Научная статья на тему 'Взаимодействие государственной власти и частного бизнеса для обеспечения конкурентоспособности регионального потребительского рынка'

Взаимодействие государственной власти и частного бизнеса для обеспечения конкурентоспособности регионального потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павленко Е.Л.

В статье обоснована необходимость государственного регулирования регионального потребительского рынка. Определена система распределения функций между государством и бизнесом, способствующая созданию рыночной конкурентоспособности региона, улучшению качества жизни населения России. Сделан вывод, что приоритетным направлением работы в регионе является развитие предпринимательства как института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, занятости населения и стабильности налоговых поступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государственной власти и частного бизнеса для обеспечения конкурентоспособности регионального потребительского рынка»

42 (225) - 2011

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 33.04; 33.009.02

взаимодействие государственной власти и частного бизнеса для обеспечения конкурентоспособности регионального потребительского рынка

е. л. павленко,

ассистент кафедры экономики и управления на предприятии E-mail: elenapavlenko@list.ru Российский государственный торгово-экономический университет (челябинский филиал)

В статье обоснована необходимость государственного регулирования регионального потребительского рынка. Определена система распределения функций между государством и бизнесом, способствующая созданию рыночной конкурентоспособности региона, улучшению качества жизни населения России. Сделан вывод, что приоритетным направлением работы в регионе является развитие предпринимательства как института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, занятости населения и стабильности налоговых поступлений.

Ключевые слова: государство, бизнес, потребительский рынок, конкурентоспособность, государственное регулирование, малое предприятие.

Необходимость развития регионального потребительского рынка в форме системообразующего фактора региона является важнейшим элементом социально-экономического развития. Повышение эффективности и конкурентоспособности отечественного рынка становится залогом обеспечения продовольственной и, как следствие, экономической и национальной безопасности страны.

В современных экономических условиях одной из ретроспективных сфер российского бизнеса является розничная торговля, опережая по темпам роста другие отрасли и обеспечивая более 20 % ВВП. Проведенное исследование и полученные данные свидетельствуют о том, что за последние три года наблюдается положительная динамика роста товарооборота в структуре ВВП.

Особое значение в действующих условиях развития экономики приобретает малый и средний бизнес, поскольку это динамичная форма хозяйствования, быстро приспосабливающаяся к изменяющимся условиям, обеспечивает рост социально-экономического развития региона. В условиях постоянной конкуренции разработка стратегии обеспечения конкурентоспособности сетевых объединений малых предприятий предполагает изучение альтернативных направлений развития, их оценку и определение лучшей стратегической альтернативы для реализации с использованием как формальных, так и качественных методов.

В настоящее время в Челябинске ведут деятельность 43 тыс. субъектов малого и среднего предпри-

нимательства, в том числе 15 тыс. юридических лиц (малых и средних предприятий) и 28 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП). Из них 70 % работают в сфере торговли и общественного питания [8].

В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 25.10.2007 №№ 890, развитие предпринимательства определено «точкой роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач [9].

Анализ состояния и динамики развития розничной торговли в регионе свидетельствует о единстве тактических и стратегических действий по освоению новых рынков, торговых форматов, влиянию на поставщиков и производителей, в целом организации торговой деятельности в развитии наиболее известных торговых сетей, стратегическими задачами которых являются:

1) развитие мультиформатности, что позволяет отвечать требованиям самых широких слоев населения и создавать уникальные предложения для каждого покупателя;

2) достижение максимальной зоны покрытия сети магазинов;

3) завоевание преимущества в операционной деятельности.

В современных условиях функционирования потребительского рынка трудно определить четкие границы между форматами торговых предприятий в силу многочисленных эволюционных изменений маркетинговых стратегий по привлечению покупателей. Однако в будущем, очевидно, потребительский рынок будет расширяться за счет сетевого подхода в управлении развитием торговых предприятий, который активно используется за рубежом, а в последние годы приобретает все большую актуальность и в России - по мере применения бизнесом различных форм межфирменной кооперации, особенно в торговой сфере.

Следует отметить, что классификация торговых сетей в некоторой степени условна и достаточно подвижна, но все характерные признаки достаточно обоснованны и заслуживают внимания (структура стратегии организации торговли, форматный признак, уровень предоставляемых услуг, размер торговой площади, товарная специализация, методы обслуживания населения, дифференциация доходов населения, ассортимент товара и т. д.).

