Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В СФЕРЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КНР'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В СФЕРЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ALTERNATIVE ENERGY SOURCES / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР / PRC'S ENERGY SECURITY CONCEPT / РАЗВИТИЕ НОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / THE DEVELOPMENT OF NEW ENERGY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / RENEWABLE ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепухина Татьяна Александровна

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос о необходимости введения инноваций в энергетике, в т. ч. связанных с проектами в области альтернативной энергии. Это во многом объясняется ростом потребления нефти, газа и угля, что, по прогнозам, приведёт к истощению ресурсов и ухудшению экологической ситуации в мире. Глобального перехода к альтернативным источникам энергии пока не происходит, но вопрос острой необходимости внедрения такого рода инноваций в энергетике активно обсуждается мировым сообществом. Страны Большой восьмёрки возлагают на инновации в энергетике огромные надежды. По оценкам российских ученых, углеводородов хватит максимум на 50 лет, что вызывает потребность перехода на новую систему использования энергетических ресурсов. В статье рассматривается практический опыт взаимодействия государства и бизнеса в сфере альтернативной энергетики стран АзиатскоТихоокеанского региона и, в частности, КНР; проведён анализ инвестиций в альтернативную энергетику Китая; выявлены факторы, обусловливающие активное финансирование развития альтернативных источников энергии в стране, а также рассмотрены правительственные программы развития альтернативной энергетики государства. Отмечено, что КНР достаточно жёстко регулирует доступ иностранных инвестиций на национальный рынок инновационного энергетического оборудования и технологий в сфере АИЭ. Несмотря на открытость китайских рынков технологий для иностранных инвестиций, многие из них остаются ограниченными и даже закрытыми. В случае достижения Китаем поставленных целей согласно программе «Китай 2050 - сценарий высокого распространения возобновляемой энергетики и дорожная карта», использование в этой стране традиционных энергоносителей снизится. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день КНР является крупнейшим импортёром углеводородного сырья, существует риск сокращения закупок углеводородов на глобальных сырьевых рынках, что может привести к изменению цен на нефть. Принимая во внимание положительный опыт развития возобновляемой энергетики в КНР и тенденции АЭ в мире, необходимо, чтобы энергетическая стратегия РФ была нацелена на постепенное существенное изменение структуры российского энергетического бизнеса в рамках стимулирования энергоснабжения и большее использование АИЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND BUSINESS INTERACTION IN THE FIELD OF ALTERNATIVE ENERGY IN THE ASIA-PACIFIC REGION BY THE EXAMPLE OF THE PRC

Nowadays the issue of energy innovation becomes more important and it includes the projects related to the alternative energy. This is caused by the growth of oil, gas and coal consumption that consequently leads to the resource depletion and environmental degradation in the world. No global switch to alternative energy resources is observed, but the world community discusses actively the exigency to implement such energy innovation. The Group of Eight puts high hopes on energy innovation. Russian scientists predict the depletion of hydrocarbon resources in 50 years at the most that predetermines the switch to new energy resource management system. The article considers the experience of state and business interaction in the field of alternative energy in the Asia-Pacific, particularly by the example of the People’s Republic of China; it also analyses the investments in the Chinese alternative energy, recognizes the factors predetermining active alternative energy sources financing and considers the governmental programs of state alternative energy development. It should be noted that the PRC rigidly regulates the access of foreign investment to the national market of innovative energy equipment and alternative energy technologies. Despite the transparency of Chinese technology markets for foreign investments, the access remains limited or even denied to many of them. If China meets the objectives stated in «China 2050 - High Renewable Energy Penetration Scenario and Roadmap Study» the use to conventional energy products will decrease. Taking into consideration the fact that the PRC is the world largest hydrocarbon resources importer there is a risk for purchasing of hydrocarbons at the global mineral market that can cause oil prices decline. Considering the positive experience of the renewable energy development in the PRC and the world trends related to the alternative energy, it is necessary that the Russian energy strategy be aimed at the gradual considerable change of the Russian energy business in the framework of energy supply and wider use of the alternative energy sources.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В СФЕРЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КНР»

УДК 334.021:622.33(510)

Т.А. Слепухина1

ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», г. Москва, Россия

E-mail: [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В СФЕРЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КНР

Аннотация. В настоящее время всё более актуальным становится вопрос о необходимости введения инноваций в энергетике, в т. ч. связанных с проектами в области альтернативной энергии. Это во многом объясняется ростом потребления нефти, газа и угля, что, по прогнозам, приведёт к истощению ресурсов и ухудшению экологической ситуации в мире.

