Научная статья на тему 'Выявление научной школы: аналитическое исследование по запросу пользователя'

Выявление научной школы: аналитическое исследование по запросу пользователя Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
221
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / БИБЛИОТЕКИ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCHOOLS OF SCIENCES / ANALYSIS OF INFORMATION / ANALYTICAL RESEARCHES / INFORMATION SERVICES / LIBRARIES / BIBLIOGRAPHIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарчук Татьяна Викторовна

Методика поиска и анализа информации в работе библиографа при выполнении запросов на идентификацию научных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of school of sciences: analytical research as service for the user

Methods of identification of schools of sciences in bibliographic activity of libraries.

Текст научной работы на тему «Выявление научной школы: аналитическое исследование по запросу пользователя»

УДК 025.5:001.8

Т. В. Захарчук

Выявление научной школы: аналитическое исследование по запросу пользователя

Методика поиска и анализа информации в работе библиографа при выполнении запросов на идентификацию научных школ.

Ключевые слова: научные школы, анализ информации, аналитические исследования, информационные услуги, библиотеки, библиографическая деятельность

Tatiana V. Zakharchuk Identification of school of sciences: analytical research as service for the user

Methods of identification of schools of sciences in bibliographic activity of libraries.

Keywords: schools of sciences, analysis of information, analytical researches, information services, libraries, bibliographic activity

В настоящее время отношение к научной школе в значительной мере изменилось в связи с появившимися программами поддержки научных школ и включением школ в перечень критериев аттестации вузов и НИИ1. Все это привело к тому, что наличие научной школы сегодня становится чуть ли не обязательным для каждого известного ученого. Многие ученые и организаторы науки стали воспринимать научную школу как «медаль» и «венец» научной карьеры. А для рядовых специалистов принадлежность к какой-либо научной школе становится важным признаком самоутверждения в научном сообществе.

Чрезвычайно важно отметить, что отсутствие школы никак, на наш взгляд, не характеризует научные заслуги ученого и его достижения. Просто, как справедливо отмечала О. Воверене, не каждый специалист способен отрезать кусок от интереснейшей для себя самого темы и доверить его своему ученику. Для создания научной школы нужен не только талант исследователя, но и «человеческий талант», поэтому каждый ученый решает для себя, будет ли он строить свою карьеру на собственных достижениях, либо отдаст часть своей жизни ученикам.

Нельзя не увидеть, что в последние годы появилось значительное количество публикаций, посвященных научным школам. Причем, изменился и характер публикаций. Если раньше, как правило, описывались конкретные научные школы, анализировались направления их исследований, назывался состав школ, то в последние годы идет интенсивная разработка теоретических проблем формирования научных школ.

В процесс изучения научных школ начинают включаться и библиотеки. Прежде всего, это, конечно, касается научно-технических библиотек, которые выявляют научные школы, сформировавшиеся в соответствующих областях науки. Но и библиотеки центральных субъектов Российской Федерации в рамках своей краеведческой работы часто собирают сведения о научных школах, сложившихся в регионе. Например, Брянская областная библиотека поддерживает персональные страницы ученых в разделе «Научная элита», многослойный информационный продукт «Научные школы Новосибирского научного центра» пополняется на сайте ГПНТБ СО РАН и др.

Запросы подобной тематики в настоящее время достаточно редки в библиотеках. Однако понимание сотрудниками библиотек того, что такое научная школа, какими библиотечно-информационными методами она может быть выявлена, позволит сформировать новую услугу - «выявление научной школы по запросу пользователя», которая будет пользоваться вполне достойным спросом. Оказание такой услуги может повысить статус библиотеки как информационного учреждения.

Основными целями при запросе пользователя на создание досье на научную школу могут быть:

1. создание «памятника» научной школе и ее основателю;

2. позиционирование школы в научном сообществе и получение его признания;

3. получение преференций от органов власти и управления;

Главной проблемой, которая встает перед сотрудниками библиотек - это выявление состава научной школы свойственными библиотечно-информационной науке методами. Сложность выявления и характеристики деятельности научной школы заключается в том, что:

- она не связана никакими организационными рамками;

- принадлежность к научной школе определяется исследовательской программой и мнением потенциального представителя научной школы;

- научная школа не вечна.

Методика выявления состава научной школы и ее дальнейшая характеристика связаны с широким использованием библиографических методов, позволяющих на основе анализа и интерпретации соответствующих информационных ресурсов получить новое внетекстовое знание.

Фактически в рамках этой проблемы решаются две задачи: 1) доказательство существования научной школы, идентификация ее признаков; 2) идентификация состава научной школы. Рассмотрим возможности решения этих задач сотрудниками библиотеки.

