Научная статья на тему 'Вызовы мирового экономического и финансового кризиса: Стратегический ответ оэср'

Вызовы мирового экономического и финансового кризиса: Стратегический ответ оэср Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЭСР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / OECD / WORLD CRISIS / ECONOMIC AND FINANCIAL CRISIS / ECONOMIC SUSTAINABILITY / ECONOMIC STABILIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешкова Татьяна Анатольевна, Вазякова Яна Александровна

В статье приводится оценка ОЭСР текущей и прогнозируемой ситуации в мировой экономике, ощущающей сегодня на себе последствия экономического и финансового кризиса. Представлены позиция ОЭСР по отношению к принятому «Группой двадцати» в ноябре 2008 г. Плану действий по повышению эффективности механизмов управления для восстановления экономического роста и достижения стабильности, а также возможный вклад ОЭСР в общие усилия по стабилизации мировой экономики, который может носить, в первую очередь, аналитический и рекомендательный характер. Рассматриваются основные подходы ОЭСР к стабилизации мировой экономики, обобщенные в документе «Стратегический ответ ОЭСР на финансовый и экономический кризис: вклад в глобальные усилия» и основывающиеся как на уже существующих правовых инструментах ОЭСР, так и на текущих результатах исследований и проектов различных комитетов ОЭСР и национальных ведомств стран-членов. Подробно рассматриваются два взаимосвязанных направления восстановления экономики, предусмотренные Стратегией ОЭСР. Первое направление включает политические меры, направленные на скорейшую стабилизацию экономики и ослабление влияния рецессии, в том числе: контроль финансового сектора, активизация взаимодействия финансовых институтов, поддержание конкуренции, инвестиционных потоков, повышение прозрачности налогов и эффективности управления. Второе направление всесторонняя стратегия предполагает принятие мер для поддержания устойчивого роста в долгосрочной перспективе, в том числе: стимулирование фискальной политики, поддержание открытости рынка и повышение эффективности проводимых реформ, развитие инновационной деятельности и увеличение инвестиций в человеческий капитал. Параллельно ОЭСР будет разрабатывать стратегии, помогающие правительствам постепенно ослаблять усилившееся в условиях кризиса государственное регулирование проблемных секторов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мешкова Татьяна Анатольевна, Вазякова Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OECD Strategic Response to the Financial and Economic Crisis

The article presents OECD estimation of a current and predictaible situation in global economy, having repercussions (feeling the consequences) of economic and financial crisis, and besides OECD attitude to the G20s Action Plan, accepted in November 2008, concerned with increase of controlling mechanisms efficiency for economic growth recovery and stability achievement, and also possible OECD contribution to joint efforts on economic stabilisation, which may carry, first of all, analytical and recommendatory (advisory) character. The article examines basic approaches to global economic stabilization, generalised in the document "OECD Strategic Response to the Financial and Economic Crisis. Contributions to the global effort" and based on both existing OECD legal instruments, and on current results of projects and investigations made by various OECD departments and national authorities of member states. Two interconnected directions of the economy restoration provided by OECD Strategic Response are in detail considered. The first direction includes political measures (policy action), aimed at the prompt stabilisation of the economy and easing of recession influence, including: the control of financial sector, activization of financial institutions interaction, maintenance of a competition and investment flows, increase of taxes transparency and management efficiency. The second direction all-round strategy (comprehensive strategy) assumes taking measures for steady growth maintenance in long-term outlook (prospect), including: stimulation of a fiscal policy, keeping markets open and increase of conducting reforms efficiency, development of innovative activity and augmentation of investments into the human capital. Simultaneously OECD will be developing strategies assisting authorities gradually weaken government regulation of economy problem sectors, which have strengthen in the conditions of (during) crisis.

Текст научной работы на тему «Вызовы мирового экономического и финансового кризиса: Стратегический ответ оэср»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Вызовы мирового экономического и финансового кризиса: стратегический ответ ОЭСР

Т.А. Мешкова, Я.А. Вазякова

Мешкова Татьяна Анатольевна - к. полит. н., директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики

Вазякова Яна Александровна - стажер-исследователь Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Государственного университета - Высшей школы экономики

Ключевые слова: ОЭСР, экономический рост, экономический и финансовый кризис, устойчивое развитие Key words: OECD, economic growth, economic and financial crisis, sustainablety development, economic stabilization

В статье приводится оценка ОЭСР текущей и прогнозируемой ситуации в мировой экономике, ощущающей сегодня на себе последствия экономического и финансового кризиса. Представлены позиция ОЭСР по отношению к принятому «Группой двадцати» в ноябре 2008 г. Плану действий по повышению эффективности механизмов управления для восстановления экономического роста и достижения стабильности, а также возможный вклад ОЭСР в общие усилия по стабилизации мировой экономики, который может носить, в первую очередь, аналитический и рекомендательный характер.

Рассматриваются основные подходы ОЭСР к стабилизации мировой экономики, обобщенные в документе «Стратегический ответ ОЭСР на финансовый и экономический кризис: вклад в глобальные усилия» и основывающиеся как на уже существующих правовых инструментах ОЭСР, так и на текущих результатах исследований и проектов различных комитетов ОЭСР и национальных ведомств стран-членов.

