Научная статья на тему 'Взаимодействие как вид взаимоотношения органов местного самоуправления и общественных объединений: теоретикоправовые основы'

Взаимодействие как вид взаимоотношения органов местного самоуправления и общественных объединений: теоретикоправовые основы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
358
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / INTERACTION / RELATIONSHIP / CIVIL SOCIETY / LOCAL GOVERNMENT / PUBLIC ASSOCIATION / LOCAL GOVERNMENT BODY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горнев Роман Вадимович

Цель работы: исследовать теоретико-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений, сформулировать определение понятия и признаки такого взаимодействия. Для достижения поставленной цели использовался метод анализа и дедукции, а также формально-юридический метод при исследовании норм права, закрепляющих институты органов местного самоуправления и общественных объединений. Результаты и их научная новизна: по результатам исследования выявлено, что взаимодействие органов местного самоуправления и общественных объединений является разновидностью взаимоотношения указанных субъектов. При этом не всякое взаимоотношение является взаимодействием органов местного самоуправления и общественных объединений. Однако в науке конституционного и муниципального права данный вопрос решается неоднозначно. Для решения выявленной проблемы автором сформулировано определение понятия взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений это активное, двустороннее, совместное и согласованное взаимоотношение названных субъектов по реализации прав и (или) исполнению обязанностей в целях решения вопросов местного значения органов местного самоуправления и реализации уставных целей общественных объединений. Кроме того, автором выделены новые для науки конституционного и муниципального права характерные признаки такого взаимодействия: совместный характер осуществляемой деятельности; согласованность деятельности; активный и двусторонний характер деятельности (принятие решений или совершение действий, оказывающих влияние на другого субъекта взаимодействия; наличие обратной связи в процессе взаимодействия); сходство целей субъектов взаимодействия (решение вопросов местного значения для органов местного самоуправления, реализация уставных целей для общественных объединений). Сформулированные выводы служат основой научного представления о правовых аспектах взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений, а также призваны упорядочить правотворческую деятельность органов муниципальной власти по вопросам правового регулирования взаимодействия с общественными объединениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION AS A TYPE OF RELATIONSHIP BETWEEN LOCAL GOVERNMENTS AND PUBLIC ASSOCIATIONS: THEORETICAL AND LEGAL FOUNDATIONS

Aim: to research theoretical and legal foundations of interaction of local governments and public associations, to give the definition to the concept and formulate the features of this interaction. To achieve the above aim, analysis and deduction methods and formal legal method were used to research the rules of law, fixing the local government institutions and public associations. Results and scientific novelty: according to the results, the research revealed that the interaction between local authorities and public associations is a variety of relationship between the given subjects. However, not every relationship is an interaction of local authorities and public associations. The issue is still debated in the constitutional and municipal law science. To resolve the problem revealed the author defined the concept of interaction between local authorities and public associations it is an active, bilateral, joint and coordinated relationship of these entities in exercising rights and (or) performing duties with the aim to address the issues of local government at local level and to implement the statutory goals of public associations. To add, the author identified characteristic features of such interaction, which are new to the constitutional and municipal law science. They are joint nature of activities undertaken; coordination of activities; active and bilateral nature of activities (making decisions or taking actions affecting the other interaction entity; feedback in interaction process); similar goals of interaction subjects (resolving issues of local importance for local governments, implementing statutory goals for public associations). The formulated conclusions provide basis for the scientific perception of legal aspects of interaction between local authorities and public associations, and are also to adjust the law-making activities of municipal authorities on the issues of legal regulation of interaction with public associations.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие как вид взаимоотношения органов местного самоуправления и общественных объединений: теоретикоправовые основы»

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ КАК ВИД ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

УДК: 342.55 ГРНТИ: 10.15.55, 10.16.02

ББК: 67.400.7 Код ВАК: 12.00.02

Р.В. Горнев

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Россия АиШогГО: 809405

АННОТАЦИЯ:

Цель работы: исследовать теоретико-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений, сформулировать определение понятия и признаки такого взаимодействия.

