Научная статья на тему 'Выявление причин возникновения денег с позиций синкретной логики'

Выявление причин возникновения денег с позиций синкретной логики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / СИНКРЕТИЗМ / ТЕОРИИ ДЕНЕГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / MONEY / RESEARCH METHODOLOGY / SYNCRETISM / THEORY OF MONEY / ECONOMIC SCIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пшеничников Владислав Владимирович

В статье обосновывается выбор синкретной логики мышления как элемента методологии экономических исследований. Изложены отличительные особенности синкретики по сравнению с метафизикой и диалектикой. Предлагается использование синкретного подхода к объяснению причин возникновения денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING THE REASONS FOR THE EMERGENCE OF MONEY FROM THE STANDPOINT OF SYNCRETIC LOGIC

The article substantiates the choice syncretic logic thinking as element of the methodology of economic research. Set out the distinctive features of syncretic compared with metaphysics and dialectics. The use syncretic approach to the explanation of the reasons for the emergence of money.

Текст научной работы на тему «Выявление причин возникновения денег с позиций синкретной логики»

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕНЕГ С ПОЗИЦИЙ СИНКРЕТНОЙ ЛОГИКИ

Аннотация. В статье обосновывается выбор синкретной логики мышления как элемента методологии экономических исследований. Изложены отличительные особенности синкретики по сравнению с метафизикой и диалектикой. Предлагается использование синкретного подхода к объяснению причин возникновения денег.

Ключевые слова. Деньги, методология исследования, синкретизм, теории денег, экономические науки.

Pshenichnikov V.V.

IDENTIFYING THE REASONS FOR THE EMERGENCE OF MONEY FROM THE STANDPOINT OF SYNCRETIC LOGIC

Abstract. The article substantiates the choice syncretic logic thinking as element of the methodology of economic research. Set out the distinctive features of syncretic compared with metaphysics and dialectics. The use syncretic approach to the explanation of the reasons for the emergence of money.

Keywords. Money, research methodology, syncretism,theory of money, economic science.

Исследования российских и зарубежных футурологов, проводившиеся в последние десятилетия, показывают, что с конца XX века человечество вступило в новую переломную эпоху. «Основное содержание этой эпохи состоит в следующем:

• завершение двухсотлетнего цикла индустриальной мировой цивилизации, вступление в период ее заката, знаменующегося кластером глобальных кризисов (энергоэкологическим, технологическим, экономическим, геополитическим, социокультурным) и становлением новой, гуманистически-ноосферной, интегральной мировой цивилизации;

• завершение пятисотлетнего цикла четвертого поколения локальных цивилизаций, проходившего под знаком доминирования западной цивилизации, и становление пятого поколения, базирующегося на многополярном мироустройстве и партнерстве цивилизаций;

• начало перехода от полутора-тысячелетнего второго исторического суперцикла в динамике глобальной цивилизации, включающего три родственные мировые цивилизации (средневековую, раннеиндустриальную и индустриальную), к третьему историческому суперциклу, базирующемуся на принципиально иных основах [9, с. 333-334].

Преобладающая ныне научная парадигма отражает условия функционирования уходящей индустриальной эпохи и, как показывает опыт, не всегда может служить надежной методологической основой исследования новых явлений постиндустриальной интегральной мировой цивилизации. «Общее ощущение того, что парадигма, которая ассоциируется с неоклассикой и маржинализмом, несмотря на ее очевидные достижения, близка к исчерпанию своего потенциала, проявляется в активизации методологических дискуссий, формирующих ожидание того, что должны появиться

ГРНТИ 06.01.07 © Пшеничников В .В., 2017

Владислав Владимирович Пшеничников - кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sa-dovaya str., 21). Тел.: +7-906-680-74-76. Е-mail: wladwp@yandex.ru.

принципиально новые идеи и подходы, которые и определят развитие экономической науки в XXI в.» [5].

Наша цель состоит в попытке объяснить причины появления денег с позиций синкретной логики, принятой в качестве нового элемента методологической основы исследования процессов появления и смены видов и форм денег. Она обусловлена необходимостью поиска и выбора альтернативных методологических инструментов исследования инновационного развития экономики вследствие не всегда удачных попыток объяснить новации современного мира на основе методологической базы исследования, созданной в принципиально иных условиях.

Однако новая научная парадигма не может и не должна строиться на пустом месте, элементы ее основ нужно искать в недрах альтернативных подходов к познанию, формировавшихся параллельно с традиционными. По нашему мнению, одним из таких элементов может стать синкретика как многозначная логика мышления. При этом само по себе понятие синкретизма (от греческого 8упкгей8Ш08 -соединение, объединение, слитность) не является новым и используется достаточно часто.

