Взаимодействие между государственным и частным секторами в Парагвае, Бразилии и Аргентине
Хенес Агуэро Виктор Ариэль,
аспирант кафедры политологии и политического управления института общественных наук, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
В статье анализируется взаимодействие между государством и частным сектором в Парагвае, Бразилии и Аргентине, что актуально, поскольку в настоящее время существует взаимная заинтересованность государственных органов и предприятий в установлении системы стабильных отношений. Цель статьи -выявить корпоративные особенности захвата государства экономическими секторами в Парагвае, Аргентине и Бразилии. Применяются общенаучные методы, историческое описание, структурный и системный анализы, позволяющие изучить развитие взаимодействия государства и частных секторах. Среди основных результатов было выявлено, что структурные и институционные факторы способствуют сосредоточению экономической и политической власти тем самым способствуя захвату государством в этих трех странах, а с другой стороны, захват государства крупными экономическими интересами, которые сегодня представлены корпорациями, является результатом процесса неправильного и чрезмерного влияния на выработку политики и управление ресурсами государства.
Ключевые слова: Взаимодействие, государство, частный сектор, корпоративный захват, структурно-институциональные факторы.
£7
U
со
см
см
Z
106
В настоящее время продолжается активная дискуссия о влиянии экономики на политику и наоборот. Эта дискуссия набирает обороты с 2000-х годов, когда многие страны мира переживали процесс преодоления экономических кризисов, начавшихся еще в 90-е годы. В странах Латинской Америки это явление связано в основном с приходом новых правительств с более эста-тистскими и прогрессивными тенденциями. В этих условиях критические теории политики, в основном касающиеся злоупотребления властью и усиления влияния экономических групп интересов, начинают приобретать большое значение. Дискуссии ученых, интеллектуалов и политиков концентрируются на проблемах ресурсного обеспечения, и возможностей элит влиять на политическую повестку дня, нестабильности политической системы, ее институциональной слабости, проистекающей из слабости органов государственной власти, клиенте-лизма и др.
Что касается о захвате государства корпоративным сектором, то в основу рассмотрения данного феномена положена теория асимметрических взаимоотношений между корпорациями и государством. Такая асимметрия порождает чрезмерное влияние бизнеса на государственную политику. Часто внутренние бюрократические процессы фактически подвергаются приватизации со стороны экономического сектора и/или частных бизнес-интересов, т.е. происходит приватизация власти, при которой чрезвычайно высока роль одного или несколько объединенных экономических субъектов [1, с. 18]. В основном это происходит, когда экономическая элита независимо консолидируется, постепенно превращаясь в доминирующую элиту.
Необходимо отметить, что захват государства не является однородным явлением, поскольку он претерпевает изменения, которые зависят от соотношения сил и трансформаций политического цикла. По всей Латинской Америке наблюдается обширное разнообразие форм захвата государств. Однако преобладающей чертой для большинства из них является доминирование роли корпоративного сектора. В этой статье мы остановимся на опыте стран, в которых произошел поворот от прогрессивных к консервативным политическим тенденциям: в Парагвае - правительство Фернандо Луго, Орасио Картеса (2013), в Аргентине - Кристины Фернандес де Киршнер-Маурисио Макри (2015), а в Бразилии - Дилмы Руссефф, Жаиру Болсонару (2019), при которых проблема корпоративного захвата власти встала наиболее остро [15].
Большинство исследований по корпоративному захвату государственной власти сосредоточены на процессах, в которых наиболее влиятельная элита развивает патрон-клиентельские отношения с политическими кругами: в различных государственных инстанциях, в первую очередь в регуляторных органах и в экономических бюрократических инстанциях, а также на других уровнях государственной власти нередко происходит сговор между политической и экономической элитой. В основном корпоративные бизнес-элиты используют механизмы и сети для установления контроля над государством. Концепция государственного захвата больше подходит
для анализа обществ, в которых общепринятым нормативным идеалом является принцип либерального социального порядка в сочетании с неолиберальной экономической моделью [2, с. 69]. Как указывалось выше, дискуссия о корпоративном захвате связана по большей части с неолиберализмом, групповыми интересами, способствующими экономической глобализации, и с демократиями, «направляемыми» или «захваченными» на разных континентах, включая развитые страны [4].
