Научная статья на тему 'Взаимодействие факторов, влияющих на формирование автостоянок, встроенных в жилые комплексы'

Взаимодействие факторов, влияющих на формирование автостоянок, встроенных в жилые комплексы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
147
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСТОЯНКА / PARKING / ГАРАЖ / GARAGE / РАМПОВЫЙ ГАРАЖ / RAMP GARAGE / ПОЛУМЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ГАРАЖ / SEMI-MECHANIZED GARAGE / МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ГАРАЖ / MECHANIZED GARAGE / ХРАНЕНИЕ ЛИЧНОГО АВТОТРАНСПОРТА / STORAGE OF PERSONAL MOTOR TRANSPORT / ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС / RESIDENTIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Воропаев Л.Ю., Гаврилова М.М.

Проектирование автостоянок для хранения личного автотранспорта в настоящее время одна из основных проблем, сто-ящих перед архитектором, проектирующим жилые комплексы. В связи с этим возникают проблемы с компактным разме-щением автомобилей на ограниченной площади. В статье рассмотрены вопросы влияния различных факторов на выбортипа автостоянки, встроенной в жилой комплекс. Основными факторами являются градостроительный, экономический,взрывопожарной безопасности, экологический, климатический, фактор интенсивности использования. Процессвыбораавтостоянки раскрывается через последовательное и попарное сравнении факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of Factors Influencing on Formation of Parking LotsBuilt-In Residential Complexes

Design of parking lots for storage of personal vehicles is now one of the main problems facing the architect designing the residential complexes. In this regard,there are problems with the compact placement of cars on a limited area. The paper deals with the influence of various factors on thechoice of the type of the carpark, built in the residential complex. The main factors are the urban planning, economic, explosion and fire safety, environmental, climatic, use intensity factor.The process of selecting the parking lot is revealed through the sequential and pair-wise comparison of factors.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие факторов, влияющих на формирование автостоянок, встроенных в жилые комплексы»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Town planning and architecture

УДК 728.226

Л.Ю. ВОРОПАЕВ1, ведущий архитектор (voropaev.lev@gmail.com); М.М. ГАВРИЛОВА2, канд. архитектуры, член-корр. РААСН, директор

1 ООО «Проект Зебра» (117648, Москва, Чертаново Северное, д. 4) 2 ООО «Товарищество театральных архитекторов» (115035, Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 10)

Взаимодействие факторов, влияющих на формирование автостоянок, встроенных в жилые комплексы

Проектирование автостоянок для хранения личного автотранспорта в настоящее время - одна из основных проблем, стоящих перед архитектором, проектирующим жилые комплексы. В связи с этим возникают проблемы с компактным размещением автомобилей на ограниченной площади. В статье рассмотрены вопросы влияния различных факторов на выбор типа автостоянки, встроенной в жилой комплекс. Основными факторами являются градостроительный, экономический, взрывопожарной безопасности, экологический, климатический, фактор интенсивности использования. Процесс выбора автостоянки раскрывается через последовательное и попарное сравнении факторов.

Ключевые слова: автостоянка, гараж, рамповый гараж, полумеханизированный гараж, механизированный гараж, хранение личного автотранспорта, жилой комплекс.

L.Yu. VOROPAEV1, Leading Architect (voropaev.lev@gmail.com), M.M. GAVRILOVA2, Candidate of Architecture, Corresponding Member of the Russian Academy ofArchitecture and Construction Sciences, Director 1 OOO "Proekt Zebra" (4, Chertanovo Severnoe Microdistrict, 117648, Moscow, Russian Federation) 2 OOO "Partnership of Theater Architects" (52, bldg. 10, Kosmodamianskaya Emb., 115035, Moscow, Russian Federation)

Interaction of Factors Influencing on Formation of Parking Lots Built-In Residential Complexes

Design of parking lots for storage of personal vehicles is now one of the main problems facing the architect designing the residential complexes. In this regard, there are problems with the compact placement of cars on a limited area. The paper deals with the influence of various factors on the choice of the type of the car park, built in the residential complex. The main factors are the urban planning, economic, explosion and fire safety, environmental, climatic, use intensity factor. The process of selecting the parking lot is revealed through the sequential and pair-wise comparison of factors.

