ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОРГАНОВ МЧС И МВД РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Формирование культуры безопасности, взаимодействие семьи, образовательного учреждения и органов МВД и МЧС России.
В условиях рисков современной социализации целенаправленное формирование культуры безопасности приобретает значение первоочередной национальной проблемы, решение которой может быть обеспечено только в тесном взаимодействии государственных органов, системы образования и семьи.
Федеральные законодательные акты определяют деятельность государственных органов по подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях. Требование обязательной организации обучения безопасности закреплены в законах: № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94; № 28-ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.98; № 12-ФЗ «Об образовании» от 13.03.96. Постановления Правительства РФ регламентируют деятельность МЧС и МВД по обучению населения правилам безопасности (постановления: № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24.07.95; № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000).
Государственный стандарт образования предполагает овладение навыками сотрудничества, умениями избегать конфликтов и находить эффективные решения в экстремальной ситуации. Учебная программа требует приобретения конкретных знаний, умений и устойчивых навыков, необходимых для обеспечения безопасности. Исследовательскими организациями и государственными образовательными структурами разработаны учебные программы и методические комплексы, формирующие культуру безопасного поведения. Но на этом и ограничиваются возможности административных учреждений, обеспечивающих безопасность ребенка. Программные требования в значительной части остаются пожеланиями.
Научная новизна данной работы заключается: в анализе и выявлении организационно-педагогических особенностей подготовки учащихся по формированию культуры безопасности с участием специалистов МЧС, МВД; поиске и разработке инновационно-педагогических технологий обучения на основе организации проведения практических занятий по дисциплине «ОБЖ», включающих активные методы решения задач, в условиях повышенного риска с участием специалистов МЧС, МВД и применением инновационных форм и методов (тренинги, деловые игры и т. п. с использованием мультимедийной аппаратуры и интеррактивных игр, имитирующих возникающие опасности). Практическая значимость исследования определяется совершенствованием учебного процесса путем разработки методических рекомендаций для преподавателей и специалистов МЧС и МВД по методике организации и проведения практических занятий как средства управления их познавательной деятельностью.
Культура безопасности как гарантирующая составляющая личности - предмет педагогической деятельности, включающей и дидактический, и воспитательный
аспекты. Следовательно, основную нагрузку по целенаправленному формированию культуры безопасности несут прежде всего образовательные учреждения всех уровней и семья [Блинов, Костоусов, Репина, 2008].
Формирование безопасного поведения определено концепцией культуры безопасности, включающей безопасность морально-психологическую, физическую, экологическую, правовую, социальную, информационную, медицинскую и военную. По мнению В.Н. Мошкина, «эффективное становление безопасной личности на основе гуманистической нравственной установки возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению», предполагающему обеспечение педагогических условий, эффективного формирования культуры безопасности [Мошкин, 2005].
Но в современных условиях интенсивного возникновения качественно новых опасностей ни семья, ни школа не в состоянии оперативно и адекватно реагировать на них без профессионального, методически обоснованного участия государственных органов МВД и МЧС [Паля, Савин, 2007]. Следовательно, от системы образования требуются непрерывное развитие и совершенствование содержания образовательной программы и методических разработок. Необходима также координация семьи и школы в образовательном процессе как необходимое педагогическое условие, обеспечивающее эффективность формирования культуры безопасности как составляющей личностного мировоззрения учащегося.
Цель данной статьи — выделить педагогические проблемы организации совместной деятельности школы, семьи и специальных государственных органов (МВД, МЧС) в формировании культуры безопасности учащихся.
Утвердившийся в педагогической практике подход поведенческой психологии, предлагающий формирование устойчивой привычки по схеме «стимул — реакция — подкрепление» и исключающий из этой цепочки понимание, не решает проблемы безопасности. В основе принятия решения в каждой конкретной ситуации лежит осознание взаимодействия объектов системы «опасно — безопасно». Специфика чрезвычайных ситуаций требует поведения, основанного на знаниях правил безопасности и навыках их применения. Предупреждение угроз в большинстве случаев обеспечивается личностными характеристиками и привычками [Лосев, 2007]. Но поведение безопасно тогда, когда оно осуществляется осмысленно. Механистический подход выполнения действий неприемлем в реальной жизни, поскольку условия экстремальных ситуаций всегда непредсказуемы и многовариантны. В программах общеобразовательных школ нет мероприятий, включающих совместные действия педагогов, учащихся и родителей; не согласованы методические требования школы и семьи; как правило, родители и педагоги не компетентны в вопросах безопасности; педагоги не могут дать квалифицированную методическую консультацию и порекомендовать конкретные средства и методы работы с детьми в домашних условиях. Не осуществляется взаимодействие со службами пропаганды МЧС и МВД. Совместные мероприятия по безопасности с участием родителей, детей, педагогов и специалистов МЧС и МВД проводятся редко. Консультации и обучающие мероприятия по проблемам безопасности для родителей практически не проводятся [Савин, 2009].