Для достижения поставленной цели использовался метод анализа и дедукции, а также формально-юридический метод при исследовании норм права, закрепляющих институты органов местного самоуправления и общественных объединений.

Результаты и их научная новизна: по результатам исследования выявлено, что взаимодействие органов местного самоуправления и общественных объединений является разновидностью взаимоотношения указанных субъектов. При этом не всякое взаимоотношение является взаимодействием органов местного самоуправления и общественных объединений. Однако в науке конституционного и муниципального права данный вопрос решается неоднозначно.

Для решения выявленной проблемы автором сформулировано определение понятия взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений — это активное, двустороннее, совместное и согласованное взаимоотношение названных субъектов по реализации прав и (или) исполнению обязанностей в целях решения вопросов местного значения органов местного самоуправления и реализации уставных целей общественных объединений.

Кроме того, автором выделены новые для науки конституционного и муниципального права характерные признаки такого взаимодействия: совместный характер осуществляемой деятельности; согласованность деятельности; активный и двусторонний характер деятельности (принятие решений или совершение действий, оказывающих влияние на другого субъекта взаимодействия; наличие обратной связи в процессе взаимодействия); сходство целей субъектов взаимодействия (решение вопросов местного значения — для органов местного о самоуправления, реализация уставных целей — для общественных объединений).

Сформулированные выводы служат основой научного представления о правовых аспек- ^

тах взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений, а так- ®

а

же призваны упорядочить правотворческую деятельность органов муниципальной власти по вопросам правового регулирования взаимодействия с общественными объединениями. ©

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие, взаимоотношение, гражданское общество, местное самоуправление, общественное объединение, орган местного самоуправления.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Роман Вадимович Горнев, Марийский государственный университет, 424000, Россия, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1, gornev.roman@mail.ru ORCID: 0000-0002-9179-9086

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Горнев Р.В. Взаимодействие как вид взаимоотношения органов местного самоуправления и общественных объединений: теоретико-правовые основы // Муниципалитет: экономика и управление. 2020. № 1 (30). С. 55—63.

Правовое регулирование взаимоотношений между органами публичной власти и институтами гражданского общества играет существенную роль в построении в России правового и демократического государства. Рассматривая проблематику соотношения гражданского общества и государства, М. Н. Марченко сформулировал тезис о том, что гражданское общество первично по отношению к правовому государству и что сначала формируется гражданское общество, а затем на его основе «конструируется» правовое государство, но не наоборот [1, с. 52]. При этом крайне важную роль гражданское общество должно сыграть в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности правового государства [2, 3].

Регулирование данных взаимоотношений особенно важно для уровня местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти. Это обусловлено тем, что реальная жизнь значительной части населения в большей мере зависит не от общегосударственных событий, а от решения вопросов местного значения и эффективности местного самоуправления.

В Конституции РФ 1993 года закреплено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12) [4]. Решение вопросов местного значения осуществляют органы местного самоуправления, к которым относятся представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотрен-

ные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») [5].

В свою очередь, общественные объединения представляют собой добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (статья 5 Федерального закона «Об общественных объединениях») [6], и также представляют собой один из базовых институтов гражданского общества на муниципальном уровне. Данная позиция автора согласуется с мнением ученых о том, что общественные объединения являются важнейшим элементом гражданского общества, формой вовлечения населения страны в активную политическую, экономическую и социально-культурную деятельность [7, с. 7], а также выступают связующим элементом между государством и личностью [8]. Кроме того, нельзя не отметить мнение профессора С. А. Авакьяна о том, что общественные объединения являются ключевой силой общества и общественной власти [9].

Статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» определяет, что общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. В статье 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» закреплено, что

в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства. Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Статья 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» определяет, что для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право участвовать в выработке решений органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством.

