Научная статья на тему 'Выступление Акима Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Д. К. Ахметова'

Выступление Акима Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Д. К. Ахметова Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выступление Акима Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Д. К. Ахметова»

^ Д СОПРЯЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЕАЭС И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ_

выступление акима восточно-казахстанской области республики Казахстан д.к. ахметова

Уважаемые дамы и господа! Уважаемые участники форума! Сегодня мы обсуждаем вопросы взаимодействия в рамках Евразийской экономической перспективы, которые обусловлены общей заинтересованностью в развитии взаимовыгодных интеграционных процессов, выработке оптимальных путей устойчивого развития.

Формирование экономической интеграции вступило в новую фазу. Сбываются пророческие слова Президента Республики Казахстан, глубокоуважаемого Нурсултана Абишевича Назарбаева, произнесенные им более двадцати лет назад в здании Московского государственного университета, о необходимости перехода на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения — Евразийского союза, функционирующего на принципах добровольности и равноправия.

Восточно-Казахстанская область является активным участником интеграционных процессов, которые открывают новые горизонты в межрегиональном сотрудничестве, создают условия для повышения конкурентоспособности региона.

Только за последние четыре года внешнеторговый оборот области с государствами-членами экономического союза увеличился в 1,3 раза. Значительная его доля приходится на Российскую Федерацию и Республику Беларусь. За первое полугодие этого года товарооборот с Россией увеличился на 33 процента. В структуре продаж на сегодняшний день преобладает импорт сырья, средств производств и промежуточных товаров, они составляют более 80 процентов, но это обусловлено структурой экономики области, поскольку мы создаем новые предприятия, используем все то, что я сказал.

Используя преимущества, которые нам дает участие в Таможенном союзе, наши предприятия осваивают новые рынки сбыта, мы получили доступ к новым технологиям.

В регионе работает более тысячи совместных предприятий, в том числе более 600 со странами Евразийского экономического союза. Реализуется ряд крупных совместных проектов такие, как: АО «Азия Авто Казахстан» с российским АвтоВАЗом, ТОО «СемАЗ» с Минским тракторным заводом, «КазПро-мАрматура», с предприятиями Челябинской области. Все, что сегодня производит область, и все наши новые проекты имеют в будущем цель работать на рынках Российской Федерации, Евразийского экономического союза и Китая.

Уважаемые участники форума, углубление интеграционных процессов требует обеспечения недискриминационных условий для субъектов предпринимательства. Для нашего региона проблемными остаются вопросы продвижения ряда товаров на российский и белорусский рынки, на которые ограничен экспорт продукции «Казцинка», «Азия Авто», цементных компаний, предприятий кондитерской и ликероводочной продукции.

Сдерживающими факторами продвижения товаров на внешние рынки являются:

- специальное лицензирование и государственный контроль драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

- взимание в Российской Федерации утилизационного сбора на ввозимые казахстанские автомобили при отсутствии такого сбора в Республике Казахстан, что создает неравные условия конкуренции;

- взимание налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов при ввозе лома и отходов черных металлов из Казахстана в Россию.

Безусловно, решение этих проблем требует совместной, скоординированной работы и взаимного совершенствования нормативно-правовых актов.

Непростая ситуация в мировой экономике и текущие вызовы требуют от наших стран выхода на новый уровень реализации крупных инфраструктурных, транспортных проектов, организации новых рынков в соответствии с договорами Евразийского экономического союза, о чем здесь говорил Виктор Борисович Христенко. Подобные проекты будут со-

здавать основу для эффективного сотрудничества и со странами ШОС.

Приведу один довольно интересный пример. Так, строительство высокоскоростной магистрали «Санкт-Петербург — Москва — Казань — Екатеринбург — Астана — Пекин» позволит не только преодолеть многотысячное расстояние, но и изменит наше сознание, качество и образ жизни. Главными аспектами будут скорость, мобильность, комфортность. Передвижение людских ресурсов позволит по-новому оценить потенциал рабочей силы, которые не будут так конкретно привязаны к определенному месту.

Реализация проекта будет способствовать развитию инвестиционной привлекательности, созданию новых отраслей, специальных транспортно-промышленных зон, наращиванию производств, основанных на новых инновационных технологиях.

Государства Евразийского союза обладают достаточным научным потенциалом, чтобы решить эту проблему.

