■ ■ ■ Взаимодействие органов государственной власти с национальными и религиозными объединениями в условиях приграничного моноэтничного региона
Анциферова И.В., Уварова Т.С.
Курская академия государственной и муниципальной службы, Курск, Российская Федерация.
Аннотация: Автор исходит из того, межнациональные отношения - это одна из наиболее сложных и актуальных тем для обсуждения. В условиях когда Курская область является «теряющей» территорией, так как число выбывающих с территории превышают число прибывающих из других субъектов России и стран, только международная миграция с государствами - участниками СНГ имеет позитивный баланс. По мнению авторов, такие этнические миграционные процессы способствуют этнической и культурной фрагментации регионального сообщества. Сегодня в Курской области нет явно конфликтной ситуации в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, что однако не снимает актуальность проведения соответствующей национальной политики, ориентированной на налаживание отношений. На сегодняшний день самыми крупными диаспорами остаются: украинская, армянская, молдавская, польская. В регионе ведут активную деятельность две площадки: (1) дискуссионная и (2) экспертная.
Ключевые слова: публичные коммуникации, взаимодействие органов государственной власти и представителей общественных, национальных и религиозных объединений, моноэтничный регион, миграционные процессы, межнациональные отношения, внутрирегиональные миграционные процессы, межрегиональные миграционные процессы, международные миграционные процессы, Курская область
Для цитирования: Анциферова И.В., Уварова Т.С. Взаимодействие органов государственной власти с национальными и религиозными объединениями в условиях приграничного моноэтничного региона // Коммуникология. 2019. Том 7. №4. С. 128-136. DOI 10.21453 / 2311-3065-2019-7-4-128-136.
Сведения об авторах: Анциферова Ирина Владимировна, доктор социол. наук, профессор, президент Курской академии государственной и муниципальной службы; Уварова Татьяна Сергеевна, магистрант Курской академии государственной и муниципальной службы. Адрес: 305044, Россия, г. Курск, ул. Станционная, 9. E-mail: [email protected]; [email protected].
Статья поступила в редакцию: 11.11.2019. Принята к печати: 10.12.2019.
На сегодняшний день в силу тех или иных причин межнациональные отношения достаточно динамично развиваются во всем мире. Неоспорим тот факт, что межнациональные отношения наделены довольно большой силой, способной влиять на благосостояние или же, наоборот, на разрушение различных сфер жизни целых народов и государств. Стоит отметить, что такого рода отноше-
ния - это одна из наиболее сложных и актуальных тем для обсуждения не только на уровне управленческо-властных структур, но всех граждан государства в целом. Согласно Конституция Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от их расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Но в свете последних политических событий, межнациональные отношения требуют к себе все больше внимания органов власти всех уровней. Развитие межнациональных отношений довольно тесно связано с миграционными потоками, которые влекут за собой непредвиденный результат межнационального взаимодействия.
Характеристика миграционных процессов Курской области
Нужно сказать о том, что Курская область осуществляет процесс привлечения иностранных работников с целью их трудовой деятельности на территории региона. Но зачастую, мигранты выполняют некую сезонную работу, недорого оплачиваемую, а также с осуществлением физических усилий. Например, каждый год на территории Курской области около 60-70 % переселенцев находят работу в сельскохозяйственной и строительной сфере. Но, имеет место и привлечение квалифицированных мигрантов для осуществления трудовой деятельности на территории региона.
В основном на территорию Курской области прибывают из Белгородской, Воронежской и Орловской областей, а выбывают в большей степени в Московскую, Ленинградскую и Белгородскую область, а также в город Москву. Мигранты, прибывшие в Курскую область, зачастую, выбирают для постоянного места жительства города и поселки городского типа. В итоге имеет место нехватка курян, проживающих в конкретной местности (глубинке), а в зонах крупных городов, наоборот, наблюдается слишком высокий уровень концентрации населения. На сегодня существуют множество самых разнообразных причин, которые оказывают самое непосредственное влияние на рост или снижение темпов развития внутрирегионального переселения людей. Например, таковыми причинами в Курской области могут выступать: проблемы с водоснабжением, отсутствие газификации, неблагоустроенная окружающая среда, под чем, зачастую, имеются в виду дороги без твердого покрытия, а также недостаток в уличном освещении и так далее. Кроме того, нехватка рабочих мест в сельских поселениях является одной из наиболее болезненных причин внутрирегионального перемещения.