На основании статистического обследования социологических данных, установлено, что региональный потребительский рынок является сложным социально-экономическим формированием, характеризующимся широтой ассортимента товаров и разнообразием как предприятий торговли, так и потребителей товаров.

Исследование динамики структуры реализации товаров на потребительском рынке по признаку «продовольственные (непродовольственные)» свидетельствует о том, что общая тенденция развития -это увеличение доли непродовольственных товаров в общей структуре товарооборота. В связи с этим можно утверждать о причинно-следственной связи и взаимозависимости доходов населения и социально-экономического положения региона.

Региональные торговые сети - это действующая модель для разработки и применения социально-экономической региональной политики. Государственное регулирование регионального потребительского рынка является необходимым условием для развития предпринимательства, цивилизованной конкуренции с присущими ей разнообразными формами собственности, соблюдения прав и интересов всех участников рынка, улучшения социально-экономического положения региона.

В ближайшее время для развития сегмента ритейла определяющим станет процесс консолидации (на долю 5 крупнейших игроков приходится не более 10 % российского рынка, в развитых странах этот показатель приближается к 70-80 %).

В действующих условиях государственное вмешательство в развитие экономики становится важнейшей предпосылкой создания условий для формирования и развития торгового бизнеса, развития конкуренции между субъектами торговли, соблюдения взаимных интересов участников рынка.

Создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность, является стратегической целью регулирования государством и общественными организациями потребительского рынка.

Несмотря на то, что мнения большинства экономистов схожи относительно целей государственного регулирования, необходимо отметить, что инструментарий регулирования потребительского рынка предлагается различный.

Важнейшими задачами органов государственного регулирования в регионах должны стать: разра-

ботка региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и формирование специфик их применения к субъектам торговли на региональном уровне; развитие регионального рынка на основе поддержки российских товаропроизводителей, регулирования зарубежных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; укрепление нормативно-правовой базы торговой сферы на основе нормативов, которые конкретизируют применение общефедеральных правил и норм в регионе; формирование эффективной конкурентной среды на рынке региона; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей [2].

Автором сделан вывод, что методы государственного регулирования торговли требуют различного подхода к организации процесса разработки, применения, различаются по своей направленности, масштабам воздействия, стоимости, срокам и пр.

На основе анализа спектра группировочных признаков и методов государственного регулирования потребительского рынка, таких как прямые (административные) и косвенные (экономические) методы, статические (структурные) и динамические (функциональные), законодательные, информационно ориентирующие, административные методы, автором определена необходимость объединения всех методов государственного регулирования потребительского рынка в четыре группы:

1) правовые нормы;

2) финансово-экономические рычаги;

3) защита прав потребителей;

4) регулирование торговой практики [3].

Под механизмом организации функционирования потребительского рынка региона понимаем согласованное взаимодействие государственных органов, предпринимательских структур, саморегулируемых организаций, общественных организаций, потребителей.

Анализ теоретических концепций региональной политики, ее целей, задач и методов позволяет выделить ряд проблем, от решения которых зависит действенность региональной политики:

• во-первых, правовое упорядочение государственного регулирования территорией;

• во-вторых, ограниченность ресурсного обеспечения территориально-регулятивной деятельности государства, необходимость целевого распределения ресурсов и гарантий результативности их использования;

• в-третьих, упорядочение организационной структуры государственного управления региональным развитием с целью координации деятельности органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации;

• в-четвертых, недостаточность научного обеспечения региональной политики. Основные концепции регионального развития России базируются на единых методологических посылках, различаясь вариантами стратегии, методами, стимулами [4].

Анализ теоретических и методологических подходов к проблеме государственного регулирования регионального потребительского рынка позволил сделать вывод, что необходимо государственное вмешательство в рыночную экономику, создающее условия для формирования и развития торгового бизнеса, для развитой конкуренции субъектов торговли, товаров, для соблюдения взаимных интересов участников процессов, основанных на принципах либерализации экономики и демократизации общества.

Основу взаимодействия региональных органов власти и субъектов потребительского рынка составляет выполнение комплексных мероприятий структурной, налоговой, бюджетной, научно-технической, инвестиционной, организационной политик, целевых программ и инвестиционных проектов. Эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития региона. В торговой сфере предлагается активизировать работу по более полному сотрудничеству частного бизнеса и государства, обеспечивающего реализацию определенных этапов.