В связи с тем, что взаимодействовать с органами местного самоуправления могут общественные объединения вне зависимости от территории действия, то и на стороне общественных объединений как второго участника взаимодействия следует рассматривать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Необходимость правового регулирования взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений обусловливается следующими факторами.

Во-первых, общественные объединения любого уровня осуществляют свою устав-

ную деятельность (полностью или в части) на территории какого-либо муниципального образования, поэтому они не могут не вступать во взаимодействие с органами местного самоуправления.

Во-вторых, общественные объединения создаются зачастую для оказания содействия гражданам в реализации отдельных конституционных прав и свобод (например, свободы творчества и права на участие в культурной жизни). Вопросы местного значения, решаемые органами местного самоуправления, также могут быть направлены на реализацию аналогичного конституционного права или свободы (например, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры). В этом случае деятельность органов местного самоуправления и общественных объединений в процессе решения конкретного вопроса направлена на достижение сходного результата. При условии эффективного взаимодействия обозначенных институтов данный результат может получиться качественным, общественное объединение может решить уставные цели и задачи своей деятельности, а орган местного самоуправления — вопросы местного значения. И здесь нельзя не согласиться с мнением Б. А. Страшуна, который полагает, что обращение к публичной власти хотя и не обязательно для достижения целей неполитических объединений, но является весьма значительным условием [10, с. 343]. На необходимость диалога и взаимодействия власти и общественных объединений указывают и другие ученые. В частности, Е. А. Федорова отмечает, что диалог между гражданами и государственными органами будет эффективен при условии, что государство будет строить его не с отдельными гражданами, а с гражданскими (общественными) объединениями [11, с. 157]. Полагаем, что указанное утверждение можно рассматривать и применительно к взаимодействию органов местного самоуправления с общественными объединениями.

В-третьих, общественные объединения, как правило, осуществляют свою деятельность в какой-либо достаточно узкой и конкретной сфере. При этом полномочия органов местного самоуправления достаточно обширны, и это не

позволяет им сконцентрироваться на решении только одного или нескольких сходных вопросов. Общественные объединения посредством форм взаимодействия могут способствовать органам местного самоуправления в решении того или иного вопроса, осуществляя при этом и свою уставную деятельность.

Отношения, которые возникают между органами местного самоуправления и общественными объединениями, можно условно обозначить понятием «взаимоотношения». В свою очередь, «взаимодействие» является одной из разновидностей «взаимоотношений». Полагаем, что всякое взаимодействие представляет собой взаимоотношение, однако не любое взаимоотношение является взаимодействием.

В своем диссертационном исследовании А. С. Шерьязова также подчеркивает, что понятия «взаимоотношение» и «взаимодействие» являются нетождественными [12, с. 11 — 12]. Она отмечает, что взаимоотношения между органами власти и общественными объединениями приобретают характер взаимодействия при наличии следующих условий:

— указанные взаимоотношения находят свое выражение в активной фактической деятельности субъектов по реализации прав и исполнении возложенных на них обязанностей;

— данная деятельность имеет двусторонний характер и направлена на совместное решение вопросов, находящихся в ведении обоих участников либо одного из участников взаимоотношений;

— в процессе взаимодействия субъекты правоотношений выступают в качестве добровольных партнеров, имеющих возможность выбора поведения либо воздействия на достижение правового результата [12, с. 12].

В науке, включая юридическую науку, встречаются разные определения такого понятия, как «взаимодействие». К примеру, в Большой советской энциклопедии приводится достаточно широкое определение — это одна из основных философских категорий, которая отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого [13, с. 7]. Если следовать данному

понятию, то процесс воздействия также является по своей сути взаимодействием. В свою очередь, под «воздействием» понимается действие, направленное на кого-либо с целью добиться чего-нибудь [14, с. 87]. На наш взгляд, при активном воздействии одного субъекта взаимоотношения на другого и при отсутствии обратной связи взаимодействие не возникает. В этом случае отсутствует важный признак взаимодействия — совместная согласованная деятельность.

