Научная статья на тему 'Взаимодействие крупного и малого бизнеса на рынке молока: противоречия и пути разрешения'

Взаимодействие крупного и малого бизнеса на рынке молока: противоречия и пути разрешения Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
119
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие крупного и малого бизнеса на рынке молока: противоречия и пути разрешения»

Период организации предприятия с мясным направлением скотоводства можно условно разделить на два этапа. В первый организационный год основными формами государственной поддержки должны стать информационная и кредитная. Предприятия необходимо заинтересовать этим проектом, для чего следует обеспечить доступность информационных материалов региональной программы, в которых нужно четко указать требования к претендентам, виды и объемы планируемой государственной поддержки для отрасли «мясное скотоводство». Кроме того, необходимо оказать помощь специалистам хозяйства при разработке организационнопроизводственной и селекционной программ. Организация нового бизнеса всегда требует значительных инвестиций, поэтому важно обеспечить доступность кредитов на реконструкцию помещений, приобретение племенных животных, совершенствование технологии кормопроизводства и т.п. Приобретение молодняка для создания племенных мясных ферм на начальном этапе потребует субсидирования и организационной помощи со стороны региональных органов власти.

В мясном скотоводстве доход поступает на третий год функционирования отрасли, только по-

сле этого оно может быть рентабельным без дополнительных вложений. Поэтому в период становления отрасли необходимо обеспечить не просто выживание предприятия, но и его конкурентоспособность. Для сельскохозяйственных предприятий, планирующих включиться в программу «Мясное скотоводство», необходимо предусмотреть ежегодное субсидирование на формирование отрасли. Размеры дотаций из бюджетов всех уровней должны обеспечить доходность мясного скотоводства на том же уровне, что и молочного. На весь период формирования отрасли следует распространить целевое финансирование на племенных животных всего маточного поголовья, включенного в программу поглотительного скрещивания, независимо от кровности мясного скота. Высокий уровень субсидирования должен сочетаться с ответственностью менеджеров предприятия. Для получения разрешения на включение в программу «Мясное скотоводство» сельскохозяйственные предприятия должны разработать бизнес-план с указанием потребности в финансировании и окупаемости затрат.

При успешной реализации программы в целом по области к 2010 г. стадо мясного скота можно увеличить до 50 тыс. коров, что позволит производить 22-23 тыс. т высококачественной говядины.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЫНКЕ МОЛОКА: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ

Н.А.Соколов, к.э.н., проф. Брянской государственной сельскохозяйственной академии

На рынке молока и молочных продуктов продавцами и покупателями являются владельцы подсобных хозяйств, сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства, заводы и комбинаты по переработке сырья. От механизма взаимодействия зависят их доходы, объем производства и продаж продукции, степень удовлетворения потребностей населения в молочных продуктах, а также размеры налоговых поступлений в разные уровни бюджетов, занятость населения.

В Брянской области основным производителем молока являются хозяйства населения, они производят 60,5% от его общего объема. Но хозяйства населения не выступают в роли главного продавца молока, они занимаются не коммерческим, а натуральным производством. Увеличение их товарности, а следовательно, и доходности, во многом определяется уровнем развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях. Так, агропредприятиями Стародубского района применяется практика оказания услуг населению в заготовке кормов, ветеринарном обслуживании. Налажена по выгодным ценам закупка излишков молока в хозяйствах населения. В результате в 2004 г. хозяйства населения из областного бюджета за реализацию молока получили субсидий на сумму 1,7 млн р., или 14,3% от их общей суммы, в среднем на корову пришлось 414 р., а в хозяйствах населения Рогне-динского района, где отсутствуют взаимовыгодные отношения между крупным и мелким натуральным производством, субсидии за реализацию молока в среднем на корову составили 56,0 р.

Основными поставщиками молока в области являются сельскохозяйственные организации. Так, в

2004 г. ими было реализовано 139,3 тыс. т молока, или в среднем по 103 кг на каждого жителя Брянщины. Но агропредприятия находятся под негативным влиянием монополистического бизнеса промышленности. Монополистические цены на ресурсы, необходимые для производства молока, неуклонно растут. Так, цена на 1 т минеральных удобрений возросла с 1 761 р. в 2001 г. до 3 502 р. в 2О04 г., или на 198,8%, цена за 1 т бензина увеличилась соответственно с 6 863 до 12 814 р., или на 186,7%.

Заводы по закупке и переработке молока по отношению к сельхозорганизациям также занимают монопольное положение. Чтобы не лишиться поставщиков сырья, они увеличивают цены реализации. Если в 2001 г. цена реализации 1 т молока составила 3 733 р., то в 2004 г. - 5 300 р., или повысилась на 142,0%. Но цены по реализации молока по темпам роста значительно отставали от цен на ресурсы, необходимые для его производства. В результате рентабельность производства молока крайне низкая, она имеет тенденцию к понижению: в 2001 г. была в размере 8,0%, в 2003 г. - 5,7%, в 2004 г. - 7,5%.

Крупный бизнес в переработке молока находится под сильным воздействием монополий, поставляющих топливо, электроэнергию, а также обеспечивающих тепло- и водоснабжение. Чтобы восполнить потери, молочные комбинаты проводят политику дискриминации цен, а именно - для одних хозяйств устанавливают высокие, а для других -низкие реализационные цены.

