Селин Р. Д.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС-СТРУКТУР И ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГИОНЕ
13.6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС-СТРУКТУР И ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГИОНЕ
Селин Роман Давидович, председатель Совета директоров группы компаний «Бизнес Сити»
Место работы: группа компаний «Бизнес Сити»
Аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции формирования взаимодействия региональных органов власти и бизнес-структур. Раскрываются различные модели подобного взаимодействия. Статья предназначена для специалистов в области региональной экономики и управления
Ключевые слова: бизнес-структуры, региональные органы власти, взаимодействие, модели взаимодействия
INTERACTION OF BUSINESS STRUCTURES AND AUTHORITIES IN REGION
Celin Roman Davidovich, chairman of the City Business group companies directors board
Work place: City Business group companies
Annotation: In article modern lines of formation of interaction of regional authorities and business structures are considered. Various models of similar interaction reveal. Article is intended for experts in the field of regional economy and management.
Keywords: The business structures, Regional authorities, Interaction, Interaction models
Система взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в регионе в разных государствах работает по-разному. Данные различия вызваны исторически сформировавшимся характером отношений между государством и обществом, подходами к разрешению деловых споров, основными видами экономического поведения населения, сложившейся политической культурой, характером распределения ресурсов среди различных институтов1. Соотношение данных характеристик формирует способы взаимодействия бизнес-структур и региональных органов власти, и определяют смысл понятия «модель взаимодействия» (табл. 1).
При рассмотрении модели взаимодействия необходимо выделять идеальную модель взаимодействия органов власти в регионе и бизнеса, которая предполагает определенный пример подобного взаимодействия в «идеальных» условиях. Она устанавливает правила, по которым осуществляется взаимодействие: бизнес-структуры договариваются о правилах ведения хозяйственной деятельности и делегируют контроль по их соблюдению органам власти как своего рода гаранту.
1 Гайнутдинов Р.И. Модели взаимодействия бизнеса и государства в глобализирующемся мире: сравнительный анализ // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 1/2 (17/18).
Таблица 1
Модели взаимодействия бизнеса и органов власти в регионе_______________
Модели взаимодействия
Идеальная модель Национальная модель Нормативная модель Реальная модель
Отражает взаимодействие органов власти в регионе и бизнеса в условиях идеальных рыночных отношений Отражает взаимодействие государственных властных структур и бизнеса при сложившейся модели рыночной экономики Отражает взаимодействие органов власти в регионе и бизнесструктур, которое установилось на базе конкретных формальных правил, норм и практики их выполнения Отражает взаимодействие органов власти в регионе и бизнесструктур, которое установилось на определенной территории, в соответствии с формальными и неформальными нормами, правилами и опытом их использования
Эта модель определяет обязательства сторон: региональные органы власти гарантируют бизнесу благоприятную хозяйственную среду и создание необходимых для ее развития рыночной, социальной и производственной инфраструктуры. В то же время бизнес обязуется платить налоги и обеспечивать воспроизводство используемых экономических ресурсов региона.
В противоположность идеальной модели национальная модель взаимодействия региональных органов власти и бизнеса отображает общие черты подобного взаимодействия в конкретной национальной модели ведения хозяйственной деятельности (социальнокорпоративной, либеральной, корпоративнопатерналистской). В этой модели находит свое отражение исторический опыт развития страны, реальная практика государственной экономической политики. Сформировавшиеся в стране в процессе исторического развития представления о «справедливости» во многом задают целевые характеристики хозяйственной деятельности бизнес-структур, а также возможные способы распределения прав собственности на используемые экономические ресурсы между бизнесструктурами и государством. Все это определяет взаимные обязательства власти и бизнеса при их взаимодействии, характер и объем их взаимных обязательств.
Также можно назвать нормативную модель взаимодействия бизнеса и органов власти в регионе, которая формируется на базе установленных в данном регионе формальных норм, правил и практики их использования. Этой модели противостоит реальная модель, представляемая в виде совокупности сложившихся на данной территории формальных и неформальных правил и норм взаимодействия.
Также вопросам классификации взаимодействия государства и бизнеса посвящены работы И.Ивасаки. На основании того, какую роль играет государство в системе взаимодействия, им предложена одна из наиболее полных классификаций. Он определяет три типа моделей взаимодействия органов власти и бизнеса2:
1. «Государство порядка» (order state), когда бизнесструктуры жестко контролируются, а массовая прива-
2 Iwasaki I. Evolution of Govemment-Business Relationship and Economic Perofrmance in the Former Soviet States // Economics of Planning. - 2003. - Vol. 36.
