сложной. Используйте подборку подходящих мелодий, которые будут сменять друг друга. Не пользуйтесь одной песней (мелодией), которая будет звучать на протяжении всего номера. Для эффективности программы, спортсмены должны быть в постоянном движении.
Библиографический список:
1. Как стать первоклассным тренером по черлидингу, Линда Рэ Чеппел («Патриот», Москва, 2004 г.).
2. Правила соревнований по черлидингу, МОО «Федерация черлидинга», Москва, 2009 г.
УДК34 Психолого-Педагогические науки
Солодовник Е.М., старший преподаватель КФК, Петрозаводский Государственный Университет, Россия, г. Петрозаводск
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ УТОМЛЯЕМОСТИ СПОРТСМЕНОВ -ЧЕРЛИДЕРОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Аннотация: В данной статье представлены результаты изучения утомляемости спортсменов - черлидеров в предсоревновательный период, определено место психологической подготовки и ее основные методы и подходы в учебно-тренировочном процессе, в ходе подготовки команды по Чир спорту к соревновательной деятельности.
Ключевые слова: предсоревновательный период, Чир- спорт, психологическая подготовка, работоспособность, утомляемость, команда.
Abstract: This article presents the results of the study of fatigue cheerleaders in the pre-competition period, the place of psychological training and its main
methods and approaches in the training process, in the preparation of the cheerleading team for competitive activity.
Keywords: pre - ^mpetitive period, cheerleading, psychological training, performance, fatigue, team.
Ведущую роль в процессе подготовки команды к соревновательной деятельности, играет психологическая подготовка каждого спортсмена. Лучшие тренеры часто сами являются превосходными психологами, но иногда им может потребоваться помощь профессионала в этой области. Психологическая подготовка юных спортсменов проходит в условиях тренировочного занятия, воспитание волевых качеств, формирование личности спортсмена, межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психологических качеств.
Основными задачами психологической подготовки являются: привитие устойчивого интереса занятиям спортом, формирование установки на тренировочною деятельность.
Основные методы психологической подготовки:
- Применение техники релаксации (аутотренинга). Рекомендуется для восстановления после тренировочного процесса. Для расслабления мышц нужно войти в состояние «дремотного» покоя.
- Идеомоторная тренировка - мысленное воспроизведение движений. Которые нужно выполнить. Важно выполнять движения соревновательной программы с правильной техникой.
- Вхождение в оптимальное боевое состояние (ОБС). Для этого нужно мысленно представить свое самое успешное выступление и вспомнить детали, для этого можно ответить на вопросы:
1) Как выглядел зал?
2) Кто был на площадке из товарищей по команде?
3) О чем я думала в тот момент?
- Вхождение в ОБС в ходе соревнований. Для быстрого вхождения в ОБС необходимо создать образ или слово, после которого спортсмен настраивается на соревнования.
- Контроль соответствия моделями «идеальный черлидер» (лучший спортсмен, выступающий на позиции обучаемого - флаер, база, споттер), «идеальная команда». Модели создаются тренером индивидуально для себя и для команды с помощью тестирований, опросов, личных выводов. Тренироваться надо с ориентиром на эти модели и соответствовать им.
- Управление поведением спортсменов перед соревнованиями. Важно перед выходом на площадку давать позитивные установки («сделать точно, быстро, уверенно»). Избегать установок, содержащих частицу «не» («не волнуйтесь, не уроните»).
В тренировочных группах основными задачами психологической подготовкой являются развитие спортивно важных свойств характера и волевых качеств, необходимых для решения усложняющихся тренировочных задач, обучению примерам самоконтроля, умению управлять предстартовым состояний на соревнованиях. А также формирование командного духа и ответственности спортсмена за результат всей команды.
В группах спортивного совершенствования основным задачами психологической подготовки являются развитие морально - волевых качеств характера, развитие мотивации на достижение высших спортивных результатов.
На всех этапах подготовке нужно стремиться к овладению приемами самовнушения и саморегуляции состояний во время тренировок и соревнований.
Важной частью тренировочного процесса является профилактика травматизма. Частые травмы нарушают нормальное течение тренировочного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построения. Во время тренировок и соревнований задача тренера и спортсменов строго соблюдать правила техники безопасности. Что позволит снизить риск получения травмы.
