Научная статья на тему 'Взаимное доверие государства и бизнеса – основа решения задач экономического развития России'

Взаимное доверие государства и бизнеса – основа решения задач экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2233
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / ДОВЕРИЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ / УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И БИЗНЕСОМ / INTERACTION BETWEEN THE GOVERNMENT AND BUSINESS / THE TRUST BETWEEN THE STATE AND THE BUSINESS / THE DEVELOPMENT OF THE INTERACTION OF THE STATE AND BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Ольга Юрьевна, Сидоренко Иван Николаевич

В статье проанализированы состояние доверия между властью и бизнесом в России, выявлены практические шаги по его укреплению, сформулированы некоторые предложению по дальнейшему совершенствованию взаимодействия государства и предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончарова Ольга Юрьевна, Сидоренко Иван Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mutual trust of the state and business – the basis of solving different tasks of economic development of Russia

In this article the level of the trust between the government and business is considered. Here you can read about practical steps for enforcing this trust, and some offers about the further development of the interaction of the state and business structures are formulated.

Текст научной работы на тему «Взаимное доверие государства и бизнеса – основа решения задач экономического развития России»

Одной из центральных задач устойчивого развития региона является ориентация на потребление экологически чистых товаров - важнейшего фактора улучшения здоровья населения. В связи с этим, важнейшим показателем ориентации производств на устойчивое развитие является доля экологически чистой продукции или доля продукции, полученной на основе экологически усовершенствованных технологий по промышленности в целом и в отдельных ее отраслях.

Показатели учета экологического фактора выступают в роли важного, полезного инструмента, позволяющего оценивать степень прогресса в ориентации на путь устойчивого развития. Все показатели социальноэкономического развития должны быть сориентированы на обеспечение экологического равновесия.

Литература

1. Савон Д.Ю., Карибжанова Е.Л. Экологизация хозяйственной деятельности промышленных предприятий - основа устойчивого развития экономики региона //Экономические и гуманитарные исследования регионов. Научно-теоретич. журнал. 2012. №4.

2. Савон Д.Ю., Гассий В.В. Деятельность субъектов государственно-частного партнёрства при реализации приоритетных национальных проектов в условиях устойчивого развития //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. №3.

УДК 338.366

Гончарова О.Ю., Сидоренко И.Н.

Взаимное доверие государства и бизнеса - основа решения задач экономического развития России

В статье проанализированы состояние доверия между властью и бизнесом в России, выявлены практические шаги по его укреплению, сформулированы некоторые предложению по дальнейшему совершенствованию взаимодействия государства и предпринимательских структур.

Ключевые слова: Взаимодействие власти и бизнеса, доверие между государством и предпринимателями, условия укрепления доверия между властью и бизнесом.

Решение задачи модернизации страны на основе инновационного развития возможно лишь при объединении усилий государства и экономических структур, что может быть реализуемым лишь на основе их взаимного доверия. К великому сожалению, его-то как раз в наши дни и недостает. Вопросы взаимного доверия в наши дни являются предметом заботы и руководства страны, и предпринимательских структур, и российского общества.

В обеспечении эффективного взаимодействия государства и экономики важное значение имеют как материальные, так и нематериальные факторы. Особенное место в их числе занимает степень их взаимного доверия.

Доверие между партнерами подразумевает предсказуемость действий субъектов экономических отношений, следствием чего является сокращение неопределенности, интенсификация процессов совместной деятельности и рост их эффективности. Выступая своеобразным «фундаментом» отношений,

доверие способствует их стабильности и продолжительности. В то же время оно является частью механизма легитимации властного авторитета, обеспечивая социальную базу поддержки властных институтов и проводимого ими политического и экономического курса.

Доверие является объективной потребностью при вступлении в экономические отношения с партнерами. Источниками формирования и укрепления отношений доверия являются:

• публичность курса реформ, открытость и доступность информации;

• справедливая и непротиворечивая законодательная база;

• добросовестность, честность и компетентность руководителей органов и компаний их структурных подразделений;

• устойчивость институтов, «правил игры», договорных отношений и партнерских связей, и др. [1].

Создание атмосферы доверия требует внимания к каждому аспекту системы - к ее структуре, политике и практике менеджмента, технологическим системам, неформальной культуре, к ценностям и ожиданиям ее членов, а также к поведению тех, кто занимает руководящие должности.

