Вестник Института экономики Российской академии наук
4/2018
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Ю.В. ЗИНЧЕНКО
аспирантка Финансового университета при Правительстве РФ
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассматриваются проблемы перехода российской экономики к новой модели устойчивого («зеленого») роста и предлагаются направления совершенствования указанного процесса. Поднимается вопрос о совместимости устойчивого развития и экономического роста, анализируется динамика внедрения систем экологического менеджмента корпоративным сектором разных стран, дана оценка конкурентоспособности российского корпоративного сектора в указанном процессе. Подчеркивается особая актуальность перехода российской экономики к новому, устойчивому пути развития, основанному на природоохранных и природоподобных технологиях, а также важность участия корпоративного сектора (в особенности ТНК) в осуществлении указанного перехода.
Ключевые слова: вызовы устойчивого развития, устойчивый экономический «зеленый» рост, экологическая ответственность, конкурентоспособность российской экономики.
1БЬ: д01, д56, О14. Введение
В последнее время «зеленый» фактор развития мировой экономики, под которым принято понимать комбинацию экологических и климатических вызовов долгосрочному экономическому росту и развитию общества в целом [1, с. 3], оказывает заметное влияние на темпы роста российской экономики. Достаточно сопоставить объемы потерь ВВП от введенных Евросоюзом, США и другими странами санкций против России за прошедшие три года, которые, по оценке экспертов, составили 1% ВВП [2], с объемами экономических потерь от вредного воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения, которые ежегодно достигают 6% ВВП, а с учетом последствий для здоровья людей - 15% [3].
Российская Федерация является четвертой страной в списке стран с наибольшим значением экологического следа [4, с. 17]. Так, если бы каждый житель Земли вел образ жизни среднестатистического россиянина, то человечеству понадобилось бы 3,3 планеты как наша Земля [4, с. 7]. Аналогичная картина недостаточного учета экологических факторов в экономическом развитии в той или иной степени наблюдается по всему миру, также как и потери ВВП: по оценкам экспертов, последствия изменений климата обходятся мировому хозяйству в 1,2 трлн долл., или в 1,6% мирового ВВП ежегодно1.
Усиление негативного влияния техногенных, экологических и климатических факторов привело мировое хозяйство к осознанию необходимости гармонизации техно- и биосферы, выработки нового, «зеленого» экономического курса, базирующегося на устойчивых видах деятельности в разных отраслях («зеленое» производство, энергетика, строительство, сельское хозяйство и пр.) Мощная система экономических стимулов для улучшения экологической обстановки уже создана. Резолюция Генеральной Ассамблеи, принятая ООН в 2015 г. на саммите «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»2, Декларация министров Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию, принятая ООН в 2017 г.3 и другие решения по обеспечению устойчивого развития мирового хозяйства сказываются на макроэкономических процессах в каждой стране. Учитывая необратимость запущенного «зеленого» тренда развития мировой экономики, для Российской Федерации становится особо актуальным переход к новой модели устойчивого экономического («зеленого») роста, под которым понимается эффективное использование природных ресурсов, минимальное антропогенное загрязнение природной среды и устойчивость экономических систем к природным рискам благодаря стратегии адаптации, экологического менеджмента и управления природным капиталом4.
1 Climate change is already damaging global economy, report finds. The Guardian. www. theguardian.com/environment/2012/sep/26/climate-change-damaging-global-economy (дата обращения: 20.12.2017).
2 Резолюция 70/1 (2015), принятая Генеральной Ассамблеей от 25 сентября 2015 г. www.un.org/ ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&referer; www.un.org/sustainabledevelopment/ sustainable-development-goals/&Lang=R (дата обращения: 20.12.2017).
3 Ministerial declaration of the 2017 high-level political forum on sustainable development, convened under the auspices of the Economic and Social Council, on the theme Eradicating poverty and promoting prosperity in a changing world. E/2017/L.29-E/HLPF/2017/L.2. UN.2017.
