Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОНТИНГЕНТЕ ЮНЫХ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС'

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОНТИНГЕНТЕ ЮНЫХ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕННИСИСТОВ / ИГРОКИ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА СОРЕВНОВАНИЯХ / INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TENNIS PLAYERS / TABLE TENNIS PLAYERS / PERFORMANCE CRITERIA FOR COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родионова Мария Халилевна, Барчукова Галина Васильевна, Романина Елена Васильевна

Актуальность. За последние несколько лет в настольном теннисе произошли значительные изменения, связанные как с естественным процессом его развития, так и с существенными изменениями в правилах соревнований. Все это привело к необходимости внесения коррективов в содержание соревновательной и тренировочной деятельности. Целью нашего исследования является изучение индивидуально-психологических характеристик теннисистов, влияющих на выбор ими индивидуального стиля деятельности в процессе игры. Для достижения этой цели были выбраны следующие методы. Методы. Анализ и обобщение научно-методической литературы; психологические методики исследования: «Теппинг-тест» Е. П. Ильина и корректурная проба - Кольца Ландольта; программа «КРИС» В. Сивицкого, Е. Загузова (для комплексной оценки психологической подготовленности спортсмена); многофакторный опросник Р. Б. Кеттелла (подростковый вариант-14-факторная модель); статистический анализ Спирмена и графическое изображение. Выборка. Исследование проводилось на контингенте юных игроков в настольный теннис обоего пола в возрасте 10-16 лет различного уровня подготовки (стаж занятий варьируется от 3 до 7 лет) в количестве 61 человека. Предметом исследования стали индивидуально-психологические характеристики теннисистов (стаж, гендер, психическая работоспособность), а также были определены значимые факторы, влияющие на успешность в соревнованиях: лидерство, эмоциональная стабильность, экстраверсия. Полученные результаты исследования выявили следующие корреляции: между психомоторными показателями и психической работоспособностью - у мальчиков (p<0,05); связь между временем реакции на движущийся объект (РДО) и коэффициентом функциональной асимметрии левой и правой рук у теннисистов обоего пола - функциональная (p<0,05). В качестве статистически значимых факторов: у мальчиков - это групповая сплоченность, у девочек - «экстраверсия» (потребность в общении). Результаты. У мальчиков-теннисистов стаж занятий коррелируется с лидерством и эмоциональной устойчивостью (p<0,05). Таким образом, возраст, стаж и гендерный фактор могут способствовать успешному выступлению на соревнованиях, однако, следует учитывать, что эффективным спортсменам присущи реализм, адекватная постановка целей, сохранение стабильной самооценки к фактору неуспеха (Матыцин, 1990).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Родионова Мария Халилевна, Барчукова Галина Васильевна, Романина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF SIGNIFICANT INDICATORS THAT CONTRIBUTE TO THE FORMATION OF AN INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY ON THE CONTINGENT OF YOUNG TABLE TENNIS PLAYERS

Relevance. Over the past few years, table tennis has undergone significant changes related both to the natural process of its development and to significant changes in the rules of the competition. All this led to the need to make adjustments to the content of competitive and training activities. The aim of our study is to study the individual psychological characteristics of tennis players that affect their choice of an individual style of activity during the game. To achieve this goal, the following methods were selected. Methods. Analysis and synthesis of scientific and methodological literature; psychological research methods: “Tapping test” by E.P. Ilyin and proof-reading - Landolt rings; “CRIS” program by V. Sivitsky, E. Zaguzov (for a comprehensive assessment of the athlete’s psychological preparedness); multivariate questionnaire RB Kettella (adolescent-14-factor model); Spearman statistical analysis and graphic representation. Sample. The study was conducted on a contingent of young table tennis players of both sexes aged 10-16 years of different levels of training (length of service varies from 3 to 7 years) in the amount of 61 people. The subject of the study was the individual psychological characteristics of tennis players (length of service, gender, mental performance), and significant factors affecting success in competitions were identified: leadership, emotional stability, extraversion. The obtained results of the study revealed the following correlations: between psychomotor indicators and mental performance in boys (p<0.05); the relationship between the reaction time to a moving object (RDO) and the coefficient of functional asymmetry of the left and right hands in tennis players of both sexes is functional (p<0.05). As statistically significant factors: for boys - this is group cohesion, for girls - “extraversion” (need for communication). Results. In tennis boys, length of service is correlated with leadership and emotional stability (p<0.05). Thus, age, length of service and gender can contribute to successful performance in competitions, however, it should be borne in mind that effective athletes are characterized by realism, adequate goal setting, and maintaining a stable self-esteem for the failure factor (Matytsin, 1990).

