В.А. Халюзин
кандидат политических наук, доцент, эксперт Института стратегических исследований ПГЛУ, г. Черкесск*
Взаимодействие гражданского общества и российских СМИ в системе антикоррупционной политики современной России
Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах в течение многих лет. Тем не менее понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX в. как противовес вмешательству государства и произволу властей в общественную жизнь в условиях новых общественных отношений.
В последнее время вырос интерес к проблеме гражданского общества и у нас в России, и о гражданском обществе говорится как о само собой разумеющемся. В последние годы проблема гражданского общества активно обсуждается в российских СМИ. Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Иногда гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или государством. Отсюда выявляется необходимость понимания самого гражданского общества, путей его становления и возможностей.
Гражданское общество - это сфера свободных граждан и добровольно сформированных организаций, не зависимая от прямого вмешательства со стороны государственной власти. В классической схеме
Д. Истона гражданское общество должно выступать как фильтр требований общества к политической системе1. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером2.
Именно СМИ выступают в гражданском обществе инструментом диалога между различными социальными группами. При этом роль государства скорее усиливается в решении проблем, связанных с коррупцией, так как справиться с ними не под силу отдельным индивидам или их объединениям. Подтверждением тому служат тенденции, которые связаны с тем, что в демократических странах государство увеличивает свою долю участия в решении проблем
* Халюзин Владимир Анатольевич, e-mail: [email protected]
1 Easton D.A. Framework for Political Analysis. L.; Sydney; Toronto; New Delhi; Tokyo, 1965.
2 Баренбойм П.Д. Правовое государство как партнер гражданского общества (к 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства») // Законодательство и экономика. 2010. № 9.
общества и частных проблем индивида. Это объясняет целенаправленные усилия государства по созданию стабильных коммуникационных каналов для налаживания общения с массами с целью противодействовать коррупции.
Р. Даль отмечает: «Чтобы демократия была действенной, необходим, и это очевидно, определенный уровень компетентности граждан». И если даже в «старых» демократиях обнаруживается «трагическая ограниченность компетентности граждан», то в «молодых» демократиях решение проблемы некомпетентности «приобретает первостепенное значение»3.
В Конституции России термин «гражданское общество» не используется, но из положения ее статей вытекает само существование институтов гражданского общества. В федеральном законодательстве выделена адвокатура4, которую рассматривают как институт гражданского общества.
Во многих странах существуют полноценные гражданские общества, которые достигли такого уровня развития благодаря общественному прогрессу. Граждане этих стран знают и умеют использовать свои права и выполняют свои обязанности, обладают достаточной правовой культурой. Показатели уровня жизни и степень противодействия коррупции зависят от активности, правосознания, самоорганизации гражданского общества.
Международные антикоррупционные правовые документы в целях эффективного противодействия коррупции предусматривают взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества5.
При участии гражданского общества в противодействии коррупции в России необходимо учитывать то положительное, что выработало человечество за продолжительный период построения гражданского общества в других странах мира. В настоящее время гражданское общество в России осознаёт пагубное воздействие коррупции на предпринимательскую деятельность, российскую экономику и производство. Очевидно, что коррупция трансформировалась в проблему, которой необходимо найти ответ. Из всех задач и проблем, которые существуют на данный момент в политической и социально-экономической сферах, ни одна не приносит столько ущерба, сколько коррупция. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию государства, затрудняет экономическое развитие, вызывает недоверие населения к власти, закону, демократии, правам человека и социальной справедливости.
Даль Р.А. Демократия: теория и практика. М., 1996. С. 22.
4 Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 3).
5 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: сб. документов / сост. B.C. Овчинский. М., 2004. С. 57.
В последние годы в России предприняты значительные усилия по противодействию такому крайне негативному явлению, как коррупция. Национальная программа и региональные антикоррупционные планы, соответствующие федеральные и региональные законы и другие нормативные документы создали правовую основу для системного наступления на коррупцию, которая подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению модернизации общества, повышает социальную напряженность, способствует падению престижа страны в мире.
Суть антикоррупционной политики Российского государства состоит в выработке методов выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений и преступлений, осуществлении многосторонних эффективных мер противостояния коррупции. Эти положения нашли отражение в Федеральном законе «О противодействии коррупции»6.
В целях успешного противодействия коррупционным проявлениям нужно, чтобы основные направления и подходы к развитию антикоррупционной политики в гражданском обществе были отрегулированы и согласованы в интересах решения единых задач. Кардинального сдвига можно добиться лишь на основе развития гражданского общества. Когда речь идет о коррупции, состояние гражданского общества очень существенно и еще в одном отношении. Тот, кто распоряжается общественными ресурсами, должен быть подотчетен обществу.
