Научная статья на тему 'Выставки русских авангардистов за рубежом: предварительные итоги исследования'

Выставки русских авангардистов за рубежом: предварительные итоги исследования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
772
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАНГАРД / AVANT-GARDE / РУССКИЙ АВАНГАРД / RUSSIAN AVANT-GARDE / ВЫСТАВКИ / ХХ В / EXPOSITIONS / 20TH CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саргсян Нарине Мартиновна

Богатое культурное наследие, оставленное русскими художниками-авангардистами начала ХХ в., с каждым годом получает все большее международное признание. Возрастает количество выставок, посвященных представителям русского авангарда, а также экспозиций с участием их произведений. В данной статье представлены предварительные итоги исследования подобных выставок в период с 2000 по 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Exhibitions of Russian Avant-garde Abroad: Preliminary Results

All over the world there is a growing appreciation of the cultural heritage left by the artists of the Russian avant-garde movement of the early 20th century. The growing number of international expositions devoted to rediscovering the Russian avant-garde masterpieces is an irrefutable indication of that. The paper looks at these exhibitions between the years 2000-2012 to eventually conclude about the rising popularity of the works of Russian avant-garde and presents preliminary results of the research.

Текст научной работы на тему «Выставки русских авангардистов за рубежом: предварительные итоги исследования»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1

Н.М. Саргсян

ВЫСТАВКИ РУССКИХ АВАНГАРДИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Богатое культурное наследие, оставленное русскими художниками-авангардистами начала ХХ в., с каждым годом получает все большее международное признание. Возрастает количество выставок, посвященных представителям русского авангарда, а также экспозиций с участием их произведений. В данной статье представлены предварительные итоги исследования подобных выставок в период с 2000 по 2012 г.

Ключевые слова: авангард, русский авангард, выставки, ХХ в.

All over the world there is a growing appreciation of the cultural heritage left by the artists of the Russian avant-garde movement of the early 20th century. The growing number of international expositions devoted to rediscovering the Russian avant-garde masterpieces is an irrefutable indication of that. The paper looks at these exhibitions between the years 2000—2012 to eventually conclude about the rising popularity of the works of Russian avant-garde and presents preliminary results of the research.

Key words: avant-garde, Russian avant-garde, expositions, 20th century.

По мнению искусствоведа Андрея Сарабьянова, начало русского авангарда датируется 1907 г., и уже за первые пять—семь лет русское искусство прошло те стадии, которые западное проходило в течение нескольких десятилетий. Первые несколько десятилетий ХХ в. русская художественная действительность была представлена большим количеством разнообразных художественных группировок, объединений и направлений. Новый век принес и новые скорости. Художественный стиль приходил не на десятилетия, а лишь на несколько лет. О.А. Юшкова в книге "Станция без остановки: русский авангард 1910—1920-е годы" приводит следующую статистику: "...в первой четверти ХХ века только в изобразительном искусстве Европы и России сложились направления: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, кубофутуризм, орфизм, лу-чизм, унизм, абстракционизм, неопластицизм, супрематизм, аналитическое искусство, органическое искусство, метафизическое искусство, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм... и это далеко не полный список"1. Для сравнения далее О.А. Юшкова приводит

Саргсян Нарине Мартиновна — преподаватель кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-925-003-03-06, e-mail: [email protected]

1 Юшкова О.А. Станция без остановки: русский авангард 1910—1920-е года. М., 2008. С. 19.

список известных стилей и течений в европейском искусстве XVII — середины XIX столетия, а именно барокко, классицизм, неоклассицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм.

Что касается русского авангарда, то данное течение с каждым годом получает все большее международное признание не только среди знатоков, но и среди посетителей художественных выставок во многих странах мира. Начиная с 2000 г. наблюдается очевидный рост количества проводимых выставок. Этот процесс можно объяснить в том числе и той популярностью, которой пользуются произведения русского искусства, в частности авангарда, на международных аукционах. На сегодняшний день вложение капитала в русское искусство является одним из самых выгодных видов инвестиций на мировом рынке. Как отмечает обозреватель "Русской газеты", начиная с 1962 г. «"русский" аукцион непременно сопровождается большим ажиотажем»2 и что "...в Альбионе констатируют тот факт, что каждый последующий аукцион такого рода ставит рекорды, превосходящие объемы торгов предыдущих сезонов."3.

Данный факт косвенно является свидетельством популярности русского искусства начала ХХ в., а именно авангарда, за рубежом. Еще одним косвенным свидетельством популярности произведений русского авангарда является все возрастающее количество подделок работ представителей данного течения, которые появляются на рынке искусства.

