УДК 373.3-053.4:159.928
ББК 74.2
С-33
Сечкарева Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», e-mail:[email protected]
ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(рецензирована)
В статье в русле современных концепций обсуждается проблема детской одаренности, раскрываются специфические особенности определения одаренности у детей младшего школьного возраст; предлагается система критериев интеллектуальной одаренности детей младшего школьного возраста и приводятся примеры соответствующих заданий из курса «Окружающий мир» для их выявления.
Ключевые слова: одаренные дети, интеллектуальная одаренность, крите-рии выявления одаренности, младший школьный возраст.
Sechkareva Elena Victorovna, Candidate of Pedagogics, senior researcher of SEIHPE “Academy of social management”, e-mail: [email protected]
DETECTION OF INTELLECTUAL TALENT IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN
(reviewed)
The article discusses the problem of children's endowments in line with modern concepts, reveals specific features of determination of endowments in junior schoolchildren; offers the system of criteria of intellectual endowments of children of younger school age and gives examples of the corresponding tasks from the course "World around" for their identification.
Keywords: exceptional children, intellectual endowments, criteria of detection of endowments, younger school age.
В настоящее время разработан широкий спектр научных концепций одаренности, в основе которых лежат различные теории психологии и педагогики. Существующие концепции свидетельствует о многоаспектности проблемы одаренности и сложности выработки практических решений по их реализации.
В статье будут затронуты лишь некоторые аспекты данной проблемы, связанные с выявлением интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста.
В трудах Н.С. Лейтеса детская одаренность раскрывается через индивид уально-типологические и возрастные особенности умственно одаренных школьников посредством систематизации жизненных фактов и описания своеобразия одаренной личности [1]. Опираясь на индивидуальный подход к феномену одаренности, исследователь, тем не менее, использует количественные методы для выявления общих тенденций у разных испытуемых и отслеживания изменений различных показателей с помощью диагностического инструментария [2].
Современные модели одаренности по сравнению с более ранними, которые базировались преимущественно на интеллектуальном показателе, имеют многомерный характер. Так, исследователями признается многообразие и относительная независимость проявлений и развития одаренности в разных сферах деятельности (учебной, научной, практической, социальной, художественной, спортивной), видах интеллектуальных (вербальных, логических, математических, пространственных) и творческих способностей, достижений и т.д. [3]. Отмечается значимость мотивации и создании социальных условий для реализации потенциала одаренных детей.
Модель Дж. Рензулли относит к одаренным детям тех, у которых присутствует совокупность трех компонентов: общее интеллектуальное развитие выше среднего уровня, сильная мотивация и высокий творческий потенциал [4]. Такая модель часто используется для диагностики и обучения одаренных детей в разных странах.
Отечественный исследователь проблемы одаренности А.М. Матюшкин отождествляет психологическую структуру одаренности с основными структурными элементами, характеризующими творчество, а процесс обучения и развития одаренных детей рассматривает как идеальную модель творческого развития человека [5].
Несмотря на достаточно широкий подход к пониманию одаренности в отношении разнообразия ее проявлений, можно выделить ряд специфических особенностей определения одаренности у детей младшего школьного возраста:
1. Детская одаренность есть проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки для развития способностей.
2. Возможно «угасание» признаков детской одаренности, обусловленное влиянием разных причин: возрастные изменения, смена образования, типа семейного воспитания и др.
3. Своеобразие динамики одаренности заключается в неравномерности (рассогласованности) психического развития. Поэтому по одним признакам ребенок может рассматриваться как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии.
4. Проявления детской одаренности иногда трудно отличить от обученности (или степени социализации), которая может выступать результатом благоприятных условий жизни данного ребенка.
Вышеперечисленные особенности свидетельствуют о том, что к оценке одаренности конкретного ребенка следует подходить очень внимательно. Даже высокий уровень способностей еще не может считаться прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.
Определяя критерии выявления интеллектуально одаренных детей, следует уделить особое внимание инструментальному аспекту деятельности ребенка, к которому относятся:
1. Наличие признаков специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка являются залогом ее продуктивности, при этом выделяют три уровня успешности, зависящие от выбора стратегий:
1 уровень - быстрое освоение деятельности и высокая продуктивность ее выполнения;
2 уровень - использование и изобретение новых способов деятельности;
3 уровень - выдвижение новых целей деятельности, способствующее новому видению ситуации и объясняющее появление нестандартных идей и решений.
Поведение одаренного ребенка определяет главным образом последний уровень успешности -новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности. Он выражается в потребности одаренного ребенка «делать все по-своему» и связанного с саморегуляцией, характерной для таких детей.
3. Особый тип организации знаний одаренного ребенка: их высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности) и
др.
4. Своеобразный тип обучаемости, который проявляется как в высокой скорости и легкости решения учебных задач, так и в замедленном темпе. Последний обычно приводит к изменению структуры знаний, представлений и умений.