Воплощение в жизнь подобного рода проекта требует значительных капитальных вложений. Их привлечение возможно с использованием полного инструментария финансово-кредитного механизма на основе ГЧП с опорой на солидные финансовые институты, таковыми являются Евразийский банк развития и Банк развития Шанхайской организации сотрудничества.

Уважаемые коллеги, глубинные резервы интеграционных процессов заключаются не в простом товарообмене, который в настоящее время достаточно неплохо налажен, а в создании единых проектов для выхода государств на уровень торговли стратегическими продуктами мирового качества.

В этой связи важным направлением интеграции стран Евразийского экономического союза является нефтегазовая сфера, которая определяет не только динамику, но и роль нашего объединения на мировом энергетическом рынке.

«Сланцевая революция» привела к кардинальному изменению структуры мирового рынка нефти и газа, усилив конкуренцию России и Казахстана. Поэтому в ближайшей перспективе стратегия интеграционного взаимодействия наших стран в нефтегазовой сфере, может быть, направлена на решение следующих задач:

- проведение скоординированной политики в сфере нефти и газа в отношении третьих стран;

- развитие совместного научного потенциала;

- развитие совместного трубопроводного транспорта для расширения географии поставок, прежде всего в направлении Китая и Юго-Восточной Азии.

Безусловными факторами углубления интеграции являются совместное увеличение доли высокой продукции в переделе углеводородов, а также традиционно и вместе с тем по-прежнему эффективно и актуально — это повышение эффективности добычи на эксплуатируемых и перспективных месторождениях и увеличение коэффициента извлечения нефти.

В едином экономическом пространстве необходимо проведение эффективной энергетической политики, о чем здесь говорилось, направленной на создание общих рынков энергоресурсов.

В настоящее время в сфере электроэнергетики коэффициент использования установленной мощности является не в полной мере эффективной и в среднем составляет 52%, а пропускная способность межгосударственных линий электропередач используется на 20%. Но ключевым мотивом создания общего энергорынка является тот факт, что сегодня неизбежен переход на мировые цены в области углеводородов.

Учитывая, что для 92% электроэнергетики Беларуси, более чем для 40% электроэнергетики Российской Федерации основным сырьем является газ, то при переходе на мировые цены (что, безусловно, является неизбежным процессом), возникает вопрос конкурентоспособности не только энергетических мощностей, но и конкурентоспособности экономики государств в целом. Поэтому создание общего рынка электроэнергии, использование высокого потенциала углей Российской Федера-

СОПРЯЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЕАЭС И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ

а

ции и Казахстана, имеющихся в наличии также межгосударственных линий, позволят использовать углеводородное сырье в том секторе, который дает наиболее высокую отдачу, — это газохимия, нефтехимия для создания конкурентоспособного в мировом экономическом пространстве продукта. При этом мы понимаем, что наша электроэнергия сегодня и электроэнергетика в целом и в частности является продуктом мирового качества и обладает прекрасным экспортным потенциалом. Безусловным также является то, что эта сфера дает огромный кумулятивный эффект для экономики всех наших государств. Это является вполне очевидным фактом, поэтому нет необходимости несколько подробно останавливаться на этом примере.

И тогда, формируя мощные рынки электроэнергии, нефти, газа и нефтепродуктов, создавая уникальную транспортную

инфраструктуру, которая позволит значительно улучшить транзитный потенциал наших государств, мы создадим конкурентоспособные продукты. Вот альтернатива простому товарообмену, который сейчас у нас есть.

Таким образом, чтобы расширить горизонты сотрудничества в использовании сырьевых ресурсов, потребительских рынков, транзитного потенциала территории и человеческого капитала для экономического рывка у нас есть все необходимое.

Евразийская интеграция на стыке взаимодействия Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, а также Экономического пояса Шелкового пути может стать отправной точкой воплощения Плана глобальной стратегической инициативы-2045, которую озвучил Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев на 70-й сессии Генассамблеи ООН.

выступление губернатора челябинской области российской федерации Б.А. дубровского

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вначале я хотел бы поблагодарить организаторов форума и прежде всего Сергея Евгеньевича Нарышкина и Кабибуллу Кабеновича Жакыпова за предоставленную возможность выступить с этой высокой трибуны.

Мне также приятно видеть среди многочисленных участников и гостей форума представителей других евразийских стран, с которыми нам еще предстоит совместная работа.