География стран, где проводились выставки русских авангардистов, очень широка. В результате исследования была составлена таблица, с помощью которой можно проследить как географию, так и историю проведения выставок русского авангарда (либо выставок более широкого плана с участием произведений русских авангардистов) за рубежом, однако из-за большого объема она здесь не приводится. Названия экспозиций в таблице располагались в хронологическом порядке, начиная от самых ранних выставок. Рассматривался временной промежуток начиная с 2000 г. до 2012 г. включительно. Учитывались выставки с участием работ русских авангардистов начала ХХ в. Исходя из таблицы можно выявить основные факторы, способствующие проведению подобных выставок.

1. Наличие в стране музея с коллекцией русского авангарда. Так, за указанный период наибольшее количество выставок прошло в США. Этот факт можно объяснить наличием в США Музея современного искусства имени Соломона Гуггенхайма, в котором на

2 Макарычев М. В Лондоне пройдут «русские торги» // Русская газета. URL: http:// www.rg.ru/2012/05/28/torgi-site.html (дата обращения: 23.05.2013).

3 Там же.

постоянной основе размещена коллекция работ Василия Кандинского. Поэтому неудивительно, что одним из наиболее часто выставляемых художников в Соединенных Штатах Америки, как показало наше исследование, является Кандинский4.

Нью-йоркский Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма является владельцем коллекции произведений русских авангардистов, благодаря чему регулярно организует выставки с их участием. Музей также проводил выездные выставки своих экспонатов в Париже и Мюнхене. Помимо того, в настоящее время Фонд Гуггенхайма управляет несколькими музеями, расположенными в разных странах мира: Музеем современного искусства Соломона Гуггенхайма и Музеем Гуггенхайма Сохо в Нью-Йорке, Музеем Гуггенхайма в Бильбао, Собранием Пегги Гуггенхайм в Венеции и Дойче Гуггенхайм в Берлине, в которых также устраиваются выставки.

В Греции, в городе Салоники, расположен Государственный музей современного искусства, который является единственным музеем в мире, посвященным русским авангардистам и русскому авангарду в целом, а предпосылкой его открытия послужила купленная греческим государством часть коллекции Георгия Костаки "Русский авангард". Постоянные экспозиции произведений русских авангардистов проходят и в Италии и Испании. Испанские выставки часто проходят в мадридском Музее Тиссен-Борнемиса, который представляет собой одну из богатейших частных коллекций произведений искусств в мире. Этот музей регулярно проводит как выставки отдельно взятых русских авангардистов, так и экспозиции, на которых представлены работы сразу нескольких мастеров. Отметим, что в музее на постоянной основе размещена коллекция работ Василия Кандинского. Кроме того, музей располагает собственной коллекцией произведений русских художников-авангардистов.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что наличие в определенной стране музея, посвященного русскому авангарду либо включающего в свою коллекцию произведения русских авангардистов, является предпосылкой организации ряда экспозиций, посвященных данному направлению в искусстве.

2. Партнерство между Россией и Европейским союзом (ЕС). 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотруд-

4 В фильме, созданном при участии Государственной Третьяковской галереи "Русские художники 1910—1920 годов", описывается интересная история. Однажды вечером Василий Кандинский вернулся домой и обнаружил прекрасную незнакомую картину, которая состояла из цветовых пятен. Оказалось, что это была его собственная работа, стоящая на боку. Тогда Кандинский пришел к выводу, что предметность была вредна для его картин. Так в 1911 г. художник создает первые абстрактные полотна и первое теоретическое обоснование беспредметности — книгу "О духовном в искусстве".

ничестве между Россией и ЕС. Первоначально данное соглашение было принято сроком на десять лет, но с 2007 г. при условии, что ни одна из сторон не решит выйти из соглашения, оно ежегодно автоматически продлевается.

Как известно, Россия является самым большим соседом ЕС, который стал еще ближе с расширением ЕС в 2004 и 2007 гг. Принятое в 1997 г. Соглашение основано на идее взаимного партнерства и нацелено на укрепление культурных, торговых, экономических и политических связей. Однако в связи с тем что с начала принятия соглашения в России многое изменилось, появилась необходимость его обновления принятием нового соглашения, направленного на обеспечение основы для развития двусторонних отношений в последующие годы. Так, в мае 2003 г. на саммите в Санкт-Петербурге Россия и Европейский союз договорились об укреплении сотрудничества путем создания четырех "общих пространств" в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве: 1) общего экономического пространства; 2) общего пространства свободы, безопасности и правосудия; 3) общего пространства внешней безопасности; 4) общего пространства для научных исследований и образования, включая культурное сотрудничество. Четвертое пространство направлено на продвижение культурного, научного и образовательного сотрудничества, в частности посредством проведения программ обмена5.