Подробно рассматриваются два взаимосвязанных направления восстановления экономики, предусмотренные Стратегией ОЭСР. Первое направление включает политические меры, направленные на скорейшую стабилизацию экономики и ослабление влияния рецессии, в том числе: контроль финансового сектора, активизация взаимодействия финансовых институтов, поддержание конкуренции, инвестиционных потоков, повышение прозрачности налогов и эффективности управления. Второе направление - всесторонняя стратегия - предполагает принятие мер для поддержания устойчивого роста в долгосрочной перспективе, в том числе: стимулирование фискальной политики, поддержание открытости рынка и повышение эффективности проводимых реформ, развитие инновационной деятельности и увеличение инвестиций в человеческий капитал. Параллельно ОЭСР будет разрабатывать стратегии, помогающие правительствам постепенно ослаблять усилившееся в условиях кризиса государственное регулирование проблемных секторов экономики.

В настоящий момент мировая экономика столкнулась с наиболее серьезным финансовым и экономическим кризисом за несколько последних десятилетий. Мировая экономическая система находится в состоянии рецессии, что также подтверждают данные последнего Экономического обзора [1], выпущенного ОЭСР в ноябре 2008 г., в котором, в частности, прогнозируется снижение уровня ВВП в странах ОЭСР как минимум на 1/3 процента в течение 2009 г. В других странах также наблюдается аналогичное снижение активности в экономической и финансовой сферах. Однако ОЭСР подчеркивает большую неопределенность текущей ситуации и опасается делать какие бы то ни было долгосрочные прогнозы. Указанный прогноз по снижению уровня ВВП был основан на допущении, что наиболее серьезный финансовый кризис, пик которого пришелся на середину сентября 2008 г., все же является

краткосрочным, однако он был настолько сильным, что снижение финансовой и экономической активности будет наблюдаться в течение всего 2009 г., после чего ожидается постепенная нормализация. Несмотря на то, что до сих пор непонятно, сколь долгим и насколько глубоким будет этот кризис для мировой экономики, его негативные последствия для реальной экономики уже ощущают многие страны, в которых наблюдаются повышение безработицы (прогнозное повышение в странах ОЭСР как минимум на 8 млн к 2010 г. или с 5,6% в 2007 г. до 7,2% в 2010 г. [2]; в мировом масштабе, согласно данным МОТ, численность безработных вырастет со 190 млн человек в 2007 г. до 210 млн человек в 2009 г. [3]; см. также Рис. 1), снижение общественного благосостояния и благосостояния отдельных семей, нарастающие социальная напряженность и нестабильность.

Рис. 1. Уровень безработицы в ряде стран ОЭСР

Источник: Elmeskov J0rgen. Economic projections for the US, Japan & Euro Area. P. 16.

Наиболее серьезные потери понесли строительная и автомобильная отрасли, значительно снизились товарные цены [4], что привело к резкому падению мирового торгового оборота (Рис. 2).

С текущими и прогнозируемыми показателями экономической ситуации в России, представленными в Экономическом обзоре, можно ознакомиться в разделе «Новые публикации» настоящего номера.

В создавшихся неблагоприятных условиях, в соответствии с миссией ОЭСР по содействию экономическому росту, развитию стран-членов ОЭСР и повышению их вклада в развивающиеся экономики, главным приоритетом ОЭСР, как и других авторитетных международных экономических институтов, является, прежде всего, поиск эффективных механизмов управления для снижения негативного влияния кризиса на экономику, а также восстановление доверия и стабильности финансовой системы.

Нынешний кризис происходит в условиях возросшей глобализации и взаимозависимости экономик различных стран, поэтому ответом на этот серьезный глобальный вызов не могут быть решения, рассматриваемые только с точки зрения интересов бизнеса или только с позиции национальных интересов отдельных стран.

Уникальная экономическая ситуация требует нетривиальных решений со стороны мирового сообщества.

Особенность нынешнего кризиса состоит в том, что он обусловлен не внешними причинами (например, решением ОПЕК или террористической атакой), а является порождением экономической и финансовой системы. Современная глобальная экономика, по мнению Генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гуррии, слишком интегрирована и взаимосвязана в функциональном плане, но при этом отсутствуют действительно эффективные и прочные международные правила и механизмы, которые могли бы ее регулировать. Кризис также свидетельствует о колоссальном разрыве между экономической и политической организацией мира. Соответственно в ближайшие месяцы должны быть пересмотрены правила глобальной финансовой и экономической системы и созданы эффективные многосторонние механизмы ее регулирования [5, 6].

Новые институциональные механизмы регулирования должны стать действительно глобальными, интегрированными и всеохватывающими, способными давать ответы на широкий круг вопросов, возникающих в различных странах. Тема выхода из кризиса стала основ-

Рис. 2. Изменение доли экспортных заказов для стран «Группы семи»

(отклонение от долгосрочного среднего значения, в процентных пунктах)

Источник: Elmeskov J0rgen. Economic projections for the US, Japan & Euro Area. P. 12.