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОНТИНГЕНТЕ ЮНЫХ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»

ПСИХОЛОГИЯ-ПРАКТИКЕ

УДК: 159.9.018.3

doi: 10.11621/ vsp.2019.04.186

выявление значимых показателей, способствующих формированию индивидуального стиля деятельности на контингенте юных игроков в настольный теннис

М. х. Родионова, г. В. Барчукова, Е. В. Романина

Российский государственный университет физической культуры, спорта,

молодежи и туризма, Москва, Россия

Для контактов. E-mail: mariarodionova481@gmail.com

Актуальность. За последние несколько лет в настольном теннисе произошли значительные изменения, связанные как с естественным процессом его развития, так и с существенными изменениями в правилах соревнований. Все это привело к необходимости внесения коррективов в содержание соревновательной и тренировочной деятельности.

целью нашего исследования является изучение индивидуально-психологических характеристик теннисистов, влияющих на выбор ими индивидуального стиля деятельности в процессе игры. Для достижения этой цели были выбраны следующие методы.

Методы. Анализ и обобщение научно-методической литературы; психологические методики исследования: «Теппинг-тест» Е. П. Ильина и корректурная проба — Кольца Ландольта; программа «КРИС» В. Сивицкого, Е. Загузова (для комплексной оценки психологической подготовленности спортсмена); многофакторный опросник Р. Б. Кеттелла (подростковый вариант-14-факторная модель); статистический анализ Спирмена и графическое изображение.

© 2019 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» © 2019 Lomonosov Moscow State University

Выборка. Исследование проводилось на контингенте юных игроков в настольный теннис обоего пола в возрасте 10-16 лет различного уровня подготовки (стаж занятий варьируется от 3 до 7 лет) в количестве 61 человека. Предметом исследования стали индивидуально-психологические характеристики теннисистов (стаж, гендер, психическая работоспособность), а также были определены значимые факторы, влияющие на успешность в соревнованиях: лидерство, эмоциональная стабильность, экстраверсия. Полученные результаты исследования выявили следующие корреляции: между психомоторными показателями и психической работоспособностью — у мальчиков (р<0,05); связь между временем реакции на движущийся объект (РДО) и коэффициентом функциональной асимметрии левой и правой рук у теннисистов обоего пола — функциональная (р<0,05). В качестве статистически значимых факторов: у мальчиков — это групповая сплоченность, у девочек — «экстраверсия» (потребность в общении).

Результаты. У мальчиков-теннисистов стаж занятий коррелируется с лидерством и эмоциональной устойчивостью (р<0,05). Таким образом, возраст, стаж и гендерный фактор могут способствовать успешному выступлению на соревнованиях, однако, следует учитывать, что эффективным спортсменам присущи реализм, адекватная постановка целей, сохранение стабильной самооценки к фактору неуспеха (Матыцин, 1990).

Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности, индивидуально-психологические характеристики теннисистов, игроки в настольный теннис, критерии эффективности на соревнованиях.

Для цитирования: Родионова М.Х., Барчукова Г.В., Романина Е.В. Выявление значимых показателей, способствующих формированию индивидуального стиля деятельности на контингенте юных игроков в настольный теннис // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 4. С. 186-199. ао1: 10.11621/ vsp.2019.04.193

Поступила в редакцию 20.07.19/ Принята к публикации 25.08.19

IDENTIFICATION OF SIGNIFICANT INDICATORS THAT CONTRIBUTE TO THE FORMATION OF AN INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY ON THE CONTINGENT OF YOUNG TABLE TENNIS PLAYERS

Maria Kh. Rodionova, Galina V. Barchukova, E.V. Romanina

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism,

Moscow, Russia

Corresponding author. E-mail: mariarodionova481@gmail.com

Abstract

Relevance. Over the past few years, table tennis has undergone significant changes related both to the natural process of its development and to significant changes in the rules of the competition. All this led to the need to make adjustments to the content of competitive and training activities.

