УДК 811 ББК 16.263.3
DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-331-340
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И КОМПЬЮТЕРА. НОВЫЕ КОГНИТИВНЫЕ МЕТАФОРЫ
| Н.Н. Морозова
Аннотация. В статье рассмотрены три базовые когнитивные модели, которые раскрывают взаимоотношения человека и компьютера или искусственного интеллекта в современном мире и их отражение в английском языке на уровне когнитивных метафор. Первой базовой модели соответствует когнитивная пространственная метафора. Интернет описывается как виртуальное пространство. Одной из ведущих когнитивных метафор второй модели является метафора «Нейронет — искусственный мозг», что привело к созданию роботов и робототехники. Третья базовая модель предполагает слияние, конвергенцию живой и неживой природы. Когнитивную метафору данной модели можно представить как «Робот — человек, человек — робот».
Ключевые слова: когнитивная модель, когнитивная метафора, интерактивная модальность, робот, робототехника, искусственный интеллект, трансгуманизм.
Для цитирования: Морозова Н.Н. Взаимодействие человека и компьютера. Новые когнитивные метафоры // Преподаватель XXI век. 2022. № 2. Часть 2. С. 331-340. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-331-340
HUMAN-COMPUTER INTERACTION. NEW COGNITIVE METAPHORS N.N. Morozova
Abstract. The article considers three basic cognitive models that reveal the relationship between humans and computers or artificial intelligence in the modern world and their reflection in English at the level of cognitive metaphors. The first basic model corresponds to the cognitive spatial metaphor. The Internet is described as a virtual space. One of the leading cognitive metaphors of the second model is the metaphor "Neuronet — artificial brain", which led to the creation of robots and robotics. The third basic model implies the fusion, convergence of living and non-living nature. The cognitive metaphor of this model can be represented as "Robot — human, human — robot".
331
© Морозова Н.Н., 2022
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
2/2022
Keywords: a cognitive model, a cognitive metaphor, interactive modality, a robot, robotics, Artificial intelligence (AI), transhumanism.
Cite as: Morozova N.N. Human-Computer Interaction. New Cognitive Metaphors. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 2, part 2, pp. 331-340. DOI: 10.31862/20739613-2022-2-331-340
332
Все сферы современного общества быстро изменяются, адаптируясь к цифровой среде. В речи людей все чаще стали появляться выражения «сетевое общение», «сетевое поколение», «цифровая среда». Происходят изменения и самого человека. Особенно это касается современной молодежи. Молодежь как типичный представитель сетевого поколения демонстрирует, с одной стороны, независимость, творчество, привычку к самоуправлению, а с другой — однобокость мышления, его фрагментарность [1].
Взаимодействие человека с компьютером привело к образованию новых когнитивных метафор, которые определяют, каким образом современный человек взаимодействует с окружающим его миром и познает его.
Поскольку процесс мышления находит отражение в речи, а его результат закрепляется в языке в виде разнообразных слов и выражений, то анализ языкового материала позволяет описать базовые когнитивные модели, которые составляют основу данных отношений.
В первой модели отношения человека с компьютером определяются человеком как подчинительные; человек использует разные виды компьютеров (desktop, PC, mobile phones, cell phones) для поиска информации, создания разного рода документации, для общения, что позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной. Человек полностью контролирует сам процесс взаимодействия.
Во второй базовой модели происходит смена интерактивной модальности: человек взаимодействует с автоматизированными системами и робототехникой, которая способна выполнять разнообразные действия без явного контроля и вмешательства человека.
В третьей базовой когнитивной модели происходит «персонификация», «очеловечивание» компьютера, который выступает уже в роли партнера, биоробота. Например, как личный помощник (personal assistant), как друг, партнер по танцам (a dance partner), как консультант, который дает ответы по телефону (answering machine). В данной модели представлена полифункциональная модальность: биоробот может вести диалог с человеком, сопровождая его мимикой и жестами, считывать эмоции человека и реагировать на них. Сам же человек все чаще и глубже погружается в сферу больших данных (Big Data), превращаясь в человека «служебного», теряя свой творческий потенциал. Данная модель непосредственно связана с теорией «великой конвергенции», которая подразумевает слияние биологии и технологии. Цель данной конвергенции — убрать границы между живой и неживой природой.