Вопрос оценки эффективности государственного регулирования экономики в целом и региональных потребительских рынков в частности предлагается реализовать на основе сравнительной оценки затрат самих хозяйствующих субъектов (в основном, трансакционные издержки, связанные с преодолением административных барьеров) и государства (инвестиции, субсидии, административные расходы, расходы по финансированию программ).

Государство вырабатывает стратегию и принципы, на которых действуют отношения бизнеса с обществом в целом и с публичной властью в частности; формирует институциональную среду для разработки и реализации партнерских проектов; непосредственно занимается организацией и управлением государственно-частным партнерс-

твом, разрабатывает его формы и методы, а также конкретные механизмы.

Государственно-частное партнерство является эффективным механизмом регулирования потребительского рынка, повышения конкурентоспособности и оптимизации социально-экономического развития региона в целом, при решении вопросов формирования и реализации стратегии социально-экономического развития региона с целью повышения конкурентной привлекательности, эффективности деятельности и принятия эффективных решений по обеспечению устойчивого роста потребительского рынка.

Проекты государственно-частного партнерства представляют собой совершенно особую конфигурацию интересов и соответствующих правомочий партнеров.

Проблема имеет комплексный, институциональный характер и должна решаться на основе системного подхода, предусматривающего все этапы реализации взаимодействия государства и частного бизнеса.

Модели и структура государственно-частного партнерства разнообразны, но при этом существуют характерные черты, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую категорию: формализованная кооперация государственных и частных структур, специально создаваемая для достижения тех или иных целей и опирающаяся на соответствующие договоренности сторон.

Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных административных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления.

Для оценки проблем рынка может быть использована система оценочных показателей: показатели конкуренции, показатели производства товаров, показатели качества товаров, показатели развития инфраструктуры розничной торговли, показатели уровня цен. Соглашаясь с данным перечнем, автор дополняет его показателями ассортимента товаров и показателями качества взаимодействия с поставщиками.

Анализ литературы по проблеме конкуренции позволил сделать вывод, что в основном имеют место три основных подхода к пониманию конкуренции: конкуренция определяется как состязательность на рынке, конкуренция рассматривается как часть рыночного механизма, которая позволяет сбалансировать спрос и предложение, конкуренция определяется как характеристика, позволяющая определить тип отраслевого рынка.

С указанными подходами следует согласиться, а использование каждого подхода в каждом конкретном случае определяется исходя из управленческих задач (стратегий).

В дальнейших рассуждениях под конкуренцией понимается соперничество экономических субъектов в борьбе за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, потребления и предоставления услуг с целью получения наибольших выгод, преимуществ при общих рыночных, постоянно изменяющихся условиях хозяйствования и поведении отдельных участников рынка.

Учитывая ситуацию и необходимость обеспечения рыночной привлекательности, понятие конкурентоспособности, разработка стратегии конкурентоспособности, по нашему мнению, означают реальные организационно-экономические возможности «участия» субъектов в конкурентной борьбе.

Конкурентоспособность предприятий торговли как предпринимательских структур следует рассматривать как систему взаимосвязанных конкурентных преимуществ, что позволяет понимать конкурентоспособность как эффективность управления конкурентными преимуществами.

Конкурентные преимущества торгового предприятия определяются совокупностью внутрисистемных факторов (производственный потенциал), совокупностью системных факторов (ресурсный потенциал, включая производственный), совокупностью внешнесистемных факторов (интеграционный потенциал, включающий производственный и ресурсный). Каждая из составляющих является значимой для формирования конкурентного преимущества предприятия и его конкурентоспособности.

Сетевая торговля сама по себе может являться конкурентным преимуществом перед отдельно стоящим магазином по следующим причинам:

• во-первых, консолидированные закупки товаров крупной торговой компанией обеспечивают лучшие ценовые условия от поставщика за счет закупаемых объемов;

• во-вторых, для сетевой структуры рентабельным становится наличие своего центрального склада, что в свою очередь позволяет компенсировать неритмичность и нарушение сроков поставки товаров внешними поставщиками;

• в-третьих, наличие склада и своего транспортного хозяйства создает предпосылки существенного сокращения площади подсобных помещений и, соответственно, товарных запасов в

магазинах, снижает затраты на предпродажную подготовку товаров;

• в-четвертых, имеется возможность сократить аппарат управления в расчете на один магазин и содержать более высококвалифицированных специалистов;

• в-пятых, существенно увеличиваются возможности роста товарооборота и т. д.