Keywords: parking, garage, ramp garage, semi-mechanized garage, mechanized garage, storage of personal motor transport, residential complex.

В динамично развивающемся современном мире существует проблема хранения личного автотранспорта в жилых комплексах. Сложившаяся транспортная ситуация с нехваткой парковочных мест характерна как для зарубежных стран, так и для России [1]. Особую остроту она приобретает в крупных и крупнейших городах. При проектировании новых жилых комплексов по-прежнему сохраняются ситуации, при которых жильцов-автомобилистов невозможно обеспечить в должной мере парковочными местами как по территориальным, так и по общероссийским нормам (Рейтинг стран мира по уровню автомобилизации / Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/passenger-cars-per-inhabitants/info). В связи с этим требуются дополнительные исследования вопросов влияния различных факторов на выбор типа автостоянки, которую можно интегрировать в жилой комплекс.

В процессе разработки новых типов автостоянок, встроенных в жилые комплексы, была выработана методика, основанная на последовательном и попарном сравнении факторов, а именно градостроительный фактор, экономический фактор, фактор взрывопожарной безопасности, климатический и экологический факторы, фактор интенсивности использования автостоянки.

Процесс взаимодействия условно можно представить в виде схем (рис. 1, 2).

10 2016 ^^^^^^^^^^^^^

Градостроительный, экономический и фактор взрывопожарной безопасности играют ключевую роль. Первичный анализ типов автостоянок производится на уровне градостроительного фактора. Тем не менее центральным фактором является фактор экономической эффективности ввиду его основного влияния на целесообразность проектирования встроенной автостоянки, встроенной в жилой комплекс. Согласно разработанной методике выбора типа автостоянки все факторы, так или иначе, взаимодействуют с экономическим фактором. Решение отдельных проблем и недостатков различных типов автостоянок возможно за счет применения более технологичных решений, что ведет к увеличению стоимости. Только фактор взрывопожарной безопасности и градостроительный фактор играют самостоятельную роль, поскольку они решают важнейшую задачу, возникающую перед архитектором: возможно или невозможно разместить на участке жилой комплекс со встроенной автостоянкой с заданными количественными показателями [2].

Анализ градостроительного фактора целесообразно проводить через критерии, влияющие на возможность размещения автостоянки на заданном участке.

Первый критерий - площадь участка. Для затесненных территорий необходимо соблюдать баланс между количеством парковочных мест и площадью, занимаемой уровнем автостоянки [3]. Высокую стоимость участка можно ком- 49

Градостроительство и архитектура

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Уп^мг'кчиЛ ПЫ11Г«1СГН11 и-гбрпсов при [цпгрьлс иигимибппн 11 киг'.-л-*.-- иримн I 1.:_1 ■

Са-итзпно-тигммичмтй Ыщагнчнмив Цл^тари

Усспг.чсй-ио оорастн пчзеитцюнк* лвтомсЙчиеН унудшает

"ПППГИ-ШГК^П

■щггптпздны)

ШГйМибп.'ИЛ' Ги: J у*ап.«ечи» кйлн'ььерва

Ю'ЭС'ОЦниЩ

.■: п-ш ¡ь лыищ ав^сслог.*»