Таким образом, можно отметить, что в первой базовой когнитивной модели человек определяет свои отношения с компьютером как подчинительные: компьютер является инструментом для работы или учебы, ситуация общения полностью контролируется человеком. Во второй базовой когнитивной модели происходит
смена интерактивнои модальности, и часть функциИ, которые раньше выполнялись человеком, передаются машине, искусственному интеллекту.
В третьеИ базовоИ когнитивной модели все основные социальные функции человека передаются биороботу, что может привести и, скорее всего, приведет человека к внутреннему конфликту, поскольку происходит процесс «расчеловечивания» самого человека, что отражает одно из ключевых направлениИ современной философии: отход от традиций гуманизма и переход к трансгуманизму. Термин «трансгуманизм» был введен английским биологом и философом Дж. Хаксли в 1957 году [2]. Сторонники данного направления убеждены, что человек не является конечным звеном эволюции. В художественной форме идея трансгуманизма представлена, например, в книге В. Пелевина "Transhu-manism Inc." [3].
Данная базовая когнитивная модель в отличие от двух предыдущих находится на начальном этапе ее реализации, хотя в настоящее время по данной проблематике выходят разнообразные научные журналы, например, Journal of Artificial Societies and Social Simulation [4], Journal of Experimental and Theoretical Artificial Intelligence [5]; проходят популярные лекции на канале TED-talks, например, TED-talk by Hugh Herr "How we'll become cyborgs and extend human potential" [6], где речь идет о применении различных имплантов в медицине. В качестве одного из первых киборгов можно привести имя британского ученого-кибернетика К. Уорвика, который вживил в свою нервную систему имплант. В данном случае речь идет о создании постчеловека или бионического человека с измененным телом и сознанием.
Теперь проанализируем, каким образом данные когнитивные модели реализуются на языковом уровне.
Первая базовая когнитивная модель
Существительное "computer" появилось в английском языке в середине XVII века и обозначало человека, чья профессия была связана с разнообразными математическими вычислениями (one whose occupation is to make arithmetical calculations). Существительное образовано от глагола "to compute", который восходит к латинскому глаголу "computare" (to make calculations). В конце XIX века существительное "computer" уже обозначает не только человека, который занят математическими расчетами, но и прибор для вычислений "a device for calculations", а с 1940 года слово начинает употребляться в значении "an electronic brain, an electronic machine that can store and work with a large amount of information". Именно в данном значении слово используется в современном английском языке [7].
В конце 1980-х — начале 1990-х годов компьютер вышел за пределы технических лабораторий и стал достоянием широких масс. Появление интернета и новых телекоммуникационных систем позволяет говорить о четвертой цифровой (digital) революции конца XX века [8]. Компьютер начинает широко использоваться в самых разнообразных сферах (промышленность, медицина, образование), а также индивидуальными пользователями. Работа на компьютере предполагает серию сложных операций, которые малопонятны большинству простых пользователей, поэтому, чтобы не отпугнуть массовых пользователей сложными компьютерными терминами, было решено использовать для обозначения различных понятий в данной области метафорические значения слов, которые относятся к повседневной лексике и хорошо знакомы обывателю. Данный подход оказался чрезвычайно успешным, поскольку
333
334
позволил выражать сложные абстрактные понятия через разнообразные когнитивные метафоры, которые относятся к сферам хорошо знакомым и привычным большинству пользователей.
Одной из распространенных когнитивных метафор модели является пространственная метафора "The Internet as a cyberspace for a Human Being", что вполне закономерно, так как пространство является одной из ключевых категорий, определяющих существование человека. Пространство в области компьютерных технологий определяется следующим образом: "Cyberspace — a space, within whose boundaries digital communication takes place". Слово "cyberspace" появилось в научно-фантастическом романе В. Гибсона «Нейромант» [9], изданного в 1984 году, а в начале 90-х годов слово стало широко употребляться в речи самых разнообразных слоев общества в разных странах мира.
В конце 80-х годов широкое распространение получает термин «виртуальная реальность» ("virtual reality" — VR), создаваемая компьютером виртуальная среда, с которой взаимодействует пользователь. Данная среда может также обозначаться при помощи английских слов "virtual landscape", "virtual spaces", "virtual worlds".
