Научная статья на тему 'Функциональное взаимодействие автостоянок и жилых комплексов'

Функциональное взаимодействие автостоянок и жилых комплексов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСТОЯНКА / PARKING / ГАРАЖ / GARAGE / РАМПОВЫЙ ГАРАЖ / RAMP GARAGE / ПОЛУМЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ГАРАЖ / SEMI-MECHANIZED GARAGE / МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ГАРАЖ / THE MECHANIZED GARAGE / ХРАНЕНИЕ ЛИЧНОГО АВТОТРАНСПОРТА / STORAGE OF PERSONAL MOTOR TRANSPORT / ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС / RESIDENTIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Воропаев Л.Ю.

Проектирование автостоянок для хранения личного автотранспорта в настоящее время одна из основных проблем, стоящих перед архитектором, проектирующим жилые комплексы. В связи с этим возникают проблемы с компактным размещением автомобилей на ограниченной площади. Рассмотрены вопросы функционального взаимодействия автостоянок и жилых комплексов. Вопрос взаимодействия раскрывается через критерии, оказывающие влияние на объемно-планировочные решения автостоянок, встроенных в жилые комплексы. Процесс интеграции автостоянок в жилые комплексы рассматривается в контексте цепочки владелец-автомобиль-парковочное место, где переход между звеньями этой цепи осуществляется за счет использования специальных технических и объемно-планировочных мероприятий. Современный уровень развития устройств для парковки автомобилей позволяет видоизменить процесс взаимодействия человека и автомобиля и расширить спектр объемно-планировочных решений многофункциональных жилых комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional Interaction of Car Parks and Residential Complexes

Designing parking lots for the storage of personal vehicles is currently one of the main problems facing the architect when designing residential complexes. In thisregard, there are problems with compact location of cars on a limited area. Issues of the functional interaction of car parks and residential complexes are considered.The problem of interaction is revealed through the criteria which influence on the space-planning decisions of car parks built in residential complexes.The processof integration of parkings in residential complexes is considered in the context of the chain of owner-car-parking space, where the transition between the links of thischain is carried out due to the use of special technical and space-planning activities. The current level of development of devices for parking of cars makes it possibleto modify the process of interaction between a person and a car and to expand the range of space-planning solutions for multifunctional residential complexes.

Текст научной работы на тему «Функциональное взаимодействие автостоянок и жилых комплексов»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 728.226

Л.Ю. ВОРОПАЕВ, ведущий архитектор (voropaev.lev@gmail.com)

ООО «Проект Зебра» (117648, Москва, Чертаново-Северное, 4)

Функциональное взаимодействие автостоянок

и жилых комплексов

Проектирование автостоянок для хранения личного автотранспорта в настоящее время - одна из основных проблем, стоящих перед архитектором, проектирующим жилые комплексы. В связи с этим возникают проблемы с компактным размещением автомобилей на ограниченной площади. Рассмотрены вопросы функционального взаимодействия автостоянок и жилых комплексов. Вопрос взаимодействия раскрывается через критерии, оказывающие влияние на объемно-планировочные решения автостоянок, встроенных в жилые комплексы. Процесс интеграции автостоянок в жилые комплексы рассматривается в контексте цепочки владелец-автомобиль-парковочное место, где переход между звеньями этой цепи осуществляется за счет использования специальных, технических и объемно-планировочных мероприятий. Современный уровень развития устройств для парковки автомобилей позволяет видоизменить процесс взаимодействия человека и автомобиля и расширить спектр объемно-планировочных решений многофункциональных жилых комплексов.

Ключевые слова: автостоянка, гараж, рамповый гараж, полумеханизированный гараж, механизированный гараж, хранение личного автотранспорта, жилой комплекс.

Для цитирования: Воропаев Л.Ю. Функциональное взаимодействие автостоянок и жилых комплексов // Жилищное строительство. 2017. № 8. С. 3-9.

L.Yu. VOROPAEV, Leading Architect (voropaev.lev@gmail.com) OOO «Zebra Project» (4, Chertanovo Severnoye, 117648, Moscow, Russian Federation)

Functional Interaction of Car Parks and Residential Complexes

Designing parking lots for the storage of personal vehicles is currently one of the main problems facing the architect when designing residential complexes. In this regard, there are problems with compact location of cars on a limited area. Issues of the functional interaction of car parks and residential complexes are considered. The problem of interaction is revealed through the criteria which influence on the space-planning decisions of car parks built in residential complexes. The process of integration of parkings in residential complexes is considered in the context of the chain of owner-car-parking space, where the transition between the links of this chain is carried out due to the use of special technical and space-planning activities. The current level of development of devices for parking of cars makes it possible to modify the process of interaction between a person and a car and to expand the range of space-planning solutions for multifunctional residential complexes.

