Научная статья на тему 'Взаимодействие компаний различных организационно-правовых форм: теоретические аспекты'

Взаимодействие компаний различных организационно-правовых форм: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2394
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОМПАНИЙ / СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПАНИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ КОМПАНИЙ / КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ / INTERACTION BETWEEN COMPANIES / MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN COMPANIES / FORMS OF INCORPORATION / COMPANY INTEGRATION / COORDINATION OF COMPANY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колдаев Денис Георгиевич

В данной статье рассмотрены вопросы взаимодействия компаний различных организационно-правовых форм. В статье предложена авторская расширенная классификация видов взаимодействия компаний по следующим критериям: по видам организационно правовых форм; по формам собственности; по виду хозяйственной деятельности; по мощности производственного потенциала; по виду производимой продукции или услуги. Рассмотрена новая классификация организационно-правовых форм юридических лиц на унитарные и корпоративные (г. 4, ст. 65 ГК РФ) согласно внесенным поправкам в Гражданский Кодекс Российской Федерации от 01.09.2015. В работе сделан вывод, что организационно-правовая форма компании оказывает влияние на выбор инструментов взаимодействия и координации деятельности участников. В работе рассматриваются виды интеграции (вертикальная, горизонтальная интеграция и сетевое взаимодействие) и формы координации в процессе взаимодействия компаний. Автор отмечает, что формы интеграции условно подразделяются на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» формам интеграции относятся концерн и трест, к «мягким» -ассоциация, консорциум, стратегический альянс. В работе выделяется холдинг как один из видов концернов. Автор рассматривает особенности правового регулирования холдинговых компаний в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колдаев Денис Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between companies of various forms of incorporation: theoretical aspects

This article studies the issue of interaction between companies of various forms in corporation in the light of the changes to the Civil Code of the Russian Federation since September 1, 2015. The article suggests a classification for various types of interactionbetween companies. The author examines types of integration (vertical and horizontal integration, and network cooperation) and forms of coordination in the process of interaction between companies. The nature of “solid” (concern and trust) and “soft” (association, consortium and strategic alliance) forms of integration is explained. The article concludes, that the choice of forms of interaction between companies depends on their forms of incorporation, strategy, technologies and various external and internal factors.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие компаний различных организационно-правовых форм: теоретические аспекты»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http ://naukovedenie. ru/PDF/ 17EVN415.pdf DOI: 10.15862/17EVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/17EVN415)

УДК 334.7

Колдаев Денис Георгиевич

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва1 Аспирант кафедры «Корпоративное управление» E-mail: deniskoldaev@mail.ru

Взаимодействие компаний различных организационно-правовых форм: теоретические аспекты

1 109316, Москва, Волгоградский проспект, 11-7

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы взаимодействия компаний различных организационно-правовых форм. В статье предложена авторская расширенная классификация видов взаимодействия компаний по следующим критериям: по видам организационно правовых форм; по формам собственности; по виду хозяйственной деятельности; по мощности производственного потенциала; по виду производимой продукции или услуги.

Рассмотрена новая классификация организационно-правовых форм юридических лиц на унитарные и корпоративные (г. 4, ст. 65 ГК РФ) согласно внесенным поправкам в Гражданский Кодекс Российской Федерации от 01.09.2015. В работе сделан вывод, что организационно-правовая форма компании оказывает влияние на выбор инструментов взаимодействия и координации деятельности участников.

В работе рассматриваются виды интеграции (вертикальная, горизонтальная интеграция и сетевое взаимодействие) и формы координации в процессе взаимодействия компаний.

Автор отмечает, что формы интеграции условно подразделяются на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» формам интеграции относятся концерн и трест, к «мягким» -ассоциация, консорциум, стратегический альянс. В работе выделяется холдинг как один из видов концернов. Автор рассматривает особенности правового регулирования холдинговых компаний в Российской Федерации.

Ключевые слова: взаимодействие компаний; способы взаимодействия; механизм взаимодействия компаний; организационно-правовые формы предприятий; интеграция компаний; координация деятельности компаний.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Колдаев Д.Г. Взаимодействие компаний различных организационно-правовых форм: теоретические аспекты // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/17EVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/17EVN415

В современной экономике возрастает взаимосвязь и взаимозависимость компаний друг от друга. Компании вынуждены объединяться для усиления рыночных позиций, для создания устойчивых цепочек поставок, для лоббирования интересов в органах власти, для совместного проведения НИОКР, маркетинговых акций и пр. Усложнение производственных процессов, дальнейшая специализация, усиление конкуренции, развитие интернета и виртуальных корпораций приводят к появлению новых форм координации в процессе взаимодействия компаний. Зачастую обострение конкуренции требует объединения усилий компаний и их интеграции в виде концернов, трестов или временных стратегических альянсов и партнерств. Эти и другие вопросы взаимодействия компаний будут рассмотрены в данной статье.