Глобального перехода к альтернативным источникам энергии пока не происходит, но вопрос острой необходимости внедрения такого рода инноваций в энергетике активно обсуждается мировым сообществом. Страны Большой восьмёрки возлагают на инновации в энергетике огромные надежды. По оценкам российских ученых, углеводородов хватит максимум на 50 лет, что вызывает потребность перехода на новую систему использования энергетических ресурсов.

В статье рассматривается практический опыт взаимодействия государства и бизнеса в сфере альтернативной энергетики стран Азиатско-Тихоокеанского региона и, в частности, КНР; проведён анализ инвестиций в альтернативную энергетику Китая; выявлены факторы, обусловливающие активное финансирование развития альтернативных источников энергии в стране, а также рассмотрены правительственные программы развития альтернативной энергетики государства. Отмечено, что КНР достаточно жёстко регулирует доступ иностранных инвестиций на национальный рынок инновационного энергетического оборудования и технологий в сфере АИЭ.

1 Татьяна Александровна Слепухина, ведущий специалист отдела по подготовке и обучению персонала ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», г. Москва, Россия.

Для цитирования: Слепухина, Т.А. Взаимодействие государства и бизнеса в сфере альтернативной энергетики стран Азиатско-Тихоокеанского региона на примере КНР // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2016. - № 3. - С. 117-124.

© Слепухина Т.А., 2016

117

Несмотря на открытость китайских рынков технологий для иностранных инвестиций, многие из них остаются ограниченными и даже закрытыми.

В случае достижения Китаем поставленных целей согласно программе «Китай 2050 - сценарий высокого распространения возобновляемой энергетики и дорожная карта», использование в этой стране традиционных энергоносителей снизится. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день КНР является крупнейшим импортёром углеводородного сырья, существует риск сокращения закупок углеводородов на глобальных сырьевых рынках, что может привести к изменению цен на нефть.

Принимая во внимание положительный опыт развития возобновляемой энергетики в КНР и тенденции АЭ в мире, необходимо, чтобы энергетическая стратегия РФ была нацелена на постепенное существенное изменение структуры российского энергетического бизнеса в рамках стимулирования энергоснабжения и большее использование АИЭ.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, альтернативные источники энергии, инвестиции, Концепция энергетической безопасности КНР, развитие новой энергетики, государственная поддержка, стратегия развития, инновационная экономика, возобновляемые источники энергии.

Tatiana A. Slepukhina1, Leading specialist of Staff learning and development department LLC «LUKOIL-Engineering», Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

STATE AND BUSINESS INTERACTION IN THE FIELD OF ALTERNATIVE ENERGY IN THE ASIA-PACIFIC REGION BY THE EXAMPLE OF THE PRC

Abstract. Nowadays the issue of energy innovation becomes more important and it includes the projects related to the alternative energy. This is caused by the growth of oil, gas and coal consumption that consequently leads to the resource depletion and environmental degradation in the world.

1 Tatiana A. Slepukhina, Leading specialist of Staff learning and development department LLC «LUKOIL-Engineering», Moscow, Russia.

For citing: Slepukhina, Tatiana A. State and business interaction in the field of alternative energy in the Asia-Pacific region by the example of the PRC // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law, 2016, no. 3, p. 117-124.

118

No global switch to alternative energy resources is observed, but the world community discusses actively the exigency to implement such energy innovation. The Group of Eight puts high hopes on energy innovation. Russian scientists predict the depletion of hydrocarbon resources in 50 years at the most that predetermines the switch to new energy resource management system.

