Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 4 (185). Филология. Искусствоведение. Вып. 40. С. 26-33.
Т. В. Андрусенко
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И СЕМАНТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА)
Статья посвящена изучению физических и семантических параметров французского художественного текста. Текст рассматривается в качестве синергетической системы с участками, на которых преобладает симметричная или асимметричная тенденции. В статье определяется взаимодействие физических и семантических параметров на внутритекстовом отрезке пространства-времени.
Ключевые слова: текст, словоформа, предложение, позиция, дискретность, континуальность, синергетическая система, структура.
В начале третьего тысячелетия общая теория текста характеризуется междисциплинарными связями не только со смежными науками: психологией, социологией, но и точными науками: математикой, физикой, используя компьютерные программы, данные синергетики. В тексте как синергетической системе основополагающими категориями принимаются асимметрия / симметрия, дискретность / континуальность. Общая теория текста изучает закономерности структурной организации текста, независимо от их жанровой и авторской принадлежности.
В рамках общей теории текста разработан метод изучения пространственно-временных характеристик текста - метод позиционного анализа1. Пространственно-временная модель представляет собой инвариант, положение того или иного отрезка текста в позиционных интервалах, определяет его значимость в становлении структуры текста (см. рис. 1).
Цель статьи - установить взаимодействие Зачин АСП1
и положениями общей теории систем, теории самоорганизации. В работе использованы описательно-аналитический метод с элементами количественного анализа, предусматривающего непосредственное наблюдение исследуемых языковых структур и выявление закономерностей их функционирования в тексте; метод позиционного анализа и компьютерная программа Linguo 7, предназначенные для исследования пространственновременной организации текста.
В качестве материала исследования отобрано 200 текстов известных французских авторов ХХ-ХХ1 веков: А. Моруа, Ж. Перека,
Н. Соррот, Г. Клезьо, Ж. Ренара, Б. Клавеля, Ж. Гесброна, Ф. Нурисье, Р. Ролана, А. Сент-Экзюпери и др.
Единицей исследования выбрана словоформа для определения длины предложения. Под словоформой понимается форма отдельного слова в синтетических языках или часть АСП2
0,146 0,236
пред-ГЦн пост-ГЦн
-0,236
0,618
+0,236
Рис.1. Пространственно-временная модель
0
1
закономерности развития физических параметров и семантики художественного текста, определить факторы, влияющие на становление пространственно-временных характеристик текста.
Решение указанной проблемы обеспечивается интеграцией с общенаучными методами
слова, разделенного пробелом, если речь идет об аналитических языках, к каким относится и французский язык.
Длина предложения позволяет установить такие категории текста, как дискретность / континуальность, симметрия /асимметрия. Чередование в тексте стремления к дискрет-
ности либо континуальности манифестирует внутренние процессы, происходящие в тексте как синергетической системе. Колебание длины предложения отражает изменение энергетических и энтропийных процессов в тексте. Резкое изменение длины предложения выступает средством выдвижения важной для формирования семантики текста, а также демонстрирует ритм формирования структуры текста.
Эмпирический материал исследован в соответствии с разработанным нами алгоритмом:
1. Методом сплошной выборки отобраны 200 текстов.
2. В каждом тексте определены следующие характеристики: количество предложений в отдельно взятом тексте и длина предложения, выраженная числом словоформ, результаты были занесены в таблицу (см. табл. 1).
l’avance rapide”.
Tom est impatient. Vite ! Vite ! Il faut que tout aille vite.
Максимальная континуальность составила 179 словоформ в зоне ПостГЦ в новелле Georges Perec “Notes concernant les objets qui sont sur ma table de travail”.
