Научная статья на тему 'Выявление агломерационных тенденций в Оренбургской области'

Выявление агломерационных тенденций в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
263
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД АНКЕТНОГО ОПРОСА / ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / АГЛОМЕРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / METHOD OF QUESTIONNAIRE / METROPOLITAN AREAS / AGGLOMERATION TENDENCIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахметов Данияр Акпарович

Рассмотрена необходимость формирования в регионах городских агломераций, способных повысить уровень социально-экономического развития субъектов федерации. Для выявления формирующихся агломераций, помимо количественных показателей, необходимы и субъективные данные мнения населения. В статье приведены результаты исследования по выявлению агломерационных тенденций на территории Оренбургской области, полученных по результатам анкетного опроса жителей региона. Выявлены ядра формирующихся городских агломераций в Оренбуржье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ахметов Данияр Акпарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING AGGLOMERATION TRENDS IN THE ORENBURG REGION

The need to form in regions of urban agglomerations that can improve the level of socio economic development of the Federation in particular and Russia in general, is obvious. To identify emerging agglomerations by past quantitative, subjective data and public opinion. The article presents the results of a study to identify trends agglomeration in the Orenburg region, the results obtained by a questionnaire survey of residents of the region. Identified core emerging urban agglomerations in the Orenburg region.

Текст научной работы на тему «Выявление агломерационных тенденций в Оренбургской области»

УДК 332.156 (470.56)

Ахметов Д.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: gimu@mail.osu.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ АГЛОМЕРАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена необходимость формирования в регионах городских агломераций, способных повысить уровень социально-экономического развития субъектов федерации. Для выявления формирующихся агломераций, помимо количественных показателей, необходимы и субъективные данные мнения населения. В статье приведены результаты исследования по выявлению агломерационных тенденций на территории Оренбургской области, полученных по результатам анкетного опроса жителей региона. Выявлены ядра формирующихся городских агломераций в Оренбуржье.

Ключевые слова: метод анкетного опроса, городские агломерации, агломерационные тенденции.

Формирование городских агломераций во многом зависит от социально-демографических факторов, определяющих их социальный потенциал.

Сформировать жизнеспособную городскую агломерацию по инициативе государства не возможно. Необходимо учитывать мнение населения, его предпочтения и проблемы. Для выявления городских агломераций, их границ, необходимы как количественные, так и субъективные показатели, объединив которые можно четко определить границы городской агломерации, её проблемы и выбрать оптимальный вектор развития [1].

Для получения субъективных данных был проведен анкетный опрос [2] населения Оренбургской области в городах и муниципальных районах, представленных в таблице 1. Анкетирование проводилось в 8 муниципальных образованиях Оренбургской области. Выбор территорий подвергшихся анкетированию осуществлялся с учетом двух факторов: количество жителей должно превышать 50 % от всей численности населения Оренбуржья; равномерное размещение по всей территории региона.

В опросе принимали участие как городские, так и сельские жители. При обработке данных учитывался пол и возраст респондентов.

Для выявления агломерационных тенденций на какой-либо территории необходимо выяснить, какой процент населения и по какой причине собирается сменить место жительства, результаты опроса представлены в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что свыше 60 % опрошенных не собираются менять место жительства. Жители города Оренбурга больше всех удовлетворены местом жительства, что не удивительно, так как чем крупнее город, тем более комфортен он для проживания - это и более объемный рынок труда и доступность широкого спектра услуг, то есть, то, что по объективным причинам не могут предложить своим жителям небольшие населенные пункты. Среди желающих сменить место жительства, большинство (20,55 %) причиной указывают трудоустройство на новую работу, наибольшая доля таких респондентов проживает в Соль-Илец-ком районе. Наименьший процент респондентов, указавших причиной переезда поиск новой работы, проживают в городе Оренбурге. Ос-

Таблица 1. Муниципальные образования, на территории которых проводился анкетный опрос [3]

Состав агломерации Количество городов Площадь, тыс. км2 Численность населения, чел. Плотность, чел./км2

всего городского сельского

г. Оренбург 1 0,9 571752 556127 15625 635,28

г. Орск 1 1,4 240484 236390 4094 171,8

Бузулукский р-н 1 3,8 114857 84088 30769 30,23

Соль-Илецкий р-н 1 5,1 52417 27748 24669 10,3

Октябрьский р-н - 2,7 20152 - 20152 7,5

Адамовский р-н - 6,3 25453 - 25453 4

Новосергиевский р-н - 4,5 35857 - 35857 8,1

Кувандыкский р-н 2 5,7 72270 51920 20350 12,7

Всего 6 30,4 1133242 956273 176,969 37,28

тальные причины для переезда примерно равны, за исключением плохой экологической ситуации, так как ее указали менее 1% опрошенных.