147
Бизнес в законе
3’2014
тизация не проводилась (поэтому вообще можно усомниться в существовании особых моделей взаимодействия государства и бизнеса). Примерами стран могут служить Туркменистан и Узбекистан.
2. «Государство наказания» (punish state), ограничивающееся регулированием рыночных институтов и не вмешивающееся в корпоративное управление, а также не реализующее мер по снижению угрозы банкротства, что характерно для стран Балтии.
3. «Государство-спасатель» (rescue state), оставляющее возможность хозяйствующим субъектам принимать самостоятельные решения, но могущее в определенных условиях принять меры по предотвращению банкротства предприятий. Вмешательство государства не ограничено четкими нормами и институтами и оставляет большой простор для коррупции и лоббизма.
Российскими исследователями Чириковой А.Е. и Лапиной Н.Ю. предложена расширенная типология моделей на основе понимания роли бизнес-структур как субъекта социальной политики в условиях современной России3:
Модели «подавления» и «принуждения» предполагает административное воздействие. Органы власти хотят от бизнеса конкретных вложений в реализацию региональных социальных программ и проектов. При этом они используют административное принуждение для осуществления контроля за деятельностью бизнеса.
Модель «патронажа» предусматривает определенную компенсацию расходов бизнес-структур на осуществление социальных программ и проектов на основе определенного доступа для бизнеса к ресурсам, которыми обладают органы власти. Эта модель предусматривает возможность обсуждения условий помощи со стороны бизнеса для реализации социальных проектов органов власти.
Модель «партнерство», которая предполагает достижение компромисса между представителями органов власти региона и бизнеса. При этом деятельность властных структур направлена на развитие бизнеса и формирование конструктивного диалога, а также на реализацию соответствующих решений для достижения синергетического эффекта в результате согласованной работы всех субъектов взаимодействия. Важным условием существования подобной модели является достижение паритета в отношениях бизнеса и власти.
Модель «доминирование» предусматривает построение отношений между бизнесом и органами власти на условиях доминирования, а возможно и подчинения одной из сторон. В этой связи необходимо отметить, что в реальности доминирующей стороной выступают в большинстве случаев региональные органы власти. В условиях данной модели органы власти обеспечивают определённую поддержку (финансовую, административную и т.п.) деятельности бизнесструктур в обмен на определенную лояльность отношению к органам власти.
3 Чирикова А.Е. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. - 2006. - № 9. - С. 116-117; Лапина Н.Ю. Модели взаимодействия бизнеса и власти в российских регионах и типы предпринимательского делового поведения // Российское предпринимательство: Стратегия, власть, менеджмент. - М.: Институт социологии РАН, 2000. - С. 45-55.
Модель «игнорирование» предполагает отсутствие взаимодействия как такового, что может быть обусловлено различными причинами, однако предполагается, что данная модель является переходной моделью. Модель игнорирования реализуется тогда, когда органы власти не замечают бизнеса, не мешают, но и не помогают их деятельности. Подобная модель может быть осуществлена в условиях концентрации власти на разнообразных политических и экономических проблемах, в частности в условиях экономического кризиса.
Модель «конкуренции» предполагает желание какого-либо субъекта опередить деятельность взаимодействующего субъекта по объектам взаимодействия. Это желание может быть конструктивным. В то же время отсутствие диалога между субъектами может быть фактором, который ограничивает эффективность взаимодействия.
Модель «конфронтация» предполагает взаимодействие, которое характеризуется высокой степенью активности отношений и высокой их динамикой. В рамках этой модели власть видит в лице бизнес-структур, которые не желают «встраиваться» в конструктивное взаимодействие с органами власти, угрозу для исполнения своих полномочий и старается затруднить их деятельность.
Функциональная модель - предполагает взаимное дистанцирование власти и бизнеса. Бизнес-структуры и органы государственной власти решают свои задачи лишь в случаях возникновения общей задачи. Подобная модель представляется в целом весьма рациональной, так как препятствует развитию коррупционных моментов во взаимодействии органов власти и бизнеса.
