Научная статья на тему 'Выставка «Страна Советов» к 100-летию создания СССР в Государственном художественном музее Алтайского края'

Выставка «Страна Советов» к 100-летию создания СССР в Государственном художественном музее Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
выставка / структура экспозиции / советское искусство / социалистический реализм / «суровый стиль» / реалистическая школа живописи / Государственный художественный музей Алтайского края / exhibition / exposition structure / Soviet art / socialist realism / severe style / realistic school of painting / State Art Museum of Altai Krai

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотов Александр Владимирович, Манякина Юлия Сергеевна

В данном кратком сообщении рассмотрена концепция выставки «Страна Советов», проходившей в Государственном художественном музее Алтайского края в ноябре – декабре 2022 года и приуроченной к 100-летию создания СССР. Представлены ключевые для построения выставки экспонаты. При подготовке материалов использованы данные каталогов «Советская живопись 1917–1958», «Нивы Алтая», «Советская Россия», монографии В.И. Плотникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exhibition “Country of Soviets” to the 100th anniversary of the creation of the USSR in the State Art Museum of Altai Krai

This short communications article discusses the scientific concept of the exhibition “Country of Soviets”, which was held at the State Art Museum of Altai Krai in November – December 2022 and timed to coincide with the 100th anniversary of the creation of the USSR. The authors consider the key exhibits for building the exhibition. Important sources in the preparation of materials were the data of the catalogs: Soviet Painting 1917–1958; Fields of Altai; Soviet Russia; monographs by V.I. Plotnikov.

Текст научной работы на тему «Выставка «Страна Советов» к 100-летию создания СССР в Государственном художественном музее Алтайского края»

Краткое сообщение

УДК 726.01+726.04+294.3(517.3)

DOI 10.46748/ARTEURAS.2022.04.021

Выставка «Страна Советов» к 100-летию создания СССР в Государственном художественном музее Алтайского края

Федотов Александр Владимирович a, Манякина Юлия Сергеевна b

a, b Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул, Российская Федерация

a, b ghbdtn211487@mail.ru

Аннотация. В данном кратком сообщении рассмотрена концепция выставки «Страна Советов», проходившей в Государственном художественном музее Алтайского края в ноябре – декабре 2022 года и приуроченной к 100-летию создания СССР. Представлены ключевые для построения выставки экспонаты. При подготовке материалов использованы данные каталогов «Советская живопись 1917–1958», «Нивы Алтая», «Советская Россия», монографии В.И. Плотникова.

Ключевые слова: выставка, структура экспозиции, советское искусство, социалистический реализм, «суровый стиль», реалистическая школа живописи, Государственный художественный музей Алтайского края

Для цитирования: Федотов А.В., Манякина Ю.С. Выставка «Страна Советов» к 100-летию создания СССР в Государственном художественном музее Алтайского края // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 4 (27). С. 270-275. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.021. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/954

Short Communications Article

Exhibition “Country of Soviets” to the 100th anniversary of the creation of the USSR in the State Art Museum of Altai Krai

Alexander V. Fedotov a, Yulia S. Manyakina b

a, b State Art Museum of Altai Krai, Barnaul, Russian Federation

a, b ghbdtn211487@mail.ru

Abstract. This short communications article discusses the scientific concept of the exhibition “Country of Soviets”, which was held at the State Art Museum of Altai Krai in November – December 2022 and timed to coincide with the 100th anniversary of the creation of the USSR. The authors consider the key exhibits for building the exhibition. Important sources in the preparation of materials were the data of the catalogs: Soviet Painting 1917–1958; Fields of Altai; Soviet Russia; monographs by V.I. Plotnikov.

Keywords: exhibition, exposition structure, Soviet art, socialist realism, severe style, realistic school of painting, State Art Museum of Altai Krai

For citation: Fedotov, A.V. and Manyakina, Yu.S. (2022) ‘Exhibition “Country of Soviets” to the 100th anniversary of the creation of the USSR in the State Art Museum of Altai Krai’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (4), pp. 270-275. doi:10.46748/ARTEURAS.2022.04.021. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/954 (In Russ.)

© Федотов А.В., Манякина Ю.С., 2022

Введение

2022 год — год столетия Союза Советских Социалистических Республик, датой образования которого считается 30 декабря 1922 года — день подписания Договора о создании СССР на I Всесоюзном съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Этому событию была посвящена тематическая выставка «Страна Советов» из собрания Государственного художественного музея Алтайского края, состоявшаяся в музее в ноябре – декабре 2022 года.

Советский Союз стал крупнейшим государством в мировой истории XX века. Протяженностью в одиннадцать часовых поясов и шириной в пять климатических зон, он раскинулся почти на шестую часть суши планеты. В его состав вошли пятнадцать союзных республик, каждая с уникальным обликом и своеобразной культурой. Сложность в построении экспозиции, предполагавшей демонстрацию столь обширного и разнообразного материала, заключалась в невозможности планомерно рассказать о культуре и изобразительном искусстве каждой из республик. Поэтому научная концепция выставки базировалась на решении выбрать из собрания Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК) и представить те экспонаты, которые характеризовали бы самые значимые события истории страны послевоенного периода.

