Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ НЕПОЛИТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В. (ЧАСТЬ 1)'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ НЕПОЛИТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В. (ЧАСТЬ 1) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГОРОДСКАЯ ДУМА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилова Н. И.

Статья посвящена анализу становления практики взаимодействия органов городского самоуправления Иркутской губернии и общественных неполитических организаций в последней трети XIX в. В силу особенностей общественной жизни малых городов губернии связи муниципалитетов с общественными объединениями в рассматриваемый период сформированы не были, наиболее ярко они проявили себя в губернском центре. В первой части статьи исследуется зависимость характера взаимодействия иркутской городской думы с обществами от позиции региональной власти; специфики состава инициативных групп обществ; оценки думой вклада организации в решение насущных для города задач в социальной сфере; общественно-политической ориентации гласных. Выявлено, что отношения думы с обществами, созданными административным путем и находящимися под покровительством губернской администрации, носили формализованный характер. Наибольшей поддержкой думы, прежде всего ее либерального крыла, пользовались культурно-просветительные и благотворительные общества в сфере образования, инициатива создания которых принадлежала местной интеллигенции. Рассмотрены основные каналы, формы и направления установившихся связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гаврилова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF MUNICIPAL SELF-GOVERNMENT BODIES OF IRKUTSK PROVINCE WITH PUBLIC NON-POLITICAL ORGANIZATIONS IN THE LAST THIRD OF THE XIX CENTURY (PART 1)

The paper is concerned with the analysis of the formation of the interaction practice between municipal self-government bodies and public non-political organizations in Irkutsk province in the last third of the XIX century. The relations between municipalities and public associations manifested themselves to a greater extent in Irkutsk than in small towns due to the peculiarities of their social life. The first part of the paper examines the dependence of the nature of the interaction of the Irkutsk City Duma with organizations on the position of regional authorities. The author also investigates the dependence on the specifics of the composition of initiative groups of organizations, the Duma's assessment of the organization's contribution to solving important tasks for the city in the social sphere, and the socio-political orientation of the Duma members. It is revealed that the Duma's relations with organizations created through administrative means and acting under the patronage of the provincial administration were formalized. The Duma and the liberal part of it in particular supported cultural, educational, and charitable organizations in the field of education. The initiative to create these organizations belonged to the local intelligentsia. The main channels, forms, and directions of the established relations are considered.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ НЕПОЛИТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В. (ЧАСТЬ 1)»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 92-99. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 1. P. 92-99.

Научная статья УДК 94(571.53)

https://doi.org/10.24158/fik.2023.1.14

Взаимодействие органов городского самоуправления Иркутской губернии с общественными неполитическими организациями в последней трети XIX в. (часть 1)

Наталья Игоревна Гаврилова

Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия, nig2312@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8473-9213

Аннотация. Статья посвящена анализу становления практики взаимодействия органов городского самоуправления Иркутской губернии и общественных неполитических организаций в последней трети XIX в. В силу особенностей общественной жизни малых городов губернии связи муниципалитетов с общественными объединениями в рассматриваемый период сформированы не были, наиболее ярко они проявили себя в губернском центре. В первой части статьи исследуется зависимость характера взаимодействия иркутской городской думы с обществами от позиции региональной власти; специфики состава инициативных групп обществ; оценки думой вклада организации в решение насущных для города задач в социальной сфере; общественно-политической ориентации гласных. Выявлено, что отношения думы с обществами, созданными административным путем и находящимися под покровительством губернской администрации, носили формализованный характер. Наибольшей поддержкой думы, прежде всего ее либерального крыла, пользовались культурно-просветительные и благотворительные общества в сфере образования, инициатива создания которых принадлежала местной интеллигенции. Рассмотрены основные каналы, формы и направления установившихся связей.

Ключевые слова: органы городского самоуправления, городская дума, социальная сфера, общественные неполитические организации, самоорганизация общественности, гражданское общество, общественная инициатива, благотворительность, Иркутская губерния.

Для цитирования: Гаврилова Н.И. Взаимодействие органов городского самоуправления Иркутской губернии с общественными неполитическими организациями в последней трети XIX в. (часть 1 ) // Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 92-99. https://doi.org/10.24158/fik.2023.1.14.