Гарантом доверия выступает государство (сильное государство), способное целым комплексом мер воспитания, наказания и устроения общества обеспечивать нужный обществу и экономике высокий уровень доверия.

Уровень доверия между государством и бизнесом обеспечивается формальными и неформальными механизмами, их согласованностью или рассогласованностью. Функционирование формальных механизмов обеспечивается формальным юридически правом, которое приводит те или иные действия в статус санкционированных и несанкционированных и определяет наказание за несанкционированные действия. Формальные механизмы - это, прежде всего, система права и правоприменения. То есть комплекс законодательных органов, кодифицированных норм законов, судебной системы и системы исполнения судебных решений. В своем Послании Федеральному собранию Президент РФ подчеркнул: «... лучший способ сделать бизнес патриотичным - обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, сделать привлекательной российскую юрисдикцию» [2].

Неформальные механизмы обеспечивают взаимоотношения между властью и бизнесом на основе критерия убежденности и совпадения моральных норм и представлений субъектов взаимодействия о справедливости, на основе альтруизма. Такие неформальные механизмы создаются и воспроизводятся культурой и традицией. И определяют их те представления о должном и недолжном, благом и злом, допустимом и недопустимом, и, в конечном итоге, справедливом и несправедливом, которые являются своего рода «каркасом» распространенной в обществе морали.

Эффективность реализации государственной экономической политики может быть достигнута лишь в том случае, если доверие будет стержнем экономических отношений и на уровне отдельной компании, и на уровне

экономики в целом. Укрепление доверия между экономическими партнерами, между государством и бизнесом - прямой путь к снижению совокупных общественных издержек.

Необходимость создания взаимовыгодных отношений государства и предпринимательских структур - это не только задача современной России, она носит интернациональный характер и возникла в далеком прошлом. О важности доверия между государством и бизнесом, предсказуемости и последовательности экономической политики известно давно. Так, в середине прошлого века один из отцов «немецкого экономического чуда» В.Ойкен к числу важнейших «конституирующих принципов» комплексной, взаимосвязанной и долгосрочной экономической политики государства относил ее постоянство и последовательность. Предпочтение следует отдавать созданию стабильных рамок хозяйствования и предсказуемых условий инвестирования на микроуровне, избегая резких и опрометчивых изменений курса экономической политики. [3].

В современной России согласно результатам интерактивного голосования бизнес ключевыми условиями для ускорения экономики считает:

- эффективность институтов государства - 42% голосов;

- демонополизацию экономики - 23% голосов;

- предсказуемость и последовательность экономической политики -21% голосов.

Для сравнения: бюджетные инвестиции сочли ключевым условием роста экономики 7% проголосовавших, низкую инфляцию - менее 5% [4].

Таким образом, наблюдается несовпадение устремлений государства и бизнеса. По мнению директора по развитию 1ВМ в России и СНГ Олега Бя-хова, «государство говорит о технических мерах, бизнес -о фундаментальных ценностях и, пока власти этого не слышат, они так и будут мучиться с техническими «подкрутками», не получая отдачи от бизнеса, который должен служить машиной для развития» [4].

Для России проблема доверия особенно актуальна, так как исторически отношение между государством и частным бизнесом характеризуются его чрезвычайно низким уровнем.

В силу того, что имущественные и правовые отношения еще не обрели четкую законодательную базу, вопрос доверия как основы регулирования правомочий собственности между государственным и частным секторами стоит крайне остро, что переводит его из экономической в политическую плоскость [5].

Анализ реальной ситуации в экономической сфере России показывает, что уровень взаимного доверия между государством и частным бизнесом опустился далеко вниз, а это порождает отчужденность, подозрительность, снижает возможности плодотворного сотрудничества, реализации программ и планов развития российской экономики.

По мнению руководителя РСПП А.Шохина, доверие к власти и бизнесу влияет на экономический рост: «Если, скажем, доверие к российской вла-

сти намного ниже, чем доверие к власти в других странах, то предприниматели начинают инвестировать в проекты за пределами России. Инвестор сравнивает не только чисто финансовые показатели, но и политические риски» [6].

По официальной статистике в период 2004-2008 гг. наблюдался рост инвестиций в основной капитал (2004г. -117,7 млрд. руб; 2005 г.-156,9; 2006 г. - 193,7; 2007 г.-303,4; 2008 г.- 366,9), в посткризисный период на территории Российской Федерации произошло заметное снижение данного показателя: в 2011 г. объем инвестиций составил 293,6 млрд. руб. В том числе бюджетные средства составили 32,6%, а собственные средства предприятий -39%. В 2012 г. за 9 месяцев доля собственных средств предприятий уменьшилась еще на 10% [7].