В целях апробации действия принципов синкретной логики нами была предпринята попытка объяснить на их основе причины появления денег. В этих целях мы воспользуемся той сущностной характеристикой синкретизма в философии, которая позволяет совмещать различные философские направления в одной системе без их объединения. Этим синкретизм отличается от эклектизма. Хотя эти два понятия близки друг другу, эклектизм с помощью критики выделяет из разных систем основные принципы и связывает их в единую совокупность.

Синкретизм, в отличие от эклектизма, связывает неоднородные начала, но абсолютного их объединения не происходит, потому что нет необходимости связывать их во внутреннем единстве с противоречиями друг к другу. Использование синкретики, как более общей логики по сравнению с метафизикой и диалектикой, означало бы выход за пределы старого типа мышления в новые пространственно-логические измерения. Отличительные особенности синкретной логики по сравнению с метафизикой и диалектикой состоят в следующем:

«Философские категории считаются равнозначными и одинаково необходимыми, по крайней мере, в абстрактном смысле, ни одна категория не может быть сведена целиком к другой. Абсолютная первичность одних категорий по отношению к другим отвергается в силу относительности Абсолюта.

Взаимодействие двух и более категорий, их взаимное сочетание дает сложную категорию, в гносеологии она есть принцип познания, а в деятельности - метод, правило поведения, руководящая идея. С точки зрения самой логики, взаимодействие двух категорий приводит к образованию новой категории. Это означает, что для каждой отдельной категории также можно построить свой принцип познания и свой метод деятельности...

В синкретике все философские категории одновременно считаются противоположными друг другу, поэтому они заменяют дуальные противоположности, присущие диалектике. Если в диалектике источником развития являются противоречия парных противоположностей, то в синкретике развитие осуществляется путем одновременного разрешения противоречий множества противоположностей, каждое из которых может непосредственно воздействовать на все остальные. Развитие может происходить во всех направлениях - вширь и вглубь, с уменьшением размеров и соответствующим ускорением развития, с увеличением размеров и замедлением развития, во всех возможных формах и под действием разных причин. Тем самым мы приходим к новому качеству или характерной черте развития: результат развития в общем случае зависит не столько от движения одного начала или от взаимодействия попарно взятых диалектических противоположностей, сколько от взаимодействия всех категорий-противоположностей, взятых во всех возможных сочетаниях...

Взаимодействие нескольких категорий и (или) принципов приводит к появлению философского закона или утверждения, отражающего некоторую сущностную характеристику мира. Закон, по определению, должен содержать описание действия хотя бы одного принципа через некоторый конкретный механизм. Данный механизм раскрывает сущность явления, так же как и теория явления, в которую входят основные категории, принципы и сам закон. Характерными примерами являются законы развития в диалектике - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания старого новым и последующего появления старого в новом (закон двойного отрицания). Согласно предыдущему положению эти законы могут быть наполнены новым содержанием. Так, закон перехода количества в качество выглядит теперь как закон перехода накопленных изменений од-

ной совокупности противоположностей, представляемых философскими категориями, в изменения другой совокупности противоположностей.

Равнозначность категорий может рассматриваться также в том смысле, что истинные предложения остаются в определенных условиях истинными, если в них произвести замену одних категорий на другие. Это является отражением того, что сама философская категория как исходное обобщенное понятие входит в аксиоматику носителей. Заменяя старое на новое в законе двойного отрицания, приходим к такой его формулировке: Развитие происходит с сохранением преемственности противоположностей при их взаимопревращениях, на первом этапе развития старое отрицает новое, противодействуя ему, однако на втором этапе новое все-таки появляется, причем на более высоком уровне, в еще более совершенном виде. Закон двойного отрицания в его обычном виде можно понимать как неодолимость старого, невозможность полного его уничтожения - старое все равно проявляется после второго отрицания.

Принципы и основные требования синкретной логики можно свести к следующему: предмет и его развитие должны рассматриваться во взаимодействии всех противоречивых сторон, присущих предмету и его окружению, и взятых во всех мыслимых комбинациях. Так, если в диалектической логике одним из основных принципов является принцип объективности, то в синкретике добавляется не менее важный принцип субъективности. Требования формальной логики - определенность, последовательность, обоснованность и другие - остаются и в диалектике и в синкретике, но в последней они приобретают новый смысл. Например, определенность может приобрести статистический или вероятностный характер, что приводит к появлению некоторой доли неопределенности. В синкретике принцип всесторонности имеет те же права, что и принцип односторонности (основного звена), а принцип практической активности, требующий доведения результатов познания до разработки программы и организации практической деятельности, дополняется требованием внедрения практических результатов в организацию познания. Формальная логика, являющаяся по своему духу метафизической, и диалектическая логика оказываются частными случаями синкретной логики, которая в силу единства материальных и идеальных носителей действительно становится единой логикой движения и вещей, и мышления» [8, с. 54-58].