Ex. Il y a plusieurs an^es dёja que j’envisage d^crire une histoire de quelques-uns des objets qui sont sur ma table de travail ; j’en ai ёстй un dёbut, il y a bientot trois ans ; en le relisant, je m’aper?ois que, des sept objets dont je parlais, quatre sont encore sur ma table de travail (entre-temps, pourtant, j’ai dёmёnagё) ; deux ont ёtё changёs : un tampon-buvard, que j’ai remplacё par un autre tampon-buvard (ils se ressemblent beaucoup, mais le second est plus grand), et un reveil a piles (dont je notais dёja que sa place ordinaire ёtait sur ma table de chevet, oй il se trouve aujourd’hui) remplacё par un autre reveil
Таблица І
Физические параметры художественного текста (фрагмент)
Название Количество словоформ Количество предложений 1 2 3 4 5 6 7 8
Les vrais miracles 42 4 4 15 13 10
Petit poeme 97 4 7 41 17 30
Saltimbanques 77 6 19 14 18 9 12 4
Peupler la prison 83 8 4 6 8 18 9 15 15 8
3. Для установления локализации каждого предложения определили долю каждого предложения в тексте, для чего последовательно размер каждого предложения делили на размер всего текста. Результаты исследования позиционной динамики изменения размера предложения на внутритекстовом отрезке пространства-времени приведены на рисунке.
4. На следующем этапе определены средние, максимальные и минимальные параметры французских публицистических текстов.
5. На заключительном этапе изучено взаимоотношение позиций текста и преобладание симметричной или асимметричной тенденций в структуре текста, которые нашли отражение на графике.
Проведенные подсчеты позволяют установить, что минимальный объем французского художественного текста составил 55 словоформ, при этом средняя длина предложения равна 17 словоформам. Минимальная континуальность совпала с одной словоформой в области Зачина в новелле Bruno Heitz “Tom et
a remontoir ; le troisieme objet a dispam de ma table de travail : c’est un cube de plexiglas fait de huit cubes attaches les uns aux autres de telle sorte qu’il peut prendre un tres grand nombre de formes ; il m’a ete offert par Francois le Lionnais ; il est dans une autre piece, sur une tablette de radiateur, a cote de plusieurs autres casse-tete et puzzles (l’un d’entre eux est sur ma table de travail ; c’est un double tangram, c’est-a-dire deux fois sept morceaux de matiere plastique blanche et noire servant a former une quasi-infinite de figures geometriques)2.
Для вычисления средних параметров французского художественного текста сумму предложений разделили на количество текстов. Средний объем данной категории текста составил 42 предложения, 445,315 словоформ. Результаты анализа физических характеристик французских художественных текстов нашли отражение на графике (см. рис. 2).
На графике показано, что пространственновременной интервал, расположенный между точками 0 до 0,146 (зона Зачина), характери-
количество словоформ |
Рис. 2. Континуальность-дискретность художественного текста
зуется постепенным снижением континуальности на 0,548 словоформы.
Противоположный процесс - увеличение физических параметров протяженности предложения - отмечается на отрезке от 0,191 доли от всего текста до 0,228 (отрезок соответствующий зоне ПредГЦн), эта разница составляет 0,165 словоформы. Изменение поведения структуры художественного текста свидетельствует о всплеске энергии на данном участке, которое способствует развитию текста как синергетической системы.
Следующий промежуток от 0,301 до 0,335 становится зоной бифуркации: разница достигла 1,805 словоформ. Бифуркация - критическая точка, в районе которой поведение системы становится особенно неустойчи-вым3. В точке 0,301 происходит резкая сме-
на сценария развития текста - нарастающая дискретность сменяется противоположным процессом ростом континуальности, если в точке 0,263 длина предложения составляла 15,54, то в точке 0,301 этот параметр соответствовал 17,11 словоформ. Отражение процесса бифуркации демонстрируется на рисунке (см. рис. 2). Вышеупомянутый участок примыкает к точке АСП1, где превалируют асимметричные процессы. В зоне, которая характеризуется асимметричными процессами, темп формирования структуры текста ускоряется (см. рис. 3).
В области ПостГЦн (0,236-0,382) средняя разница длины предложения достигла
0,9 словоформы. После прохождения АСП1 констатировалась гармонизация текстовой системы, что находит свое подтверждение в
~словоформы|
Рис. 3. Позиционное распределение словоформ художественного текста
квантитативных характеристиках.
На участке, дислоцирующемся между точками 0, 382 и 0,618 - область ПредГЦ, идет постепенное уменьшение размера предложения на 0,623 словоформы, что способствует спокойному ритму пространственновременного существования текста. Выравнивание структуры связано со стремлением текста к симметрии в зонах ПостГЦн и ПредГЦ. Особенно убедительным фактом становится почти полная синхронизация текста на промежутке от 0,592 до 0,615. Здесь длина предложения практически не меняется и равна соответственно 10,6 и 10,51 словоформам. Подобное явление имеет место в пространстве, расположенном между точками 0,637 и 0,689, в указанных интервалах длина предложения составляет 9,829 и 9,985 словоформ.