Original article

The Interaction of Municipal Self-Government Bodies of Irkutsk Province with Public Non-Political Organizations in the Last Third of the XIX Century (Part 1)

Natalya I. Gavrilova

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia, nig2312@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8473-9213

Abstract. The paper is concerned with the analysis of the formation of the interaction practice between municipal self-government bodies and public non-political organizations in Irkutsk province in the last third of the XIX century. The relations between municipalities and public associations manifested themselves to a greater extent in Irkutsk than in small towns due to the peculiarities of their social life. The first part of the paper examines the dependence of the nature of the interaction of the Irkutsk City Duma with organizations on the position of regional authorities. The author also investigates the dependence on the specifics of the composition of initiative groups of organizations, the Duma's assessment of the organization's contribution to solving important tasks for the city in the social sphere, and the socio-political orientation of the Duma members. It is revealed that the Duma's relations with organizations created through administrative means and acting under the patronage of the provincial administration were formalized. The Duma and the liberal part of it in particular supported cultural, educational, and charitable organizations in the field of education. The initiative to create these organizations belonged to the local intelligentsia. The main channels, forms, and directions of the established relations are considered.

Keywords: municipal self-government bodies, City Duma, social sphere, public non-political organizations, self-organization of the public, civil society, public initiative, charity, Irkutsk province

For citation: Gavrilova, N.I. (2023) The Interaction of Municipal Self-Government Bodies of Irkutsk Province with Public Non-Political Organizations in the Last Third of the XIX Century (Part 1). Society: Philosophy, History, Culture. (1), 92-99. Available from: doi:10.24158/fik.2023.1.14 (In Russian).

© Гаврилова Н.И., 2023

Одной из важных задач развития институтов местного самоуправления в современном российском обществе выступает совершенствование взаимодействия муниципальных органов с некоммерческими организациями, аккумулирующими наиболее организованную и социально активную часть населения. Реализация потенциала межсекторного взаимодействия субъектов местного самоуправления и некоммерческих организаций становится значимым условием развития гражданского общества, социальной ответственности и солидарности (Alexander, 2006: 551). Глубокое осмысление проблем в данной сфере обусловливает обращение к историческому опыту формирования взаимоотношений органов городского самоуправления и общественных организаций в имперской России второй половины XIX - начала ХХ вв. Исследование проблемы видится перспективным как на общероссийском уровне, так и в рамках отдельных регионов.

Пореформенный период истории Сибири был отмечен значительным расширением пространства гражданской инициативы региональной общественности. Важными его элементами выступали общественные неполитические организации и реформированные органы городского самоуправления. Анализ их взаимодействия представляет существенный интерес с точки зрения изучения проблем интеграции местной общественности, формирования основ гражданского общества в Сибири в условиях капиталистической модернизации второй половины XIX - начала ХХ вв. Применительно к городам Иркутской губернии изучение данных вопросов представлено лишь фрагментарно (Оглезнева, 2016; Севостьянова, 2016; Гаврилова, 2019).

Основными задачами настоящей статьи являются анализ становления практики взаимодействия органов городского самоуправления Иркутской губернии и общественных неполитических организаций в последней трети XIX в., изучение каналов, форм и направлений возникших связей, выявление роли муниципалитетов губернии в складывающихся взаимоотношениях. Заявленный комплекс вопросов в качестве самостоятельной темы рассматривается впервые.

Основу источниковой базы исследования составили протоколы заседаний и делопроизводственная документация городских дум Иркутской губернии, отчеты общественных объединений.

На общесибирском материале, материалах городов Западной Сибири, а также Енисейской губернии второй половины XIX - начала ХХ вв. ценные наблюдения и ряд значимых выводов по данной проблеме представлены в рамках исследования развития общественного самоуправления (История общественного самоуправления..., 2006; Болонкина, Ермакова, 2015), с одной стороны, изучения эволюции неполитических общественных организаций региона (Дегальцева, 2002; Филимонов, 2020), с другой. Данная тема получает разработку и на материалах отдельных регионов Европейской России (Полянина, 2006; Бойко, Мухамедов, 2016).

К началу 1880-х гг. общественные объединения Иркутской губернии представляли пеструю картину образований, разнящихся по способам организации, составу их инициативных групп и направлениям деятельности. Соответственно уровню самоорганизации и самосознания городского общества эволюция их создания на протяжении второй половины XIX в. шла в направлении от полубюрократических благотворительных обществ, открытых по инициативе губернских властей, к обществам взаимопомощи и культурно-просветительным объединениям, инициатива создания которых принадлежала преимущественно местной интеллигенции (Гаврилова, 2019: 386). В 1880 г. в Иркутске существовали уже 24 общества. К 1900 г. город сосредотачивал до 80 % общественных организаций губернии (общее же их число к началу ХХ в. составляло 45) (Гаврилова, 2005: 258).