ной на встрече лидеров «Группы двадцати» в ноябре 2008 г. в Вашингтоне. В ходе встречи широко обсуждался вопрос необходимости более тесного сотрудничества международных организаций как один из путей преодоления рецессии. Лидеры экономически развитых стран обратились к международным организациям с призывом оказать содействие в борьбе с кризисом и в меру своих возможностей выдвигать новые предложения по стабилизации мировой экономической ситуации. Обсуждение этих вопросов было продолжено и на весеннем саммите-2009 «Группы двадцати» в Лондоне.

Вклад ОЭСР в общие усилия по стабилизации мировой экономики, как подчеркнул ОЭСР А. Гуррия, может носить в основном аналитический и рекомендательный характер. Тесно сотрудничая с развивающимися экономиками и многими международными организациями, ОЭСР может взять на себя роль одного из основных участников и координаторов общей программы политических мер по восстановлению и укреплению мировой экономической системы. Широкая сеть экспертов и политиков из разных стран и непрерывно функционирующий межэкспертный диалог - вот сильные стороны

ОЭСР, позволяющие ей проводить релевантный анализ текущей ситуации и вырабатывать соответствующие рекомендации по различным направлениям экономической политики. Последовательно развивая стратегию расширения (Outreach Strategy), ОЭСР понимает необходимость и разрабатывает возможности активного участия в процессе стабилизации не только стран-членов ОЭСР, но и стран-партнеров, с которыми ОЭСР уже начала переговоры о вступлении (Чили, Эстония, Израиль, Россия и Словения) или расширяет сотрудничество с перспективой будущего членства (Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и Южная Африка). Следуя также логике Хайлигендаммского процесса, ОЭСР подчеркивает важность появления новых механизмов глобального управления, основанных на формуле G8+ или проходящих в формате Встреч ведущих экономик мира (Major Economies Meeting (MEM)). Выступая в январе 2009 г. в Финском институте международных отношений, А. Гуррия заметил: «Неважно как в конечном счете такой механизм будет называться (G8+, G8+5, G8+5+3, G33), главное, чтобы он был максимально репрезентативным и позволял вырабатывать эффективные коллективные ответы на глобальные вызовы» [6].

Основные подходы ОЭСР к стабилизации мировой экономики

В декабре 2008 г. ОЭСР подготовила стратегические рекомендации, отражающие основные подходы Организации в вопросах борьбы с финансовым и экономическим кризисом. Основные рекомендации ОЭСР сведены в единый документ «Стратегический ответ ОЭСР на финансовый и экономический кризис: вклад в глобальные усилия» [7] и основываются не только на уже существующих правовых инструментах ОЭСР, но и на текущих результатах исследований и проектов различных комитетов ОЭСР и национальных ведомств стран-членов. ОЭСР надеется, что документ окажет реальную поддержку Плану действий «Группы двадцати» (G20 Action Plan) по повышению эффективности механизмов управления для восстановления экономического роста и достижения стабильности [8, 9].

Стратегический ответ ОЭСР, разработанный совместными усилиями Совета, комитетов и Секретариата ОЭСР, ставит своей целью противостояние кризису и использование возможностей для построения более сильной, устойчивой и цельной мировой экономики. Для поддержания стабильного и устойчивого экономического роста ОЭСР предлагает свой план действий, основанный на двух взаимосвязанных направлениях восстановления экономики и включающий широкий круг инструментов, в том числе финансовое регулирование, корпоративное управление, фискальную политику, конкурентоспособность, содействие занятости, страхование и пенсионное обеспечение.

Первое направление включает политические меры, направленные на скорейшую стабилизацию экономики и ослабление влияния рецессии. Эти меры предполагают контроль финансового сектора, активизацию взаимодействия финансовых институтов, поддержание конкуренции, инвестиционных потоков, повышение прозрачности налогов и эффективности управления.

Второе направление - всесторонняя стратегия - предполагает принятие мер для поддержания устойчивого роста в долгосрочной перспективе. Данные меры включают стимулирование фискальной политики, поддержание открытости рынка и повышение эффективности проводимых реформ. Важным фактором является развитие инновационной деятельности и увеличение инвестиций в человеческий капитал. Параллельно ОЭСР будет разрабаты-

вать стратегии, помогающие правительствам постепенно ослаблять усилившееся государственное регулирование проблемных секторов экономики.

Несмотря на то, что кризис требует четких и быстрых решений, эксперты ОЭСР уверены, что другие серьезные вопросы, требующие консолидации международных усилий в долгосрочной перспективе, не должны оставаться без внимания. Проблемы, связанные с бедностью и неравенством, необходимо решать в первую очередь, однако нельзя забывать об обязательствах по постепенному увеличению помощи развитию и поддержке открытости рынка мировых инвестиций, финансовых и торговых потоков, а также выработке больших объемов чистой энергии и поиску ее альтернативных источников, оптимизации производственного процесса и увеличению доли экологически чистых производств в различных отраслях.