Если говорить о состоянии миграционных процессов Курской области в общем, то на основании статистических показателей территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области ежегодно число прибывших составило около 40-41 тысяч человек, а показатель выбывших составил 41-42 тысячу человек. Область имеет отрицательно миграцион-
ное сальдо примерно в одну тысячу человек. По данным статистическим показателям Курская область на сегодняшний день является, своего рода, «теряющей» территорией, так как число выбывающих с территории превышают число прибывающих из других субъектов России.
Отметим, что из всех видов миграции только международная миграция с государствами - участниками СНГ имеет позитивный баланс. Но данный вид миграции на территории области в последнее время Курской области носит весьма ограниченный характер, что фиксируется ежегодными статистическими показателями. Стоит сказать о том, что международное переселение со странами - участниками СНГ в значительной степени превышает тот же самый процесс с другими зарубежными государствами. Например, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области за 2016 год на территорию Курской области из государств - участников СНГ прибыло 12071 тысяч человек, в то время как выбыло 2515 тысячи человек. За этот же самый период из зарубежных стран в Курскую область въехало 3339 тысячи человек, а выехало 2480 тысячи человек (см. таблицу 1).
Таб. 1. Миграция населения с государствами-участниками СНГ (человек) / List of the CIS countries by net migration with Kursk region (people)
Январь - октябрь 2017 Январь - октябрь 2016
Миграция с государствами -участниками СНГ в том числе: число прибывших число выбывших миграционный прирост (+) / снижение (-) число прибывших число выбывших миграционный прирост (+) / снижение (-)
7868 3820 +4048 9876 2100 +7776
Беларусь 61 19 +42 50 15 +35
Казахстан 161 86 +75 245 90 + 155
Молдова 426 266 + 160 391 252 + 139
Украина 5533 2710 +2823 7504 986 +6518
Закавказье 789 331 +458 806 349 +457
Азербайджан 182 26 + 156 148 28 + 120
Армения 607 305 +302 658 321 +337
Средняя Азия 898 408 +490 880 408 +472
Киргизия 101 46 +55 96 29 +67
Таджикистан 255 64 + 191 188 95 +93
Туркмения 36 79 -43 78 69 +9
Узбекистан 506 219 +287 518 215 +303
В период 2017 года ситуация довольно сильно изменилась. Так, из стран -участников СНГ на территорию Курской области прибыло 9508 тысяч человек, что на 2563 тысячи человек меньше, по сравнению с 2016 годом. Число выбывших составило 4896 тысячи человек, а это, в свою очередь, значительно пре-
вышает показатель 2016 года. Из зарубежных стран в область въехало 626 человек, то есть на 2713 тысячи человек меньше, чем в 2016 году. А выехало 3168 тысячи человек, что, как и в случае с международными миграционными процессами со странами - участниками СНГ, в определенной мере превышает статистические показатели 2016 года. Наиболее активные миграционные процессы были связаны с Украиной, Арменией и Узбекистаном, а наименее с Белоруссией, Киргизией и Туркменией.
Рост миграционных процесс способствуют этнической и культурной фрагментации регионального сообщества. Данное обстоятельство в сочетании с ростом внутренних дезинтегрирующих обстоятельств (плохое материальное благосостояние жителей, низкие доходы населения, высокие цены на товары первой необходимости и коммунальные услуги, высокий уровень безработицы и опасение потерять работу большей части занятого населения), выступает фактором, способствующим порождению межнациональных и межконфессиональных конфликтов [Зотов, Алексеенко, Губанов].
Организация взаимодействия между представителями заинтересованных сторон
На сегодняшний день в Российской Федерации и ее субъектах ведется достаточно активная работа по налаживанию дружественных отношений между гражданами разных национальностей, а также разработка различных мер по предотвращению межнациональных и религиозных разногласий на ранних стадиях появления конфликта. «Стоит отметить, что такого рода отношения - это одна из наиболее сложных, а потому и наиболее актуальных на сегодняшний день, тем для обсуждения не только на уровне легитимных управленческо-властных структур, но всех граждан государства в целом» [Давлетшина, Егорова и др,].
Сегодня в Курской области нет явно конфликтной ситуации в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, об этом свидетельствует целый ряд проведенных исследований по региону [Салова, Алексеенко; Анциферова; Анциферова, Зотов], и при этом в области ситуации в сфере этноконфессиональ-ных отношений выглядит даже более благополучной в сравнении с некоторыми другими регионами нашей страны [Завьялова; Максимова, Гончарова, Омель-ченко; Проказина, Исаев; Омельченко, Максимова и др.].