4 Inclusive Green Growth: The Pathway to Sustainable Development // The World Bank, 2012. P. 2.
Проблемы перехода российской экономики к новой
модели устойчивого («зеленого») роста
Переход российской экономики к новой модели экономического роста осложняется рядом факторов, главные из которых мы рассмотрим в данной статье.
Отсутствие движущей силы для экологизации экономического развития. Особенность экономики России заключается в том, что она не зависит от импорта углеводородов, отсутствие которых для большинства ведущих экономик мира представляет угрозу национальной безопасности. Существующая отраслевая структура российской экономики не способствует созданию производств «высокого передела».
Вместе с тем в долгосрочной перспективе рынок углеводородов перестанет быть «рынком продавца», что создаст угрозу для экономики, подавляющую долю экспорта которой составляют углеводороды. России в следующем технологическом укладе придется конкурировать на рынке товаров и услуг в условиях падающих цен на нефть и газ. Начавшийся в мировом хозяйстве процесс перехода к новой модели промышленного производства, основанной на принципах экономики замкнутого цикла (от англ. «circular economy») и ряде других ее направлений (например, низкоуглеродной экономики), создает серьезную стратегическую угрозу для России и ведет ее к дальнейшему технологическому отставанию и закреплению за ней ресурсно-сырьевой специализации.
Проблема мониторинга целей устойчивого развития (ЦУР) в процессе формирования национальной системы индикаторов ЦУР. Прогресс в области достижения ЦУР во многом зависит от надежности статистических данных. Главная роль в сборе и подготовке индикаторов социально-экономического развития нашей страны закреплена Правительством РФ за государственной статистической службой «Росстат»5. На данный момент ею разрабатывается 87 показателей ЦУР, 56 из которых закреплено в федеральном плане статистических работ подраздела по мониторингу целей устойчивого развития6.
Основным препятствием в указанном процессе являются отсутствие ряда статистических данных и несовершенство методологии их определения. Около трети индикаторов не имеет международной
5 Распоряжение Правительства РФ от 6 июня 2017 г. № 1170-р. www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71592698 (дата обращения: 20.12.2017).
6 Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2017 г. № 2750-р). www.gks.ru/metod/fpl08-10.html (дата обращения: 20.12.2017).
согласованной методологии [5]. В России при достаточном количестве индикаторов ЦУР в социальной и экономической сферах ощущается дефицит данных по экологизации экономики, которая является важной составляющей устойчивого развития.
Еще одной трудной задачей в процессе формирования национальной системы индикаторов ЦУР является достижение их международной сопоставимости. Возникает актуальная методологическая и практическая дилемма: отказаться от нерелевантных в той или иной степени по отношению к специфике нашей страны показателей (например, такого, как индикатор размера убытков от стихийных бедствий в городских районах, не связанных с климатическими изменениями, - землетрясений, извержений вулканов, цунами и прочих отсутствующих на территории страны явлений) или каким-либо образом видоизменить их и найти им место в формирующейся системе. По некоторым ЦУР «Росстат» не может представить на данный момент ни одного показателя - например, по 12-й цели (ответственное потребление и производство) и 13-й цели (борьба с изменениями климата); по 4-ой цели (качественное образование) разрабатывается всего один показатель, и то не самый главный; по 9-й цели (индустриализация, инновации и инфраструктура) не разработаны показатели по малым предприятиям, что является существенным пробелом.
Задача формирования национальной системы индикаторов ЦУР и их международной сопоставимости лежит не только в области деятельности статистических служб, но и других министерств и ведомств. Здесь возникает дополнительное препятствие - трудности координации между ними. Если рассмотреть, например, отрасль обращения с отходами (включающую регулирование, контроль и надзор), то в этой области заняты 15 федеральных министерств и 14 федеральных служб и агентств7. Такое количество, очевидно, усложняет выработку комплексных решений.