Корпоративный захват государства преобладает, когда происходит политический подъем и ускоренное экономическое усиление частных рыночных сил по сравнению с государством и классами большинства. Как только власть становится кооптированной, экономические элиты начинают извлекать выгоду из внедрения и углубления модели неолиберальной глобализации, создавая новый статус-кво, который они энергично защищают [8, с. 4].
Тенденции корпоративистского захвата в странах Латинской Америки проистекают из принятия и углубления новой прорыночной парадигмы, что имеет преобразующую силу, влияющую на политическую структуру стран. Одним из наиболее важных последствий этого на национальном, континентальном и глобальном уровнях является концентрация экономической власти в частном секторе, а внутри него в нескольких крупных корпорациях, что происходит одновременно с ухудшением условий труда [12], а это влечет изменение баланса сил между различными секторами: ведущая роль оказывается у влиятельных экономических элит. Такие тенденции особенно ярко проявились в Парагвае, Аргентине и Бразилии.
В периоды правления правительств с более эста-тистскими и прогрессивными тенденциями в Парагвае, Аргентине и Бразилии были разработаны механизмы более активного государственного вмешательства в экономику с учетом концепции сильного государства, представляющего общие интересы общества и управляющего политическими бюрократическими процессами. В свою очередь регулируются социальные и экономические институты, которые и определяют характер отношений между государством и бизнесом. Сформированная таким образом регуляторная среда - нормативно-правовая - описывает формальные отношения между государством и бизнесом в контексте реализации государственных функций во вверенной сфере. И выполнение этих функций сопровождается определенными издержками для бизнеса [1, с. 70]. При этом не стоит забывать о попытках обеспечения выгоды для латиноамериканских предприятий.
В настоящее время дебаты о корпоративном захвате, в некоторой степени вдохновленные исследованиями нормативного захвата, в которых подчеркивается инструментальная власть, и более широкими исследованиями гегемонии, начинаются с определения материальной (структурной) власти и заканчиваются инструментальной (политической) властью [11-13].
Чтобы облегчить захват государства с учетом новых перспектив, следует учитывать структурные и институциональные факторы, которые облегчают такой захват. Сочетание этих факторов объясняет, как становится более вероятной тенденция индивидуального или коллективного корпоративного захвата государства. Договорные отношения между корпорациями и политическим классом порождают процесс принятия решений в области государственной политики, в первую очередь законов, основанных на преимуществах для корпоративных элит, имеющих доступ и влияющих на политический класс.
Структурными и институциональными факторами, способствующими захвату, являются прежде всего вы-
сокая концентрация экономической власти в руках крупных частных бизнес-единиц, контролирующих производство основных товаров и услуг, наиболее прибыльную землю и основные источники экспортируемого сырья. Далее, высокая концентрация политической власти в исполнительных органах, проводящих государственную политику посредством указов и бюрократических процедур, а также уполномоченных принимать политические решения.
Что касается концентрации экономической власти, то это структурный фактор концентрации богатства в частных руках, представленных крупными корпорациями, предлагающими большее количество товаров и услуг в ключевых, и высокодоходных сферах национальной экономики [6]. Учитывая этот аспект, в Парагвае, Аргентине и Бразилии коммерческие корпорации объединяют владение и управление семьей из своих конгломератных компаний, обеспечивая им доминирующее положение в национальной экономике, и поэтому мы сталкиваемся с властью, более традиционной, которая действует на основе личных контактов или «связей» [9, с. 22]. Но, с другой стороны, независимо от сферы национальной экономики, в некоторых случаях просматривается значительная зависимость от иностранного капитала.