Keywords: parking, garage, ramp garage, semi-mechanized garage, the mechanized garage, storage of personal motor transport, residential complex.

For citation: Voropaev L.Yu. Functional Interaction of Car Parks and Residential Complexes. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2017. No. 8, pp. 3-9. (In Russian).

Проектирование автостоянок для хранения личного автотранспорта в настоящее время одна из основных проблем, стоящих перед архитектором, проектирующим жилые комплексы.

Количество зарегистрированных легковых автомобилей в России приближается к 350-450 на 1 тыс. жителей [1]. Порог в 400 автомобилей на 1 тыс. жителей был пройден в середине 1960-х гг. в европейских странах и в 1920-х гг. в Северной Америке [2]. При таком темпе автомобилизации размещение транспортных средств на открытых плоскостных автостоянках уже невозможно, так как площадь, занимаемая автомобилями, значительно превышает площадь улиц в центральных и периферийных районах города с высокой плотностью жилой застройки.

В связи с этим возникают проблемы с компактным размещением автомобилей на ограниченной площади. Интенсивное жилищное строительство в городах за последние годы привело к дефициту свободных территорий для строительства автостоянок в границах жилого района.

Назревшие проблемы с автостоянками в крупных городах приводят к принятию комплекса мер, направленных

82017 ^^^^^^^^^^^^^

на стабилизацию ситуации по размещению личных автомобилей [3]:

- введение особого парковочного режима с платной стоянкой автомобилей;

- введение платного проезда в центральную часть некоторых городов.

Не исключено введение норм, обязывающих каждого автовладельца обзавестись парковочным местом до покупки автомобиля [4].

Однако задачи следует решать не административными, а архитектурными средствами. Проблему плотности размещения парковочных мест предлагается решить за счет проектирования многоуровневых автостоянок, встроенных в жилые комплексы.

Проектирование современного жилого комплекса связано с решением вопросов функционального взаимодействия и взаимного влияния автостоянки и жилого комплекса.

Для выбора типа автостоянки и способа ее интеграции в жилой комплекс необходимо рассмотреть вопрос мероприятий, обеспечивающих взаимодействие человека и автомобиля [5, 6].

- 3

Градостроительство и архитектура

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

/ \

Прямой доступ к автомобилю Внутреннее пространство

из квартиры механизированной автостоянки

Рис. 1. Автостоянка, встроенная в квартиру

Рампа или пандус

Пространство автостоянки

Накопительная площадка с местами с Доступом автоматического

для самостоятельной парковки парковщика

Рис. 2. Рамповая автостоянка с применением автоматизированногоробота-парковщика

Взаимодействие человек - автомобиль может осуществляться без использования дополнительных мероприятий; с использованием специальных объемно-планировочных или технических приспособлений (переходы, ведущие в автостоянку; коридоры, разделяющие автостоянку и жилой комплекс; отдельные лифты и подъемники, обеспечивающие взаимосвязь жилого комплекса и автостоянки). Разница в функциональном взаимодействии между автостоянками, встроенными в жилой комплекс и в иные функциональные объемы, состоит в различных критериях, которые влияют на размер парковочного места, частоту смены от занятого парковочного места к свободному, взаимодействию человека и автомобиля и т. д.

К таким критериям относятся: интенсивность использования автостоянки, естественное освещение и инсоляция, автоматизация процесса парковки, взаимосвязь автостоян-

4| -

ки и жилого помещения, безопасность использования автостоянки.

Интенсивность использования сказывается на количестве и типе устройств для перемещения автомобилей (рампы, пандусы, лифты) [7]. В жилом комплексе автомобили въезжают и выезжают в течение определенного промежутка времени. Автостоянка, встроенная в жилой комплекс, разгружается и загружается в течение 3 ч в утреннее время и 3-4 ч в вечернее время [8]. В жилом комплексе только 35% автомобилей выезжают в час пик, и речь идет о долговременном хранении.

Еще один критерий, отличающий жилые комплексы от других типов зданий, - фактор естественного освещения и инсоляции. В жилых зданиях важную роль играет инсоляция помещений. Данное обстоятельство сужает спектр объемно-планировочных решений по интеграции автостоянок в жилые комплексы.