Другая модель, партнёрская, характеризуется ровными партнерскими отношениями с бизнесструктурами. Основной интерес здесь заключается в выработке общих проектов, связанных с экономическим развитием региона и привлечением инвестиций. В существующих российских реалиях подобную модель следует признать оптимальной. Она предполагает инициативную позицию региональной власти, которая решает вместе с бизнес-структурами проблемы регионального развития.
Модель государственного патронажа предполагает осуществление контроля над деятельностью бизнеса, не предусматривая обратного влияния с его стороны. Органы власти осуществляют разные формы давления на бизнес-структуры, исходя из того, что региональные субъекты хозяйствования будут по-разному реагировать на желание органов власти подчинить бизнес интересам региона. В результате происходит разделение бизнес-структур на «лояльные» и «нелояльные» и соответствующая система преференций и льгот.
Симбиотическая модель предусматривает сращивание бизнеса и власти, но с учетом интересов бизнес-структур, не представленных во власти. В этом случае глава региона тесно связан с бизнесом и скорее всего прежде он занимался этим видом деятельности. В результате интересы определенных бизнесгрупп становятся для органов власти региона приоритетными, формируется определенная степень зависимости властных структур от бизнеса, а не наоборот.
Конфликтная модель предполагает отсутствие устойчивых взаимодействий между деловыми кругами и органами власти. В этом случае взаимодействие ха-
148
Селин Р. Д.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС-СТРУКТУР И ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГИОНЕ
растеризуется более или менее острым соперничеством за используемые ресурсы при помощи политических рычагов. В регионе, таким образом, формируется множество «парных» взаимодействий между бизнесменами и чиновниками.
Очевидно, что в реальной практике всегда имеет место симбиоз нескольких видов таких моделей. В связи с этим, скорее всего надо говорить о превалировании той или иной модели взаимодействия бизнес-структур и органов власти в регионе.
Список литературы:
1. Гайнутдинов Р.И. Модели взаимодействия бизнеса и государства в глобализирующемся мире: сравнительный анализ // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 1/2 (17/18).
2. Лапина Н.Ю. Модели взаимодействия бизнеса и власти в российских регионах и типы предпринимательского делового поведения // Российское предпринимательство: Стратегия, власть, менеджмент. - М.: Институт социологии РАН, 2000.
3. Чирикова А.Е. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. - 2006. - № 9.
4. Iwasaki I. Evolution of Govemment-Business Relationship and Economic Perofrmance in the Former Soviet States // Economics of Planning. - 2003. - Vol. 36.
Reference list:
1. Gajnutdinov R. I. Models of interaction of business and the state in the globalized world: the comparative analy-sis//Problems of modern economy. - 2006. - № 1/2 (17/18).
2. Lapina N.Ju. Model of interaction of business and the power in the Russian regions and types of enterprise business beha-viour//the Russian business: Strategy, the power, management. - М: Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, 2000.
3. Chirikova A.E. Business as the subject of social policy in modern Russia//the Society and economy. - 2006. - № 9.
4. Iwasaki I. Evolution of Govemment-Business Relationship and Economic Perofrmance in the Former Soviet States // Economics of Planning. - 2003. - Vol. 36.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Селина Романа Давидовича «Взаимодействие бизнес-структур и органов власти в регионе»
Рецензируемая статья посвящена весьма актуальной проблеме - исследованию современных тенденций взаимодействия региональных органов власти и бизнес-структур. Система взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в регионе в разных государствах работает по разному. Данные различия вызваны исторически сформировавшимся характером отношений между государством и обществом, подходами к разрешению деловых споров, основными видами экономического поведения населения, сложившейся политической культурой, характером распределения ресурсов среди различных институтов.
Соотношение данных характеристик формирует способы взаимодействия бизнес-структур и региональных органов власти, и определяют смысл понятия «модель взаимодействия».
В статье рассматриваются основные модели взаимодействия бизнеса и органов власти, которые должны отражать требования наиболее эффективного управления подобным процессом в регионе.
Автором отмечается, что в реальной практике всегда имеет место симбиоз нескольких видов таких моделей. В связи с этим, скорее всего, надо говорить о превалировании той или иной модели взаимодействия бизнес-структур и органов власти в регионе.
Представляется, что данная статья может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».
Научный руководитель:
д.э.н., профессор
С.В. Раевский
149