Научная статья на тему 'Выявление уровня утомляемости спортсменов - черлидеров в предсоревновательный период'

Выявление уровня утомляемости спортсменов - черлидеров в предсоревновательный период Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
PRE СOMPETITIVE PERIOD / CHEERLEADING / PSYCHOLOGICAL TRAINING / PERFORMANCE / FATIGUE / TEAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солодовник Е.М.

В данной статье представлены результаты изучения утомляемости спортсменов черлидеров в предсоревновательный период, определено место психологической подготовки и ее основные методы и подходы в учебно-тренировочном процессе, в ходе подготовки команды по Чир спорту к соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Солодовник Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the results of the study of fatigue cheerleaders in the pre-competition period, the place of psychological training and its main methods and approaches in the training process, in the preparation of the cheerleading team for competitive activity.

Текст научной работы на тему «Выявление уровня утомляемости спортсменов - черлидеров в предсоревновательный период»

сложной. Используйте подборку подходящих мелодий, которые будут сменять друг друга. Не пользуйтесь одной песней (мелодией), которая будет звучать на протяжении всего номера. Для эффективности программы, спортсмены должны быть в постоянном движении.

Библиографический список:

1. Как стать первоклассным тренером по черлидингу, Линда Рэ Чеппел («Патриот», Москва, 2004 г.).

2. Правила соревнований по черлидингу, МОО «Федерация черлидинга», Москва, 2009 г.

УДК34 Психолого-Педагогические науки

Солодовник Е.М., старший преподаватель КФК, Петрозаводский Государственный Университет, Россия, г. Петрозаводск

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ УТОМЛЯЕМОСТИ СПОРТСМЕНОВ -ЧЕРЛИДЕРОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация: В данной статье представлены результаты изучения утомляемости спортсменов - черлидеров в предсоревновательный период, определено место психологической подготовки и ее основные методы и подходы в учебно-тренировочном процессе, в ходе подготовки команды по Чир спорту к соревновательной деятельности.

Ключевые слова: предсоревновательный период, Чир- спорт, психологическая подготовка, работоспособность, утомляемость, команда.

Abstract: This article presents the results of the study of fatigue cheerleaders in the pre-competition period, the place of psychological training and its main

methods and approaches in the training process, in the preparation of the cheerleading team for competitive activity.

Keywords: pre - ^mpetitive period, cheerleading, psychological training, performance, fatigue, team.

Ведущую роль в процессе подготовки команды к соревновательной деятельности, играет психологическая подготовка каждого спортсмена. Лучшие тренеры часто сами являются превосходными психологами, но иногда им может потребоваться помощь профессионала в этой области. Психологическая подготовка юных спортсменов проходит в условиях тренировочного занятия, воспитание волевых качеств, формирование личности спортсмена, межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психологических качеств.

Основными задачами психологической подготовки являются: привитие устойчивого интереса занятиям спортом, формирование установки на тренировочною деятельность.

Основные методы психологической подготовки:

- Применение техники релаксации (аутотренинга). Рекомендуется для восстановления после тренировочного процесса. Для расслабления мышц нужно войти в состояние «дремотного» покоя.

- Идеомоторная тренировка - мысленное воспроизведение движений. Которые нужно выполнить. Важно выполнять движения соревновательной программы с правильной техникой.

- Вхождение в оптимальное боевое состояние (ОБС). Для этого нужно мысленно представить свое самое успешное выступление и вспомнить детали, для этого можно ответить на вопросы:

1) Как выглядел зал?

2) Кто был на площадке из товарищей по команде?

3) О чем я думала в тот момент?

- Вхождение в ОБС в ходе соревнований. Для быстрого вхождения в ОБС необходимо создать образ или слово, после которого спортсмен настраивается на соревнования.

- Контроль соответствия моделями «идеальный черлидер» (лучший спортсмен, выступающий на позиции обучаемого - флаер, база, споттер), «идеальная команда». Модели создаются тренером индивидуально для себя и для команды с помощью тестирований, опросов, личных выводов. Тренироваться надо с ориентиром на эти модели и соответствовать им.

- Управление поведением спортсменов перед соревнованиями. Важно перед выходом на площадку давать позитивные установки («сделать точно, быстро, уверенно»). Избегать установок, содержащих частицу «не» («не волнуйтесь, не уроните»).

В тренировочных группах основными задачами психологической подготовкой являются развитие спортивно важных свойств характера и волевых качеств, необходимых для решения усложняющихся тренировочных задач, обучению примерам самоконтроля, умению управлять предстартовым состояний на соревнованиях. А также формирование командного духа и ответственности спортсмена за результат всей команды.

