ПРАВО И ОБЩЕСТВО
ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА
А. В. ЗАХАРОВ, Н. Е. КОПЫТОВА, И. В. НАЛЕТОВА, Л. А. ПРОНИНА
В статье рассмотрены ассиметричные тенденции в развитии глобализации, которые порождают современные глобальные вызовы. Отмечено, что исторически первыми были осознаны экологические вызовы. Важнейшими современными вызовами глобализации становятся информационные вызовы. Показана возможность поиска путей разрешения противоречий глобальных вызовов посредством развития непрерывного образования.
Ключевые слова: глобализация, ассиметричность глобализации, глобальные вызовы, глобальные экологические вызовы человечеству, информационные вызовы, непрерывное образование, дополнительное образование.
Одной из самых спорных и широко обсуждаемых современных социально-экономических теорий становится теория глобализации. По мнению исследователей, глобализация несет в себе как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, глобализация делает мир единым, способствует процессам объединения экономических и политических систем, культурному диалогу, а с другой - идет фрагментация, диверсификация и дифференциация мира. Формируется глобальный разрыв между богатыми и бедными странами, огромное число людей не только не знакомы с достижениями современной цивилизации, но лишены пищи, питьевой воды, не могут получать образование, пользоваться услугами здравоохранения. Усиливающийся рост народонаселения приводит к массовым миграционным процессам, усилению мультикультурных взаимодействий в современном мире, распространению западных форм жизни на Востоке и незападных на Западе. Истощаются природные ресурсы, что приводит к энергетическим кризисам. Глобализируется терроризм, международная преступность. Нарастают причины мировых финансовых кризисов. Все это свидетельствует о неравномерности современных процессов глобализации, ее ассиметричности, противоречивости.
Противоречия глобализации проявляются во многих сферах. Политически нейтральные представления о глобализации как о сокращении времени и пространства сосуществуют с теорией развития экономики, связанной с рыночными ценностями. Развитие единой универсальной космополитической культуры сталкивается с процессами нарастания локальных тенденций, этни-
ческого ренессанса, развития культурного разнообразия. Глобализация рассматривается одновременно как гомогенный и гетерогенный процесс, усиливающий и подобия, и различия. С одной стороны, глобализация расширяет возможности для отдельных людей и целых стран и народов, с другой - усиливает эксплуатацию и тенденции культурного империализма. Одни видят в глобализации расширение демократии и прав человека, другие - разнообразие колониализма, эксплуатации, безработицы и бедности. Глобализация ассоциируется исключительно с экономическими процессами и одновременно затрагивает вопросы создание единого социокультурного пространства. Многие исследователи связывают современные процессы глобализации только с постмодер-ными изменениями, вызванными развитием информационных потоков и тенденций виртуализации, другие говорят о том, что причины возникновения глобализации можно увидеть несколько веков назад.
В. Б. Кувалдин выделяет несколько признаков современной глобализации, которые рождают такие противоречия [8]:
- нетривиальность путей, стихийно-сознательное формирование глобального мира. Нельзя сказать, что на формирование глобализации не оказывают влияния воля и силовое принуждение, в то же время глобальные тенденции во многом разворачиваются стихийно, как поиск решений глобальных проблем, как выход различных видов деятельности за национально ограниченные рамки;
- незапрограммированность результата. Сегодня нельзя точно сказать, к каким результатам приведет глобализация. Будет ли она продолжать-
ся дальше, захватывая все большие пространства и процессы, или она может быть обращена вспять, как это случилось в начале ХХ в. под влиянием двух мировых войн (правда такой сценарий большинством исследователей рассматривается как маловероятный);
- неравномерность процесса. Скорость и основательность глобализационных процессов сильно отличаются в зависимости от места, социальной среды, личных качеств индивида; в разных сферах глобализация также проявляет себя в разной степени, экономика сегодня более глобализирована, чем культура;
- высокая степень конфликтности. Современный глобальный мир очень разнообразен, в него входят сообщества, фундаментально отличающиеся друг от друга уровнем развития и образом жизни, существуют большие перепады потенциалов национально-государственных образований, обилие культур и цивилизаций, отсутствуют эффективные регуляторы глобальных процессов (если о таких вообще можно говорить);
- беспрецедентные возможности и угрозы кризисов невиданных масштабов. Глобализация -одно из самых грандиозных предприятий в истории человечества. В случае своего успешного осуществления она знаменует собой переход всего мирового сообщества на новый уровень развития, что не может происходить безболезненно, таит в себе большие угрозы, серьезные потрясения и может окончиться катастрофой. Одновременно глобализация раздвигает горизонты, создает уникальные исторические возможности, способствует зарождению новых форм жизни человека.
