Научная статья на тему 'Выставки как форма международного сотрудничества музеев (на примере работы ГУ «Национальный исторический музей Республики Беларусь»)'

Выставки как форма международного сотрудничества музеев (на примере работы ГУ «Национальный исторический музей Республики Беларусь») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1048
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимёнок Диана Николаевна

Выставочная деятельность музея является главным связующим звеном между музеем и посетителем, позволяет оперативно вводить в оборот научные достижения музея, реагировать на изменяющиеся интересы и потребности населения. Современные выставки выступают как культурное событие на уровне региона, страны, а также приобретают международное значение. Усилившийся в последние десятилетия процесс коммуникации между государствами, укрепление межкультурных связей повлекли за собой эскалацию интеграционных процессов в мировой музейной выставочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставки как форма международного сотрудничества музеев (на примере работы ГУ «Национальный исторический музей Республики Беларусь»)»

ВЫСТАВКИ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МУЗЕЕВ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ГУ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ») Герасимёнок Д.Н.

Герасимёнок Диана Николаевна - студент, направление: менеджмент международных культурных связей, кафедра межкультурных коммуникаций, Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: выставочная деятельность музея является главным связующим звеном между музеем и посетителем, позволяет оперативно вводить в оборот научные достижения музея, реагировать на изменяющиеся интересы и потребности населения. Современные выставки выступают как культурное событие на уровне региона, страны, а также приобретают международное значение. Усилившийся в последние десятилетия процесс коммуникации между государствами, укрепление межкультурных связей повлекли за собой эскалацию интеграционных процессов в мировой музейной выставочной деятельности.

Ключевые слова: выставочная деятельность, музей, международная коммуникация.

Музеи занимают особое место в арсенале современного международного культурного сотрудничества. Ибо музей, как культурная формация, служит инструментом представления, позиционирования национальной культуры на международной арене. Современное понимание музея, как собрания и демонстрации культурных и исторических ценностей, тесно связано с его выставочной работой.

Выставка - место, где творчество находит своего зрителя, своего ценителя и покупателя. Становление выставочной практики в современном понимании связано со становлением рыночных отношений, зародившихся в разных странах на рубеже XVII - XIX веков, когда мастера, работающие на заказ, массово становятся более ориентированными на широкие слои публики и покупателей. На рубеже Х1Х-ХХ веков рынок искусства становится интернациональным, в том числе появляются международные выставочные смотры, направленные на международную аудиторию. Умение правильно преподнести информацию, стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов [1, с. 6].

Выставочная деятельность музея является главным связующим звеном между музеем и посетителем, позволяет оперативно вводить в оборот научные достижения музея, реагировать на изменяющиеся интересы и потребности населения. Современные выставки выступают как культурное событие на уровне региона, страны, а также приобретают международное значение [3, с. 18].

В большинстве музеев существуют так называемые постоянные экспозиции со специальным оформлением, комментариями, которые отражают основную концепцию музея и создают его специфический образ. Также в музеях создаются и временные экспозиции - привезенные выставки, носящие временный характер, но усиливающие межкультурные связи. Это подтверждают и специалисты: «...международный обмен выставками или отдельными произведениями всегда был очень популярен и со временем, его популярность и ценность, возрастает» [2, с. 66].

Усилившийся в последние десятилетия процесс коммуникации между государствами, укрепление межкультурных связей повлекли за собой эскалацию интеграционных процессов в мировой музейной выставочной деятельности. Очевидно, что музейная выставка, рассматриваемая в качестве одного из средств массовой информации, дает возможность не только в специфической форме

распространить знание о событии или явлении, но и актуализировать прошлое, адаптировать его к настоящему и экстраполировать в будущее. А также «...служит фактором не только формирования национальной идентичности и самосознания, но и интеграции народов» [2, с.11]. Такое понимание роли и значения музейной выставки позволяет акцентировать внимание на ее межкультурной направленности.