Выступая в поддержку Декларации «Группы двадцати» на пресс-конференции, состоявшейся 17 ноября 2008 г., А. Гуррия подчеркнул, что концентрация международных усилий только на первоочередных мерах по экономической стабилизации может привести к недостаточному учету других важных проблем, связанных с изменением климата, миграционными тенденциями, увеличением неравенства, помощью развитию, регулированием, реализацией Целей развития тысячелетия, а также реализацией Дохийской программы развития. «Мы должны продолжать процесс реформирования в том же духе, а также сохранять открытость мировой торговли и инвестиций, даже во время кризиса. Не стоит забывать, что эффективность зависит не только от конкурентоспособности, но и от эффективного регулирования и контроля. Хотя кризис выявляет наши слабости в результате чрезмерной экономической взаимозависимости, он также показывает нам исключительные возможности сотрудничества и нахождения общими силами наиболее правильного международного решения в период кризиса», - заметил А. Гуррия [10].

Создание эффективной и устойчивой мировой экономической системы требует вовлечения всех основных участников экономических отношений, а также более тесной координации между основными международными организациями, о чем уже, в частности, заявлялось на саммите «Группы восьми» в Хоккайдо в 2008 г. В связи с этим важным элементом Стратегии ОЭСР является налаживание контактов с представителями национальных органов власти и экспертами, непосредственно занимающимися стратегиями

выхода из кризиса, а также постоянное информирование широкой общественности и организация экспертного диалога по вопросам выхода из кризиса, показателям текущей и прогнозируемой экономической ситуации.

Следуя уже хорошо зарекомендовавшему себя принципу междисциплинарного и сетевого взаимодействия различных специалистов для решения масштабных задач, ОЭСР приступила к реализации разработанной Стратегии, объединив усилия всех своих профильных комитетов и структурных подразделений, каждое из которых будет реализовывать часть общей антикризисной стратегии (путем реализации исследований, проектов, консультаций и т.д.) в пределах своей компетенции в рамках текущей работы.

Основные инструменты ОЭСР для ответа на кризис

Для каждого из указанных направлений экономической стабилизации - финансового регулирования, поддержания конкуренции и повышения эффективности управления, с одной стороны, и восстановления устойчивого долгосрочного экономического роста, с другой -ОЭСР разработала комплекс инструментов, представленных ниже [7].

Финансы, конкуренция и управление. В контексте реформы управления финансовыми рынками ОЭСР предоставляет институциональные рамки для проведения долгосрочного диалога между различными политическими структурами по вопросам, находящимся в сфере их компетенции, будь то прозрачность, корпоративное управление, конкурентоспособность, налоговая система, пенсионное обеспечение, повышение грамотности в финансовой сфере, а также для взаимодействия между институциональными и рыночными структурами и обеспечения последовательности и эффективности реформ. ОЭСР будет продолжать работу по укреплению и реализации руководящих принципов и рекомендаций в этих областях. Результатами такой работы должны стать комплексный анализ и улучшение национальной политики в различных областях, а также более эффективная координация на международном уровне. Особое внимание будет уделяться созданию условий для эффективного регулирования и своевременному выявлению областей, в которых могут образоваться провалы в регулировании.

Хотя свободно и бурно развивающиеся рынки необходимы для экономического роста и процветания, последние события демонстрируют необходимость прочных и эффективных рамоч-

ных принципов для регулирования и контроля. По сути, кризис в равной степени был вызван как обвалом рынка, так и неэффективностью политики регулирования. Поэтому одной из основных задач на ближайшее будущее является построение прочного механизма управления и рамочных принципов регулирования для создания стимулов, которые позволят поддержать здоровый баланс между рынком, с одной стороны, и государственным вмешательством -с другой. Это может потребовать от государств укрепления соответствующих национальных институтов. Как показал финансовый кризис, существует взаимосвязь между процессами регулирования капитала, страхованием депозитов, условиями налогообложения, корпоративным управлением, конкурентной политикой, правилами финансовой отчетности и вознаграждением руководящих работников, которые все вместе формируют бизнес-среду, обладающую большей или меньшей степенью риска для принятия решений и их реализации. Поэтому ОЭСР считает, что все эти вопросы должны решаться в комплексе для обеспечения их эффективности.

А) Стимулирование

Одним из серьезных последствий кризиса является потеря доверия в банковской, страховой, пенсионной и других сферах. Не на все виды финансовых услуг распространяются регулятивные принципы управления. В условиях кризиса возникает риск введения чрезмерных или чрезвычайно дорогих мер регулирования. В связи с этим насущной задачей становятся разработка и стимулирование использования механизмов финансового взаимодействия, которые бы в меньшей степени зависели от вола-тильности рынков, и в большей степени определялись прозрачными и четкими принципами, такими как Руководящие принципы ОЭСР по качеству и эффективности регулирования (2005 OECD Guiding Principles for Regulatory Quality and Performance) [11].