В окружных городах (Балаганске, Верхоленске, Киренске, Нижнеудинске) в течение второй половины XIX в. в административном порядке было открыто шесть общественных объединений в качестве отделений губернских комитетов общероссийских обществ. В значительной степени эти объединения существовали лишь на бумаге. Открытое в 1896 г. в Киренске Общественное собрание было единственным объединением, созданным по инициативе общественности, а не административным путем (Гаврилова, 2019: 385).

Под влиянием активизации общественной жизни региона изменения переживали и органы городского самоуправления Иркутской губернии. Прежде всего, изменения затронули Иркутск. В малых городах губернии значимость муниципалитетов в восприятии горожан оставалась низкой, а сама деятельность дум характеризовалась апатичностью (Гаврилова, 2019: 333-334).

К 1880-м гг. органами городского самоуправления Иркутска был накоплен определенный опыт хозяйственной деятельности, шел процесс формирования либерального крыла думы. С середины 1890-х гг. в состав думы входили ссыльные народники Н.И. Глушков, И.О. Концевич, И.И. Попов, Б.П. Шостакович. Либеральную интеллигенцию поддерживали купцы В.В. Жарников, И.П. Замятин, П.Р. Кравец, А.С. Первунинский, Н.П. Поляков, С.Н. Родионов, В.О. Тышко, мещане П.П. Гундерин, С.И. Вотинцев (Гаврилова, 2019: 342, 352). Фамилии этих гласных чаще других встречаются в протоколах заседаний думы при обсуждении вопросов, связанных с деятельностью общественных объединений.

Оформлялось видение думой приоритетных направлений деятельности, неотложных проблем, требующих пристального внимания со стороны города. С 1880-х гг. становится заметным усиление внимания думы к общественным объединениям города как структурам, способным выступить в качестве дополнительных рычагов решения насущных вопросов социальной сферы, главным образом в области образования и просвещения, оказания социальной помощи, формирования пожарной безопасности.

Включение общественных объединений в сферу своего внимания явилось для Иркутской городской думы одной из новых областей ее взаимодействия с общественностью, потребовав выработки ориентиров и приоритетов складывающихся взаимосвязей в очерченных правительственной политикой рамках.

Наибольшую поддержку дума, прежде всего ее прогрессивно-либеральное крыло, стремилась оказать культурно-просветительным обществам, инициатива создания которых в подавляющем большинстве случаев принадлежала местной интеллигенции. Возникновение этих организаций отражало видение общественностью насущных проблем, главным образом в области образования, культуры и просвещения, а их решение воспринималось Иркутской городской думой в качестве приоритетных задач. Не случайно при обсуждении устава Общества попечения о народном образовании (1887 г.) гласные подчеркивали, что оно «могло бы стать прекрасным помощником городскому управлению в деле народного образования»1.

Поддержку думы получила и инициатива местной интеллигенции по организации народных чтений. Подобная форма просветительской работы зарождается в губернском центре в начале 1890-х гг. Дума постановила ежегодно выдавать 600 руб. кружку иркутских учителей, с 1892 г. успешно проводивших народные чтения2. Организаторам народной читальни им. А.В. Потаниной была единогласно назначена ежегодная субсидия в размере 200 руб. (1896 г.) и выделено помещение (две комнаты в здании городской управы) для проведения чтений. Гласными подчеркивалось, что «дальнейшее существование народных читален весьма желательно»3.

Нередко для решения конкретных вопросов, связанных с ходатайством культурно-просветительных обществ, на заседание думы приглашались их представители. Со временем данная практика стала одним из дополнительных каналов взаимодействия думы с общественными объединениями.

Ежегодную субсидию от думы получал и Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО)4. Научно-популяризаторская деятельность отдела, направленная на привлечение в музей ВСОИРГО публики, активизируется в 1880-1890-х гг. Благодаря выделяемым пособиям пополнялась его экспозиция.