Ф. М. Кобзарев рассматривает взаимодействие как согласованную и, как правило, основанную на сотрудничестве деятельность по достижению общих целей, задач [15, с. 16].

По мнению других ученых, взаимодействие всегда предполагает существование нескольких (хотя бы двух) субъектов или объектов, совершение ими активных действий совместного характера, влияние их друг на друга [16, с. 25].

В. Г. Карташов под взаимодействием предлагает понимать активную, согласованную деятельность двух и более субъектов правоотношения, выражающуюся в принятии решений и совершении действий, направленных на достижение единой цели [17]. Приведенное определение достаточно верно отражает суть данного процесса, однако оно сформулировано при исследовании взаимодействия субъектов, имеющих публично-правовую природу, — органов государственной власти и органов местного самоуправления — и не может в полной мере проецироваться на плоскость взаимодействия органов местного самоуправления как органов публичной власти и общественных объединений как института гражданского общества. В частности, у органов местного самоуправления и общественных объединений не может быть единой цели (однако они могут совпадать). Суть деятельности общественных объединений состоит в реализации уставных целей, а органов местного самоуправления — в решении вопросов местного значения.

Особый научный интерес вызывает определение понятия «взаимодействие», предложенное А. Ф. Малым в результате исследования взаимодействия местных советов народных депутатов и органов народного контроля в советский период развития нашего государства. Так, под взаимодействием А. Ф. Малый предла-

гал понимать совместную, согласованную деятельность не подчиненных друг другу органов, направленную на решение общих задач путем реализации одинаковых функций [18, с. 12].

В некоторых исследованиях также предпринимались попытки определить суть такой категории, как «взаимодействие органов государственной власти или органов местного самоуправления с общественными объединениями». В частности, С. А. Васильев отмечает, что взаимодействие общественных объединений с органами государственной власти представляет собой воздействие данных субъектов права друг на друга, которое может выражаться в сотрудничестве, совместной деятельности, совместном участии и взаимной поддержке [19]. Следует отметить, что данное определение включает в себя ряд неточностей. Во-первых, автор отождествляет такие понятия, как «взаимодействие» и «воздействие», что является терминологической ошибкой и что было рассмотрено нами ранее. Во-вторых, С. А. Васильев утверждает, что взаимодействие может проявляться во взаимной поддержке, которая в большинстве случаев не требует двусторонних, совместных и согласованных действий. Суть поддержки состоит в одностороннем активном действии одного субъекта взаимоотношения и сопровождается пассивным поведением второго субъекта, который может принять данную поддержку или отказаться от нее.

Э. Э. Велиев полагает, что взаимодействие между муниципальными общественными объединениями и органами местного самоуправления представляет собой положительную совместную деятельность данных субъектов, направленную на удовлетворение потребностей населения соответствующего муниципального образования [20, с. 122]. Данная дефиниция также вызывает ряд вопросов. Какую смысловую нагрузку для определения взаимодействия названных субъектов влечет указание на «положительность» совместной деятельности? Каковы критерии такой положительности и при каких условиях совместная деятельность становится отрицательной? Более того, сам по себе термин «положительный» является не правовым и не может характеризовать правовые явления и отношения меж-

ду ними. Также в качестве цели совместной деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений Э. Э. Ве-лиев указывает на удовлетворение потребностей населения соответствующего муниципального образования. При этом существуют более удачные и закрепленные в законе понятия, отражающие суть цели такого взаимодействия: решение вопросов местного значения (для органов местного самоуправления) и реализация уставных целей (для общественных объединений).