^^^^^^^^^^^^^ №'2017

Научно-технический и производственный журнал

Функциональный блок иного назначения

-+■ -1—

Внутреннее пространство рамповой автостоянки

Переход, объединяющий функциональные блоки по пути к автостоянке

Рис. 3. Рамповая автостоянка, встроенная в жилой комплекс через переход

Отдельный вопрос касается обеспечения безопасности владельцев автомобилей. К мероприятиям, обеспечивающим безопасность, относятся камеры, ключи доступа, планировочная организация пространства для хранения автомобилей, охрана.

Улучшение безопасности встроенных автостоянок возможно за счет уменьшения протяженности автостоянки, количества коридоров, рамп, увеличения плотности расположения парковочных мест.

Автоматическая парковка автомобиля предусматривает использование специальных приспособлений для осуществления процесса постановки автомобиля на заданное машино-место и вместе с тем меняет само определение механизированной автостоянки. Перемещение автомобилей специальными приспособлениями не означает, что автостоянка механизированная. Частичная автоматизация процесса парковки возможна за счет использования робо-тов-парковщиков - промежуточный этап в развитии способа перемещения автомобиля от использования водителя до полностью автоматической парковки [9].

Появление автомобилей с автопилотом выравнивает преимущества разного типа автостоянок (рамповых и механизированных). В обоих случаях для рамповой и механизированной автостоянки исчезает потребность самостоятельного перемещения автомобиля в пространстве автостоянки или приемного помещения. Основное преимущество механизированной автостоянки будет в объеме и вместимости сооружения, площади застройки, удобстве использования владельцем автомобиля [10].

Взаимосвязь автостоянки и жилого помещения

Прямая связь квартиры с парковочным местом обеспечивается за счет проектирования парковочного места в качестве одного из помещений квартиры. Наибольшая компактность в расположении парковочных мест достигается при использовании двухуровневых квартир, где высота уровня уменьшается до 2,5 м. Используемая высота достаточна для хранения автомобиля и беспрепятственного прохода к нему (рис. 1). Иной подход можно использовать для хранения двух автомобилей в квартире при увеличении высоты этажа до 3,8 м. В этом случае доступ к автомобилю не предусмотрен из-за отсутствия необходимой высоты для прохода и посадки в автомобиль.

Применение роботов-парковщиков

Изменение функционального взаимодействия цепочки человек-автомобиль-парковочное место возможно за счет использования для отдельных операций роботов, выполняющих манипуляции по парковке автомобилей без участия водителя [3].

Для робота необходимы специальные места для ожидания, помещение или место для его хранения и обслуживания. Человек участвует в процессе парковки только на этапе движения автомобиля по рампе или пандусу до заданного парковочного уровня. Далее автомобиль паркуется в специальные промаркированные места на накопительной площадке (рис. 2). Благодаря использованию робота можно увеличить плотность расположения автомобилей в рампо-вой автостоянке.

8'2017

5

Градостроительство и архитектура

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Подъемник, перемещающий автомобили внутри автостоянки

Внутреннее пространство механизированной автостоянки

Рис. 4. Автостоянка, встроенная в жилой комплекс с использованием лифта для пассажиров и автомобилей

На основе выработанных критериев предлагаются следующие объемно-планировочные решения, раскрывающие функциональную взаимосвязь автостоянки и жилого комплекса.

Надземная автостоянка, встроенная в жилой комплекс через промежуточную структуру

Автостоянка, соединенная со структурой жилого комплекса переходом, подразумевает возможность перемещения из одного функционального объема в другой. Переход - это универсальное решение, заменяющее тамбур-шлюз, который необходимо выполнять для изоляции автостоянки от блоков иного назначения.

Переход может быть выполнен в следующих вариантах:

- переход через воздушное пространство (атриум, непосредственно через улицу);

- переход через помещение иного функционального назначения (бытовое обслуживание, офисный блок и т. д.).

Если рассматривать вопрос взаимодействия через функциональный блок иного назначения, то общий переход обеспечивает использование автостоянки разными группами автомобилистов. В переходе объединяются потоки владельцев автомобилей (жильцов комплекса, гостей и

б| -

работников иных функциональных объемов). Коридор может пронизывать один из функциональных объемов (рис. 3) либо идти параллельно, разделяя функциональные блоки.

Механизированная автостоянка, встроенная в жилой комплекс параллельно одному из фасадов

Автомобиль располагается на одном уровне с квартирой или во время вызова лифта он доставляется к водителю. Владелец совместно с автомобилем может спуститься на уровень земли. Лифт представляет собой помещение на несколько автомобилей (в виде люльки или комнаты-кабины на несколько автомобилей). В этом решении объединяется функция перемещения автомобиля и владельца. В жилом комплексе появляется помимо обычного грузового лифта дополнительный лифт для перемещения автомобилей.