Чем Б4уин лг^амрилииР

звтамобнлоя в »втостоян« теп ^ОРЬ'ДВ фЦ1-ДНГ09Ие «трзц^ 14

выбросы ОТ ЧОТЧМОТИПЖ сляигатепсм инутр5ищ,т» ?горлния

СЭчмащйний ДОйЧяюя Дй З^НИМ Ш?Д15Т

Ч ртягтыибни« ичмт^иости авчосто^чкк

тиктар

Г-ЗО^ла! ПЛОщШи

Рл&юпавйчО учасна а структур«

Кштче^еа цмшмо-шв I в Лтетояищ

Ограничимч>ли<е фа^оры. раСЛОП№вЧ1в МиПОПО-«ОЧИЯвОСЭ

01 носители*) ООООДг1*«

загпубпвни». нормативные ограничения поплощши метрами. лтселгычиль

рлапвдивя лд со;оьчч1 гцанл* в

^ЛПНС^ЬМНТТИ Л I

эптшнэбнпя

еиоииосч* м опт требования

'"'¡итйр ■ир^ыь'. ^-т.-^ £ I1 .чиогл: гн

ЭшкнЩм»*) фаШЪр

Увеличение платмоеш

ПВр)Юв&1НЫ* мест или

общей шишвй* ийнини-

меета во^сг < пхту цены

Рис. 1. Схема взаимодействия факторов

пенсировать применением сверхкомпактных автостоянок, где площадь парковочного места с учетом сопутствующих площадей стремится к 12-15 м2 (механизированные, полумеханизированные автостоянки). В рамповых автостоянках для уменьшения площади парковочного места требуется применение специальных технических мероприятий (автоматизированная очередь, роботы-парковщики).

Второй критерий - расположение участка под строительство в структуре города. Здесь речь идет об исторической застройке, реконструируемых территориях, территориях для нового строительства. Малая площадь участка может встречаться во всех трех случаях и требовать разработки уникальных объемно-планировочных решений автостоянок. При этом стоимость автостоянки может варьироваться в зависимости от цены 1 м2 участка и площади парковочного места на данной территории.

Третий критерий - расположение жилого комплекса со встроенной автостоянкой относительно других зданий, до которых необходимо рассчитывать нормативное расстояние (окна жилых зданий, школы, детские сады и иные объекты). Для соблюдения нормативного расстояния от жилого комплекса со встроенной автостоянкой до каких-либо типов зданий или сооружений требуется большая площадь участка по сравнению с аналогичным по количественным характеристикам многофункциональным жилым комплексом, расположенным на участке без ограничивающих факторов. Совокупность технологичных, экологичных и других решений, применяемых для проектирования автостоянки,

5о| -

позволяет сократить площадь участка при сохранении или увеличении плотности расположения машино-мест [3].

Четвертый критерий - нормативные ограничения по площади застройки на разных типах территорий. Данный критерий одновременно влияет на количество жилой площади и парковочных мест. Количество машино-мест в автостоянке вычисляется исходя из жилой площади и класса жилья.

Пятый критерий - ограничения по заглублению объема автостоянки. Размещение автостоянки в подземном объеме требует дополнительной площади для устройства рамп или пандусов. На участках с большим количеством ограничивающих факторов, с наличием требований по удаленности выездов от окон жилых домов и иных зданий использование рамп может быть затруднено или требовать применения дорогостоящих технических решений.

Экономический фактор - второй по важности после градостроительного. Изменение любого фактора, так или иначе, влияет на экономическую эффективность автостоянки в жилом комплексе. Баланс стоимости и площади парковочного места уходит на второй план при требованиях по обес-печению максимальной плотности расположения парковочных мест. Наибольшее влияние на экономический фактор оказывает градостроительный фактор и фактор взрывопожарной безопасности. При этом необходимо принимать во внимание иные факторы, такие как интенсивность использования автостоянки, санитарно-гигиенический, климатический. Большая плотность располо-

^^^^^^^^^^^^^ И02016

Научно-технический и производственный журнал

Town planning and architecture

жения машино-мест ведет к увеличению количества элементов для перемещения автомобилей (лифтов, пандусов, рамп) и стремлению к уменьшению площади парковочного места [4, 5].

Фактор взрывопожарной безопасности и экологический фактор влияют на уменьшение или увеличение нормативного расстояния от автостоянки до других типов зданий. Они взаимодействуют с градостроительным и экономическим факторами. Под экологичностью автостоянки подразумевается уменьшение расстояния до соседних зданий за счет уменьшения суммарного количества выбросов, производимых автомобилями в автостоянке. При расположении автостоянки на затесненных территориях необходимо сократить до минимума расстояние до жилого комплекса. Уменьшение расстояния ведет к увеличению стоимости парковоч-ного места за счет применения технических устройств, уменьшающих вредное воздействие на окружающую среду и противодействующих возникновению и распространению огня. К таким приспособлениям относятся: автоматизированные системы пожаротушения; системы очистки выхлопных газов; подъемники и лифты, перемещающие автомобили; использование электродвигателей, гибридных силовых установок или двигателей на альтернативном топливе; проектирование фасадов с ограждающими конструкциями, ограничивающими распространение выхлопных газов и обеспечивающими требуемую теплоизоляцию [6-9].