В Аргентине выделяются компании, которые являются частью национальной экономической мощи: Arcor, Ledesma, Madanes, Pérez Companc, Techint, Urquía и Vi-centín. В основном это экономические единицы, контролируемые самыми богатыми семьями страны, которые получили широкую выгоду и во многих случаях интернационализировали свою деятельность за счет экспорта и/или инвестиций в другие национальные пространства [23]. В Аргентине основная часть доминирующих секторов экономики по-прежнему в значительной степени основана на использовании сравнительных преимуществ от обладания и использования природных ресурсов, или на «нишах» бизнеса, регулируемых государственным сектором.
В Бразилии интерес для нашей статьи представляют две компании: «Odebrecht», в которой работало 18О ООО сотрудников по всему миру, и «Andrade Gutiérrez», численность персонала которой превысила 22О ООО человек. Это семейные предприятия, возникшие во время бразильского девелопментализма, выросшие за счет общественных работ, затем расширившиеся на территорию Южной Америки, а после и по всему миру. Кроме того, «Odebrecht» входит в избранную группу, объединяющую военно-промышленный комплекс, управляемый правительством Бразилии. Строительные компании, такая как Petrobras, горнодобывающая компания, мясокомбинаты и сталелитейные заводы лежат в основе проекта развития Бразилии как независимого государства [25].
Что касается Парагвая, то в настоящее время компании Cartes Group, которыми в основном руководят бывший президент Парагвая Орасио Картес и его сестра Сара Картес, стали заметными участниками реконфигурации экономического контроля над страной. Орасио Картес и его сестра связаны с 73 компаниями разных направлений [1О], что позволяет им оказывать умеренное влияние на экономику Парагвая. С другой стороны, следует также выделить другие бизнес-группы: Grupo Zuc-colillo, которая представляет собой конгломерат компаний, основанный Альдо Цукколилло, в настоящее время компанию возглавляет его дочь Наталья Цуколилло, владелец банка Atlas, магазинов Del Sol Mariscal и Mariano, агентство недвижимости del Este, строительная компания Atlas, Abasto Norte, типография Mercurio S.A. и другие компании [5]. Вторая бизнес-группа на протяжении
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
-о
=Е СГ
со
I_
u со
многих десятилетий оказывала значительное политическое влияние на различные правительства и политические круги. Бизнес-конгломерат AJ. Group Vierci - один из наиболее важных игроков в экономике Парагвая, поскольку в его состав входят компании Retail S.A., супермаркеты Spain S.A., Superseis, а также AJ S.A. Calidad ante todo, AJ Boston S.A., Laser Import S.A., издательство El pais и Центр продаж Multimedia S.A. [18] и тем самым оказывают определенное влияние на многие отрасли экономики. Конечно, есть много других компаний, имеющих влияние на экономику Парагвая, таких как агро-и строительные компании, но вышеупомянутые бизнес-группы также вовлечены в эти сферы. Важно отметить, что все три бизнес-группы объединяет диверсификация бизнеса, что позволяет им оказывать большое влияние на решения по различным темам. С другой стороны, они владеют средствами массовой информации, которые довольно популярны в Парагвае, благодаря чему им часто удается оказывать влияние на общественное мнение по экономическим и политическим вопросам.
Переходя ко второму структурному и институциональному фактору захвата государства, концентрации политической власти, важно отметить, что экономическая элита является активным политическим игроком, играющим важную роль в принятии государственных решений и в политических секторах. Для этого она использует свои ресурсы и организационные возможности. В то же время она противостоит любому государственному вмешательству в экономику. Чтобы уменьшить власть государства и увеличить собственную, извлечь дополнительную ренту, бизнес-элита заключает политические соглашения, которые приводят к постоянным правовым изменениям, в т.ч. мер защиты и поддержки бизнесам. Например, «налоговые убежища» образуются под их влиянием [21].