Проведенный анализ позволил выявить неоднозначность научных подходов к определению такой категории, как взаимодействие органов местного самоуправления и общественных объединений, а также к ее соотношению с такими понятиями, как взаимоотношение и воздействие. При этом развитие правового регулирования во многом определяется уровнем научных исследований в соответствующей области. Полагаем, что под взаимодействием органов местного самоуправления и общественных объединений следует понимать активное, двустороннее, совместное и согласованное взаимоотношение названных субъектов по реализации прав и (или) исполнению обязанностей в целях решения вопросов местного значения органов местного самоуправления и реализации уставных целей общественных объединений. Характерными признаками взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений являются:

1) совместный характер осуществляемой деятельности;

2) согласованность деятельности;

3) активный и двусторонний характер деятельности (принятие решений или совершение действий, оказывающих влияние на другого субъекта взаимодействия; наличие обратной связи в процессе взаимодействия);

4) сходность целей субъектов взаимодействия (решение вопросов местного значения — для органов местного самоуправления, реализация уставных целей — для общественных объединений).

В качестве вывода следует отметить, что в научной литературе отсутствует единство в понимании таких юридически отличных понятий, как «взаимодействие органов местно-

го самоуправления и общественных объединений» и «взаимоотношение органов местного самоуправления и общественных объединений». Кроме того, при определении взаимодействия названных субъектов ряд авторов, делая попытку отразить суть данного процесса, используют такие характеристики, как «поддержка» и «воздействие». Данные действия по своей природе являются односторонними, не предполагают обратной связи и не

порождают совместную и согласованную деятельность.

В целях уточнения науки конституционного и муниципального права в части однообразного понимания взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений в настоящей работе сформулированы авторское определение указанного понятия, а также характерные признаки, отражающие суть данного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Марченко М.Н. Соотношение гражданского общества и государства: вопросы теории // Журнал российского права. 2008. № 10. С. 52-64.

2. Garrett E. Term Limitations and the Myth of the Citizen — legislator // Cornell Law Review. 1996. № 3. Pp. 623—694.

3. Druzek J. Political Inclusion and the Dynamics of Democratization // American Political Science Review. 1996. № 1. Pp. 481—482.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 6 февр. 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

6. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 20 дек. 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №21. Ст. 1930.

7. Малый Д.А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации: вопросы теории и практики. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

8. Белясов С.Н. Взаимодействие Российского государства с общественными организациями в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина // Право и политика. 2010. № 10. С. 17—26.

9. Авакьян С.А. Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 5—11.

10. Страшун Б.А. Конституционное (государ-

ственное) право зарубежных стран. М.: Норма, 2006.

11. Федорова Е.А. Взаимодействие государственной власти и формирующегося гражданского общества в современной России: диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ставрополь, 2006.

12. Шерьязова А.С. Взаимоотношения государственных органов и общественных объединений: конституционно-правовой аспект: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Челябинск, 2011.

13. Большая советская энциклопедия. Том 5. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1971.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1964.

15. Кобзарев Ф.М. Прокуроры и судьи о взаимодействии в сфере уголовного судопроизводства // Законность. 2006. № 8. С. 37-40.

16. Бакаева О.Ю., Шилина Е.В. Принципы и формы взаимодействия банковской системы и таможенных органов // Банковское право. 2006. № 2. С. 11-14.

17. Карташов В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 19. С. 33-38.

18. Малый А.Ф. Взаимодействие местных советов народных депутатов и органов народного контроля: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Л., 1983.

19. Васильев С.А. Основные формы взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 4. С. 11-13.

20. Велиев Э.Э. Конституционно-правовой статус муниципальных общественных объединений и их роль в развитии местного самоуправ-

ления в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Белгород, 2019.

INTERACTION AS A TYPE OF RELATIONSHIP BETWEEN LOCAL GOVERNMENTS AND PUBLIC ASSOCIATIONS: THEORETICAL AND LEGAL FOUNDATIONS

R.V. Gornev

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

ABSTRACT:

Aim: to research theoretical and legal foundations of interaction of local governments and public associations, to give the definition to the concept and formulate the features of this interaction.

To achieve the above aim, analysis and deduction methods and formal legal method were used to research the rules of law, fixing the local government institutions and public associations.

Results and scientific novelty: according to the results, the research revealed that the interaction between local authorities and public associations is a variety of relationship between the given subjects. However, not every relationship is an interaction of local authorities and public associations. The issue is still debated in the constitutional and municipal law science.