Именно благодаря подобным программам проходит большое количество культурных мероприятий, в том числе и художественные выставки, которые не обходятся без участия произведений русских авангардистов начала XX в. Например, в рамках года Российской Федерации в Италии (2011) в Палермо была организована масштабная выставка "Русский авангард", которая длилась почти четыре месяца. На выставке были представлены полотна таких всемирно известных русских художников, как Шагал, Кандинский, Малевич, Гончарова, Ларионов, Машков, Меньков, Попова, Лентулов, Медунецкий, Родченко, Розанова, Удальцова, Экстер, Кон-чаловский, Татлин, Фальк и др. В рамках того же года в Риме были открыты еще две экспозиции: первая посвящена Александру Родченко под одноименным названием, вторая — произведениям Советской России и называлась "Социалистические реализмы. Великая советская живопись 1920—1970-х годов".

В рамках еще одного проекта, года Российской Федерации в Испании, в мадридском музее "Прадо" состоялась выставка "Сокровища Эрмитажа", а год РФ в Германии ознаменовался экспозицией

5 Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации / Сотрудничество с Европейским союзом и странами Европы. URL: http://www.rus-eu-culture. ru/rf/588/ (дата обращения: 29.11.2012).

под названием "Сестры Революции", где посетители смогли увидеть работы Поповой, Степановой, Гончаровой, Удальцовой, Экс-тер, Лепорской и Розановой.

3. Выездные выставки крупных музеев. Довольно многочисленны выставки русских авангардистов, которые проходили в рамках выездных программ крупных российских и зарубежных музеев, например выездные выставки Государственного музея современного искусства в Салониках "К новым берегам" в Париже (2008— 2009) и "Революция на стройке: искусство и архитектура в России, 1915—1935 гг." в Барселоне (2011); выездные выставки Русского музея по всему миру — "Беспредметность в русском искусстве" в городах Виго и Коруке (Испания) (2000), "Здравствуй, Россия!" в Лондоне и Дюссельдорфе (2007—2008), "Звезды русского авангарда" в Комо (2009), "Виражи России: авангард из коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге" в трех городах Бразилии (2009) и т.д.; выставка Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма "Кандинский" в Мюнхене (2007—2008) и Париже (2009).

4. Юбилейные годы, фестивали, саммиты. Другие выставки проходят в юбилейные годы или в рамках определенных мероприятий. Например, выставка "Футуризм" в Лондоне и в Риме была приурочена к 100-летию обнародования Манифеста футуристов, выставка "Марк Шагал — между небом и землей" в Мартиньи (Швейцария) проводилась в честь 120-летия со дня рождения художника, "Авангард и архитектура сознания" в Индонезии и на Филиппинах проходила в рамках АТЭС, "Русский авангард в Мадриде" — в рамках Международной ярмарки современного искусства в Мадриде, "Авангард. До и после" в Брюсселе — по случаю проведения фестиваля "Европалия", а выставка "Искусство + Утопия: избранные шедевры коллекции Костаки" в Салониках была организована в честь 90-летия со дня рождения коллекционера.

Как известно, экспозиции любых произведений искусств намечаются не только с целью предоставить людям возможность увидеть подлинники шедевров мирового искусства, но и с расчетом получить от этой выставки определенную материальную прибыль. Следовательно, выставки проводятся лишь в тех странах, где, по мнению их организаторов, существует готовая посетить данное мероприятие публика. Исходя из того, что география стран, где проводятся выставки работ русских художников-авангардистов, очень широка и с каждым годом становится все шире, можно заключить, что интерес к данному течению за рубежом не только не ослабевает с годами, а, напротив, растет.

Согласно проведенному исследованию, безусловным лидером по количеству проведенных выставок за исследуемый период являются США (рис. 1). С 2000 по 2012 г. в них было организовано 112

20 выставок русского авангарда. Далее следует Испания (18 выставок) и Италия (16 экспозиций), а за ними и Греция (13 экспозиций).