В настоящее время традиционно принято выделять два противостоящих друг другу подхода к объяснению причин возникновения денег - рационалистический и эволюционный (рис. 1).

Рис. 1. Основные подходы к обоснованию причин возникновения денег

Рационалистический подход объясняет причины возникновения денег действием в большей степени субъективных факторов. Обычно авторы не уделяют должного внимания взглядам сторонников данного подхода, мотивируя это тем, что он возник еще в глубокой древности и стал терять свою актуальность и популярность с появлением эволюционного подхода, сторонники которого сконцентрировали свое внимание на объективных причинах появления денег. Отдавая должное длительному процессу появления и развития системы знаний, формировавшейся в рамках рационалистического подхода, следует, хотя бы кратко, выделить три ключевые теории происхождения денег, которые часто не разграничиваются между собой при описании данного подхода - теорию соглашения (или общественного договора), теорию изобретения и хартальную теорию.

Теория соглашения находит свое отражение в дошедших до нас трудах древнегреческого философа Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), по мнению которого деньги появляются в результате развития меновой торговли. Аристотель писал: «По общему уговору появилась монета; оттого и имя ей «но-мисма», что она существует не по природе, а по установлению и в нашей власти изменить ее или вывести из употребления» [1, с. 156]. Один из первых научных трактатов, специально посвященных деньгам, был написан в 1588 г. и принадлежал перу известного флорентийского прозаика Бернардо Даванзати, который собрал все сведения о деньгах, накопленные к концу XVI века. «Деньги, - писал автор, - есть золото, серебро или медь, отчеканенные в монеты по желанию публичных властей и являющиеся по согласию наций ценой и мерой вещей, облегчая контакты между ними» [2, с. 9].

Теория изобретения была сформулирована немецким ученым-археологом профессором Августом Беком в научном труде «Метрологические изыскания веса и меры древности в их взаимоотношении», опубликованном в Берлине в 1838 г. «Бек доказывал, что первые единицы веса монет были определены теоретическим путем и были введены как результат административных распоряжений» [7, с. 4]. Согласно этой теории, деньги могли появиться как продукт мыслительного процесса или творческого замысла изобретателя.

Хартальная (или государственно-номиналистическая) теория представлена в работе немецкого экономиста Г.Ф. Кнаппа «Государственная теория денег» (1905 г.). По мнению автора, появление денег обязано правовым актам государства, регулирующим платежно-расчетный оборот. Главное отличительное свойство денег - общепризнанность на основе права. Ее придает денежным единицам государство как творец правовых норм [3].

В отечественной экономической литературе общепризнанным является эволюционный подход к объяснению причин возникновения денег как результата эволюции форм стоимости в процессе развития товарного обмена, впервые изложенный К. Марксом в «Капитале». Согласно товарной концепции, происхождение денег объясняется объективными причинами развития производительных сил и производственных отношений. К ним относятся: общественное разделение труда; переход от натурального хозяйства к товарному производству; имущественное обособление собственников произведенных товаров; выделение особого товара, наиболее приспособленного к роли посредника при совершении обменных операций.

Исходя из основных положений синкретной логики и опираясь на сложившиеся представления о причинах появления денег, мы предлагаем опираться на синкретный подход обоснования причин возникновения денег (рис. 2).

Рис. 2. Основные составляющие синкретного подхода к объяснению причин появления денег [6]

Экономические причины появления денег находят свое объяснение в двух концепциях, которые условно можно подразделить на: эволюционную (товарную) и рационалистическую (нетоварную),

общая характеристика которых была изложена выше. Институциональные причины появления денег подтверждаются литературными источниками древнего мира и лингвистическими фактами. Страсть к украшениям принадлежит к числу сильнейших влечений человечества с первобытных времен. Простейшим и наиболее примитивным видом украшения в ряде стран служили раковины каури. Раковины вполне могли быть представителями первых форм денег.

В Китае они были положены в основание денежной системы (символ раковины до сих пор присутствует в иероглифах, обозначающих понятия «деньги», «финансы» и т.п.). Еще яснее следы денег в виде скота прослеживаются в латинском языке. Латинское слово «pecunia» (деньги) происходит от слова «pecus» (скот). Санскритское слово «рупа» (скот) лежит в основе названия современной денежной единицы «рупия». Древнеславянское слово «скот» послужило основой ряда финансовых терминов: «скотница» - казна, сокровище; «скотник» - казначей [4].

