Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PHARMACEUTICAL COUNSELING / САМОЛЕЧЕНИЕ / SELF-TREATMENT / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION DRUG SUPPLY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Чупандина Е.Е., Куролап М.С., Терновая Н.А.

В статье проведена оценка нормативно-правового обеспечения фармацевтического консультирования. По результатам очного анонимного анкетирования 100 фармацевтических работников г. Воронежа были выявлены основные проблемы, возникающие у фармацевтических работников при фармацевтическом консультировании населения: недостаток информации от клиента (60 %), отсутствие понимания со стороны клиента (45 %), необходимость повышения знаний фармацевтических работников для консультирования населения и повышения грамотности населения по вопросам применения лекарственных препаратов (90 %). По результатам очного анонимного и интернет-анкетирования 200 потребителей выявлены основные проблемы, возникающие у населения при самолечении: 50 % опрошенных недовольны результатом самолечения, только 45 % всегда соблюдают рекомендации фармацевтического работника. Также у населения выявлена потребность в получении достоверной информации по вопросам самолечения (53 %). Таким образом, с применением социологического и экспертного опроса выявлены основные проблемы, возникающие при фармацевтическом консультировании населения в рамках ответственного самолечения. Сформулированы перспективные пути повышения эффективности фармацевтического консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Чупандина Е.Е., Куролап М.С., Терновая Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF RESERVES TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF PHARMACEUTICAL COUNSELING FOR THE POPULATION

The article reveals the main regulatory legal documents regulating the concept of pharmaceutical counseling. Based on the results of an on-site visitor anonymous survey of 100 pharmaceutical workers in Voronezh the main problems encountered by pharmaceutical workers in the pharmaceutical counseling for the population were identified: lack of information from the client (60 %), lack of understanding on the part of the client (45 %), and the need to improve the knowledge of pharmacists to advise the public and increase the pharmaceutical literacy of the population use of medicines (90 %). Based on the results of an on- site visitor anonymous survey and the Internet survey of 200 consumers the main problems experienced by the population when self-medicating were identified: 50 % of respondents are dissatisfied with the result of self-treatment, only 45 % always follow the recommendations of the pharmacist. Also, the respondents identified the need for reliable information on self-treatment (53 %). The conducted questioning of pharmaceutical workers and consumers revealed the main reserves of increasing the effectiveness of pharmaceutical counseling of the population

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 615.15:366.61:005.963

Е.Е. Чупандина

доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и экономики фармации и фармакогнозии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет»

М.С. Куролап

кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации и фармакогнозии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет»

Н.А. Терновая

студентка 4 курса фармацевтического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет»

E.E. Chupandina

Doctor of Pharm. Sciences, Professor, Head of the Department of Management and Economy of Pharmacy and Pharmacognosy at Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Voronezh state university

M.S. Kurolap

Candidate of Pharm. Sciences, Associate Professor at Department of Management and Economics of Pharmacy and Pharmacognosy at Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Voronezh state university

N.A. Ternovaya

4th year student of the Faculty of Pharmacy at Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Voronezh state university

ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

IDENTIFICATION OF RESERVES TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF PHARMACEUTICAL COUNSELING FOR THE POPULATION

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Мария Семеновна Куролап, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации и фармакогнозии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет» Адрес: 394 036, РФ, Воронеж, Студенческая ул., д. 3 Тел.: +7 (473) 239-05-45; e-mail: kurolap@pharm.vsu.ru Статья поступила: 21.09.2017 Статья принята: 01.12.2017

CONTACT INFORMATION Maria Kurolap, Candidate of Pharmaceutical Sciences, Associate Professor at Department of Management and Economics of Pharmacy and Pharmacognosy at Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Voronezh state university»

Address: 3, Studencheskaya, Voronezh, Russia, 394 036 Tel.: +7 (473) 239-05-45; e-mail: kurolap@pharm.vsu.ru Article received: 21.09.2017 Article approved: 01.12.2017

Аннотация

В статье проведена оценка нормативно-правового обеспечения фармацевтического консультирования. По результатам очного анонимного анкетирования 100 фармацевтических работников г. Воронежа были выявлены основные проблемы, возникающие у фармацевтических работников при фармацевтическом консультировании населения: недостаток информации от клиента (60 %), отсутствие понимания со стороны клиента (45 %), необходимость повышения знаний фармацевтических работников для консультирования населения и повышения грамотности населения по вопросам применения лекарственных препаратов (90 %). По результатам очного анонимного и интернет-анкетирования 200 потребителей выявлены основные проблемы, возникающие у населения при самолечении:

Abstract

The article reveals the main regulatory legal documents regulating the concept of pharmaceutical counseling. Based on the results of an on-site visitor anonymous survey of 100 pharmaceutical workers in Voronezh the main problems encountered by pharmaceutical workers in the pharmaceutical counseling for the population were identified: lack of information from the client (60 %), lack of understanding on the part of the client (45 %), and the need to improve the knowledge of pharmacists to advise the public and increase the pharmaceutical literacy of the population use of medicines (90 %). Based on the results of an on-site visitor anonymous survey and the Internet survey of 200 consumers the main problems experienced by the population when self-medicating were identified:

50 % опрошенных недовольны результатом самолечения, только 45 % всегда соблюдают рекомендации фармацевтического работника. Также у населения выявлена потребность в получении достоверной информации по вопросам самолечения (53 %). Таким образом, с применением социологического и экспертного опроса выявлены основные проблемы, возникающие при фармацевтическом консультировании населения в рамках ответственного самолечения. Сформулированы перспективные пути повышения эффективности фармацевтического консультирования.

Ключевые слова: фармацевтическое консультирование, самолечение, лекарственное обеспечение населения.

50 % of respondents are dissatisfied with the result of self-treatment, only 45 % always follow the recommendations of the pharmacist. Also, the respondents identified the need for reliable information on self-treatment (53 %). The conducted questioning of pharmaceutical workers and consumers revealed the main reserves of increasing the effectiveness of pharmaceutical counseling of the population.

Keywords: pharmaceutical counseling, self-treatment, population drug supply.

О

Введение и актуальность. В настоящее время в большинстве стран мира наблюдается тенденция к увеличению перечня препаратов, разрешенных к безрецептурному отпуску. Само существование этой категории предопределяет возможность их применения без рекомендации врача, т. е. под ответственность самого пациента. Это, вместе с активной рекламой в СМИ безрецептурных лекарственных препаратов (ЛП), приводит к тому, что увеличивается риск необоснованного, небезопасного и неэффективного их применения [1, 2]. Именно в таких условиях значительно возрастает роль провизора, предоставляющего качественное фармацевтическое консультирование населения в аптечной организации (АО).

Цель работы: выявление резервов повышения эффективности фармацевтического консультирования населения в АО на примере Воронежской области.

Задачи исследования:

1. Изучить нормативное регулирование фармацевтического консультирования.

2. Выявить основные проблемы, возникающие у фарм. работников при фармацевтическом консультировании.

3. Выявить основные проблемы, возникающие у населения при ответственном самолечении.

4. Выявить резервы повышения эффективности фармацевтического консультирования населения в АО.

Методы исследования: очное анонимное анкетирование и интернет-анкетирование населения и фармацевтических работников.

Нормативно понятие «фармацевтическое консультирование» введено в розничную торговлю лекарственными препаратами в 2016 году и представляет собой информирование о порядке применения

или использования товара аптечного ассортимента, в т. ч. о правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии ЛП при одновременном приеме между собой и/или с пищей, правилах их хранения в домашних условиях [3].

В соответствии с профессиональным стандартом фармацевтическое консультирование является обязательным фрагментом трудовой функции провизора «информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента» [4]. Также образовательные стандарты для высшего и среднего образования по специальности «фармация» содержат профессиональные компетенции, посвященные консультативной помощи и информированию населения о ЛП.

Изучением роли провизора в системе ответственного самолечения, фармацевтической помощи, фармацевтических информационно-консультационных услуг занимались такие ученые, как Федина Е.А., Дремова Н.Б., Лоскутова Е.Е., Сбоева С.Г., Дзю-ба В.Ф., Чупандина Е.Е. и др. [1, 2, 5, 6].

Четкая структуризация понятийной категории «фармацевтическое консультирование» повлекла за собой необходимость оценки готовности фармацевтических работников выполнять все ее элементы — знание правил отпуска, способов приема, режимов дозирования, терапевтического действия, противопоказаний, взаимодействия ЛП при одновременном приеме между собой и/или с пищей, правил их хранения в домашних условиях.