The article considers the experience of state and business interaction in the field of alternative energy in the Asia-Pacific, particularly by the example of the People's Republic of China; it also analyses the investments in the Chinese alternative energy, recognizes the factors predetermining active alternative energy sources financing and considers the governmental programs of state alternative energy development. It should be noted that the PRC rigidly regulates the access of foreign investment to the national market of innovative energy equipment and alternative energy technologies. Despite the transparency of Chinese technology markets for foreign investments, the access remains limited or even denied to many of them.

If China meets the objectives stated in «China 2050 - High Renewable Energy Penetration Scenario and Roadmap Study» the use to conventional energy products will decrease. Taking into consideration the fact that the PRC is the world largest hydrocarbon resources importer there is a risk for purchasing of hydrocarbons at the global mineral market that can cause oil prices decline.

Considering the positive experience of the renewable energy development in the PRC and the world trends related to the alternative energy, it is necessary that the Russian energy strategy be aimed at the gradual considerable change of the Russian energy business in the framework of energy supply and wider use of the alternative energy sources.

Keywords: the Asia-Pacific region, alternative energy sources, investments, PRC's energy security concept, the development of new energy, state support, development strategy, innovative economy, renewable energy.

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос о необходимости введения инноваций в энергетике, в том числе связанных с проектами в области альтернативной энергии. Это во многом объясняется ростом потребления нефти, газа и угля, что, по прогнозам, приведёт к истощению ресурсов и ухудшению экологической ситуации в мире.

Глобального перехода к альтернативным источникам энергии пока не происходит, но вопрос острой необходимости внедрения такого рода инноваций в энергетике активно обсуждается мировым сообществом. Страны Большой восьмёрки возлагают на инновации в энергетике огромные

119

надежды. По оценкам российских учёных, углеводородов хватит максимум на 50 лет, что вызывает потребность перехода на новую систему использования энергетических ресурсов. Следует отметить, что внедрение инноваций в энергетике происходит неравномерно, с учётом природных особенностей и региональной специфики.

К примеру, рассмотрим Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Основные производители возобновляемой энергии (более 70%) в АТР - Китай, Индия, Япония. Первые две страны являются крупнейшими потребителями энергии в регионе и продолжают активно наращивать её использование. Главный акцент эти страны делают на ветровую энергию. Япония является технологическим и экономическим лидером АТР и имеет высокий душевой и абсолютный уровень потребления энергии в странах этого региона. В связи с отсутствием у государства собственных ископаемых энергоресурсов практически все энергоносители импортируются из-за рубежа, что приводит к тому, что страна вынуждена вкладывать значительные средства в развитие альтернативной энергетики (АЭ).

На сегодняшний день разрыв между технологиями в сфере возобновляемых источников энергии стран АТР и других мировых государств стремительно сокращается. Данная тенденция особенно сильно наблюдается в Китае. Правительство КНР рассматривает развитие альтернативных источников энергии (АИЭ) как одно из наиболее перспективных направлений. Развитие АИЭ активно финансируется руководством страны, что обусловлено следующими факторами:

- недостаточность потенциала обычных источников получения энергии для удовлетворения растущих потребностей экономики;

- ужесточение конкуренции за доступ к ограниченным мировым углеводородам;

- ухудшение экологической ситуации и изменение климата в связи с использованием высокоотходных видов производства энергии [1].

Китай планирует через внедрение возобновляемых источников энергии упрочить национальную энергетическую безопасность, уменьшить негативное воздействие на окружающую среду и создать благоприятные возможности для роста занятости населения в технологических секторах экономики.

По прогнозам, к 2020 г. из возобновляемых источников энергии (энергия воды, солнца и ветра) Китай будет получать около 20 млн кВт электроэнергии.

Изучение этого опыта Китая в области АИЭ представляет особый интерес для стран, формирующих основы инновационной экономики в области АЭ. За последние 10 лет в КНР был принят ряд государственных программ в сфере энергетики. Важнейшая среди них - долгосрочная национальная программа научных исследований, сохранения ресурсов и окружающей среды, которая

120

была одобрена на Третьем заседании Национального комитета по науке и технике в 1997 г. В рамках данной программы в период с 2001 г. по 2010 г. было профинансировано более 380 инновационных проектов на сумму более 1,3 млрд долл. США, в том числе проекты, ориентированные на освоение нетрадиционных источников энергии; разработку и внедрение новых технологий в сфере возобновляемой энергетики [2].