Согласно статистическим данным на территории Курской области проживает около 95-97 % русскоязычного населения. Но одновременно с этим территория региона является родиной для представителей ста сорока двух национальностей. Исторически сложилась такая ситуация, что на территории области даже на сегодняшний день самыми крупными диаспорами остаются украинская, армянская, молдавская, польская. Например, особого внимания заслуживает армянская диаспора, насчитывающая только лишь на территории Курской области около двадцати пяти тысяч человек. Все крупные национальные диаспоры имеют свои некоммерческие организации, сформированные по национальному при-
знаку. На сегодняшний день на территории региона таковых десять. Разумеется, каждая диаспора является уникальной организацией людей, имеющих свои общие корни, специфичные правила и нормы поведения, культуру и обычаи. На социальную жизнь региона они действуют разными методами, как открытыми, так и закрытыми от общественности и органов власти, с разной мерой функциональности / дисфункциональности. «Отсюда и важнейшим условием самого существования государства следует признать приоритетным внимание к сфере межнациональным и межконфессиональным отношениям. Данная сфера как живой организм - постоянно развивается, выбрасывая на поверхность острые вызовы и проблемы. Деятельность государственных и муниципальных органов власти на местах требует чуткого отношения к нуждам и запросам граждан, социальных групп, общественных объединений, национальных диаспор и конфессиональных общин» [Анциферова, Зотов, Лукащук: 18].
Названные выше диаспоры принимают наиболее активное участие в общественной жизни региона, хотя, разумеется, существуют и другие, которые также готовы к открытому диалогу и построению совместной деятельности, направленной на поддержание гармонизации между межнациональными культурами, что предполагает реализацию модели диалого-партнёрской коммуникации между органами власти и представителями заинтересованных сторон, в качестве которых выступают общественные, национальные и религиозные объединениями. В конечном итоге ключевым игроком становится тот, кто вы-страивает более эффективную инфраструктуру, позволяющую превратить разрозненные группы людей, формально объединенные этнокультурным признаком в сеть [Полоско-ва, Скринник]. Там же отмечалось, что феномен современных диаспор содержит в себе до сих пор слабо исследуемое явление наложения друг на друга социальных, этнических и политических пространств, вследствие чего стало возможным возникновение и существование глобальных этнических анклавов, пересекающих границы культур и государств. Изучение роли мигрантских групп в историческом развитии многих стран мира показывает, что диаспоры изначально имели большое влияние на общественно-политическую ситуацию, в местах своего поселения, и были вовлечены в их общественно-политическую деятельность. Как показывает, проведенный нами анализ, такое вовлечение диаспор в жизнь местных сообществ может приобретать довольно разнообразные формы, а направление их деятельности может быть нацелено как в сторону принимающей страны, так и в сторону родины мигрантов [Уварова].
Разумеется, любая диаспора - это особая общественная сила, с которой необходимо налаживать равносторонний открытый диалог. В Администрации Курской области этим вопросам уделяется достаточно большое внимание. И прежде всего, следует упомянуть о постоянно обновляющихся нормативных и правовых актах.
В соответствии с утвержденным постановлением Администрации области Подпрограмма 4 «Реализация мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России в Курской области» государ-
ственной программы Курской области «Развитие культуры Курской области» на территории региона успешно реализуются определенные мероприятия, направленные на сохранение межкультурного согласия различных народов региона.
Представители разных национальностей, проживающие не только в Курской области, но и во всей стране в целом, должны ощущать себя единым российским этносом: «все мы россияне». К сожалению, на сегодняшний день по социологическим опросам, на вопрос о своей принадлежности, граждане, как правило, отвечают свою национальную принадлежность, а не государственную, или не вспоминают о ней и вовсе. Разрешение данной проблемы с помощью диалога с общинами - это главная задача властных органов на сегодняшний день.
Взаимодействуя с председателями общин Комитет внутренней политики в течении года проводит около 60-70 различных мероприятий в формате фестивалей, шествий, праздников. Человек, разумеется, после государственной принадлежности, должен чувствовать принадлежность к региону, на территории которого он проживает. И данные мероприятия как раз довольно сильно укрепляют региональную идентичность.
В регионе ведут активную деятельность две площадки: (1) дискуссионная и (2) экспертная. Первая площадка, дискуссионная - это рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Курской области. Туда входят лидеры национальных диаспор и религиозных организаций. На этой площадке принято обсуждать все вопросы межнациональных отношений, в том числе вопросы острого характера, как скажем, вопросы религии.
Вторая экспертная площадка - это комиссия по межнациональным отношениям Курской области.
На сегодняшний день, Курская область реализует тридцать два проекта в этой сфере, которая объединяет людей разных национальностей.
