Научная статья на тему 'Дискурс мифотворящий'

Дискурс мифотворящий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурс мифотворящий»

предисловие главного редактора 1уЙСКурС ИШ

О.Ф. Русакова

ДИСКУРС МИФОТВОРЯЩИЙ

Русакова Ольга Фредовна

доктор политических наук, профессор, зав. отделом философии Института философии и права УрО РАН

Дорогие читатели!

Обращение к дискурсу современных мифологий для нашего альманаха соврешенно логично и закономерно. Конструирование мифов -функциональное свойство дискурсов, вращающихся в сферах культуры и политики. Причем, мифотворящая сила дискурсов при переходе от одной эпохи к другой, отнюдь, не ослабевает, а, наоборот, все более усиливается.

Логоцентрический, рационалистический дискурс, начавший свое триумфальное шествие в эпоху Просвещения, в Х1Х-ом столетии начинает испытывать серьезную конкуренцию со стороны дискурсов, формирующих мифологии индустриальной эпохи.

ХХ-й век продемонстрировал широкие медийные и политические возможности для развития и функционирования новых мифотворящих дискурсов. Век толп, сформировав массового человека, ставшего главным заказчиком и потребителем современных мифологий, породил особый тип индустрии по производству и распространению мифотворящих дискурсов.

В эпоху массовой культуры и массовых коммуникаций дискурсное мифопроизводство становится весьма престижным и прибыльным делом. Им занимаются армады кинематографистов,

тележурналистов, деятелей шоу-бизнеса, модельного и галерейного бизнеса, специалисты в сфере рекламы, PR, брендинга, политконсалтинга и шоу-политики.

Главным результатом массированной деятельности фабрик грез и звезд, производящих мифотворящие дискурсы, является формирование мифозависимого сознания, для которого миф становится ментальным наркотиком, психологической потребностью и опорой. Без постоянных инъекций мифосодержащих дискурсов массовый человек рискует утратить значимые ценностные ориентиры в мире, где реклама, шоу-кумиры и медиа-идолы диктуют нормы и правила жизни. Вот почему в эпоху победившего масскульта и гламура мифотворящий дискурс востребован как никогда.

Конечно, производство мифотворящих дискурсов полностью не монополизировано институтами массовой культуры. Современные интеллектуальные искусства, философские, религиозные и научные практики также активно участвуют в продуцировании мифосозидающих дискурсов. Успешно занимаются мифотворческой деятельностью государственные, партийные и общественные институты. Ко всем этим и иным источникам формирования мифотворящих дискурсов и обращено исследовательское внимание авторов настоящего выпуска альманаха.

Дискурсы современных мифологий рассматриваются в альманахе с различных теоретических позиций и методологических приемов дискурс-анализа. Определенное внимание уделяется персоналиям, внесших весомый вклад в изучение и анализ классических и современных мифологий. Среди них - А. Лосев, Р. Барт, Ж.Бодрийяр, У.Эко.

На страницах альманаха представлен ряд авторских концепций структуры мифа. В этом плане обращаем внимание читателей на статьи коллег из Мексики (Мариано Родригес Гонсалес), Кыргызстана (Д.В.Субботин) и г. Краснодара (В. П. Гриценко).

Следуя традиции, в рубрике «Галерея» мы говорим о мыслителях, оказавших значительное влияние на развитие отечественной философии и науки. В этом номере основное внимание уделяется фигуре Георгия Валентиновича Плеханова, чей 150-летний юбилей российская общественность отмечала в 2006 году.

В рубрике «Персона» представлено одно из последних интервью с человеком-легендой, выдающимся философом и публицистом А. А. Зиновьевым. Его мы получили по почте буквально за несколько дней до кончины Александра Александровича. Он был тяжело болен, но тем

дискурс современных мифологий

не менее очень внимательно отнесся к нашим вопросам.

