3. Бахчиева O.A. Проблемы содержания и структура комплексного регионального курса географии // Геофафия в школе. - 2002. - №5. - С. 41.
4. Холина H.H. География человеческой деятельности. - М., 1995.-С. 126- 127.
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, - 1994,- №1,- С. 33 -48.
6. Сухорукое В.Д. Геофафия в школе. - 1999. - №7.
7. Андреева И. И. Философия и история образования.-М., 1999. - С. 77.
8. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации: Фрагменты лекций. - 1982. http // web.psychoiogy.ru/ dsanit/bookshelf/KantVar.htm.
9. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр». Педагогические воззрения народа саха. - М.: Academia, 1999.-С. 182.
10. Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент: вероятностные поля смыслов и значений понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. - №4.
УДК 321.323
Взаимодействие некоммерческого сектора и государства: основные теоретические установки
Г.С. Бслолюбская
Некоммерческий сектор имеет большое значение в развитии демократии и в защите прав человека. Но эффективность деятельности третьего сектора зависит от его взаимоотношений с государством и властью. Рассматриваются основные теоретические наработки, накопленные в этой области, а также освещаются различные существующие стратегии, модели, типы и механизмы взаимодействия государства и некоммерческого сектора.
The nonprofit sector has great importance in democracy development and human rights protection. But efficiency of the third sector activity depends on its mutual relations with the state and authority. In the article the basic theoretical accumulations which have been saved up in this area are considered. And also various existing strategies, models, types and mechanisms in the states and nonprofit sector interaction are covered
Особое место в процессе становления демократии занимают взаимоотношения госуларства и гражданского общества. В современных условиях государство должно обратить пристальное внимание на третий сектор как важнейший элемент гражданского общества. Первостепенной задачей становится выработка действующих механизмов соответствующего взаимодействия третьего сектора, государства и бизнеса.
Главная роль в разработке новой целенаправленной глобальной стратегии по эффективному выполнению обязательств со стороны правительств различных стран принадлежит Организации Объединенных Наций. ООН были определены причины невыполнения обязательств правительств перед мировым сообществом:
БЕЛОЛЮБСКЛЯ Галина Степановна - ст. преподаватель исторического ф-та ЯГУ.
* Статья принята к печати 14 декабря 2006 г.
- отсутствие конкретных разработанных стратегий по социальному развитию, не подкрепленных необходимыми бюджетными средствами и лишенных четких целей;
- неэффективное управление (основным недостатком является непрозрачность действий и нсподотчстность многих правительств перед своими гражданами), что чаще всего приводит к нецелевому использованию бюджетных средств и кредитов;
- отсутствие конструктивных форм постоянного диалога между правительствами и общественными структурами третьего сектора.
В целом стратегии гражданских объединений определяются исторически сложившимся характером взаимоотношений между гражданским обществом и государством. Выделяют две основные модели таких взаимоотношений -плюралистическую и неокорпоратизм.
Плюралистическая модель, предложенная Р. Далем, предполагает подвижные и произвольные
86
НЛУКЛ И ОБРАЗОВАНИИ, 2007. №3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
взаимоотношения с государством, в которых преобладает конфликт в том смысле, что каждая организация независимо от рода деятельности отстаивает свое право за влияние на государство. При этом отсутствует какая-либо устойчивая иерархия во взаимоотношениях общественных объединений с государством и поэтому организации находятся в состоянии постоянной конкуренции друг с другом.
Модель неокорпоратизма, разработанная Ф. Шмиттсром, напротив, предусматривает жесткую иерархию во взаимоотношениях с государством, которые приобретают долговременный характер. Мелкие организации и новые инициативы при этом не имеют реальных шансов. Естественно, что конфликты оцениваются как потенциально опасные. Таким образом, заинтересованные группы четко структурированы, их число ограничено, и они обладают монополией на представительство интересов.