Уже сегодня Китай, благодаря выделению огромных инвестиций на развитие «чистой» энергетики, значительно опережает остальные мировые державы (в том числе США, Индию и страны ЕС) по объёмам строящихся объектов АИЭ. К примеру, по итогам 2014 г. Китай инвестировал 83,3 млрд долл. США в развитие АЭ, что на 33% больше, чем в 2013 г. (рис. 1). В результате, КНР на данный момент занимает первое место в мире по объёму инвестиций в сферу АИЭ, опережая Германию и США.

Рис. 1. Инвестиции в АЭ в Китае, 2004-2014 гг. (данные ЯЕШ1 [3])

Такие темпы развития альтернативная энергетика получает в большей степени благодаря финансовой поддержке государства, к примеру, государство в обязательном порядке полностью спонсирует производство первых 50 образцов нового вида продукции на каждой фабрике [1]. Кроме того, согласно «Концепции энергетической безопасности КНР», включённой в 12-й пятилетний план, аспекты развития альтернативной энергетики Ки-

121

тая находятся под государственным контролем. Все решения о направлениях развития отрасли принимаются на государственном уровне. В целях подготовки стратегии развития, исследований, выработки и принятия решений по вопросам политики в области АИЭ в стране был создан Национальный Центр исследования возобновляемой энергетики (China National Renewable Energy Center (далее - CNREC)). Финансирование центра осуществляется за счет государственных средств и средств китайско-датской правительственной программы развития возобновляемой энергетики.

При непосредственном участии Госсовета КНР и CNREC была разработана комплексная «Программа по развитию новой энергетики», которая включает использование энергии ветра, солнца, биоэнергетику, технологии «чистого угля», интеллектуальные электрические сети и т.д. Программа предусматривает реализацию в 2010-2020 гг. мер по стимулированию энергосбережения, развития экологичной энергетики, перехода индустрии к более энергосберегающей модели. Основной акцент «Программы по развитию новой энергетики» в краткосрочной перспективе направлен на развитие преимущественно 3-х видов альтернативной энергетики: солнечной, ветровой и геотермальной энергии.

Следует отметить, что государство достаточно жёстко регулирует доступ иностранных инвестиций на национальный рынок инновационного энергетического оборудования и технологий в сфере АИЭ. Несмотря на открытость китайских рынков технологий для иностранных инвестиций, многие из них остаются ограниченными и даже закрытыми, в частности рынки «чистых» автомобилей и энергетической инфраструктуры. Здесь предпочтение отдается местным предприятиям. Жёсткие ограничения для иностранных инвесторов установлены также в гидроэнергетике, ветроэнергетике и производстве энергии на основе биомассы [1].

Принимая во внимание намеченные китайским правительством планы по увеличению мощностей АИЭ, Китай уже в 2016-2020 гг. может стать абсолютным лидером в сфере применения альтернативной энергетики. В случае успешной реализации поставленных целей КНР сможет получать до 50% энергии за счет АИЭ. Правительство Китая уже сегодня реализует крупнейшую в мире «Стратегию по развитию возобновляемых источников энергии».

В 2015 г. китайский государственный институт Energy Research Institute опубликовал исследование «Китай 2050 - сценарий высокого распространения возобновляемой энергетики и дорожная карта», в котором подтверждается технологическая и экономическая возможность обеспечения за счет АИЭ 85% потребления электроэнергии и более 60% первичной энергии к 2050 г. [5].

122

Снижению потребления ископаемого топлива способствуют климатические изменения. Согласно представленному 30 июня 2015 г. Плану действий по защите климата (ШВС), Китай взял на себя обязательства по сокращению к 2030 г. выбросов углекислого газа на единицу ВВП на 60-65% от уровня 2005 г. Согласно оценкам китайских аналитиков и экспертов, для достижения такой цели необходимо построить примерно 670 ГВт мощностей солнечной и ветровой энергетики в течение ближайших15 лет [4].