Проблемы реализации концепции устойчивого развития в российском законодательстве. Развитие правового регулирования важно не только с точки зрения учета мировых тенденций, но и с точки зрения стимулирования внутреннего экономического роста, минимизации рисков, возможностей реализации крупных инфраструктурных мегапроектов. Российское законодательство содержит ряд основополагающих документов, определяющих приоритеты, задачи и механизмы достижения целей устойчивого развития в экономической, экологической и соци-
7 Заседание Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». www.kremlin.ru/events/ president/news/53602 (дата обращения: 20.12.2017).
альной составляющих устойчивого развития до 2030 г., в том числе следующие:
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию8;
- Экологическая доктрина РФ9;
- Доктрина продовольственной безопасности РФ10;
- Климатическая доктрина РФ11;
- Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года12;
- Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года13;
- Водная стратегия РФ на период до 2020 года14;
- Стратегия развития морской деятельности в РФ15;
- Стратегия экологической безопасности РФ до 2025 года16;
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года17;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года18;
8 Указ Президента РФ от 01 апреля 1996 года № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». www.base.garant.ru/1548498 (дата обращения: 20.12.2017).
9 Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации». www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097 (дата обращения: 20.12.2017).
10 Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». www.ivo.garant.ru/#/ document/12172719:2 (дата обращения: 20.12.2017).
11 Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации». www.kremlin.ru/acts/bank/30311 (дата обращения: 20.12.2017).
12 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». www.garant.ru/hotlaw/federal/688504 (дата обращения: 20.12.2017).
13 Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р. www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/96681 (дата обращения: 20.12.2017).
14 Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р. www .base.garant. ru/58042695 (дата обращения: 20.12.2017).
15 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2010 № 2205-р. www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_107955 (дата обращения: 20.12.2017).
16 Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». www.kremlin. ru/acts/bank/41879 (дата обращения: 20.12.2017).
17 Указ Президента РФ от 09.10.2007 №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». www.base.garant. ru/191961 (дата обращения: 20.12.2017).
18 Распоряжение Правительства РФ от 07.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
- Концепция государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию19;
- Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года20;
- Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года21;
- О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации22.
Несмотря на ряд принятых документов, на данный момент в России нет целостной, реализуемой на всех уровнях стратегии устойчивого развития, которая комплексно охватывала бы все направления деятельности. Принятие стратегии устойчивого развития России важно как с точки зрения необходимости сбалансированного социо-эколого-экономического развития, так и с точки зрения принятых международных обязательств страны [6, с. 28]. Важно отметить, что у некоторых соседних стран стратегии устойчивого развития уже есть. У Монголии - это «Mongolia Sustainable Development Vision 2030» (Стратегия устойчивого развития до 2030 года)23, у Беларуси - Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года24.
Также в российском законодательстве существует ряд действующих нормативных актов, напрямую или косвенно тормозящих переход к устойчивому развитию, необходимость корректировки которых неоднократно отмечалась представителями государственной власти [7]. Руководители производственных компаний также отмечают несовершенство российского законодательства, что не способствует осу-
до 2020 года». www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134 (дата обращения: 20.12.2017).
19 Указ Президента РФ от 20.04.2014 № 259 «Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию». kremlin.ru/acts/bank/38334 (дата обращения: 20.12.2017).
20 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012). www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117 (дата обращения: 20.12.2017).
21 Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_165823 (дата обращения: 20.12.2017).
22 Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&fir stDoc=1&lastDoc=1&nd=102416645 (дата обращения: 20.12.2017).
23 Mongolia Sustainable Development Vision 2030. www.un-page.org/files/ public/20160205_mongolia_sdv_2030.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
24 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. www.minpriroda.gov.by/ru/nsur2020-ru (дата обращения: 20.12.2017).
ществлению устойчивого производственного процесса, не наносящего вреда человеку и окружающей среде. При этом потенциал для улучшения законодательной базы России велик25.
Так, например, требует изменений технический регламент Таможенного союза «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии», вступивший в силу с 1 ноября 2016 г. В частности, в п. 11 «Синтетические моющие средства и товары бытовой химии должны соответствовать следующим требованиям безопасности», в подпункте г) «Экотоксикологические показатели» указано, что массовая доля фосфорнокислых солей, входящих в состав синтетических моющих средств, содержащих фосфаты, не должна превышать 17%, в водосмягчающих средствах - 30%26, в то время как в Европейском союзе предельно допустимое значение - 2% и меньше [8].