Быстро меняющийся рынок усиливает роль и ответственность руководителей сетевых структур, их способность оперативно реагировать на возникшие изменения, корректировать стратегический курс и придавать импульс преобразованиям бизнеса.

В последние годы, как в теории, так и на практике все больше внимания уделяется необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности торговых сетей. В условиях ужесточающейся конкуренции возникает необходимость разработки системы управления конкурентоспособностью сетевых предприятий.

Среди приоритетных задач системы управления конкурентоспособностью предприятия торговли выделяются следующие:

• реализация мероприятий, связанных с поддержанием и развитием рыночного спроса на определенные товары и услуги с помощью рационально функционирующих маркетинговых инфраструктур, обеспечивающих конкурентные преимущества предприятия;

• формирование условий для реализации принципа социальной ориентации деятельности предприятия в инновационной сфере;

• построение логически верного управленческого процесса, ориентированного на повышение конкурентоспособности предприятия как главной стратегической задачи его развития. Соглашаясь с мнением специалистов о содержании процесса формирования и обеспечения конкурентоспособности, в качестве ключевого фактора следует выделять не товар, а поведение потребителя, характеризуя поведение потребителя по структуре чека, что позволяет по полученным результатам разрабатывать товарный ассортимент.

Под товарным обеспечением розничного торгового предприятия в дальнейшем автор понимает совокупность основных и сопутствующих товаров, которые могут быть реализованы в соответствии с потребностями и желанием потребителя в индивидуальном наборе, различной ценовой категории в рамках торгово-технологического процесса и

нацелены на формирование лояльности клиента к конкретному магазину.

Обобщая позиции специалистов, можно определить необходимость формирования товарных категорий исходя из мотивации потребителя, а основным принципом группировки товарных категорий определить предпочтения покупателей для адаптации деятельности торгового субъекта к особенностям спроса.

Следует отметить, что в современных условиях сформировать и предложить качественный товарный ассортимент (включая учет таких факторов, как сезонность, особенности спроса и предложения и т. д.) можно на основе автоматизации процессов товародвижения.

Данные направления ориентируются на создание комплекса соответствующих программно-аппаратных средств, позволяющих решать задачи интеллектуального характера, требующие смысловой обработки больших объемов информации, хранящейся в базах данных.

В зависимости от характера решаемых в рамках государственно-частного партнерства конкретных задач все множество существующих и вновь возникающих форм партнерств можно подразделить на отдельные типы (модели): организационные модели, модели финансирования и кооперации. Во многих случаях партнерства используют формы, базирующиеся на преимуществах разных моделей и их сочетании.

Формирование системы мер и программы развития потребительского рынка дает возможность в регионах реализовать целостную экономическую и научно-техническую политику по реорганизации инфраструктуры рынка, позволяет обеспечить системный подход к формированию и развитию каждого элемента потребительского рынка, эффективное взаимодействие и согласование экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, которые участвуют в его формировании и развитии.

При реализации государственно-частного партнерства перед органами власти встает необходимость перехода к существенным изменениям в экономической политике. Такими изменениями могут стать:

• реализация комплекса мер по развитию рынка, конкуренции, основных и поддерживающих отраслей;

• создание необходимой инфраструктуры;

• обеспечение эффективного стратегического планирования социально-экономического развития региона;

• создание благоприятного инвестиционного климата в регионе;

• обеспечение роста инновационного потенциала региона;

• значительное повышение качества жизни населения региона [1].

Областной закон от 24.09.2009 № 475-ОЗ «Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве» установил механизм реализации инвестиционных проектов посредством государственно-частного партнерства:

• порядок и условия участия;

• особенности распоряжения отдельными видами имущества, находящегося в собственности области и используемого в процессе участия региона в государственно-частном партнерстве;

• порядок проведения конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве между правительством области и инвестором.

Совместная работа в рамках данного документа направлена на создание условий для формирования и реализации проектов, включая открытие регионального центра государственно-частного партнерства. Заключение соглашения о государственно-частном партнерстве производится на конкурсной основе [6].

