И. Р. Луговская,
ректор Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Уважаемый Геннадий Алексеевич, уважаемые участники Педагогической ассамблеи!
Завершается второй день нашей работы в РГПУ им. А. И. Герцена. Думаю, все со-
гласятся с тем, что работа была очень интенсивной, содержательной, проходила на высоком эмоциональном уровне. Статус мероприятия к этому обязывает. Педагогическая ассамблея, в которой участвует
30
Выступление И. Р. Луговской
большое количество людей, определяющих перспективы развития образования, в которой приняли участие Президент Российской Федерации, министр образования и науки, сама по себе должна иметь эффект. Эффект этот должен проявиться на разных уровнях: на уровне общегосударственном, на уровне каждого образовательного учреждения (школы, вуза, и т. д.), на уровне каждой отдельной личности (родителя, учителя, ребенка, и т. д.). На государственном уровне школа становится объектом особого внимания. В нашей стране внимание к школе проявлялось всегда, в любую историческую эпоху, но объявленный Президентом Год учителя усиливает акценты, что должно быть использовано максимально полезно. Должны кардинально измениться и сама школа, и отношение к ней.
Не хотелось бы лишний раз повторять неоднократно сказанное, тем не менее, два дня участия в ассамблее вновь актуализировали необходимость определения приоритетов деятельности российской школы, приоритетов, не являющихся данью времени, а глубоко понятных и принимаемых обществом, школой, учителем, родителями, всеми другими субъектами образовательного процесса в качестве каждодневных ориентиров. Я имею в виду общечеловеческие ценности, связанные с формированием личности, воспитанием ее гражданских качеств.
У нас большая страна. В каждом регионе существуют свои педагогические концепции, в каждой школе и у каждого учителя они тоже свои. Разнообразие — это, конечно, хорошо, но нечто объединяющее, обеспечивающее общегосударственный подход к воспитанию гражданина Российской Федерации быть должно и должно быть обязательно связано с личностью ребенка, любого и каждого, а не только одаренного или группы риска. Если неожиданно задать школьному учителю вопрос о приоритетах его работы с классом, он сразу может и не ответить. Хотя кто-то, конечно, ответит. А если задать такой вопрос вахтеру или работнику школьной столовой... Мы постоянно говорим о создании воспитывающей
образовательной среды, в которой все и каждый должны понимать, над чем мы работаем, какого ребенка или студента, какую личность мы хотим выпустить из нашего образовательного учреждения.
В течение этих двух дней сначала из уст Президента Российской Федерации прозвучала, а затем повторялась много раз мысль о необходимости повышать престиж учительской педагогической профессии, который резко упал в 90-е гг. Поднимать, конечно, всегда гораздо сложнее, тем не менее, это необходимо сделать в самые короткие сроки. Педагогическая ассамблея должна выразить по этому поводу четкое и твердое отношение. Если переход на новую систему оплаты труда учителя будет осуществляться в течение трех лет, должного эффекта не будет. Могу привести пример североевропейских стран. В конце 70-х гг. прошлого века в Норвегии и в Финляндии была резко поднята зарплата школьных учителей. Как результат, в школы вернулись те учителя, которые когда-то ее покинули, и что важно, среди вернувшихся было много мужчин. Подобное отношение государства к школе призвано поднять статус педагогической профессии, поддержать сегодняшних талантливых учителей, привлечь в вузы одаренную молодежь, которая затем будет работать в школе. Меня потрясли цифры, названные вчера Президентом, — среди школьных учителей молодежь составляет лишь 10-12%.
Проходящая на базе РГПУ им. А. И. Герцена (на Первом телевизионном канале этот вуз был назван главной учительской страны) ассамблея очень значима для регионов, для вузов, для школ, потому что она задает тон началу Года учителя. У нас в Архангельске открытие Года учителя намечено на 28 января, в Поморском государственном университете имени М. В. Ломоносова — на 5 февраля. Это не только торжественные мероприятия. В ходе их задаются импульсы для последующей работы. Эти два дня работы в РГПУ способствовали аккумулированию идей, укреплению тонуса, рождению новых мыслей на перспективу. В течение
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ
года необходимо продолжить общероссийский педсовет, работу открытых дискуссионных площадок. Пусть они пройдут на базе разных образовательных учреждений и в разных регионах нашей страны.
Завершая выступление, хочу поблагодарить Геннадия Алексеевича Бордовского, организаторов ассамблеи, все сообщество
Российского государственного педагогического университета за предоставленную возможность быть здесь, слушать, думать, общаться. Вы умеете не просто хорошо организовать мероприятие, но еще очень сильно заразить особым духом, бередящим душу и мысли. Большое вам за это спасибо.