В современных исследованиях глобализации все чаще начинает употребляться термин «асимметричность», характеризуя множество сфер действительности: ассиметричные системы, ассимет-ричные рынки, информационная ассиметрия рыночной экономики, ассиметричная взаимозависимость, ассиметричные конфликты, ассиметрич-ные войны и т. д. Ассиметричность глобализации проявляется во всех ее процессах, влияниях на сферы общества, но в большей степени она определяет неравномерность, неравнозначность, раз-новеликость акторов глобализации, что выступает одним из главных вызовов глобализации. Причем «мягкая мощь» (культурное разнообразие, культурное влияние, нарастание тенденций мульти-культурализма) зачастую может в большей степени определять глобальную силу, чем привычные экономические, военные и политические рычаги влияния, что демонстрируют террористические
акты, современные рынки, международные конфликты [9].
Классические глобальные проблемы под влиянием нарастания ассиметричности современного мира становятся настоящими вызовами глобализации. Поскольку рамки статьи не дают возможности рассмотреть все современные вызовы глобализации, остановимся на трех наиболее важных: экологических, информационных, вызовах в сфере образования.
Эволюция глобальных проблем начинается с осознания, прежде всего, экологических проблем. Нарастание экологических угроз в последние десятилетия привели к формированию термина «экологические вызовы» (В. И. Данилов-Даниль-ян, А. В. Кацура, К. С. Лосов, З. А. Отарашвили,
О. Н. Яницкий и др.). Нами сформулирован термин «современные глобальные экологические вызовы человечеству» [6].
Наиболее опасными современными глобальными экологическими вызовами человечеству, на наш взгляд, являются следующие: экологическая война; экологический кризис; экоцид; экологический терроризм; глобальное потепление.
1. Экологическая война. В юридической литературе термин «война» практически не используется, применение получил термин «вооруженный конфликт». О войне говорят применительно к констатации состояния войны. Признание состояния войны - акт, посредством которого либо правительство страны, на территории которой имеет место вооруженный конфликт, признает, что последний является войной, подпадающей под действие всей совокупности законов и обычаев войны, либо правительство третьего государства заключает, что данный вооруженный конфликт -война, в отношении которой оно намерено занять нейтральную позицию [5].
Экологическая война - это совокупность действий, мер, предпринимаемых противниками в ходе продолжительного во времени, с определенной интенсивностью вооруженного конфликта, стороны которого в качестве основного (или преимущественного) средства используют уничтожение (существенное разрушение) окружающей среды, следствием которого может явиться экологическая катастрофа.
2. Экологический кризис. Сложились разные подходы к понятию «экологический кризис». В справочной литературе под ним понимается либо обратимое критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений,
либо нарушение взаимосвязей внутри экосистемы или необратимые явления в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью и угрожающие существованию человека как вида [12]. В научной литературе экологический кризис определяется как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой [1; 10].
Соглашаясь в целом с предложенными определениями, отметим, что экологический кризис как современный глобальный экологический вызов человечеству может быть определен в качестве существенного (т. е. превышающее установленный критический предел) нарушения равновесия в экологических системах, вызванное совокупностью антропогенных и природных причин, при превалировании антропогенных факторов, что ставит под угрозу экологическую безопасность планеты и существование человека как биологического вида.