К работе по противодействию коррупции все активнее подключаются общественность и СМИ, когда основной целью деятельности общественных объединений становится противодействие коррупции. Появились и распространяются такие формы участия общественности в этом деле:
• формирование института общественных экспертов;
• обучение граждан формам противодействия коррупции;
• телефоны доверия (горячие линии);
• открытие общественных приемных, в которых принимается большое количество заявлений и обращений граждан и юридических лиц;
• мониторинг информации в СМИ, по результатам которого направляется информация в государственные органы;
• направление обращений в государственные органы в целях защиты прав граждан.
В то же время обозначился ряд проблем, уменьшающих степень участия общественности в противодействии коррупции:
6 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 // Российская газета. 2008. 30 дек.
• непонимание некоторыми органами государственной власти и органами местного самоуправления значимости участия общественности в противодействии коррупции;
• пассивная позиция отдельных государственных органов по отношению к информации антикоррупционного характера, поступающей от этих общественных объединений;
• отсутствие у общественных объединений необходимых ресурсов для системного решения вопросов противодействия коррупции;
• характер деятельности отдельных общественных объединений, подрывающих доверие к участию общественности в противодействии коррупции.
Меры, которые принимаются органами власти для противодействия коррупции, недостаточны, а общественность часто привлекается к этому по остаточному принципу.
Главная цель, которая стоит перед гражданским обществом, - это устранение условий и предпосылок для возникновения коррупции с учетом того, что противостоять коррупции может только система мер, построенная властью вместе с гражданским обществом.
Формы антикоррупционного взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти и местного самоуправления реализуются при проведении совместных совещаний, круглых столов, конференций и других мероприятий. Эффективность такого взаимодействия должна оцениваться количеством и качеством, а не количеством заседаний по проблемам противодействия коррупции.
Взаимовыгодное сотрудничество институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления проявляется в нескольких наиболее распространенных формах.
Во-первых, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления проявляется через участие представителей институтов гражданского общества в работе федеральных, региональных, муниципальных и ведомственных специализированных антикоррупционных органов -совещательных, координационных и экспертных советов и/или антикоррупционных комиссий либо образованных при них рабочих групп. На высшем федеральном уровне - это участие представителей институтов гражданского общества в антикоррупционной деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, а также рабочей группы по взаимодействию со структурами гражданского общества при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
Представители институтов гражданского общества участвуют также в работе специализированных антикоррупционных органах при федеральных органах государственной власти.
Во-первых, на уровне субъектов Российской Федерации представители институтов гражданского общества принимают участие в
деятельности региональных специализированных антикоррупционных органов и образуемых ими межведомственных и иных рабочих групп и комиссий. Также осуществляется взаимодействие институтов гражданского общества с органами местного самоуправления и их должностными лицами. Однако в правовом регулировании такого взаимодействия имеются некоторые противоречия, связанные в первую очередь с соотношением участников антикоррупционной деятельности специализированных антикоррупционных органов.
Во-вторых, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляется при использовании отдельных инструментов или механизмов противодействия коррупции.
В-третьих, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления происходит путем участия в совместных мероприятиях по осуществлению антикоррупционного аудита и контроля за ходом и результатами реализации федеральной, региональной или муниципальной антикоррупционной политики. Объективным показателем антикоррупционного взаимодействия служит степень вовлеченности представителей институтов гражданского общества в контрольную деятельность по реализации антикоррупционной политики.
В-четвертых, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляется путем обмена необходимой информацией о состоянии коррупции и о результативности реализации мер противодействия коррупции7. В числе такого взаимодействия могут оказаться обмен опытом профилактики коррупции и реализации основных положений антикоррупционного законодательства и согласованность проведения собственных мероприятий с государственными органами и органами местного самоуправления.
В-пятых, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления может осуществляться путем финансирования антикоррупционных мероприятий, которые проводятся институтами гражданского общества за счет соответствующего бюджета, путем выделения грантов под наиболее значимые антикоррупционные проекты. Критерием эффективности является не объем финансирования, а результативность проведенных антикоррупционных мероприятий.
В-шестых, взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления может заключаться в участии представителей органов государственной
7 Кудашкин А.В. Комментарий к Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». М., 2011. С. 57-58.
власти в деятельности специализированных антикоррупционных общественных организаций.
Выделенные основные формы взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и предлагаемые показатели оценки эффективности антикоррупционного взаимодействия могут показаться спорными и требующими существенной доработки. Они могут дать общее представление о состоянии такого взаимодействия на различных уровнях власти и на различных территориях.
Информационное обеспечение деятельности государственных органов открывает поле для реализации механизмов участия гражданского общества в противодействии коррупции и оценки их взаимодействия с государственными органами. Механизмы взаимодействия СМИ и государства в противодействии коррупции отмечаются в области формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Примерами может служить большое количество материалов в СМИ о коррумпированности конкретных чиновников; прекращении уголовного преследования виновных лиц во взяточничестве и злоупотреблении должностными полномочиями; отказе чиновников от обязанности декларирования доходов.
