педагогические науки
Степанова Анна Юрьевна, Екидин Алексей Акимович ВЫЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ...
УДК 378
ВЫЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© 2018
Степанова Анна Юрьевна, старший преподаватель кафедры инноватики и интеллектуальной собственности Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (620001, Россия, Екатеринбург, улица Мира, 19, e-mail: [email protected]) Екидин Алексей Акимович, кандидат физико-математических наук,
доцент, директор ООО «Агентство экологической безопасности «Альфа-Х91» (620219, Россия, Екатеринбург, улица Софьи Ковалевской, 20 а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: выявление информационных потребностей студенческой молодежи в вопросах радиационной безопасности и методов, которыми эти потребности могут быть удовлетворены наиболее полно. Методы: основой предлагаемого авторами метода выявления информационных потребностей стали практико-ориентированный и компетентностный подходы в информационной работе с населением. Диагностика искомых потребностей у обучающихся проводилась с использованием комплекса психолого-педагогических показателей, которые устанавливались в ходе опроса в виде анкетирования. Данные обрабатывались методами описательной статистики и корреляционного анализа с применением пакета статистических программ SPSS 19. Программа исследования включала блок вопросов о рисках, где респондентам предлагалось ранжировать предлагаемые риски жизнедеятельности, потребности в обеспечении радиационной безопасности. Результаты: Представлен опыт преподавателей Уральского федерального университета в партнерстве с ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академика Е.И. Забабахина», участвующих в реализации проекта по организации информационной работы с населением по вопросам радиационной безопасности в регионах в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года». С опорой на разработанную в вузе концепцию экологического образования, развиваемую концепцию безопасной жизнедеятельности в условиях радиационных рисков была составлена программа исследования, выявлены потребности и востребуемые компетенции учащейся молодежи в обеспечении радиационной безопасности. В статье рассматривается проблема информированности населения по вопросам радиационной безопасности. На сегодняшний день население неоднозначно воспринимает вопросы, связанные с развитием атомной отрасли, требуется не просто предоставление информации, но и умение согласовывать интересы отрасли, предприятия с интересами разных общественных групп и экологических движений. Научная новизна: дальнейшее развитие концепции безопасной жизнедеятельности в условиях радиационных рисков; подтверждается высокая востребованность психолого-педагогических знаний в области здоровьесбережения. Практическая значимость: материалы статьи могут быть интересны организаторам экологических семинаров и тренингов, а также разработчикам образовательных программ в сфере безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: информированность, радиационная безопасность, население, риски, экология, информация, экологическая безопасность, университет.
IDENTIFICATION OF INFORMATION NEEDS AND COMPETENCIES OF YOUNG STUDENTS TO ENSURE RADIATION SAFETY
© 2018
Stepanova Anna Yuryevna, senior lecturer of the department of innovation and intellectual property Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (620001, Russia, Yekaterinburg, street Mira, 19, e-mail: [email protected]) Ekidin Alexey Akimovich, PhD in physics,
associate professor, director Agency of ecological safety «Alpha-X91» (620219, Russia, Yekaterinburg, street Sophia Kovalevskaya, 20 a, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is aimed at identifying information needs and competencies of young students in terms of radiation safety and methods comprehensively satisfying the needs. Methods: the authors consider practice-oriented and competency-based approaches in public awareness to be the basis of the need identification method proposed. Diagnosis of student lookup needs was performed using the complex of psychological and pedagogical indicators collected during the questionnaire-based survey. Data were processed through descriptive statistic methods and correlation analysis using statistical package for the Social Sciences (SPSS Version 19). The research programme included question pool for respondents to rank life risks, needs for radiation safety assurance. Results: the experience of teachers from Ural Federal University in partnership with Zababakhin All-Russian Scientific Research Institute of Technical Physics was presented. The teachers were involved in regional project implementation oriented towards public radiation safety awareness management under the federal target programme "Ensuring nuclear and radiation safety for the period of 2016-2020 and to 2030". Based on both the university developed conceptual framework for environmental education and the life safety concept under radiation risks being developed, the research programme was designed, young student needs and competencies required to ensure radiation safety were identified. The article considers the issues of public radiation safety awareness. The fact that the public nowadays meets the issues of nuclear industry development with a mixed reception, demands information provision as well as the ability to align interests of the industry or an enterprise with those of social groups and environmental movements. The scientific novelty of the study lies in further development of life safety concept under radiation risks. High demand for psychological and pedagogical knowledge in the field of health protection is confirmed. Practical relevance: Material available in the article may be of interest to organizers of seminars and trainings on environmental issues as well as to educational programme developers in the area of life safety.
