SCIENCE TIME
I
ВЫЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ТИПА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ УСЛОВНО МУЖСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА
Гераськина Марина Александровна, Антонова Александра Валентиновна, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск
E-mail: m_geraskina@bk. ru
Аннотация. В статье представлены результаты по определению гендерного типа (психологического особенности типа) спортсменок, отдавшим предпочтения заключение изначально мужским видам спорта - единоборствам (самбо) обеспечивающие и футболу. Для выявления гендерного типа проведено стандартизированное тестирование по методике Сандры Бем, предложенной для определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности. На основании вычисленного индекса К «маскулинность/фемининность» выявлена принадлежность юных спортсменок, занимающихся традиционно мужскими видами спорта к определенному гендерному типу.
Ключевые слова: гендерная идентификация, гендерная идентичность, гендерный тип, маскулинность, фемининность, андрогинность.
В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом сохраняется повышенный интерес к изучению женской проблематики в рамках гендерных исследований, направленных на изучение пола как социокультурного явления.
В результате всплеска феминизма женщины заняли равное положение рядом с мужчинами не только в профессиональном и нравственном свете, но и в желании достичь определенных физических результатов.
Женщины соревнуются в тех видах спорта, которые до недавнего времени не просто считались традиционно мужскими, но и заставляют представительниц прекрасного пола проявлять нетипичные в рамках социума, а часто и с биологической точки зрения, особенности поведения.
В литературе есть данные, что спорт способствует психологической «возмужалости» девочек и женщин, и что большую роль в этом процессе играет вид спорта, которым занимается спортсменка [5].
Женщинам, выбравшим условно мужские виды спорта, часто
1 SCIENCE TIME 1
приписывают маскулинные качества, обращая внимание на морфологию или поведение спортсменок. В спортивной деятельности вскрываются условия, усложняющие гендерную идентификацию спортсменок, так как спортивные технологии направлены на подготовку борца.
Гендерная идентификация - это процесс формирования половой (гендерной) идентичности, соответствия человека тому или иному полу, ощущение в себе мужского или женского начала, осознание и принятие своего биологического пола [1].
Для мужчин мир профессионального спорта, подчиняющийся строгим правилам, становится средой, которая дает им возможность создать свою мужскую интерактивную идентичность.
Идентичность - субъективное переживание гендерной роли, а гендерная роль - публичное выражение идентичности. Это многофакторный конструкт, включающий в себя, в том числе, и психологические характеристики маскулинности/фемининности, и гендерные представления [10].
В научно-методической литературе у ряда исследователей И. А. Грец (2010, 2012,), Л. И. Лубышевой (1999, 2000), Т. С. Соболевой (1999, 2012), к маскулинным чертам отнесены умственные способности, лидерские качества, активность, агрессивность, сила, независимость, грубость; а к фемининным - эмоциональная экспрессивность, сексапильность, пассивность, мечтательность, чувствительность [3; 4; 7; 8; 11; 12].
Приступая к исследованию по выявлению гендерной идентификации спортсменок, условно мужских видов спорта мы попытались реализовать гендерный подход, позволяющий с новой точки зрения взглянуть на особенности личности, связанные с ее полом.
В констатирующем эксперименте приняли участие 25 юных спортсменок в возрасте 15-17 лет. Из них 15 девушек занимающихся единоборствами (самбо), имеющие 1-3-й взрослые разряды и кандидаты в мастера спорта и 10 -футболисток, женской сборной команды. Возраст 15-17 лет, как отмечают ряд авторов в своих трудах, наиболее критический в становлении половой идентичности.
Для диагностики гендерного типа (психологического пола) использовали методику Сандры Бем (1974), предложенную для определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности [6].
Согласно теории гендерных схем С. Бем, в современной психологии одной из наиболее известных концепций, в которой дается когнитивное объяснение результатов половой типизации, в процессе онтогенеза в сознании людей постепенно формируется когнитивно-категориальная структура, активно связанная с принятием в современном обществе представлений «маскулинности» и «фемининности». По этому признаку, С. Бем выделила
1 SCIENCE TIME 1
четыре типа гендерной идентичности: маскулинные, фемининные, андрогинные и типы с недифференцированной гендерной идентичностью [2].