The aim of our study is to study the individual psychological characteristics of tennis players that affect their choice of an individual style of activity during the game. To achieve this goal, the following methods were selected.

Methods. Analysis and synthesis of scientific and methodological literature; psychological research methods: "Tapping test" by E.P. Ilyin and proof-reading — Landolt rings; "CRIS" program by V. Sivitsky, E. Zaguzov (for a comprehensive assessment of the athlete's psychological preparedness); multivariate questionnaire RB Kettella (adolescent-14-factor model); Spearman statistical analysis and graphic representation.

Sample. The study was conducted on a contingent of young table tennis players of both sexes aged 10-16 years of different levels of training (length of service varies from 3 to 7 years) in the amount of 61 people. The subject of the study was the individual psychological characteristics of tennis players (length of service, gender, mental performance), and significant factors affecting success in competitions were identified: leadership, emotional stability, extraversion. The obtained results of the study revealed the following correlations: between psychomotor indicators and mental performance in boys (p < 0.05); the relationship between the reaction time to a moving object (RDO) and the coefficient of functional asymmetry of the left and right hands in tennis players of both sexes is functional (p < 0.05). As statistically significant factors: for boys — this is group cohesion, for girls — "extraversion" (need for communication).

Results. In tennis boys, length of service is correlated with leadership and emotional stability (p < 0.05). Thus, age, length of service and gender can contribute to successful performance in competitions, however, it should be borne in mind

that effective athletes are characterized by realism, adequate goal setting, and maintaining a stable self-esteem for the failure factor (Matytsin, 1990).

Keywords: individual style of activity, individual psychological characteristics of tennis players, table tennis players, performance criteria for competitions.

For citation: Rodionova M.Kh., Barchukova G.V., Romanina E.V. (2019). Identification of significant indicators that contribute to the formation of an individual style of activity on the contingent of young table tennis players. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin, 4, 186-199. doi: 10.11621/vsp.2019.04.193

Received: July 20, 2019/ Accepted: August 25, 2019

введение

В современных условиях подготовки спортсменов актуальным является деятельностно-личностный подход, связывающий результат деятельности с индивидуальными психологическими особенностями спортсмена как субъекта деятельности. В данном контексте субъект деятельности рассматривается как активная личность, развивающаяся посредством общественных отношений и деятельностей. (Ананьев, 2001). С одной стороны, личность детерминирована общественными отношениями, с другой — может активно влиять на них. В спорте это называется проявлением «бойцовского» характера. Для большинства спортивных специализаций характерна повышенная психическая активность — гипертимный тип (Леонгард, 2000), а также, смена фаз повышенного и пониженного настроения (циклоидный тип). Подобная цикличность свойственна для спортивной жизни, так как тренировки и соревнования сменяются отдыхом. Таким образом, характер спортсмена адаптируется к подобному режиму.

Формирование характера происходит именно в учебно-тренировочном процессе, а соревнования — те условия, где он проявляется и закрепляется (Пуни, 1959). Одним из важных критериев спортивного характера является готовность к предстоящей деятельности. По мнению А.Ц. Пуни, состояние готовности рассматривается как целостное проявление личности: трезвая уверенность в своих силах, стремление к борьбе и к победе, оптимальная степень

эмоционального возбуждения, высокая помехоустойчивость, способность управлять своим поведением в борьбе. Черты характера спортсмена способствуют формированию у него индивидуального стиля деятельности. В этом смысле может возникнуть ряд противоречий. Во-первых, когда стиль подбирается, исходя из критерия удобства, и представляет собой приспособление деятельности к человеку; во-вторых, требования деятельности могут вступать в противоречие с индивидуальными склонностями спортсмена (приспособление человека к деятельности). В обоих случаях эффективность деятельности может быть низкой. Оптимальным следует считать выбор стиля в соответствии со склонностями спортсмена и не противоречащим требованиям деятельности, что способствует высоким результатам на соревнованиях и экономии сил (Ананьев, 2001, Ильин, 2011).