Одновременно с сокращением объема капитала, вкладываемого в развитие экономики страны, растет поток денежных средств за границу. По данным Росфинмониторинга, в 2012 г. он вырос на 6% [8]. Деньги, главным образом, выводили под видом платежей за ввезенный товар, который в Россию не поступал. В целом за 2012 г. отток капитала из России составил 56,8 млрд дол. [9]. В.В.Путин в Послании Федеральному собранию объяснил эту страсть к уводу капиталов в оффшорные зоны «вопросом доверия бизнеса государству» [8]. Но это лишь одна сторона проблемы. Сумма уведенного капитала в полтора раза больше, чем частные инвестиции в отечественную экономику. Страшно и то, «что вместе с капиталом утекает новое поколение. Люди зарабатывают в России деньги и вывозят капиталы за рубеж потому, что понимают: перспектив здесь нет. Значит, нечего будет передать в наследство детям. Значит, надо уезжать. Вслед за деньгами россияне перевозят за границу семьи и детей. Отток капитала - это отток идей, свободного интеллекта. Это разрушение нации. Одна надежда на то, что Россия развивается циклически» [10]. Естественно, что такая ситуация снижает ресурс доверия государства и общества к бизнесу.

Изучение проблемы и практики формирования и укрепления взаимодоверия власти и бизнеса приводит к выводу о том, что сегодня стоит один из важнейших вопросов - вопрос о восстановлении доверия как предпринимателей к власти, так и власти к нормальному некриминальному бизнесу.

Разрушительные экономические реформы, осуществленные в России в 90-х годах, привели к определенному разочарованию населения деятельностью органов государственной власти, что послужило одной из причин падения их авторитета в глазах общества, и в частности в предпринимательском сообществе, значительного снижения доверия к ним [11]. Премьер-министр Д.Медведев констатирует, что в России по-прежнему не хватает доверия между властью и бизнесом... .Он подчеркнул, что речь идет о доверии «между партнерами, между властью и бизнесом, чего, скажем откровенно, в нашей стране сильно не хватает» [12].

И сегодня взаимное недоверие государства и бизнеса является ключевой проблемой. Социологические опросы, проведенные «Опорой России» и

интернет-журналом «Капитал страны» при поддержке Минэкономразвития (2008) [13], подтверждают это. На вопрос «Если Вы оцениваете практику делового взаимодействия, то в какой степени Вы доверяете экономическим агентам»? были получены ответы, представленные в таблице.

Уровень доверия между представителями власти и бизнеса

Вариант Представители Представители Сотрудники

ответа бизнеса власти компании

Полностью доверяю 9,4 6,6 46,9

Скорее доверяю, чем 48,9 30,1 40,2

не доверяю

Скорее не доверяю, 23,1 33,4 5,5

чем доверяю

Совсем не доверяю 9,7 19,7 3,0

Затрудняюсь ответить 8,9 10,2 4,3

Больше всех деловые круги доверяют своим собственным сотрудникам, а меньше всех - чиновникам, промежуточное положение занимают представители власти.

Два года спустя после этого исследования, в 2010 г., Edelman Trust Baromer фиксирует дальнейшее снижение доверия населения к власти. Согласно исследованию этой компании за последний год доверие к бизнесу в России сократилось на 10% - до 42%, что стало самым серьезным сокращением доверия среди исследуемых стран. Еще меньше в России доверяют власти - 38%. Среди респондентов в возрасте 25-43 лет бизнесу доверяют 52%, власти - 34% [14].

Известный экономист Иосиф Дискин в своем докладе «Революция во взаимоотношениях власти и бизнеса» заявил, что ключевой проблемой сегодня является «взаимное недоверие государства и бизнеса». Причем особенно опасно тотальное недоверие государства бизнесу: «Российское государство не доверяет бизнесу настолько, что не готово вкладывать никакие деньги в российские компании» [15].

После распада СССР в процесс внедрения в практику своеобразно понимаемых свобод и демократии, осуществления грабительской приватизации утратили свое значение сложившиеся в России деловая культура, принципы этики деловых отношений: честность, правдивость, обязательность, справедливость, соблюдение обещаний и договоров.

