Научная статья на тему 'Взаимодействие кадровых подразделений ОВД мвд России и образовательных учреждений мвд России'

Взаимодействие кадровых подразделений ОВД мвд России и образовательных учреждений мвд России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАДРОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / INFORMATISATION OF PERSONNEL SUBDIVISIONS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойко Алексей Петрович

Обозначены основные проблемы информатизации ОВД МВД России: передачи информации, создания единой системы электронного документооборота и делопроизводства, отсутствия унифицированного программного обеспечения и наличия существенных функциональных ограничений, не позволяющие в полной мере использовать современные информационные технологии для выполнения возложенных на кадровые подразделения органов внутренних дел МВД России задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PERSONNEL SUBDIVISIONS OF THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

The article poses the basic problems of informatisation of the Internal Affairs Agencies of the Russian Ministry of the Interior. Which are: the problem of information transfer, creation of unified system of the electronic document management and workflow management, absence of the uniform software and presence of the essential fundamental constraints that leave less room for improvement of the modern information technologies to perform an assigned mission of the personnel subdivisions of the Internal Affairs Agencies of the Russian Ministry of the Interior.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие кадровых подразделений ОВД мвд России и образовательных учреждений мвд России»

взаимодействие кадровых подразделений

овд мвд России и образовательных учреждений мвд России

© БОЙКО Алексей Петрович

заместитель начальника УВД по г. Саратову -начальник ОРЛС, соискатель кафедры информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений Саратовского юридического института МВД России

@ (845-2) 747-006, И [email protected]

Обозначены основные проблемы информатизации ОВД МВД России: передачи информации, создания единой системы электронного документооборота и делопроизводства, отсутствия унифицированного программного обеспечения и наличия существенных функциональных ограничений, не позволяющие в полной мере использовать современные информационные технологии для выполнения возложенных на кадровые подразделения органов внутренних дел МВД России задач.

Ключевые слова: информатизация кадровых подразделений, образовательные учреждения.

В системе исполнительной власти Российской Федерации Министерство внутренних дел России с подчинёнными ему органами и внутренними войсками являются центральным звеном обеспечения правопорядка и организации правоохранительной деятельности по противодействию преступности. Необходимость постоянного совершенствования организации правоохранительной деятельности обусловлена постоянными изменениями в экономической, политической, социальной жизни России, обострением криминогенной обстановки и возрастающими требованиями общества к деятельности системы МВД России в условиях построения демократического правового государства.

Без применения и использования современных технических средств автоматизированной обработки информации и передачи данных, без развитой системы информационного обеспечения органов внутренних дел, их кадровых подразделений, невозможно решать стоящие перед ОВД задачи противодействия преступности. В связи с этим одним из приоритетных направлений развития системы МВД России на ближайшее время является развитие системы

информационного обеспечения всех структурных подразделений, в том числе - кадровых.

В настоящее время в кадровых подразделениях органов внутренних дел МВД России введены в действие и эксплуатируются утверждённые соответствующими приказами МВД России следующие основные автоматизированные информационные системы (АИС), представленные на рисунке.

Так, например, АИС «Кадры» предназначена для персонального и статистического учёта лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел МВД России. АИС «АК» (Алфавитная карточка) позволяет формировать картотеки алфавитного учёта лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. АИС «ФКЛС» (Федеральная картотека личного состава) предназначена для централизации персонального учёта лиц рядового и младшего начальствующего состава ОВД МВД России. Автоматизацию сбора и передачи ведомственной статистики выполняет АИС «Статистика-К» (Статистика-Кадры).

Контроль организации изготовления, оформления, выдачи, учёта служебных удостоверений ведется в АИС «Удостоверение».

