Научная статья на тему 'Вызов мультикультурных коммуникаций'

Вызов мультикультурных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
94
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вызов мультикультурных коммуникаций»

Предисловие главного редактора

ВЫЗОВ МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫХ Оф. Русакова

КОММУНИКАЦИЙ

Русакова Ольга Фредовна

доктор политических наук, профессор, зав. отделом философии Института философии и права УрО РАН, Президент МАДИ

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Социокультурная реальность столь же глобальна, как и пресловутый мировой финансовый кризис, о котором сегодня говорят все. Однако далеко не все осознают, что финансово-экономические катаклизмы, обозначенные словом «кризис», связаны не только со спекулятивной природой современного капитала, но и с глубокими ментальными процессами. Кризис как разруха начинается с головы. Превращение рыночной ценностной ориентации в ранг мировой религии не могло не привести к деформации реальности, как социальной, так и виртуальной. В итоге обожествляемая рыночными фундаменталистами «невидимая рука рынка» показала всем фигуру из трех пальцев.

Авторы настоящего выпуска альманаха обращаются к ментальным аспектам социокультурных коммуникаций, которые в значительной степени влияют на формирование

интеллектуального ландшафта современного мира. В центре внимания - разнообразие идей, дискурсов, концептов, верований, образов, смыслов, которые находятся в состоянии микса, диалога, вызова, амбивалентности. Основная тенденция такова: мультимыслие в современном медиапространстве оборачивается мультикультурным плюрализмом и контрапунктом. Ирония, гротеск, монструозность характеризуют эстетику мультикультурности. Данные моменты отмечает, в частности, в своей статье, посвященной современной испаноаме-риканской литературе, профессор из Мексики Кармен Альварес Лобато.

Многие статье посвящены разным аспектам и вопросам философских коммуникаций в контексте определенной ситуации диалога культур. К примеру, профессор из Франции Мариз Денн, считает, что углубление диалога «Гуссерль-Хайдеггер», доведенное до новой постановки онтологического вопроса, может помочь в решении проблем, касающихся особенностей взаимодействия России и Запада.

Для наших авторов принципиально важным является обращение к антропологической сердцевине философских и культурно-этических коммуникаций. Данная тема - в центре внимания статей наших постоянных авторов - К.С. Романовой, А.С. Гагарина, Е.А. Степановой. Современным прочтением трудов известных мыслителей отличается серия статей, помещенных в рубрике «Галерея», которую курирует профессор Б.В. Емельянов.

Различные аспекты массовых политических коммуникаций эпохи глобализации получили освещение в работах М.А. Фадеичевой, Н.А. Комлевой, А.Г. Наронской, А.С. Кузнецова. Читатель здесь встретится с интересными понятиями и терминами, с такими, к примеру, как «парадипломатия» и «комбатант». С анализом конфликтных политических коммуникаций современности читателей знакомят оригинальные статьи С.В. Мошкина, Л.Г. Фишмана, В.С. Мартьянова, В.Л. Берсенева и др.

В настоящем выпуске впервые появилась

7

т со и р. //") ^

ИСКУПС ЦП ДискУРс глобальных социокультурных коммуникации

рубрика «Юридический дискурс». Ее представляют доктора юридических наук, наши постоянные авторы В.Н. Руденко и М.Ф. Казанцев. В фокусе их внимания такие юридические феномены как дискурс суда и договора.

Не ошибусь, если скажу, что многие читатели альманаха давно и заслуженно полюбили рубрику «Афористикон». В этот раз нас снова приглашают на пиршество ума известные фи-лософы-афористы М.А. Малышев и А.А. Ко-ряковцев. Размышляя над афоризмами вместе с авторами, удивляешься, казалось бы, очевидному: «А народ-то - голый!».

Надеемся, что любознательный читатель зацепится глазом за статьи, посвященные таким социокультурным новообразованиям, как глэм-культура, этичный маркетинг, о которых идет речь в статьях О.Ф. Русаковой и А.Ю. Смирновой. Любители же «игры в бисер» наверняка получат удовлетворение от смакования логических процедур модального дискурс-анализа, которые приготовил «шеф-повар» одноименной рубрики профессор В.О. Лобовиков.

Желаю всем хорошего интеллектуального аппетита.

ДИСКУРС ИРОНИИ А.В. Александрова

В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Александрова А. В.

Уральский государственный университет им. Горького, г. Екатеринбург

Ирония превращает то, что для человека непереносимо, враждебно и тревожно в противоположное, затевая своего рода игру слов и действий, обозначаемых этими словами (Философские идеи Людвига Витгенштейна. - М., 1996. - 169 е., ИФРАН, 1996).

Коммуникативные практики отражают способ восприятия актуальной реальности и ее артикуляции, формируют стереотип реагирования на происходящее вокруг нас и соответствующую им модель поведения. Сегодня, феномен повседневных коммуникаций в отношениях людей породил вербально артикулированную форму содержания сознания - дискурс иронии.

Ирония, начинает доминировать в современном социокультурном пространстве, создав модель взаимодействия в форме гипертрофированного нарратива юмора и стеба. В диалогах (вопросах, ответах, адресованных собеседнику или целой аудитории) все чаще фигурирует,

проговаривается ироничный, шутливый нар-ратив, облекающий в насмешливые формы скрываемую истину или приоткрывая ее.

Возникает вопрос, почему в постмодернистском обществе актуализировалась такая коммуникативная модель взаимодействия, которая сегодня стала нормой и транслируется в повседневной культуре (СМИ, особенно структура эфира таких телеканалов как ТНТ, СТС), практики повседневного взаимодействия (Бурдьё П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. - Том I, 1998. - № 2.).

Если мы посмотрим на то, что и как мы говорим в повседневных практиках, то обнаружим, что социокультурное пространство общества, в котором мы живем, представляет собой семантическое поле с множеством контекстов, в котором существует дискурс иронии и самоиронии как текст, как его вербализованное значение и его интерпретация (Умберто Эко «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». М., Симпозиум, 2006 г.). Контекст проговаривания и говорения включает в себя объективированное выражение нашего сознания (Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с. - (Мир энциклопедий, см. дискурс) в тексте, коммуникации, и аксиологические системы говорящего и создающего ироничный текст, а так же его культурный опыт

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.