Ресурсный потенциал СМИ заключается в возможности их активного воздействия на общественное мнение и поведение граждан как элемент гражданского контроля, связан с возможностями формирования социальной справедливости, неприязни к антиобщественным явлениям и нормам, общегражданской идентичности. Важную роль в обеспечении эффективности государства и общества в вопросе противодействия коррупции играют СМИ. Их задача - не только информировать общественность о конкретных случаях коррупции, но и приводить в действие антикоррупционную программу, сообщать об ее успехах, способствовать формированию у граждан навыков антикоррупционного поведения, закреплять новые нормы гражданской морали. Роль российских СМИ в антикоррупционной политике установлена на основе интеллектуального управления рисками коррупции. Главной целью СМИ является возможность открывать обществу скрытые механизмы коррупции, которые лишают её благоприятной почвы для развития и распространения. Проведение журналистских расследований фактов коррупции и придания их гласности играет важную роль и должно доказывать обществу и коррупционерам неотвратимость наказания за антиобщественные деяния.
Противоречивость функций российских СМИ в системе формирования антикоррупционной политики проявляется в том, что данный институт гражданского общества не обладает достаточной базой и правовым статусом для выполнения ролей влиятельного субъекта антикоррупционной политики. В совещательных институциях при органах
исполнительной власти представительства интересов СМИ недостаточно, и это не обеспечивает гарантии получения полной и объективной информации, беспристрастной судебной практики по антикоррупционным расследованиям.
Так как именно СМИ являются источником сведений о коррупции, то данный факт должен предполагать осознание большой ответственности массмедиа в вопросе информирования населения как о коррупции, так и об антикоррупционных инициативах полноценно и объективно. Никаких обязательных и специальных требований к СМИ в области противодействия коррупции не предъявляется ни государством, ни обществом, ни бизнесом. Свободные и независимые средства массовой информации - залог победы над коррупцией, а победить коррупцию - значит утвердить новое качество жизни, законность и справедливость, социальную стабильность и экономическое благополучие, сформировав развитое гражданское общество без коррупционного сознания. Большую роль сегодня в этом играют средства массовой информации и Интернет. Сами массмедиа не проявляют инициативы в проведении антикоррупционной политики, осознавая её необходимость. В данной ситуации блогеры, журналисты и редакторы имеют полное право выбирать позицию в отношении коррупции. В последнее время видно, что общественное пространство Интернета стало способствовать не развитию, а угрозе свободы слова и борьбы с коррупцией.
Все СМИ включились в проблематику мер по борьбе с коррупцией. Чтобы изменить существующее положение, средствам массовой информации необходимо в дальнейшем также развивать пропагандистскую функцию в освещении как фактов борьбы с коррупцией, так и антикоррупционной политики в целом. СМИ следует отказаться от формального декларирования постулатов политики государства, за которым скрывается бездействие властей.
Таким образом, активное участие средств массовой информации в исследовании и глубоком понимании общественной опасности коррупции и коррупционных правонарушений в современной российском сознании могло играть одну из определяющих ролей в реформации и перестройке
существующей парадигмы общественного восприятия коррупции. Необходимо сделать вывод о том, что средства массовой информации могут являться активным инициатором антикоррупционной деятельности в обществе. При противодействии коррупции к СМИ не предъявляется сегодня никаких специальных норм и требований. Поэтому редакторы, журналисты и блогеры сами вправе выбирать позицию и отношение к отдельным фактам коррупционной действительности.
Таким образом, исследование проблем антикоррупционного воздействия СМИ в современных российских условиях будет
повышаться, но основной акцент будет смещаться с телевизионных и печатных изданий в сторону интернет-сообщества и блогосферы. СМИ должны нести полную ответственность за достоверность опубликованных материалов и данных. Можно сделать вывод, что только профессионально независимые и экономически прозрачные СМИ позволят стать им действительно рабочим инструментом общества в борьбе против коррупции, вырвав сегодняшние СМИ из-под влияния коррупционеров и органов государственной власти и управления.
Халюзин В.А. Взаимодействие гражданского общества российских СМИ в системе антикоррупционной политики современной России. В данной статье рассматриваются понятия гражданского общества, коррупции, антикоррупционной политики, СМИ. В статье раскрываются проблемы гражданского общества и СМИ и их влияние на антикоррупционную политику современной России. Рассматривается роль СМИ и гражданского общества в процессе формирования антикоррупционной политики современной России.
Ключевые слова: гражданское общество, коррупция, антикоррупционная политика, СМИ.
Halyuzin V.A. The Interaction civil society russian SMI in system anticorruption politicians to modern Russia. In given article are considered notions civil society, corruptions, anticorruption politicians, SMI. The problems civil society open in article and SMI, and their influence upon антикоррупционную politician to modern Russia. It is Considered role SMI and civil society in process of the shaping антикоррупционной politicians to modern Russia.
Keywords: civil society, corruption, anticorruption policy, media.