Однако не всегда прогрессивно-либеральному крылу думы удавалось с первого раза провести решение о поддержке культурно-просветительного объединения. Выделение денежной субсидии, а тем более муниципальных земель в центре города могло вызвать сопротивление части гласных, принадлежащих к торгово-промышленных слоям города. Три года (1901-1903 гг.) потребовалось Обществу распространения народного образования и народных развлечений для вынесения думой положительного решения о выделении участка под строительство обществом детского сада. Причем решение было принято при значительной доле проголосовавших против (26 - «за», 14 - «против»)5.

Помимо культурно-просветительных объединений дума стремилась поддержать созданные по инициативе общественности благотворительные общества в области образования. В частности, Обществу для оказания пособий учащимся в Восточной Сибири городская управа бесплатно выделяла помещения для заседаний комитета и общих собраний членов общества.

Следует отметить, что и среди иногородних общественных организаций дума выделяла те, чья деятельность концентрировалась прежде всего в области поддержки учащихся - уроженцев Иркутской губернии. Так, деятельность Общества содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам была поддержана гласными вскоре после его открытия (1884 г.). В юбилейном отчете общества указывалось: «Из городских дум раньше других откликнулась Омская, внеся 100 руб.; Баргузинская прислала 25 руб.; Иркутская постановила вносить ежегодно по 300 руб.; Енисейская, Нерчинская и Селенгинская выразили сочувствие, но отклонили ходатайство Общества о поддержке, сославшись на недостаток средств; остальные думы - промолчали»6. Такой же денежной субсидией от Иркутской городской думы пользовалось Общество для пособия нуждающимся сибирякам и сибирячкам, учащимся в учебных заведениях Москвы.

1 Известия Иркутской городской думы. 1888. № 1. С. 25.

2 Там же. 1890. № 1. С. 104-107.

3 Там же. 1897. № 23-24. С. 917.

4 Там же. 1896. № 5-6. С. 130-132.

5 Там же. 1903. № 11-12. С. 60.

6 К двадцатипятилетию Общества содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам // Сибирские вопросы. 1909. № 39-40. С. 68-69.

Интересно отметить, что обратившееся в 1896 г. в Иркутскую городскую думу Общество для усиления средств Санкт-Петербургскому женскому медицинскому институту также получило единовременную помощь из Иркутска1: задача женского образования признавалась деятелями думы важной. В то же время нагрузка на городской бюджет в условиях военного времени помешала гласным назначить субсидию Высшим женским курсам в Казани, в 1904 г. обратившимся с просьбой о пособии к муниципалитету Иркутска2.

Значительное внимание дума уделяла поддержке обществ, чья деятельность концентрировалась в области городского хозяйства (Иркутское добровольное пожарное общество, Общество спасения на водах и др.). Их функционирование отвечало задачам муниципалитета по организации безопасной среды города. В частности, дума неизменно подчеркивала «связь интересов города»3 с Добровольным пожарным обществом. Объединениям предоставлялись денежные субсидии, выделялись помещения, земельные участки для реализации их уставных целей.

Гораздо более формализованный характер носили отношения думы с благотворительными объединениями и попечительствами, созданными административным путем, по распоряжению местных властей: Иркутским губернским попечительством детских приютов, Иркутским губернским тюремным комитетом, Иркутским отделением Красного Креста, Иркутским Благотворительным обществом. Возникнув в 1850-1860-х гг. одними из первых, эти общества включали в себя верхушку чиновничества и купечества, представителей высших военных чинов и зачастую возглавлялись начальником края или его супругой. Нередко ходатайства от этих объединений в органы городского самоуправления сопровождались запиской губернатора с предложением о пособии. Ситуация создавала определенное давление на думу, вынуждая принимать положительные решения в пользу того или иного общества.

Чаще других подобную практику использовали представители Иркутского благотворительного общества, небезуспешно добиваясь дотации. Так, в 1889 г. отказ думы в просьбе о субсидии в связи с дефицитом бюджета на следующий год был заменен удовлетворением ходатайства и выплатой обществу пособия в размере 3000 руб., большая часть которого предназначалась для детского приюта. Интересно отметить, что благодарность за оказанную поддержку пришла не от Благотворительного общества, а от губернатора4.