Тематические занятия по формированию культуры безопасного поведения в различных экстремальных ситуациях должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность жизни и здоровья собственной и окружающих. Необходимо использовать такие формы и методы работы с учащимися, как: организация тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов, стенгазет, встречи
Педагогика
с сотрудниками общественной безопасности, участие в конкурсах сочинений и рисунков, посещение пожарно-технических центров, выставок безопасности дорожного движения, показ фото-, видеоматериалов и т. п.
Школьный возраст учащихся условно можно разделить на три периода развития: младший, средний и старший. В каждом возрастном периоде есть свои физические и психические особенности. В младшем — дети больше ориентируются на мнение старших по возрасту. В среднем, или подростковом, возрасте начинает формироваться чувство взрослости, идет бурное физическое развитие, складывается самооценка. В старшем школьном возрасте любая неопределенность ситуации предполагает наличие некоторого риска. Причём в этом возрасте риск может как недооцениваться, так и переоцениваться.
Пожар, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождаются эмоциональной напряжённостью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок и т. п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным ЧП, то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряжённости. Этот вид профилактики основан на реорганизации объективного содержания деятельности и строится прежде всего на использовании систем специальной тренировки. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости легче устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения. Введение в учебные программы специальных занятий, направленных на изучение правил безопасности (пожарной, дорожной и т. п.), с привлечением сотрудников специальных органов МЧС, МВД обеспечит высокий уровень знаний в данной области.
Необходимым условием для упорядочения поведения в сложных ситуациях (пожар, авария и т. п.) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить чёткую программу действий. Формулирование такого умения редко выделяется в виде специальной учебной задачи, хотя низкая эффективность стихийного развития этого процесса очевидна. Целесообразно поэтому независимо от характера учебной дисциплины вводить в содержание уроков специальные задания по безопасности учащихся. Новизна ситуации, необходимость поиска нетривиального решения в трудной задаче, повышенная значимость или ответственность деятельности теряют свой стрессовый характер, если человек владеет сформированными способами преодоления сложностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при изменении условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации.
Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего школьного возраста в соответствующих вариантах.
Изучение возможностей общеобразовательной школы по формированию культуры безопасного поведения выявляет организационные и дидактические проблемы организации учебно-воспитательной деятельности по формированию безопасного поведения на уровне определения цели, содержания, разработки методов и оце-ночно-регулятивного аппарата.
В результате анализа учебно-методических разработок и практического опыта совместной педагогической деятельности образовательных учреждений и органов
МВД и МЧС по формированию культуры безопасности мы пришли к следующим выводам:
— существующие методические разработки по формированию безопасного поведения учащегося не обеспечивают сквозного воспитательного процесса и представлены как перечень отдельных мероприятий (уроки, праздники по БЖ, походы, игры и прочее);
— для формирования культуры безопасности учащихся недостаточно широко применяются инновационные методики (использование игровых заданий и т. п., в том числе и компьютерных игр, в соответствии с возрастом);
— недостаточно оптимальна организация занятий по ОБЖ в младших классах;
— редко используется поддержка педагогического процесса специалистами из МЧС и МВД;
— недостаточно обеспечена возможность выбора содержания и форм совместной деятельности семьи и ОУ по формированию безопасного поведения учащегося;
— недостаточная направленность ОУ на изучение и поддержку актуальных потребностей школьников и родителей в обеспечении безопасности;
— недостаточно материальное обеспечение обучения по ОБЖ;
— не разработана методика эффективного регулирования совместной педагогической деятельности системы образования, органов МЧС, МВД и семьи по формированию безопасного поведения как личностной характеристики учащегося.
Библиографический список
1. Блинов Д.И., Костоусов Н.С. , Репина А.И. Актуализация психолого-педагогической сущности и содержания понятия «готовность» в процессе формирования личности безопасного типа // Культура безопасности жизнедеятельности: актуальность, проблемы, перспективы: ежеквартальный сб. науч. и учеб.-метод, работ ф-та безопасности жизнедеятельности /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. Вып. 1. 143 с.
2. Лосев К. Безопасность — главная потребность людей // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2007. № 6. С. 41.
3. Мошкин В. Воспитание культуры безопасности школьников // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2005. № 8. С. 34-44.
4. Паля Д.Н., Савин А.П. Совместная учебно-воспитательная деятельность органов ГИБДД МВД РФ и образовательных учреждений по формированию навыков безопасного поведения учащихся в дорожном движении / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007. 132с.
5. Савин А.П. Социально-педагогические проблемы безопасности/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009, 240 с.
6. Черный С.П., Савин А.П. Воспитание безопасной личности в школе: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск 2007. 208 с.