Изучению индивидуального стиля деятельности посвящено много работ, среди них исследования В.С. Мерлина, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, Я. Стреляу, М.Р. Щукина, Е.П. Ильина, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Тепло-ва, В.А. Толочека и т.д. В психологии спорта проблеме исследования индивидуального стиля игроков в настольный теннис посвящены работы Г.В. Барчуковой, Ю.П. Байгулова, Е.В. Воронина, О.В. Маты-цина, Е.П. Ильина, А.В. Родионова, Е.В. Романиной.

Индивидуальный стиль деятельности как «взаимоотношение объективных требований деятельности и свойств личности» может изменяться по мере изменения условий как внешних, так и внутренних, например, формирование индивидуальных личностных свойств субъекта (Климов, 2004, Мерлин, 1996).

Цель исследования

Определить индивидуально-психологические характеристики теннисистов, влияющих на выбор ими индивидуального стиля деятельности.

Задачи исследования

Изучить индивидуально-психологические характеристики юных теннисистов и их влияние на формирование индивидуального стиля деятельности; определить с помощью эмпирических данных критерии эффективности подготовки к соревнованиям.

Организация исследования

Эксперимент проводился на базе специального училища Олимпийского резерва № 1 (г. Москва), лаборатории НИИ Спорта РГУФ-КСМиТ и спорт — клуба «Шахтер» (г. Москва) на контингенте юных игроков настольного тенниса. В качестве испытуемых выступали теннисисты обоего пола в возрасте 10-16 лет различного уровня подготовки. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе исследовалась психическая работоспособность (темп, концентрация, продуктивность), психомоторные показатели (простая реакция, реакция на движущийся объект — РДО, реакция «переделки»). На данном этапе приняло участие 41 человек, из них: 24 мальчика и 17 девочек. На втором этапе приняли участие 20 человек: 7 мальчиков и 13 девочек (стаж занятий варьируется от 3 до 7 лет). Здесь исследовались значимые факторы, влияющие на успешность в соревнованиях, такие, как лидерство, групповая сплоченность, психологическая выносливость (эмоциональная стабильность) и т.д.

Методы исследования

В качестве диагностики психической работоспособности теннисистов были использованы методики «Теппинг-тест» Е.П. Ильина и корректурная проба — Кольца Ландольта. Для комплексной оценки психологической подготовленности спортсмена выбрали три исследуемых параметра: тестирование простой реакции, реакции «переделки» и реакции на движущийся объект (РДО) — программа «КРИС» В. Сивицкого, Е. Загузова (Сивицкий, 2004). Для определения типа личности испытуемого было решено использовать многофакторный опросник Р. Б. Кеттелла (подростковый вариант-14-факторная модель); статистический анализ Спирмена и графическое изображение.

Обсуждение результатов

Полученные данные теппинг-теста Ильина мы сравнили с результатами методики «Кольца Ландольта», определяющей психическую работоспособность спортсмена, в частности, с критерием — темпа, по формуле Спирмена. Значимая связь между эмпирическими данными выявлена у мальчиков (р < 0,05). У девочек, взаимосвязь между темпом и психической работоспособностью обратная и статистически не значима (р > 0,05) (см. табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Выявление взаимосвязи между психомоторными показателями теннисистов обоего пола и психической работоспособностью (п=41)

Переменные мальчики (59%) Spearman p — level девочки (41%) Spearman p — level

KFa** & темп 1,000 p < 0,05 -0,298 p > 0,05

*— коэффициент функциональной асимметрии левой и правой рук.