Одним из способов управления степенью концентрации власти у экономических субъектов обычно являются соглашения, которые заключаются и варьируются в зависимости от действующего политического и политико-правового режимов. В демократических странах закулисные соглашения или открытые политические пакты обеспечиваются прямым и косвенным финансированием выборов партий и кандидатов, независимо от их политической окраски. Соглашения или договоренности дополняются проникновением государства через лобби и систему вращающихся дверей в правительства и парламент [8]. В Бразилии, согласно данным, предоставленным Высшим избирательным трибуналом (TSE), компании пожертвовали для оспаривания избирательных постов гигантскую сумму в размере 2 212 077 034 реалов (бразильская валюта) [16]. По словам бывшего президента строительной компании Марсело Одебрехта, 75% избирательных кампаний в Бразилии финансировались нерегулярно, и это финансирование в основном осуществлялось нелегально - «в конверте» [19]. Речь идет о большом объеме ресурсов, что свидетельствует о важности финансирования избирательных кампаний как средства связи между партиями, кандидатами и деловым сектором. Таким образом, многие бразильские компании практически имеют давлеющий контроль над решениями парламента: при голосовании они могут повлиять на то, какое решение/законопроект будут приняты.
В Парагвае после падения диктатуры в 1989 году наблюдалось усиление влияния деловых кругов на политические решения, в том числе посредством соглашений об экономической поддержке кандидатов и партий, но в менее заметной форме, чем в той же Бразилии. После процесса импичмента, проведенного в 2012 году при тогдашнем президенте Фернандо Луго, активность предпринимателей стала еще более интенсивной. Про-
цесс снятия с президентской должности Луго освещался ежедневной газетой ABC Color, владельцем которой был предприниматель Альдо Цукколильо из Zuccolillo Group, также являющийся старшим партнером компании Car-gill Paraguay - крупнейшего экспортера соевых бобов в стране [20, с. 160]. Вмешательство этого бизнесмена было вызвано главным образом тем, что его интересам в сельскохозяйственном бизнесе угрожала опасность. Прямым вмешательством делового сектора в государственный с целью приватизации политической власти стало политическое участие предпринимателя Орасио Картеса в национальных выборах в 2013 году. До этого его финансовые ресурсы позволили ему поддержать успешную кампанию партии Колорадо на муниципальных выборах 2010 года. Выборы были отмечены победой Арнальдо Саманьего на посту управляющего городом Асунсьон, а в 2011 год - избранием сестры управляющего Лилианы Саманьего президентом партии [22, с. 256]. Благодаря этой предыдущей финансовой поддержке, оказанной Орасио Картесом, ему удалось заручиться поддержкой основных партийных лидеров, и, таким образом, на внутренних выборах партии он был избран официальным кандидатом на общенациональных выборах 2013 года, впоследствии одержав победу, став президентом Парагвая с 45,83% голосов. С тех пор влияние интересов бизнеса в процессе концентрации политических властных полномочий стало более заметным со стороны исполнительной власти и при принятии решений парагвайским парламентом, в основном представленным парламентариями из политического сектора президента.
В Аргентине многие предприниматели входят в политику, в основном через избрание в парламент. Напрямую из делового сектора в исполнительную власть интегрировался бывший президент Маурисио Макри в 2015 году, одержав победу на выборах во втором туре с 51,3% голосов над кандидатом Даниэлем Шиоли из перонист-ского фронта за победу (FPV, 2003) благодаря альянсу «Давайте изменимся». Маурисио Макри - предприниматель, связанный с различными отраслями промышленности группы Macri: строительство, автомобилестроение, почта, сбор отходов и пищевая промышленность [17]. Важно помнить, что Макри уже участвовал в аргентинской политике, будучи национальным депутатом от Автономного города Буэнос-Айрес (2005-2007), а затем главой правительства города Буэнос-Айрес (20072011/2011-2015). Одним из действий, предпринятых правительством Макри в 2017 году, было подписание указа, которым правительство распорядилось «продать, уступить или передать» государственные акции CITELEC, компании, контролирующей TRANSENER, в которой государство делит долю вместе с Pampa Energy [14]. Конечно, в этот период было предпринято несколько действий с той же характеристикой, что в некоторой степени демонстрирует установление частным сектором контроля над политической властью.