Синхронизация пространственно-
временных характеристик манифе стирует гармонизацию художественного текста в зонах, примыкающих к ГЦ. Гармонический центр располагается в точке, удаленной на 0,618 от начала текста. Это явление подтверждает действие правила золотого сечения - гармонизацию текста как природной системы в зоне ГЦ. Такая стабилизация приостанавливает поступательное движение текста, поскольку в связи с действием симметричных явлений количество новой информации сокращается.
Анализ физических параметров художественного текста на отрезке, занимающем позицию между 0,743 до 0,817 рядом с АСП2 (зона ПостГЦ), свидетельствует о резких скачках в пространственно-временном развитии текста. Данные позиционного анализа объясняют этот факт: зона ПостГЦ маркируется асимметричной тенденцией, что и вызывает смену сценария текста.
Асимметрия, как правило, сопровождается структурными изменениями, которые верифицируются анализом физических характеристик: длины предложения. Зоны с асимметричной тенденцией дают толчок в формировании структуры текста.
На участке между точками 0,743 и 0,762 континуальность сокращается на 1 словоформу. Следующий промежуток: от 0,762 до
0,783 - характеризуется обратным процессом
- увеличением континуальности на 1 словоформу.
Отрезок текста, дислоцирующийся между точками 0,618 и 0,854 - область ПостГЦ, в целом характеризуется спокойным ритмом
формирования структуры текста, колебания длины составили 0,685 словоформы, исключение составляют участок, удаленной от начала текста на 0,8 и примыкающий к точке АСП2.
Преодолев точку 0,8, в тексте начинают преобладать симметричные характеристики, которые будут свойственны текстовой системе до ее завершения в точке АбсК. Зону Конца отличает ровный поступательный ритм, который приводит к постепенному сокращению длины предложения. Длина предложения в среднем укорачивается на 0,385 словоформы, пока постепенно параметры не достигнут 0 в точке АбсК.
Для установления соотношения семантической и физической сторон в тексте нами был проведен эксперимент. Информантами выступили студенты факультета филологии ОГУ, которым были предложены 50 художественных текстов.
Перед испытуемыми стояли следующие задачи:
1. Найти в текстах фразу, соответствующую основной идее текста. В нашем исследовании мы пользуемся рабочим термином ‘семантический центр’. Семантический центр
- это фраза, в которой наиболее точно сформулирована основная идея текста.
2. Отметить в текстах ключевые слова или группу ключевых слов, соответствующие основным темам текста, которые в дальнейшем будут именоваться тематическим компонентом.
3. Полученные в результате эксперимента данные были занесены в таблицу, которая демонстрирует локализацию тематического компонента в последовательности пространственно-временных позиций. Суммарные данные были помещены в таблицу и отражены на графике.
Ниже приведен пример анализа художественного текста в соответствии с вышепред-ставленным алгоритмом. Тематический компонент в тексте выделен жирным шрифтом, семантический центр отмечен курсивом.
Ex. Voyage au pays des arbres Clezio
/Зачин II y avait une fois un petit gar?on qui s'ennuyait. II avait bien envie de voyager, de par-tir vers le ciel, ou bien dans la mer, ou encore de l’autre cote de l’horizon. Mais pour voyager, il faut avoir les moyens. Ce petit gar?on n’avait pas de bateau, ni d’auto, ni de train, ni rien de ce genre. Alors il etait oblige de rester sur place et il s’ennuyait un petit peu. Mais un jour, il s’est dit
que ce n’etait peut-etre pas necessaire d’avoir des ailes ou des nageoires pour voyager. C’est comme ga qu’il a eu I’idee d’aller /ПредГЦн au pays / des arbres. Enfin l’idee ne lui est pas venue d’un seul coup. Il y avait longtemps qu’il allait se promener dans la foret et il sentait tout un tas de choses bizarres, comme si les arbres voulaient lui parler, ou comme si les arbres bou-geaient ; un jour il allait ici, un autre jour la, et / ГЦ il / nocTr^ avait l’impression que les arbres avaient bouge. Bien sur quand on les regarde, les arbres ont l’air immobile. Ils sont debout dans la terre avec leurs branches ecartees et leurs milliers de feuilles qui tremblent et tournent dans le vent.
