Проблемы экономики и менеджмента
УДК 334.722
М.В. Киварина
канд. экон. наук, доцент, кафедра экономической теории, ФГБОУВПО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Аннотация. В статье рассмотрены современные модели взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур (плюралистическая и партнерская), в рамках которых выделены типичные формы их взаимодействия, проявляющиеся в зависимости от экономической силы и степени доверия взаимодействующих субъектов, а также выявлены основные преимущества и недостатки каждой из названных форм взаимодействия.
Ключевые слова: взаимодействие, плюралистическая модель, партнерская модель, лидерство власти, лидерство бизнеса, атомистическое взаимодействие, социальное партнерство.
M.V. Kivarina, Yaroslav the Wise Novgorod State University
THE MAIN FORMS OF INTERACTION BETWEEN POWER AND BUSINESS STRUCTURES
Abstract. The article deals with the current models of interaction of state and business structures (pluralistic and partner), under which highlighted their typical forms of interaction that appear depending on the economic strength and credibility of interacting agents, as well as identifying the main advantages and disadvantages of each of these forms interaction.
Keywords: interaction, pluralistic model, affiliate model, lead authority, business leadership, atomistic interactions, social partnership.
Трансформация социально-экономических систем бывших социалистических стран привела к значительному сокращению роли государства в решении многих социально-экономических проблем. В результате системы социального обеспечения этих стран потеряли значительную часть своей эффективности, а уровень доступности большинства населения к основным социальным услугам и социальному обеспечению резко снизился. Поляризация общества на «бедных» и «богатых» стала серьезным препятствием на пути становления эффективной рыночной экономики. Неспособность государственных институтов обеспечить решение приоритетных экономических и социальных проблем своих граждан, а также учитывать мнение «рядового человека» по наиболее важным вопросам организации жизни вызывает в обществе отчуждение от власти. Поэтому возникает необходимость поиска новых эффективных
организационных форм взаимодействия власти, бизнеса и населения, способных обеспечить решение данных проблем.
В настоящее время можно констатировать наличие двух альтернативных моделей взаимодействия власти и бизнеса: плюралистическая и партнерская.
Плюралистическая модель основывается на взаимозависимости всех составляющих общественной системы, при этом не допускается доминирования какой-либо одной из них [1]. Данная модель взаимодействия бизнеса и государства предполагает наличие разрозненных групп, конкурирующих за возможность влиять на
№ 12 (28) - 2013
81
Проблемы экономики и менеджмента
принятие государственных решений, причем ни одна из них не является доминирующей. В свою очередь государство традиционно рассматривается как внешняя сила, при этом его основной функцией остается разработка, но уже совместно с бизнесом, правил регулирования экономики, разрешения деловых конфликтов (которые не могут быть преодолены предпринимательским сообществом самостоятельно), а также мер поддержки национального бизнеса на международных рынках. Такая форма взаимодействия определяется нами как атомистическая.
Для партнерской модели взаимодействия характерна ориентация на сотрудничество различных профессиональных и социальных групп с целью обеспечения стабильности и успешного развития национальной экономики в целом. Государство в данной модели является одним из взаимодействующих субъектов, обеспечивающим разработку и соблюдение общих «правил игры». Также государство является той силой, которая несет основное бремя социальных обязательств перед обществом, и поэтому, имеющая право выдвигать определенные требования к бизнесу. В рамках данной модели бизнес эволюционирует от экономического актора, ориентированного на максимизацию прибыли, до социально ответственного субъекта гражданского общества. При этом во взаимодействие вступают уже не отдельные предпринимательские структуры, а их объединения и союзы, оформленные институционально, которые получают возможность участвовать в разработке законопроектов и политических решений в обмен на принятие ответственности и обязательств по выполнению части социальных функций, традиционно выполняемых государством. Подобную форму взаимодействия мы называем социальным партнерством.
Следует отметить, что на практике ни одна из данных моделей не существует в чистом виде. Национальные экономики чаще всего представляют собой их некое смешение и переплетение. Преобладание одной модели над другой определяется уровнем социально-экономического развития государства. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой преобладает плюралистическая модель взаимодействия, которая с развитием экономики трансформируется в партнерскую.
