Научная статья на тему 'Выявление отставания в психическом развитии несовершеннолетних и критерии оценки'

Выявление отставания в психическом развитии несовершеннолетних и критерии оценки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
527
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ОТСТАВАНИЕ / MENTAL DISORDERS / MENTAL DEVELOPMENT / CRIMINAL RESPONSIBILITY / AGE CHARACTERISTICS / LEGAL CONSEQUENCES / LAG

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пащенко Е. А.

В статье поднимается вопрос об использовании различной терминологии в статьях 20, 21, 22 Уголовного Кодекса Российской Федерации, что создает сложности при их применении. Обращено внимание на неравноценность и неэквивалентность правовых последствий возрастной невменяемости и ограниченной вменяемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identifying gaps in mental disorder of minors and evaluation criteria

The article raises the question of the use different terminology in art. 20, 21, 22 Criminal Code of Russian Federation, which creates difficulties for their application. The article drew attention to the irregularity and nonequivalense of legal effects of age insanity and diminished responsibility.

Текст научной работы на тему «Выявление отставания в психическом развитии несовершеннолетних и критерии оценки»

УДК 343.96

Пащенко Е. А.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОТСТАВАНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В статье поднимается вопрос об использовании различной терминологии в статьях 20, 21, 22 Уголовного Кодекса Российской Федерации, что создает сложности при их применении. Обращено внимание на неравноценность и неэквивалентность правовых последствий возрастной невменяемости и ограниченной вменяемости.

The article raises the question of the use different terminology in art. 20, 21, 22 Criminal Code of Russian Federation, which creates difficulties for their application. The article drew attention to the irregularity and nonequivalense of legal effects of age insanity and diminished responsibility.

Ключевые слова: Психические расстройства, психическое развитие, уголовная ответственность, возрастные характеристики, правовые последствия, отставание.

Key words: Mental disorders, mental development, criminal responsibility, age characteristics, legal consequences, lag.

Для обозначения психических нарушений в статьях 20, 21, 22 Уголовного кодекса Российской Федерации законодателем использованы различные термины. Это обстоятельство создает значительные сложности при решении вопроса о применении указанных норм.

Основанием для наступления определенных правовых последствий (освобождения от уголовной ответственности, назначения принудительных мер медицинского характера или наказания) является и причина, вызвавшая нарушение способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, и степень нарушения указанной способности. На это обстоятельство уже обоснованно указывали психологи и психиатры [1, с. 252].

По мнению А.А. Ткаченко и Е.Ю. Яковлевой [2, с. 35-36] сама формулировка ч. 3 ст. 20 УК РФ задает проблему относительно сочетания дизонто-генетических вариантов отставания в психическом развитии с другими психическими расстройствами. Среди ряда специалистов существует особое мнение, согласно которому ч. 3 ст. 20 УК РФ может применяться и в тех случаях, когда у несовершеннолетнего констатируется как отставание в психическом развитии, так и психическое расстройство, однако последнее не приобретает правового значения, а юридический критерий соответствует именно «отставанию».

Неспособность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими исключает уголовную ответственность в тех случаях, когда она вызвана отставанием в психическом развитии по ч.

3 ст. 20 УК РФ, и не освобождает от уголовной ответственности, хотя и учитывается судом при назначении наказания, если она связана с психическим расстройством, не исключающим вменяемости по ст.22 УК РФ.

На несогласованность норм ч.3 ст.20 УК РФ и ст.22 УК РФ указывали И.А. Кудрявцев и М.И. Морозова [3, с. 29]: при сравнении экспертных оценок, основанных на ч. 3 ст. 20 УК РФ, с возможными решениями, вытекающими из ст. 22 УК РФ, становится очевидной неравноценность и неэквивалентность правовых последствий применения норм данных статей. Подросток, не страдающий психическим расстройством, но обнаруживающий отставание в психическом развитии вследствие педагогической и социальной запущенности, сенсорной депривации, особенностей воспитания и т.п., согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ должен быть освобожден от уголовной ответственности. В то время как несовершеннолетний, обнаруживающий признаки психофизического инфантилизма на органически неполноценной почве, других психических аномалий, страдающий олигофренией, а также находящийся в стадии ремиссии шизофренического процесса, признанный вменяемым по данному уголовному делу, но неспособным в полной мере понимать фактический характер и общественную опасность своих действий, подпадает под действие ст.20 УК РФ. В соответствии со ст.22 УК РФ он подлежит уголовной ответственности.

Сама формулировка «в полной мере» соответствует терминологии взрослой психиатрии, предусматривающей наличие определенной нормы в восприятии и реакции. У несовершеннолетних по-

96

Е. А. Пащенко

нятие нормы привязывается к возрастным характеристикам. То, что является неполной мерой или не нормой для 15-16 лет, может быть полной мерой или нормой для 14 лет. Из текста ч. 3 ст.20 УК РФ не представляется возможным понять - какое содержание отставания имел в виду законодатель, включив данную норму в уголовное законодательство.