Рассмотрев данный вопрос в гендерном разрезе, были получены следующие результаты. У мужчин более высокая неудовлетворенность местом проживания: так меньше половины респондентов мужского пола не собираются менять место жительства, тогда как у женщин этот показатель выше 50 %. Проанализировав информацию по желающим изменить место жительства, выяснилось что мужчины в качестве причины, с большим отрывом, указывают трудоустройство на новую работу (34,78%), остальные причины играют незначительную роль, среди женщин -трудоустройство на новую работу (15,52%) и обучение в учебном заведении (13,79%). Трудоустройство и у мужчин и у женщин доминирует в причинах изменения места жительства, то местом переезда указываются города, такие как: Москва, С.-Петербург, Оренбург, Самара в силу того, что рынок труда в городах более емкий.

Рассматривая данный вопрос в контексте возрастных групп, были получены следующие результаты: более половины респондентов в возрасте до 30 лет планируют изменить место жительства, но по разным причинам. Респонденты в возрасте до 20 лет причиной изменения места жительства указывают учебу, от 21 до 25 лет - работа (32,56%) и в возрастной группе от 26-30 лет основными причинами являются: неудовлетворенность качеством жизни (31,27%) и трудоустройство на новую работу (25,01%).

Процент респондентов в возрастных группах от 31 года собирающихся менять место жительства составляет 9,04%, по нашему мнению

это связано с тем, что люди в таком возрасте уже имеют определенную работу, заводят семьи, налаживают свой быт. Единственной причиной, по которой опрошенные старше 31 года собираются изменить место жительства является трудоустройство.

Очевидно, что основной причиной изменения места жительства населения Оренбургской области, является вопрос занятости. По этой же причине большинство респондентов указали на бесперспективность проживания в малых городах и сельской местности, что отражено в таблице 3. В небольших населенных пунктах рынок труда ограничен.

Из таблицы 3 видно, что свыше 65% респондентов не считают перспективным проживание в малых городах и сельской местности, и только немногим больше четверти опрошенных считают иначе. Ввиду того, что в российском обществе, традиционно за мужчинами закреплена роль поставщика материальных ресурсов в семью, доля мужчин, считающих проживание в сельской местности и малых городах перспективными несколько ниже чем женщин, но не значительно, 25% и 29,64% соответственно.

Рассматривая данный вопрос с учетом возраста респондентов, получены следующие данные. Так среди опрошенных до 20 лет отсутствуют считающие перспективным проживание в сельской местности и малых городах. В возрастных группах 21-25 и 26-30 лет количество считающих проживание в сельской местности перспективным не значительно (29,73% и 20,00% соответственно).

Такое соотношение объяснимо, так как респонденты вышеперечисленных возрастных групп в большинстве своем социально не усто-

Таблица 2. Результаты анкетного опроса на вопрос «в ближайшее время вы собираетесь менять место

жительства (населенный пункт)», в %

Варианты ответов г. Оренбург г. Орск Бузулукский р-он Соль-Илецкий р-он Октябрьский р-он Адамовский р-он Новосергеевский р-он Кувандыкский р-он В среднем

Нет 90 69,23 60 34,62 62,50 60 62,50 46,15 60,63

Да, по причине: Трудоустройство на новую работу 10 15,38 20 46,15 25,00 20 12,5 15,38 20,55

Поступление в учебное заведение - 7,69 - 11,54 6,25 20 - 7,69 6,64

Неудовлетворённости качеством жизни в своем населённом пункте - 7,69 - 7,69 6,25 - - 15,38 4,62

Плохой экологической ситуации - - - - - - - 7,69 0,96

Решения жилищных вопросов - - 20 - - - 25,00 7,69 6,59

Другое - - - - - - - - -

Выявление агломерационных тенденций в Оренбургской области

Ахметов Д.А.

явшиеся и ищут себя в жизни, а в городе им предоставляется больше возможностей. В возрастных группах от 31 года до 45 лет больше половины считают перспективным проживание в сельской местности и малых городах. В таком возрасте люди активно работают, строят карьеру, создают семьи.

Для выявления агломерационных тенденций респондентам были заданы вопросы о местах, где они предпочитают осуществлять крупные покупки и проводить отдых в 1-2 дня, таблицы 4-5.

Данные вопросы помогают выявить процент населения, осуществляющих кратковременные перемещения между населенными пунктами не связанные с работой и учебой, помимо этого эти данные позволяют выяснить какие территории, лежащие за пределами постоянного места жительства, население считает «своими

местами». На наш взгляд, учитывать гендерную и возрастную структуру при рассмотрении данных вопросов необязательно.