Можно назвать два наиболее актуальных на сегодняшний день проекта, которые реализуются на территории региона во взаимодействии с представителями общин. Первый проект это «Славянское содружество», о котором мы уже говорили. Второй проект - это проект «Содружество православной молодежи». Этот проект родился из подписания акта о каноническом единстве между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и зарубежной церковью. С 2008 г. на территории Курской области собираются лучшие представители русского зарубежья и представляют все епархии русской диаспоры за рубежом. Начиная от Австралии, Новой Зеландии, Южной и Северной Америки. Курирует проект с зарубежной стороны сам митрополит Илларион. В этот проект входят: зарубежные приходы РПЦ, Россия, Беларусь, и последние пять лет, ни разу не пропустила делегация из Украины.
Особое внимание отводится религиозной политике. Администрация Курской области ведет активное взаимодействие с пятнадцатью разными концессиями, которые насчитывают триста пятьдесят одну религиозную организацию.
Крупнейшая, конечно, это Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Среди основных, общих с Администрацией Курской области проек-
тов, такие как деятельность по сохранению исторических святынь региона, преподавания основ православной культуры в рамках факультативного курса.
Заключение
Таким образом, в Курской области только международные миграционные процессы дают позитивный рост численности населения, но одновременно снижают долю исконного русского населения. На сегодняшний день Курскую область по праву можно отнести к числу наиболее оптимальных для жизни мигрантов регионов. Действительно, благоприятные природные характеристики региона создают наилучшие условия, помогающие как нельзя лучше адаптироваться мигрантам в новом для них обществе.
Органы государственной власти Курской области ведут активное взаимодействие с национальными диаспорами при решении определенных вопросов, касающихся межнациональных отношений. Нужно сказать о том, что за последнее время на территории региона крупных межнациональных конфликтов выявлено не было, и это, безусловно, можно отнести к успешным результатам грамотно реализуемой национальной политики органов государственной власти. Национальные сообщества также достаточно активно принимают участие в различных областных и городских мероприятиях, ведут открытый равносторонний диалог с представителями государственной власти.
Источники
Анциферова И.В., Зотов В.В., Лукащук В.И. (2018). Состояние межконфессиональных и межнациональных отношений в курской области // Межнациональные и межконфессиональные отношения в приграничном регионе: состояние и тенденции: сборник материалов международной научно-практической конференции. Курск: Изд-во Академии госслужбы.
Анциферова Н.Г., Зотов В.В. (2016). Население о миграционных процессах в моноэтническом регионе // Парадигмальные основания государственного управления: социально-экономическая перспектива: Сборник научных статей V международ. научной конф. в рамках XVI межрегиональной универсальной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки. В 2-х частях. Ч.1.Курск: Академия госслужбы. С. 121-128.
Давлетшина Л.А. Егорова Е.А., Семенов П.А., Эпштейн Н.Д. (2017). Методологические вопросы анализа влияния миграции на социально-экономическую ситуацию: монография. М.: КноРус.
Завьялова М.Н. (2014). Особенности проявления межнациональных отношений в приграничных регионах России // Вестник университета. № 21. Р. 189-197.
Зотов В.В., Алексеенко А.И., Губанов А.В. (2019). Роль стейкхолдеров этноконфессиональ-ного пространства публичных коммуникаций в гармонизации отношений и предотвращении конфликтов в приграничном регионе. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. № 44(3). С.396-409.
Максимова С.Г., Гончарова Н.П., Омельченко Д.А. (2015). Межнациональные отношения в приграничных российских регионах: субъективные оценки населения // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. № 3(2). Р. 51-56.
Омельченко Д.А., Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Черепанова М.И. (2017). Состояние сферы межнациональных отношений в Алтайском крае // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. № 6 (152): 189-194.
Полоскова Т.В., Скринник В.М. (2003). Русский мир: мифы и реалии. М.: Московский Фонд «Россияне».
Проказина Н.В., Исаев А.В. (2015). Межнациональные и межэтнические конфликты в оценках населения мононациональных регионов. Вестник Поволжского института управления. №2 (47). С. 31-36.
Салова И.А., Алексеенко А.И. (2019). Отношение жителей Курской области к трудовым мигрантам // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра: научно-теоретический и практический журнал. 2019. №3. С.61-68.
Уварова Т.С. (2018). Политическое измерение диаспоральных процессов // Межнациональные и межконфессиональные отношения в приграничном регионе: состояние и тенденции: сборник материалов международной научно-практической конференции. Курск: Изд-во Академии госслужбы. С. 218-224.
■ ■ ■ Interaction of State Authorities with National and Religious Associations in the Conditions of Cross-border Monoethnic Region
Antsiferova I.V., Uvarova T.S.