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

«Кадры»

«АК»

«ФКЛС»

АИС МВД РОССИИ

л

в

«Статистика-

«СЗ»

«Боеготовность»

«Удостоверение»

«Профподготовка»

Рис. Основные АИС кадровых подразделений органов внутренних дел МВД России

По вопросам организации профессиональной подготовки, боеготовности и социальной защиты действуют соответствующие АИС -«Профподготовка», «Боеготовность» и «СЗ» (Социальная защита). Эти автоматизированные информационные системы предназначены для повышения эффективности контроля и управления процессами организации переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел; совершенствования служебно-боевой подготовки; ведения сведений о членах семей сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей, сотрудниках, ставших инвалидами вследствие военной травмы; проведения детального анализа и выявления факторов, влияющих на результативность деятельности кадровых аппаратов.

Ввод и эксплуатация указанных АИС в кадровых подразделениях ОВД МВД России позволяет в необходимой мере выполнять возложенные на эти структуры задачи, предоставляет возможность сотрудникам кадровых служб решить многие вопросы, осуществить быстрый обмен необходимой информацией, применяя новые компьютерные технологии.

Отметим, что в 2002 г. была утверждена Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 20022006 гг. [4], предусматривавшая разработку новых, доработку действующих, эксплуати-

рующихся АИС и на этой основе - повышение эффективности использования автономно функционирующих в системе МВД России специализированных территориально-распределенных автоматизированных систем по различным направлениям оперативно-служебной деятельности и кадровой работе.

В основном цели и задачи, которые были поставлены этой концепцией, достигнуты и выполнены, тем не менее приходится констатировать, что, несмотря на успешное функционирование и эксплуатацию существующих АИС, единое информационное пространство, в котором они должны были бы действовать, пока создано не в полной мере, т.е. не организована базовая техническая инфраструктура и не в достаточной мере обеспечено взаимодействие между существующими территориально-распределёнными автоматизированными системами. В соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» [1] кадровые подразделения ОВД МВД России при обработке персональных данных принимают организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, распространения и от иных неправомерных действий. Но проблемы с возможностью работы с современными системами передачи информации существуют до настоящего времени.

Информационная безопасность регионов. 2009. № 2 (5)

На наш взгляд, проблема передачи информации касается не только системы Министерства внутренних дел России, она затрагивает многие государственные структуры Российской Федерации и встанет ещё более остро, в связи с принятием закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов [2] начиная с 01.01.2010 г. - даты вступления закона в действие.

Вторая проблема, требующая решения, заключается в том, что до настоящего времени ещё не достаточно проработан вопрос создания единой системы электронного документооборота и делопроизводства как на государственном уровне, так и на уровне федеральных министерств. В следствие отсутствия унифицированного программного обеспечения и наличия существенных функциональных ограничений многих автоматизированных информационных систем возникает вопрос создания системы управления и разграничения доступа к информационным ресурсам.

Указанные проблемы, присущие как федеральному, так и региональному уровню, актуальные для министерств и ведомств, не позволяют использовать в полной мере современные информационные технологии для качественного анализа информации, циркулирующей, в том числе, и в кадровых подразделениях органов внутренних дел МВД России.

Таким образом, исходя из требований действующего Федерального закона «О персональных данных» [1], вступающего в действие Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов [2], принятой Концепции информатизации МВД России [5] нам представляется целесообразным и необходимым проведение комплекса мероприятий по организация профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по эксплуатации и сопровождению информационно-вычислительных и автоматизированных информационных систем, автоматизации существующих и эксплуатирующихся картотек, средств и систем защиты информации, т.е. обеспечения необходимого уровня квалификации кадровых работников структурных подразделений ОВД МВД России.

Эти же требования предъявляются и Министерством внутренних дел Российской Федерации: «...Анализ кадровой составляющей министерства подтверждает необходимость решительных мер по повышению квалификационного уровня и профессионального мастерства. Путь к этому - развитие ориентированного на практику образования. умений и навыков правоохранительной деятельности. В качестве первоочередных министерство выделяет не-

сколько ключевых ориентиров, которые уже последовательно реализуются в настоящее время. Это - разработка и совершенствование модели специалиста XXI века и её последовательная реализация, интеллектуализация правоохранительной деятельности на основе внедрения технологических, телекоммуникационных инноваций в системе научного, аналитического и образовательного обеспечения.» [3].

