kursk.ru/ 18 (http://top.mail. ru/)
Курская региональная молодежная общественная организация «СМОРОДИНА» -http://smorodina-centr.ru/ 10 (http://top.mail. ru/)
Курская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) -http: //voi-kursk. ru/ 21 (http://rating.openstat.ru)
Курское региональное отделения Партии «Единая Россия» - http://kursk.er.ru/ 32 (http://rating.openstat.ru)
Курское региональное отделения Партии КПРФ - http://kprf-kursk.ru/ 12 (http://top100.rambler.ru)
Курское региональное отделение Партии «Справедливая Россия» -http: //kursk. spravedlivo. ru/ 7 (http://top.mail.ru)
По результатам анализа посещаемости интернет-ресурсов в течение 2012 г. ведущих общественных организаций и политических партий региона можно сделать вывод об их невысокой популярности среди пользователей сети Интернет.
Вместе с тем стоит отменить, что довольно востребованными и посещаемыми являются сайты информационных агентств и интернет-представительства традиционных СМИ. Такое положение вещей объясняется широким охватом аудитории СМИ за счет разнообразия информации размещенной в них.
В ходе мониторинга посещаемости этих ресурсов (через анализ счетчиков), проводившегося в период с мая по декабрь 2012 г., были получены следующие результаты:
Ресурс Среднесуточная посещаемость ресурса, количество пользователей в сутки
Информационное агентство «КурскСити» - http://kurskcity.ru/ 1100 (http://top.mail.ru/)
Сайт газеты «Друг для друга» -http://dddkursk.ru/ 2300 (http://top100.rambler.ru)
Сайт газеты «Курская правда» -http://kpravda.ru/ 1200 (http://rating.openstat.ru)
Сайт газеты «Городские известия» (Курск) - http://gi-kursk.ru/ 900 (http://rating.openstat.ru)
Информационное агентство «КурскВеб» - http://kurskweb.ru/ 1000 (http://top.mail.ru/)
Таким образом, интернет-ресурсы СМИ более востребованы у пользователей Интернета, чем блоги ведущих курских политиков и сайтов общественных организаций. В данном контексте стоит согласиться с позицией О.Н. Корженевой о том, что самоорганизация акторов в сетевом пространстве обычно происходит не на основе общих идей и смыслов, а на основе общей эмоции, которая чаще всего является негативной. Материалы, размещенные в блогах и на личных страницах курских политиков, зачастую лишены эмоционального оттенка, они сухи, лаконичны и, как правило, носят сугубо информативный характер. В то же время материалы о деятельности власти, опубликованные в СМИ, практически всегда содержат оценочные суждения, эмоциональны. А критический настрой по отношению к власти проявляется в большинстве проводимых социологических исследований. Так, наше исследование показало, что население региона позитивно относится к критике власти в СМИ: 49 % респондентов поддерживают её и всего лишь 1,6 % считают недопустимой.
Существующее сегодня разнообразие полей политической коммуникации способствует развитию контакта между гражданским обществом и властью. Оптимизация этого процесса позволит выявить наиболее приемлемые и результативные формы взаимодействия.
На основе проведенного анализа востребованности существующих интернет-ресурсов Курской области и данных полевого социологического исследования «Взаимодействие органов власти и гражданского общества Курской области в коммуникационном пространстве» можно сделать следующие выводы.
1. Население Курской области активно использует Интернет в качестве основного канала получения информации.
2. Региональная власть активно задействует возможности Интернета в своей работе и применяет широкий спектр полей коммуникации, взаимодействуя с интернет-аудиторией.
3. Наиболее посещаемыми интернет-ресурсами в Курской области являются ресурсы СМИ и информационных агентств.
Для совершенствования процесса взаимодействия интернет-аудитории и представителей власти, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие моменты. Наиболее перспективными для взаимодействия власти и общества являются площадки интернет-представительств СМИ и информационных агентств. Двигателем процесса взаимодействия власти и гражданского общества в интернет-пространстве является наличие эмоционального фона, в случае его отсутствия интерес к коммуникации пропадает.
С учетом вышеизложенного можно заключить, что существующие практики взаимодействия органов власти в Курской области с интернет-аудиторией не находят должного отклика среди пользователей сети Интернет. Для улучшения качества обратной связи, увеличения количества откликов, органам власти необходимо в регулярном режиме публиковать в интернет-представительствах СМИ и информационных агентствах информацию о своей деятельности, предполагающую обратную связь от интернет-аудитории. Данная информация должна иметь эмоциональную составляющую. Это могут быть непостановочные видеоролики (живое общение), комментарии различных событий от первого лица и иные содержащие эмоциональную составляющую материалы.
Библиографический список
Герасимова Е.В. Оптимизация политической коммуникации в условиях модернизации России // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 1. С. 15-18.
Герасимова Е.В. Специфика пространства коммуникации власти и общества в условиях политической модернизации // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. URL: http://www.teoria-practica.ru/-2-2012/sociology/gerasimova.pdf
Ильин В. И. Феномен поля: от метафоры к научной категории // Альманах социальных исследований «Рубеж». 2003. № 18. С. 29-50.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // Россия в конце XX века: тез. докл. междунар. конф. М., 1998. C. 36-48.
Корженнева О. Н. Сетевая мифология и особенности новой идентичности // Журналист, социальные коммуникации. 2011. № 4. URL: http://j ournalist-virt.ru/2010-03 -02-21 - 17-40/80-anons/ 1372-zhurnalist-042011 (дата обращения: 13.03.2013).
Результаты опросов ВЦИОМ, проведенных в 2011-2012 гг. «Пользуетесь ли вы Интернетом?». Опрошено 1000 в 46 регионах России. URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=711&q_id=51473 (дата обращения: 06.02.2011)
Fukuama F. Trust. The social virtues and the creation of prosperity. N.Y.: Free Press, 1995. 457 p.