Keywords: awareness, radiation security, public, risks, ecology, information, environmental safety, university.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Радиационная безопасность является одним из очевидных экологических приоритетов страны, отражен-
ных в целом ряде нормативных документов. В частности, с 2016 г. в России осуществляется Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до
Stepanova Anna Yuryevna, Ekidin Alexey Akimovich IDENTIFICATION OF INFORMATION NEEDS ...
pedagogical sciences
2030 года», которая предусматривает реализацию мероприятий, позволяющих решить проблемы атомной отрасли, связанные с хранением радиоактивных отходов, выводом из эксплуатации ряда объектов атомной отрасли, строительством новых объектов. После аварии на Чернобыльской АЭС и японской АЭС «Фукусима» доверие общества в части продвижения атомной энергетики уменьшилась [1; 2]. В настоящее время население неоднозначно воспринимает информацию о развитии и совершенствовании технологий в атомной отрасли. На сегодняшний день Урал является территорией, на которой функционирует 13 крупных предприятий ядерного топливного цикла, таких как: Белоярская АЭС, ПО «Маяк», Уральский электрохимический комбинат, РФЯЦ-ВНИИТФ и другие. Существует проблема, которая связана с недостаточной информированностью населения о влиянии радиации на здоровье и окружающую среду.
Субъективные оценки радиационной опасности формируются населением под влиянием разных факторов, при этом существенную роль в формировании общественного мнения играют средства массовой информации и общественные объединения [3-5]. В том случае, когда информация является неполной, недостоверной, могут возникнуть ситуации, которые далее могут инициировать привести к панике и стрессу [6-10]. Сложной для человека является и ситуация, когда источники информации о степени радиационной опасности являются противоречивыми. В таких случаях человек с большим доверием относится к завышенной оценке опасности, в соответствии с которой он и строит модель своего поведения.
Современное развитие общества требует не просто предоставления информации, но и умения согласовывать интересы отрасли, предприятия с интересами разных общественных групп и экологических движений. В целом, экологическое образование населения является общепризнанным механизмом и условием обеспечения экологической безопасности и стабильности пространства жизнедеятельности человека и общества в целом. Пожалуй, наиболее точное определение экологического образования, с нашей точки зрения, дала с Л.Ю. Чуйковой: «...это процесс и результат освоения систематизированных экологически знаний, умений, навыков, один из аспектов общего образования, который является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду в соответствии с экологическими законами» [11, с. 345].
Материалы и методы
Респондентам было предложено провести ранжирование группы вопросов о том, что их тревожит. Результаты распределены следующим образом, представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Что особенно тревожит Вас лично (Вашу семью) в настоящее время?
11 плохое здоровье родителей 7,10
12 боязнь быть ограбленным, обворованным в доме, квартире 6,48
13 плохое здоровье несовершеннолетних детей 4,63
14 боязнь быть укушенным животными и насекомыми 2,78
15 трудности с учебой и воспитанием детей 0,93
16 другое 0,93
факторов, вызывающих тревогу у респондентов в настоящее время, боязнь облучиться радиацией как вызывающее наибольшие опасения традиционно отметили большинство респондентов. Оценка опасности этого фактора уступает только факторам, связанным со здоровьем и с учёбой в вузе и опережает все прочие страхи, перечисленные в анкете.
На вопрос «Можно ли про Вас сказать, что Вам интересны материалы на телевидении и в Интернете, которые посвящены влиянию радиации на живые организмы?» большая часть респондентов показала заинтересованность в знаниях по радиационной безопасности, что видно из рисунка 1.
Рисунок 1 - Заинтересованность респондентов в знаниях по радиационной безопасности
Большинство респондентов получают информацию из Интернета. Но проблема в том, что информация в Интернете зачастую бывает недостоверной и преувеличивающей опасность события, если она получена не из профессиональных и достоверных источников.
Далее респондентам был задан вопрос «Какая информация о радиации Вам необходима в первую очередь?» и большинство респондентов высказались о том, что их интересуют меры защиты от радиации в месте проживания и действие радиации на здоровье. Данные о необходимой респондентам информации приведены в таблице 2. Ответ на этот вопрос также свидетельствует об их потребности респондентов постоянно чувствовать внимание властей к вопросам о мерах радиационной безопасности.
Таблица 2 - Какая информация о радиации Вам необходима в первую очередь?
N значение уни-вер-ситет, %отв.