Вместе с тем позиция думы не была соглашательской. Ходатайства обществ, идущие вразрез с мнением думы относительно интересов города, отклонялись. В частности, принципиальную позицию дума заняла в вопросе о заявленном Благотворительным обществом праве на участие в доходах городского театра. Точка зрения его основывалась на практике 1880-х гг., в течение которых чистый доход с построенного на средства иркутских золотопромышленников театра поступал в пользу Благотворительного общества согласно воле строителей. Суммы увеличивались благодаря дополнительному сбору с театральных мест. Ежегодный размер дохода составлял около 2,2 тыс. руб.5 В 1894 г. театр сгорел. С этого времени Благотворительное общество вплоть до 1901 г. периодически поднимало в думе вопрос о возмещении ему городом потерянных «театральных» денег. После постройки в 1897 г. нового здания театр был принят в ведение города, осуществлявшего взвешенную культурную политику в его отношении. Иркутский театр считался одним из лучших в провинциальной России. В этих условиях претензии Благотворительного общества на участие в доходах театра думой были окончательно отклонены (1901 г.)6.

Неофициальная точка зрения по поводу обязательности финансирования думой деятельности Благотворительного общества была высказана городским поверенным Шапиро, отметившим, что «вознаграждение Благотворительного общества со стороны города в известной степени вообще желательно ввиду высоких целей, сим обществом преследуемых, но во всяком случае не в силу какого-либо обязательства, а лишь как пожертвование или благотворение»7.

Недовольство гласных попытками давления на думу со стороны «высоких покровителей» обществ служило основной для декларирования депутатами подчеркнуто дистанцированного отношения к таким объединениям. Так, в 1899 г. дума отмечала, что «городское самоуправление не имеет каких-либо прямых связей с Благотворительным обществом»8.

Наконец, взаимодействие думы с общественными объединениями могло быть не установлено в случае, если дума находила цели и задачи общества бесполезными для города. Причем

1 Известия Иркутской городской думы. 1896. № 22. С. 224.

2 Там же. 1904. № 7-10. С. 980.

3 Там же. 1890. № 19-20. С. 77.

4 Там же. 1891. № 14. С. 239.

5 Там же. 1891. № 14. С. 239-240; 1893. № 6. С. 281.

6 Там же. 1901. № 15-16. С. 921-922.

7 Там же. 1901. № 9-10. С. 34.

8 Там же. 1900. № 23-24. С. 756.

данная оценка не всегда была единогласной. С большим вниманием к инициативам общественности относилось либеральное крыло думцев. В связи с этим показателен пример попытки организации (1891 г.) в губернском центре потребительского общества «Согласие»1, ставившего целью «удешевить жизнь массы нуждающегося и необеспеченного средствами населения». Общество предполагало осуществлять «покупки на общий счет по оптовым ценам всяких предметов, необходимых в жизни, и продавать их членам общества по удешевленным ценам». Несмотря на высказанную представителями либерального крыла думы (гласными В.И. Вагиным, Б.Г. Пату-шинским, В.П. Сукачевым, Н.П. Сивковым и др.) точку зрения об «общеполезности» инициативы и необходимости ее поддержки, большинством гласных предложение было отклонено как «бесполезное для города», сулящее думе «лишь лишние хлопоты». Вероятно, причины такого решения крылись в защите экономических интересов торгово-промышленных слоев города.

В качестве «не применимых для города» были оценены гласными ходатайства ряда иногородних общественных объединений, реализация которых требовала от думы осуществления действий, не целесообразных с ее точки зрения для города. Так, в 1902 г. в поступившем в думу ходатайстве Общества распространения практических знаний между женщинами Иркутску предлагалось «замещать в городских училищах должности учительниц рукоделия и домоводства ученицами, окончившими курс в школах Общества»2. Подобного же рода предложения, изложенные в ходатайстве от Общества улучшения народного труда (1888 г.)3, также были отклонены. Вероятно, стремясь избежать лишних финансовых трат, дума не приняла приглашение Совета Императорского российского пожарного общества о вступлении в число его постоянных членов (1901 г.)4.

Тем не менее, Иркутская городская дума стремилась поддерживать межрегиональные связи с общественными объединениями, особенно если это касалось просьб о распространении информации об обществе или сборе пожертвований, что не было связано со значительными финансовыми затратами. В «Известиях Иркутской городской думы» печаталась информация об Обществе попечения о семьях ссыльно-каторжан, Томском обществе вспомоществования учащимся5 и др.