Свыше 65% респондентов предпочитают осуществлять крупные покупки в своем населенном пункте, наиболее высокий процент ответивших так проживает в Оренбурге, Орске и Бузулукском районе, что не удивительно, так как в средних и крупных городах потребительский рынок более развит нежели в небольших городах и сельской местности. Наибольший

Таблица 3. Перспектива проживания в малых городах и сельской местности, в %

Варианты ответов г. Оренбург г. Орск Бузулукский р-он Соль-Илецкий р-он Октябрьский р-он Адамовский р-он Новосергеевский р-он Кувандыкский р-он В среднем

Да 40 - 20 30,77 31,58 40 37,50 24,99 28,12

Нет 60 92,31 60 65,38 57,89 60 50,00 74,99 65,07

Другое - 7,69 20 3,85 10,53 - 12,50 - 6,82

Таблица 4. Результаты анкетного опроса на вопрос «где респонденты предпочитают осуществлять крупные

покупки (бытовая техника, мебель)», в %

Варианты ответов г. Оренбург г. Орск Бузулукский р-он Соль-Илецкий р-он Октябрьский р-он Адамовский р-он Новосергеевский р-он Кувандыкский р-он В среднем

В своём населённом пункте 100 92,31 100 23,08 76,47 40 42,86 58,33 66,63

В ином месте Оренбург 7,69 - Оренбург 76,92 Оренбург 23,53 Орск 40 Оренбург 57,14 Оренбург 41,67 30,89

Другое - - - - - 20 - - 2,5

Таблица 5. Предпочтения респондентов по месту проведения кратковременного отдыха (1-2 дня), в %

Бузулукский р-он й Октябрьский р-он Адамовский р-он Новосергеевский р-он й

Варианты ответов г. Оренбург г. Орск Соль-Илецки р-он Кувандыкски р-он В среднем

В своём

населённом 60 84,62 80 69,23 92,86 100 87,50 91,67 83,24

пункте

В ином месте 10 15,38 - Оренбург 19,23 7,14 - Оренбург 12,50 - 8,03

Другое 30 - 20 11,54 - - - 8,33 8,73

процент опрошенных предпочитающих совершать покупки за пределами своих населенных пунктов проживают в Соль-Илецком районе (76,92%). Следует отметить, что из тех, кто предпочитает осуществлять крупные покупки не в своем населенном пункте совершают их в городе Оренбурге и лишь жители Адамовского района делают это в городе Орске, что объяснимо, так как Орск значительно ближе, чем Оренбург.

Из таблицы 5 видно, что больше 80% респондентов предпочитают проводить кратковременный отдых в своих населенных пунктах. В данном контексте население Оренбургской области не отличается высокой мобильностью.

Для выявления агломерационных тенденций, определения центров городских агломераций и делимитации их границ важным является изучение частоты и направления поездок

жителей Оренбургской области. Данные по частоте и направлениям поездок респондентов представлены в таблице 6.

Как видно из таблицы 6, процент ежедневных поездок респондентов в среднем составляет 13,29%, что свидетельствует о невысокой мобильности населения. Процент ежедневных перемещений в другие населенные пункты в развитых агломерациях превышает 25% [1]. В данном случае можно говорить о неразвитости агломерационных процессов на территории Оренбургской области.

Но результат в 13,29% показывает, что тенденции есть, а незначительны они могут быть по причине неразвитости транспортной инфраструктуры, высокой стоимости проезда и значительных расстояний между населенными пунктами Оренбургской области.

Варианты ответов г. Оренбург г. Орск Бузулукский р-он Соль-Илецкий р-он Октябрьский р-он Адамовский р-он Новосергеевский р-он Кувандыкский р-он В среднем

Каждый день - - - Оренбург (7,69) Оренбург (25,00) - Оренбург (42,86) Оренбург (23,08) Новотроицк (7,69) 13,29 из них:

Оренбург - 92,77 Новотроицк - 7,23

Один раз в неделю - Оренбург (7,69) - Оренбург (15,38) Самара (3,85) Москва (3,85) Оренбург (6,25) Новотроицк (6,25) - - - 5,41 из них:

Оренбург - 67,76 Новотроицк - 14,44 Москва - 8,90 Самара - 8,90

Один раз в месяц Москва (11,11) Орск (11,11) Оренбург (15,38) Оренбург (20) Оренбург (19,23) Самара (3,85) Оренбург (31,25) Орск (80) Москва (14,29) Оренбург (23,08) 28,67 из них:

Оренбург - 47,51 Орск - 39,73 Москва - 11,08 Самара - 1,68

Реже одного раза в месяц Москва (33,33) Орск (22,22) Уфа (11,11) Питер (11,11) Оренбург (69,23) Самара (7,69) Самара (60) Оренбург (20) Оренбург (26,92) Москва (15,38) Уфа (3,84) Оренбург (31,25) Уфа (6,25) Орск (20) Оренбург (28,57) Москва (14,29) Оренбург (30,78) Орск (15,38) 53,42 из них:

Оренбург - 48,38 Самара - 15,84 Москва - 14,74 Орск - 13,48 Уфа - 4,96 С.-Петербург - 2,60

Таблица 6. Направления и частота поездок респондентов, в %

Ахметов Д.А.

Выявление агломерационных тенденций в Оренбургской области

Следует отметить, что за исключением жителей Адамовского и Бузулукского районов респонденты совершают поездки в город Оренбург. Следовательно, по субъективным данным можно выявить зачаточные агломерационные тенденции, центром которых является город Оренбург. Жители Адамовского района, находящегося в восточной части Оренбуржья, предпочитают совершать поездки в город Орск. В данном случае можно предположить, что на востоке региона центром агломерационных процессов является город Орск. Жители Бузулукского района отдают предпочтение Самаре, это связано с тем, что расстояние до Самары меньше чем до Оренбурга, к тому же Самара является городом, население которого превышает миллион человек, а значит, оказывает более сильное воздействие на окружающие территории. Следовательно, жители Северо-Западной части Оренбуржья тяготеют к крупным городам, находящимся в соседних регионах, такими как Самара и Уфа.

Изучив субъективные данные результатов анкетного опроса жителей Оренбургской области, можно резюмировать, что существует зависимость от возраста и половой принадлежности с одной стороны и мобильности населения и её причинами с другой стороны. Так мужчины в поисках новой работы выражают большую готовность в переездах в иные населенные пункты на постоянной основе или временной. Можно констатировать, институт «отходничества» в Оренбургской области существует до сих пор, со всеми своими негативными последствиями. У женщин основными факторами, влияющими на мобильность являются: учеба, отдых и посещение магазинов.

Стоит отметить, что свыше 65% населения региона, проживание в малых городах и сельской местности перспективным не считает, следует добавить, что в основном такой точки зрения придерживается молодое поколение в возрасте до 30 лет, что усугубляет ситуацию. Дан-

ная тенденция в среднесрочной перспективе может привести к лавинному сокращению населения в малых городах и сельской местности Оренбуржья.

Основной причиной смены места жительства населения Оренбургской области является поиск работы, особенно жителями небольших городов и сельской местности. Вместо того, чтобы оказывать позитивное воздействие на окружающую территорию средние и крупные города Оренбуржья конкурируют с остальными населенными пунктами за человеческие и финансовые ресурсы, что приводит к ослаблению малых городов и сельской местности в регионе.

Данные негативные тенденции можно нивелировать, создав условия для гармоничного существования как крупных и средних городов с одной стороны, так и малых городов и сельских поселений - с другой стороны, этого можно добиться с помощью контролируемого развития городских агломераций на территории Оренбургской области. Для делимитации границ городских агломераций Оренбургской области, помимо субъективных данных, необходимо использование количественных показателей [4].

Опираясь на субъективные данные можно резюмировать, что тенденции формирования городских агломераций в Оренбуржье есть. Центрами формирующихся городских агломераций выступают город Орск на востоке региона и город Оренбург в центральной его части. Западная и Северо-Западная часть Оренбургской области практически не учувствуют в процессах формирования городских агломераций в регионе по следующим причинам: отсутствия на своей территории населенного пункта, способного стать центром городской агломерации; большой удаленности от крупных городов Оренбургской области и наличием близлежащих крупных городов Самары и Уфы в соседних субъектах федерации.

08.06.2014

Список литературы:

1. Лаппо, Г.М. Развитие городских агломераций в СССР / Г.М. Лаппо. - Москва: Наука, 1978. - 152 с.

2. Мещерякова, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова. - Москва: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. - 240 с.

3. Города и районы Оренбургской области. 2013: стат.сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург. 2013. - 270 с.

4. Аралбаева, Ф.З. Делимитация границ городских агломераций Оренбургской области /Ф.З. Аралбаева, Д.А. Ахметов, А.Т. Ахмадулина. - Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 4 (165). - С. 45-52.

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ахметов Данияр Акпарович, ассистент кафедры государственного и муниципального управления факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13 ауд. 6103, тел. (3532)372442, e-mail: gimu@mail.osu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.