Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БАЗИС ПИСЬМА / ПРЕДПОСЫЛКИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ «ГРУППЫ РИСКА» В ОВЛАДЕНИИ ПИСЬМОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шруб М. В.

В статье представлены результаты диагностики предпосылок нарушения письма у обучающихся, осваивающих начальный уровень общего образования; приводятся данные о недостаточно сформированных у них моторных и зрительных функциях, что может стать причиной диспраксической или зрительно-пространственной дисграфии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шруб М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF PREREQUISITES FOR VIOLATION OF WRITING IN STUDENTS MASTERING THE INITIAL LEVEL OF GENERAL EDUCATION

The article presents the results of diagnostics of the prerequisites for writing disorders in students mastering the initial level of general education; data on insufficiently formed motor and visual functions in them are given, which can cause dyspraxic or visual-spatial dysgraphy.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

- Юридические науки-

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Шруб, магистрант

Белгородский государственный университет (Россия, г. Белгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-3-35-37

Аннотация. В статье представлены результаты диагностики предпосылок нарушения письма у обучающихся, осваивающих начальный уровень общего образования; приводятся данные о недостаточно сформированных у них моторных и зрительных функциях, что может стать причиной диспраксической или зрительно-пространственной дисгра-фии.

Ключевые слова: функциональный базис письма, предпосылки нарушения письма, обучающиеся «группы риска» в овладении письмом.

С каждым годом растет численность школьников, имеющих сложности в овладении навыком письма. Эта проблема проявляется у обучающихся уже в первом классе, когда школьники испытывают пока еще только трудности при обучении грамоте в процессе знакомства и написания букв, и становится более очевидной с момента перехода от написания букв к словам и предложениям, трудности уже переходят в нарушение письма, которое проявляется в устойчивых ошибках. Трудности и нарушения письма оказывают негативное влияние на весь учебный процесс в целом и развитие личности ребенка [1]. Возникающие у первоклассников трудности овладения письмом могут быть связаны с неравномерностью развития или с недоразвитием психических функций, которые обеспечивают процесс письма и составляют его функциональный базис [2].

Такая ситуация определяет необходимость своевременно проводить диагностику состояния функционального базиса письма у обучающихся первых классов, чтобы на ранних стадиях выявить предпосылки нарушения письма и, как можно скорее, начать проводить коррекционно-профилактическую работу.

С целью выявления предпосылок нарушений письма у обучающихся осваивающих начальный уровень образования была проведена нейропсихологическая диагностика обучающихся первых классов. Нами были использованы методики обследова-

ния функционального базиса письма, представленные в пособии Т.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой [3].

Экспериментальную группу составили 28 младших школьников. При определении ее состава были проведены:

1) анкетирование учителей начальных классов на предмет наличия у школьников трудностей овладения письмом и особенностей поведения на уроках;

2) анализ рабочих тетрадей и прописей обучающихся с целью определения трудностей письма;

3) беседа с учителями-логопедами школы на предмет выявления речевого статуса обучающихся.

Из 28 обучающихся, отобранных нами и имеющих проблемы с письмом, только 8 детей (28,5%) были зачислены в логопункт как школьники, имеющие устно-речевые проблемы, и, соответственно, получали логопедическую помощь.

Далее у детей было проведена оценка и анализ состояния функционального базиса письма. В содержание диагностической программы входили следующие пробы: динамический праксис; реципрокная координация движений; графическая проба на переключение; реакция выбора; таблицы Шульте; пятый лишний; праксис позы пальцев; наложенные рисунки; перечеркнутые изображения; зрительно-пространственная память [2].

В ходе исследования нами были получены данные об оценке состояния мотор-

- Педагогические науки-

ной сферы, произвольной регуляции деятельности, произвольного внимания, процессов переработки зрительной информации, что представлено на рисунках 1, 2, 3,

4. В них отражаются средние данные по уровню выполнения школьниками всех параметров в целом.

■ динамическии праксис ■ реципрокная координация праксис позы пальцев

Рис. 1. Уровень развития моторных функций (тонкой моторики) у младших школьников

реакция выбора

т высокий ■средний

Рис. 2. Уровень развития произвольной регуляции деятельности у младших школьников

Рис. 3. Уровень развития произвольного внимания у младших школьников

70 60 50

III. И .1

высокий среднии низкии

■ проба Поппельрейтера ■ перечеркнутые изображения

■ проба Хэда ■ зрительно-пространственная память

Рис. 4. Уровень переработки зрительной информации у младших школьников

- Юридические науки-

Результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы:

1. У всех детей, как имеющих устно-речевые нарушения, так и с нормой речевого развития, была выявлена недостаточность развития психических функций, составляющих невербальный компонент функционального базиса письма.

2. Наибольшую трудность вызвали пробы на зрительно-пространственную память, динамический праксис, реципрок-ную координацию, что свидетельствует о недоразвитии у обучающихся тонкой моторики рук и недостаточности переработ-

3. Можно говорить о наличии у обследованных детей предпосылок к диспрак-сической и зрительно-пространственной дисграфии.

4. 71,5% обследованных обучающихся первых классов, имеющих предпосылки к дисграфии, а, следовательно, попадающих в «группу риска», не получают необходимую коррекционно-педагогическую поддержку, что свидетельствует о несовершенстве организации системы психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» в отношении овладения навыком письма в общеобразовательной организации.

ки зрительной информации.

Библиографический список

1. Алеева И.В. Нейропсихологический анализ трудностей освоения младшими школьниками навыка письма // Научно-исследовательские решения современной России в условиях кризиса. - 2020. - С. 192-195.

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

3. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников // Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. - М.: В. Секачев, 2008. - 128 с.

4. Лысова Н.Е. Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля // Молодой ученый. - 2019. - №34 (272). - С. 60-62.

5. Мурованая Н.Н. Коррекция дисграфии у младших школьников с учетом нейропсихо-логического подхода / Н.Н. Мурованая, Ю.Ю. Курбангалиева // Гуманитарные науки. -2020. - №4 (52). - С. 128-136.

IDENTIFICATION OF PREREQUISITES FOR VIOLATION OF WRITING IN STUDENTS MASTERING THE INITIAL LEVEL OF GENERAL EDUCATION

M.V. Shrub, Graduate Student Belgorod National Research University (Russia, Belgorod)

Abstract. The article presents the results of diagnostics of the prerequisites for writing disorders in students mastering the initial level of general education; data on insufficiently formed motor and visual functions in them are given, which can cause dyspraxic or visual-spatial dys-graphy.

Keywords: functional basis of writing, prerequisites for violation of writing, students of "risk groups" in mastering writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.