В заключении стоит отметить, что на примере трех стран можно убедиться в важности структурных и институциональных факторов, которые способствуют концентрации экономической и политической власти в руках экономической элиты. Принимая во внимание рассмотренные примеры Парагвая, Аргентины и Бразилии, проникновение экономической элиты в государственный сектор или кооптация политической элиты начинается в первую очередь с партий и влияние бизнеса на выборы. В законодательном органе бизнес играет более активную роль, там проецируются его интересы, он адаптирует свою стратегию к случаям, когда существует баланс сил. Для поддержания этой схемы также необхо-
димы инструменты, которые служат «шарнирами» [6], соединяющими государственный сектор с частным, и широко используются в Латинской Америке: «лобби» и «вращающаяся дверь» [3].
Захват государства крупными корпорациями является результатом процесса «неправильного» и/или чрезмерного влияния частного сектора на выработку политики и управление ресурсами государства через работу с сетями и последовательное применение различных инструментов, которые их укрепляют. Эти решения отражают политическое неравенство в доступе и влиянии, направленное на удовлетворение частных интересов путем воздействия на общественные интересы, возможности, трудовые права и условия жизни большинства.
Литература
1. Чубрина К.А. Инструменты взаимодействия государства и бизнеса // Журнал международный экспедитор. 2021. № 4. С. 18-19.
2. Эльмурзаева Р.А. Взаимодействие бизнеса и государства: трансформация «захвата государства» // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 41. С. 68-84.
3. Castellani A. Lobbies y puertas giratorias. Los riesgos de la captura en la decisión pública. Nueva Sociedad. 2018. № 276. P. 49-61.
4. Cañete A.R. Democracias capturadas. El gobierno de unos pocos [Электронный ресурс]: Informe CLACSO-Oxfam Internacional. 2018. URL: https://oi-files-d8-prod. s3.eu-west-2.amazonaws.com/s3fs-public/file_attach-ments/democracias_capturadas_full_es.pdf (дата обращения: 11.10.22).
5. Cinco días [Электронный ресурс]: Periódico. URL: https://www.5dias.com.py/archivo/desde-cartes-hasta-zuccolillo-los-conglomerados-son-tendencia-empresarial (дата обращения: 21.02.23)
6. Cortés H. Itriago D. El fenómeno de la captura. Desenmascarando el poder. [Электронный ресурс]: Documento Oxfam Intermon. 2018. URL: https://cdn2.hub-spot.net/hubfs/426027/0xfam-Website/oi-informes/0X-FAMJntermon_Metodolog%C3%ADa_captura_2018. pdf (дата обращения: 13.10.22).
7. Cortés H. Desenmascarando el poder o democracias capturadas. [Электронный ресурс]: Nodal, América Latina y el caribe. 2019. URL: https://www.nodal. am/2019/10/desenmascarando-el-poder-por-hernan-saenz-cortes/ (дата обращения: 13.10.22).
8. Durand F. La captura corporativa del Estado en América Latina. [Электронный ресурс]: Working Paper Series. Lateinamerika-Institut, Freie Universität Berlin. 2019. № 8. URL: https://www.programa-trandes.net/Res-sources/working_papers/WP8-Durand-0nline.pdf (дата обращения: 15.10.22).
9. Durand F. Los Doce Apóstoles de la economía peruana. Una mirada social a los grupos de poder limeños y provincianos. Libro del Fondo Editorial de la Pontificia Universidad Católica del Perú. Perú: 2017. 372 p.