Распространение интернета и телекоммуникационных систем привело в начале 90-х годов к образованию таких слов, как "virtual community", "virtual classroom", "virtual office", "virtual company", что свидетельствует о том, что люди уже активно взаимодействуют друг с другом в виртуальном пространстве, в цифровой среде.
Разработчики компьютеров совершенствуют и саму модель компьютера. Это уже не громоздкое устройство, а маленький гаджет, который легко носить с собой: personal computer (PC), mobile phone, cellphone (a telephone that you can carry with you). Конечно, разработчики, прежде всего, думают
об удобстве пользователей, но сам процесс косвенно указывает на то, что и компьютер «выходит» в среду обитания человека и становится частью данного пространства.
В данный период времени широкое распространение в английском языке получает префикс "cyber-", который входит в состав целого ряда новых английских слов: cyberspace, cyberwar, cyberart, cybercafe cyberspace. Префикс образован от слова "cybernetics" (a theory or study of communication and control), которое появилось в английском языке еще в 1948 году. Слово создано американским математиком Н. Вайнером [10]. Значения слов, образованных при помощи данного суффикса, также указывают на реализацию пространственной метафоры. Цитата, приведенная в одном из интернет-постов в феврале 1995 года, прекрасно подтверждает высказанную мысль: "We are not geeks, we are cyberspace frontiersmen. And when a Net becomes global community, the frontiers will move father — to some cyberlands, yet unknown" [11, с. 90].
Любое пространство предполагает движение, перемещение в пространстве. Существительное "superhighway" или "information superhighway", которое часто заменяют аббревиатурой "I-way", как раз и указывает на быстрое перемещение информации в виртуальном пространстве. Термин "superhighway" используется в США с 1925 года для обозначения скоростных трасс для транспорта. В начале 90-х годов прошлого века слово получает широкое употребление в контексте интернета и обозначает «быстрые и надежные телекоммуникационные сети».
Пространство может быть как линейным, так и нелинейным. В 1990-х годах в английском языке начинают образовываться новые слова при помощи префик-са "hyper-" (above, beyond). Линейные структуры представления текста заменяются более сложными: hypertext,
hypermedia, hyperlinks. Приведем пример определения: "Hypermedia — a text, video, graphics, sound which are connected together by links or threads called hyperlinks". Появляется аббревиатура HTML (Hypertext Markup Language), где слово "language" используется в чисто терминологическом смысле: "a codified set of symbols and rules" [там же, с. 152-153].
Все страницы в интернете, документы и ссылки к ним объединены в одно большое пространство "Web space". Пользователь отыскивает нужный документ, используя компьютерное обеспечение, которое получило названия "WebCrawl-er", "Web spider": "This is what is known as a web spider, crawler, robot or worm. It is an automated technique for discovering and recording URLs in an attempt to map out Webspace" [там же, с. 352]. Метафорический образ мировой паутины с пауками и другими ползущими насекомыми уже полностью стерся, но стоит еще раз подчеркнуть тот факт, что сложные компьютерные термины, которые относятся к первой базовой модели, строились на образах, которые были хорошо понятны пользователям, поскольку базировались на повседневной разговорной метафоре.
Еще одним интересным образованием конца 90-х годов является прилагательное "electronic" от термина "electronic data processing", которое фактически стало синонимом слову "computing". Данное прилагательное позволило с удивительной легкостью переводить реальный мир вещей и событий в виртуальное пространство: e-text, e-banking, e-newspaper, e-trading, e-cash, e-money, e-purse, e-zoo (an indoor wildlife habitat exhibit using audio,video and similar techniques to simulate the presence of large animals in a natural environment). Обычные и привычные предметы, объекты предстают как бы в новом ракурсе, т. е. обычная реальность
трансформируется в цифровую, виртуальную реальность, что позволяет говорить о концептуальной метафоре "Computer world as a new world of a Human Being".
Вторая базовая когнитивная модель
Перейдем к рассмотрению второй базовой когнитивной модели. Данная когнитивная модель указывает на существенные изменения в отношениях человека и компьютера. Модели соответствует новая когнитивная метафора «Нейронет — искусственный мозг». В середине 50-х годов ХХ века появляется одно из величайших изобретений человечества — интеллектуальная машина, которая обладает искусственным мозгом. Робот — это «умная» машина, которая способна выполнять различные задания без видимого вмешательства со стороны человека. Речь идет об автономном принятии решений искусственным интеллектом, которые сопровождаются некоторыми физическими действиями. Слово «робот» было заимствовано в английский язык из чешского, где его впервые употребил писатель К. Чапек в пьесе «Россумские универсальные роботы» [12]. В 1923 году пьеса с большим успехом шла в Лондоне и Нью-Йорке, что и послужило заимствованием слова робот в английский язык [13, с. 206].
