Предисловие главного редактора
ВЫЗОВ МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫХ Оф. Русакова
КОММУНИКАЦИЙ
Русакова Ольга Фредовна
доктор политических наук, профессор, зав. отделом философии Института философии и права УрО РАН, Президент МАДИ
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
Социокультурная реальность столь же глобальна, как и пресловутый мировой финансовый кризис, о котором сегодня говорят все. Однако далеко не все осознают, что финансово-экономические катаклизмы, обозначенные словом «кризис», связаны не только со спекулятивной природой современного капитала, но и с глубокими ментальными процессами. Кризис как разруха начинается с головы. Превращение рыночной ценностной ориентации в ранг мировой религии не могло не привести к деформации реальности, как социальной, так и виртуальной. В итоге обожествляемая рыночными фундаменталистами «невидимая рука рынка» показала всем фигуру из трех пальцев.
Авторы настоящего выпуска альманаха обращаются к ментальным аспектам социокультурных коммуникаций, которые в значительной степени влияют на формирование
интеллектуального ландшафта современного мира. В центре внимания - разнообразие идей, дискурсов, концептов, верований, образов, смыслов, которые находятся в состоянии микса, диалога, вызова, амбивалентности. Основная тенденция такова: мультимыслие в современном медиапространстве оборачивается мультикультурным плюрализмом и контрапунктом. Ирония, гротеск, монструозность характеризуют эстетику мультикультурности. Данные моменты отмечает, в частности, в своей статье, посвященной современной испаноаме-риканской литературе, профессор из Мексики Кармен Альварес Лобато.
Многие статье посвящены разным аспектам и вопросам философских коммуникаций в контексте определенной ситуации диалога культур. К примеру, профессор из Франции Мариз Денн, считает, что углубление диалога «Гуссерль-Хайдеггер», доведенное до новой постановки онтологического вопроса, может помочь в решении проблем, касающихся особенностей взаимодействия России и Запада.
Для наших авторов принципиально важным является обращение к антропологической сердцевине философских и культурно-этических коммуникаций. Данная тема - в центре внимания статей наших постоянных авторов - К.С. Романовой, А.С. Гагарина, Е.А. Степановой. Современным прочтением трудов известных мыслителей отличается серия статей, помещенных в рубрике «Галерея», которую курирует профессор Б.В. Емельянов.
Различные аспекты массовых политических коммуникаций эпохи глобализации получили освещение в работах М.А. Фадеичевой, Н.А. Комлевой, А.Г. Наронской, А.С. Кузнецова. Читатель здесь встретится с интересными понятиями и терминами, с такими, к примеру, как «парадипломатия» и «комбатант». С анализом конфликтных политических коммуникаций современности читателей знакомят оригинальные статьи С.В. Мошкина, Л.Г. Фишмана, В.С. Мартьянова, В.Л. Берсенева и др.
В настоящем выпуске впервые появилась
7
т со и р. //") ^
ИСКУПС ЦП ДискУРс глобальных социокультурных коммуникации
рубрика «Юридический дискурс». Ее представляют доктора юридических наук, наши постоянные авторы В.Н. Руденко и М.Ф. Казанцев. В фокусе их внимания такие юридические феномены как дискурс суда и договора.
Не ошибусь, если скажу, что многие читатели альманаха давно и заслуженно полюбили рубрику «Афористикон». В этот раз нас снова приглашают на пиршество ума известные фи-лософы-афористы М.А. Малышев и А.А. Ко-ряковцев. Размышляя над афоризмами вместе с авторами, удивляешься, казалось бы, очевидному: «А народ-то - голый!».
Надеемся, что любознательный читатель зацепится глазом за статьи, посвященные таким социокультурным новообразованиям, как глэм-культура, этичный маркетинг, о которых идет речь в статьях О.Ф. Русаковой и А.Ю. Смирновой. Любители же «игры в бисер» наверняка получат удовлетворение от смакования логических процедур модального дискурс-анализа, которые приготовил «шеф-повар» одноименной рубрики профессор В.О. Лобовиков.
Желаю всем хорошего интеллектуального аппетита.
ДИСКУРС ИРОНИИ А.В. Александрова
В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Александрова А. В.
Уральский государственный университет им. Горького, г. Екатеринбург
Ирония превращает то, что для человека непереносимо, враждебно и тревожно в противоположное, затевая своего рода игру слов и действий, обозначаемых этими словами (Философские идеи Людвига Витгенштейна. - М., 1996. - 169 е., ИФРАН, 1996).
Коммуникативные практики отражают способ восприятия актуальной реальности и ее артикуляции, формируют стереотип реагирования на происходящее вокруг нас и соответствующую им модель поведения. Сегодня, феномен повседневных коммуникаций в отношениях людей породил вербально артикулированную форму содержания сознания - дискурс иронии.
Ирония, начинает доминировать в современном социокультурном пространстве, создав модель взаимодействия в форме гипертрофированного нарратива юмора и стеба. В диалогах (вопросах, ответах, адресованных собеседнику или целой аудитории) все чаще фигурирует,
проговаривается ироничный, шутливый нар-ратив, облекающий в насмешливые формы скрываемую истину или приоткрывая ее.
Возникает вопрос, почему в постмодернистском обществе актуализировалась такая коммуникативная модель взаимодействия, которая сегодня стала нормой и транслируется в повседневной культуре (СМИ, особенно структура эфира таких телеканалов как ТНТ, СТС), практики повседневного взаимодействия (Бурдьё П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. - Том I, 1998. - № 2.).
Если мы посмотрим на то, что и как мы говорим в повседневных практиках, то обнаружим, что социокультурное пространство общества, в котором мы живем, представляет собой семантическое поле с множеством контекстов, в котором существует дискурс иронии и самоиронии как текст, как его вербализованное значение и его интерпретация (Умберто Эко «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». М., Симпозиум, 2006 г.). Контекст проговаривания и говорения включает в себя объективированное выражение нашего сознания (Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с. - (Мир энциклопедий, см. дискурс) в тексте, коммуникации, и аксиологические системы говорящего и создающего ироничный текст, а так же его культурный опыт
8