Структура экспозиции и ключевые произведения

В коллекции ГХМАК находится около 12 тысяч произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства советского периода, что составляет более половины всего собрания. Формирование фондов началось с момента открытия музея в 1958 году и продолжается на протяжении всей истории учреждения.

В экспозицию выставки вошли 30 живописных произведений и предметов декоративно-прикладного искусства 29 известнейших авторов Советского Союза. Работы, созданные в 1950–1990-е годы, иллюстрируют тенденции советского искусства данного периода: стиль «сталинского реализма», являющегося ярким и уникальным явлением 1940–1960-х годов; «суровый стиль», выбравший своим героем «человека труда» и использовавший «монументализм формы, лаконизм выразительных средств, тяготение к статике, двухмерность развернутого на плоскости пространства, конструктивность композиционного построения, графичность контура» [1, с. 332], и другие.

Остановимся на некоторых наиболее показательных экспонатах. К послевоенному периоду относится большая сюжетно-тематическая картина бывшего фронтовика, заслуженного художника РСФСР (1965) Бориса Васильевича Корнеева (1922–1973) «Школьники на концерте в Ленинградской филармонии» (1952). Она повествует о мирной и лирической теме. Здесь «сказались особенности духовного мира молодого художника, его эстетическая одаренность. Скорее всего, ему захотелось пережить радость приобщения к искусству, подобно этим послевоенным школьникам — веселым и беспечным малышам в нарядной форме. Вспомним, что Корнеев с детства любил музыку. К тому же начинать самостоятельный творческий путь с обращения к суровому прошлому, еще мировоззренчески и эстетически недостаточно осмысленному, молодому художнику, по-видимому, было не по силам. Пройдет почти десятилетие, прежде чем он вернется к теме войны. Над дипломным полотном Корнеев работал упорно, делал многочисленные наброски в зале филармонии. Создавая образы своих героев, он шел, прежде всего, от натуры, написав ряд портретных этюдов. Ему позировали двоюродная сестра и девочка-соседка по коммунальной квартире, где жили тогда Корнеевы» [2, с. 15–16].

Рис. 1. Б. Корнеев. Школьники на концерте в Ленинградской филармонии. 1952. Холст, масло. 160 × 122. Государственный художественный музей Алтайского края

Московский Кремль как символ стремительно растущей страны, олицетворяющий мощь державы-победителя, появляется в большой тематической картине народного художника РСФСР (1991) Бориса Фёдоровича Рыбченкова (1899–1994) «Москва. Вид на Кремль» (1947). На обратной стороне холста надпись, выполненная художником: «Москва – Кремль – Дворец – Соборы» [3, с. 29], — она лаконично описывает открывающуюся зрителю панорамную композицию, в которой автор детально передает черты величественной столицы.

Рис. 2. Б. Рыбченков. Москва. Вид на кремль. 1947. Холст, масло. 100 × 140. Государственный художественный музей Алтайского края

Развитие крупной советской промышленности показано в работе заслуженного художника России (2000) Михаила Юрьевича Кугача (род. 1939) «ЗИЛ Кузовной цех» (1972). Она поступила в собрание музея из фондов Росизопропаганды в 1986 году и за полвека была показана широкой публике всего несколько раз. В ней автор выступает наблюдателем крупномасштабного производства легендарных автомобилей, внимательно создает образы тружеников-рабочих.

Рис. 3. М. Кугач. ЗИЛ Кузовной цех. 1972. Холст, масло. 115 × 207. Государственный художественный музей Алтайского края

Тема сельского хозяйства как основы производства Алтайского края, важный и интересный исторический этап освоения целинных и залежных земель представлены в произведениях заслуженного художника РСФСР Андрея Гавриловича Лысенко (1916–2001) «Рождение совхоза» (1956), работах из серии «Обь целинная» заслуженного художника России (1980) Владимира Фёдоровича Добровольского (1929–2002) и живописца Семёна Ипатьевича Чернова (1924–1988) «Весна» (1961) и «Караван» (1961). Авторы отмечают соотношение природы нетронутой и возделанной, воспевают образ человека труда.