Маскулинному типу приписывают типично мужские черты, к которым традиционно относятся независимость, напористость, доминантность, склонность к риску, уверенность в себе и др.
Фемининный тип с типично женскими чертами, такими, как уступчивость, чувствительность, застенчивость, нежность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы феминных типов меньше касаются успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным качествам.
Андрогинные типы гармонично и взаимодополняемо совмещают в себе маскулинные и феминные черты. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и феминных черт повышает адаптационные возможности андрогинного типа. Специалисты отмечают, что занятия мужскими видами спорта могут оказать серьезное влияние на маскулинизацию спортсменок. Замечено, что с ростом спортивного мастерства у спортсменок проявляются мужские черты характера: воля к победе, лидерство, высокая эмоциональность, агрессия [9].
Выявление степени маскулинности/феминности позволило нам конкретизировать преимущественную направленность спортивной деятельности в процессе гендерной социализации в изначально мужских видах спорта.
В результате исследования обнаружено, что вид спортивной деятельности оказывает влияние на формирование гендерного типа спортсменок (таблица).
Таблица 1
Вид спорта Показатели индекса IS Андрогинный тип, % Маскулинный тип, % Феминный тип, %
Самбо от -0,48 до-0,68 60,0
от 0 до +0,10 40,0
Футбол от +0 до +0,05 40,0
от +0,87 до +1,03 20,0
от -0,10 до -0,21 40,0
По нашим данным наибольшее число маскулинных спортсменок выявлено среди девушек-самбисток (60 %). Среди девушек, занимающихся футболом присутствуют все три гендерных типа, в равном соотношении санрогинным и маскулинным типами (по 40 %), 20 % - с феминным типом.
1 SCIENCE TIME 1
Таким образом, в нашем случае для девушек-спортсменок на примере единоборств и футбола наиболее способствующим маскулинизации является самбо.
На наш взгляд, проявление маскулинных черт самбисток связано с формированием мужского характера, стойкости и выносливости, возможности защищаться от нападения, так как в борьбе самбо девушка имеет непосредственное соприкосновение со своим противником, поэтому кроме физической и технической подготовки исход решают и ее волевые усилия, смелость и выдержка, настойчивость и упорство.
Таким образом, у занимающихся спортом девушек происходит формирование андрогинного типа личности с уклоном в маскулинную сторону. Подобные изменения в социальном поведении девушек и женщин физиологи объясняют нарушениями дифференциации мозга, которые вызывают маскулинизацию полового поведения. В связи с вышеизложенным, представляется актуальным проведение исследований, направленных на выявление гендерных психических и поведенческих особенностей женщин, специализирующихся в различных видах спорта.
Литература:
1. Артамонова Т.А. Гендерная идентификация в спорте: монография / Т.А. Артамонова, Т.А. Шевченоко. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2009. - 236 с.
2. Берн, Шон. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения: монография / Шон Берн. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 215 с.
3. Грец И.А. Социально-психологические аспекты современного женского спорта / И.А. Грец // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 3. - С. 23-26.
4. Грец И.А. Рекордные спортивные достижения женщин в аспекте полового диморфизма: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Грец Ирина Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2012. - 34 с.
5. Дамадаева А.С. Влияние занятий спортом на гендерные характеристики личности женщин / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 45-47.
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины: пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
7. Лубышева Л.И. Женщина и спорт: мозговой штурм ученых / Л.И. Лубышева, С. Соха // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 6. - С. 2-3.
8. Лубышева Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 6. - С. 13-16.
1 SCIENCE TIME 1
9. Маскаева Т.Ю. Гендерные психические и поведенческие особенности женщин и их проявления как результат занятий различными видами спорта / Т.Ю. Маскаева, Г.Н. Германов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». -2014. - № 12 (118). - С. 266-272.
10. Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт // Антология гендерной теории. - Минск: Пропилеи, 2000. - С. 218-228.
11. Соболева Т.С. О проблемах женского спорта / Т.С. Соболева // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 10. - С. 56-63.
12. Соболева Т.С. Мифы и реальность элитного женского спорта в свете проблем формирования пола / Т.С. Соболева, Д.В. Соболев, О.В. Чернухина // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 12. - С. 82-86.