1 пока особых причин для тревог нет 36,73
2 сложности с учебой в ВУЗе и ее успешном завершении 28,09
3 плохое здоровье других родственников 21,60
4 боязнь облучиться радиацией 18,83
5 боязнь отравиться или заразиться водой, вредными веществами 15,43
6 неудовлетворительная зарплата, низкие доходы членов семьи 12,96
7 сложности с работой, с трудоустройством, сменой профессии 10,80
8 боязнь подвергнуться насилию, быть физически изувеченным 10,80
9 невозможность решения жилищного вопроса 9,26
10 сложности с переездом в другой город, другую местность 9,26
значение уни-верси- тет, % отв. население %отв.
Действие радиации на здоровье 47,34 53,45
Опасные и безопасные уровни радиации 32,63 37,82
Меры защиты от радиации в месте Вашего проживания 49,86 56,09
Какие государственные органы отвечают за радиационную безопасность 21,72 20,14
Другие 4,15 3,11
Затрудняюсь ответить 5,14 6,23
Отметим, что в пользу безопасности современных ядерных технологий говорят научные оценки производственных и экологических рисков [12; 13]. Однако такая рациональная и зачастую достаточно трудно воспринимаемая аргументация не всегда вызывает понимание у экологической общественности и населения.
педагогические науки
Степанова Анна Юрьевна, Екидин Алексей Акимович ВЫЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ...
Настороженное отношение населения к новым ядерным технологиям объясняется тем, что наука вторгается в сознание человека, изменяя и разрушая старые истины и догмы. Общественное мнение отстаивает свои интересы, зачастую противоречащие интересам государства, субъектов хозяйственной деятельности, а иногда и самих людей. Протестуя против внедрения новых технологий и связанных с ними новых рисков, общество не может отказаться от использования их результатов в повседневной жизни [14; 15].
Для адекватного восприятия населением риска, связанного с применением в атомной отрасли различных технологий, нужна постоянно действующая и правильно организованная система информирования.
На сегодняшний день в России недостаточно развита эффективная система информирования населения по вопросам радиационной безопасности. Информирование населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия является одной из задач, стоящих перед Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Идя навстречу требованиям времени, министерства и ведомства, потенциально опасные предприятия создают пресс-службы для взаимодействия с общественностью. В этой работе представители атомного сообщества, как правило, специалисты в области атомной науки и техники, стоят перед необходимостью информировать население о рисках для здоровья и окружающей среды, связанных с радиационным воздействием. Современное развитие общества требует не просто предоставления информации, но и умения согласовывать интересы отрасли, предприятия с интересами разных общественных групп и экологических движений. Общественная поддержка тех или иных направлений национальной политики, связанных с развитием потенциально опасных технологий и производств, является необходимым условием ее проведения в жизнь. Для достижения согласия необходим диалог, эффективное общение, которое убирает мешающие преграды.
Следующая часть исследования была посвящена выявлению методов, которые могли бы наиболее эффективно формировать адекватное отношение населения к радиации, представлено в таблице 3.
Таблица 3 - Совокупность психолого-педагогических условий, направленных на формирование у обучающихся адекватных представлений о рисках радиации
Основные формы Методы обучения
в условиях университета, % отв. в условиях города, % отв.
Лекции
Сеыинарско-практнческое занятие Объяснение в малойгруппе (10—12 чел.) 13,45 31,74
Групповая р е флексия 5,23 2,11
Метод примера (демонстрацияэталонов поведения) 28,67 1237
Собеседование (уточнение проблем, непониманий) 1236 14,28
Метод проектов 7,43 5,76
Деловые игры (имитационные, ролевые, модельные) 17,24 17,32
Отчет по результатам практической деятельности 15,62 16,42
Обсуждение и заключения
В ходе исследования было выявлено, что наиболее эффективным методом работы с населением является объяснение и работа в малых группах, для студентов - метод примера. Мы склонны это обосновывать тем, что учебная команда как форма организации совместной учебной деятельности представителей различных профессий является актуальной и перспективной: благодаря коллективной работе и интерактивным методам обучения студенты лучше воспринимают и запоминают материал курса, приобретают установленные образовательным стандартом и востребованные на рынке труда навыки и умения.
Важным современным инструментом экологической политики признается экологический аудит, а также воз-
можность населения самого участвовать в этой деятельности. В ходе таких мероприятий повышается ценностное отношение к экологической безопасности, приобретаются реальные знания о рисках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архангельская, Г.В. Социально-психологические аспекты защиты населения / Г.В. Архангельская, И.А. Зыкова, Н.М. Вишнякова; под ред. акад. PAMH Г.Г. Онищненко и проф. А.Ю. Поповой // Радиационно-гигиенические аспекты преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС. - СПб.: НИИРГ им. проф. П.В. Рамзаева, 2016. - Т. 1. - С. 352-388.