3. Экоцид. Сегодня сложились различные подходы к понятию «экоцид». Первый подход исходит из широты значения экоцида: преступление, направленное на полное уничтожение (разрушение) экосистемы. Использование столь «размытых», неконкретных формулировок, по мнению Ю. Е. Соседовой, ведет к признанию экоцидом слишком большого числа совершаемых людьми деяний, и, конечно же, определения такого рода не могут быть зафиксированы в нормативно-правовых актах, а, следовательно, делают нереальным привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении этого преступления [13]. Второй подход обусловлен определением понятия «экоцид» через отдельные элементы: уничтожение среды обитания человека с угрозой уничтожения земной человеческой цивилизации; преднамеренное действие одного государства, использующего свои ресурсы для посягательства на население, культуру и производство биологического продукта другой страны, на ее природную среду; осознанное действие одного государства, направленное на разрушение окружающей среды другого государства-противника; враждебное воздействие на природную среду; вредоносное воздействие на окружающую среду в военных или иных враждебных целях; уничтожение среды обитания народа с помощью применения дефолиантов, разрушения дамб и других сооружений [2-4; 7; 11].
4. Экологический терроризм. В российской юридической науке предлагаются различные понятия экологического терроризма. Во-первых, экологический терроризм - деятельность или халатность, приводящая к ухудшению окружающей
среды. Однако, по нашему мнению, деятельность или халатность, приводящая к ухудшению окружающей среды (например, производственное загрязнение водоемов), безусловно, являются серьезными экологическими проблемами, но не представляют собой действий террористического характера. Во-вторых, действия или соответствующие угрозы, направленные на умышленное загрязнение окружающей среды. В-третьих, радикальные акции «зеленых» в защиту окружающей среды или экологический радикализм. К ним относят, например, прямое уничтожение техногенно опасных объектов, воспрепятствование проезду железнодорожных вагонов с радиоактивными отходами, уничтожение посевов геномодифицированных культур и др. Впервые отдельные случаи «зеленого» радикализма, например, блокада предприятий, деятельность которых представляет опасность для окружающей среды, были зарегистрированы в середине 1990-х гг. Широко распространенным явлением действия такого рода пока не стали, но уже сейчас международные эксперты предсказывают в недалеком будущем активизацию идей «зеленого» фундаментализма и радикальных действий защитников окружающей среды [15].
5. Глобальное потепление. Глобальное потепление занимает особое место в ряду современных глобальных экологических вызовов человечеству, ввиду того, что атмосфера планеты относится к числу общих благ, подвергшихся тотальной эксплуатации и постоянно усиливающемуся негативному антропогенному воздействию. Глобальное потепление - процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана.
Несмотря на различное проявление современных глобальных экологических вызовов человечеству, они представляют серьезную угрозу для существования человечества. В связи с этим борьба с ними является важной задачей человека, государства и всего международного сообщества.
В конце XX - начале XXI вв. наиболее опасными глобальными вызовами становятся информационные, что связано не только с развитием информационных технологий, переходом общества на новый, информационный этап развития, но и расширением понятия «экология», которая начинает рассматриваться как инвайронментальная составляющая современного мира, где информатизация выступает одним из главных элементов.
Общество не может жить и развиваться без информации - наиболее выраженной формы культуры общества, и человек в ней выступает и
созидателем, и распространителем, и хранителем информации, взаимодействуя по формуле «человек - информация - человек». Реальная жизнь людей всегда представляет собой информационное взаимодействие. Информация буквально пронизывает пространство, постоянно влияет на личностное содержание каждого из нас. Поэтому мы можем говорить об информационных вызовах современности, среди которых, на наш взгляд, особенно важными являются следующие: виртуализация жизни и деятельности (положительный или отрицательный фактор в развитии информационного общества); информационные войны; информационный терроризм; киберпреступления; информационное неравенство; информационная безопасность жизнедеятельности.