Неформализованным каналом взаимодействия думы с общественными объединениями выступало членство гласных в обществах в качестве физических лиц. Как было отмечено в литературе (История общественного самоуправления., 2006: 124, 136), «личные составы общественных организаций и гласных городских дум зачастую пересекались», что было связано с «ограниченным кругом образованной публики в сибирских городах, малочисленностью прогрессивного, понимающего потребность просвещения, купечества, являвшегося главным спонсором обществ, а также высокой общественной активностью отдельных лиц», «четко не разделявших сферу действий в рамках общественного самоуправления и общественных организаций». Данная тенденция была характерна и для Иркутска. В частности, согласно нашим подсчетам, в 1893 г. 39,5 % гласных Иркутской городской думы состояли членами Иркутского добровольного пожарного общества6. В четыре раза (с 2,5 % до 10,8 %) за 1889-1906 гг. увеличилось число гласных - членов Общества для пособия нуждающимся сибирякам и сибирячкам, учащимся в учебных заведениях Москвы7. Больше трети (37,5 %) гласных Иркутской городской думы созыва 1898-1901 гг. являлись членами Общества для оказания пособий учащимся в Восточной Сибири8. Десять гласных (14,3 %) думы созыва 1894-1898 гг. не только являлись членами Общества взаимного страхования имущества от огня, но исполняли в нем общественные должности9. С другой стороны, «члены отдельных общественных объединений могли избираться в состав думы. В частности, один из видных общественных деятелей Иркутска В.И. Вагин избирался гласным Иркутской городской думы (1872-1888 гг.) от ВСОИРГО» (Гаврилова, 2019: 340).

Гласные - члены обществ стремились служить проводниками интересов «своих» объединений в думе. Главным образом это касалось организаций, созданных по общественной инициативе, а не административным путем. Наиболее частой практикой являлось предоставление дополнительных сведений по конкретным вопросам при рассмотрении думой ходатайства данного

1 Известия Иркутской городской думы. 1891. № 2. С. 94-95.

2 Там же. 1902. № 5-6. С. 71.

3 Там же. 1888. № 2. С. 99-100; 1888. № 21. С. 275-277.

4 Там же. 1901. № 24. С. 733.

5 Там же. 1893. № 12. С. 130; 1897. № 23-24. С. 928.

6 Иркутское Добровольное Пожарное общество за 13 лет его существования. 1881-1894 гг. Иркутск, 1894. С. 11-13.

7 Отчет Комитета Общества для пособия нуждающимся сибирякам и сибирячкам, учащимся в учебных заведениях гор. Москвы за 30-й год. С 1 октября 1913 г. по 1 октября 1914 г. М., 1914. С. 1-8.

8 Отчет о деятельности Общества для оказания пособий учащимся в Восточной Сибири за 1901 г (27-й год существования). Иркутск, 1903. С. 21-32.

9 Пуляев И.М. Очерк 25-летней деятельности иркутского общества взаимного страхования имущества от огня. Иркутск, 1910. С. 69-77.

общества. Так, благодаря разъяснениям (1901 г.) гласных - членов Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в Иркутской губернии входящие в объединение учителя получили возможность принимать 1-2 детей в качестве квартирантов и «этим улучшить свое положение»1. Сведения, предоставленные членом Общества велосипедистов-любителей гласным Н.В. Яковлевым, позволили снизить размер установленной думой арендной платы за использование обществом циклодрома (1904 г.)2.

Наибольшие затруднения вызывали вопросы выделения думой денежных субсидий обществам. Ситуация порождала на заседаниях думы порой такие реплики (в ответ на заявление гласного - члена ВСОИРГО о необходимости выделения дотаций отделу): «Иван Иванович, Вы говорите как представитель ВСОИРГО, а теперь скажите как гласный - откуда взять деньги?»3.

Сопоставление списков личного состава обществ и гласных думы позволяет отметить, что представители крупных торгово-промышленных слоев города чаще имели членство в благотворительных обществах и попечительствах, учрежденных административным путем, представители же либерального крыла думы состояли, как правило, в общественных объединениях, создаваемых местной интеллигенцией, деятельность которых тяготела к культурно-просветительной или благотворительной в области образования.

Более тесному взаимодействию органов городского самоуправления и общественных организаций способствовало инициирование обязательного членства в обществах представителей городской думы с фиксацией данного положения в уставах обществ. В частности, городской голова был введен в состав Иркутского пожарного общества4. Уполномоченный думы или городской голова и два члена от думы входили в Иркутское отделение попечительства о слепых5. Председателя городской училищной комиссии, действовавшей при Иркутской городской думе, предполагалось ввести в состав Иркутского общества попечения о народном образовании6. Важно подчеркнуть, что подобные инициативы исходили не только от городской думы, но и от представителей общественных организаций, которые надеялись на поддержку думы в реализации своей деятельности.

