Научная статья на тему 'Взаимодействие образования, школы, семьи и органов МЧС и МВД России по формированию культуры безопасности'

Взаимодействие образования, школы, семьи и органов МЧС и МВД России по формированию культуры безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1694
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНОВ МВД И МЧС РОССИИ / FORMING THE CULTURE TO SAFETY / INTERACTION OF FAMILY / EDUCATIONAL INSTITUTION AND BODIES OF MES AND MIA OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатов Максим Анатольевич, Жданов Рудольф Петрович

Статья посвящена педагогическим проблемам формирования культуры безопасности, включающим необходимость организационно-методического и дидактического совершенствования учебной программы и методических разработок по координации совместной деятельности школы, семьи, органов МВД и МЧС России как необходимого педагогического условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF EDUCATION, SCHOOL AND FAMILY AND BODIES OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS AND MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ON FORMING CULTURE OF SAFETY

The given article is devoted to the pedagogical problems of forming the culture of safety, that include the need in organizing-methodical and didactic improvement of the curriculum and methodical developments on coordination of the joint activity of school, family, bodies of MES and MIA of Russia as a necessary pedagogical condition.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образования, школы, семьи и органов МЧС и МВД России по формированию культуры безопасности»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОРГАНОВ МЧС И МВД РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Формирование культуры безопасности, взаимодействие семьи, образовательного учреждения и органов МВД и МЧС России.

В условиях рисков современной социализации целенаправленное формирование культуры безопасности приобретает значение первоочередной национальной проблемы, решение которой может быть обеспечено только в тесном взаимодействии государственных органов, системы образования и семьи.

Федеральные законодательные акты определяют деятельность государственных органов по подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях. Требование обязательной организации обучения безопасности закреплены в законах: № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94; № 28-ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.98; № 12-ФЗ «Об образовании» от 13.03.96. Постановления Правительства РФ регламентируют деятельность МЧС и МВД по обучению населения правилам безопасности (постановления: № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24.07.95; № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000).

Государственный стандарт образования предполагает овладение навыками сотрудничества, умениями избегать конфликтов и находить эффективные решения в экстремальной ситуации. Учебная программа требует приобретения конкретных знаний, умений и устойчивых навыков, необходимых для обеспечения безопасности. Исследовательскими организациями и государственными образовательными структурами разработаны учебные программы и методические комплексы, формирующие культуру безопасного поведения. Но на этом и ограничиваются возможности административных учреждений, обеспечивающих безопасность ребенка. Программные требования в значительной части остаются пожеланиями.

Научная новизна данной работы заключается: в анализе и выявлении организационно-педагогических особенностей подготовки учащихся по формированию культуры безопасности с участием специалистов МЧС, МВД; поиске и разработке инновационно-педагогических технологий обучения на основе организации проведения практических занятий по дисциплине «ОБЖ», включающих активные методы решения задач, в условиях повышенного риска с участием специалистов МЧС, МВД и применением инновационных форм и методов (тренинги, деловые игры и т. п. с использованием мультимедийной аппаратуры и интеррактивных игр, имитирующих возникающие опасности). Практическая значимость исследования определяется совершенствованием учебного процесса путем разработки методических рекомендаций для преподавателей и специалистов МЧС и МВД по методике организации и проведения практических занятий как средства управления их познавательной деятельностью.

Культура безопасности как гарантирующая составляющая личности - предмет педагогической деятельности, включающей и дидактический, и воспитательный

аспекты. Следовательно, основную нагрузку по целенаправленному формированию культуры безопасности несут прежде всего образовательные учреждения всех уровней и семья [Блинов, Костоусов, Репина, 2008].

Формирование безопасного поведения определено концепцией культуры безопасности, включающей безопасность морально-психологическую, физическую, экологическую, правовую, социальную, информационную, медицинскую и военную. По мнению В.Н. Мошкина, «эффективное становление безопасной личности на основе гуманистической нравственной установки возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению», предполагающему обеспечение педагогических условий, эффективного формирования культуры безопасности [Мошкин, 2005].

Но в современных условиях интенсивного возникновения качественно новых опасностей ни семья, ни школа не в состоянии оперативно и адекватно реагировать на них без профессионального, методически обоснованного участия государственных органов МВД и МЧС [Паля, Савин, 2007]. Следовательно, от системы образования требуются непрерывное развитие и совершенствование содержания образовательной программы и методических разработок. Необходима также координация семьи и школы в образовательном процессе как необходимое педагогическое условие, обеспечивающее эффективность формирования культуры безопасности как составляющей личностного мировоззрения учащегося.

Цель данной статьи — выделить педагогические проблемы организации совместной деятельности школы, семьи и специальных государственных органов (МВД, МЧС) в формировании культуры безопасности учащихся.