Для восстановления работоспособности используется ряд восстановительных средств и мероприятий, которые подразделяются на: гигиенические, психологические и медико-биологические. Все эти мероприятия применяются с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов [1].
Специальное психологическое воздействие. Обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Возрастает роль тренера в спортивных школах в управлении свободным временем спортсменов, в снятии эмоционального напряжения и т. д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Важное, значение имеет, определение психологической совместимости спортсменов.
Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Медико-биологическая группа включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физиотерапию, различные виды массажа. Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.
Для изучения уровня утомляемости команды в предсоревновательный период был проведен психологический тест, испытуемым стала команда студентов ПетрГУ. В ходе исследований были применены некоторые разновидности наблюдения: - непосредственное и опосредованное;
- выборочное (внимание фиксировалось на определенных показателях поведения или типичных для конкретных условий деятельности типах поведенческих актов и действий);
- неформализированное (проводилось в ходе пилотажного исследования; на этом этапе была важна не фиксация причинных зависимостей и строгое
описание явлений, а создание обобщенной картины поведения испытуемых в определенных условиях деятельности).
В качестве опроса были использованы методы: беседы и анкетирования. Для выявления уровня утомляемости спортсменов - черлидеров был использован ряд психологических тестов.
1) Для измерения эмоциональных состояний спортсменов в период интенсивных физических нагрузок использована методика САН. Процедура данной методики состоит в том, что спортсмену - черлидеру предлагается оценить различные характеристики своего состояния в данный момент времени. Это дает возможность проследить за динамикой показателей самочувствия, активности и настроение в различное время дня и разнообразных условиях деятельности. Шкалированная самооценка дает возможность достаточно точно оценивать параметры не только «традиционных» самочувствия, активности и настроения, но и других показателей, характеризующих специфические психо-эмоциональные состояния человека [2].
Таблица 1. Оценка спортсменами тренировочных нагрузок
Оценка нагрузки п Низкая Нормальн ая Выше нормы Большая Очень Высокая р <=
Физическая нагрузка 30 10 % 41 % 11 % 15 % 23 % 0,01
Псих. нагрузка 9% 27% 33% 21 % 10%
Общая нагрузка 9,5% 34% 22 % 18 % 16,5% --
Результаты показывают, что только около 9.5% всех испытуемых оценивают общую суммарную величину нагрузок как низкую, а 16,5% - как очень высокую. Большинство оценивает тренировочные нагрузки в диапазоне от нормальной до высокой (74 % опрошенных спортсменов - черлидеров).
Общая работоспособность п Ухудшается Не измен. Улучшается р <=
В течении тренировочного занятия 30 28 % 40 % 32 % 0,01
В течении недели 30 10 % 60 % 20 %
Представленные данные свидетельствуют, что большинство опрошенных спортсменов - черлидеров имеют достаточно устойчивый уровень работоспособности. Особое внимание уделяется тому факто, что работоспособность на протяжении недельного периода учебно-тренировочных занятий (микроцикла) с учетом занятий с различными по величине и направленности нагрузкам, является существенно стабильной (р <= 0,01) по сравнению с работоспособностью в ходе тренировки в течение 1-го дня.
Заключение: В ходе спортивного совершенствование команд в Чир спорте с ростом специальной физической подготовки и количества соревновательных практик, увеличивается время, отводимое на восстановительные процедуры. Дополнительными средствами могут быть переключения с одного вида спортивной деятельности на другой, чем могло бы быть вызвано резкое снижение уровня утомляемости и тревожности у спортсменов - черлидеров. Таким образом, можно подчеркнуть острую необходимость в проведении плановых мероприятий связанных с психологической разгрузкой и профилактикой утомляемости спортсменов.
Библиографический список:
1. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Н.Н. Маликов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 528 а
2. Николаев А. Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. СПб.,
2005.
УДК 310 Социологические науки
Лебедева Анна Владимировна, магистрант кафедры социальной работы, Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева,
г. Саранск
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация: в статье характеризуется понятие и критерии к термину «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации», представляются основные нормативно-правовые акты, направленные на государственную поддержку семей.