Государственное учреждение «Национальный исторический музей Республики Беларусь» (далее - Музей) - один из наиболее популярных и востребованных музеев Республики Беларусь. В его собрании находится самая многочисленная музейная коллекция в Беларуси - это более 400 тысяч единиц хранения. Их сбор, хранение и распространение осуществляется, как непосредственно самим Музеем, так и его филиалами (Дом-музей I съезда РСДРП, Музей истории белорусского кино, Музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси, Музей природы и экологии Беларуси и Музей современной белорусской государственности). Данная организационная структура Учреждения обеспечивает выставочную демонстрацию: уникальной коллекции кладов из разных уголков Беларуси, ценных документов, старопечатных книг, фрагментов Слуцких поясов, коллекции музыкальных инструментов и оружия, ценной фарфоровой посуды и других редких экспонатов. Кроме этого, международные культурные связи Музея содействуют привлечению зарубежных выставочных экспонатов, укреплению и расширению форм международного культурного сотрудничества. Так, международная компания Japan Tobacco International (далее - JTI) и Музей активно сотрудничают с 2010 г. Однако, заключенный в 2018 году договор двустороннего сотрудничества усилил «.организацию совместных мероприятий по сохранению и презентации национального историко-культурного наследия. Отметим, что данное партнерство благоприятно влияет на поддержку культуры и искусства, восстановление памятников архитектуры, укрепление японско-белорусских культурных связей. А благодаря финансовой поддержке компании, с 2011 по 2014 гг. в Музее успешно реализованы проекты-выставки: «Дворец Великих князей литовских» (2012), «Драгоценные узоры» (2012), «Сокровища Украины» (2013), «Белая Русь и ее соседи» (2013), «Вещи между жизнью и смертью» (2014), «Иосиф Гашкевич: дипломат, ученый, ориенталист» (2014) [3, с. 19].

Белорусско-израильское сотрудничество содействовало организации в Музее выставки «По ту сторону жизни: немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода». Данное событие было организовано в рамках Дней памяти, приуроченных к 75-й годовщине уничтожения Минского гетто. Отметим, что экспозиция является совместным проектом Музея, Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин, Фонда Александра Печерского, галереи «Веллум», Натив-Израильского культурного центра при Посольстве Государства Израиль в Республике Беларусь.

В качестве части культурной программы XXV Минского международного кинофестиваля «Лютапад-2018» в выставочном зале Музея истории белорусского кино состоялась презентация уникального проекта «Год Литовской анимации в мире. Большой Тур», посвященного 100-летию восстановления независимости Литвы и грядущему 110-летию литовской анимации. Заметим, что проект соединил под одним названием ретроспективу лучших короткометражных и полнометражных литовских мультфильмов разных лет и выставку изобразительных материалов к ним, достаточно полно представляющих жанрово-тематические особенности и оригинальную стилистическую экспрессию анимации Литвы.

Широкий международный и общественный резонанс получила выставка, организованная в Музее «Приглашение на бал». Это крупнейшая в мире коллекция костюмов известного историка моды, искусствоведа, коллекционера, театрального художника, телеведущего программы «Модный приговор» Александра Васильева. Посетителям выставки представлена уникальная возможность познания истории

мировой индустрии моды через коллекции крупнейших домов моды прошлого и настоящего - Worth, Christian Dior, Chanel, Lanvin, Nina Ricci, Balenciaga, Maggy Rouff, Balmain, Givenchy, Yves Saint Laurent, Jean Louis Scherer, Valentino, Oleg Cassini, Oskar de la Renta и других.

Таким образом, Национальный исторический музей Республики Беларусь осуществляет международное культурное сотрудничество в области музейного дела. Демонстрируя искусство зарубежных стран и лиц посредством выставочной деятельности, Музей является проводником культуры той или иной страны, содействует укреплению и расширению международных культурных связей.

Список литературы

1. Карцева Е.А. Выставочное и галерейное дело: учебное пособие. М: Директмедиа Паблишинг, 2019. 197 с.

2. Лермонтова E.H. Галереи в условиях современного художественного рынка. СПб. СПб ГУП, 2001. 75 с.

3. Сафонов A.A. Музееведение: учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.