Для выявления проблем, возникающих у фармацевтических работников при фармацевтическом консультировании населения, в феврале — марте 2017 г. было проведено очное анонимное анкетирование 100 фармацевтических работников города

Воронежа в возрасте от 20 до 50 лет. Среди которых 40 % работают по специальности менее 1 года, 20 % — от 1 до 3 лет и 40 % — более 3 лет.

Оценка репрезентативности выборки респондентов была проведена методом случайного отбора. По данным информационного интернет-ресурса 2gis.ru, было установлено, что по состоянию на 1 февраля 2017 года в г. Воронеже функционирует 671 АО (точки розничной торговли ЛП). Так как среднее число фармацевтических работников в АО г. Воронежа составляет около 7 человек, мы определили общее число фармацевтических работников в г. Воронеже — 5368 человек. Выборку в 100 респондентов следует считать репрезентативной с повышенной надежностью, т. к. для генеральной совокупности, равной 5368 при доверительном интервале 95 % и ошибке выборки 6 %, минимальный объем выборки равен 99:

Е2р(\-р)М

п =-> где

А2М+г2р(1-р)

z — коэффициент доверия ^ = 1,96 для 95 % надежности);

п — объем выборки;

N — объем генеральной совокупности;

p — доля признака в выборочной совокупности (0,9);

1,962 * 0,9(1 - 0,9) * 5 3 6 8

п =-= 99,77

0,062 * 5 3 6 8 + 1,962 * 0,9(1 - 0,9)

По результатам анкетирования было установлено несколько причин, снижающих качество фармацевтического консультирования:

• недостаток информации от посетителя аптечной организации (60 %);

• отсутствие понимания со стороны посетителя (45 %);

• недостаточные знания фармацевтического работника о ЛП (27 %);

• недостаток времени на консультирование (22 %);

• боязнь ответственности (11 %).

Было выявлено, что необходимость в конкретном алгоритме фармацевтического консультирования для фармацевтических работников снижается с увеличением их стажа работы: с 69 % в 1-й год работы до 17 % после 3 лет работы. Повысить свой уровень знаний для проведения эффективного фармацевтического консультирования хотели бы 84 % работников 1-го года, 79 % респондентов, проработавших от 1 года до 3 лет, и 30 % респондентов, проработавших более 3 лет.

По мнению фармацевтических работников, наиболее актуальными резервами повышения эффективности фармацевтического консультирования являются: повышение квалификации по вопросам клинической фармакологии (80 %),

клинико-фармакологические особенности взаимодействия ЛП (49 %), информация о возможных нежелательных эффектах (38 %), этико-правовые аспекты отпуска и применения ЛП (24 %). Также 90 % опрошенных работников указали, что существует необходимость повышения грамотности населения по вопросам, связанным с применением ЛП.

Несмотря на нормативно закрепленные обязанности фармацевтического консультирования, 15 % респондентов отметили, что провизор не должен оказывать консультации населению по вопросам ответственного самолечения.

Для оценки качества и структуры фармацевтического консультирования в АО были опрошены 200 человек населения Воронежа в возрасте от 18 до 68 лет, большинство респондентов являются женщинами (73 %). Методом исследования выступили очное анонимное и интернет-анкетирование, срок проведения исследования: февраль — март 2017 г.

Незначительная часть опрошенных (6 %) указали, что никогда не применяют ЛП без назначения врача, а большая часть (33 %) применяет ЛП без назначения врача несколько раз в месяц. При этом основными причинами визита не к врачу, а в АО выступили следующие: недостаток времени (36 %), маловыраженные симптомы (30 %), недоверие врачам (16 %), высокая стоимость медицинских услуг (8 %).

Для текущей оценки качества фармацевтического консультирования, представляемого в АО, потребителям было предложено отметить основные элементы, которые были применены фармацевтическим работником. Выявлено, что только 23 % фармацевтических работников указали способ хранения, 18 % предлагали более дешевый аналог, 10 % опрошенных даны рекомендации по сопутствующем применении ЛС, 9,5 % было рекомендовано обратиться к врачу, а 5,5 % услышали предупреждение о побочных симптомах и последствиях передозировки, 15 % респондентов указали, что они «называют лекарственный препарат и покупают его, не получая при этом никаких рекомендаций от фармацевтических работников».

Полученные результаты подтверждают необходимость проведения дополнительного обучения фармацевтических работников по вопросам консультирования населения.