В галерейном доме удобнее располагать кабины в торцах или параллельно одному из фасадов жилого дома. Лифт необходимо разделить на два объема. В основном блоке размещается автомобиль, а в другой части его владелец (рис. 4).

Преимущества объединенного лифта по отношению к раздельной системе состоят в улучшении существующих решений. Подъемник за один цикл (вверх/вниз) перемеща-

^^^^^^^^^^^^^ №'2017

Научно-технический и производственный журнал

Приемное помещение для автомобилей

Комната ожидания входной тамбур

Рис. 5. Взаимодействие автостоянки и жилого комплекса через комнату ожидания

ет несколько автомобилей. Оптимальная вместимость данного лифта - пять машино-мест на один блок автостоянки.

Расположение механизированной автостоянки под жилым зданием

Доступ в автостоянку происходит на уровне земли. В случае использования механизированной автостоянки владелец спускается до уровня выдачи автомобиля при помощи лифта или лестницы. Сообщение человек-автомобиль происходит через воздушное пространство (выход из жилого комплекса и переход через улицу в приемное помещение) либо через переходное помещение (рис. 5). В качестве переходного помещения выступает комната ожидания при помещении для выдачи автомобиля. Помещение для выдачи автомобиля может быть частью входной группы здания. Объединение комнаты ожидания и входной группы решает задачу изоляции автостоянки от жилого комплекса.

Подземно-надземное расположение механизированной автостоянки

При данном решении въезд/выезд из автостоянки обеспечивается в одном и том же месте, и оно значительно ближе к стенам жилого комплекса, чем при полностью подземном расположении автостоянки. В этом случае есть возможность применить комбинированное решение, когда надземная часть выполнена в виде механизированной автостоянки. Доступ в нее осуществляется аналогично предыдущему варианту (приемное помещение в уровне въезда). Подземная часть используется как накопительная площадка или вспомогательная парковка для временного хранения автомобилей (рамповая автостоянка) (рис. 6).

Альтернативное решение - использование подземной автостоянки для автомобилей с большой частотой въездов-выездов. Лестничные клетки и лифтовые узлы используются одновременно для подземной автостоянки и жилого

82017

7

Градостроительство и архитектура

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень -3,000

Внутреннее пространство механизированной автостоянки

Поворотная платформа для ориентирования автомобиля

'-Подземная накопительная площадка

Рис. 6. Механизированная автостоянка со встроенной подземной накопительной площадкой

комплекса. Выезд из двух типов автостоянки объединяется в одном месте. При такой схеме экономится место и нет необходимости рассчитывать расстояние от изолированных въездов до окон жилых домов.

Анализ практики строительства многоэтажных жилых зданий показывает, что нельзя разделять функцию жилья и хранения автотранспорта. Для обеспечения конкурентного преимущества в сфере жилищного строительства тре-

Список литературы

1. Рейтинг стран мира по уровню автомобилизации // Центр гуманитарных технологий, 2016 (последняя редакция: 30.10.2016). http://gtmarket.ru/ratings/

буется создавать в жилом комплексе парковочные места для личного автотранспорта, которые позволяют удовлетворять как существующую потребность в машино-местах, так и возможное увеличение спроса в будущем. Одним из путей решения данной проблемы является использование предложенных схем функционального взаимодействия при проектировании современных жилых комплексов со встроенными автостоянками.

References

1. Rejting stran mira po urovnju avtomobilizacii [The rating of the countries of the world on automobilization level]. Centr gumanitarnyh tehnologij, 2016. (Poslednuaya redakcia

82017

8

Научно-технический и производственный журнал

passenger-cars-per-inhabitants/info (дата обращения 24.05. 2017).

2. Вучик Вукан Р. Транспорт в городах, удобных для жизни. М.: Территория будущего, 2011. 576 с.

3. Скачков П.А., Горнева О.С., Шутов С.В., Гнатюк К.В. Метод определения потенциала развития застроенных жилых территорий // Жилищное строительство. 2015. № 4. С. 3-7.

4. Parksafe fuer oeffentliches Parken "Franklin Parkolohaz"// Wöhr. 2008. № 10. С. 1-8.

5. Балакин В.В., Сидоренко В.Ф. Защита пешеходных зон и жилой застройки от выбросов автомобильного транспорта средствами озеленения // Жилищное строительство. 2016. № 5. С. 3-8.