70 60 50 40 30 20 10 0 -10

I мальчики □ девочки

Kfa (среднее) темп (среднее) Spearman

Рис. 1. Распределение средних значений коэффициентов функциональной ассиметрии и темпа, показателей корреляции Спирмена между мальчиками и девочками (п = 41)

%

При сравнении психомоторных показателей теннисистов и времени простой реакции количественный анализ данных показал следующие связи: у теннисистов корреляция существенно высокая (р<0,05), между тем, у теннисисток по тем же параметрам, связь несущественная (р>0,05) (см. табл. 2, рис. 2).

Таблица 2

выявление взаимосвязи между психомоторными показателями теннисистов обоего пола и простой реакцией

Переменные мальчики (59%) Spearman p — level девочки (41%) Spearman p — level

Простая реакция & KFa** 0.731 p<0,05 0.116 p>0,05

**— коэффициент функциональной асимметрии левой и правой рук

¡мальчики □ девочки

% Spearman

Рис. 2. Распределение корреляций между психомоторными показателями и простой реакцией у теннисистов обоего пола (n=41)

В результате анализа статистических данных, связь между реакцией «переделки» и психомоторными показателями теннисистов заметная (р<0,05), у теннисисток — умеренная, но статистически не значима (р>0,05) (см. табл. 3).

Таблица 3

выявление взаимосвязи между психомоторными показателями (KFa) теннисистов обоего пола и реакцией «переделки»

70

50

50

40

30

20

10

0

Переменные мальчики (59%) Spearman p — level девочки (41%) Spearman p — level

Реакция «переделки» & KFa 0.607 p<0,05 0.480 p>0,05

Мы сравнили время реакции на движущийся объект (РДО) с коэффициентом функциональной асимметрии левой и правой рук теннисистов обоего пола — связь между исследуемыми признаками функциональная (р<0,05) (см. табл. 4).

Таблица 4

выявление взаимосвязи между психомоторными показателями теннисистов обоего пола и реакцией на движущийся объект (РДО)

Переменные мальчики (59%) Spearman p — level девочки (41%) Spearman p — level

РДО & KFa 0.997 p<0,05 1.000 p<0,05

Таблица 5

Зависимость переменных: возраста, гендера от факторов — Е, С, G, F

Переменные Мальчики (35%) / Spearman p-level Девочки (65%) / Spearman p-level

Фактор Е & возраст 0,29 p > 0,05 -0,19 p > 0,05

Фактор С & возраст 0,38 p > 0,05 -0,12 p > 0,05

Фактор О & возраст 0,83 p < 0,05 0,53 p > 0,05

Фактор Б & возраст -0,02 p > 0,05 0,57 p < 0,05

фактор Е

*- различия значимы (при р<0,05) □ мальчики Вдевочки

Рис. 3. Индивидуально-психологические особенности теннисистов обоего пола (п = 20), где фактор Е — лидерство, доминирование, фактор С — эмоциональная устойчивость, гибкость, фактор О — групповая сплоченность, фактор Б — экстраверсия, общительность.

Из данных табл. 5 можно увидеть, что статистически значимые показатели: у мальчиков — возраст и групповая сплоченность (фактор О), у девочек — зависимость возрастной и психологической

характеристик «экстраверсия» (фактор Б), в то время как у мальчиков, подобная корреляция имеет обратную связь. Таким образом, мальчики-подростки в большей степени, чем девочки этого же возраста испытывают психологическую потребность в организованной деятельности (р < 0,05), девочки-подростки более экстравертирова-ны и имеют преимущество перед мальчиками (р < 0,05) (см. табл. 5, рис. 3), так как лучше справляются с эмоциональными перегрузками. «Выигрышными» свойствами спортсмена-экстраверта можно также считать общительность (известно, что настольный теннис является контактным видом спорта), реактивность у экстраверта сочетается со способностью к антиципации — действовать с пространственно-временным упреждением, прогнозировать, то есть вовремя принять мяч и выбрать наилучший ответ (Барчукова, Романина, Родионова, 2016, с. 25).