Понятийный аппарат. В данной статье мы будем использовать термины «компания» и «предприятие» как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Компания может состоять из нескольких предприятий или компаний, которые выступают составной часть данной компании. «Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, использующий материальные и информационные ресурсы для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам». Классификация предприятия приведена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация типов предприятий/компаний

Критерий Классификация

1 По видам организационно правовых форм Корпоративные юридические лица (хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйстве, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы) и унитарные юридические лица (государственные и муниципальные унитарные предприятия).

2 По формам собственности Государственные, муниципальные, частные, смешанные, находящиеся в собственности общественных организаций.

3 По виду хозяйственной деятельности Производственные, финансовые, научно-производственные, строительные, страховые, транспортные и пр.

4 По мощности производственного потенциала Малые, средние, крупные.

5 По виду производимой продукции или услуги предприятия по производству товаров и оказанию услуг.

Следует учитывать, что с принятием 01.09.2014 изменений в ГК РФ «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий» (гл. 4 «Юридические лица», пар. 1, ст. 50 ГК РФ)2.

2 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162608/ (дата обращения 10.05.2015).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости и пр. Создание юридических лиц в формах, не поименованных в ГК РФ с сентября прошлого года стало невозможно.

Поправки в ГК РФ определили и новую классификацию юридических лиц на унитарные и корпоративные (г. 4, ст. 65 ГК РФ). Все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий) относятся к корпоративным. Кроме того, по новым правилам хозяйственные общества, делятся на публичные и непубличные. Деление основано на наличии или отсутствии листинга на фондовой бирже согласно п. 1. ст. 66.3 ГК РФ. После принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» течение года все ОАО и ЗАО должны пройти перерегистрацию в публичные акционерные общества или непубличные акционерные общества. Этот процесс должен быть закончен к 01.06.2015, так как за этот период в хозяйственных обществах должны пройти собрания акционеров, которые должны принять решение о перерегистрации АО в публичное или непубличное.

Организационно-правовая форма компании оказывает влияние на выбор инструментом взаимодействия и координации деятельности участников.

В ходе деятельности предприятия взаимодействуют друг с другом, с контролирующими органами, потребителями, поставщиками, разнообразными заинтересованными сторонами. В условиях современных рынков возрастает взаимосвязь и взаимозависимость предприятий друг от друга. С целью выживания на рынке предприятия объединяются, создавая сложные крупные структуры в виде концерном, трестов, альянсов и пр. Предприятия, имеющие большое количество поставщиков и подрядчиков, создают сети.

Под взаимодействием между компаниями понимаются организационно-экономические отношения, возникающие между компаниями в рамках осуществления уставной деятельности.

Под механизмом взаимодействия компаний в данном контексте мы понимаем совокупность взаимно обусловленных элементов - институтов, методов, инструментов, обеспечивающих взаимодействие компаний различных организационно-правовых форм. «Применительно к экономическим системам, основное требование к механизму -целостность, непротиворечивость элементов, их адекватность»3. Причем адекватность механизма взаимодействия компаний (институтов, методов, инструментов) подразумевает соответствие: ситуации (масштабам производства), сложности и характеру производства, друг другу (объему управленческих функций, доминирующим методам управления), степени формализации отношений, реализуемой функции (цели).

Классификация видов взаимодействия компаний. Взаимодействие компаний происходит по широкому спектру направлений. Будриным А.Г. предложена классификация взаимодействия для скоординировано функционирующим предприятиям по семи критериям. Взяв ее за основу, расширив и углубив, мы представляем классификацию взаимодействия между предприятиями в следующем виде:

• по траектории взаимодействия (непосредственные и опосредованные);

3 Современное предпринимательство в инновационной экономике: теория и практика / Под общ. ред. М.А. Эскиндарова. М.: Изд-во «Перо», с. 87.