В наибольшей мере взгляд на общества как дополнительные рычаги решения насущных вопросов социальной сферы города был реализован думой в практике инициирования ею самого создания общественных объединений. Одним из первых подобных примеров стало открытие Иркутского добровольного пожарного общества (1881 г.). Учреждение данного общества явилось реакцией думы на слабую организацию пожарной службы города. Взгляд на проблему был изменен только после пожара 1879 г., в результате которого выгорела вся центральная часть города, а ущерб составил 30 млн руб.

Потребность города в организации социальной помощи слепым привела к открытию по инициативе городского головы В.П. Сукачева отделения Попечительства им. Императрицы Марии Александровны о слепых (1893 г.) и учреждению первого в Восточной Сибири училища для слепых детей (1894 г.).

Восприятие общественных объединений как дополнительных структур для решения неотложных вопросов в социальной сфере города обусловливало также обращение думы к обществам с просьбой об организации благотворительных сборов и участии в совместных мероприятиях.

Интересно отметить, что ряд инициатив, при реализации которых гласные сталкивались со значительными, прежде всего финансовыми трудностями, часть думцев предлагала передавать общественным объединениям. Так, недостаточность средств на учреждение Народного дома, идея открытия которого принадлежала думе, заставила гласных в 1903 г. поднять вопрос о передаче всех дел по его организации Обществу распространения народного образования и народных развлечений. Причем данное общество выразило готовность взять на себя решение этой задачи7. В 1896-1898 гг. аналогичная ситуация сложилась вокруг выдвинутой думой идеи создания в Иркутске Дома трудолюбия. В условиях недостатка денежных средств Общее присутствие городской управы предложило передать собранный капитал Благотворительному обществу8.

Таким образом, на становление и развитие взаимодействия органов городского самоуправления губернского центра с общественными организациями серьезное давление оказывали региональные власти. Важными маркерами возникающих связей выступали также общественно-

1 Известия Иркутской городской думы. 1901. № 17-18. С. 68.

2 Там же. 1904. № 17-24. С. 224.

3 Там же. 1898. № 5-6. С. 190.

4 Там же. 1890. № 19-20. С. 76.

5 Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 годы. Иркутск, 1993. С. 280-281.

6 Известия Иркутской городской думы. 1887. № 18. С. 56.

7 Там же. 1903. № 9-10. С. 49.

8 Там же. 1898. № 21-22. С. 635.

политическая ориентация гласных, признание думой значимости деятельности общественных объединений для развития социальной сферы Иркутска, состав инициативных групп самих обществ. В совокупности данные факторы в значительной степени определяли специфику каналов, форм и направлений взаимодействия органов городского самоуправления губернского центра с обществами как важных структурных параметров развивающихся отношений этих образований. Наибольшей поддержкой думы, прежде всего ее либерального крыла, пользовались культурно-просветительные и благотворительные общества в сфере образования, инициатива создания которых принадлежала местной интеллигенции.

Список источников:

Бойко Н.С., Мухамедов Р.А. Социально-экономическое сотрудничество местных органов власти с общественными организациями в дореволюционной России (на материалах Среднего Поволжья) // Экономическая история. 2016. № 1 (32). С. 30-37.

Болонкина Е.В., Ермакова Е.Е. Взаимодействие органов городского самоуправления и общественных объединений Енисейской губернии в конце XIX - начале ХХ вв. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-2 (58). C. 45-49.

Гаврилова Н.И. Добровольные объединения в общественном быту горожан Иркутской губернии во второй половине XIX в. // Процессы урбанизации в Центральной России и Сибири / под ред. В.А. Скубневского. Барнаул, 2005. С. 258-279.

Гаврилова Н.И. Общественная жизнь горожан Иркутской губернии второй половины XIX - начала ХХ вв.: развитие сферы гражданских инициатив // Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX -начала ХХ веков : коллективная монография / под ред. Л.М. Дамешека. Иркутск, 2019. С. 274-470.

Дегальцева Е.А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861-1917 гг.) : монография. Бийск, 2002. 287 с.

История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала ХХ века : монография / под ред. М.В. Шиловского. Новосибирск, 2006. 352 с.