Исследуя влияние стажа занятий, гендерных отличий на те же факторы, мы получили следующие корреляции: у мальчиков-подростков — чем больше период занятий настольным теннисом, тем отчетливее проявление лидерских качеств (фактор Е), сюда же мы относим решительность и смелость, упорство и настойчивость — характеристики, без которых невозможно добиться высоких результатов в настольном теннисе (р<0,05). Также, у мальчиков-подростков стаж в значительной степени влияет на эмоциональную стабильность (фактор С) — с продолжительностью занятий данным видом спорта возрастает уверенность в собственных силах (р < 0,05). Те же показатели у девочек-подростков не являются статистически значимыми (р > 0,05) (см. табл. 6, рис. 4).

Таблица 6

зависимость переменных: стажа, гендера от факторов — Е, C, в, F

Переменные Мальчики (35%) / вреагшап р-1еуе1 Девочки (65%) / вреагшап р-1еуе1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактор Е & стаж 0,75 р < 0,05 0,08 р > 0,05

Фактор С & стаж 0,85 р < 0,05 -0,1 р > 0,05

Фактор О & стаж 0,62 р > 0,05 -0,22 р > 0,05

Фактор Б & стаж 0,17 р > 0,05 -0,03 р > 0,05

Фактор F

Фактор Е* 1

Фактор G *- различия значимы (при р<0,05) Шмальчики Вдевочки

Фактор С*

Рис. 4. Распределение значений между стажем и факторами: Е, С, О, Б у теннисистов обоего пола (п=20).

Выводы

В результате проведенного нами исследования выявили следующие значимые связи: психомоторные показатели (коэффициент по работоспособности левой и правой рук — КБа) имеют слабую корреляцию с критериями психической работоспособности (темпом) у девочек (р > 0,05), у мальчиков же эти корреляции значимы — КБа и темп, где р < 0,05. Также, теннисисты показали лучшие результаты на тренажере по программе «КРИС» В. Сивицкого, Е. Загузова (КБа имеет высокие корреляции с временем простой реакции и реакции «переделки», где р<0,05), у теннисисток эти показатели не значимы (р > 0,05). Однако, РДО (реакция на движущийся объект) и КБа имеют функциональные корреляции у теннисистов обоего пола (р < 0,05).

При сравнении показателей возраста и стажа теннисистов обоего пола с факторами: лидерство (Е), эмоциональная стабильность (С), приверженность идеалам группы (О), экстраверсия (Б), получили значимые различия: у теннисисток — фактор Б с возрастом при р < 0,05; у теннисистов фактор О с возрастом при р < 0,05.

Факторы E, C имеют высокие корреляции со стажем у мальчиков (p < 0,05), у девочек при сравнении тех же факторов и стажа занятий значимых связей нет (p > 0,05). Таким образом, возраст, стаж (варьируется от 3 до 7 лет) и гендер отчасти могут стать ключевыми для успеха на соревнованиях, однако, важно учитывать характер взаимоотношений игрока с тренером, его профессионализм и личностные качества, которые могут повлиять на исход поединка. В качестве критериев эффективности подготовки к соревнованиям в нашем исследовании можно определить следующие: лидерские качества, приверженность интересам группы и эмоциональная стабильность — у теннисистов, экстраверсия (общительность) — у теннисисток. Похожие выводы можно встретить в работах других авторов, например, О.В. Матыцин отмечает, что эффективным спортсменам присущ реализм, адекватная постановка целей или их гибкое изменение в случае несоответствия поставленным задачам, а также, сохранение стабильной самооценки к фактору неуспеха (Матыцин, 1990). Е.П. Ильин утверждает, что игроки высокой квалификации часто обладают универсализмом, то есть умением использовать тактические приемы разных стилей (Ильин, 2011). Следовательно, вывод о приспособлении к деятельности за счет выработки индивидуального стиля актуален: чем выше мастерство спортсмена, тем пластичнее тип его нервной деятельности, тем больше его темперамент поддается «воспитанию» за счет интеллекта, мотивации, воли.

список литературы

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

Барчукова Г.В., Романина Е.В., Родионова М.Х. Влияние индивидуально-психологических характеристик юных теннисистов на их психическую работоспособность// Научно-практический журнал «Спортивный психолог» 2016. № 2(41). С. 25-28.