• по типу обмениваемых в процессе взаимодействия ресурсов (материально-техническое взаимодействие, финансовое взаимодействие, информационное взаимодействие). На наш взгляд, следует добавить интеллектуальное взаимодействие (с помощью интеллектуальных ресурсов, передачи ноу-хау в виде новых методик, типовых решений и пр.);

• по формам взаимодействия (традиционное (оффлайн) и онлайн (в интернете));

• по стадиям взаимодействия (взаимодействия до заключения контракта, взаимодействие в процессе заключения контракта, взаимодействие после заключения контракта);

• по степени повторяемости, периодичности (разовые взаимодействия; неоднократные взаимодействия; систематические взаимодействия);

• по продолжительности взаимодействия (в течение короткого периода времени; долговременные);

• по субъектам взаимодействия4 (взаимодействие между компания - партнерами, компаниями и сетью поставщиков и подрядчиков, между компаниями и широким кругом стейкхолдеров, между компаниями и венчурами, между компаниями и социальными предприятиями и венчурами и пр.);

• по степени самостоятельности субъектов взаимодействия (в рамках интегрированных структур и между самостоятельными субъектами, не связанными отношениями собственности, договорными или иными отношениями);

• по способам координации в рамках «мягких» и «жестких» объединений предприятий (координация доминирующим участником, координация специальным органом или организацией, координация формально неорганизованной группой лиц);

• по направлениям взаимодействия компаний (взаимодействие в рамках ведение хозяйственной деятельности, согласования интересов и отстаивания позиций в органах власти, обсуждение стратегий в рамках партнерств и стратегических альянсов, государственно-частное партнерство, взаимодействие в рамках советов при органах власти и пр.).

Различают следующие виды/способы координации деятельности между предприятиями:

• координация, основанная на отношениях собственности;

• координация, основанная на договорных отношениях;

• координация, основанная на выполнении одной или нескольких задач в области осуществления НИОКР, маркетинга и пр.;

• координация, основанная на рыночной силе;

• координация, основанная на ценностях.

Впервые эта мысль выражена М. Портером в его теории разделяемой ценности.

4 Будрин А.Г. Взаимодействие предприятий на основе концепции маркетинга отношений. С. 2. http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/niim/publishing/Budrin.pdf.

Координация как вид взаимодействия. Различные аспекты координации. Основная проблема, лежащая в области изучения взаимодействия/отношений между компаниями в рамках разного рода объединений: как координировать действия компаний. На данный вопрос нет однозначного решения. Существует большое разнообразие способов и методов координации действий участников в рамках разного рода объединений и между компаниями, не имеющими устоявшихся связей друг с другом и не связанных отношениями собственности.

Следует отметить, что любое взаимодействие неопределенно, так как в нем участвуют разные стороны (компании), принимающие решения, следуя из контекста конкретной ситуации и наличия информации. Поэтому ключевой момент взаимодействия - заключение соглашений, используемых ввиду асимметричности информации и с целью снижения неопределенности.

Интеграция как вид взаимодействия. Различают три вида интеграции: вертикальную интеграцию (чаще всего по технологическим соображениям); горизонтальную интеграцию и сетевое взаимодействие. Формы интеграции условно подразделяются на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» формам интеграции относят концерн и трест.

Концерн (берёт начало от латинского «сопсегпеге» — смешивать) - это объединение фирм, которые на добровольной основе объединяют функции производственного, научно-технического характера, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической, сбытовой деятельности. Концерны выступают часто в виде финансово-промышленных групп, в определенной отрасли. Примером служит концерн, Мицуи, Сименс, Самсунг и пр. Различают три вида концернов: вертикальный, горизонтальны и конгломерат.

В вертикальный концерн, объединяются компании разных отраслей, связанные последовательностью процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные; производственные и дистрибьюторские компании и т.п.). В горизонтальный концерн, объединяются компании одной или смежных отраслей, имеющие одинаковые или схожие стадии производства. В конгломерат, объединяются компании из разнородных отраслей, как правило, на основе единого финансового контроля.

Особой формой концерна является холдинг, когда основная компания берет на себя функции управления группой предприятий. Холдинговые компании возникли в России «в результате естественных интеграционных процессов концентрации производства и капитала, восстановления разрушенных технологических взаимосвязей хозяйствующих субъектов, входящих ранее в промышленные и производственные объединения»5 и в рамках приватизационного законодательства в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». При значительной распространенности холдингов в современной предпринимательской практике отсутствует адекватное правовое обеспечение создания и деятельности холдинговых компаний. Правовое регулирование холдингов, осуществляется в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации через определение категорий основного и дочерних хозяйственных обществ и Федерального закона «Об акционерных обществах». Довольно долго обсуждавшийся проект закона «О холдингах», который так и не

5 Шиткина И.С., Правовое регулирование холдинговых компаний // Бизнес, менеджмент и право. http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=211 (дата обращения 20.05.2015).

был принят. Согласно законопроекту «холдинговые отношения могут возникать при наличии одного из двух обстоятельств:

• преобладающего участия головной компании, в капитале других юридических лиц, либо внесения записи в устав хозяйственного общества - участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания, либо вступления в силу договора о таком праве между участниками холдинга и головной компанией. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (головной компании, участника холдинга) понимается владение собственником, головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общества предопределять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;

• договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами, товарищами) других юридических лиц-участников холдинга»6.