Конструирование и производство автоматизированных машин для выполнения работ, которые традиционно выполнялись человеком, получило название робототехника: "Robotics — a technology dealing with design, construction and operation of robots in automation" [14].
В настоящее время роботы широко используются в промышленности. Например, компания Амазон (The Amazon) использует роботов для работы на складах, где роботы переносят грузы. Роботы
335
336
могут использоваться для сборки автомобилей, для фасовки товаров и еды, их обучают вождению машин.
Роботов, которые имеют некоторые черты человека, называют гуманоидами: "Humanoid being — a non-human creature with some characteristics resembling those of a human" [там же]. Считается, что первого гуманоида создал Леонардо да Винчи еще в 1495 году. Прилагательное "humanoid" зарегистрировано в английском языке с 1871 года, а существительное "humanoid" — с 1925 года, однако широкое употребление в речи данные слова получили лишь с конца 80-х годов ХХ века. Не все гуманоиды имеют человеческую форму. Роботов, которые по форме полностью соответствуют образу человека, называют андроидами: "Android — a mobile robot usually with a human form" [там же]. В современном мире, однако, слово используют в контексте мобильных телефонов (android smart phones). Данные телефоны от Google и корейского бренда Samsung становятся все более и более совершенными и могут распознавать отпечатки пальцев хозяина или его голос: "I think 2022 will finally see sound-based biometrics on an Android smart phone, so voice unlock will become a thing" [15].
Использование робототехники в промышленности, медицине, быту отражает некоторое сотрудничество человека и машины: роботы использовались для выполнения монотонных работ, а также в условиях, вредных для человека. В настоящее время область применения роботов значительно расширилась. Их используют в медицине для проведения операций и диагностики, в области социальной медицины, освоения космоса и в военной практике. Широкое использование роботов в медицине показано, например, в статье "Robots in Medicine: Past Present and Future" [16].
Искусственный интеллект является одним из величайших изобретений человека.
Взаимодействуя с роботами, которые год от года становятся все сложнее и совершеннее, человек пытается «очеловечить» робота, давая этим машинам имена или прозвища. Например, в медицине: Da Vinci surgical system, Zeus surgical system, Robodoc, Cyber Knife. В последнее время появились голосовые виртуальные помощники, которые имеют женские имена: Siri (Apple), Alexa (Amazon), Cortana (Microsoft). Все чаще при описании данных сложных систем используются прилагательные "smart", "intelligent".
Что касается языковых особенностей, то на данном этапе в области компьютерных и интернет-технологий появляется много терминов, которые состоят из нескольких слов (от 3 до 7), которые сокращаются до аббревиатур: CASPAR — Computer Assisted Surgical Planning and Robotic System; SAN — Storage Area Network; SCSI — Small Computer System Interface; WYSIWYG —What You See Is What You Get [17].
В середине 80-х годов ХХ века в английском языке появляется образованное от слова «робот» сокращение «бот», которое используется в контексте интернета и обозначает автоматическое устройство, которое просматривает различные поисковые системы и выдает информацию пользователю: "A bot — a software program such as a spider that performs automated tasks on the internet" [18]. Появляются также системы рекомендательного характера: You Tube, Netflix, Apple, i-Photo, Tik-Talk.
Целый ряд вновь образованных слов свидетельствует о сложных и многогранных отношениях человека и цифровых технологий. Значения приведенных слов, однако, четко указывают на превосход-ство человека над искусственным интеллектом. Приведем несколько примеров: "Robo-signer — a person who signs a legal document without reading it or understanding the document's contents. A robocall — an automated phone call that plays a recorded message IROM — brain (read only
memory) — a person who refuses to accept input and ideas from other people" [19].