Б) Корпоративное управление

Необходимо расширение международного сотрудничества, в том числе между организациями частного сектора, для обеспечения более эффективной координации и использования согласованных международных стандартов корпоративного управления, прежде всего Принципов корпоративного управления ОЭСР [12]. Система стимулов и вознагражде-

ний призвана привести в соответствие интересы корпоративного руководства с долгосрочными интересами компании и акционеров. Несоблюдение данного баланса может приводить к принятию дополнительных недальновидных рискованных решений, что в ряде стран усугубляется существующей системой налогообложения. Улучшения и дополнительного анализа требуют такие направления корпоративного управления, как управленческие ошибки при расчете рисков, действия руководства компаний, управление процессом выплаты вознаграждений и компенсаций, защита прав акционеров и др.

В) Налогообложение

Система налогообложения тесно связана с текущей финансовой ситуацией, с одной стороны, став одним из факторов кризиса, с другой - испытывая на себе его непосредственное влияние. Неэффективность налоговых условий может вызвать такие негативные явления, как злоупотребление имеющимися налоговыми льготами, недобросовестная налоговая конкуренция, стремление топ-менеджеров финансовых институтов руководствоваться краткосрочными, а не средне- и долгосрочными решениями, уход от регулятивных мер и налогов через менее прозрачную офшорную юрисдикцию.

Снятие налоговых барьеров, которые мешают эффективной работе финансовых рынков, особенно на международном уровне, может помочь странам выйти из кризиса и способствовать оживлению экономики. Данная мера должна включать отмену налоговых условий, затрудняющих выбор инвестора между прямыми инвестициями и коллективными инвестиционными механизмами, а также налоговых условий, являющихся барьером для использования различных финансовых продуктов, понижающих стоимость капитала. Правительствам также необходимо более широко включать налоговые инструменты в пакет антикризисных мер для финансовых институтов, а также анализировать, как те или иные инструменты могут влиять в дальнейшем на практику принятия этими институтами рискованных решений.

Г) Бизнес-среда и конкурентная политика

Конкурентная политика должна играть значительную роль не только при формировании пакета антикризисных мер для финансово-

го сектора и его реструктуризации, но и при последующем восстановлении системы. В период восстановления после финансового кризиса правительства должны поддерживать национальные производства и компании-«лидеры» путем предоставления субсидий и протекционистских мер.

Кроме того, наряду с мерами финансового регулирования, государства могут принимать срочные и ad-hoc меры для поддержки финансовых институтов в условиях резкого сокращения ликвидности, ухудшения ситуации на рынках заемного капитала и подорванного доверия инвесторов и вкладчиков. Данные меры включают дополнительные инвестиции и гарантии, покупку активов, вынужденные слияния и поглощения.

Однако под предлогом экономической стабилизации не должны нарушаться принципы и стандарты конкурентной политики. Несмотря на необходимость принятия вынужденных мер, конкурентная политика является необходимой частью решений, направленных на повышение благосостояния потребителей, стимулирование инноваций, повышение конкурентоспособности и производительности. Таким образом,в период кризиса перед властями стоит задача соблюдения основных принципов конкуренции при принятии мер, направленных на избежание резкого падения или разрушения доверия в финансовом секторе.

Д) Защита потребителей и образование

Сегодня как никогда ощущается потребность в более четких стандартах регулирования и международных кодексах поведения на рынках финансовых услуг. Принципиально важным является предоставление открытой и достоверной информации населению по реальной стоимости кредитов. Например, текущие условия ипотечного кредитования остаются непонятными для большинства потребителей. Эффективное финансовое образование и повышение грамотности в финансовых вопросах помогут населению осознать реальные риски и принимать решения, более адаптированные к индивидуальным потребностям и возможностям.

Восстановление устойчивого долгосрочного экономического роста. Основываясь на результатах своей экспертной работы, в том числе связанной с анализом открытости рынков, политики в области занятости, защиты окружающей среды, инноваций, а также

учитывая опыт разработки рекомендаций по комплексному политическому регулированию в различных областях, ОЭСР будет проводить мониторинг возможных политических мер по выводу экономик из кризиса, а также разрабатывать рекомендации для государств по возвращению стран на путь устойчивого экономического развития. При этом необходимо иметь в виду, что процесс восстановления экономики должен быть основан на экологически безопасных технологиях, учитывать передовые инновационные разработки, быть направлен на реализацию концепции «справедливого общества» (equitable society), расширяющего возможности и обеспечивающего поддержку и защиту наиболее уязвимых слоев населения. Основным вкладом ОЭСР могут стать долгосрочный анализ и разработка принципов обеспечения здорового баланса между государством и рынками, а также разработка стратегии постепенного снижения государственного вмешательства в частный сектор после преодоления экономического кризиса.

В нынешних условиях наиболее оптимальной политической стратегией, направленной на восстановление устойчивого долгосрочного экономического роста, является стратегия, включающая следующие компоненты:

• сохранение открытости рынков;

• эффективная макроэкономическая, налоговая политика и политика в области занятости для обеспечения стабильности и устойчивости;

• содействие более широкому использованию экологически безопасных и инновационных стратегий для достижения экономического роста;

• повышение эффективности помощи развитию;

• обеспечение баланса между рынком и государственной политикой и постепенное снижение государственного вмешательства.