Kursk Academy of State and Municipal Service, Kursk, Russian Federation.
Abstract. The author proceeds from the fact that interethnic relations are one of the most difficult and relevant topics for discussion. In the conditions when the Kursk region is a 'losing' territory, since the number of departing from the territory exceeds the number of arriving from other subjects of Russia and other countries, only international migration with the CIS member states has a positive balance. According to the authors, such ethnic migration processes contribute to the ethnic and cultural fragmentation of the regional community. Today in the Kursk region there is no clearly conflict situation in the sphere of interethnic and interfaith relations, which however does not remove the relevance of pursuing the corresponding national policy aimed at establishing relations. Today, the largest diasporas in the region are Ukrainian, Armenian, Moldavian, Polish. The interaction on interethnic and interconfessional issues is based two active sites: (1) discussion platform with the participation of ethnic leaders and representatives of religious organizations; (2) expert platform - commission on interethnic relations of the Kursk region.
Keywords: public communications, interaction of state authorities and representatives of public, national and religious associations, mono-ethnic region, migration processes, interethnic relations, intraregional migration processes, interregional migration processes, international migration processes, Kursk region
For citation: Antsiferova I.V., Uvarova T.S. (2019). Interaction of state authorities with national and religious associations in the conditions of cross-border monoethnic region. Communicology (Russia). Vol. 7. No.4. P. 128-136. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-4-128-136.
Inf. about the authors: Antsiferova Irina Vladimirovna, Dr.Sc.(Soc.), professor, president of the Kursk Academy of State and Municipal Service; Uvarova Tatiana Sergeevna, graduate student at Kursk Academy of State and Municipal Service. Address: 305044, Russia, Kursk, Stationnaya str. 9. Corresponding e-mail: [email protected].
Received: 01.11.2019. Accepted: 10.12.2019
References
Antsiferova I.V., Zotov V.V., Lukashchuk V.I. (2018). The state of interfaith and interethnic relations in the Kursk region. In: Interethnic and interfaith relations in the border region: status and trends: a collection of materials of an international scientific and practical conference. Kursk: Publishing House of the Academy of Public Administration (In Rus.).
Antsiferova N.G., Zotov V.V. (2016). The population opinion on migration processes in the mono-ethnic region. In: The paradigmatic foundations of public administration: a socio-economic perspective: Collection of scientific articles 5th international. scientific conference in the framework of the 16th interregional universal wholesale and retail Kursk Korensky fair. In 2 parts. Part 1. Kursk: Academy of Public Administration. P. 121-128 (In Rus.).
Davletshina L.A., Egorova E.A., Semenov P.A., Epstein N.D. (2017). Methodological issues of the analysis of the impact of migration on the socio-economic situation: monograph. M.: KnoRus (In Rus.).
Maksimova S.G., Goncharova N.P., Omelchenko D.A. (2015). Interethnic relations in the Russian border regions: subjective assessments of the population. Social integration and development of ethnic cultures in the Eurasian space. No.3(2). P. 51-56 (In Rus.).
Omelchenko D.A., Maksimova S.G., Noyanzina O.Ye., Cherepanova M.I. (2017). Condition of sphere of interethnic relations in the Altai region. Bulletin of Altai state agricultural university. No.6 (152). P. 189-194 (In Rus.).
Poloskova T.V., Skrinnik V.M. (2003). Russian world: myths and realities. M.: Russians (In Rus.).
Prokazina N.V., Isaev A.V. (2015). Interethnic and Transnational Conflicts in the Estimates of Mono-Ethnic Regions Population. The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration. No. 2 (47). P.31-36 (In Rus.).
Salova I.A., Alekseenko A.I. (2019). Attitude of residents of the kursk region towards labor. State and society: yesterday, today, tomorrow. scientific-theoretical and practical journal. No.3 (9). P.61-68 (In Rus.).
Uvarova T.S. (2018). The political dimension of diaspora processes. In: Interethnic and interfaith relations in the border region: state and trends: a collection of materials of an international scientific and practical conference. Kursk, December 12-13, 2018 / ed. V.V. Zotova. Kursk: Academy of Public Administration. P. 218-224 (In Rus.).
Zaviyalova M.N. (2014). Peculiarities of interethnic relations in border regions of Russia. University Herald. No.21. P. 189-197 (In Rus.).
Zotov V.V., Alekseenko A.I., Gubanov A.V. 2019. The stakeholders role of ethno-confessional space of public communications in harmonizing relations and averting of conflicts in the frontier region. Belgorod State University Scientific Bulletin. Philosophy. Sociology. Law series. No. 44 (3). P. 396-409 (In Rus.).