To resolve the problem revealed the author defined the concept of interaction between local authorities and public associations — it is an active, bilateral, joint and coordinated relationship of these entities in exercising rights and (or) performing duties with the aim to address the issues of local government at local level and to implement the statutory goals of public associations.

To add, the author identified characteristic features of such interaction, which are new to the constitutional and municipal law science. They are joint nature of activities undertaken; coordination of activities; active and bilateral nature of activities (making decisions or taking actions affecting the other interaction entity; feedback in interaction process); similar goals of interaction subjects (resolving issues of local importance for local governments, implementing statutory goals for public associations).

The formulated conclusions provide basis for the scientific perception of legal aspects of interaction between local authorities and public associations, and are also to adjust the law-making activities of municipal authorities on the issues of legal regulation of interaction with public associations.

KEYWORDS: interaction, relationship, civil society, local government, public association, local government body.

AUTHORS' INFORMATION:

Roman V. Gornev, Mari State University,

1, Lenin Sq., Yoshkar-Ola, 424000, Russia, gornev.roman@mail.ru ORCID: 0000-0002-9179-9086

FOR CITATION: Gornev R.V. Interaction as a type of relationship between local governments and public associations: theoretical and legal foundations // Municipality: Economics and Management. 2020. № 1 (30). P. 55-63.

REFERENCES

1. Marchenko M.N. The ratio of civil society and state: theory issues // Journal of Russian Law. 2008. No. 10. Pp. 52-64. [Marchenko M.N. Sootnoshenie grazhdanskogo obshchestva i go-sudarstva: voprosy teorii // Zhurnal rossiyskogo prava. 2008. № 10. S. 52-64.] - (In Rus.)

2. Garrett E. Term Limitations and the Myth of the Citizen — legislator // Cornell Law Review. 1996. № 3. Pp. 623-694. - (In Eng.)

3. Druzek J. Political Inclusion and the Dynamics of Democratization // American Political

Science Review. 1996. № 1. Pp. 481-482. -(In Eng.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) // Collection of the RF legislation. 2014. No. 31. Art. 4398. [Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g.) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 31. St. 4398.] - (In Rus.)

5. On general principles of local self-government organization in the Russian Federation: Federal Law of October 6, 2003. No. 131-FL: (as amended on February 6, 2019) // Collection of the RF legislation. 2003. No. 40. Art. 3822. [Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo sa-moupravleniyav Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 6 okt. 2003 g. № 131-FZ (red. ot 6 fevr. 2019 g.) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. №40. St. 3822.]-(In Rus.)

6. On public associations: Federal Law of May 19, 1995 No. 82-FL (as amended on December 20, 2017) // Collection of the RF legislation. 1995. No. 21. Art. 1930. [Ob obshch-estvennykh ob"edineniyakh: Federal'nyy zakon ot 19 maya 1995 g. № 82-FZ (red. ot 20 dek. 2017 g.) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. №21. St. 1930.]-(In Rus.)

7. Maliy D.A. Constitutional right for association in the Russian Federation: issues of theory and practice. Saint Petersburg: Legal Center Press, 2003. [Malyy D.A. Konstitutsionnoe pravo na ob"edinenie v Rossiyskoy Federatsii: voprosy teorii i praktiki. SPb.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2003.]-(In Rus.)

8. Belyasov S.N. Interaction of the Russian government with public associations in the field of protecting the rights and freedoms of a human and a citizen//Law and Politics. 2010. No. 10. Pp. 1726. [Belyasov S.N. Vzaimodeystvie Rossiyskogo gosudarstva s obshchestvennymi organizatsiyami v

sfere zashchity prav i svobod cheloveka i grazhda-nina// Pravo i politika. 2010. № 10. S. 17-26.] -(In Rus.)