Еще в 1912 году российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России:

1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для ведения дел. Во всем должен быть порядок.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову: «Единожды солгавший, кто тебе поверит».

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремленным. Служение двум господам противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности [16].

Социально-государственный слом в России в постсоветский период не мог не сказаться на механизмах, обеспечивающих доверие между экономическими субъектами. Они оказались очень сильно ослабленными. Особенно серьезные изменения произошли в системе неформальных механизмов. В упадок пришла мораль, утрачены альтруизм и разумный эгоизм, значительно менее востребованными оказались ответственность, справедливость, солидарность.

Кризис 2008-2009 гг. ярко высветил проблему доверия в экономике, В. Д. Зорькин, председатель Конституционного Суда РФ, не случайно обратил внимание на то, что «глобальный экономический кризис породил самый опасный социальный кризис - кризис доверия» [17]. Там, где рушится доверие экономических субъектов друг к другу, своим правительствам, мировым финансовым структурам, возникает всеобщее недоверие граждан к экономическим и правовым национальным и международным институтам.

В очень многих случаях доверительные отношения чиновников и предпринимателей, вместо того чтобы содействовать развитию экономики используются в корыстных, преступных целях. Об этом сегодня речь идет и на высоких государственных площадках, и в средствах массовой информации. Обычно, когда речь идет коррупции имеется в виду чиновничество. Но ведь взаимодействие не может быть односторонним, забывая о предпринимателях. Именно бизнес, добивающийся максимальной прибыли любой ценой, идет к этой цели, попирая многие моральные нормы. Не чиновники строят дома и дороги, станки и машины, товары и продукты с отступлениями от стандартов, нарушают сроки изготовления и поставок товаров и услуг, откупаясь от возмездия. Коррупция, «откаты», взяточничество, воровитость чиновников и предпринимателей дорого обходятся стране. «Вряд ли можно добиться успеха в модернизации, если платить коррупционный налог, составляющий 7% ВВП, многие сотни миллиардов в год. На нынешнем этапе, пожалуй, особое значение приобретает задача противодействия сращиванию чиновничества с бизнес^. О том, что данной ситуацией власть серьезно оза-

бочена, свидетельствует то, что в последнее время принят целый пакет антикоррупционных законов и установлен контроль за их исполнением. Нельзя не заметить, что ситуация меняется. Тысячи коррупционеров и взяточников, в том числе и представителей федерального эшелона власти, осуждены и получили срок.

В наши дни у субъектов экономических взаимоотношений в России снижение доверия выражается в следующем:

- власти заявляют, что корпоративные социальные программы в регионах зачастую работают недостаточно эффективно;

- руководители предприятий считают, что они на местах не имеют возможности, по сути, бесконечно компенсировать низкое качество регионального и местного управления, неэффективность расходования бюджетных средств.

Статистическое обследование промышленных предприятий показало, что основными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность, являются:

- неопределенность экономической ситуации в стране (назвали 38% респондентов);

- высокий процент коммерческого кредита (назвали 36% респондентов);

- недостаточность (по меркам развитых стран) государственных инвестиций в развитие экономики.

Сложившаяся в современной российской экономике ситуация с жесткой необходимостью востребовала совершенствование конструирования и укрепления доверия между государственными органами и бизнес-сообществом. При этом конструирование доверия «выступает как искусство гармонизации и нахождения общих задач и опорных точек сотрудничества, вокруг которых будут строиться совместными усилиями институты создания и поддержания доверия [18].

Заслуживает внимания годичный опыт деятельности одной из площадок деятельности Агентства стратегических инициатив «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса». Его участники - предприниматели, знающие проблемные точки бизнеса как свои пять пальцев. Они понимают, как оперативно эти проблемы устранить. Они видят и прогнозируют, где могут возникнуть сложности и что нужно сделать, чтобы проблемы не возникали. Для деятельности «Клуба» характерны не критика или поиск виновных, а предметная работа над выявлением причин невыполнения пунктов «дорожных карт», совместные конструктивные и конкретные решения, изучение и применение международного опыта. Бизнес готов полноправно разделить ответственность за «дорожные карты», а не просто участвовать в их подготовке и вести мониторинг. В своем стремлении содействовать улучшению инвестиционного климата, движению навстречу изменениям как со стороны предпринимательского сообщества, так и со стороны власти, «клуб» ведет свою работу, вступая в диалог с ТПП РФ, РСПП, «Деловой Россией». Он установил качественные прямые коммуникации с Минэкономразвития [19].