Участие в государственно-частном партнерстве государства и представителей частного бизнеса может быть осуществлено на условиях соглашений за счет средств областного бюджета:

• в форме обеспечения государственных гарантий по кредитам, привлекаемым частным бизнесом с целью реализации соглашения;

• в форме предоставления имущества, находящегося в государственной казне Челябинской области в доверительное управление, аренду, в том числе на льготных условиях;

• в форме предоставления частному партнеру земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых располагается или должен располагаться объект соглашения [6].

В ходе развитии экономики государственно-частное партнерство активно применяется в России при создании особых экономических зон, где (помимо представления инвесторам налоговых льгот) государство участвует в подведении коммуникаций. Однако подобные проекты, как правило, затрагивают только стратегически значимые для

государства направления в экономике (развитие инноваций), остро нуждающиеся в государственных инвестициях.

Считается, что сектор торговли в противовес большинству нуждающихся в поддержке секторов экономики способен самостоятельно инвестировать в строительство объектов ведения бизнеса. Более того, учитывая высокую потребность и целевые значения по обеспеченности населения торговыми площадями, а также существенную стоимость подведения коммуникаций к новым объектам, составляющую от 50 до 150 тыс. долл. на га площади для нового объекта, общие затраты на реализацию подобных мер в России будут высоки [9].

Наиболее целесообразными для Челябинской области считаем договорные отношения государственно-частного партнерства при реализации проекта по строительству объекта розничной торговли в отдаленных районах города, так как развитие города Челябинска в восточном направлении - перспективный проект городской администрации, направленный на улучшение условий жизни населения.

По проведенным по проекту строительства торгового объекта на условиях государственно-частного партнерства в г. Челябинске расчетам были получены следующие результаты:

1) на основании стоимости недвижимости на 1 м2 торговой площади было выявлено, что оптимальная площадь магазина - 1 181 м2;

2) жители поселка Чурилово ежедневно могут расходовать денежные средства на продукты питания и товары первой необходимости в размере 57,2 тыс. руб. Это потенциальный спрос на данные товары во всем исследуемом регионе. Планируемый магазин, открываемый в районе «Чурилово», способен удовлетворить до 24,84 % спроса на продукты питания и товары народного потребления в районе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) планируется создать 92 рабочих места (включая директора компании). Данные рабочие места в большинстве должны быть заняты жителями Чурилово. Ежемесячно на оплату труда будет расходоваться 1 261,0 тыс. руб.;

4) планируемому предприятию необходимо вложить на этапе освоения инвестиций в сумме 24 189,2 тыс. руб.

5) чистая текущая стоимость бизнес-проекта составила 73 840,80 тыс. руб. при ставке 16,36 %.

Проект может быть использован, так как чистая текущая стоимость положительна, при этом

существуют строгий контроль и гарантии удовлетворения спроса потребителей на продукты питания в Чурилово.

Первые поступления планируются в начале 2012 г. (открытие магазина запланировано на новогодние праздники). Однако первые выплаты будут осуществлены в начале 2011 г. (нулевой год инвестиционного проекта). Следовательно, в этот период времени окупаемость инвестиционного проекта не будет достигнута.

Проект окупится примерно в 2013 г. (3-й год реализации инвестиционного проекта), так как дисконтированные денежные поступления составляют 18 333,580 тыс. руб. при инвестициях 24 189,205 тыс. руб.

Так как в 2012 г. планируется поступление 21 264,700 тыс. руб., существуют непокрытые инвестиции в размере 2 924,505 тыс. руб.

Годовой денежный поток в 2013 г. составит 18 333,580 тыс. руб., однако денежный поток нарастающим итогом составит 39 598,281 тыс. руб. Все осуществленные в 2011 г. инвестиции будут полностью покрыты.

Однодневный денежный поток в 2013 г. составит примерно 50,2 тыс. руб.

Следовательно, для полной окупаемости проекта необходимо время, равное 59 дням.

Таким образом, окупаемость инвестиционного проекта составит 2 года и 59 дней, при этом в первый год использования проекта входящих денежных потоков не будет.

Конкурентное развитие потребительского рынка региона происходит под постоянным воздействием внешних и внутренних факторов, влияние которых очень важно учитывать в процессе разработки региональных концепций и стратегий регулирования потребительских рынков. При этом для каждого региона характерны свои специфические особенности развития:

• уровень потребительских расходов в совокупных доходах домохозяйств; динамика соотношения между расходами на потребление и накоплением;

• «вклад» отраслей потребительского рынка в региональный валовой продукт; уровень концентрации капитала в отраслях потребления, в частности, торговле;

• степень интегрированности логистической инфраструктуры в национальное и глобальное хозяйственное пространство;

• традиции и обычаи, культура и структура потребления, обусловленные культурно-этническими и историческими причинами и т. д.

