взаимодействие кадровых подразделений
овд мвд России и образовательных учреждений мвд России
© БОЙКО Алексей Петрович
заместитель начальника УВД по г. Саратову -начальник ОРЛС, соискатель кафедры информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений Саратовского юридического института МВД России
@ (845-2) 747-006, И [email protected]
Обозначены основные проблемы информатизации ОВД МВД России: передачи информации, создания единой системы электронного документооборота и делопроизводства, отсутствия унифицированного программного обеспечения и наличия существенных функциональных ограничений, не позволяющие в полной мере использовать современные информационные технологии для выполнения возложенных на кадровые подразделения органов внутренних дел МВД России задач.
Ключевые слова: информатизация кадровых подразделений, образовательные учреждения.
В системе исполнительной власти Российской Федерации Министерство внутренних дел России с подчинёнными ему органами и внутренними войсками являются центральным звеном обеспечения правопорядка и организации правоохранительной деятельности по противодействию преступности. Необходимость постоянного совершенствования организации правоохранительной деятельности обусловлена постоянными изменениями в экономической, политической, социальной жизни России, обострением криминогенной обстановки и возрастающими требованиями общества к деятельности системы МВД России в условиях построения демократического правового государства.
Без применения и использования современных технических средств автоматизированной обработки информации и передачи данных, без развитой системы информационного обеспечения органов внутренних дел, их кадровых подразделений, невозможно решать стоящие перед ОВД задачи противодействия преступности. В связи с этим одним из приоритетных направлений развития системы МВД России на ближайшее время является развитие системы
информационного обеспечения всех структурных подразделений, в том числе - кадровых.
В настоящее время в кадровых подразделениях органов внутренних дел МВД России введены в действие и эксплуатируются утверждённые соответствующими приказами МВД России следующие основные автоматизированные информационные системы (АИС), представленные на рисунке.
Так, например, АИС «Кадры» предназначена для персонального и статистического учёта лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел МВД России. АИС «АК» (Алфавитная карточка) позволяет формировать картотеки алфавитного учёта лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. АИС «ФКЛС» (Федеральная картотека личного состава) предназначена для централизации персонального учёта лиц рядового и младшего начальствующего состава ОВД МВД России. Автоматизацию сбора и передачи ведомственной статистики выполняет АИС «Статистика-К» (Статистика-Кадры).
Контроль организации изготовления, оформления, выдачи, учёта служебных удостоверений ведется в АИС «Удостоверение».
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
«Кадры»
«АК»
«ФКЛС»
АИС МВД РОССИИ
л
в
«Статистика-
«СЗ»
□
«Боеготовность»
«Удостоверение»
«Профподготовка»
Рис. Основные АИС кадровых подразделений органов внутренних дел МВД России
По вопросам организации профессиональной подготовки, боеготовности и социальной защиты действуют соответствующие АИС -«Профподготовка», «Боеготовность» и «СЗ» (Социальная защита). Эти автоматизированные информационные системы предназначены для повышения эффективности контроля и управления процессами организации переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел; совершенствования служебно-боевой подготовки; ведения сведений о членах семей сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей, сотрудниках, ставших инвалидами вследствие военной травмы; проведения детального анализа и выявления факторов, влияющих на результативность деятельности кадровых аппаратов.
Ввод и эксплуатация указанных АИС в кадровых подразделениях ОВД МВД России позволяет в необходимой мере выполнять возложенные на эти структуры задачи, предоставляет возможность сотрудникам кадровых служб решить многие вопросы, осуществить быстрый обмен необходимой информацией, применяя новые компьютерные технологии.
Отметим, что в 2002 г. была утверждена Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 20022006 гг. [4], предусматривавшая разработку новых, доработку действующих, эксплуати-
рующихся АИС и на этой основе - повышение эффективности использования автономно функционирующих в системе МВД России специализированных территориально-распределенных автоматизированных систем по различным направлениям оперативно-служебной деятельности и кадровой работе.
В основном цели и задачи, которые были поставлены этой концепцией, достигнуты и выполнены, тем не менее приходится констатировать, что, несмотря на успешное функционирование и эксплуатацию существующих АИС, единое информационное пространство, в котором они должны были бы действовать, пока создано не в полной мере, т.е. не организована базовая техническая инфраструктура и не в достаточной мере обеспечено взаимодействие между существующими территориально-распределёнными автоматизированными системами. В соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» [1] кадровые подразделения ОВД МВД России при обработке персональных данных принимают организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, распространения и от иных неправомерных действий. Но проблемы с возможностью работы с современными системами передачи информации существуют до настоящего времени.
Информационная безопасность регионов. 2009. № 2 (5)
На наш взгляд, проблема передачи информации касается не только системы Министерства внутренних дел России, она затрагивает многие государственные структуры Российской Федерации и встанет ещё более остро, в связи с принятием закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов [2] начиная с 01.01.2010 г. - даты вступления закона в действие.
Вторая проблема, требующая решения, заключается в том, что до настоящего времени ещё не достаточно проработан вопрос создания единой системы электронного документооборота и делопроизводства как на государственном уровне, так и на уровне федеральных министерств. В следствие отсутствия унифицированного программного обеспечения и наличия существенных функциональных ограничений многих автоматизированных информационных систем возникает вопрос создания системы управления и разграничения доступа к информационным ресурсам.
