Педагогика
УДК 37.013.2 DOI 10.21661/r -496362
Хайдарова Д.Р., Каменева И.В.
Выявление устойчивости в следовании игровому правилу в условиях сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
Аннотация
В данной статье следование игровым правилам является важным показателем развития игровой деятельности детей дошкольного возраста, так как сюжетно-ролевые игры обладают потенциалом для формирования и развития игровых навыков. Как показывает исследование данной статьи, устойчивость детей в подчинении игровому правилу вовремя сюжетно-ролевой игры, неизменно повышается между ролью и правилом, которое диктует определенная роль, всегда существуют закономерно изменяющиеся отношения. В статье также представлены рекомендации для педагогов дошкольных учреждений, по прямому и косвенному руководству сюжетно- ролевой игрой.
■ Ключевые слова: организация, педагог, дошкольник, сюжетно-ролевая игра, устойчивость, роль, правило.
Khaidarova D.R., Kameneva I.V.
Identification of stability in following the game rule in the context of role-playing game of senior preschoolers
Abstract
In this article, following the rules of the game is an important indicator of the development of game activities of preschool children, as the plot and role - playing games have the potential for the formation and development of gaming skills. As the study of this article shows, the stability of children in subordination to the game rule during the role-playing game is constantly increasing and between the role and the rule, which dictates a certain role, there are always naturally changing relationships. The article also presents recommendations for teachers of preschool institutions on direct and indirect management of role-playing game.
■ Keywords: teacher, stability, preschooler, role, role - playing game, rule, organization.
Проблемами сюжетно ролевых игр занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Такие как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова и другие. Каждый из ученых выдвигал свой метод и подход руководством сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра - это вид игры, в которой ребенок берет на себя роль другого, и от имени этой роли вступает в отношения с другими, воображая других персонажей. Именно в сюжетно- ролевой игре интенсивно развивается самосознание, то есть представление о том, кто-он и что-он есть. Он начинает контролировать себя с позиции роли. Ребенок, выполняя роль, с одной стороны свободен в действиях игры, а с другой стороны именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия к правилам, вести себя так, как положено, преодолевая при этом свои импульсив-
ные и ситуативные желания. Как писал Л.С. Выготский в своих работах: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [1, с 4].
Каждая роль всегда содержит правила, как бы она не была свободной (Например: если я мама, то я должна смотреть за своим ребенком, не бросать его и не бить) ребенок принимает систему действий, которые выражают эту роль. Свобода в сюжетно-ролевой игры весьма относительна, но при этом все обязательства ребенок берет на себя добровольно, потому что хочет сам играть в эту игру. Тем самым в сюжетно ролевой игре понятия «Хочу» и «Надо» соединяются, ребенок хочет быть правильным, следуя правилам роли. Следуя правилам, ребенок получает большой интерес и удо-
Pedagogy
вольствие от игры. В процессе приучения к игровым правилам жизни и взаимодействия во время игры.
В ходе изучения данной темы нами было проведено исследование с целью выявления устойчивости в следовании игровому правилу в условиях сюжетно-роле-вой игры старших дошкольников. Для исследования мы опирались на предложенные Д.Б. Элькониным уровни развития игры [5].
Исследование проводилось в детском саду комбинированного вида МБДОУ детский сад №180 «Парусок» г. Архангельск. Дошкольное учреждение реализует образовательные программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. В исследование приняли участие все дети группы №2 «Морячок». В группе 26 человек, 16 девочек и 10 мальчиков, в возрасте 5-6 лет.
Целью исследования являлось выявление устойчивости в подчинении игровому правилу, как одной из особенностей сюжетно-ролевых игр.
В рамках данного исследования детям прилагались два игровых сюжета: «Дочки-матери» и «МЧС».
Сначала была проведена подготовительная работа, на этом этапе нами были проведены беседы о работе пожарного, о семье. Для реализации исследовательской части нам потребовались: сюжетные игрушки для игры в «дочки-матери» и «пожарных», в частности, куклы- малыш, игрушечный дом, специальная одежда и каски для юных пожарных, бутылки, телефон, эмблемы, пожарная машина, изготовленная из бросового материла самостоятельно.