£a, c’est une ruse des arbres, pour faire croire qu’ils restent toujours au meme endroit, pendant des annees et des annees. Ils air paisible et doux, fixes dans la terre noire par les racines solides. Si on les regarde sans trop faire attention, on peut croire ne veulent rien, qu’ils ne savent rien dire. Mais le petit gar?on savait que ce n’etait / ПреflГЦ pas vraiment vrai. Les arbres ne sont
moment, le petit gar?on voyait les arbres desser-rer progressivement leur etreinte. Les branches s’ouvraient un peu plus, comme de grands pa-rapluies, et les racines devenaient plus souples; elles sortaient meme de terre, tres lentement, et c’etait drole parce que les racines sont toutes blanches, le soleil et la lumiere ne les ont pas noircies comme pour les branches. Quand les racines et les branches se desserraient un peu, on entendait un bruit bizarre, un grand bruit de baillement qui venait de tous les cotes de la foret. Les chenes surtout baillaient tres fort, avec de grands soupirs graves. Les peupliers baillaient moins bruyam-ment, en faisant de petites respirations aig^s, et les sapins aussi. Au pied des arbres, les fougeres s’agitaient un peu, elles ondulaient, mais pas a cause du / Конец vent.
Les gens qui ne savent pas apprivoiser les ar-bres disent que les forets sont silencieuses. Mais des que tu siffles et que tu siffles bien, comme un oiseau, tu commences a entendre le bruit que font les arbres. Il y a d’abord ces baillements, et ces respirations aig^s. Puis tu per?ois d’autres bruits.
Таблица 2
Локализация семантического центра в художественном тексте на внутритекстовом отрезке
пространства-времени
Позиция Зачин ПредГЦн ГЦн ПостГЦн ПРедГЦ ГЦ Пост ГЦ Конец
Частотность 16 9 3 5 11 3 15 12
pas immobiles. Ils ont l’air de dormir, comme cela, d’un sommeil epais qui dure des siecles. Ils ont l’air de ne penser a rien. Le petit gar?on, lui, savait bien que les arbres ne dormaient pas. Seulement ils sont un peu farouches et timides et quand ils voient un homme qui s’approche, ils resserrent l’etreinte de leurs racines, et ils font le mort. Ils sont un peu comme les coquillages a maree basse qui s’agrippent sur les vieux ro-chers chaque fois qu’ils entendent le bruit des pas d’un homme qui avance. Il faut apprivoiser les arbres.
Le petit gar?on n’etait pas presse de partir, alors il s’est amuse d’abord a apprivoiser les arbres. Pour cela, il marchait doucement a l’in-terieur de la foret, en faisant attention a ne pas faire trop de bruit. Puis il s’asseyait par terre, au centre d’une clairiere, et il attendait. Quelquefois il sifflait doucement, parce que les arbres aiment / ГЦ bien / ПостГЦ la musique qu’on fait en sifflant. Ils n’ont jamais peur des oiseaux ni des cigales, ils aiment bien le bruit des sifflements doux. Quand il avait siffle comme cela un bon
Il y a des coups lourds, comme s’il y avait un creur qui battait quelque part sous la terre. Puis tout un tas de craquements, des branches qui se redressent avec des explosions, des feuilles qui se mettent a trembler, des troncs qui se derident 4.
Локализациясемантическогоцентранавну-тритекстовом отрезке пространства-времени представлена в таблице (см. табл. 2).
Результаты эксперимента показали, что информанты выделили семантическое ядро в 16 случаях в зоне Зачина, в 15 случаях в зоне ПостГЦ и в 12 случаях в области Конца.
Это обстоятельство свидетельствует о преобладании в художественном тексте как системе стремления к гармонии. Данные, помещенные в таблицу, демонстрируют, что участки, отмеченные информантами как семантическое ядро, располагаются симметрично: тяготеют к двум точкам - АбсН и АбсК.
Сопоставление этого факта с результатами анализа физических характеристик эксплицирует синхронизацией структуры текста и симметрию в расположении семантического
центра. На выше отмеченных участках колебания длины предложения равнялись соответственно 0,548 и 0,385 словоформы.