В группах спортивного совершенствования основным задачами психологической подготовки являются развитие морально - волевых качеств характера, развитие мотивации на достижение высших спортивных результатов.

На всех этапах подготовке нужно стремиться к овладению приемами самовнушения и саморегуляции состояний во время тренировок и соревнований.

Важной частью тренировочного процесса является профилактика травматизма. Частые травмы нарушают нормальное течение тренировочного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построения. Во время тренировок и соревнований задача тренера и спортсменов строго соблюдать правила техники безопасности. Что позволит снизить риск получения травмы.

Для восстановления работоспособности используется ряд восстановительных средств и мероприятий, которые подразделяются на: гигиенические, психологические и медико-биологические. Все эти мероприятия применяются с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов [1].

Специальное психологическое воздействие. Обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Возрастает роль тренера в спортивных школах в управлении свободным временем спортсменов, в снятии эмоционального напряжения и т. д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Важное, значение имеет, определение психологической совместимости спортсменов.

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

Медико-биологическая группа включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физиотерапию, различные виды массажа. Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.

Для изучения уровня утомляемости команды в предсоревновательный период был проведен психологический тест, испытуемым стала команда студентов ПетрГУ. В ходе исследований были применены некоторые разновидности наблюдения: - непосредственное и опосредованное;

- выборочное (внимание фиксировалось на определенных показателях поведения или типичных для конкретных условий деятельности типах поведенческих актов и действий);

- неформализированное (проводилось в ходе пилотажного исследования; на этом этапе была важна не фиксация причинных зависимостей и строгое

описание явлений, а создание обобщенной картины поведения испытуемых в определенных условиях деятельности).

В качестве опроса были использованы методы: беседы и анкетирования. Для выявления уровня утомляемости спортсменов - черлидеров был использован ряд психологических тестов.

1) Для измерения эмоциональных состояний спортсменов в период интенсивных физических нагрузок использована методика САН. Процедура данной методики состоит в том, что спортсмену - черлидеру предлагается оценить различные характеристики своего состояния в данный момент времени. Это дает возможность проследить за динамикой показателей самочувствия, активности и настроение в различное время дня и разнообразных условиях деятельности. Шкалированная самооценка дает возможность достаточно точно оценивать параметры не только «традиционных» самочувствия, активности и настроения, но и других показателей, характеризующих специфические психо-эмоциональные состояния человека [2].

Таблица 1. Оценка спортсменами тренировочных нагрузок

Оценка нагрузки п Низкая Нормальн ая Выше нормы Большая Очень Высокая р <=

Физическая нагрузка 30 10 % 41 % 11 % 15 % 23 % 0,01

Псих. нагрузка 9% 27% 33% 21 % 10%

Общая нагрузка 9,5% 34% 22 % 18 % 16,5% --

Результаты показывают, что только около 9.5% всех испытуемых оценивают общую суммарную величину нагрузок как низкую, а 16,5% - как очень высокую. Большинство оценивает тренировочные нагрузки в диапазоне от нормальной до высокой (74 % опрошенных спортсменов - черлидеров).

Общая работоспособность п Ухудшается Не измен. Улучшается р <=

В течении тренировочного занятия 30 28 % 40 % 32 % 0,01

В течении недели 30 10 % 60 % 20 %

Представленные данные свидетельствуют, что большинство опрошенных спортсменов - черлидеров имеют достаточно устойчивый уровень работоспособности. Особое внимание уделяется тому факто, что работоспособность на протяжении недельного периода учебно-тренировочных занятий (микроцикла) с учетом занятий с различными по величине и направленности нагрузкам, является существенно стабильной (р <= 0,01) по сравнению с работоспособностью в ходе тренировки в течение 1-го дня.

Заключение: В ходе спортивного совершенствование команд в Чир спорте с ростом специальной физической подготовки и количества соревновательных практик, увеличивается время, отводимое на восстановительные процедуры. Дополнительными средствами могут быть переключения с одного вида спортивной деятельности на другой, чем могло бы быть вызвано резкое снижение уровня утомляемости и тревожности у спортсменов - черлидеров. Таким образом, можно подчеркнуть острую необходимость в проведении плановых мероприятий связанных с психологической разгрузкой и профилактикой утомляемости спортсменов.

Библиографический список:

1. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Н.Н. Маликов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 528 а

2. Николаев А. Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. СПб.,

2005.

УДК 310 Социологические науки

Лебедева Анна Владимировна, магистрант кафедры социальной работы, Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева,

г. Саранск

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация: в статье характеризуется понятие и критерии к термину «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации», представляются основные нормативно-правовые акты, направленные на государственную поддержку семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.