Оглезнева Г.В. Научные и культурно-просветительные общества дореволюционного Иркутска: опыт сравнительной характеристики // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2016. Т. 16. С. 110-118.

Полянина О.А. Деятельность органов Уфимского городского самоуправления в 1900-1914 гг. // Вестник Башкирского университета. 2006. T. 11, № 3. С. 112-116.

Севостьянова Е.В. Общественная гражданская инициатива как фактор развития среднего образования в Восточной Сибири (конец XIX - начало ХХ века) // Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск, 2016. С. 359-371.

Филимонов А.В. Формирование региональных общественных организаций в последней четверти XIX - начале ХХ века (на примере Томской губернии) // Научный диалог. 2020. № 10. С. 430-449. https:doi.org/10.24224/2227-1295-2020-10-430-449.

Alexander J. C. The civil sphere. N. Y., 2006. 816 p. References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alexander, J. C. (2006) The civil sphere. New York, Oxford University Press. 816 p.

Bolonkina, E. V. & Ermakova, E. E. (2015) Interaction of bodies of municipal self-government and public associations of the Yenisei province at the end of the XIX - the beginning of the XX century. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. (8-2 (58)), 45-49. (In Russian)

Boyko, N. S. & Mukhamedov, R. A. (2016) Social and economic cooperation of local authorities with public organizations in pre-revolutionary Russia (on the materials of the Central Volga region). Ekonomicheskaya Istoriya. 1 (32), 30-37. (In Russian)

Degaltseva, E. A. (2002) Obshchestvennye nepoliticheskie organizacii Zapadnoj Sibiri (1861-1917 gg.) [Public non-political organizations of Western Siberia (1861-1917)] : monograph. Biysk. 287 р. (In Russian)

Filimonov, A. V. (2020) Formation of regional public organizations in last quarter of XIX - early XX century (Tomsk province). Nauchnyi dialog. (10), 430-449. Available from: doi:10.24224/2227-1295-2020-10-430-449. (In Russian)

Gavrilova, N. I. (2005) Dobrovol'nye ob"edineniya v obshchestvennom bytu gorozhan Irkutskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX v. [Voluntary associations in the public life of citizens of Irkutsk province in the second half of the XIX century]. In: Skubnevsky, V. A. (ed.) Protsessy urbanizatsii v tsentral'noi Rossii i Sibiri [Urbanization processes in Central Russia and Siberia]. Barnaul, рр. 258-279. (In Russian).

Gavrilova, N. I. (2019) Obshchestvennaya zhizn' gorozhan Irkutskoi gubernii vtoroi poloviny XIX - nachala KhKh vv.: razvitie sfery grazhdanskikh initsiativ [Public life of citizens of Irkutsk province in the second half of the XIX - early XX centuries: development of the sphere of civil initiatives]. In: Dameshek, L. M. (ed.) Gosudarstvennaya vlast' i obschestvo : na materialah gorodov Irkutskoi gubernii XIX - nachala ХХ vekov [State power and society: on the materials of the cities of the Irkutsk province of the XIX - the beginning of the XX centuries] : monograph. Irkutsk, рр. 274-470. (In Russian)

Oglezneva, G. V. (2016) Scientific, cultural and educational societies in pre-revolutionary Irkutsk: Comparative characteristics. The Bulletin of Irkutsk State University. Series History. (16), 110-118. (In Russian).

Polyanina, O. A. (2006) The activity of the institutions of municipal self-government in Ufa (1900-1914). Vestnik Bashkirskogo universiteta. 11 (3), 112-116. (In Russian).

Sevostianova, Е. V. (2016) Public civic initiative as a factor of development secondary education in Eastern Siberia (end of XIX - beginning of XX centuries). Irkutskii istoriko-ekonomicheskii ezhegodnik [Irkutsk Historical and Economic Yearbook]. Irkutsk, pp. 359-371. (In Russian).

Shilovsky, M. V. (ed.) (2006) Istoriya obshchestvennogo samoupravleniya v Sibiri vtoroj poloviny XIX - nachala ХХ veka [The history of public self-government in Siberia in the second half of the XIX - early XX century]. Novosibirsk. 352 р. (In Russian)

Информация об авторе Н.И. Гаврилова - кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и психологии Иркутского национального исследовательского технического университета, Иркутск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=684006

Information about the author N.I. Gavrilova - PhD in History, Associate Professor, Sociology and Psychology Department, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=684006

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 17.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.