В ходе исследования детей, мы наблюдали что сюжет игры варьировался с учетом возраста и пола детей. В начале работы мы задавали вопросы по данной теме: «В какие игры вы любите играть?», «Кем вы хотите стать когда вырастите?».
40% детей затруднялись ответить на вопрос кем бы они хотели стать в будущем, большинство отвечали, что хотят стать «Врачом», «Солдатом», «Учителем». На вопрос любимых игр отвечали: «Прятки», «Вой-нушки», «Салон красоты», «В больницу».
В ходе исследования: Мы задали детям наводящие вопросы по первому сюжету игры, такие как: «Что такое семья?», «Как должны родители воспитывать и ухаживать своего ребенка?». Все дети отвечали, что семья это- Мама, Папа и дети, кто-то добавлял еще бабушек и дедушек. На второй вопрос дети отвечали, что: «Мама должна кормить ребенка», «Родители должны покупать ему шоколад и конфеты!», «Любить и покупать игрушки». В целом обобщив ответы детей, мы сделали вывод что дети имеют элементарные представления о семье и материнстве и начали первый ход исследования.
После беседы мы предложили детям поиграть в «Дочки-матери».
На наше предложение поиграть согласились только девочки группы. Девочки охотно начали играть, создавая свои игрушечные дома и устанавливая роли между собой. В основном девочки выбирали роль мамы или тети ребенка, в роли ребенка девочки выбирали куклы.
Большая часть девочек хотела роль «Мамы», потому что, эта роль являлась важной для них. В ходе исследование мы также приняли активное участие в игре, и взяли на себя роль воспитателя в детском саду. Далее девочки привезли своих деток в детский сад. Когда игра развернулась и девочки «пришли в детский сад за своими детьми», мы изменили игровую ситуацию и предложили им оставить своих детей на ночь в детском саду. При рассмотрении этой игры нужно учитывать, то, что данный сюжет не требует жестких правил, так как у детей есть опыт взаимодействия в семье, и действия в игре дети выполняли, опираясь на заложенные ранее им правила.
Для второго сюжета «МЧС» мы снова задавали детям наводящие вопросы по сюжету игры: «Что такое МЧС?», «Что делают люди в МЧС?», «Каким должен быть пожарный?». Дети ответили на эти вопросы таким образом: «Это люди которые спасают людей в беде», «Для того, чтобы ничего не сгорало у людей», «Храбрые и сильные и т. д». Тем самым дети показали, что знают о данной профессии. Затем мы предложили детям игру по сюжету «Выезд бригады МЧС на пожар». Вся группа захотела поиграть в предложенную нами игру. Для большей реалистичности игры мы сделали из стульев воображаемую пожарную машину и нарисовали огонь, подобрали атрибутику в виде каски и крана для тушения пожара. Так же распределили детей на такие роли как:
Водитель пожарной машины МЧС возил роту тушить пожар;
Диспетчер пожарного отделения сообщал нам о воспламенении какой-либо зоны;
Пожарная бригада тушила пожар;
Роль главного командующего пожарной роты отводилась экспериментатору, он давал команду на тушения возгорания.
Дети быстро вошли в свои роли пожарных и, с увлечением играли. Как только сюжет развернулся и в нашу бригаду поступило уведомление о новом возгорании рота сразу же двинулась к месту вызова. Когда команда прибыла тушить пожар, мы попросили водителя остаться в машине. Тем самым, изменив правила игры.
Следующим этапом исследования являлся анализ поведения ребенка, в ситуации борьбы мотивов, в то время, когда необходимо подчиниться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные и импульсивные желания.
В таблице 1 представлены уровни развития сюжет-но-ролевой игры по отношению к правилам (Д.Б. Эль-конин) [С. 112-113].