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/ Д: Феникс, 2000.

Матыцин О.В. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в настольном теннисе с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и деятельности: Автореферат дис. ... канд.пед.наук. М., 1990.

Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М., Изд-во НПО «МОДЭК» Воронеж, 1996.

Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. Москва: Физкультура и спорт, 1959.

Сагова З.А., Донцов Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов/ Национальный психологический журнал. 2018.№ 4(32). С. 96-108.

Сивицкий В.Г. Психодиагностика: учебно-методическое пособие / Под ред. В.Г. Сивицкого. Минск: МГЭИ; Минск-ЗАО «Веды», 2003.

Zizevskaia Ekaterina, Shchukina Mariia. Gender schemas in perception of gender-neutral images. // Psychology in Russia: State of the Art. 2018.Vol. 11.№ 1. P. 151-163. DOI: doi.org/ 10.11621/ pir.2018.0112

references

Anan'ev, B.G. (2001). Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge]. Saint Petesburg: Piter.

Barchukova G.V., Romanina E.V., Rodionova M.Kh. (2016). Vliyanie individ-ual'no-psikhologicheskikh kharakteristik yunykh tennisistov na ikh psikhicheskuyu rabotosposobnost' [The influence of the individual psychological characteristics of young tennis players on their mental performance]. Nauchno-prakticheskii zhurnal «Sportivnyipsikholog» [Scientific and practical journal "Sports Psychologist"], 2(41), 25-28.

Zizevskaia, E., Shchukina M. (2018). Gender schemas in perception of gender-neutral images. Psychology in Russia: State of the Art, 11(1), 151-163. DOI: doi. org/ 10.11621/ pir.2018.0112

Il'in, E.P. (2011). Psikhologiya individual'nykh razlichii [Psychology of individual differences]. Saint Petesburg: Piter.

Klimov, E.A. (2004). Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnik [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow: Akademiya.

Leongard, K. (2000). Aktsentuirovannyelichnosti [Accented personalities]. Rostov n/D: Feniks.

Matytsin, O.V. (1990). Podgotovka vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov v nastol'nom tennise s uchetom individual'no-psikhologicheskikh osobennostei lichnosti i deyatel'nosti: Avtoreferat dis. ... kand.ped.nauk [Training highly qualified athletes in table tennis, taking into account the individual psychological characteristics of the individual and activities. PhD (psychology) diss.]. Moscow.

Merlin, B.C. (1996). Psikhologiya individual'nosti [Psychology of personality]. Moscow: Izd-vo NPO "MODEK" Voronezh.

Puni, A.Ts. (1959). Ocherki psikhologii sporta [Essays on the psychology of sports]. Moskva: Fizkul'tura i sport.

Sagova, Z.A., Dontsov, D.A. (2018). Issledovanie emotsional'no-lichnostnoi sfery kak regulyatora funktsional'nogo sostoyaniya yunykh sportsmenov [Study of the emotional and personal sphere as a regulator of the functional state of young athletes]. Natsional'nyipsikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal], 4(32), 96-108.

Sivitskii, V.G. (2003). Psikhodiagnostika: uchebno-metodicheskoe posobie [Psychodiagnostics: teaching aid]. In V.G. Sivitskogo (ed) (p. 46). Minsk: MGEI, Minsk-ZAO "Vedy".

информация об авторах

Родионова Мария Халилевна — соискатель кафедры психологии; Гуманитарного института Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ), Москва, Россия. E-mail: mariarodionova481@gmail.com;

Барчукова Галина Васильевна — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики индивидуальных и игровых видов спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ), Москва, Россия. E-mail: galla573@mail.ru;

Романина Елена Васильевна — кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ), Москва, Россия. E-mail: romanin@bk.ru.

information about the author

Maria Kh. Rodionova, Phd-student (psychology), Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia. E-mail: mariarodionova481@gmail.com;

Galina V. Barchukova, Doctor of Education, Professor Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia. E-mail: galla573@ mail.ru;

Elena V. Romanina, Ph.D., Professor Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia. E-mail: romanin@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.