А) Сохранение открытости рынков

Открытость мировых рынков для торговли и инвестиций является основным двигателем экономического роста и развития. Поэтому сохранение открытости - необходимое условие для долгосрочного роста и восстановления экономики. Однако наряду с потребностью в максимальной открытости рынков растут опасения по поводу возможных последствий либерализации, которая, по некоторым оценкам, может только усугубить кризисную ситуацию.

Если такие опасения приведут к невыполнению обязательств по многостороннему сотрудничеству и усилению протекционизма, то это, действительно, приведет к ухудшению кризисной ситуации и существенно затянет процесс восстановления экономики.

В этих условиях одним из приоритетов для ОЭСР и стран «Группы двадцати» является успешное завершение Дохийского раунда переговоров по ВТО. Рост официальных экспортных кредитов необходим для стабильного функционирования глобальной торговой системы. Почти во всех странах сегодня наблюдается инвестиционный протекционизм, который может только усиливаться по мере того, как в ответ на кризис будет происходить реструктуризация компаний и будут появляться новые категории инвесторов, включая государственные предприятия или суверенные фонды благосостояния из стран с развивающейся экономикой, не являющихся членами ОЭСР.

В связи с этим ОЭСР представляется идеальной площадкой для эффективного обсуждения и выявления выгод открытых рынков и последствий протекционизма. Кроме того, имеющиеся у ОЭСР инвестиционные инструменты, такие, например, как механизм взаимного мониторинга в рамках проекта ОЭСР «Свобода инвестиций» («Freedom of Investment») или обязательства, вытекающие из соответствующих правовых инструментов ОЭСР, позволяют Организации быть многосторонним форумом для эффективного противодействия инвестиционному протекционизму.

Б) Эффективная макроэкономическая, налоговая политика и политика в области занятости для обеспечения стабильности и устойчивости

Текущая рецессия будет сужать возможности для фискальной политики и увеличивать дефицит государственного бюджета из-за одновременного снижения доходов и необходимости увеличения расходов. Кроме того, будут существенно сокращаться возможности для социальной защиты, поскольку в большинстве стран ОЭСР в ближайшие месяцы резко ухудшится ситуация с занятостью.

В таких условиях меры структурной политики, в том числе обозначенные в документах ОЭСР «Переоценка стратегии занятости» (Reassessed Jobs Strategy) [13] и «Стремление к экономическому росту» (Going for Growth) [14], будут играть основную роль в укреплении устойчивости экономической системы

к возможным потрясениям. Устойчивость особенно важна в сложившейся ситуации, поскольку от этого зависит насколько значительными и глубокими будут последствия экономического кризиса. Стратегия ОЭСР будет включать анализ влияния финансовых рынков и финансового регулирования на долгосрочный рост и устойчивость, что должно также повысить возможности ОЭСР по мониторингу и контролю экономической ситуации как на общемировом, так и страновом уровне.

Очевидной угрозой рецессии является то, что она может значительно ослабить поддержку проводимых реформ, которые могут подчас ошибочно оцениваться как избыточные в текущих условиях и осложняющие вывод экономики из кризиса. В связи с этим такие приоритетные области реформ, как образование, здравоохранение и инновационная деятельность, должны быть поддержаны, а выделенное на них госбюджетное финансирование должно быть сохранено.

Одним из наиболее сложных вызовов для государств будет нахождение баланса между необходимыми кратко- и долгосрочными мерами, и ОЭСР будет помогать правительствам справиться с этим вызовом.

Наряду с высоким (и продолжающим расти) государственным долгом в большинстве стран ОЭСР, необходимо, чтобы надежная фискальная система обеспечивала долгосрочную финансовую стабильность, особенно в условиях растущих расходов и продолжающейся тенденции старения населения.

Другая среднесрочная задача - решительный переход политики, основанной на макроэкономической цикличности, к строгой, ясной, управляемой и прогнозируемой политике, независящей от фактора цикличности.

Кроме того, потребуется более целенаправленная государственная инвестиционная политика, в том числе предусматривающая более эффективную координацию инвестиционных стратегий на региональном уровне, на котором осуществляется большинство капитальных инвестиций.

В) Содействие широкому использованию экологически безопасных и инновационных стратегий для достижения экономического роста

Посткризисный спад не должен ослаблять усилия правительств по достижению долгосрочного экономического роста, основанного на низкоуглеродных технологиях. Отсрочка

с принятием необходимых мер может иметь слишком высокую цену для экономического и социального развития. Кризис дает возможность и стимулы для повышения эффективности использования энергии и природных ресурсов путем регулирования цен на них. Кроме того, появляются возможности для прекращения субсидирования устаревших технологий производства и потребления топлива, что будет иметь положительные последствия как для экологии, так и для госбюджета.