Обобщив результаты диагностирования можно выделить, то, что в первом сюжете, в игре «Дочки-матери» нами было выявлено нарушение последовательности действий: предложенные нами правила не принимались фактически, но не опротестовывались, непринятие ничем не мотивировалось. Правило явно еще не вычленяется, подчинение детей правилу и отказ от мимолетных желаний постоянно сопутствуют. В
Педагогика
*
Показатель игры I уровень II уровень III уровень IV уровень
Отношение к правилам Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют. Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, непринятие ничем не мотивируется. Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить в случае конфликта непосредственное желание. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны. Нарушение логики действий правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указание на рациональность правил. Правила явно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.
действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли очерчены и выделены до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда появляются обычные неигровые отношения. Логика действий определяется последовательностью в реальной жизненной ситуации. Расширяется число действий выходя за пределы какого-либо одного типа действий.
Во втором сюжете «МЧС», можно выделить, что выполнение действий, связано с отношением к другим людям. Роли детей выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны, речь носит ролевой характер. Действия детей четко и последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое. Итоги проведенного нами исследования представлены на рис. 1.
На диаграмме представлены результаты всей группы в процентах. Трое детей занимает уровень 2, у них было выявлено нарушения последовательности игрового процесса. Правило у данного уровня детей еще не вычленяется, но оно уже может победить в случае конфликта непосредственное желание.
Большая часть группы занимает 3 уровень и 4 уровень, у данного уровня правила вычленены, в борьбе между правилом и собственным желанием побеждает первое.
К 1 уровню относился один ребенок в группе. Низкий уровень показателя «Отношения к правилам» можно объяснить тем, что, у данного ребенка имелось нарушение развития речи и он не мог взаимодействовать в ходе игры с детьми.
Во время проведения исследования на выявление устойчивости в подчинении игровому правилу показало, что устойчивость детей в подчинении игровому правилу неизменно повышается, между ролью и свя-
Отношение к правилам
г Уровень 1 ■ Уровень 2 □ Уровень ■ У :ь 4
Рис. 1
занным с ним правилом, существуют закономерно изменяющиеся отношения.
В практике работы педагогов ДОУ, для развития игровой деятельности детей дошкольного возраста используются следующие приемы руководством сюжет-но- ролевой игрой:
- принятие роли в сюжетно-ролевой игре на себя (главной или второстепенной);
- привлечение детей к изготовлению атрибутов для игры, включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самодельных игрушек;
- развертывание сюжета и проблемных ситуаций (гибко воздействуя на замысел игры, развивая интересный сюжет);
- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными знаниями.
Тем самым можно сделать вывод, что все сферы развития ребенка дошкольного возраста закладываются в игре и происходят довольно интенсивно. Поэтому педагогам важно учитывать, что эта деятельность очень значима. В первую очень нужно выделять роль, как отмечал Д.Б. Эльконин «Роль - это главная единица игры». Следует усилить работу педагогам по организации сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста.
Pedagogy
Литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учеб. пособие / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
2. Короткова Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2016. - N°2. - С. 84-87.
3. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: учеб. пособие; ред. ЛИНКА-ПРЕСС / Н.Я. Ми-хайленко, Н.А. Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2017. - 96 с.
4. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Леонтьева, А.В Запорожца. - М.: АПН, 1948. - 132 с.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры: практикум по детской психологии: учеб. пособие. - М.: М1ММУ 1978. - 361 с. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1
References
1. Vygotskii, L. S. (1997). Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: ucheb. posobie., 96. SPb.: Soiuz.
2. Korotkova, N. A. (2016). Siuzhetno-rolevaia igra starshikh doshkol'nikov. Rebenok v detskom sadu, 2, 84-87.
3. Mikhailenko, N. Ia., & Korotkova, N. A. (2017). Organizatsiia siuzhetnoi igry v detskom sadu: ucheb. posobie; red. LINKA-PRESS., 96. M.: LinkaPress.
4. Leont'ev, A. N., & Leont'eva, A. N. (1948). Voprosy psikhologii rebenka doshkol'nogo vozrasta: ucheb. posobie., 132. M.: APN.
5. El'konin, D. B. (1978). Psikhologiia igry: praktikum po detskoi psikhologii., 361. M.: MGPPU. Retrieved from http:// psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1