О структурной гармонии говорит и тот факт, что количественные показатели в двух ключевых точках текста - в ГЦн и ГЦ всего текста - идентичны: в 3 случаях информанты отметили в этих точках семантическое ядро.
Анализ распределения тематического компонента в пространстве текста выявил следующие закономерности, представленные в таблице (см. табл. 3).
Дистрибуция тематического компонента на в
ки текста характеризуются незначительными изменениями длины предложения: 0,9 и 0,623 словоформы.
Анализ физических параметров, изменения длины предложения позволяет сделать вывод, что структурная гармония сопровождается гармонией на семантическом уровне. Область Зачина, где колебания физических характеристик составили всего 0,548 словоформы, выступает более предпочтительной для тематического компонента зоной, чем области ПостГЦн и ПредГЦ, где колебания дли-
Таблица 3
тритекстовом отрезке пространства-времени
Позиция Зачин ПредГЦн ГЦн ПостГЦн ПРедГЦ ГЦ Пост ГЦ Конец
Частотность 35 25 4 26 28 1 19 18
Максимальная частота локализации тематического компонента, как видно из таблицы
3, наблюдалась в зоне Зачина (0-0,146): в 70 % случаев тематический компонент совпадал с этой областью, поскольку в начале текста идет становление системы. Анализ физических характеристик данного интервала показывает, что этот участок отличается стремлением к континуальности, здесь отмечались незначительные колебания длины предложения, в среднем на 0,548 словоформы.
В результате эксперимента было установлено, что в зонах ПостГЦн (0,236-0,382) и ПредГЦ (0,382-0,618) в 52 % и 56 % случаев респонденты обнаружили тематический компонент. С физической точки зрения эти участ-
ны предложения увеличились соответственно до 0,9 и 0,623 словоформы.
Тематический компонент почти в равной степени представлен в ПредГЦн и ПостГЦн соответственно в 50 % и 52 % случаях, т. е. в зонах, где доминируют симметричные характеристики: изменение физических параметров составило соответственно 0,165 и 0,9 словоформы.
Анализ квантитативных показателей тематического компонента в зоне ПостГЦ позволяет утверждать, что на этом участке текста наблюдается резкий спад его маркированности. Если в области ПредГЦ в 56 % случаев был отмечен тематический компонент, то уже в области ПостГЦ этот показатель составил
Рис. 4. Дистрибуция тематического компонента и семантического ядра в художественном
тексте
лишь 38 %. Это объясняется данными позиционного анализа: область ПостГЦ характеризуются нарастающей асимметрией, что объясняется соседством с АСП2, которая вызывает резкое увеличение дискретности, потом внезапный рост континуальности.
В зоне Конца тематический компонент отмечался в 36 % случаев. На этом отрезке текста, маркированном симметричными характеристиками, продолжается ранее намеченная тенденция: сокращение в художественном тексте слов, отмеченных информантами в качестве ключевых.
Тематический компонент и семантическое ядро в тексте выделяет важные в формирование содержания текста участки, в большинстве случаев их локализация совпадает.
На рис. 4 показана дистрибуция тематического компонента и семантического ядра в пространстве художественного текста. В зоне Зачина художественного текста дислоцируется чаще всего ключевая информация. Количественные показатели тематического компонента и семантического ядра развиваются аналогично в зонах Начала - они максимальны, в зоне ПредГЦн, стремительно сокращаются, достигают минимальных параметров в точке ГЦн. В области ПостГЦн и ПредГЦ обе характеристики растут. Стремительное падение наблюдается в точке ГЦ, которое сменяется ростом в области ПостГЦ. На последнем участке художественного текста констатировалось незначительное сокращение количественных характеристик.
Отличие в распределении тематического компонента и семантического ядра в пространстве художественного текста заключается в том, что тематический компонент преимущественно располагается в областях, предшествующих ГЦ текста: ПредГЦн, ПостГЦн и ПредГЦ, в то время как показатели семантического ядра приближаются к максимальным характеристикам в зоне ПостГЦ (в 15 текстах из 50 здесь отмечалось семантическое ядро).