Указанные проблемы, присущие как федеральному, так и региональному уровню, актуальные для министерств и ведомств, не позволяют использовать в полной мере современные информационные технологии для качественного анализа информации, циркулирующей, в том числе, и в кадровых подразделениях органов внутренних дел МВД России.
Таким образом, исходя из требований действующего Федерального закона «О персональных данных» [1], вступающего в действие Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов [2], принятой Концепции информатизации МВД России [5] нам представляется целесообразным и необходимым проведение комплекса мероприятий по организация профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по эксплуатации и сопровождению информационно-вычислительных и автоматизированных информационных систем, автоматизации существующих и эксплуатирующихся картотек, средств и систем защиты информации, т.е. обеспечения необходимого уровня квалификации кадровых работников структурных подразделений ОВД МВД России.
Эти же требования предъявляются и Министерством внутренних дел Российской Федерации: «...Анализ кадровой составляющей министерства подтверждает необходимость решительных мер по повышению квалификационного уровня и профессионального мастерства. Путь к этому - развитие ориентированного на практику образования. умений и навыков правоохранительной деятельности. В качестве первоочередных министерство выделяет не-
сколько ключевых ориентиров, которые уже последовательно реализуются в настоящее время. Это - разработка и совершенствование модели специалиста XXI века и её последовательная реализация, интеллектуализация правоохранительной деятельности на основе внедрения технологических, телекоммуникационных инноваций в системе научного, аналитического и образовательного обеспечения.» [3].
Данный вопрос требует не только скорейшей разработки, но и тесного взаимодействия и сотрудничества, а также взаимодействия кадровых подразделений ОВД МВД России и образовательный учреждений системы Министерства.
Задачи, возлагаемые Концепцией информатизации МВД России на период до 2012 г. предусматривают создание в образовательных учреждениях МВД России технической базы для обучения сотрудников правоохранительных органов работе с компьютерной техникой и организацию подготовки и переподготовки кадров, разработку программ обучения, необходимых методических материалов.
Кадровые подразделения ОВД МВД России должны обеспечить развитие системы по подготовке и повышению квалификации на базе ведомственных и общегражданских высших учебных заведений, организовать профессиональное обучение специалистов ОВД в области информационных технологий.
Здесь мы говорим о тесном взаимодействии кадровых подразделений и образовательных учреждений потому, что именно профессорско-преподавательский состав вузов МВД России может на должном уровне провести анализ, научно обосновать и разработать правовые, криминалистические и организационные основы решения проблем сбора, хранения, обработки, передачи и защиты информации в подразделениях ОВД МВД России в условиях применения компьютерных технологий.
Полагаем, что в результате такого взаимодействия будет решена основная задача - повышение уровня подготовленности сотрудников ОВД с учётом возможности применения единой информационно-телекоммуникационной системы в практической деятельности ОВД.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.09.2009 г.).
2. Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» //
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.09.2009 г.)
3. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева в «Российской газете» 21.08.2009 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Раздел «Новости». - URL: http://mvd.ru (дата обращения: 11.09.2009).
4. Приказ МВД России от 13 06 2002 г. № 562 «Об утверждении концепции развития информа-
ционно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 гг.».
5. Приказ МВД России от 04.04.2009 г. № 280
«Об утверждении концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 г.».
учиться электронным технологиям управления государством настоящим образом
© овчинников Сергей Александрович
доктор исторических наук, профессор, заместитель председателя учебно-методического центра по информационной безопасности Приволжского Федерального округа, эксперт по вопросам информационной безопасности Правительства Саратовской области.
@ (845-2) 734-759, И [email protected]
В статье идет речь о проблемах подготовки кадров и внедрения информационных технологий для обеспечения деятельности электронного государственного управления в свете установок, высказанных президентом России Д. А. Медведевым на заседаниях Президиума Государственного Совета (июль 2008 г.) и Совета по информационным технологиям (февраль 2009 г).
Ключевые слова: информационные технологии, электронное государственное управление, подготовка и обучение кадров.
Президент России Д. А. Медведев в выступлениях на заседаниях Президиума Государственного Совета (июль 2008 г.) и Совета по информационным технологиям (февраль 2009 г.) весьма предметно обозначил контуры решения важнейшей государственной и политической задачи современности по информатизации нашей страны.
Более того в выступлении Президента в Кремле на заседании Совета по развитию информационного общества в феврале 2009 г. прозвучала резкая критика по поводу реализации государственной программы в этой сфере: «...Уже пятый год переводим нашу работу на электронный вид. То есть уже пять лет мы всё занимаемся электронным документооборотом. К сожалению, в этом смысле похвастаться нечем. Несмотря на кризисные сложности, мы должны в ближайшие два года создать и инфор-
мационные и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество» 1.
Несомненно, что решение этих политически важных задач требует соответствующего кадрового обеспечения специалистами, способными обеспечить повышение эффективности управленческой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления, организациях и учреждениях на основе современных информационных технологий.
Проблемы строительства «электронного правительства» нашли отражение в решении первой Всероссийской научно-практической конференции «Современный механизм управления регионом: Электронное правительство» (г. Калининград, 14 июля 2008 г.), в котором отмечалось, что среди многих существующих
1 URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 02.09.2009).
Информационная безопасность регионов. 2009. № 2 (5)