ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ
Черкасова Е.А.
Черкасова Евгения Анатольевна - студент магистратуры, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Аннотация: в статье анализируются проблемы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, изучаются способы эффективного взаимодействия дошкольной организации с родителями.
Ключевые слова: воспитание, родители, дошкольное заведение, взаимодействие, проблемы, методы, дети, воспитатель, педагогика.
INTERACTION OF PRESCHOOL ORGANIZATIONS WITH PARENTS
Cherkasova E.A.
Cherkasova Evgeniya Anatolyevna - graduate student ALTAISTATEPEDAGOGICAL UNIVERSITY, BARNAUL
Abstract: the article analyzes the problems of interaction of preschool institutions with the families of pupils, studies the ways of effective interaction ofpreschool organizations with parents.
Keywords: education, parents, preschool institution, interaction, problems, methods, children, educator, pedagogy.
Современные образовательные стандарты, регулирующие деятельность дошкольной организации, уделяют особое внимание взаимодействию ДОУ с семьей, чем вызывает интерес педагогов и руководителей дошкольного учреждения к работе в этом направлении.
Дошкольные образовательные учреждения предполагают тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, позволив им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тем самым помогая взрослым понять индивидуальные особенности детей, развить их навыки и формируют ценные жизненные ориентиры, преодолевая негативные действия и проявления в поведении. Воспитателям важно наладить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, чтобы создать атмосферу взаимной поддержки и общих интересов.
Взаимодействие ДОУ с семьей должно осуществляться во всех направлениях деятельности: социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое, познавательное. Развивающая среда должна формироваться не только в стенах дошкольного учреждения, но и в стенах дома. Именно поэтому компетентность родителей во всестороннем развитии ребенка имеет огромное значение.
Важность и роль семьи в обществе самая значимая среди других социальных институтов, поскольку именно в семье ребенок-дошкольник формируется и развивается как личность, именно семья важна в овладении ребенком социальной роли. Связь с семьей настолько крепка, что ощущается человеком на протяжении всей его жизни. Именно в ней закладывается личность ребенка, его манеры поведения, его отношение к миру, к окружению. Поэтому значимость семьи и ее влияние на развитие ребенка неоценима.
Если же говорить о значимости взаимодействия образовательной организации и семьи, то нужно отметить, что данное взаимодействие так же играет огромную роль в развитии личности ребенка.
Основными трудностями при построении взаимодействия ДОУ и семей воспитанников являются:
1. Проявление безразличного отношения родителей к воспитательной деятельности ДОУ. Это может быть связано с несколькими факторами: отсутствие у них понимания родительских и воспитательных обязанностей; занятость родителей, стиль семейного воспитания, предполагающий отказ от родительских функций, неумение педагогов мотивировать родителей на сотрудничество.
2. Недоверие родителей к педагогической работе ДОУ и работе воспитателей. С некоторых пор в обществе пропагандируется мнение, что воспитание в детских садах не приносит никакой пользы для развития ребенка. Поэтому родители не стараются прислушиваться к рекомендациям воспитателей по решению различных вопросов семейного воспитания и не хотят с нимивзаимодействовать.
3. Сложность налаживания продуктивного взаимодействия с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Они, в большинстве случаев, пытаются изолировать ребенка от общества, считая невозможным полноценное воспитание и воспитание ребенка, включение его в социальную среду.
4. Просветительская тенденция в обществе, связанная с развитием конфронтационных отношений между воспитателями дошкольных учреждений и родителями. Обе стороны чувствуют себя противниками в воспитательной работе, они не могут признать общей направленности своей воспитательной деятельности и зависимости своих успехов от работы другой стороны.
Основной и самой важной задачей дошкольного учреждения стало не только воспитание ребенка, но и
консультирование родителей, помощь им в вопросах воспитания и развития детей. Таким образом, педагог становится не просто воспитателем в стенах образовательной организации, но партнером семьи в вопросах общения и воспитания.
Ученые выделяют ряд эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей при коррекции речи детей: индивидуальные консультации, родительские собрания, семинары, открытые занятия с детьми, тематические групповые консультации, разговорный уголок и образовательные выставки.
Индивидуальное родительское консультирование проводится по инициативе родителей и по определенному плану специалистом в течение учебного года. Педагог-психолог систематически проводит диагностику личностного развития детей и обращает внимание родителей на результаты исследования, помогает корректировать условия и методы семейного воспитания.
Эффективной формой взаимодействия педагогов и родителей является блокнот рекомендаций родителям. Родители могут записывать в эту тетрадь свои педагогические заботы, описывать проблемы и трудности. Воспитатель несколько раз в неделю заполняет тетрадь, записывает свои рекомендации, задания для работы дома с детьми, отвечает на вопросы.
Родительские собрания - распространенная форма взаимодействия педагогов и родителей. Встречи помогают сплотить родителей общей темой, решить общие проблемы, направить их на помощь детскому саду и активно участвовать в деятельности группы и участвовать в воспитательном процессе.
Другой распространенной формой взаимодействия педагога и родителей являются консультации и семинары, круглые столы и конференции. Темы должны быть актуальными, родители должны быть по возможности вовлечены в решение возникших трудностей или проблем. Такие занятия приглашают родителей к воспитательному процессу, они чувствуют свою принадлежность к детскому саду, ощущают его значимость.
Важность работы педагога с семьями детей очевидна. Педагог должен побуждать родителей обращаться к нему за помощью, советом и рекомендацией при проведении различных занятий, консультаций и семинаров, повышающих педагогическую культуру родителей и основой повышения качества работы педагога служить учителю. Деятельность воспитателя не может быть в полной мере эффективной без работы с родителями учащихся. Родителям, в свою очередь, необходимо понять их значение, свою роль в развитии и воспитании своего ребенка, научиться оказывать своевременную помощь, которая позволит исправить недостатки в развитии малыша, наладить успешноеобучение.
Таким образом, взаимодействие с родителями реализуется посредством разнообразных форм и методов. Необходимо отметить, что комбинация их зависит от поставленных задач и целей. Именно поэтому важно понимать в каких условиях и в какой момент наиболее выгодно использовать эти методы и формы.
Список литературы /References
1. Давыдова О.И. Богословец Л.Г., Майер А.А. «Работа с родителями вДОУ» М., 2015 г. С. 58.
2. Зверева О.Л. Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» / Методический аспект/ М, 2014 г. С. 98.
3. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения ссемьей» Пособие для работников ДОУ. М. 2016 г. С. 77.