Современного зрителя завораживают две масштабные панорамы «Нивы Алтая» и «Утро Алтая» (1981), созданные летчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза (1965, 1975), генерал-майором авиации Алексеем Архиповичем Леоновым (1934–2019) и народным художником РСФСР (1982) Андреем Константиновичем Соколовым (1931–2007). Уникально то, что Леонов был первым, кто смотрел из космоса на нашу Землю взглядом художника и смог создать ее живописный образ. «Алтай из космоса огромен и в то же время доступен для обзора от края до края. Четко видны большие и малые реки, озера, степная часть, расцвеченная мозаикой полей, горные цепи, скопления облаков, тени от них. Знакомый, земной цвет воды, скал, зелени значительно смягчен голубовато-белесой дымкой атмосферы. Для уточнения разнообразных, порой непривычных по колориту пейзажей и физических явлений, наблюдаемых из космоса, художники в процессе совместной работы над такими необычными полотнами нередко передают космонавтам свои эскизы, на которых изображены различные состояния участков поверхности Земли. Космонавты, ведя наблюдения с космической станции, помогают художникам достоверно воспроизвести отдельные детали» [4, с. 13]. Эти пейзажи, граничащие с реальными и ирреальными представлениями о вселенском строении Земли, стали своеобразным размышлением о единстве и взаимосвязи всех составляющих планеты как неделимого целого. Показанные на Всероссийской художественной выставке «Нивы Алтая», проходившей в Москве и Барнауле в 1982 и 1983 годах, полотна рассказывали о природном богатстве края, сельскохозяйственной мощи, людях, здесь живущих, и космонавтах, которыми гордится Алтай.

Рис. 4. А. Леонов, А. Соколов. Утро Алтая. 1981. Холст, масло. 139 × 169. Государственный художественный музей Алтайского края

Раздел декоративно-прикладного искусства выставки «Страна Советов» был представлен десятью произведениями девяти художников. Центральное место занял большой сервиз для вина известного советского мастера стеклянной фигурной посуды Аллы Ивановны Маевой (1928–2007) «Праздничный» (1967). Посвященный 50-летнему юбилею Октябрьской революции, впервые он экспонировался на выставке «Советская Россия», проходившей в Москве в 1967 году [5, с. 55, 59]. А в собрание Государственного художественного музея Алтайского края он передан из Дирекции художественных фондов и проектирования памятников в 1971 году.

Выставка «Страна Советов» стала попыткой комплексного воспроизведения образа прошедшей эпохи, демонстрируя искусство советских и русских художников 1950–1990-х годов. В настоящий момент есть возможность ознакомиться с этими экспонатами на сайте Государственного художественного музея Алтайского края в разделе виртуальных выставок.

Список источников

1. Мушникова Е.А. Специфика проявления «сурового стиля» в сибирском искусстве (на примере творчества Г.Ф. Борунова) // Мир науки, культуры и образования. 2011. № 1 (26). С. 331–335.

2. Плотников В.И. Б.В. Корнеев. Л.: Художник РСФСР, 1982. 216 с.

3. Советская живопись 1917–1958 : каталог / сост. Н.Н. Феденёва, Н.В. Яловега. Барнаул: [б. и.], 1982. 40 с.

4. Нивы Алтая / сост. Н. Сидорова. Л.: Художник РСФСР, 1987. 128 с.

5. Третья республиканская художественная выставка «Советская Россия»: секция декоративно-прикладного искусства. Фарфор, фаянс, керамика, стекло, ковры, гобелены, панно, ткани, занавесы, покрывала, платки, вышивка, кружево, художественные лаки, дерево, металл, камень, кость, ювелирные изделия : каталог / сост. О.В. Богословская и др. М.: [б. и.], 1968. 155 с.

References

1. Mushnikova, E.A. (2011) ‘The specificity of the severe style manifestation in Siberian art (study on the art of G.F. Borunov)’, Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya = World of Science, Culture and Education, (1), pp. 331–335. (In Russ.)

2. Plotnikov, V.I. (1982) B.V. Korneev. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (In Russ.)

3. Fedeneva, N.N. and Yalovega, N.V. (1982) Soviet painting 1917–1958. Barnaul: s.n. (In Russ.)

4. Sidorova, N. (comp.) (1987) Fields of Altai. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (In Russ.)

5. Bogoslovskaya, O.V. (comp.) (1968) Third republican art exhibition “Soviet Russia”: section of arts and crafts. Porcelain, faience, ceramics, glass, carpets, tapestries, panels, fabrics, curtains, bedspreads, scarves, embroidery, lace, artistic varnishes, wood, metal, stone, bone, jewelry. Moscow: s.n. (In Russ.)

Информация об авторах:

Федотов Александр Владимирович, старший научный сотрудник сектора «Отечественное искусство XX–XXI веков» научно-исследовательского отдела, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул, Российская Федерация, ghbdtn211487@mail.ru.

Манякина Юлия Сергеевна, научный сотрудник сектора информационных технологий научно-просветительского отдела, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул, Российская Федерация, ghbdtn211487@mail.ru.

Information about the authors:

Alexander Vladimirovich Fedotov, Senior Research Fellow, Sector “National Art of the 20th and 21st Centuries” of the Research Department, State Art Museum of Altai Krai, Barnaul, Russian Federation, ghbdtn211487@mail.ru.

Yulia Sergeevna Manyakina, Research Fellow of the Information Technology, Sector of the Scientific and Educational Department, State Art Museum of Altai Krai, Barnaul, Russian Federation, ghbdtn211487@mail.ru.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 28.11.2022; одобрена после рецензирования 16.12.2022; принята к публикации 17.12.2022.

The article was received by the editorial board on 28 November 2022; approved after reviewing on 16 December 2022; accepted for publication on 17 December 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.