В настоящее время роботы широко используются в самых разнообразных сферах, меняя привычный образ жизни людей на высокотехнологичный: регулирование транспорта (Smart Traffic management), медицина и здравоохранение (Medicine and Healthcare), сельское хозяйство (Agriculture Automation), энергетика (Energy Consumption), сфера развлечений (Computer games). Широкое использование компьютерных технологий и телекоммуникаций приводит к тому, что у человека постепенно стирается грань между работой и домом, отдыхом, что хорошо раскрывает значение английского слова "techno-creep": "Techno-creep — the gradual encroachment of technology into every aspect of society" [там же].
Меняется и речевое поведение самого человека. Использование компьютерных технологий привело к новому типу общения, которое получило название компьютерно-опосредованная коммуникация (Computer mediated communication). Лингвисты, изучающие данный вид коммуникации, отмечают его особенности на разных языковых уровнях [20; 21].
Третья базовая когнитивная модель
Данная модель, которая начинает вырисовываться в современном мире, предполагает конвергенцию, «слияние» человека и машины. Когнитивная метафора данной модели: «Робот — человек, человек — робот». В настоящее время в мире идут два «зеркальных» процесса: искусственный интеллект обучают обитанию в реальном мире, а человека погружают в виртуальную среду, стирая грани между виртуальным и реальным мирами.
Прогноз для искусственного интеллекта является весьма оптимистичным. Совре-
менные роботы могут играть в настольный теннис, прятки, танцевать, сочинять стихи, рисовать картины. Они могут управлять самолетами (автопилоты) или доставлять грузы в труднодоступные районы стихийных бедствий, они способны обучаться и совершенствоваться, все лучше и лучше понимая эмоции человека и его настроение.
В плане языка сделаны поразительные достижения в области обучения роботов речи на основе GPT-3 (Generative Pre-trained Transformer 3) технологий. В настоящее время это самая продвинутая языковая модель в мире, которая может быть использована для решения любых задач, которые сформулированы на английском языке. Модель разработана в лаборатории искусственного интеллекта Open AI в Сан-Франциско. Она может сама создавать тексты, интерпретирует простейшие команды на естественном языке и выполняет их, имитируя работу человеческого мозга, анализируя естественный язык, и генерирует код. Отличительной чертой модели является то, что она учитывает контекст при интерпретации текстов и значений слов. Модель работает по принципу автодополнения: человек вводит начальный текст, а программа (искусственный интеллект) генерирует наиболее вероятное его продолжение. В 2020 году газета "The Guardian" опубликовала заметку, написанную искусственным интеллектом на базе разработок GPT-3. В данной заметке искусственный интеллект рассуждает о том, почему людям не стоит бояться роботов [22].
В настоящее время уже многие новостные агентства используют «роботов-журналистов» для создания заметок и статей, особенно в сфере спорта и финансов, где много фактического материала. Большинство читателей даже не догадываются о том, что читают текст, созданный искусственным интеллектом.
Для человека прогноз более пессимистичный. Уже сейчас делаются предположе-
ЗЗ7
338
ния, что искусственный интеллект в течение ближайших десяти лет будет превосходить человека по интеллектуальным способностям. Более того, люди потеряют большое количество рабочих мест, поскольку роботы смогут выполнять разные виды деятельности быстрее и лучше человека, работая двадцать четыре часа в сутки без выходных, не требуя никакого вознаграждения. Погружение человека в виртуальную реальность также несет в себе определенные риски: из активного созидателя человек превращается в пассивного потребителя, утрачивая смысл существования, смысл жизни.
Естественный язык человека также претерпевает значительные изменения. С точки зрения синтаксиса можно видеть, как упрощается структура предложения, словосочетания. Молодежь практически не употребляет развернутых предложений, состоящих из сложносочиненных и сложноподчиненных. В предложениях часто опускают артикли, глаголы-связки, местоимения, в результате мы имеем дело с «телеграфным» стилем. Резко сокращается словарный запас индивида, в речи появляется много клишированных фраз.
С точки зрения морфологии можно отметить образование большого количества слов на базе контаминации. При данном типе словообразования также происходит слияние, конвергенция частей слов, в результате чего образуется новое слово, которое имеет достаточно расплывчатое
значение, поскольку в его основе лежат два совмещенных понятия. Например, Tradigital (traditional + digital) — relating to art, especially animation, that combines both traditional and computer— based techniques. Twitterverse (twitter + universe) — The Twitter social networking service and the people who use it. Tele-fusion — the convergence of entertainment, particularly television and the Internet [19].