На текущем этапе в интеграционных процессах существенно возрастает роль регионов наших стран. Эта отчетливо проявилось в ходе последнего Международного экономического форума в Санкт-Петербурге и Российско-Казахстанского форума в Сочи. Впервые была заявлена наша инициатива о создании в рамках ШОС Совета регионального взаимодействия, которая спустя несколько месяцев получила развитие на Шестом Евразийском экономическом форуме в городе Сиань (КНР). Эта инициатива стала логическим продолжением многогранной деятельности глав государств ШОС по развитию евразийской интеграции на высшем уровне. Пользуясь возможностью, благодарю генерального секретаря ШОС Дмитрия Федоровича Мезенцева за его постоянное внимание и поддержку наших начинаний.

Два десятилетия назад Челябинская область непосредственно ощутила негативные последствия разрыва связей с бывшими союзными республиками. В области около 40 процентов промышленных предприятий и свыше половины организаций агропромышленного комплекса были непосредственно завязаны на межхозяйственные и межотраслевые связи с Казахстаном и Беларусью. Только на долю Республики Казахстан приходилось свыше 50 процентов регионального экспорта продукции.

Эти обстоятельства уже тогда подталкивали промышленников и предпринимателей в регионах к формированию системы связей под эгидой государственных органов. В этом плане, как действующий губернатор Челябинской области, я высоко оцениваю деятельность моего предшественника Петра Ивановича Сумина, который еще в ноябре 1997 года в ходе встречи с Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым подписал Протокол о намерениях в плане многостороннего сотрудничества.

С того времени наши отношения вышли на кардинально новый уровень. Сегодня между нами нет таможенных преград, урегулированы вопросы налогообложения, созданы необходимые условия для межрегионального сотрудничества. Челябинской областью заключены соглашения с пятью регионами Республики Казахстан, постоянно проходят совместные форумы и выставки, реализуется ряд инвестпроектов в различных отраслях. Эти проекты стали возможными исключительно благодаря политической воле наших лидеров, снявших взаимные препоны сначала в рамках Таможенного союза, а затем Евразийского экономического союза.

Я столь подробно остановился на нюансах нашего сотрудничества с Казахстаном, поскольку именно здесь во многом формируются и реализуются инструменты евразийского взаимодействия. Особо отмечу фундаментальную роль Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, которого с полным правом можно назвать отцом-основателем евразийской интеграции.

Мне бы искренне хотелось, чтобы столь же высокоуровневые отношения, как с Казахстаном у нас складывались с другими странами, представители которых сегодня присутствуют в этом зале. В этом плане очень важной является позиция законодателей, выражающих волю народов к сближению и взаимопомощи.

Уважаемые коллеги! Сегодня многие регионы и целые страны находятся в сложной экономической ситуации, а в ряде случаев — и под политическим давлением. В этих условиях интеграция служит ключевым инструментом укрепления национального суверенитета, а не ослабления его, как это может показаться на первый взгляд. Не случайно, что Россия, усиливая евразийскую интеграцию, продолжает сотрудничество с другими международными организациями, признавая бесспорный авторитет Организации Объединенных Наций.

В своем выступлении на 70-ой Генеральной ассамблее ООН Президент России Владимир Владимирович Путин еще раз подчеркнул курс России на международное сотрудничество и отказ от конфронтации. При этом во внутренней политике закономерно усиливается курс на повышение конкурентоспособности, реализацию программ импортозамещения, укрепление технологической, информационной и продовольственной безопасности. Сегодня нам пытаются закрыть или ограничить доступ к западным технологиям, рынкам, транспортно-торго-вым путям. В этой ситуации логичным и симметричным ответом России и ее союзников становится усиление темпов строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

Вспоминая слова нашего Президента, сказанные в ООН о «закрытых экономических объединениях», выскажу предположение, что многие страны сейчас встревожены перспективой фактической девальвации институтов Всемирной торговой организации и, возможно, с большим интересом отнесутся к опыту евразийских интеграционных объединений.

У наших китайских товарищей есть известная мудрость: «Не зная прошлого, невозможно строить будущее». Мы хорошо знаем и ценим свою историю, включая период, когда Южный Урал почти десять веков был важным транзитным звеном Великого Шелкового пути. Историческая память о том времени запечатлена в геральдическом верблюде на гербе Челябинской области.

Нам понятно, что «время верблюдов» безвозвратно ушло, и сегодня современные логистические механизмы основаны на интеллектуальных высокотехнологичных системах с использо-

1 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.