Прежде всего, для выявления научных школ, существующих в регионе можно использовать реестры научных школ. Такие реестры ведутся в крупных городах и областных центрах. Для включения в реестр требуется выполнение многих усло-

вий, а заявка дает достаточно полное представление о научной школе. Так, в заявку включаются следующие сведения:

- название школы;

- ее лидер и его основные труды;

- перечень представителей научной школы (составляется лидером);

- научные результаты каждого из представителей научной школы и соответствие этих результатов исследовательской программе школы;

- наличие монографий за последние 3 года (обязательное условие);

- наличие учебников и учебных пособий;

- участие в научных, научно-технических программах, международных проектах в течение последних 3-х лет, предшествующих году заполнения заявки;

- гранты, полученные в течение последних 3-х лет, предшествующих году заполнения заявки;

- взаимодействие научной (научно-педагогической) школы с промышленными предприятиями и другими организациями;

- международное сотрудничество научной (научно-педагогической) школы с указанием страны и организации и формы сотрудничества;

- подготовка кадров высшей научной квалификации под научным руководством участников школы;

- общественное признание научной школы (научные награды, включение в научные советы)

- наличие совместных работ с научными организациями и учреждениями высшего профессионального образования2 .

Заявка подписывается руководителем учреждения (ректором, директором НИИ) и ее копия хранится в учреждении. Сама заявка может стать для сотрудников библиотек полезным источником сведений о научной школе.

Если школа не зарегистрирована в реестре, доказательством существования научной школы, а также показателем признания ее научным сообществом в конкретном научном направлении могут служить отраслевые справочники и энциклопедии, в которых упоминается школа, а также мемуары коллег лидера и его учеников.

Кроме того, можно использовать информацию с сайта организации, где работает ученый. Сегодня практически все НИИ и вузы обозначают на своих сайтах сведения о сложившихся у них научных школах.

Анализ профессиональных справочных изданий (энциклопедий, словарей и т. д.), позволяет зафиксировать сам факт существования школы, выявить ее значимость, отношение к ней в научном сообществе

Анализ благодарностей и посвящений в профессиональной литературе является сигналом существования межличностных отношений в профессиональном сообществе. Выражение благодарностей учителям и коллегам в нашей науке рас-

пространено недостаточно широко. Однако именно такая форма коммуникации является показателем существования в научной школе двух традиций, связанных со знанием и пониманием истории научной школы и формированием стиля научного мышления, характерного для школы.

Анализ биографических материалов представителей научной школы и ее лидера, позволяющих увидеть этические нормы и правила, которых придерживался лидер, показать его во взаимоотношениях с коллегами и учениками, выявить стандарты научной деятельности, принимаемые лидером и его учениками.

Анализ биобиблиографических указателей членов научной школы может свидетельствовать о том, что в школе существует традиция сохранения памяти о своих учителях, а биографическая справка и литература об ученом дает позволяет выявить принципы научного общения, принятые в школе.

Идентификация состава научной школы может осуществляться с использованием следующих источников:

1. Анализ публикаций в профессиональной печати о неформальном научном коллективе (научной школе). Это позволит установить факт существования научной школы, охарактеризовать мнение научного сообщества о ее лидерах. Важность анализа публикаций о научной школе заключается в том, что появляется возможность выявить мнение о школе не только ныне живущих, но и уже ушедших представителей научной элиты.

Для выявления отношения к научной школе в профессиональном сообществе целесообразно также осуществлять анализ ссылок. Интенсивность цитирования показывает отношение профессионального сообщества к уровню научных исследований, проводимых в школе.

2. Анализ публикаций представителей научной школы позволяет выявить их мнение о том, кто является основателем школы, ее лидерами в течение всего периода существования школы, кто в разные периоды времени входил (входит) в ее состав.

3. Анализ диссертаций, защищенных под руководством выявленных представителей научной школы, позволяющий идентифицировать связь «учитель-ученик». Конечно, такой анализ не позволит утверждать, что все кто, защитил диссертацию под руководством ведущих представителей научной школы, остаются «в стенах школы». Случается, что диссертант уходит в совершенно другие области исследований, а иногда меняет и саму науку.

Кроме того, нужно иметь в виду, что анализ диссертаций не позволяет выявить коллегиальные связи между представителями научной школы. Однако использование этого метода важно для формирования начальных представлений о школе.