Конструирование доверия может быть продуктивным лишь в том случае, когда для его осуществления объединяют свои усилия государство, бизнес-структуры и институты гражданского общества. При этом государство, определяя перспективы развития экономики и социальной сферы, одновременно создает необходимые институты, призванные обеспечивать высокий уровень доверия.

Реализуя функции осознанной координации деятельности субъектов взаимодействия, вырабатывая программы социально-экономического развития страны, государство тем самым создает условия для формирования и укрепления доверия экономических агентов и институтов гражданского общества.

Примером конструирования доверительных отношений между властью и бизнесом служит пробивающая в последние годы себе дорогу такая модель их взаимодействия, как государственно-частное партнерство - сотрудничество государственных и частных структур как равноправных партнеров, взаимно дополняющих друг друга. Характерными особенностями такой модели являются следующие признаки:

• стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным секторами экономики;

• взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить партнерский, т.е. равноправный, характер;

• стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;

• стороны государственно-частного партнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей;

• взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.);

• стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов [20, с. 358-359].

На уровне регионов на формирование и укрепление доверия государственных и частных структур все чаще используется такая модель взаимных экономических отношений, как кластер. В экономическом смысле кластер

- это устойчивое пространственное (на уровне региона или муниципального образования) партнерство, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых, финансовых, управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности его участников, основанное на взаимодействии власти, бизнеса и общества.

Кластерная модель взаимодействия меняет содержание региональной промышленной политики: усилия органов власти направляются не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие системы взаимоотношений между субъектами экономики, властью в лице государственных институтов и обществом. Она дает возможность сформировать и реализовать

крупные межотраслевые и межрегиональные инвестиционные и инновационные проекты национального значения [20, с.314].

В арсенале форм взаимодействия государства и предпринимательских структур, действующих на основе доверия, специфическое место занимают саморегулируемые организации (СРО), которым государство делегировало часть своих организационных и контрольных функций. Саморегулируемая организация - это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного типа.

В России порядок образования и деятельности СРО, основные цели и задачи регламентируются Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315 - ФЗ «О саморегулируемых организациях» и Гражданским кодексом РФ. Основная идея СРО - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом государственный надзор за деятельностью смещается на надзор за качеством и результатом деятельности.

В связи с внедрением института СРО постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности. С 2010 г. функции лицензирования профессиональной деятельности, связанной с безопасностью и повышенной ответственностью, были переданы СРО, которые в настоящее время и выдают свидетельства о допуске к строительным, проектировочным, изыскательским, инженерным работам, а также разрешения на проведение энергетического аудита. Членам СРО в области строительства в соответствии с законодательством доверено контролировать работу друг друга - с точки зрения соблюдения технологий строительства, качества и безопасности объектов, а также финансовых отношений с третьими лицами.

Создание СРО как механизма доверительных отношений между предпринимательскими структурами и между властью и бизнесом привнесло на российский рынок основные преимущества и выгоды:

• очевидное снижение бюрократической и коррупционной составляющей в лицензировании отдельных видов деятельности;

• повышение профессионального контроля над разработкой и реализацией профильных проектов;

• оперативная выплата компенсаций пострадавшим в случае нанесения ущерба;

• защита и поддержка добросовестных подрядчиков и исполнителей на всех уровнях;

• улучшение взаимоотношений между бизнесом и государством;

• повышение квалификации на основе организуемых саморегули-руемыми организациями курсах и тренингах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• более динамичное внедрение инновационных технологий с помощью постоянного обмена опытом;

• проведение круглых столов, третейских судов, независимых экспертиз на профессиональном уровне;

• глобальная информированность участников обо всех знаковых вопросах и проблемах отрасли;

• ужесточение финансовых санкций к недобросовестным подрядчикам, включая отказ в повторной выдаче Свидетельства допуска;

• целенаправленный и продуманный поиск инвесторов, партнеров и заказчиков;

• общий рост ответственности за реализуемые программы с соответствующим повышением качества и соответствия проектов актуальным стандартам и нормам [21].

В настоящее время в России саморегулируемые организации успешно действуют в сфере строительства, проектирования, хозяйственного арбитража и в других сферах.