К внутренним факторам развития региона относятся такие ресурсные факторы, как величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации. Сюда же относятся факторы, связанные с развитием розничного товарооборота, а именно:

- объем розничного товарооборота;

- товарная структура розничного товарооборота;

- организация товародвижения;

- организация торгово-технологического процесса продажи товаров;

- численность и состав работников;

- формы и системы экономического стимулирования труда работников;

- производительность труда работников предприятия;

- фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников;

- состояние материально-технической базы торгового предприятия;

- развитие и состояние торговой сети, ее территориальное расположение;

- моральный и физический износ основных фондов;

- фондоотдача, с повышением которой увеличивается розничный товарооборот в расчете на 1 руб. средств, вложенных в основные фонды;

- сумма оборотных средств, поскольку чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота;

- применяемый порядок ценообразования;

- организация работы по взысканию дебиторской задолженности;

- осуществление режима экономии;

- деловая репутация предприятия.

Внешние факторы можно подразделить на

факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение товаров. Рост денежных доходов населения приводит к устойчивому росту объема продаж, улучшению структуры товарооборота: увеличению удельного веса в объеме продаж мясных, рыбных, овощных продуктов, фруктов [7].

Несмотря на значительную проработку данной проблематики, следует отметить, что вопросы стратегического управления отечественными предприятиями на потребительском рынке пока не нашли

достаточного отражения. Отсутствует как таковой практический алгоритм формирования стратегии развития торговых предприятий на современном потребительском рынке, позволяющий сохранить покупательскую лояльность и повысить конкурентоспособность хозяйствующих субъектов.

Формирование стратегии развития современного торгового предприятия является неотъемлемой частью деятельности предприятия в условиях доминирования неценовой конкуренции на рынке.

Выравнивание товарооборота по регионам является следствием двух главных процессов:

1) изменения инфрастуктуры товарооборота (от оптовых рынков и мелкой розницы к торговым сетям);

2) вытеснения российских торговых компаний из столичных рынков в регионы зарубежными торговыми сетями.

В настоящее время на динамично развивающемся конкурентом рынке при наличии большого количества современных форматов торговли, имеющих свои особенности и требующих совершенствования систем и технологий управления, которые могли бы обеспечить конкурентоспособность на торговом рынке, большое значение имеют вопросы разработки теоретических и методологических положений формирования и реализации стратегии развития сетевых торговых организаций.

Понятие «стратегия», по мнению автора, - это долгосрочный, обобщающий план действий с учетом существующих условий и предусматривающий возможность корректировки под изменяющиеся условия экономической среды, необходимый для достижения главной на текущий момент цели экономического субъекта.

На основе анализа различных мнений исходным пунктом формирования стратегии торговой сети, по мнению автора, является осознание ее руководством невозможности сохранить и укрепить позиции на рынке, действуя в условиях перенасыщенного рынка, опираясь на традиционную политику. Требуется переориентация методов управления развитием на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).

Анализ имеющихся исследований позволил нам выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы в целевом сегменте:

1) стратегию недифференцированного маркетинга, заключающуюся в игнорировании различий

между сегментами рынка, без использования преимуществ анализа сегментации;

2) стратегию дифференцированного маркетинга, реализуемую в виде маркетинговых программ, адаптированных для каждого сегмента;

3) стратегию концентрированного маркетинга, проявляемую в сосредоточении ресурсов предприятия на удовлетворении потребностей одного или нескольких сегментов.

Выбор любой из этих трех стратегий охвата рынка определяется числом идентифицированных и потенциально рентабельных сегментов, а также ресурсами организации.

Для торговых сетей г. Челябинска, по мнению автора, характерно использование стратегии дифференцированного маркетинга, поскольку имеются необходимые предпосылки ее использования, а именно:

• достаточная известность предприятия;

• возможность проведения широких маркетинговых исследований;

• применение материалов высокого качества и соответствующего дизайна;

• интенсивная работа с потребителями;

• учет соотношения «цена - качество». Выработка стратегии в торговле обычно рассматривается как процесс, состоящий из двух этапов: выбор целевого рынка и формирование общего предложения.