2. Библин, А.М. Анализ СМИ, посвященный 30-летию со дня аварии на Чернобыльской АЭС / А.М. Библин; под ред. д-ра мед. наук, проф. А.Ю. Поповой // Современные проблемы эпидемиологии и гигиены: материалы VIII Всероссийской науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов Роспотребнадзора, Москва, 1-3 ноября 2016 г. - М.: Грифон, 2016. - С. 42.
3. Библин, А.М. Публикационная активность СМИ по вопросам радиационной безопасности населения в
2016 году / А.М. Библин, Е.В. Храмцов, Р.Р. Ахматдинов [и др.]; под общ. ред. доктора мед. наук, доц. А.В. Рожко // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Современные проблемы радиационной медицины: от теории к практике», г. Гомель, 20-21 апреля 2017 г. -Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2017. - С. 39-40.
4. Головихина О.С., Горин Н.В., Шмаков Д.В., Матвеева Л.Г. Опыт Госкорпорации «Росатом» по привлечению молодежи к информационной работе в интересах атомной энергетики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2018, № 1, С. 67-77.
5. Головихина О.С., Брехова Н.В., Горин Н.В., Шмаков Д.В. Систематизация информации для работы с населением в интересах атомной энергетики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2018, № 1, С. 58-64.
6. Горин Н.В., Александрова М.В., Токарь Л.Ф., Головихина О.С. Информационное обеспечение разъяснительной работы с населением по вопросам радиационной безопасности // «Биосферная совместимость: человек, регион, технологии», 2017, № 2 (18), С. 57-67.
7. Зыкова, И.А. Радиотревожность населения загрязненных территорий и меры по ее снижению / И.А. Зыкова, Г.В. Архангельская // Пособие для специалистов служб Роспотребнадзора. Утв. Директором ФГУН НИИРГ имени профессора П.В. Рамзаева Роспотребнадзора, 2007. - 24 с.
8. Зыкова, И.А. Социально-психологические последствия крупных радиационных аварий / И.А. Зыкова, Г.В. Архангельская, Е.В. Храмцов // Пособие для врачей. Утв. Минздрав РФ. - СПб.: ГУ СПб НИИРГ, 2002 . - 32 с.
9. Нестик Т.А., Самекин А.С., Патраков Э.В. Социально-психологические детерминанты отношения к новым технологиям в молодежной среде // Экономика в условиях социально-техногенного развития мира. Материалы II Международной междисциплинарной научной конференции по фундаментальным и прикладным проблемам современного социально-экономического и экономико-экологического развития, Брянск, 05 октября
2017 г, С. 52-59. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=30356308
10. Патраков Э.В., Разикова Н.И., Попов В.Д., Шис-терова А.А. Организационные и психологические аспекты определения категорий населения для проведения массовой информационно-разъяснительной работы по обеспечению радиационной безопасности // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. - 2017. - № 2 (18). - С. 45-56. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=29435083.
11. Чуйкова Л. Ю. Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологиче-
Stepanova Anna Yuryevna, Ekidin Alexey Akimovich IDENTIFICATION OF INFORMATION NEEDS ...
pedagogical sciences
ской культуры // Гуманитарные исследования. 2012. № 2 (42). С. 342-51.
12. Патраков Э.В., Попов В.Д. Основные подходы к обеспечению безопасных условий трудовой деятельности [Basic approaches to the safety conditions of labor] // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
- 2016. - № 2 (30). - С. 20-24. Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26177488
13. Павлов Б.С., Патраков Э.В., Разикова Н.И. Эко-лого-валеологическое самочувствие населения на уральских территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению [Population's ecological and valeological health on the Ural territories with radioactive contamination] // Дискуссия. 2014. № 11 (52). С. 125-135. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27322748.
14. Романович, И.К. Авария на АЭС «Фукусима-1»: организация профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения Российской Федерации / И.К. Романович, М.И. Балонов, А.Н. Барковский [и др.]; под ред. акад. РАМН Г.Г. Онищенко.
- СПб.: НИИРГ им. проф. П.В. Рамзаева, 2012. - 336 с.
15. Струкова М.Н., Патраков Э.В., Струкова Л.В. Подготовка студентов к проведению экологического аудита (на примере российского экологического семинара) // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 2. - С. 180-194. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28908713.
Статья поступила в редакцию 30.06.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018