Изучение и обобщение зарубежного и отечественного опыта решения социально-экономических проблем позволило выделить четыре формы взаимодействия властных и предпринимательских структур, возникающих в рамках той или иной модели и проявляющихся в зависимости от экономической силы и степени доверия взаимодействующих субъектов друг к другу (рис. 1).
«Лидерство власти» - это простейшая форма взаимодействия, выступающая как особый экономический ресурс социально-экономического развития, используемый властными структурами для осуществления ими основных функций, связанных с производством и распределением общественных благ, а также с созданием инфраструктурных и социальных условий предпринимательской деятельности. В подобной ситуации бизнес-структурам приходится следовать директивам власти, так как «социальная нагрузка» является обязательным условием вступления в рынок или одним из способов преодоления существующих административных барьеров.
82
№ 12 (28) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
Рисунок 1 - Основные формы взаимодействия властных и предпринимательских
структур
«Лидерство бизнеса» представляет собой такую форму взаимодействия властных и предпринимательских структур, при которой власть де-юре принадлежит государственным и муниципальным органам управления, но фактически она принадлежит одной или нескольким крупным, капиталоемким компаниям, в которых занята значительная часть трудоспособного населения территории. Как правило, такие компании имеют общенациональное значение, а руководители региона или муниципалитета являются их «ставленниками». Поскольку на данной территории власть де-факто принадлежит бизнесу, компании вынуждены выполнять компенсирующую функцию, «достраивать» территорию до уровня, необходимого для обеспечения расширенного воспроизводства. В результате чего компании оказываются перегружены социальными обязательствами перед местным сообществом. Таким образом, в подобной форме взаимодействия главной движущей силой и лидером социально-экономического развития территорий становится бизнес.
«Атомистическое взаимодействие» представляет собой совокупность экономических отношений между органами государственной власти и управления и отдельными разрозненными предпринимательскими структурами или их группами, не способными диктовать друг другу свои правила игры. Основными функциями государства являются установление норм и правил, гарантирование их соблюдения, обеспечение безопасности общества (включая обороноспособность, поддержание устойчивости природной и технологической среды), стратегическое планирование и организация социальной помощи. Однако в условиях дефицита бюджетных ресурсов, органы власти в поисках дополнительных источников финансирования территорий
№ 12 (28) - 2013
83
Проблемы экономики и менеджмента
вступают с бизнесом в переговоры (торги) по поводу определения объема общественной нагрузки на доходы бизнеса с одной стороны, и уровня его государственной защиты - с другой. Таким образом, во взаимоотношениях бизнеса и власти возникает так называемая «система обменов». [2] Крупный, средний и малый бизнес региона вовлекается в систему подобного обмена обязательствами с властными структурами по-разному. Региональные власти ведут торг, как правило, с крупным и средним бизнесом. Малый бизнес участвует в торгах более низкого уровня и его контрагентом выступают местные администрации. Особенностью «системы обменов» является ее высоко персонифицированный характер, когда процесс обмена строится преимущественно на личной основе, что приводит к созданию неравных условий для предпринимательских структур в зависимости от контактной доступности тех или иных представителей власти. Однако бизнес часто оказывается сам заинтересованным в финансировании региональных и местных социально-экономических программ, поскольку получает выгоду в виде более комфортных инфраструктурных условий и социального климата своей деятельности, повышения собственной репутации и общественного веса.
В «Социальном партнерстве» стороны осознают, что ни органы власти, ни бизнес-структуры в одиночку не смогут обеспечить устойчивый рост уровня благосостояния территорий, их политическую и экономическую стабильность. Представители власти стремятся не принуждать бизнес к осуществлению социальных инвестиций, а ведут с ним конструктивный диалог, обосновывая их необходимость. [3] При этом в диалог вступают не отдельные предприниматели, а их объединения, ассоциации, таким образом, координатором социальных вложений бизнеса выступают органы власти и союзы предпринимателей. На наш взгляд, именно такая форма взаимодействия является наиболее эффективной в повышении благосостояния населения регионов и страны в целом, поскольку именно в ней используются так необходимые цивилизованному рынку инструменты и механизмы привлечения инвестиций. Кроме того, социальное партнерство является наиболее эффективной формой взаимодействия и с точки зрения предпринимателей, что обусловлено совместным (бизнесом и властью) определением приоритетов социальной политики и тех областей, в которых участие бизнеса будет более эффективным. Именно объединение ресурсов и профессионализма представителей каждого из секторов экономики способствует оптимизации решения социальных задач.