Использование информационных технологий, бурная информатизация привела к расширению мира за счет виртуальной реальности или киберпространства. Реальность удваивает в виртуальности свое разнообразие, воплощая в информационных двойниках подлинные вещи, идеи, отношения, самого человека, а емкость виртуального мира безгранична. В современных условиях информация, информационные ресурсы преодолевают географические границы, пространство и способствуют интенсификации обмена информацией. Это приводит к стиранию границ между центром и периферией (провинцией), противостояние которых приобретает новое звучание. Ранее новые художественные течения обычно начинались в центре (и их было относительно немного), и они активно притягивали к себе творческие личности, то есть «внешний мир» приходил сюда по собственному желанию для освоения новых техник и технологий. Сетевое взаимодействие приводит к появлению множества центров, в рамках которых создаются инновации.
У. Эко утверждает, что в ближайшем будущем общество разделится на два класса: тех, кто смотрит только телевидение, то есть получает готовые образы и готовое суждение о мире, без права критического отбора получаемой информации, и созерцает (чувственная, нерефлективная коммуникация) и тех, кто смотрит на экран компьютера, работает с ним, т. е. тех, кто способен отбирать и обрабатывать информацию [16]. Данные процессы, на наш взгляд, имеют ряд глобальных последствий.
Во-первых, это дальнейшее распространение виртуальной реальности совершенно нового качества. Благодаря новому информационному режиму современный социум становится не только проницаемым для любых информационных им-
пульсов, но и уязвимым перед деструктивными факторами, получившими в глобальной системе новые стимулы и возможности: их диапазон простирается в границах от терроризма до хакерства, стандартизации культурных ценностей, культурной экспансии, распространения манипулятивных технологий и т. п.
Во-вторых, виртуальное пространство становится средой общения и социализации, которое влияет на наш повседневный опыт и поведение в реальном мире. К ключевым свойствам виртуальной реальности принадлежат темпоральность и каузальность. Время здесь обратимо: нет «точки невозврата». Любое действие можно отменить, вернуться «на несколько шагов» назад, «сохраниться» и начать все заново.
В-третьих, влияние в обществе принадлежит тем, кто способен создавать новые коды, используемые для отражения реальности и выработки решений. Для понимания механизмов информационного воздействия на сознание следует использовать информологическую категорию «ин-фологема», которая представляет собой некачественную или ложную информацию. Они появляются в результате неосознаваемых заблуждений или сознательных, целенаправленных мани-пулятивных воздействий и воздействуют на человека в течение неограниченного времени, так как попадают в инфопотоки, инфофонд и тезаурусы, становятся их элементами и участвуют в формирование искаженной картины мира в сознании людей. Сегодня информационные войны, информационный терроризм и киберпреступления - это реальность, с которой сталкиваются миллионы людей.
Глобальным вызовом становится проблема «информационного неравенства». Суть проблемы состоит в неравном доступе к возможностям, предоставляемым современными информационными технологиями для достижения социальных и экономических целей. Это связано как с недостаточным уровнем развития человеческого потенциала, в том числе и информационной культуры, так и с отсутствием у людей необходимых аппаратных и программных средств, доступа к коммуникациям. Информационное неравенство - проблема не только и не столько отдельных людей, а целых стран и регионов. В настоящее время для измерения национальных информационных возможностей и информационного потенциала, возможности доступа и использования информации и информационных технологий в любой стране мира используют показатель «индекс информационного общества», включающий 23 переменные, раз-
деленные на 4 группы: компьютерная, информационная, социальная инфраструктура и Интернет-инфраструктура. Для определения качества информационного пространства, на наш взгляд, можно использовать показатель «индекс информатизации», включающий показатели компьютеризации, медиатизации, интернетизации. Опираясь на индекс информационного общества, можно утверждать, что информационное пространство наиболее качественно изменилось в Швеции, Норвегии, Финляндии, США, Дании, Великобритании. Россия в настоящее время находится приблизительно на 40 месте, но в нашем обществе расширяется информационность и информированность, растет компьютерная грамотность. В России только последние 2-3 года население стало беспокоиться в связи с отсутствием доступа к информационно-коммуникативным технологиям, а проблема приобретения персонального компьютера стала особенно острой.