5. Анализ соавторства в публикациях. Имена соавторов, частота публикаций, написанных в соавторстве, позволяют определить силу горизонтальных и вертикальных («учитель-ученик») научных связей. Это позволяет уточнить состав на-

учной школы, за счет наиболее частых соавторов основателя научной школы, ее лидера и выдающихся представителей.

6. Анализ взаимного цитирования публикаций. Изучение взаимного цитирования может осуществляться через сплошной просмотр библиографических ссылок в статьях представителей научной школы. Можно также использовать приста-тейные списки и списки использованной литературы в монографиях и учебниках, авторами которых являются представители школы. В настоящее время появилась возможность использовать и базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), которая, хотя и не является достаточно полной, но может дать общее представление о взаимном цитировании.

Значительные показатели цитирования друг друга демонстрируют, что между учеными существует достаточно сильная профессиональная связь, что дает возможность расширить круг представителей научной школы (т. е. найти тех, на кого чаще всего ссылаются уже выявленные представители научной школы).

Результатом проведенного в библиотеке исследования может стать досье на научную школу, которое позволит не только охарактеризовать научную школу, показать особенности ее деятельности, но и рассмотреть ее вклад в развитие научной дисциплины.

В содержание досье целесообразно включать биографические сведения о лидере и представителях научной школы, библиографические сведения о публикациях участников школы, интенсивности цитирования этих публикаций, а также библиометрическую справку, позволяющую говорить о вкладе школы в развитие научного направления и основных этапах ее развития.

Такая библиометрическая справка, как правило, включает данные о количестве публикаций представителей научной школы, о журналах, в которых были опубликованы статьи представителей научной школы и статьи их цитирующие, о наиболее цитируемых публикациях представителей научной школы в разные периоды ее существования.

Такое досье является одним из способов привлечения внимания научного сообщества к достижениям научной школы. Досье позволяет школе представить свою деятельность и научному сообществу, и обществу в целом, а также решить ряд задач:

1) предоставлять информацию о результатах деятельности научной школы;

2) осуществлять наблюдение за развитием как научной школы в целом, так и отдельных ее представителей;

3) выявлять оценки результатов деятельности научной деятельности школы со стороны регионального сообщества;

4) осуществлять лоббирование науки для сохранения ее престижа, получения финансирования на проведение научных исследований;

5) осуществлять оценку деятельности научной школы со стороны профессионального сообщества, позволяющую научной школе занять заслуженное место в науке. Уже сам факт создания библиографической базы данных или указателя является сигналом для научного сообщества о том, что данный научный коллектив вышел высокий уровень разработок;

6) выполнять воспитательные задачи, так как досье отражает не только конкретные результаты деятельности научной школы, но и материалы, раскрывающие социально-психологические особенности ученых, их общественную деятельность, их отношение к субъектам научного творчества, что во многом способствует сохранению научного этоса, без признания которого ученый не может считать себя членом профессионального сообщества. С другой стороны, и сама научная школа не допускает включения в свои ряды тех исследователей, которые не подчиняются основным этическим нормам и правилам;

7) сохранять научный коллектив, что обычно связано с осознанием ученым себя членом коллектива на основе признания его традиций, знания истории научного коллектива, положительной оценки его деятельности научным сообществом;

8) оказывать помощь молодому поколению, вступающему в науку, в выборе исследовательского пути, постобразования и строительства карьеры. Принадлежность к научной школе дает ученому возможность (особенно в начале его творческого пути), получения необходимой информации, и простор для дискуссий, оппонирования, и, что очень немаловажно, защиту от критики коллег. Для состоявшихся исследователей библиографическая информация о научной школе помогает в принятии решений о в выборе участников научных конференций, докладчиков на научных семинарах, а также в выборе мест для стажировок и принятии решений о целесообразности научных командировок;

9) создавать «архив» науки в регионе, что важно для историков и социологов науки, а также для тех сотрудников библиотек, которые занимаются краеведением.

Таким образом, используя профессиональные навыки библиографов и средства анализа информации, библиотека может формировать новую услугу по выявлению и характеристике научных школ, сложившихся в организации или регионе, расширить рамки информационного обслуживания пользователей.

Примечания

1 Настоящая статья написана с использованием материалов диссертационного исследования автора: Захарчук Т. В. Научная школа в библиографоведении: теор.-методол. аспект: дис. ... д-ра пед. наук: 05.25.03 / СПбГУКИ; науч. консультант Г. В. Михеева. СПб., 2013. 563 с. URL: http://dlib.rsl.ru/01006728740 (дата обращения: 28.01.2016).

2 Комитет по науке и высшей школе. Заявка на включение в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. URL: http://knvsh.gov.spb.ru/contests/view/53/ (дата обращения: 28.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.