Возможность сотрудничества НКО с государственными структурами ставит на повестку дня проблему распределения зон ответственности между ними, налаживания равноправного диалога и сотрудничества. В связи с этим выделяют два основополагающих принципа и первый из них - это принцип субсидиарности, определяющий критерии для такого распределения. В условиях демократии гражданское общество, основываясь на важнейших приоритетах общественного развития, берет на себя решение отдельных социально значимых проблем. Государство же призвано разрешать лишь тс задачи, которые институты гражданского общества не в состоянии решить, т.е. тс проблемы, которые требуют централизованного управления «сверху», собственно ради чего и создастся государство. Принцип субсидиарности предполагает возможность вмешательства государства лишь тогда, когда это неизбежно.
Второй принцип, на основе которого могут строиться отношения между государством и гражданским обществом - принцип социального партнерства. Принцип социального партнерства строится на положении, согласно которому НКО выступают естественным партнером государства в решении важных общественных задач. Государство может оказывать финансовую и иную поддержку НКО, направив тем самым средства на конкретные общественные программы. Это может способствовать более рациональному использованию имеющихся средств.
На практике взаимодействие НКО и государства отличается в зависимости от уровня власти.
На федеральном уровне государство задает основной тон для развития партнерских отношений с НКО, разрабатывает необходимые механизмы сотрудничества. Эффективное взаимодействие третьего сектора с государством на этом уровне должно развиваться по следующим основным направлениям:
- содействие со стороны государства повышению активности граждан в жизни общества;
- гражданский контроль за выработкой и реализацией правительственных решений;
- развертывание социальных программ;
- создание твердой законодательной базы но деятельности НКО;
- либеральная фискальная политика государства по отношению к третьему сектору.
В рамках основных направлений специалисты выделяют следующие формы взаимодействия государства и общества:
- социальный заказ;
- целевое финансирование конкретных организаций;
- конкурсное размещение государственных грантов среди НКО;
- создание ассоциированных структур, создающихся целевым образом для решения конкретных задач;
- подписание временных и долгосрочных соглашений о сотрудничестве;
- создание общественных советов различного функционального назначения [1];
- сотрудничество власти и НКО в принятии правовых и нормативных актов. В контексте этой формы существует практика Парламентских слушаний. Это одна из форм деятельности парламентов или их палат, состоящая в заслушивании мнений членов парламента, государственных и общественных деятелей, а также экспертов по конкретному законопроекту или иному вопросу, входящему в компетенцию парламента. По результатам Парламентских слушаний могут быть приняты заключения (рекомендации) по обсуждавшемуся вопросу. Другим распространенным способом воздействия общественности на формирование законодательства является подготовка независимых экспертиз. На этом поле специализируются достаточно много общественных объединений, в первую очередь экологической и социальной направленности, а также профессиональные союзы.
Вышсрассмотренные типы и механизмы взаимодействия НКО с властью касались, в первую очередь, власти государственной в широком смысле. Необходимо отдельно разобрать осо-
НЛУКЛ И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007, №3
87
бенности взаимодействия НКО с муниципальной властью, с органами местного самоуправления. Самым распространенным типом такого взаимодействия являются Общественные слушания. Общественные слушания - это процесс реализации права населения на участие в принятии наиболее актуальных для муниципального образования решений органами местного самоуправления. Основные цели Общественных слушаний:
- выявление общественного мнения по теме и вопросам, выносимым на публичные слушания;
- осуществление связи органов муниципальной власти с общественностью муниципального образования;
- подготовка предложений и рекомендаций по обсуждаемой проблеме;
- оказание влияния общественности на принятие решений органами местного самоуправления.
Общественные слушания - это реальная возможность для НКО повлиять на принятие властных решений на муниципальном уровне, внести определенные коррективы в их деятельность. Хотя Общественные слушания не являются обязательными (кроме тех случаев, когда на обсуждение выносятся вопросы местного бюджета и его исполнения, развития и преобразования муниципального образования, а также при внесении изменений в Устав), инициатором его проведения может стать инициативная группа, любая общественная организация на стадии подготовки правового, нормативного акта или законопроекта.