Стратегическое управление опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует сферу торговли на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в соответствии с изменениями окружающей среды, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает возможность выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Единство методологического подхода при разработке стратегии каждого элемента сети позволяет создавать единую стратегию развития сетевой предпринимательской структуры, что обусловливает методические особенности стратегического управления ее развитием, состоящие из используемых подходов и организации самого процесса управления.

Концептуальные основы совершенствования стратегического управления формированием сетевой предпринимательской структуры сводятся к решению ряда научно-практических задач:

• разработке информационно-логической модели совершенствования стратегического управления;

• выделению комплекса сетевых признаков в предпринимательской деятельности, ведущих к стратегическому управлению формированием сетевой структуры;

• обоснованию процесса стратегического управления сетевой предпринимательской структуры. Внедрение организационных инноваций, обусловливающих развитие предприятия при переходе к каждому новому этапу формирования сетевой предпринимательской структуры, связано с действием комплекса факторов и причин их вызывающих.

На первом этапе в качестве основной причины выступает рост предпринимательских рисков, что связано с расширением деятельности компании и увеличивающимся насыщением регионального рынка торговыми объектами.

На втором этапе внедрение организационных инноваций связано со следующими сетевыми признаками: рост числа бизнес-процессов и неопределенности внешней среды, что требует ускорения внутрифирменных трансакций; увеличение относительной самостоятельности и сужение функциональной специализации подразделений; изменение значения как вертикальных, так и горизонтальных связей и внедрение в процессе внутрифирменного сотрудничества управленческих и иных инноваций.

На третьем этапе, при переходе непосредственно к формированию сетевой предпринимательской структуры, выявляются сетевые признаки более высокого уровня: размеры компании, расширение видов и направлений деятельности в рамках национальных и межнациональных рынков.

Существенным условием, определяющим актуальность разработки инвестиционной стратегии, является кардинальное изменение целей операционной деятельности организации, связанных с открывающимися новыми коммерческими возможностями.

В Челябинской области созданы условия для активизации инвестиционной деятельности: административное сопровождение проектов; содействие и помощь в организации малого и среднего бизнеса.

В области реализуется 5-я областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства. На ее реализацию в 2010 г. направлено 398,5 млн руб., в том числе из областного бюджета - 90,1 млн, а 308,4 млн руб. привлечено из федерального бюджета на приоритетные мероприятия программы.

В результате реализации мероприятий программы развития и поддержки малого и среднего

предпринимательства в г. Челябинске к началу 2013 г. планируется увеличить долю занятых в сфере малого и среднего бизнеса в общей численности работников города до 38,7 %, а именно:

• увеличить выпуск производимой малыми и средними предприятиями продукции до 27,8 %;

• увеличить долю налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет города до 21,9 % [5].

Поддержка и развитие предпринимательства как института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, занятость населения и стабильность налоговых поступлений, является одним из приоритетных направлений работы руководства региона. Над решением ключевых вопросов социально-экономического развития города и области, в том числе в законодательном и законопримени-тельном процессах, в разработке и реализации областных и муниципальных программ плодотворно работают и негосударственные организации.

Список литературы

1. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. URL: http://institutiones. com/ general/1079-gosudarstve№№o-chastnoe-part№erstvo. html.

2. Егоров В. Ф. Организация торговли: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

3. Крамарев А. Н. К вопросу о классификации методов государственного регулирования торговли // Проблемы современной экономики. 2007. № 4.

4. Линник Т. Г. Регулирование регионального развития // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002. № 3-4.

5. Областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009-2011 годы: утверждена постановлением правительства Челябинской области от 16.04.2009 № 67-П.

6. Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве: закон Челябинской области от 24.09.2009 № 475-ЗО. URL: http://www/g-k-h.ru/ directory/legal-acts/chelyab-24.07.2009.

7. Ойкен В. Основы национальной экономики: пер. с нем. М.: Экономика, 1996.

8. Статистический ежегодник Челябинской области. URL: http://chelstat.gks.ru.

9. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года. URL: http://www. econom-chelreg.ru.

10. Челябинская область в государственно-частном партнерстве. URL: http://torgchel.ru/politika/chelyabinskaya-oblast-v-gosudarstvenno-chastnom-partnerstve.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.