Данный вопрос требует не только скорейшей разработки, но и тесного взаимодействия и сотрудничества, а также взаимодействия кадровых подразделений ОВД МВД России и образовательный учреждений системы Министерства.

Задачи, возлагаемые Концепцией информатизации МВД России на период до 2012 г. предусматривают создание в образовательных учреждениях МВД России технической базы для обучения сотрудников правоохранительных органов работе с компьютерной техникой и организацию подготовки и переподготовки кадров, разработку программ обучения, необходимых методических материалов.

Кадровые подразделения ОВД МВД России должны обеспечить развитие системы по подготовке и повышению квалификации на базе ведомственных и общегражданских высших учебных заведений, организовать профессиональное обучение специалистов ОВД в области информационных технологий.

Здесь мы говорим о тесном взаимодействии кадровых подразделений и образовательных учреждений потому, что именно профессорско-преподавательский состав вузов МВД России может на должном уровне провести анализ, научно обосновать и разработать правовые, криминалистические и организационные основы решения проблем сбора, хранения, обработки, передачи и защиты информации в подразделениях ОВД МВД России в условиях применения компьютерных технологий.

Полагаем, что в результате такого взаимодействия будет решена основная задача - повышение уровня подготовленности сотрудников ОВД с учётом возможности применения единой информационно-телекоммуникационной системы в практической деятельности ОВД.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.09.2009 г.).

2. Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» //

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.09.2009 г.)

3. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева в «Российской газете» 21.08.2009 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Раздел «Новости». - URL: http://mvd.ru (дата обращения: 11.09.2009).

4. Приказ МВД России от 13 06 2002 г. № 562 «Об утверждении концепции развития информа-

ционно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 гг.».

5. Приказ МВД России от 04.04.2009 г. № 280

«Об утверждении концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 г.».

учиться электронным технологиям управления государством настоящим образом

© овчинников Сергей Александрович

доктор исторических наук, профессор, заместитель председателя учебно-методического центра по информационной безопасности Приволжского Федерального округа, эксперт по вопросам информационной безопасности Правительства Саратовской области.

@ (845-2) 734-759, И [email protected]

В статье идет речь о проблемах подготовки кадров и внедрения информационных технологий для обеспечения деятельности электронного государственного управления в свете установок, высказанных президентом России Д. А. Медведевым на заседаниях Президиума Государственного Совета (июль 2008 г.) и Совета по информационным технологиям (февраль 2009 г).

Ключевые слова: информационные технологии, электронное государственное управление, подготовка и обучение кадров.

Президент России Д. А. Медведев в выступлениях на заседаниях Президиума Государственного Совета (июль 2008 г.) и Совета по информационным технологиям (февраль 2009 г.) весьма предметно обозначил контуры решения важнейшей государственной и политической задачи современности по информатизации нашей страны.

Более того в выступлении Президента в Кремле на заседании Совета по развитию информационного общества в феврале 2009 г. прозвучала резкая критика по поводу реализации государственной программы в этой сфере: «...Уже пятый год переводим нашу работу на электронный вид. То есть уже пять лет мы всё занимаемся электронным документооборотом. К сожалению, в этом смысле похвастаться нечем. Несмотря на кризисные сложности, мы должны в ближайшие два года создать и инфор-

мационные и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество» 1.

Несомненно, что решение этих политически важных задач требует соответствующего кадрового обеспечения специалистами, способными обеспечить повышение эффективности управленческой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления, организациях и учреждениях на основе современных информационных технологий.

Проблемы строительства «электронного правительства» нашли отражение в решении первой Всероссийской научно-практической конференции «Современный механизм управления регионом: Электронное правительство» (г. Калининград, 14 июля 2008 г.), в котором отмечалось, что среди многих существующих

1 URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 02.09.2009).

Информационная безопасность регионов. 2009. № 2 (5)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.