Вовлеченные в живую политику читатели, наверняка заинтересуются сюжетом рубрики «Трибуна», которую, как всегда, в острополемическом стиле ведет известный уральских политолог С. В. Мошкин.

Снова в нашем альманахе присутствует рубрика «Знатный гость». В первый раз мы ее ввели, когда с коллективом нашего института и членами редколлегии альманаха встречался директор Института философии РАН, академик

A. А. Гусейнов («Дискурс-Пи», 2004). В этот раз читатели могут узнать много интересного о жизни и творчестве другого нашего знаменитого гостя - М.

B. Ильине, известного российского специалиста в области политического дискурс-анализа, докторе политических наук, профессоре, зав. кафедрой сравнительной политогогии МГИМО. Михаил Васильевич приехал к нам в Екатеринбург в декабре 2006 г., чтобы принять участие в работе Первой международной научно-практической конференции «Дискурсология: методология, теория, практика». Кстати, в рубрике «Конференц-зал» читатели могут познакомиться с полным текстом его доклада, прочитанном 15 декабря 2006 г. на одной из сессий конференции. Там же мы поместили тексты докладов других участников конференции, которые по тем или иным причинам не вошли в опубликованный ранее сборник материалов.

Как всегда, мы предоставляем возможность

МИФОЛОГИКИ

апробировать свои идеи на страницах альманаха молодым исследователям - аспирантам, магистрантам, студентам. В их работах дискурс-анализ современных мифов приобретает новые исследовательские ракурсы, вы-является мифологическое содержание ряда понятий, концептов и теорий, к примеру таких, как концепт справедливости (статья А. Г. Шабурова), теория парадипломатии (статья А. С. Кузнецова), эпистемологические теории (статья В. А. Медведева).

В настоящем номере альманаха мы продолжаем публиковать афоризмы известного российского и мексиканского философа М. А. Малышева, посвященные вечным экзистенциальным понятим и переживаниям. Ну а «Клуб дядюшки ЛЮ», надеемся, развлечет наших читателей иронически-интеллектуальной прозой из серии «Идиотские философские сказки» и псевдонаучным анализом известного персонажа по имени Балда. Хотим также предупредить, что дискурс материалов, помещенных в рубрике «Эссе» может ненароком оказать инфернальное воздействие на о собо впечатлительные натуры. Поэтому, будьбе бдительны и по мере сил оставайтесь настроенными на иронично-критический лад.

В целом, сюжетная пестрота номера есть еще одно свидетельство тому, что дискурсное разнообразие современных мифологий поистине неисчерпаемо, как неисчерпаема их феноменологическая номенклатура.

В.С.Мартьянов

НАРОДНЫХ ВОПРОСОВ

Мартьянов Виктор Сергеевич

кандидат политических наук, ученый секретарь Института философии и права УрО РАН

E-mail:

martianovy@rambler.ru

В статье на примере ежегодного летнего Интернет общения Президента РФ В.Путина «с народом» рассматривается статистически значимая картина повседневной проблемной повестки широких слоев российского населения. Эта повестка, содержащая явные элементы социальной мифологии, оказалась значительно отлична от повестки, формируемой

российскими политическими элитами в системе вертикально интегрированных российских СМИ.

В 2006 году вместо срежиссированных умелой рукой «прямых телеобращений из российских городов и весей» во второй раз (после 2001 г.) вопросы главе государства мог задать каждый желающий, воспользовавшись Интернет сайтами Яндекса и Би-би-си. Представляется, что дискурс-анализ более 170 тысяч вопросов российского населения, преодолевших фильтры цензуры, способен дать не менее интересную и глубокую картину общественного сознания, чем привычные социологические опросы. Статья посвящена именно анализу вопросов и мифологических ожиданий населения, оставляя за кадром стереотипно политкорректные, выверенные ответы главы государства. Поскольку именно вопросы позволяют прочувствовать настроения, превалирующие в массовом сознании. Итак, на послание-2006 Президента РФ народ, по сути, ответил собственным посланием к власти с иным видением общественных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.