Длительное воздействие выхлопных газов на здание требует периодической очистки наружных и внутренних поверхностей здания от нагара и копоти. Частота очистки внутреннего пространства гаража-стоянки и фасадов зависит от вместимости и интенсивности использования автостоянки. Системы вентиляции должны не только выводить за пределы здания отработанные газы, но и быть снабжены системами очистки выхлопных газов. Применение систем очистки создает условия для изменения нормативных требований, которые сокращают расстояние до жилого комплекса в зависимости от количества вредных выбросов от автомобилей. Использование вышеперечисленных мероприятий влияет на экономический фактор.

Климатический фактор находится во взаимодействии с экологическим фактором и фактором интенсивности использования автостоянки. Прогрев автомобиля в зимнее время повышает требования к экологичности двигателей и увеличивает нагрузку на систему вентиляции здания. Для сокращения времени прогрева двигателя необходимо поддерживать определенную внутреннюю температуру в автостоянке. Это ведет к использованию систем отопления, вентиляции [5]. Данные мероприятия должны применяться как в рамповой, так и механизированной автостоянке.

Интенсивность использования автостоянки взаимосвязана с экологическим фактором за счет увеличения или снижения количества выбросов от движущегося или стоящего автомобиля. Увеличение скорости парковки ведет к увеличению стоимости машино-места за счет использования дополнительных элементов для перемещения автомобилей (лифты, пандусы, рампы).

При высокой интенсивности использования автостоянки увеличивается шумовое воздействие на окружающие здания, и тем самым необходимо применять объемно-планировочные или технические мероприятия по снижению акустического воздействия на жилой комплекс. Данное обстоятельство при взаимодействии с экологическим факто-

10 2016 ^^^^^^^^^^^^^^

Рис. 2. Методика выбора типа автостоянки в зависимости от наличия ограничивающих факторов

ром влияет на экономический фактор в сторону увеличения итоговой стоимости машино-места.

Любое снижение площади парковочного места требует дополнительных экономических затрат, увеличивается вариативность объемно-планировочных решений и насыщение жилого комплекса дополнительными функциями. Чем меньше площадь участка, тем большее влияние оказывает его стоимость на экономическую эффективность. Из анализа экономической эффективности следует, что кроме самых компактных участков цена земли имеет минимальное влияние на стоимость парковочного места. Таким образом, можно сделать вывод, что стоимость участка в себестоимости парковочного места для реконструируемых территорий вне исторической застройки и территорий для нового строительства играет минимальную роль. Фактор взрыво-пожарной безопасности, интенсивности использования автостоянки, экологический и климатический факторы влияют на применение инженерного оборудования здания, компенсирующего вредное воздействие на окружающую среду, регулируют расстояние от автостоянки до других объектов.

- 51

Градостроительство и архитектура

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Список литературы

1. Вучик Вукан Р. Транспорт в городах, удобных для жизни. М.: Территория будущего, 2011. 576 с.

2. Скачков П.А., Горнева О.С., Шутов С.В., Гнатюк К.В. Метод определения потенциала развития застроенных жилых территорий // Жилищное строительство. 2015. № 4. С. 3-7.

3. Гельфонд А.Л., Дуцев М.В. Приспособление здания в контексте музейно-выставочных пространств исторического города // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2013. № 31-1 (50). С. 60-66.

4. Parksafe fuer oeffentliches Parken "Franklin Parkolohaz". Objektblatt.- Deutschland: Wöhr. 2008. № 10. 8 с.

5. Гельфонд А.Л. Архитектурная типология в аспекте жизненного цикла здания // ACADEMIA. Архитектура и строительство. 2011. № 2. С. 40-47.

6. Игнатьев Ю.В. Возведение автомобильных стоянок и парковок в крупных городах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2012. № 17 (276). С. 68-72.

7. Балакин В.В., Сидоренко В.Ф. Защита пешеходных зон и жилой застройки от выбросов автомобильного транспорта средствами озеленения // Жилищное строительство. 2016. № 5. С. 3-8.