Рис. 1. Количество проведенных выставок по странам (2000—2012)

Согласно таблицам и графикам, на зарубежных выставках представлен широкий круг отечественных авангардистов. В ходе нашего исследования было выявлено, что с точки зрения частоты появления на выставках произведения некоторых художников в определенных странах пользуются большей популярностью, чем в других. Это можно объяснить следующими факторами: 1) наличием в стране коллекции работ определенного художника; 2) предпочтением зрителей, готовых посетить предстоящую выставку; 3) известностью того или иного автора в этой стране. Так, в США, согласно результатам данного исследования, наиболее часто выставляемыми художниками являются Малевич и Кандинский. Далее следуют Шагал и Гончарова. В Испании наиболее часто экспонируются работы Малевича, Гончаровой, Ларионова и Родченко. В Италии большей популярностью пользуются полотна Кандинского и Малевича. На немецких выставках чаще экспонируются произведения Малевича, а в Швейцарии — Кандинского, в Греции — Родченко и Попова. Следует отметить, что в Греции, в отличие от других стран, наиболее полно представлены произведения практически всех известных широкому кругу зрителей русских художников-авангардистов. Данный факт представляется объяснимым, поскольку в стране на-

ходится Музей современного искусства, основой для создания которого послужила вывезенная из Советского Союза часть коллекции Георгия Костаки.

Согласно полученным результатам, наиболее популярными художниками-авангардистами на международных выставках являются Малевич и Кандинский. Их полотна за исследуемый период были представлены на 46 и 44 зарубежных выставках соответственно.

Как уже отмечалось, организаторы выставок нацелены на материальный успех своих проектов и устраивают выставки в тех странах, где есть интересующаяся этим художественным течением в искусстве аудитория. Количество и разнообразие выставок свидетельствуют о большом спросе на русский авангард и интересе к данному направлению в искусстве. На рис. 2 изображена диаграмма, которая отражает количество выставок с 2000 по 2012 г. за рубежом. На ней видно, что количество выставок русского авангарда или выставок с участием русских авангардистов за последнее десятилетие выросло, что является доказательством того, что заинтересованность русским авангардом в мире возрастает. Например, о популярности русского искусства в США говорил в своем интервью на тему "США — Россия: связь культур" Грегори Гуров, президент Фонда международного искусства и образования (Foundation for International Art and Education). На вопрос: насколько популярны выставки русского искусства в США? — он ответил, что выставки, организуемые в США, очень популярны. В качестве примера он привел выставку "Мир искусства". Согласно Гурову, данная выставка в Омахе, штат Небраска (4 июня — 14 сентября 2005 г.), привлекла 120 тыс. посетителей. Самой популярной выставкой оказалась выставка в Миннеаполисе, штат Миннесота (7 октября 2005 г. — 8 января 2006 г.). Еще одна выставка проходила в Принстоне, недалеко от Ньй-Йорка, и оказалась наиболее посещаемой выставкой за всю историю города6. Закрытие некоторых выставок в Греции не раз приходилось откладывать ввиду большого успеха данных экспозиций, а выставка "Виражи России: авангард из коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге" в Бразилии получила приз "Лучшая международная выставка 2009 года". Еще одну выставку русских авангардистов — "Свет и цвет в русском авангарде" — в Берлине английская "Financial Times" назвала лучшей европейской экспозицией года.

Следует отметить, что в России также регулярно проводятся выставки произведений русских авангардистов, однако не столь часто. Для сравнения: если в период с 2000 по 2012 г., согласно ис-

6 Kontinent Media Group / США — Россия: связь культур. URL: http://www.kon-tinent.org/article_rus_487fc61e668ac.html (дата обращения: 03.11.2012).

следованию, за рубежом было организовано около 110 выставок, то в России — около 60. Данный факт может свидетельствовать о том, что на родине великих художников-авангардистов их творчество не так востребовано, как за рубежом.

16 14 12 ю 8 6 4 2 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Рис. 2. Количество зарубежных выставок (2000—2012)

Таким образом, можно сделать вывод, что русское искусство начала ХХ в., в особенности русский авангард, пользуется большой известностью в мире. За исследуемый период в разных странах были организованы и с успехов проведены многочисленные выставки произведений представителей русских авангардистов начала века. Наибольшее количество выставок за 2000—2012 гг. экспонировалось в США, где чаще всего выставлялись работы Василия Кандинского. Наиболее часто выставляемыми русскими художниками-авангардистами в целом, согласно исследованию, являются Казимир Малевич и Василий Кандинский. Было также выявлено, что начиная с 2000 г. количество зарубежных выставок с участием русского авангарда возросло, что свидетельствует о международном признании русского авангарда.

Список литературы

Макарычев М. В Лондоне пройдут "русские торги" // Русская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/05/28/torgi-site.html (дата обращения: 23.05.2013).

Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации / Сотрудничество с Европейским Союзом и странами Европы. URL: http://www.rus-eu-culture.ru/rf/588/ (дата обращения: 29.11.2012). Юшкова О.А. Станция без остановки: русский авангард 1910—1920-е годы. М., 2008.

Kontinent Media Group / США — Россия: связь культур. URL: http:// www.kontinent.org/article_rus_487fc61e668ac.html (дата обращения: 03.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.