Ценовая дискриминация, проводимая заводами по закупке молока, определяется многими обстоятельствами. Так, закупка молока в отдельных хозяйствах и

районах требует дополнительных транспортных затрат. Их компенсация проводится за счет низких реализационных цен на молоко. Отдаленные и слабые хозяйства не располагают ресурсами для вывоза молока собственным транспортом. Заводы, пользуясь этой ситуацией, устанавливают низкие цены.

1. Реализационные цены молока в отдельных районах Брянской области в 2004—2005 гг., р. за 1 т

Район 2004 г. 2005 г. Показатель 2005 г. в % к 2004 г.

Брянский 7 179 8 244 114,8

Дятьковский 6 656 7 374 110,8

Стародубский 5 863 6 695 114,2

Красногор- ский 3 985 4 861 122,0

Навлинский 4 905 4 511 92,0

Злынковский 3 661 4 331 118,4

В среднем по области 5300 5989 113,0

Иное поведение заводов может быть в отношении более крупных и эффективных хозяйств. Они имеют большие объемы продаж, их колебание во времени незначительно. Хозяйства могут организовать вывоз молока за пределы области, на рынок для продажи населению. Чтобы не потерять крупных поставщиков молока, заводы и устанавливают им более высокие цены.

Ценовая дискриминация на рынке молока порождает огромную дифференциацию хозяйств и районов в уровне рентабельности молочного скотоводства. Если в Дятьковском районе она составила 83,8%, то в Злынковском убыточность была в размере 47,8%. В районах создаются неравные условия воспроизводства отрасли, мотивации труда работников животноводства. Это сокращает производство молока в области. Потери несут и молочные комбинаты, так как сокращаются объемы поставок. Если в 2003 г. они составили 151,2 тыс. т, то в 2004 г. -139,3 тыс. т, в 2005 г. - 138,9 тыс. т. В результате сокращения сельхозорганизациями объемов поставок молока заводы увеличивают его закупки за рубежом.

Используя свое монопольное положение, заводы по закупке и переработке молока проводят политику сезонных цен. Их уровень устанавливают в зависимости от объема предложения молока, изменяющегося по месяцам года.

Политика сезонных цен, проводимая молочными комбинатами, нарушает один из важнейших принципов организации заработной платы в молочном скотоводстве сельхозорганизаций, а именно: с

ростом производства молока и объема продаж должны увеличиваться денежная выручка и заработная плата работников отрасли. Сдерживается мотивация труда не только в сельхозорганизациях, но и в личных подсобных хозяйствах, так как низкие сезонные цены распространяются и на этот сектор экономики.

2. Закупочные цены на молоко в отельных районах Брянской области на 15.12.05 г. и на 15.08.05 г., р./кг

Район На 15.08.05 г. На 15.12.05 г.

1-й сорт 2-й сорт 1-й сорт 2-й сорт

Брянский 6,30 4,20 9,50 5,90

Дятьковский 5,50 4,80 5,50 4,80

Стародубский 5,00 4,90 6,50 6,10

Красногорский 5,00 4,50 5,50 5,00

Навлинский 4,80 4,80 4,80 4,80

Злынковский 4,00 3,50 6,00 5,40

Заводы по переработке молока от такой ценовой политики имеют двойную выгоду. Во-первых, в летний период они снижают издержки, получая дополнительную прибыль. Во-вторых, излишки дешевого сырья в летние месяцы перерабатывают на сухие сливки, выпуская из них в зимний период молочные продукты, пользующиеся у населения спросом.

Поведение крупного бизнеса в молочной промышленности не отражает интересов сельхозор-ганизаций и хозяйств населения. В результате оказываемая государством, а также правительством на региональном уровне поддержка молочного скотоводства малоэффективна, не может улучшаться и качество жизни работников села.

Чтобы ограничить господствующую роль монополий на рынке молока и молочных продуктов, необходимо на региональном уровне устанавливать пределы роста цен на молоко, а на федеральном уровне определять пределы роста цен на ресурсы, необходимые для его производства. В случае снижения заводами цен на молоко в летний период следует увеличивать налоговые платежи, перечислять их сельскохозяйственным организациям. В целях противостояния монополии, правительство может выделять в бюджете средства на закупку молока, изготовляя из него продукты для военнослужащих, закрытых учреждений, социальных групп населения, крайне нуждающихся в помощи. Надо поощрять кооперацию сельскохозяйственных организаций и хозяйств населения в первичной переработке молока и реализацию молочных продуктов в кооперативных магазинах непосредственно населению.

КОНЦЕНТРАЦИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В МОЛОЧНОМ ЖИВОТНОВОДСТВЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В.Н. Суровцев, к.э.н., зав. отд. Северо-западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

Процесс развития молочного животноводства в России в последние годы носит противоречивый характер. Рост продуктивности сопровождается дальнейшим уменьшением поголовья, что начало

приводить к снижению валового производства продукции. Так, продуктивность коров в сельхозпредприятиях в 2005 г. выросла на 7,2% до 3 313 кг, однако поголовье коров сократилось на 397 тыс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.