8. Алексашина В.В. Перспектива развития мировой энергетики и проблемы сохранения экологического равновесия в биосфере. Часть I. Традиционная энергетика // ACADEMIA. Архитектура и строительство. 2013. № 2. С. 66-75.

9. Алексашина В.В. Организация санитарно-защитной зоны промышленного предприятия в условиях городской застройки // Промышленное и гражданское строительство. 2004. № 10. С. 28-29.

References

1. Vuchik Vukan R. Transportation for Livable Cities. Moscow: Territoriya budushchego. 2011. 576 p. (In Russian).

2. Skachkov P.A., Gorneva O.S., Shutov S.V., Gnatyuk K.V. Method for determining the capacity of the built-up residential areas. Zhilishchnoe Stroitelstvo [Housing construction]. 2015. No. 4, pp. 3-7. (In Russian).

3. Gel'fond A.L., Dutsev M.V. The adaptation of the building in the context of the museum and exhibition spaces of the historic town. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Stroitel'stvo iarkhitektura. 2013. No. 31-1 (50), pp. 60-66. (In Russian).

4. Parksafe fuer oeffentliches Parken "Franklin Parkolohaz". Objektblatt.- Deutschland: Wöhr. 2008. No. 10. 8 p.

5. Gel'fond A.L. The architectural typology in the aspect of a building's life cycle. ACADEMIA. Arkhitektura i stroitel'stvo. 2011. No. 2, pp. 40-47. (In Russian).

6. Ignat'ev Yu.V. The construction of car parks and parking lots in big cities.Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Stroitel'stvo i arkhitektura. 2012. No. 17 (276), pp. 68-72. (In Russian).

7. Balakin V.V., Sidorenko V.F. Protecting pedestrian zones and residential development of road transport emissions gardening tools. Zhilishchnoe Stroitelstvo [Housing construction]. 2016. No. 5, pp. 3-8. (In Russian).

8. Aleksashina V.V. The prospect of global energy and the conservation of the ecological balance in the biosphere. Part I. Conventional Energy. ACADEMIA. Arkhitektura i stroitel'stvo. 2013. No. 2, pp. 66-75. (In Russian).

9. Aleksashina V.V. Organization of sanitary protection zones of industrial enterprises in urban areas. Promyshlennoe i grazh-danskoe stroitel'stvo. 2004. No. 10, pp. 28-29. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В издательстве «Стройматериалы» вы можете приобрести специальную литературу

Книга «Защита деревянных конструкций»

Автор - А.Д. Ломакин

Рассмотрены вопросы конструкционной и химической защиты деревянных конструкций, используемых в малоэтажном домостроении, при строительстве зданий и сооружений гражданского и промышленного назначения, в том числе, с химически агрессивной средой, а также открытых сооружений (автодорожных и пешеходных мостов, опор ЛЭП и др.). Освещены вопросы защиты от эксплуатационных воздействий и возгорания несущих конструкций из клееной древесины и ЛВЛ и приведено краткое описание наиболее эффективных средств и способов их защиты. Описаны методы оценки защитных свойств покрытий для древесины, методика и результаты натурных климатических испытаний покрытий на образцах и фрагментах конструкций. Приведены методика и результаты мониторинга влажностного состояния несущих клееных деревянных конструкций в процессе эксплуатации.

í:i.illil I J.

к .(.«-[н.'паныыч El ¿u>lk' Гр,Н MIHII

Монография «Производство деревянных клееных конструкций»

Автор - заслуженный деятель науки России, д-р техн. наук Ковальчук Л.М.

В книге рассмотрены основные вопросы технологии изготовления ДКК, показаны области их применения, описаны материалы для их изготовления. Особое внимание уделено вопросам оценки качества, методам испытаний, приемке и сертификации клееных конструкций. В книге приведен полный перечень отечественных и зарубежных нормативных документов, регламентирующих производство и применение ДКК

Прп-ЧУПЭЛГРВФ .if рстинньл* I

KJ Rilliii ьдшпрукынй

Для приобретения специальной литературы обращайтесь в издательство «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ» Тел./факс: (499) 976-22-08, 976-20-36 E-mail: mail@rifsm.ru

52

102016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.