Поскольку многие стимулирующие меры будут включать инвестиции в инфраструктуру, имеющие долгосрочный эффект, важно, чтобы пакет необходимых мер был основан не на устаревших и экологически вредных, а на чистых и альтернативных технологиях производства энергии. Также необходимо, чтобы принимаемые меры предусматривали адаптацию производств к изменению климата. Инвестиции в новые, экологически безвредные технологии могут стать новым важным источником экономического роста - обоюдовыгодного как для экономики, так и для экологии, выигрышной («win-win») стратегией развития и распространения экологически чистых технологий. Использование таких технологий является основой для снижения будущих издержек от изменения климата. Реализация Стратегии ОЭСР в этом направлении будет основана на работе Организации в области природоохранной политики и анализе климатических изменений для экономики.

Инновации являются основным инструментом повышения производительности и достижения устойчивого роста экономики, а их роль в текущем контексте только возрастает. Для повышения отдачи от инноваций целесообразно использовать следующие стимулирующие меры: инвестиции в инфраструктуру широкополосных сетей, НИОКР в области экологически чистых технологий, инновации в области образования и профессиональной подготовки. Разрабатываемая в настоящее время Инновационная стратегия ОЭСР [15] будет в том числе включать рекомендации по поддержке и развитию инноваций в текущих условиях.

Г) Повышение эффективности

помощи развитию

Влияние кризиса на развивающиеся страны будет иметь серьезные последствия для восстановления экономик стран-членов ОЭСР. В свою очередь, распространение кризиса может еще сильнее ухудшить положение разви-

вающихся стран, например, вследствие изменения условий на рынках сельскохозяйственной продукции или вследствие снижения доступности необходимого продовольственного обеспечения в наименее развитых странах.

Следование принципам Эффективности помощи развитию, недавно подтвержденных в Аккрском плане действий (Accra Agenda for Action) и Принципам взаимодействия с неустойчивыми государствами и ситуациями, разработанным Директоратом по развитию сотрудничества (DAC Principles for Engagement in Fragile States and Situations) [16], должно содействовать усилиям по обеспечению эффективности и качества помощи развитию.

Д) Обеспечение баланса между рынком

и государственной политикой

и постепенное снижение

государственного вмешательства

Скоординированные меры в области фискальной политики стали важной частью краткосрочных действий в ответ на кризис. Немедленным и наиболее очевидным ответом на кризисную ситуацию было существенное вливание государственных ресурсов в частный сектор, либо прямым образом - через предоставление ликвидности, путем государственной капитализации банков и финансовых институтов, либо опосредованно - путем возросшего использования государственных субсидий и гарантий. Однако необходимо учитывать, что такие масштабные государственные интервенции могут иметь негативные последствия в среднесрочной перспективе, так как разрушают структуру мотивации домохозяйств, фирм, финансовых посредников, а также провоцируют протекционистские и/или антиконкурентные меры, наносящие ущерб бизнесу. Кроме того, они могут оказывать негативное влияние на структуру и размер государственного бюджета и долга, ставить под угрозу фискальную устойчивость, вызывать сокращение ресурсов для долгосрочного экономического роста, повышать стоимость мер по социальной защите населения. Иными словами, чрезмерное государственное регулирование обходится дорого для государственного бюджета, и как любое сильное лекарство хорошо лишь в малых дозах и может серьезно навредить здоровью пациента при длительном приеме в больших дозах [2].

Именно поэтому ОЭСР рекомендует, чтобы меры государственной интервенции были временными, целенаправленными и умеренны-

ми и применялись до тех пор, пока нормальный баланс между рынком и государственной политикой не будет восстановлен.

Это требует от государств горизонтального и комплексного подхода, основанного на тесной межведомственной координации (whole-of-governement approach), при котором различные антикризисные и восстановительные меры не противоречат и дополняют друг друга. ОЭСР планирует осуществлять мониторинг таких мер и оценивать последствия планируемых правительствами краткосрочных мер для долгосрочного стабильного роста. Кроме того, ОЭСР будет разрабатывать рекомендации по стратегиям постепенного сокращения государственного вмешательства и вывода государства из частного сектора. Другие международные организации поддержали эту инициативу ОЭСР и планируют сотрудничество с ней в данной области.

ОЭСР предусматривает три возможных типа результатов реализации Стратегии по каждому из указанных направлений: действия стран-членов и стран-партнеров ОЭСР (такие как инструменты или обязательства), политические рекомендации и мониторинг/контроль. Данные результаты, которые будут предложены ОЭСР в ближайшие недели и месяцы, должны внести существенный вклад в реализацию Плана действий «Группы двадцати». Работа будет проводиться в тесном сотрудничестве с другими организациями, вовлеченными в данный процесс. Перечень результатов, которые будут получены ОЭСР по всем указанным направлениям в краткосрочный период (до весенней встречи «Группы двадцати»), представлены в Приложении к документу «Стратегический ответ ОЭСР на финансовый и экономический кризис: вклад в глобальные усилия».

В обобщенном виде основные инструменты, предусмотренные стратегией ОЭСР, представлены в Таблице 1.