Учитывая вышеизложенное, систематизируем критерии интеллектуальной одаренности детей младшего школьного возраста и рассмотрим некоторые примеры соответствующих заданий из курса «Окружающий мир», которые могут служить базой их выявления.
Ребенок демонстрирует склонность к задачам дивергентного типа. Термины: «дивергентное мышление» и «дивергентные задачи» предложены Дж. Г илфордом. Под задачами дивергентного типа в данном контексте следует понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают множество правильных ответов.
Примером такого рода задачи может служить следующее задание для учащихся 1 -2 классов.
Задание. Разгадай загадку о животном:
Есть в лесах могучий зверь, ты, сынок, уж мне поверь! Ест малину, любит мёд. Кто его мне назовёт?
Ответ:_____________________________________________________________
Напиши свою загадку о корове, указав три признака животного.
Ответ:_____________________________________________________________
Ребенок проявляет исключительные способности к классификации предметов и явлений окружающего мира.
Задание. Перед тобой названия тел и веществ: ледяная статуя, капля росы, углекислый газ, оливковое масло, поваренная соль, глиняный сосуд.
Запиши эти названия в соответствующие клетки таблицы.
Тела Вещества
3. Ребенок демонстрирует способность к оценке как производной критического мышления. Такая способность определяется возможностью оценки продуктов собственной деятельности, понимания собственных мыслей, поступков, действий, а также мыслей и поступков других людей, функций и назначений предметов окружающего мира по косвенным признакам.
Задание. Для исследования явлений природы используются различные метеорологические приборы. Напиши название прибора под его изображением:
Термометр - прибор для измерения температуры воздуха и воды.
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.
Облакомер - прибор для определения высоты нижней границы облаков.
Флюгер - прибор для измерения направления ветра.
Спутник - устройство, находящееся на орбите для метеонаблюдений.
4. Осознает и применяет абстрактные понятия, демонстрирует наличиие умения видеть связи между разными явлениями, событиями, далекими по содержанию.
Задание. Составь из этих букв как можно больше названий рек России:
Н И Л В О Г А Б Ь Е С Й Д Р М У
Ответ:_____________________________________________________________
5. Быстро и легко обнаруживает новые стратегии решения, способен устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто определяется как гибкость мышления. Последняя напрямую зависит от богатства и разнообразия прошлого опыта ребенка, однако полностью им не определяется. В ходе многочисленных исследований было подтверждено, что решающим фактором, содействующим развитию этой интеллектуальной характеристики, выступает не сам опыт (знания, умения, навыки и т.п.), а методы его усвоения.
Примером подобной задачи служит следующее задание для учащихся 3-4 классов.
Задание. Сэр Александр Маккензи - шотландский путешественник. В 1789 году с берегов озера Атабаска, пустился в длительное путешествие через Большое Невольничье озеро вдоль крупнейшей реки Канады на север до Северного Ледовитого океана. Потом пересёк Скалистые горы и вышел к Тихому океану. Таким образом, он первым в истории прошёл всю Северную Америку севернее Мексики от одного океана до другого.
Какой из перечисленных выше географических объектов на карте назван в честь А. Маккензи?
Ответ:_____________________________________________________________
Ребенок демонстрирует легкость ассоциирования, которая может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий посредством выявления нетривиальных связей, отношений и их дальнейшей детализации. Это может проявляться в умении находить аналогии там, где они достаточно трудно усматриваются, в способности увидеть и найти путь к решению проблемы, используя при этом разнообразную, иногда кажущуюся посторонней информацию. Примером задачи такого типа является следующее задание для учащихся 3-4 классов.
Задание. Подбери книгу по теме «Обитающие в пустыне змеи».
Объясни свой выбор.
Ответ:_____________________________________________________________
Исследования детской одаренности сегодня приобретают особую значимость не только как актуальные исследования в области психологии и педагогики, но и для использования уникальных возможностей повышения интеллектуального и творческого потенциала общества.
Литература:
1. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. №6. С.
29-33.
2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Академия, 1996.
416 с.
3. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одаренности // Вопросы психологии. 1994. №6. С. 134-140.
4. Renzulli J.S., Sternberg R.I., Davidson J.E. The threering conception of giftedness: A developmental model for creative productivity. Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1986. Р. 53-92.
References:
1. Matyushkin A. M. Concept of creative endowments // Psychology Questions. 1989. No. 6. P. 2933.
2. Psychology of endowments of children and teenagers / ed. by N. S. Leytes. M.: Academy, 1996.
416 p.
3. Shcheblanova E. I., Averina I. S. Modern longitude researches of endowments// Psychology Questions. 1994. No. 6. P. 134-140.
4. Renzulli J. S. The treeing conception of giftedness: developmental model for creative productivity//Sternberg R. I., Davidson J. E. // Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1986.