Таким образом, в условиях глобализации информационные вызовы находят свое проявление на всех уровнях и касаются абсолютно всех.
Даже краткий анализ существующих вызовов глобализации, выявление основных противоречий глобализации, позволяет говорить о поиске пути выхода из сложившейся ситуации. Одним из таких выходов на сегодняшний момент может стать система образования, но и она сталкивается с существующими глобальными вызовами.
«Вызовы» информационного общества многообразны и предъявляют определенные требования к системе образования.
Оно должно ориентироваться на новые условия современной социокультурной ситуации, когда все большее влияние и распространение приобретает информация, которая в разных видах и формах предоставляет человеку возможность работать в интерактивном режиме, реализовать свои творческие идеи в виртуальном и реальном пространстве. Это в значительной мере обусловлено резким развитием информационных и телекоммуникационных технологий, изменением качественных характеристик информационной среды: доступности, способов распространения и распределения, открытости, структуры представления информации. Система образования в рассматриваемом контексте должна учитывать существенно возрастающую степень заинтересованности информационного общества в том, чтобы его граждане были способны оценивать, структурировать и интерпретировать полученную информацию, самостоятельно активно действовать и принимать решения на ее основе.
В феврале 2008 г. Правительством РФ утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [14]. Важнейшими направлениями ее реализации названы: повышение качества образования, расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования, дальнейшее развитие системы непрерывного обучения; увеличение объема и качества услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде; участие в международном информационном обмене. Приоритеты Стратегии свидетельствуют о том, что информационному обществу XXI в. необходима модель педагогической науки, позволяющая развиваться личности в течение всей жизни, способствующая её полной самореализации.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., современному развивающемуся обществу нужны специалисты высокообразованные, компетентные, нравственные, предприимчивые, уверенные, толерантные, коммуникабельные, способные к сотрудничеству.
Таким образом, традиционная система образования, которую человек покидает уже в юности, не может решить сложившиеся проблемы глобального мира. В современных условиях дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование становится необходимым условием формирования глобальной ответственности как конкретного человека, так и социальных групп и общностей.
Идея непрерывного образования как средство разрешения противоречий в результате резко возникшей динамики социального развития, информатизации общества, превращения науки в производительную силу, актуализировала многие традиционные для педагогической науки проблемы. Одна из них - готовность специалиста к самостоятельной информационной деятельности, ориентированной на целенаправленное получение и совершенствование профессиональных знаний в продолжение социально активной жизни.
Обучение специалиста в режиме непрерывного образования предполагает владение не просто некоторыми навыками работы с все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, а способность с их помощью «добывать» это новое знание, самостоятельно выстраивая целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде. Чем больше готов специалист к самоуправ-
лению познавательным процессом в информационной среде, тем успешнее личностный рост профессионала, его социальная востребованность, тем больше его вклад в расширение социокультурного пространства, тем выше его социальная значимость.
Дополнительное профессиональное образование включает все виды повышения квалификации и переподготовки, являясь компонентом непрерывного образования.
В «Меморандуме непрерывного образования» Европейской Ассоциации Образования в качестве одной из ключевых позиций развития образования в современных условиях были обозначены инновационные методики преподавания и учения, развивающие личную мотивацию, критическое мышление и умение учиться.
Анализ международного опыта в области образования взрослых позволяет выделить ряд принципов, способствующих эффективности его организации:
- принцип непрерывности;
- принцип адресности, проявляющийся в конкретизации целей и содержания обучения применительно к различным субъектам обучения;
- принцип доступности;
- принцип вариативности, обеспечивающий высокую степень свободы и творчества в выборе образовательной модели и образовательного маршрута;
- принцип гибкости, основанный на сочетании в процессе обучения самых разных моделей, стратегий, технологий и форм обучения;
- принцип социальной востребованности образовательных результатов, выражающийся в социальной заинтересованности, наличии моральных и экономических стимулов для непрерывности обучения;
- принцип интеграции.