В смс сообщениях молодежь использует огромное количество сокращений и аббревиатур: lecture — lec; minute — min; definitely — def; sister — sis; No problem — NP; Are you ok? — RUOK; For your information — FYI; A collision involving police vehicle — POLAC. Эмоции человека передаются при помощи различных топографических символов: П — happy, :-@ — screaming, :-0 — shocked. Слово все чаще меняет форму, превращаясь в символ.
Неологизм "phygital", который представляет собой слияние частей слов "physical" и "digital", определяют как "a concept of using technology to bridge the digital world with the physical world" [23]. На данном этапе можно только прогнозировать результаты данного процесса для человека. Специалисты в области компьютерных технологий с энтузиазмом описывают данное будущее для человека. Однако уже сегодня психологи высказывают опасения по поводу разного рода психологических отклонений у человека в результате слияния двух миров.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чернавин, Ю.А. Дуалистичный характер современной цивилизации. URL: https://syzran-fok. ru/raznoe-2/sovremennom-mire-chelovek-v-sovremennom-mire-krizis-i-globalizacziya/ (дата обращения: 25.10.2021).
2. Transhumanism. URL: Britannica.com/topic/transhumanism (дата обращения: 15.10.2021).
3. Пелевин, В.О. Transhumanism Inc. М.: Эксмо, 2021. 420 с.
4. Journal of Artificial Societies and Social Simulation. URL: https://www.jasss.org/index_by_issue. html (дата обращения: 10.11.2021).
5. Journal of Experimental and Theoretical Artificial Intelligence. URL: https://www.tandfonline. com/toc/teta20/33/6?nav=tocList (дата обращения: 2.12.2021).
6. Herr, H. How we'll become cyborgs and extend human potential. URL: https://www.ted.com/talks/hugh_ herr_how_we_ll_become_cyborgs_and_extend_human_potential (дата обращения: 23.11.2021).
7. Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/computer (дата обращения: 12.11.2021).
8. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1673642 (дата обращения: 28.11.2021).
9. Gibson, W. Neuromancer. New York: Ace Books, 1st edition, 1984. 334 p.
10. Online Etymology Dictionary. URL: https://www.etymonline.com/word/cybernetics (дата обращения: 10.11.2021).
11. The Oxford Dictionary of New Words. Oxford University Press, 1998. 357 p.
12. Чапек, К. Гордубал. Пьесы. М: Правда, 1986. 464 с.
13. The Merriam-Webster Book of Word Histories. N.Y., Pocket Book edition, 1976. 277 p.
14. Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/robotics#other-words (дата обращения: 8.12.2021).
15. Wallen, J. Android's future: 11 predictions for 2022. URL: https://www.techrepublic.com/article/ androids-future-11-predictions-for-2022/ (дата обращения: 12.11.2021).
16. Kasina, Hruday, Botche, Rahul, Bahubalendruni, Raju. Robots in Medicine: Past Present and Future. URL: https://www.researchgate.net/publication/319776241_Robots_in_Medicine_Past_ Present_and_Future (дата обращения: 5.12.2021).
17. The PC Glossary. Definitions of Computer and Internet Terms. URL: https://pc.net/glossary/ browse/ (дата обращения: 10.01.2022).
18. The Free Dictionary. URL: https://www.thefreedictionary.com/bot (дата обращения: 15.01.2022).
19. Word Spy. The Word Lover's Guide to New Words. URL: https://www.wordspy.comi (дата обращения: 17.01.2022).
20. Crystal, D. Language and the Internet. Cambridge University Press, 2-edition, 2006. 304 p.
21. Thurlow, C. Generation Txt? The Sociolinguistics of young people's text messaging. Discourse Analysis Online. URL: https://extra.shu.ac.uk/daol/articles/v1/n1/a3/thurlow2002003-paper. html#backnote10 (дата обращения: 21.01.2022).
22. A Robot wrote this entire article. Are you scared yet, human? URL: https://www.theguardian.com/ commentisfree/2020/sep/08/robot-wrote-this-article-gpt-3 (дата обращения: 26.12.2021).
23. Physical and Digital Experiences Collide. URL: https://www.phygitalworlds.com/#:~:text= Double%20A%20Labs'%20Phygital%20World,a%20digital%2C%20customized%20virtual%20 world (дата обращения: 20.01.2022).