Что касается приверженности пациентов к лечению, лишь 45 % респондентов всегда исполняют рекомендации фармацевтических работников, 47 % — только если данные рекомендации носят особый (персональный) характер и 7 % никогда не выполняют рекомендации. При этом только 50 % опрошенных всегда довольны результатом самолечения.

Тем не менее 53 % респондентов испытывают необходимость в получении достоверной инфор-

мации по ответственному самолечению, большинство из них оставили адреса электронной почты и номера телефонов, что свидетельствует о высокой заинтересованности в получении достоверной информации.

Таким образом, результаты исследования показывают наличие проблем содержательного характера у фармацевтических работников при проведении фармацевтического консультирования, что формирует частичную неудовлетворенность потребителей в информационном сопровождении отпуска лекарственных препаратов.

ВЫВОДЫ

На основе проведенного анкетирования фармацевтических работников и потребителей были сформулированы следующие рекомендации для повышения эффективности фармацевтического консультирования населения в АО.

1. Практикоориентированный подход при обучении фармацевтических специалистов по профессиональным компетенциям в области фарм. консультирования и регулярное повышении квалификации по данному направлению.

2. Создание и реализация программ на базе АО по повышению «лекарственной» грамотности населения, в частности, с использованием подходов концепции «Телефармации», которая была разработана С.Г. Сбоевой и успешно апробирована в республике Казахстан [7].

3. Разработка алгоритма фармацевтического консультирования населения в АО, соответствующего всем нормативным требованиям.

Финансирование. Работа не имеет финансовой поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постыка А.Н., Чупандина Е.Е. О роли провизора в системе ответственного самолечения. 3-я Всероссийская

научно-методическая конференция «Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Со-

здание новых физиологически активных веществ». Воронеж, 2007: 118-121.

[Postyka A.N., Chupandina E.E. On the role of the pharmacist in the system of responsible self-treatment. 3rd Russian Scientific and Methodological Conference "Ways and Forms of Improving Pharmaceutical Education: Creating New Physiologically Active Substances". Voronezh. 2007: 118-121 (In Russian).]

2. Дзюба В.Ф. Фармацевтическая помощь на современном этапе. 6-я Международная научно-методическая конференция «Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Создание новых физиологически активных веществ». Воронеж, 2016: 270-273.

[Dzyuba V.F. Pharmaceutical care at the present stage. 6th International Scientific and Methodological Conference "Ways and forms of improving pharmaceutical education. Creation of new physiologically active substances". Voronezh, 2016: 270-273 (In Russian).]

3. Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 N 647н "Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения".

[RF Ministry of Health Order as of 31.08.2016 N 647n "On the Approval of the Regulations of Good Pharmacy Practice for Medicinal Products for Medical Use" (In Russian).]

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 9.03.2016 № 91н «Об утверждении профессионального стандарта "Провизор"».

[Order of the Ministry of Labor and Social Protection as of 9.03.2016 № 91n "On the Approval of the Professional Standard 'Provisor'" (In Russian).]

5. Куролап М.С., Терновая Н.А. Исследование подходов к оказанию фармацевтического консультирования населения. Фармация будущего — 2017: сборник материалов студенческой научной сессии и конкурса инновационных идей кафедры управления и экономики фармации и фармакогнозии. Воронеж, 2017: 8-12.

[Kurolap M.S., Ternovaya N.A. A Study of Approaches to Pharmaceutical Counseling of the Population. The Pharmaceutical Science of the Future — 2017: A collection of materials of the students' science session and the contest of innovative ideas organized by the Department of Management and Economy of Pharmacy and Pharmacognosy. Voronezh, 2017: 8-12 (In Russian).]

6. Федина Е.А. Теоретические и методические основы совершенствования качества фармацевтических информационно-консультационных услуг при безрецептурном отпуске: автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. фарм. наук. М. 2007. 47 c.

[Fedina E.A. Theoretical and methodical principles of improving the quality of pharmaceutical information and consulting services for over-the-counter drugs provision: thesis for the degree of Doctor of Pharmaceutical sciences. M. 2007. 47 p. (In Russian)]

7. Данагулян Г.Г., Сбоева С.Г. Консультационные сценарии дистанционной передачи информации о рациональном использовании лекарств. Фармация. 2016: 39-42.

[Danagulyan G.G., Sboeva S.G. Consultative scenarios for the telecommunication regarding the rational use of medicines. Pharmacia. 2016: 39-42 (In Russian).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.