В мире встречаются различные варианты холдинговых отношений между организациями различных организационно-правовых форм, исходя из действующего законодательства, правовой доктрины стран с развитыми рыночными отношениями, содержащей классическое понимание холдинга и пр. В некоторых странах встречаются многоступенчатые холдинги с чередованием финансовых и управляющих холдингов по одним из холдингов того или иного вида.

Трест (происходит от англ. trust) - объединение предприятий, зачастую родственных по направлению деятельности, сопровождающееся потерей производственной и коммерческой, иногда юридической самостоятельности, и передачей управления в руки головного предприятия.

К «мягким» формам интеграции компаний относят ассоциацию, консорциум, стратегический альянс.

Ассоциация (происходит от лат. associo — присоединять)- это согласно толковому словарю русского языка «объединение лиц или учреждений одного рода деятельности»7.

Консорциум (происходит от лат. consortium - соучастие, сообщество) - это временное объединение компаний, банков, общественных и государственных структур для осуществления масштабного проекта совместными усилиями для достижения целей участников консорциума. Будучи независимыми друг от друга действия участников регламентируются соглашением, составляемым для осуществления проекта. Руководство осуществляется лидером, выбираемым из числа участников.

Стратегический альянс (слово альянс происходит от фр. аШапсе — союз, объединение) представляет собой соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

6 Батаева Б.С., «Корпоративное управление в финансово-промышленных группах», дис. канд. эк. н. М. 1999. С. 105.

7 Толковый словарь русского языка: http://www.vedu.ru/expdic/787/ (дата обращения 10.05.2015).

Более точное определение приведено в автореферате И.А. Кузнецовым: «стратегический альянс - это объединение на контрактной основе, либо путем создания нового юридического лица, двух и более компаний для достижения взаимовыгодных долгосрочных целей, направленных на повышение конкурентоспособности фирм - участников при сохранении их юридической и экономической независимости».8

С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на четыре вида:

• альянсы по реализации проектов НИОКР, приобретения ноу-хау, трансферта технологий, проведение совместных исследований, повышение доли инновационной продукции;

• альянсы по организации совместного производства с целью расширения ресурсной базы, снижения транзакционных издержек; достижение эффекта экономии на масштабах производства за счет расширения производства и совместного использования факторов производства;

• альянсы по совместному освоению новых рынков, выходу на новые международные, национальные, региональные рынки;

• альянсы по поиску и адаптации более эффективной бизнес-модели развития компании, новой стратегии, корпоративной структуры, лучшей практики в области управления.

Следует отметить сложности координации деятельности компаний в рамках стратегического альянса, так как будучи самостоятельными его партнеры имеют различную мотивацию и порой противоречащие цели. Сложность координации приводит зачастую к принятию неоптимальных в плане интересов стратегического альянса решениям и к распаду альянсов.

В последнее время особую популярность приобретает концепции создания общей ценностей (Creating Shared Value, CSV), предложенная Майклом Портером и Марком Крамером. Общая ценность — «это политики и практики, которые способствуют повышению конкурентоспособности компании, но при этом одновременно формируют более благоприятные социально-экономические условия на территории присутствия»9. Эта идея была предложена в статье Michael E. Porter and Mark R. Kramer, Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility в журнале Harvard Business Review (HBR), December 2006. Эта идея позже получила развитие в статье тех же авторов Creating Shared Value в более позднем выпуске журнала Harvard Business Review за январь-февраль 2011 года.

В настоящее время компании все чаще объединяют усилия с другими субъектами частного сектора, государственными структурами и некоммерческими организациями в рамках реализации концепции создания общей ценностей. Например, за десять лет активной работы Глобальной инициативы Клинтона (The Clinton Global Initiative) появились тысячи партнерских проектов, в результате которых компании добиваются своих целей, повышают конкурентные преимущества и одновременно действуют с учетом сохранения природных

8 Кузнецов И.А., «Развитие форм стратегического партнерства», автореферат на соискание степени к.э.н., М., 2014. С. 10.

9 Создание общей ценности // Дайджест публикаций международного филантропического сообщества, Специальный выпуск №4, Май 2015 г., С. 8. http://ep-digest.ru/?page_id=388 (дата обращения 10.05.2015).

ресурсов и повышения качества жизни населения в местах оперирования. Успешные примеры «создания общей ценности» (CSV - creating shared value) вдохновляют лидеров корпораций на разработку бизнес - стратегий, оказывающих положительное воздействие на природу и общество.