Утвердившийся в педагогической практике подход поведенческой психологии, предлагающий формирование устойчивой привычки по схеме «стимул — реакция — подкрепление» и исключающий из этой цепочки понимание, не решает проблемы безопасности. В основе принятия решения в каждой конкретной ситуации лежит осознание взаимодействия объектов системы «опасно — безопасно». Специфика чрезвычайных ситуаций требует поведения, основанного на знаниях правил безопасности и навыках их применения. Предупреждение угроз в большинстве случаев обеспечивается личностными характеристиками и привычками [Лосев, 2007]. Но поведение безопасно тогда, когда оно осуществляется осмысленно. Механистический подход выполнения действий неприемлем в реальной жизни, поскольку условия экстремальных ситуаций всегда непредсказуемы и многовариантны. В программах общеобразовательных школ нет мероприятий, включающих совместные действия педагогов, учащихся и родителей; не согласованы методические требования школы и семьи; как правило, родители и педагоги не компетентны в вопросах безопасности; педагоги не могут дать квалифицированную методическую консультацию и порекомендовать конкретные средства и методы работы с детьми в домашних условиях. Не осуществляется взаимодействие со службами пропаганды МЧС и МВД. Совместные мероприятия по безопасности с участием родителей, детей, педагогов и специалистов МЧС и МВД проводятся редко. Консультации и обучающие мероприятия по проблемам безопасности для родителей практически не проводятся [Савин, 2009].

Тематические занятия по формированию культуры безопасного поведения в различных экстремальных ситуациях должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность жизни и здоровья собственной и окружающих. Необходимо использовать такие формы и методы работы с учащимися, как: организация тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов, стенгазет, встречи

Педагогика

с сотрудниками общественной безопасности, участие в конкурсах сочинений и рисунков, посещение пожарно-технических центров, выставок безопасности дорожного движения, показ фото-, видеоматериалов и т. п.

Школьный возраст учащихся условно можно разделить на три периода развития: младший, средний и старший. В каждом возрастном периоде есть свои физические и психические особенности. В младшем — дети больше ориентируются на мнение старших по возрасту. В среднем, или подростковом, возрасте начинает формироваться чувство взрослости, идет бурное физическое развитие, складывается самооценка. В старшем школьном возрасте любая неопределенность ситуации предполагает наличие некоторого риска. Причём в этом возрасте риск может как недооцениваться, так и переоцениваться.

Пожар, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождаются эмоциональной напряжённостью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок и т. п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным ЧП, то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряжённости. Этот вид профилактики основан на реорганизации объективного содержания деятельности и строится прежде всего на использовании систем специальной тренировки. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости легче устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения. Введение в учебные программы специальных занятий, направленных на изучение правил безопасности (пожарной, дорожной и т. п.), с привлечением сотрудников специальных органов МЧС, МВД обеспечит высокий уровень знаний в данной области.

Необходимым условием для упорядочения поведения в сложных ситуациях (пожар, авария и т. п.) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить чёткую программу действий. Формулирование такого умения редко выделяется в виде специальной учебной задачи, хотя низкая эффективность стихийного развития этого процесса очевидна. Целесообразно поэтому независимо от характера учебной дисциплины вводить в содержание уроков специальные задания по безопасности учащихся. Новизна ситуации, необходимость поиска нетривиального решения в трудной задаче, повышенная значимость или ответственность деятельности теряют свой стрессовый характер, если человек владеет сформированными способами преодоления сложностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при изменении условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации.

Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего школьного возраста в соответствующих вариантах.

Изучение возможностей общеобразовательной школы по формированию культуры безопасного поведения выявляет организационные и дидактические проблемы организации учебно-воспитательной деятельности по формированию безопасного поведения на уровне определения цели, содержания, разработки методов и оце-ночно-регулятивного аппарата.

В результате анализа учебно-методических разработок и практического опыта совместной педагогической деятельности образовательных учреждений и органов

МВД и МЧС по формированию культуры безопасности мы пришли к следующим выводам:

— существующие методические разработки по формированию безопасного поведения учащегося не обеспечивают сквозного воспитательного процесса и представлены как перечень отдельных мероприятий (уроки, праздники по БЖ, походы, игры и прочее);

— для формирования культуры безопасности учащихся недостаточно широко применяются инновационные методики (использование игровых заданий и т. п., в том числе и компьютерных игр, в соответствии с возрастом);

— недостаточно оптимальна организация занятий по ОБЖ в младших классах;

— редко используется поддержка педагогического процесса специалистами из МЧС и МВД;

— недостаточно обеспечена возможность выбора содержания и форм совместной деятельности семьи и ОУ по формированию безопасного поведения учащегося;

— недостаточная направленность ОУ на изучение и поддержку актуальных потребностей школьников и родителей в обеспечении безопасности;

— недостаточно материальное обеспечение обучения по ОБЖ;

— не разработана методика эффективного регулирования совместной педагогической деятельности системы образования, органов МЧС, МВД и семьи по формированию безопасного поведения как личностной характеристики учащегося.

Библиографический список

1. Блинов Д.И., Костоусов Н.С. , Репина А.И. Актуализация психолого-педагогической сущности и содержания понятия «готовность» в процессе формирования личности безопасного типа // Культура безопасности жизнедеятельности: актуальность, проблемы, перспективы: ежеквартальный сб. науч. и учеб.-метод, работ ф-та безопасности жизнедеятельности /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. Вып. 1. 143 с.

2. Лосев К. Безопасность — главная потребность людей // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2007. № 6. С. 41.

3. Мошкин В. Воспитание культуры безопасности школьников // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2005. № 8. С. 34-44.

4. Паля Д.Н., Савин А.П. Совместная учебно-воспитательная деятельность органов ГИБДД МВД РФ и образовательных учреждений по формированию навыков безопасного поведения учащихся в дорожном движении / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007. 132с.

5. Савин А.П. Социально-педагогические проблемы безопасности/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009, 240 с.

6. Черный С.П., Савин А.П. Воспитание безопасной личности в школе: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск 2007. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.