10. El independiente [Электронный ресурс]: Periódico. URL: https://independiente.com.py/de-las-mas-de-70-e mpresas-de-cartes-solo-3-presentan-ganancias-significativas/ (дата обращения: 14.11.22).
11. Fairfield T. Business Power and Tax Reform. Taxing Income and Profits in Chile and Argentina // Scientific journal Latin American Politics and Society. 2010. № 52. P. 37-71.
12. Fichter M. Recasting the Die: Toward Strengthening Democratic Control of the Power of Trasnational Corporations [Электронный ресурс]: FES International Poli-
cy Analysis. Berlin, 2013. URL: https://library.fes.de/pdf-files/iez/global/11126.pdf (дата обращения: 15.10.22).
13. Gates L.C. The oryzing Business Power in the Semi-Periphery. Mexico. Theory and Society. 2009. № 38. P. 39-57.
14. Iprofresional, [Электронный ресурс]: Periódico. URL: https://www.iprofesional.com/economia/341432-pr ivatizaciones-en-energia-gobierno-deroga-decreto-de-macri (дата обращения: 17.10.22).
15. Kingstone P., Rami P. The Rise and Fall (and Rise Again?) of Neoliberalism in Latin America. [Электронный ресурс]: Sage London Publications. New York, 2018. URL: https://kclpure.kcl.ac.uk/portal/en/publications/the-rise-and-fall-and-rise-again-of-neoliberalism-in-latin-america(72cfe4b8-10f2-4acd-8b0e-55aa38db6c5b)/ export.html (дата обращения: 17.10.22).
16. Mancuso W. Investimento eleitoral no Brasil: balango da literatura e agenda de pesquisa. Revista de Sociología e Política., Volumen 23. 2015. № 54. Р. 155-183.
17. Nercesian I. Presidentes empresarios y estados capturados. América Latina en el siglo XXI. [Электронный ресурс]: Teseo. Buenos Aires: 2020. URL: https://www. teseopress.com/presidentes/chapter/capitulo-1 -los-grupos-economicos-cambios-y-continuidades/ (дата обращения: 04.11.22).
18. La Nación [Электронный ресурс]: Periódico. URL: https://www.lanacion.com.py/2016/05/21/firmas-de-cartes-vierci-y-zuccolillo-lideran-ranking/ (дата обращения: 08.11.22).
19. Proética [Электронный ресурс]: Capítulo de Transparency International (TI). URL: https://www.proetica.org. pe/casos-emblematicos/caso-lava-jato/ (дата обращения: 08.11.2022).
20. Ramón F. Sara C. y Sintya V. Forjando privilegios: discursos, estrategias y prácticas del empresariado del agronegocio para la incidencia en la política tributaria paraguaya. En Élites, políticas públicas y desigualdad. [Электронный ресурс]: Editorial Oxfam y Clacso. 2018. URL: http://biblioteca.clacso.edu.ar/clacso/be-cas/20190517041845/Informe_Paraguay_vf.pdf (дата обращения: 08.11.22).
21. Shaxson N. Las islas del tesoro: los paraísos fiscales y los hombres que se robaron al mundo. Fondo de Cultura Económica, Buenos Aires. 2014.
22. Turner B. Paraguay: La vuelta del Partido Colorado al poder. Revista de ciencia política / Volumen 34. 2014. № 1. P. 249-266.
23. Voces en el Fénix [Электронный ресурс]: El podio de los negocios: el poder económico como límite al desarrollo en la Argentina URL: https://vocesenelfenix. economicas.uba.ar/el-podio-de-los-negocios-el-poder-economico-como-limite-al-desarrollo-en-la-argentina/ (дата обращения: 12.11.22).