Членам СРО в области строительства в соответствии с законодательством доверено контролировать работу друг друга - с точки зрения соблюдения технологий строительства, качества и безопасности объектов, а также финансовых отношений с третьими лицами.

В современной России реальные действия представителей бизнеса и власти во многих случаях существенно отличаются от тех принципов, которые содержатся в правовом механизме, в моральных нормах деловых отношений. Оптимальная модель взаимоотношений государства и предпринимательского сообщества пока еще только формируется. Нередко их взаимодействие строится не столько на нормативно-правовых основаниях, сколько на личных договоренностях, соглашениях, основанных на теневых взаимоотношениях и др., которые потом облекаются в официальные документы. Довольно часто такие отношения проявляются в невыполнении обязательств, двойной игре: предприниматели - скрывают налоги, государственные структуры - допускают неэффективное расходование бюджетных средств.

В очень многих случаях доверительные отношения чиновников и предпринимателей, вместо того чтобы содействовать развитию экономики используются в корыстных, преступных целях. Об этом сегодня речь идет и на высоких государственных площадках, и в средствах массовой информации. Обычно, когда речь идет о коррупции имеется в виду чиновничество. Но ведь взаимодействие не может быть односторонним, забывая о предпринимателях. Именно бизнес, добивающийся максимальной прибыли любой ценой, идет к этой цели, попирая многие моральные нормы. Не чиновники строят дома и дороги, станки и машины, товары и продукты с отступлениями от стандартов, нарушают сроки изготовления и поставок товаров и услуг, откупаясь от возмездия. Коррупция, откаты, взяточничество, воровитость чиновников и предпринимателей дорого обходятся стране. «Вряд ли можно добиться успеха в модернизации, если платить коррупционный налог, составляющий 7% ВВП, многие сотни миллиардов в год. На нынешнем этапе, пожалуй, особое значение приобретает задача противодействия сращиванию

чиновничества с бизнеса. Нельзя не заметить, что ситуация меняется. О том, что данной ситуацией власть серьезно озабочена, свидетельствует то, что в последнее время принят целый пакет антикоррупционных законов и установлен контроль над их исполнением. Сотни коррупционеров и взяточников, в том числе и представителей федерального эшелона власти, осуждены и получили срок.

Проблема взаимного недоверия многоаспектна и требует не частичных решений, а комплексного подхода, использования мер правового, экономического, организационного, психологического характера, привлечения к ее разрешению не только субъектов исследуемого взаимодействия, но и средств массовой информации, образования и науки, системы мотивации, форм и методов принуждения, совершенствования законодательства и правоприменения.

Для восстановления полноценного социального доверия представляется необходимым: во-первых, восстанавливать во всем обществе ослабленные в последние десятилетия неформальные механизмы альтруизма и разумного эгоизма, то есть основы моральной регулятивности. Во-вторых, точно и аккуратно выстраивать формальные правовые регулятивные механизмы в осознанном сопряжении с неформальными моральными механизмами. В том числе учитывать и обеспечивать продуманный баланс между принципами альтруизма и разумного эгоизма в нормах законодательства.

Укрепление доверия государства и бизнеса возможно при совершенствовании структуры и деятельности системы государственного управления, создании условий для повышения эффективности и социальной ответственности российского бизнеса и его заинтересованности в решении общественно значимых задач.

В этих целях представляется необходимым на основе систематического мониторинга и анализа реальной ситуации, выявления проблем и реальной оценки имеющегося потенциала - определять цели и задачи развития экономики страны и разрабатывать научно-обоснованные программы и планы их реализации, используя потенциал эффективности взаимодействия государства и бизнеса.

Практика свидетельствует, что фундаментом процесса формирования и укрепления доверия власти и бизнеса, основой для эффективного их сотрудничества должны служить обратная связь, открытость, прозрачность, ясность, бесконфликтность в их отношениях. Деятельность частных предприятий должна быть понятна для власти, но и бизнесу должно быть совершенно ясно, какова реальная позиция власти по отношению к нему. Противоречия во взаимоотношениях бизнеса и органов власти снимаются, прежде всего, транспарентностью (открытостью) и взаимной социальной ответственностью. Народная мудрость утверждает: «Открытость формирует доверие, доверие порождает уважение, уважение ведет к содействию и взаимопониманию». Власть будет доверять бизнесу, если будет видеть открытость частных

компаний, и бизнес чувствует себя тем комфортнее, чем выше его доверие государству.