6. Алексашина В.В. Организация санитарно-защитной зоны промышленного предприятия в условиях городской застройки // Промышленное и гражданское строительство. 2004. № 10. С. 28-29

7. Hoffman M.Die Sanierung und Modernisierung von Parkhaeusern und Tiefgaragen aus Stahlbeton wird "gruen"// Parken aktuell. 2010. № 9. С. 5-52.

8. Гельфонд А.Л., Дуцев М.В. Приспособление здания в контексте музейно-выставочных пространств исторического города // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2013. № 31-1 (50). С. 60-66.

9. Игнатьев Ю.В. Возведение автомобильных стоянок и парковок в крупных городах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2012. № 17 (276). С. 68-72.

10. Алексашина В.В. Перспектива развития мировой энергетики и проблемы сохранения экологического равновесия в биосфере. Ч. 1. Традиционная энергетика // Academia. Архитектура и строительство. 2013. № 2. С. 66-75.

30.10.2016). http://gtmarket.ru/ratings/passenger-cars-per-inhabitants/info. (Data of access 24.05.2017). (In Russian).

2. Vuchik Vukan R. Transport v gorodah, udobnyh dlja zhizni [Transport in the cities convenient for life]. Moscow: Territorija budushhego, 2011. 576 p.

3. Skachkov P.A., Gorneva O.S., Shutov S.V., Gnatjuk K.V. Metod of determination of potential of development of the built-up inhabited territories. Zhilishhnoe stroitel'stvo [Housing construction]. 2015. No. 4, pp. 3-7. (In Russian).

4. Parksafe fuer oeffentliches Parken "Franklin Parkolohaz". Wöhr. 2008. No. 10, pp. 1-8.

5. Balakin V.V., Sidorenko V.F. Protection of pedestrian zones and housing estate against blowouts of the motor transport means of gardening. Zhilishhnoe stroitel'stvo [Housing construction]. 2016. No. 5, pp. 3-8. (In Russian).

6. Aleksashina V.V. The organization of the sanitary protection zone of the industrial enterprise in the conditions of urban development. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. 2004. No. 10, pp. 28-29. (In Russian).

7. Hoffman M.Die Sanierung und Modernisierung von Parkhaeusern und Tiefgaragen aus Stahlbeton wird "gruen". Parken aktuell. 2010. No. 9, pp. 5-52.

8. Gel'fond A.L., Ducev M.V. Prisposobleniye of the building in the context of museum and exhibition spaces of the historical city. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Serija: Stroitel'stvo i arhitektura. 2013. No. 31-1 (50), pp. 60-66. (In Russian).

9. Ignat'ev Ju.V. Construction of parkings and parkings in the large cities. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Stroitel'stvo i arhitektura. 2012. No. 17 (276), pp. 68-72. (In Russian).

10. Aleksashina V.V. he prospect of development of world power and a problem of preservation of ecological equilibrium in the biosphere. Part I. Traditional power. Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. 2013. No. 2, pp. 66-75. (In Russian).

_НОВОСТИ

Вступил в силу приказ Минстроя России, уточняющий порядок аттестации экспертов в сфере проектирования и изысканий

Приказ Минстроя России утверждает перечень направлений деятельности экспертов, по которым претенденты могут получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Данный приказ уточняет норму Градостроительного кодекса, в соответствии с которой подготовку заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате. Теперь все направления деятельности экспертов утверждены и оформлены в виде таблицы, в которой содержатся наименование и содержание направления деятельности эксперта.

В перечне предусмотрены направления деятельности, относящиеся к различным видам объектов капитального строительства. Эти направления являются обязательными при проведении экспертной оценки технологических решений по соответствующим объектам, а также экспертной оценки конструктивных решений, учитывающих специфические особенности проектирования таких объектов. Теперь эксперт должен будет получать аттестаты по каждому направлению деятельности.

По экспертизе обычных объектов капитального строительства утверждено четыре направления деятельности экспертов в области экспертизы результатов инженерных изысканий и 17 направлений деятельности экспертов в области экспертизы проектной документации.

Лица, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по ранее действующим правилам, вправе осуществлять подготовку заключений по направлениям деятельности эксперта, указанным в квалификационном аттестате до истечения действия такого аттестата. По окончании срока действия ранее выданных аттестатов такие лица подлежат аттестации в соответствии с новым перечнем.

В 2016 г. было рассмотрено 3256 заявлений, а аттестовано и переаттестовано 1266 человек. По состоянию на II квартал 2017 г. аттестацию и переаттестацию прошли 1242 из 2427 человек.

С конца 2016 г. Минстрой России перевел государственную услугу по аттестации и переаттестации экспертов в электронный вид и теперь заявку можно подать через сайт госуслуг.

По материалам Минстроя РФ

8'2017

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.