Если действительно Китай достигнет таких результатов, то это отразится на использовании в этой стране традиционных энергоносителей. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день КНР является крупнейшим импортёром углеводородного сырья, существует риск сокращения закупок углеводородов на глобальных сырьевых рынках, что может привести к изменению цен на нефть.

Принимая во внимание положительный опыт развития возобновляемой энергетики в КНР и тенденции АЭ в мире, следует рассмотреть возможность применения в России аналогичных практик.

Необходимо, чтобы энергетическая стратегия РФ была нацелена на постепенное существенное изменение структуры российского энергетического бизнеса в рамках стимулирования энергоснабжения и большее использование АИЭ, но необходимо понимать, что практическая реализация такой стратегии потребует крупных инвестиционных ресурсов. Для того, чтобы развивать проекты в области АЭ, необходима государственная поддержка развития возобновляемой энергетики: создание благоприятных условий производителям и потребителям оборудования, использующим альтернативные источники энергии; регулирование энергетических тарифов и налогов на выбросы и загрязнение окружающей среды; создание научных центров, работающих в сфере альтернативной энергетики; более детальная разработка нормативно-правовых актов, направленных на развитие АИЭ [5].

В настоящее время в связи с большим количеством природных ископаемых и некритичной экологической ситуацией Россия остро не нуждается в АЭ. В то же время, следует учитывать, что, судя по глобальным тенденциям развития АИЭ, в определенный момент мир перейдет на активное использование возобновляемых источников энергии. В этом случае страны, не развивающие АЭ, рискуют остаться позади технологического прогресса.

В контексте этого, следует использовать опыт взаимодействия государства и бизнеса в сфере альтернативной энергетики стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и в частности КНР, при разработке стратегических программ развития топливно-энергетического комплекса России.

123

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтернативная энергетика в Китае: изучение опыта [Электронный ресурс] // ТОО «Total.kz Media Group» : 01.07.2014. - Режим доступа: http://total.kz/business/

greenenergy/2014/07/01/ alternativnaya_energetika_v_kitae_izuchenie.

2. Клавдиенко, В. П. Формирование инновационной энергетики в Китае (основные черты современного этапа) // Инновации. - 2011. - № 8 (154). - С. 24-27.

3. Renewables 2015. Global status report. Renewable Energy Policy Network for the 21st Centure [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ren21.net.

4. Нефтегазовые гиганты Китая начинают новую тактику [Электронный ресурс] // МИА «ВекторНьюз». 31.07.2015. - Режим доступа: http://vnews.agency/news/ world/11828-neftegazovye-giganty-kitaya-nachinayut-novuyu-taktiku.html.

5. Слепухина, Т. А. Альтернативные источники энергии: барьеры внедрения в России / Т. А. Слепухина, А. А. Саблина // Современные тенденции в науке, технике, образовании. Ч. 3 : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 31 янв. 2016 г. - Смоленск : ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. - С. 137-139.

REFERENCES

1. Alternative Energy in China: Learning experience. ТОО «Total.kz Media Group». 01.07.2014. Available at: http://total.kz/business/ greenener-gy/2014/07/01/alternativnaya_energetika_v_kitae_izuchenie (accessed 07 March 2016) (In Russian).

2. Klavdienko V.P. Formation of innovative energy in China (the main features of the current stage). Innovatsii, 2011, no. 8 (154), p. 24-27. (In Russian).

3. Renewables 2015. Global status report. Renewable Energy Policy Network for the 21st Centure. Available at: www.ren21.net (accessed 03 March 2016).

4. Oil and gas giants China begin new tactics. INA «Vector News». 31.07.2015. Available at: http://vnews.agency/news/ world/11828-neftegazovye-giganty-kitaya-nachinayut-novuyu-taktiku.html (accessed 11 March 2016). (In Russian).

5. Slepukhina T.A., Sablina A.A. Alternative sources of energy: the introduction of barriers in Russia. Current trends in science, technology, education. Part 3: coll. of sci. papers of the materials of the Internat. Conf. of January 31, 2016. Smolensk: LLC «NOVALENSO», 2016, p. 137-139. (In Russian).

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.