24. Wolff J. Business Power and The Politics of Post-Neoliberalism. Relations Between Governments and Economic Elites in Bolivia and Ecuador. Journal of Politics and Society. 2016. № 58. P. 124-147.
25. Zibechi R. Brasil potencia. Entre la integración regional y un nuevo imperialismo. Revista de la Red Intercáte-dras de Historia de América Latina Contemporánea: Segunda Época. 2015. № 3. P. 172-174.
INTERACTION BETWEEN THE STATE AND BUSINESS
IN PARAGUAY, BRAZIL AND ARGENTINA
Genes A.V.A.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The article analyzes the interaction between the state and the private sector in Paraguay, Brazil and Argentina, which is relevant,
C3
о
er
IE
0
1
-1 У
-о
IE U~
since there is currently a mutual interest between public authorities and companies in establishing a system of stable relations. The objective of the article is to identify the corporate characteristics of the takeover of the state by economic sectors in Paraguay, Argentina and Brazil. General scientific methods, historical descriptions, structural and systemic analyses are used to study the development of interaction between the state and the private sectors. The results obtained indicate that structural and institutional factors contribute to the concentration of economic and political power, thus contributing to the takeover of the state in these three countries and, on the other hand, the takeover of the state by the large economic interests that corporations represent today is the result of a process of undue and excessive influence on the formulation of policies and the management of state resources.
Keywords: State-company interaction, corporate capture, structural-institutional factors.
References
1. Chubrina K.A. Instruments of interaction between the state and business // Journal International forwarder. 2021. No. 4. pp. 1819.
2. Elmurzayeva R.A. Interaction of business and the state: transformation of the "seizure of the state" // Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2018. No. 41. pp. 68-84.
3. Castellani A. Lobbies y puertas giratorias. Los riesgos de la captura en la decisión pública. Nueva Sociedad. 2018. № 276. P. 49-61.
4. Cañete A.R. Democracias capturadas. El gobierno de unos pocos [Электронный ресурс]: Informe CLACSO- Oxfam Internacional. 2018. URL: https://oi-files-d8-prod.s3.eu-west-2.ama-zonaws.com/s3fs-public/file_attachments/democracias_captur-adas_full_es.pdf (дата обращения: 11.10.22).
5. Cinco días [Электронный ресурс]: Periódico. URL: https:// www.5dias.com.py/archivo/desde-cartes-hasta-zuccolillo-los-conglomerados-son-tendencia-empresarial (дата обращения: 21.02.23).
6. Cortés H. Itriago D. El fenómeno de la captura. Desenmascarando el poder. [Электронный ресурс]: Documento Ox-fam Intermon. 2018. URL: https://cdn2.hubspot.net/hub-fs/426027/0xfam-Website/oi-informes/0XFAM_Intermon_ Metodolog%C3%ADa_captura_2018.pdf (дата обращения: 13.10.22).
7. Cortés H. Desenmascarando el poder o democracias capturadas. [Электронный ресурс]: Nodal, América Latina y el caribe. 2019. URL: https://www.nodal.am/2019/10/desenmascarando-el-poder-por-hernan-saenz-cortes/ (дата обращения: 13.10.22).
8. Durand F. La captura corporativa del Estado en América Latina. [Электронный ресурс]: Working Paper Series. LateinamerikaInstitut, Freie Universität Berlin. 2019. № 8. URL: https://www. programa-trandes.net/Ressources/working_papers/WP8-Durand-Online.pdf(дата обращения: 15.10.22).
9. Durand F. Los Doce Apóstoles de la economía peruana. Una mirada social a los grupos de poder limeños y provincianos. Libro del Fondo Editorial de la Pontificia Universidad Católica del Perú. Perú: 2017. 372 p.
10. El independiente [Электронный ресурс]: Periódico. URL: https://independiente.com.py/de-las-mas-de-70-empresas-de-cartes-solo-3-presentan-ganancias-significativas/ (дата обращения: 14.11.22).