Важным препятствием также является проблема гармонизации законодательств стран ЕАЭС в сфере сотрудничества. Так, например, в контексте формирования общего рынка энергетических ресурсов ЕАЭС России необходимо согласовать экологические требования в энергетической сфере к 2019 г. (согласно ст. 104 Договора о Евразийском экономическом союзе27), например, с учетом того, что у Казахстана ведется торговля квотами, а в России - нет.
Угроза конкурентоспособности корпоративного сектора. Как отмечалось ранее, заметное влияние на политику устойчивого развития в России оказывает политика других стран. Например, регламент ЕС № 1907/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС от 18 декабря 2006 г., касающийся правил регистрации, оценки, санкционирования и ограничения химических веществ (REACH), является одним из инструментов реализации политики устойчивого развития отраслей и компаний. Регламент напрямую влияет на их конкурентоспособность, поскольку компании, оказавшиеся за рамками принятых регулятивных норм, не в состоянии вести бизнес.
Так, например, для работы по регламенту REACH в компании ПАО «Газпром нефть» была создана специальная рабочая группа, сформированная из специалистов разных областей. Компания успела вовремя
25 В России необходимо формировать спрос на «зеленую» экономику. philanthropy. ru/novosti-organizatsij/2017/12 /28/59625 (дата обращения: 20.12.2017).
26 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 октября 2013 г. № 231 «О проекте технического регламента Таможенного союза «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии»». www.alta.ru/ tamdoc/13kr0231 (дата обращения: 20.12.2017).
27 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017). www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855/394038fb02f2b2147adab733193e95 ae0f405a73 (дата обращения: 20.12.2017).
пройти этап предварительной регистрации, получив право осуществления деятельности на рынке ЕС28. Компании, которые не успели получить разрешение, лишились права свободного доступа на рынок ЕС.
Устойчивое развитие Vs экономический рост
Одно из новых требований к промышленному развитию состоит в осуществлении модернизации производства на основе использования природоохранных технологий и соблюдения жестких экологических ограничений [9]. Совместим ли путь устойчивого развития с экономическим ростом? С возможностью компаний генерировать высокие темпы дохода? Многочисленные компании уже сейчас получают весомые доходы, например, от возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Это демонстрирует рейтинг наикрупнейших компаний мира, получающих доход от «зеленой» энергетики (где в качестве главного критерия берется величина выручки)29, составленный «Carbon Clean 200» по результатам 3 квартала 2017 г. Рассмотрим подробнее результаты рейтинга (см. рис. 1).
Компании Carbon Clean 2001ist (шт.)
■ Китай
■ США
■ Япония
■ Германия ЕЭ Дании
I Великобритания Нидерланды Испания Швейцария Финляндия
] ¡М'1 [гЫЯ
Франция Дне ipiiH Другие
Источник: составлено автором по данным «Carbon Clean 200» Report. www. clean200.org/report-form.
Рис. 1. Количество компаний из рейтинга «Carbon Clean 200» за 3 квартал 2017 года в разбивке по странам (в шт.)
Стоит отметить, что наибольшее количество компаний из списка -это китайские компании. Далее лидируют США и Япония. Европейская часть списка представлена 34 компаниями из 13 стран. В рейтинг
28 «Газпром нефть» получила входной билет на рынок ЕС. www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2009-may/1104552 (дата обращения: 20.12.2017).