Однако, российская специфика такова, что принимая на себя социальные обязательства по развитию территорий, бизнес, в свою очередь, ожидает от властных структур комплексных мер по формированию политики поддержки своей инвестиционной деятельности. Следовательно, можно констатировать сохранение и развитие «системы обменов» и в социальном партнерстве.
Сравнительная характеристика выявленных преимуществ и недостатков каждой из перечисленных форм взаимодействия органов власти и бизнеса представлена в таблице 1.
84
№ 12 (28) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
Таблица 1 - Преимущества и недостатки форм взаимодействия властных и
предпринимательских структур
Преимущества Недостатки
1. «Лидерство власти»
Для органов власти Экономия бюджетных средств за счет финансирования бизнесом социальных расходов; увеличение сумм налоговых поступлений; дополнительные отчисления в бюджет в виде безвозмездной помощи, благотворительных взносов, пожертвований и пр. Усиливающееся вмешательство бизнеса в социальную сферу; повышение степени иждивенчества и бюрократизма властей; отсутствие стимулов для эффективного использования средств бизнеса
Для бизнеса Возможность входа на рынок; преодоление административных барьеров; некоторая поддержка со стороны властей и населения. Давление на бизнес со стороны органов власти; обязательность выплат или расходов, осуществляемых по требованию властей; рост недовольства социальной политикой; незаинтересованность бизнеса в социальных расходах.
2. «Лидерство бизнеса»
Для органов власти Переложение своих функций на предпринимательские структуры Отсутствие реальной власти в регионе; невозможность проведения независимой политики.
Для бизнеса Возможность воздействия на органы власти; вмешательство во все сферы принятия решений органами власти; возможность проведения выгодной для бизнеса политики в регионе. Необходимость выполнения компенсирующей функции; высокий уровень социальных затрат, что приводит к снижению эффективности в среднесрочной перспективе.
3. «Атомистическое взаимодействие»
Для органов власти Расширение возможности привлечения дополнительных ресурсов; экономия бюджетных; развитие инфраструктуры региона присутствия бизнеса. Высокая степень зависимости от решений бизнеса; значительные риски, связанные с оппортунистическим поведением бизнесструктур.
Для бизнеса Возможность приобретения дополнительных конкурентных преимуществ через доступ к информации; лоббирование выгодных решений через законодательное собрание; обеспечение устойчивого положения на рынке; снижение политических рисков. Высокие издержки встречного оппортунистического поведения; отсутствие бюджетных ограничений для органов власти при торге с бизнесом; неравные условия для различных бизнес-структур в зависимости от контактной доступности чиновников.
4. «Социальное партнерство»
Для органов власти Привлечение в регион дополнительных финансовых ресурсов на основе взаимовыгодного сотрудничества с бизнесом. Недостатки данной формы для всех субъектов могут проявиться лишь в краткосрочной перспективе. Это связано, прежде всего, с тем, что социальное партнерство всегда осуществляется исключительно на взаимовыгодных условиях по принципу: «выгодно каждому -выгодно всем».
Для бизнеса Возможность осуществления социальных инвестиций; укрепление доверия со стороны населения; рост репутации; повышение маркетинговых, экономических и финансовых показателей.
№ 12 (28) - 2013
85
Проблемы экономики и менеджмента
Таким образом, взаимодействие властных и предпринимательских структур может, как поддерживать иждивенчество и бюрократизм, так и привнести в социальную сферу недостающие принципы эффективного управления. Конечный результат будет напрямую зависеть от типа выбранной модели и формы взаимодействия бизнеса и власти. В современной российской практике преобладающей формой является атомистическое взаимодействие власти и бизнеса. При этом происходит эволюционный переход к становлению более высокой формы -социального партнерства с сохранением «системы обменов», имманентно присущей предыдущей форме взаимодействия.
Список литературы:
1. Гайнутдинов Р. Модели взаимодействия бизнеса и государства в глобализирующемся мире: сравнительный анализ [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 1 (17). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId =945.
2. Frye T. Capture or Exchange? Business Lobbying in Russia // Europe-Asia Studies.
- 2002. - Vol. 54, № 7. - Р. 1017-1036.
3. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С.В. Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева; под ред. М.И. Либоракиной.
- М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. - 136 с.
86
№ 12 (28) - 2013