Повышению уровня взаимного доверия бизнеса и власти способствует развитие системы партнерских взаимоотношений (ГЧП, кластеры и др.), ориентированной на конструктивный диалог государственного аппарата и бизнес-структур, рассчитанной на обеспечение синергетического эффекта от согласованной деятельности всех субъектов экономической деятельности.

Заинтересованность обеих сторон в обеспечении нормальных осознанных взаимоотношений востребовало создание соответствующих служб в государственных и частных структурах. В компаниях создаются службы по связям с органами государственной власти (ОЯ), а в органах государственной власти - РЯ-подразделения по связям с общественностью. Такие подразделения, (совместно с руководством компаний и госорганов), в целях создания условий для открытости и предсказуемости взаимоотношений, стремятся находить общий язык, формулировать общие, взаимоприемлемые принципы взаимодействия бизнеса и государства.

Несовпадение объективных интересов государства и предпринимателей нередко приводит к возникновению спорных вопросов, которые не всегда целесообразно решать в судебном порядке, а достаточно обсуждения и совместного решения с участием неофициальной стороны. Необходим специальный институт, обладающий не только специальными знаниями в предметной области, но и обладающий соответствующими необходимыми полномочиями. В отечественной и зарубежной практике в качестве таковой инстанции зарекомендовал себя «третейский суд», создаваемый при торговопромышленных палатах. Участие в разрешении спорных вопросов «третейского судьи» гарантирует объективность принимаемого решения, удовлетворяющего обе стороны. «Однако для того, чтобы данный институт был достаточно легитимен, необходимо гарантировать ему полную независимость и придать ему соответствующий политико-административный статус» [5, с.85].

Дальнейшее укрепление доверия государства и бизнеса возможно при совершенствовании структуры и деятельности системы государственного управления, создании условий для повышения эффективности российского бизнеса и его заинтересованности в решении общественно значимых задач.

Таким образом, четкое формулирование и выявление реальных проблем в деятельности по формированию доверия между властью и бизнесом, факторов и условий, обеспечивающих его укрепление, а также блокирующих данный процесс, способствует совершенствованию взаимоотношений государства и предпринимательских структур, позитивного социальноэкономического развития страны.

Литература

1. Мильнер Б.З.Принципы установления доверия. {Электронный ресурс} Шр://атМшт^. т/соп1еп1/ай1с1е8/2396/

2. Российская газета.2012.13 декабря.

3. Невский С.И. Концептуальные основы послевоенного экономического строя ФРГ//Шр://есопот1са^^.т/2008_2/16.8Ыт1

4. Роста экономики не будет//Шр://Атпсе.гатЬ1ег.ги/ news/economics/ 126038761.html

5. Изгалина Л.Г. Глобальный кризис и механизмы государственно-частного партнерства.//В ласть. -2009. -№10. -С.84

6. http://www.eg-on1ine.ru/artic1e/ 93339/

7. http://waytop.ru/obem_investicij_v_osnovnoj_kapita1.htm1

8. Российская газета.2013.22 февраля.

9. http://www.forbes.ru/news/231950-ottok-kapita1a-iz-rossii-v-2012-godu-snizi1sya-do-568-m1rd

10. http://www.hakamada/ru/1323/Paper/Dorument.2004.09.21.4503

11. Кара И.В. Общество и власть в России: стратегии доверия и взаимодействия. {Электронный ресурс}Ы1р:// www.gazetaprotestant.ru/2012/01/obshhestvo-i-v1ast-v-rossii-strategii-doveriya-...

12. http://rus.ruvr.ru/2012_09_21/Medvedev-Bjdzhet-RF-okasa1sja-zhestche-chem-pred...

13. Рынок доверия и национальные модели корпоративного сектора экономики http://capita1-rus/artic1es/artic1e/174021

14. http://www.hse.ru/busgov/news/15984165.htm1

15. http://bishe1p.ru/v1ast/detai1.php?ID=4614

16. Цит. по: Тимофеева Л.Н. Роль GR-служб формировании доверия между бизнесом и властью.//Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия. М.: Изд-во РАГС.2010.

17. Зорькин В. Доверие и право.//Российская газета. 2013. 29 апреля

18. http://do/gendocs/ru/docs/index-243858.htm1?page=3

19. https://news.dip.ru/ ekonomics.

20. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества. Учебник. М.: «Экономика», 2009. С. 358-359.

21. http ://azbuka-sro. ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.