29 The Carbon Clean 200 - 2017 Q3. www.clean200.org (date of request: 20.12.2017).
из
не попала ни одна российская компания, что неудивительно, если принять в расчет крайне небольшое количество российских компаний, занятых в области ВИЭ (по данным экспертов, их доля в энергобалансе страны не превышает 1%30), а также отсутствие раскрытой информации по финансовым результатам их деятельности в последние годы. Степень конкурентоспособности российских компаний, занятых в области ВИЭ, можно сравнить при сопоставлении объема выручки компании «Foshan Electrical & Lighting Co., Ltd» занимающих одну из последних позиций в рейтинге «Carbon Clean 200», -имеющей выручку 3 млрд долл.31, с выручкой одной из ведущих российских компании - ООО «Хевел», занятой в области ВИЭ и имеющей выручку 40 млн руб.32
Тенденции перехода к устойчивому развитию
на корпоративном уровне
Экологическая ответственность в современных условиях становится одним из главных факторов конкурентной борьбы, и бизнес демонстрирует способность адаптироваться к новым требованиям в рыночных условиях. Компании внедряют эффективные системы менеджмента, получают международные сертификаты соответствия, что является частью процесса перехода к устойчивому развитию на корпоративном уровне.
Как определить успешность перехода стран и их корпоративного сектора к устойчивому развитию? Можно, например, оценить динамику сертификации по международным стандартам на системы экологического менеджмента для компаний. Одним из главных и наиболее распространенных стандартов является ISO 14001. Рассмотрим динамику сертификации стран, лидирующих по количеству полученных сертификатов соответствия указанному стандарту в период с 2005 по 2016 гг.
Анализ динамики за последние десять лет показывает, что Китай в 2005 г. занимал второе место в мире после Японии по числу полученных сертификатов экологического менеджмента; через десять лет лидером стала Япония. В 2005 г. китайскими компаниями было получено приблизительно 13 000 сертификатов, тогда как российскими -
30 Доля ВИЭ в РФ к 2020 г. должна вырасти до 4,5%. www.bigpowernews.ru/markets/ document75588.phtml (дата обращения: 20.12.2017).
31 MarketWatch Foshan Electrical & Lighting Co. Ltd. ww.marketwatch.com/investing/ stock/200541/profile?countrycode=cn. (date of request: 20.12.2017).
32 ООО «Хевел». www.list-org.com/company/5739169 (дата обращения: 20.12.2017).
всего 18533. Данные факты свидетельствуют о том, что крайне низкий процент российских компаний, получивших сертификаты, а также отрицательные темпы прироста количества полученных сертификатов могли стать одним из препятствий для диверсификации российской экономики, для экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости, ориентированной на рынки экологически ответственных покупателей. Поэтому, в отличие от экспорта углеводородов и минерального сырья, несоответствие продуктов с высокой долей добавленной стоимости экологическим требованиям могло стать основным препятствием для входа российских компаний на зарубежные рынки.
К 2010 г. из числа лидеров выбыли США и Швеция, но появились такие страны, как Корея и Чехия. Свои позиции улучшили Китай, Корея и Россия. К 2016 г. Корея и Чехия выбыли из числа лидеров, уступив место Индии и США. Положительную динамику показали европейские страны. С 2005 по 2010 г. Россия поднялась с 46 места в мире на 18 место с темпом прироста количества полученных сертификатов в 91%. Однако сейчас корпоративный сектор страны демонстрирует явно отрицательные темпы прироста получения сертификатов (-47%) и из двадцатки лидеров в 2010 г. страну фактически отбросило до уровня 2005 г. Динамику сертификации по стандарту ISO 14001 в России иллюстрирует рис. 2.
1ГТТ.
2500 2000 1500 1000 500 0
1998 2000 2002 2001 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018
Источник: составлено автором по данным «ISO Survey of certifications to management system standards», Международная организация по стандартизации. www.iso.org/the-iso-survey.html. Рис. 2. Динамика получения сертификатов ISO 14001 в России.
33 ISO Survey of certifications to management system standards. www.isotc.iso.org/ livelink/livelink?func=ll&objId=1880 8772&objAction=browse&viewType=1 (date of request: 20.12.2017).