Развитие непрерывного образования требует от системы образования новых организационноэкономических решений в реализации программ повышения квалификации, переподготовки взрослого населения. Расширение масштабов непрерывного образования влечет необходимость новых управленческих решений, обеспечивающих доступность соответствующих образовательных программ, в частности, для обеспечения достаточного образовательного уровня работников разных регионов России.
Отличие инновационного образовательного процесса от традиционного состоит в том, что в нем ставятся иные цели и ценности образования. Ими становятся не только знания, умения и навы-
ки, необходимые для выполнения определенных функций профессиональной деятельности (проектировочной, конструктивной, гностической и др.) и решения профессиональных задач. Знания, умения и навыки важны не сами по себе, не как конечная цель обучения, а лишь как средство достижения более значимой цели - формирования активной, творческой, созидательной деятельности специалиста. Инновационный образовательный процесс во взаимодействии с научноисследовательским и производственным процессами создают условия для подготовки специалистов на деятельностной основе. То есть человек, постоянно возвращающийся в систему образования, обновляющий свои знания, умения и компетенции не только сможет прогнозировать дальнейшее развитие глобальных вызовов, но и активно бороться с ними, предлагая реальные пути выхода из сложившейся ситуации. В конечном итоге, это будет способствовать уменьшению ас-симетрии современных процессов глобализации.
Литература
1. Бринчук М. М. Экологическое право. М., 2005. С. 24.
2. Вейсберг Б. Что мы понимаем под экоцидом? // Экоцид в Индокитае. М., 1972. С. 16.
3. Гагаров Н. Н. Экоцид - международное преступление // Актуальные вопросы государства и права на современном этапе / отв. ред. В. Ф. Волович. Томск, 1983. С. 164.
4. Галяметдинова А. Ю. Угроза экоцида // Московский журнал международного права. 1998. № 2. С. 145.
5. Давид Э. Принципы прав вооруженных конфликтов. М., 2000. С. 112.
6. Захаров А. В. Современные глобальные экологические вызовы человечеству: к проблеме определения понятия и классифицирования // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 12 (68). С. 51-52.
7. Клюев Н., Румак В. Вьетнам: полигон экоцида. иКЬ: Шр://№^^ greensalvation.org/Russian/ Соор-eration/Bereginya/11_02/19-1 .Ыт
8. Кувалдин В. Б. Глобальный мир: экономика, политика, международные отношения. М., 2009. С. 18-19.
9. Налетова И. В. Социокультурные особенности современных процессов глобализации // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 12 (68). С. 44.
10. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика. М., 2006. С. 95-96.
11. Решетов Ю. А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М., 1983. С. 128.
12. Словарь по естественным наукам. Глосса-рий.ру. URL: http://slovari.yandex.ru
13. Соседова Ю.Е. Экоцид в системе преступлений против мира и безопасности человечества по Уголовному кодексу РФ // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире. Тамбов, 2004. С. 91.
14. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 7 февраля 200S г. № Пр-212 // Рос. газ. 200S. № 4591. 1б февр.
15. Хвощев В. Е., Яминева Ю. Б. Современный мир: возрастание угроз экологического терроризма. URL: http://www.polit.susu.ac.ru/enviroterrorism. shtml.
16. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. URL: http: //www.artinfo.ru/text
* * *
CHALLENGES OF GLOBAL WORLD
A. V. Zakharov, N. E. Kopytova, I. V. Naletova,
L. A. Pronina
This article studies asymmetric tendencies in development of the globalization, which cause the modern global challenges. It is mention that, historically, environmental challenges have been realized before the others. Information challenges are becoming the most important modern ones of the globalization. The possibility to find the ways of settlement of contradictions of the global challenges by means of development of continuous education is demonstrated.
Key words: globalization, asymmetric property of globalization, global challenges, global environmental challenges to humanity, information challenges, continuous education, supplementary education.