Однако, как отмечают западные исследователи, партнерские отношения НКО и государства на практике не столь идеальны. Лестер М. Сала-мон, Хельмут К. Анхайер пишут, что «нспро-фитный сектор остается «потерянным континентом» в социальном пространстве современного общества, не видимым для политиков, бизнесменов, СМИ и даже для большинства людей, находящихся внутри ссктора»[2]. Хотелось бы подробнее остановиться на проведенном ими исследовании некоммерческого сектора. Первый вывод, к которому они пришли, некоммерческий сектор является заметной экономической силой (производственный показатель НКО - 1,1 триллиона долларов в 22 странах), в котором заняты больше работников, чем в крупных частных фирмах (19 миллионов против 3,3 миллионов человек). Вторая особенность мирового третьего сектора - зависимость размеров сектора от страны и региона. Результаты их исследования показали, что по развитости третьего сектора лиди-
руют такие страны, как Нидерланды, Ирландия и Ьелыия. Причем размеры сектора напрямую зависят от экономического процветания страны, что, на наш взгляд, лишний раз доказывает тесную взаимосвязь НКО с государством, от которого напрямую зависит судьба третьего сектора. Третий вывод - преобладание НКО социальной направленности, хотя в зависимости от региона меняется и характер сектора. Четвертая особенность - основные финансовые потоки в третий сектор поступают в виде общественной поддержки от государства и от самих членов НКО в виде членских взносов, вопреки всеобщему заблуждению, что основную финансовую помощь НКО получают от филантропов (имеются в виду меценаты, различные фонды и корпорации). Пятая особенность - развитие некоммерческого сектора не является локальным явлением и не обусловлено какими-либо местными причинами. Более того, некоммерческий сектор, несмотря на разнообразие форм, имеет в разных странах схожую структуру.
В мировой практике существуют два основных способа полдержания государством некоммерческого сектора: 1) государство формирует заказ на предоставление определенных услуг и размещает его среди государственных или негосударственных поставщиков; 2) государство предоставляет налоговые льготы, как самим НКО, так и индивидуальным или корпоративным жертвователям. Таким образом, государство создает необходимый стимул и тем, и другим. В результате выигрывают все, и государство, которое благодаря этому передает часть функций по решению той или иной проблемы НКО, и НКО, которые получают необходимую финансовую поддержку, и бизнес, который получает налоговые льготы. Такая система позволяет привлекать средства в социальную сферу с меньшими издержками и в обход государственной бюрократии. Надо отмстить, что в развитых странах в последнее время наблюдается сокращение роли государства в социальной сфере. Это никоим образом не означает отказ государств от социальной политики, но в ряде случаев государственный аппарат не столь эффективен как НКО. Например, в настоящее время в Германии более 35% всех детских садов являются негосударственными учреждениями, более 60% интернатов для инвалидов находятся вне ведения государства, приблизительно 50% домов престарелых и 40% больниц - негосударственные [3].
Заметим, некоторые исследователи доказывают, что стратегия постоянного оппонирования
88
ПАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №3
взаимодействие некоммерческого сектора
государству не менее опасна, чем игнорирование властями некоммерческого сектора. Здесь «речь идет о возможной утрате связей с широкой социальной средой, изоляции и превращении в «секту» [4]. И если политический риск сотрудничества состоит в утрате автономии и идентичности, то риск оппонирования - в потере прагматической эффективности. В целом любые взаимоотношения с более сильным партнером, чем являются государство и крупный бизнес, могут не принести желаемых результатов и-даже нести в себе определенную угрозу. Нежелательна также излишняя «включенность» гражданских объединений в государственные структуры, так как это может привести к их огосударствлению. В любом случае роль общественных организаций в
решении экономических, социальных, культурных и иных проблем огромна.
Литература и источники
1. Хананашвили H.H.. Якимец ВН. Смутные времена социальной политики в России. - М., 1999. -С. 45-46.
2. Lester М. Salomon. Helmut К. Anheier. The emerging sector revisited. Johns Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project // По материалам сайта www.jhu.edu.
3. Государственной политика в области содействия гражданским инициативам: позиция неправительственных организаций // По материалам сайта www.demokratia.ru
4. Зудин А. Власть и 1ражланское общество // Власть, бизнес и гражданское общество: Материалы дискуссий. - М., 2003. - С. 196.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, .Vs3 12. За«аз №276