Из рис. 2 видно, что начиная с 2010 г. динамика внедрения сертификации у нас в стране отрицательная. Но для того, чтобы определить место российского корпоративного сектора в области сертификации по стандарту ISO 14001, абсолютных показателей недостаточно, поэтому стоит оценить, какова доля российских компаний, внедряющих системы экологического менеджмента, от общего количества компаний в стране и сравнить ситуацию с некоторыми странами. Так, количество сертификатов за период с 1999 по 2016 г. и их доля в общем количестве компаний страны показаны в табл. 1. По подсчетам автора, за 17 лет в российской экономике доля компаний, имеющих систему экологического менеджмента, соответствующую сертификации ISO 14001, в 5 раз меньше, чем в Китае, и в 17 раз меньше, чем в Италии34.
Таблица 1
Количество сертификатов ISO 14001 за период с 1999 по 2016 гг. и их доля в общем количестве компаний страны
Страна Округленное количество сертификатов ISO 14001 за период 1999-2016 гг. Доля компаний, имеющих сертификацию ISO 14001, от общего количества компаний в стране
Россия « 12 000 « 0,2%
Италия « 215 000 « 3,5%
Китай « 800 000 « 1%
Источник: составлено автором по данным «ISO Survey of certifications to management system standards». www.isotc.iso.org/ и OECD Stats www.stats.oecd.org.
Важно отметить, что корпоративному сектору стран, лидирующих на данный момент по темпам внедрения сертификатов экологического менеджмента, удается извлекать заметные доходы от освоения «зеленых» технологий и внедрения принципов устойчивого развития в промышленных производствах. Судя по рейтингу «Carbon Clean 200», в 2016 г. Китай, будучи лидером в области сертификации (имея количество сертификатов ISO 14001 в размере 137 230 шт.), находится также на первом месте в рейтинге компаний, извлекающих доходы от устойчивой энергетики. Япония, имея 27 372 сертификата, является третьей страной по количеству успешных доходных компаний, и такую корреляцию можно проследить по всем странам, представленным в табл. 2.
34 Рассчитано по данным «ISO Survey of certifications to management system standards» www.isotc.iso.org/livelink/livelink?func=ll&objId=18808772&objAction=browse&viewT ype=1 и OECD Stats www.stats.oecd.org/index.aspx?queryid=69557.
(Ti
Ь-1 Q
w Й
rl «
® s
>
я
g
к> o
Таблица 2
Количество полученных сертификатов соответствия стандарту ISO 14001 компаниями некоторых стран мира в 2005-2016 гг.
№ 2005 г. ISO (шт.)* № 2010 г. ISO (шт.)* Темп прироста 2005-2010, % № 2016 г. ISO (шт.)* Темп прироста 2010-2016, %
1 Япония 23466 1 Китай 58116 358 1 Китай 137230 136
2 Китай 12683 2 Япония 34852 49 2 Япония 27372 -21
3 Испания 8620 3 Испания 18347 ИЗ 3 Италия 26655 51
4 Италия 7080 4 Италия 17675 150 4 Великобритания 16761 17
5 Великобритания 6055 5 Великобритания 14346 137 5 Испания 13717 -25
6 США 5061 6 Респ. Корея 9681 95 6 Германия 9444 57
7 Респ. Корея 4955 7 Румыния 7418 886 7 Индия 7725 99
8 Германия 4440 8 Чехия 6629 212 8 Франция 6695 27
9 Швеция 3682 9 Германия 6001 35 9 Румыния 6075 -18
10 Франция 3289 10 Франция 5251 60 10 США 5582 27
46 Россия 185 18 Россия 1953 956 44 Россия 1037 -47
Примечание: накопленная динамика сертификатов.
Источник: составлено автором по данным «ISO Survey of certifications to management system standards», Международная организация по стандартизации, www.iso.org/the-iso-survey.html.
Заключение
Учитывая современные тенденции в развитии мирового хозяйства, России не удастся остаться в стороне от перехода к политике устойчивого «зеленого» роста. Процесс перехода к новому пути развития, основанному на природоохранных технологиях, вписывающихся в новый технологический уклад, открывает перед странами, и в том числе и перед Россией, ряд возможностей для повышения конкурентоспособности своих экономик в глобализирующемся мире, что в дальнейшем может обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни нашего населения. Опыт ведущих стран показывает, что бизнес может быть одновременно «зеленым» и прибыльным, причем доходы компаний могут увеличиваться высокими темпами.