Важно отметить, что предлагаемый Стратегический ответ ОЭСР является очень гибкой программой мер, а многие инструменты пока находятся в стадии разработки и внедрения в общую программу мер и могут быть использованы в ближайшее время. Поэтому первоначальный перечень инструментов скорее всего будет расширяться, по мере появления новых, доказавших свою эффективность инструментов, соответствующих приоритетам Плана действий «Группы двадцати». Например, включение в перечень инструментов стратегии обмена информацией и опытом (communications and dissemination strategy) сейчас находится на ста-

Таблица 1. Основные инструменты Стратегического ответа ОЭСР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действия (actions, A) (обязательства, инструменты и т.д.) Политические рекомендации (policy recommendations, R) Мониторинг/контроль (monitoring/ surveillance, S)

Финансы,конкуренция и управление

Стимулирование + + +

Корпоративное управление + +

Налогообложение + +

Бизнес-среда и конкурентная политика + +

Защита потребителей и образование +

Качество регулятивного менеджмента + +

Устойчивый долгосрочный экономический рост

Сохранение открытости рынков + + +

Макроэкономическая, налоговая политика и политика в области занятости для обеспечения стабильности и устойчивости + +

Содействие более широкому использованию экологически безопасных и инновационных стратегий для достижения экономического роста + +

Повышение эффективности помощи развитию + + +

Обеспечение баланса между рынком и государственной политикой и постепенное снижение государственного вмешательства + +

Источник: OECD Srategic Response to the Financial and Economic Crisis. Contributions to the global effort.

bserver.org/news/fullstory.php/aid/2782/Economic_ crisis:The_long_term_starts_now.html.

3. The challenge of the financial crisis and faith in multilateralism. Remarks by Angel Gurria, OECD Secretary-General, delivered at the seminar in the Finnish Institute of International Affairs (Helsinki - Finland, 19 January 2009), available at: http://www.oecd.org/ document/46/0,3343,en_2649_34487_42024430_1_1 _1_1,00.html/.

4. Elmeskov, J. (2008) Economic projections for the US, Japan & Euro Area, available at: http://www.oecd. org/dataoecd/55/17/41666279.pdf.

5. Business ethics and OECD principles: What can be done to avoid another crisis? Remarks by Angel Gur-

дии обсуждения. Кроме того, предполагается, что система инструментов будет развиваться в зависимости от изменений характера и масштаба экономических последствий кризиса.

Литература

1. OECD (2008) Economic Outlook No. 84, November 2008, available at: http://www.oecd.org/document/18/ 0,3343,en_2649_33733_20347538_1_1_1_1,00.html.

2. Gurria A. (2008) Economic Crisis: The long term starts now, OECD Observer № 270/271 December 2008 - January 2009, available at: http://www.oecdo-

ria, OECD Secretary-General, delivered at the European Business Ethics Forum (EBEF) (Paris, France, 22 January 2009), available at: http://www.oecd.Org/document/3/0, 3343,en_2649_201185_42033219_1_1_1_1,00.html.

6. The challenge of the financial crisis and faith in multilateralism. Remarks by Angel Gurria, OECD Secretary-General, delivered at the seminar in the Finnish Institute of International Affairs (Helsinki - Finland, 19 January 2009), available at: http://www.oecd.org/document/46/ 0,3343,en_2649_34487_42024430_1_1_1_1,00.html.

7. OECD (2009) OECD Srategic Response to the Financial and Economic Crisis. Contributions to the global effort, available at: http://www.oecd.org/ dataoecd/33/57/42061463.pdf.

8. Declaration and Action Plan from the G20 Washington Summit, 15 November 2008, available at: http:// www.g20.org/Documents/g20_summit_declaration. pdf.

9. The G20 Leaders Summit on Financial Markets and the World Economy (November 14-15, 2008, Washington DC) Ed. by J.J. Kirton, available at: http://www. g20.utoronto.ca/g20leadersbook/index.html.

10. OECD welcomes G20 Declaration and offers support, available at: http://www.oecd.org/docume nt/57/0,3343,en_2649_201185_41685433_1_1_1_1, 00.html.

11. OECD (2006) Guiding Principles for Regulatory Quality and Performance, available at: http://www. oecd.org/dataoecd/3/51/36328053.pdf.

12. OECD (1999) Principles of Corporate Governance, available at: http://www.oecd.org/dataoecd/ 57/ 18/32159669.pdf.

13. OECD (2006) Boosting Jobs and Incomes. Policy Lessons from Reassessing the OECD Jobs Strategy, available at: http://www.oecd.org/dataoecd/47/53/36889821.pdf.

14. OECD (2008) Economic Policy Reforms: Going for Growth, available at: www.oecd.org/ecosnomics/go-ingforgrowth.

15. OECD (2008) OECD Innovation Strategy: Economic Policies for a Changing World, available at: http:// www.oecd.org/dataoecd/33/37/41965313.pdf.

16. OECD (2007) Principles for Good International Engagement in Fragile States and Situations, available at: http://www.oecd.org/dataoecd/61/45/38368714.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.