REFERENCES
339
1. Chernavin, U.A. Dualisticheskij haracter sovremennoj tsivilizatsii [The Dual Character of Modern Civilization]. Available at: https://syzran-fok.ru/raznoe-2/sovremennom-mire-chelovek-v-sovremennom-mire-krizis-i-globalizacziya/ (accessed: 25.10.2021). (in Russ.)
2. Transhumanism. Available at: Britannica.com/topic/transhumanism (accessed: 15.10.2021).
3. Pelevin, V.O. Transhumanism Inc. Moscow, Eksmo, 2021, 420 p. (in Russ.)
4. Journal of Artificial Societies and Social Simulation. Available at: https://www.jasss.org/index_ by_issue.html (accessed: 10.11.2021).
340
5. Journal of Experimental and Theoretical Artificial Intelligence. Available at: https://www. tandfonline.com/toc/teta20/33/6?nav=tocList (accessed: 2.12.2021).
6. Herr, H. How We'll Become Cyborgs and Extend Human Potential. Available at: https://www.ted.com/ talks/hugh_herr_how_we_ll_become_cyborgs_and_extend_human_potential (accessed: 23.11.2021).
7. Merriam-Webster Dictionary. Available at: https://www.merriam-webster.com/dictionary/ computer (accessed: 12.11.2021).
8. Slovari i entsiklopedii na Academike [Dictionaries and Encyclopedias in Academy]. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1673642 (accessed: 28.11.2021). (in Russ.)
9. Gibson, W. Neuromancer. New York: Ace Books, 1st edition, 1984, 334 p.
10. Online Etymology Dictionary. Available at: https://www.etymonline.com/word/cybernetics (accessed: 10.11.2021).
11. The Oxford Dictionary of New Words. Oxford University Press, 1998, 357 p.
12. Chapec, K. Gordubal. Pjesi [Gordubal. Plays]. Moscow, Pravda, 1986, 464 p. (in Russ.).
13. The Merriam-Webster Book of Word Histories. N.Y., Pocket Book Edition, 1976, 277 p.
14. Merriam-Webster Dictionary. Available at: https://www.merriam-webster.com/dictionary/ robotics#other-words (accessed: 8.12.2021).
15. Wallen, J. Android s Future: 11 Predictions for 2022. Available at: https://www.techrepublic.com/ article/androids-future-11-predictions-for-2022/ (accessed: 12.11.2021).
16. Kasina Hruday, Botche Rahul, Bahubalendruni Raju. Robots in Medicine: Past Present and Future. Available at: https://www.researchgate.net/publication/319776241_Robots_in_Medicine_ Past_Present_and_Future (accessed: 5.12.2021).
17. The PC Glossary. Definitions of Computer and Internet Terms. Available at: https://pc.net/glossary/ browse/ (accessed: 10.01.2022).
18. The Free Dictionary. Available at: https://www.thefreedictionary.com/bot (accessed: 17.01.2022).
19. Word Spy. The Word Lover's Guide to New Words. Available at: https://www.wordspy.comi (accessed: 17.01.2022).
20. Crystal, D. Language and the Internet. Cambridge University Press, 2-edition, 2006, 304 p.
21. Thurlow, C. Generation Txt? The Sociolinguistics of Young People's Text Messaging. Discourse Analysis Online. Available at: https://extra.shu.ac.uk/daol/articles/v1/n1/a3/thurlow2002003-paper.html#backnote10 (accessed: 21.01.2022).
22. A Robot Wrote This Entire Article. Are You Scared Yet, Human? Available at: https://www.theguardian. com/commentisfree/2020/sep/08/robot-wrote-this-article-gpt-3 (accessed: 26.12.2021).
23. Physical and Digital Experiences Collide. Available at: https://www.phygitalworlds. com/#:~:text=Double%20A%20Labs'%20Phygital%20World,a%20digital%2C%20 customized%20virtual%20world (accessed: 20.01.2022).
Морозова Наталия Николаевна, кандидат филологических наук, профессор, кафедра фонетики и лексики английского языка, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
Natalya N. Morozova, PhD in Philology, Professor, English Phonetics and Lexicology Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.02.2022. Принята к публикации 25.03.2022 The paper was submitted 25.02.2022. Accepted for publication 25.03.2022