Судебная психиатрия изучает психические расстройства в тесной связи с вопросами права, поэтому большое значение, особенно при введении новых уголовно-правовых институтов, приобретает используемый ею понятийный аппарат. В уголовном праве и судебной психиатрии должны употребляться только общепризнанные психиатрические и юридические термины, которые имеют однозначное толкование. К сожалению, указанное требование зачастую не выполняется, причем терминологическая нечеткость закреплена законодателем. В ст. ст. 20 и 22 УК РФ использовано понятие «психическое расстройство», а в ст. 21 УК РФ - «хроническое психическое расстройство», «временное психическое расстройство», «слабоумие», «иное болезненное состояние психики», в связи с чем возникает ряд вопросов. Один и тот же или разный круг психических нарушений имеет в виду законодатель в ст.ст.20, 21, 22 УК РФ? Например, психические расстройства, обусловливающие ограниченную вменяемость, нередко называют психическими аномалиями, относя к ним психические расстройства не психотического уровня [4, с. 13]. Согласно ст. 10 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [5] «диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепринятыми международными стандартами». Таким стандартом в области психиатрической диагностики является Международная классификация болезней 10-го пересмотра, раздел «Психические расстройства и расстройства поведения» ^00^99) [6]. В этой классификации отсутствуют понятия, которые включены в ст.21 УК РФ и, следовательно, являются диагностическим основанием для установления медицинского критерия невменяемости. Международная классификация болезней 10-го пересмотра во всех случаях использует понятие «психическое расстройство». Авторы адаптированного варианта раздела «Психические расстройства и расстройства поведения» этой классификации, утвержденного Министерством здравоохранения РФ 24.06.1998 года [7], указывают что понятие «психическое расстройство» не является точным термином, однако использование иных тер-

минов, в том числе «болезнь» или «заболевание», вызовет еще больше сложностей.

Под отставанием в психическом развитии понимают состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется главным образом, проявляющейся недостаточностью способностей. Способности определяют общий уровень интеллекта, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с любыми психическими или соматическими расстройствами или может возникать без подобного сочетания. Отставание в развитии может возникнуть вследствие сенсорных де-приваций (слепота, глухота, глухонемота), а также соматических заболеваний, перенесенных в раннем детстве и протекавших в длительной или тяжелой форме. Адаптивное поведение у подростков всегда нарушается, однако в социальных ситуациях, обеспечивающих защиту и доступность поддержки, это нарушение у несовершеннолетних может совсем не обнаруживаться.

По мнению М.М. Коченова и В.В. Нагаева [8], на наличие отставания в психическом развитии влияют следующие факторы:

а) социальная и педагогическая запущенность (неправильное воспитание, ошибки в школе, в семье и др.);

б) наличие сенсорного дефекта (зрения, слуха), вовремя не выявленного и неучтенного при воспитании и обучении;

в) перенесение ребенком в раннем детстве длительных или тяжелых соматических заболеваний, которые могут вызвать нарушение нормального психического развития.

При решении вопроса о наличии отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, определяются шкалы социальной зрелости и адаптации, стандартизированные с учетом местных условий, по возможности осуществляется опрос родителей или лиц их заменяющих, знающих способности несовершеннолетнего в повседневной жизни.

На различие форм проявления отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, указывает В.В.Нагаев. Особенно сложны соотношения между уровнем развития познавательных процессов и эмоционально-волевой, мотивационной сфер. В одних случаях налицо тотальная задержка и интеллектуальной, и личностной сферы, в других - на первом плане отклонения в эмоционально-волевой сфере, дисгармония различных сторон психики [9, с. 152-153].

При кратковременных или поверхностных контактах отставание в психическом развитии может быть не выявлено. Выявление этого состояния у несовершеннолетнего и дальнейшее назначение психолого-психиатрической экспертизы возможно, если состоянию сопутствует существенная эмоциональная или социальная незрелость при выраженном нарушении социальных норм. В других случаях у представителей правоохранительных органов может и не возникнуть предпосылок для направления данного несовершеннолетнего на экспертное исследование.

Международная классификация болезней содержит описание всех возможных форм психических расстройств, каждой из которых присвоено определенное название и буквенно-цифровой код. Поэтому психиатрический диагноз не может формулироваться врачом произвольно, а должен соответствовать этой классификации.

Мы можем позволить констатировать, что отсутствие разъяснения содержания понятия «отставание в психическом развитии» не позволяет правильно определить биологический критерий возрастной невменяемости, а при отсутствии общепринятых критериев оценки отставания в психическом развитии и недостаточной следственной и судебной практики это приводит к ошибочному применению нормы о возрастной невменяемости.

Литература

1. См.: Ситковская О.Д. Психологический комментарий к УК РФ. М., 1999.

2. Ткаченко А.А., Яковлева Е.Ю. Юридически-релевантные психосексуальные расстройства. Глава 1. Аномальное сексуальное поведение / Под ред. докт. мед. наук, проф. А.А.Ткаченко и докт. мед. наук Г.Е. Введенского. СПб., 2003.

3. Кудрявцев И.А., МорозоваМ.И. Ответственность несовершеннолет-них: некоторые парадоксы нового УК // Российская юстиция. 1997. № 8.

4. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998.

5. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. 22.08.2004 № 122-ФЗ, с изм. от 27.02.2009 № 4-П) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ 20.08.1992. № 33. Ст. 1913; СЗ РФ 16.03.2009. № 11. Ст. 1367.

6. МКБ-10. Минздрав России, 2000.

7. Психические расстройства и расстройства поведения (класс V МКБ-10, адаптированный для использования РФ). М., 1998.

8. Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. М., 1991; Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. М., 2000.

9. Нагаев В.В. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.