В заключение стоит подчеркнуть и роль ТНК, выступающих в качестве эффективной преобразующей силы. За последние 25 лет в России в отдельных сегментах экономики начался процесс перехода к устойчивому развитию: формируется представление об устойчивом развитии на уровне компаний, изменилась бизнес-среда, появились новые отрасли, придерживающиеся принципа экологической ответственности, а существующие отрасли претерпевают изменения35. Если мы хотим перестать быть страной, основная доля доходов которой генерируется за счет экспорта углеводородов, компаниям необходимо принять глобальный вызов устойчивого развития и рассматривать его не только как угрозу, но и как источник возможностей для развития бизнеса. Придерживаясь ценностей устойчивого развития, бизнес может способствовать созданию вертикальных и горизонтальных связей в цепочках создания глобальной стоимости, производить и экспортировать товары конечной переработки, а не экспортировать сырье и природные ресурсы нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Порфирьев Б.Н. «Зеленый» фактор инновационной модернизации экономики: вызов для России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2016. № 3. С. 3-14.
2. Колюков Е. Война санкций // РБК. 28.04.2017. www.rbc.ru/economics /28/04/2017/590332Ь69а7947ае385244Ь0 (дата обращения: 20.12.2017).
3. Путин В.В. Заседание Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». www.kremlin.ru/ events/president/news/53602 (дата обращения: 25.12.2017).
35 Устойчивое развитие в России: руководство для транснациональных корпораций. МШУ «Сколково». 2016. www.amr.ru (дата обращения: 20.12.2017).
4. Боев, П.А., Буренко, ДЛ., Шварц, Е.А., Вакернагель М., Дьеп А, Хэнском Л., Катсунори И., Келли Р., Мартиндилл Дж., Зокаи Г. Экологический след субъектов Российской Федерации. Основные выводы и рекомендации / Всемирный фонд дикой природы (WWF). М.: WWF России. 2017 .
5. Бедрицкий А.И. Выступление советника Президента Российской Федерации, специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам климата на Международной научно-практической конференции «Повышение статистического потенциала для мониторинга целей устойчивого развития» 30 ноября 2017 г., Москва / Росстат. www.gks.ru/publish/cur/open/bedrizki.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
6. Бобылев С.Н., Соловьева С.В. Экологические приоритеты в целях устойчивого развития: российский контекст //Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2017 год / Под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2017. С. 26-41.
7. Иванов С. Б. Заседание Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». kremlin.ru/ events/president/news/53602 (дата обращения: 20.12.2017).
8. Колесниченко А. Минимум фосфатов // Аргументы и факты. www.aif.ru/ society/ecology/minimum_ftora_radi_baykala_poroshki_i_geli_budut_proizvodit_ po-evropeyski (дата обращения: 20.12.2017).
9. Сильвестров С.Н., Зинченко Ю.В. Устойчивое развитие и «зеленая» модернизация как условия перехода к новой промышленной революции // Мир новой экономики. 2017. № 3. С. 6-13.
ABOUT THE AUTHOR
Yulija Vladimirovna Zinchenko - Postgraduate Student of the Financial University under the Government of the Russian Federation, the faculty of international economic relations. Moscow, Russia. [email protected].
NEW CHALLENGES FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY
The challenges of the transition to a new model of sustainable economic «green» growth for the Russian economy are considered in this paper. The author suggests some directions of improving that process. The issue of compatibility of sustainable development and economic growth is raised. The author carries out the analysis of the implementation of environmental management systems by corporate sector of different countries and assesses the competitiveness of the Russian corporate sector in this process. The special importance of the transition of the Russian economy to a new, sustainable development path based on environmentally-friendly technologies and the importance of the participation of the corporate sector (in particular TNCs) in the implementation of that transition are emphasized. Keywords: sustainable development challenges, sustainable economic «green» growth, environmental responsibility, Russian economy competitiveness. JEL: Q01, Q56, О14.