9. Avakyan S.A. The constitutional theory and practice of public authority: regularities and deviations // Constitutional and municipal law. 2015. No. 10. Pp. 5-11. [Avak'yan S.A. Konstitutsi-onnaya teoriya i praktika publichnoy vlasti: za-konomernosti i otkloneniya // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2015. № 10. S. 5-11.] -(In Rus.)

10. StrashunB.A. Constitutional (public) law of foreign countries. Moscow: Norma, 2006. [Stra-shun B.A. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran. M.: Norma, 2006.] -(In Rus.)

11. Fedorova E.A. Interaction of public authority and emerging civil society in modern Russia: a dissertation for the degree of Candidate of Political Sciences. Stavropol, 2006. [Fedoro-va E.A. Vzaimodeystvie gosudarstvennoy vlasti i formiruyushchegosya grazhdanskogo obshchestva v sovremennoy Rossii: dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata politicheskikh nauk. Stavropol', 2006.]-(In Rus.)

12. Sheryazova A.S. Interrelations between public authorities and public associations: constitutional and legal aspect: extended abstract of Candidate of Legal Sciences dissertation. Chelyabinsk, 2011. [Sher'yazova A.S. Vzaimoot-nosheniya gosudarstvennykh organov i obshche-stvennykh ob"edineniy: konstitutsionno-pravovoy aspekt: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uche-noy stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. Chelyabinsk, 2011.]-(In Rus.)

13. The Great Soviet Encyclopedia. Vol. 5. Moscow: Soviet Encyclopedia publishing, 1971. [Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. Tom 5. M.: Izd-vo Sovetskaya entsiklopediya, 1971.] -(In Rus.)

14. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1964. [OzhegovS.I. Slovar' russkogo yazyka. M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1964.] - (In Rus.)

15. Kobzarev F.M. Prosecutors and judges on cooperation in the field of criminal proceedings // Legality. 2006. No. 8. Pp. 37-40. [Kobzarev F.M. Prokurory i sud'i o vzaimodeystvii v sfere ugolov-nogo sudoproizvodstva// Zakonnost'. 2006. № 8. S. 37-40.]-(In Rus.)

16. Bakaeva O.Yu., Shilina E.V Principles and

forms of interaction between banking system and customs authorities // Banking law. 2006. No. 2. Pp. 11 — 14. [Bakaeva O.Yu., Shilina E.V. Printsipy i formy vzaimodeystviya bankovskoy sistemy i ta-mozhennykh organov // Bankovskoe pravo. 2006. №2. S. 11-14.]-(In Rus.)

17. Kartashov VG. The interaction of the RF subject public authorities and local government // Constitutional and municipal law. 2007. No. 19. Pp. 33-38. [Kartashov VG. Vzaimo-deystvie organov gosudarstvennoy vlasti sub"ekta Rossiyskoy Federatsii i organov mestnogo samo-upravleniya // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2007. № 19. S. 33-38.] - (In Rus.)

18.Malyi A.F. Interaction of local councils of people's deputies and bodies of national control: extended abstract of the Candidate of Legal Sciences dissertation. Leningrad, 1983. [Malyy A.F. Vzaimodeystvie mestnykh sovetov narodnykh de-putatov i organov narodnogo kontrolya: avtoreferat

dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. L., 1983.] — (In Rus.)

19.Vasiliev S.A. The main forms of interaction between public authorities and public associations // State power and local government. 2012. No. 4. Pp. 11-13. [Vasil'ev S.A. Osnovnye formy vzaimodeystviya organov gosudarstvennoy vlasti s obshchestvennymi ob"edineniyami // Go-sudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2012. №4. S. 11-13.]-(In Rus.)

20. Veliev E.E. Constitutional and legal status of municipal public associations and their role in the development of the RF local: a extended abstract of the Candidate of Legal Sciences dissertation. Belgorod, 2019. [Veliev E.E. Konstitutsionno-pravovoy status munitsipal'nykh obshchestvennykh ob"edineniy i ikh rol' v razvi-tii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Fede-ratsii: dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. Belgorod, 2019.] — (In Rus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.