11. Fairfield T. Business Power and Tax Reform. Taxing Income and Profits in Chile and Argentina // Scientific journal Latin American Politics and Society. 2010. № 52. P. 37-71.
12. Fichter M. Recasting the Die: Toward Strengthening Democratic Control of the Power of Trasnational Corporations [Электронный ресурс]: FES International Policy Analysis. Berlin, 2013. URL: https://library.fes.de/pdf-files/iez/global/11126. pdf (дата обращения: 15.10.22).
13. Gates L.C. Theoryzing Business Power in the Semi-Periphery. Mexico. Theory and Society. 2009. № 38. P. 39-57.
14. Iprofresional, [Электронный ресурс]: Periódico. URL: https:// www.iprofesional.com/economia/341432-privatizaciones-en-energia-gobierno-deroga-decreto-de-macri (дата обращения: 17.10.22).
15. Kingstone P., Rami P. The Rise and Fall (and Rise Again?) of Neoliberalism in Latin America. [Электронный ресурс]: Sage London Publications. New York, 2018. URL: https:// kclpure.kcl.ac.uk/portal/en/publications/the-rise-and-fall-and-rise-again-of-neoliberalism-in-latin-america(72cfe4b8-10f2-4acd-8b0e-55aa38db6c5b)/export.html (дата обращения: 17.10.22).
16. Mancuso W. Investimento eleitoral no Brasil: balando da literatura e agenda de pesquisa. Revista de Sociología e Política., Volumen 23. 2015. № 54. Р. 155-183.
17. Nercesian I. Presidentes empresarios y estados capturados. América Latina en el siglo XXI. [Электронный ресурс]: Teseo. Buenos Aires: 2020. URL: https://www.teseopress.com/presi-dentes/chapter/capitulo-1-los-grupos-economicos-cambios-y-continuidades/ (дата обращения: 04.11.22).
18. La Nación [Электронный ресурс]: Periódico. URL: https:// www.lanacion.com.py/2016/05/21/firmas-de-cartes-vierci-y-zuccolillo-lideran-ranking/ (дата обращения: 08.11.22).
19. Proética [Электронный ресурс]: Capítulo de Transparency International (TI). URL: https://www.proetica.org.pe/casos-emblematicos/caso-lava-jato/ (дата обращения 08.11.2022).
20. Ramón F. Sara C. y Sintya V. Forjando privilegios: discursos, estrategias y prácticas del empresariado del agronegocio para la incidencia en la política tributaria paraguaya. En Élites, políticas públicas y desigualdad. [Электронный ресурс]: Editorial Oxfam y Clacso. 2018. URL: http://biblioteca.clacso.edu. ar/clacso/becas/20190517041845/Informe_Paraguay_vf.pdf (дата обращения: 08.11.22).
21. Shaxson N. Las islas del tesoro: los paraísos fiscales y los hombres que se robaron al mundo. Fondo de Cultura Económica, Buenos Aires. 2014.
22. Turner B. Paraguay: La vuelta del Partido Colorado al poder. Revista de ciencia política / Volumen 34. 2014. № 1. P. 249266.
23. Voces en el Fénix [Электронный ресурс]: El podio de los negocios: el poder económico como límite al desarrollo en la Argentina. URL: https://vocesenelfenix.economicas.uba.ar/el-podio-de-los-negocios-el-poder-economico-como-limite-al-desarrollo-en-la-argentina/ (дата обращения 12.11.22).
24. Wolff J. Business Power and The Politics of Post-Neoliberalism. Relations Between Governments and Economic Elites in Bolivia and Ecuador. Journal of Politics and Society. 2016. № 58. P. 124-147.
25. Zibechi R. Brasil potencia. Entre la integración regional y un nuevo imperialismo. Revista de la Red Intercátedras de Historia de América Latina Contemporánea: Segunda Época. 2015. № 3. P. 172-174.
со
i_
u
со