Средние параметры предложения, отмеченного в качестве семантического ядра, составила 24,6 словоформ, что на 7,6 словоформ больше, чем средняя длина предложения художественного текста.
В 56 % художественных текстов физические параметры (длина предложения) семантического ядра превысила средние показатели этих текстов, из которых в 40 % случаях длина предложения в области семантического ядра совпала с максимальными показателями.
Так, например, в новелле А. Моруа «Письма» семантическое ядро обладает максимальными физическими характеристиками: максимальной длиной предложения, располагается в зоне Зачина.
Ex. Зачин II y a cinq ans, dit-elle, j'ai ete la maitresse de Pradier. Je l'ai beaucoup aime. Il met, dans la vie d’une femme, tant d’agitation, de tristesse et de bonheur que celles qui ont connu ce poison ne peuvent s’en passer. Il m’imposait des disciplines tres dures, sans raison, pour se prouver a lui-meme sa puissance. J’etais heu-reuse de 5.
Вышеуказанный факт позволил утверждать, что в художественном тексте максимальная континуальность выступает средством приближения художественной действительности к реальной действительности, которая по своей природе континуальна.
Максимальная длина предложения даже на физическом уровне маркирует в художественном тексте ключевую информацию, которая дислоцируется в области семантического ядра. Этому выдвижению в пространственновременной последовательности художественного текста способствует и сильная позиция в системе текста - зона Начала. В зоне Начала с ее максимальной континуальностью, темп формирования семантики художественного текста замедляется.
В последующих зонах ПредГЦн, ПостГЦн и ПредГЦ по мере увеличения дискретности идет детализация, развитие основной идеи.
Итак, в развитии системы художественного текста были установлены следующие ключевые тенденции:
1. Начало текста совпала с максимальными показателями континуальности 17,815 словоформ, которая к концу зоны Зачина сократилась до 15,54 словоформ.
2. АСП1 стала точкой бифуркации, резкого роста континуальности на 1,57 словоформы.
3. Зона ПредГЦ характеризовалась спокойным ритмом с увеличивающейся дискретностью. Предложение сократилось на 0,69 словоформы.
4. В зоне ГЦ наблюдалась структурная гармонизация текста. Разница между длиной соседних предложений составила 0,156 словоформы.
5. АСП2 маркировалась резким изменением поведения текста - начала стремлением к дискретности, на смену которой пришла обратная тенденция - нарастающая континуальность.
6. В конце области ПостГЦ и в зоне Конца констатировалось преобладание симметричных процессов: плавное сокращение протяженности предложения на 0,385 словоформы.
Семантическое ядро в художественном тексте в 32 % случаев располагается в зоне Зачина, в 30 % случаев в зоне ПостГЦ в 24 % в зоне Конца, в композиционно важных позициях текста.
Тематический компонент также тяготеет к точке АбсН текста и предшествует ГЦ текста. В области Зачина в 35 текстах из 50 предложенных респонденты отметили как тематический компонент в областях, следующих за ГЦ Конца, эти показатели сократились в 2 раза. Данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают на практике действие закона Золотого сечения: после точки 0,618 потенциал энергии синергетической системы резко падает.
Таким образом, в зоне Зачина преимущественно располагается наиболее значимая в содержательном плане информация. Математические подсчеты, сделанные в ходе эксперимента, позволяют сделать вывод о том, что ключевая информация стремится к участкам текста с максимальной континуальностью и
становится средством выдвижения семантического цента. При помощи математических подсчетов, позиционного анализа было доказано, что физические параметры: длина предложения, количество предложений в тексте выступают маркерами изменений в тексте как синергетической системе.
Примечания
1 Москальчук, Г. Г. Структура текста как синергетический процесс. M. : Едиториал УРСС, 2003. 296 с.
2 Georges Perec Penser/Classer. P. : Hachette, 1985.185 c.
3 Пиотровский, Р. Г. Лингвистическая синергетика : исходные положения, первые результаты, перспективы. СПб. : СПбГУ, 2006. 181 с.
4 Современное чтение : кн. для чтения на фр. яз. / сост. и коммент. Б. Вантомма. 2-е изд. М.
: Просвещение, 1996. 135 с.
5 Моруа, А. Новеллы : кн. для чтения на фр. яз. / сост. Л. М. Хадарцева. М. : Престо, 2001. 128 с.