Кроме того, в ранних законодательных актах содержались нормы, требовавшие адекватной компенсации за причиненное насилие или вред. К примеру, современное английское слово «платить» (pay) происходит от латинского «расаге», что первоначально означало умиротворять, успокаивать или заключать мир посредством возмещения, чья ценность приемлема для обеих сторон. Подобно откупу за злодеяние широкое распространение имела традиция выкупа невест у отца или главы семейства. Местные правители в качестве дани принимали не только продукты, но и ритуальные деньги как символ покорности.

Религиозные церемонии также сопровождались выплатой дани или принесением жертв. Монета (от лат. Moneta) - первоначально - один из эпитетов богини Юноны (Juno Moneta). В храме Юноны в Риме в 279 г. до н.э. появился первый монетный двор. Таким образом, во многих первых человеческих сообществах примитивные формы денег были мало связаны с товарооборотом.

Основное преимущество использования синкретного подхода в объяснении причин возникновения состоит в устранении противостояния и противопоставления объективных и субъективных начал появления денег как самостоятельной категории, и в объединении этих двух начал в целях создания целостного образа исследуемого процесса. В любой исторический момент наши знания ограничены, а множество событий просто недоступны человеку в силу бесконечности окружающей его Вселенной, представляя собой некоторую вещь в себе.

«Если взять познание в целом, то просто научный подход и наука в целом с ее объективностью, детерминацией, стремлением к самым общим, простым по виду сущностным законам и тем самым к анализу (включая раздробление наук) недостаточны для адекватного отражения действительности, получения полной доступной истины. Другим необходимым элементом оказывается искусство, вносящее элементом субъективности, обогащающее наше знание конкретными деталями самого бытия, представляющее множество явлений в различных переменных формах, благодаря творчеству и воображению осуществляющее всевозможный синтез теоретических и практических знаний. Субъективность информации, связанной с наукой и искусством и существующая в виде знаков, символов, образов и понятий, проявляется не только в характерных видах отражения, оценки, представления событий и явлений, но и закрепляется с помощью материальных объектов - носителей этой информации.

Истинная мысль становится истиной для человека в результате субъективации, принятия истины, достижения убедительного ощущения истинности после проверки предсказательной силы мысли, ее способности к упорядочиванию знаний и фактов, после построения субъективного образа явления, описываемого мыслью. Объективно существующая истина есть некоторая противоположность истине субъективной, являющейся действительной и необходимой для каждого субъекта. К объективной истине можно прийти от совокупности различных субъективных истин, после их преобразования и обработки - это может быть новая теория, учитывающая все индивидуальные суждения и реальные факты, или закон существования в обществе как результат объективизации субъективных мнений. Обратный процесс приводит к тому, что субъективные истины отдельных личностей представляют собой различные наборы как объективных, так и субъективных истин» [8, с. 299-300].

Таким образом, синкретика как многозначная логика позволила нам не ограничиваться исключительно экономическими аспектами исследования причин возникновения денег. Вопросы, связанные с появлением и функционированием денег, всегда входили и входят в сферу научных интересов не только экономистов, но и историков, этнографов, социологов, психологов, исследующих отдельные стороны участия денег в общественных отношениях. Богатство и разнообразие общественных отно-

шений, в которых присутствуют деньги, не позволяют однозначно отдать предпочтение только субъективным или объективным началам денежных отношений.

Позиция представителей товарной концепции происхождения денег относительно того, что деньги -это продукт эволюции общественных отношений, породивших объективную потребность человечества во всеобщем эквиваленте, неоспорима. Но, в то же время, формы носителей всеобщего эквивалента выбирались и устанавливались на основе индивидуальных нужд и предпочтений отдельных членов общества, поиска материалов и изобретения способов изготовления из них денег, не лишенных элементов субъективизма. Если изъять из этой системы условий появления денег безразлично какое одно из начал - объективное или субъективное - система распадется.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.

2. Бурлачков В.К. Денежная теория и динамичная экономика: выводы для России. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

3. Кроливецкая В.Э. Трансформация взглядов на сущность и функции денег // Вестник ИНЖЭКОН. 2011. № 6 (49). С. 44-50.

4. Кроливецкая В.Э. Электронные деньги как результат эволюции денежных форм // Ученые записки Российской Академии предпринимательства: Серия «Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России». 2009. Вып. XIX. С. 61-68.

5. Макашева Н.А. Экономическая наука после кризиса: что изменится? // Общественные науки и современность. 2012. № 6. С. 73-86.

6. Пшеничников В.В. Синкретный подход обоснования причин возникновения денег // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2016): труды международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 565-575.

7. Святловский В.В. Происхождение денег и денежных знаков. М.: КРАСАНД, 2017.

8. Федосин С.Г. Основы синкретики: Философия носителей. М.: Едиториал УРСС, 2010.

9. ЯковецЮ.В. Глобальные экономические трансформации XXI века. М.: Экономика, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.