Таким образом, в настоящей статье рассмотрены теоретические вопросы взаимодействия компаний различных организационно-правовых форм. На выбор механизма взаимодействия компаний влияют разные факторы: организационно-правовые формы предприятий, стратегии, технологии, факторы внешней и внутренней среды и пр. Взаимодействие осуществляется как в рамках интегрированных структур, так и между самостоятельными субъектами, не связанными отношениями собственности, договорными или иными отношениями. Взаимодействие компаний в виде интеграции, проводится в «жесткой» и «мягкой» формах. Принципиальные отличия присущи взаимодействию материнских и дочерних компаний, основанному на владении контрольными пакетами акций или договорах. Эти и другие вопросы не были затронуты в силу ограниченности рамок статьи, однако будут рассмотрены нами в последующих публикациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162608/ (дата обращения 10.05.2015).

2. Современное предпринимательство в инновационной экономике: теория и практика / Под общ. ред. М.А. Эскиндарова. М.: Изд-во «Перо», 2015, с. 87.

3. Будрин А.Г. Взаимодействие предприятий на основе концепции маркетинга отношений. С. 2. http://www.gsom.spbu.m/Шes/upload/mim/puЫishmg/Budrin.pdf.

4. Шиткина И.С., Правовое регулирование холдинговых компаний // Бизнес, менеджмент и право. http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=211 (дата обращения 20.05.2015).

5. Батаева Б.С., «Корпоративное управление в финансово-промышленных группах», диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1999. С. 105.

6. Толковый словарь русского языка: http://www.vedu.ru/expdic/787/. (дата обращения 10.05.2015).

7. Кузнецов И.А., «Развитие форм стратегического партнерства», автореферат на соискание степени к.э.н., М., 2014. С. 10.

8. Создание общей ценности // Дайджест публикаций международного филантропического сообщества, Специальный выпуск №4, Май 2015 г., С. 8. http://ep-digest.ru/?page_id=388 (дата обращения 10.05.2015).

Рецензент: Батаева Б.С., д.э.н, проф. кафедры «Корпоративное управление», ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Koldaev Denis Georgievich

Senior financial officer of Revenue Division in the Treasury Department for Moscow

Russia, Moscow E-mail: deniskoldaev@mail.ru

Interaction between companies of various forms of incorporation: theoretical aspects

Abstract. This article studies the issue of interaction between companies of various forms in corporation in the light of the changes to the Civil Code of the Russian Federation since September 1, 2015. The article suggests a classification for various types of interactionbetween companies.

The author examines types of integration (vertical and horizontal integration, and network cooperation) and forms of coordination in the process of interaction between companies. The nature of "solid" (concern and trust) and "soft" (association, consortium and strategic alliance) forms of integration is explained. The article concludes, that the choice of forms of interaction between companies depends on their forms of incorporation, strategy, technologies and various external and internal factors.

Keywords: interaction between companies; mechanisms of interaction between companies; forms of incorporation; company integration; coordination of company activities.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Federal'nyy zakon ot 5 maya 2014 g. N 99-FZ «O vnesenii izmeneniy v glavu 4 chasti pervoy Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i o priznanii utrativshimi silu otdel'nykh polozheniy zakonodatel'nykh aktov Rossiyskoy Federatsii» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162608/ (data obrashcheniya 10.05.2015).

2. Sovremennoe predprinimatel'stvo v innovatsionnoy ekonomike: teoriya i praktika / Pod obshch. red. M.A. Eskindarova. M.: Izd-vo «Pero», 2015, s. 87.

3. Budrin A.G. Vzaimodeystvie predpriyatiy na osnove kontseptsii marketinga otnosheniy. S. 2. http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/niim/publishing/Budrin.pdf.

4. Shitkina I.S., Pravovoe regulirovanie kholdingovykh kompaniy // Biznes, menedzhment i pravo. http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=211 (data obrashcheniya 20.05.2015).

5. Bataeva B.S., «Korporativnoe upravlenie v finansovo-promyshlennykh gruppakh», dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. M., 1999. S. 105.

6. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: http://www.vedu.ru/expdic/787/. (data obrashcheniya 10.05.2015).

7. Kuznetsov I.A., «Razvitie form strategicheskogo partnerstva», avtoreferat na soiskanie stepeni k.e.n., M., 2014. S. 10.

8. Sozdanie obshchey tsennosti // Daydzhest publikatsiy mezhdunarodnogo filantropicheskogo soobshchestva, Spetsial'nyy vypusk №4, May 2015 g., S. 8. http://ep-digest.ru/?page_id=388 (data obrashcheniya 10.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.