Научная статья на тему 'ЖИВОПИСНЫЙ ФОНД ВАЛЕНТИНЫ ДИФФИНЭ-КРИСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА'

ЖИВОПИСНЫЙ ФОНД ВАЛЕНТИНЫ ДИФФИНЭ-КРИСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / ЖИВОПИСНЫЙ ФОНД ВАЛЕНТИНЫ ДИФФИНЭ-КРИСТИ / ВАЛЕНТИНА ДИФФИНЭ-КРИСТИ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STATE ART MUSEUM OF ALTAI KRAI / VALENTINA DIFFINE-CHRISTIE PAINTING FOUNDATION / VALENTINA DIFFINE-CHRISTIE / PAINTING / GRAPHIC ARTS / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Царева Наталья Степановна

В статье рассказывается о творческом сотрудничестве Государственного художественного музея Алтайского края и Живописного фонда Валентины Диффинэ-Кристи (г. Москва) на протяжении нескольких лет. Итогом сотрудничества стали совместные выставки, а также знакомство алтайских зрителей с творчеством ведущих московских художников разных поколений, пополнение коллекции музея за счет даров художников и членов их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALENTINA DIFFINE-CHRISTIE PAINTING FOUNDATION AND THE STATE ART MUSEUM OF ALTAI KRAI: HORIZONS OF COOPERATION

The article describes the creative cooperation of the State Art Museum of Altai Krai and the Valentina Diffine-Christie Painting Foundation (Moscow) for several years. The collaboration resulted in joint exhibitions, as well as acquaintance of the Museum and the Altai audience with the work of leading Moscow artists of different generations, and replenishment of the Museum's collection through the gifts of artists and their families.

Текст научной работы на тему «ЖИВОПИСНЫЙ ФОНД ВАЛЕНТИНЫ ДИФФИНЭ-КРИСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»



THE VALENTINA DIFFINE-CHRISTIE

PAINTING FOUNDATION

AND THE STATE ART MUSEUM

OF ALTAI KRAI:

HORIZONS OF COOPERATION

Царева Наталья Степановна

Государственный художественный музей Алтайского края, г. Барнаул, Российская Федерация

ЖИВОПИСНЫЙ ФОНД ВАЛЕНТИНЫ ДИФФИНЭ-КРИСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

о

о сч о сч

со <

ОС

S3 »

fc CD ОС CD

3 ?

Э ^

^ öö

(О CD

^ CD

О CD

^ О

ô $

о Si

The Art of Eurasia No. 4 (19) 2020

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и правительства Алтайского края в рамках научного проекта «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах» № 19-412-220003 р_а.

Acknowledgement: The study was performed with financial support of the RFBR and the Government of the Altai Krai. Research project No.19-412-220003 r_a "Explication of the artistic cultural potential of the Altai Krai and determination of the mechanisms of its use in regional and international tourist projects."

АННОТАЦИЯ

В статье рассказывается о творческом сотрудничестве Государственного художественного музея Алтайского края и Живописного фонда Валентины Диффинэ-Кристи (г. Москва) на протяжении нескольких лет. Итогом сотрудничества стали совместные выставки, а также знакомство алтайских зрителей с творчеством ведущих московских художников разных поколений, пополнение коллекции музея за счет даров художников и членов их семей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Государственный художественный музей Алтайского края; Живописный фонд Валентины Диффинэ-Кристи; Валентина Диффинэ-Кристи; живопись; графика; просветительская деятельность.

ABSTRACT

The article describes the creative cooperation of the State Art Museum of Altai Krai and the Valentina Diffine-Christie Painting Foundation (Moscow) for several years. The collaboration resulted in joint exhibitions, as well as acquaintance of the Museum and the Altai audience with the work of leading Moscow artists of different generations, and replenishment of the Museum's collection through the gifts of artists and their families.

KEYWORDS:

State Art Museum of Altai Krai; Valentina Diffine-Christie Painting Foundation; Valentina Diffine-Christie; painting; graphic arts; educational activities.

№4 (19) 2020 eISSN 2518-7767

Введение

Государственный художественный музей Алтайского края и Живописный фонд Валентины Диффинэ-Кристи (г Москва) связывают многие годы сотрудничества. За это время сотрудники музея убедились, что фонд не только ведет большую работу по сохранению живописного наследия русской художницы Валентины Диффинэ-Кристи (1918-2010), но и осуществляет значительную просветительскую деятельность, в том числе знакомит зрителей региональных музеев с отечественным искусством ХХ-ХХ1 веков. Анализ этого сотрудничества составляет основную цель нашей работы. Использованы, помимо общенаучных, историко-биографический и историко-описательный методы.

Обсуждение

В конце августа 2020 года по инициативе Живописного фонда Валентины Диффинэ-Кристи и художника Ивана Никитовича Хотинского в Государственном художественном музее Алтайского края (ГХМАК) открылась персональная выставка московской художницы Валентины Диффинэ-Кристи «Свет и воздух». И.Н. Хотинский — подвижник, благодаря его работе, личному авторитету знатока и ценителя настоящего искусства многие российские музеи не просто знакомятся с творчеством ведущих художников, но и пополняют свои коллекции дарами самих художников и членов их семей.

Выставка «Свет и воздух» была 44-й, проведенной фондом В. Диффинэ-Кристи в российских музеях. В Барнаул выставка прибыла из Комсомольска-на-Амуре, а далее отправилась в Музей современного этноискусства города Ела-буги. На выставке было представлено 40 произведений: 39 картин из фонда В. Диффинэ-Кристи и одна («Весна. Два куста», 1970; рис. 1) из собрания ГХМАК. Сегодня уже множество российских музеев имеет в своих собраниях работы этого яркого художника-импрессиониста, а началось всё девять лет назад, в апреле 2011 года, когда в Москве в Доме журналистов состоялась первая масштабная выставка художницы, посвященная ее памяти. Три картины с этой выставки стали достоянием Государственной Третьяковской галереи, что явилось началом признания творчества В.М. Диффинэ-Кристи в России.

Когда в Риге в 1938 году в возрасте шестидесяти девяти лет скончался один из родоначальников русского импрессионизма Сергей Виноградов, в Москве молодой художнице Валентине Диффинэ-Кристи исполнилось двадцать лет. Годом ранее, в 1937 году она окончила Московское художественное училище памяти 1905 года, где ее учителями были великие соратники Сергея Виноградова — Константин Юон и Николай Крымов.

Валентина Михайловна и ее муж, живописец Евгений Диффинэ учились в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, увлекались французскими импрессионистами и старались следовать их заветам. По воспоминаниям современников, Евгений Диффинэ был очень талантливым художником, много работал с натуры, находил необычные цветовые решения, писал широко и свободно. Руководитель творческой мастерской Сергей Герасимов «характеризовал его как "главного коровиниста", продолжателя традиций великого русского живописца К. Коровина» [11]. Сам Сергей Герасимов тоже увлекался импрессионизмом, а одним из его учителей был Сергей Виноградов.

Из биографических сведений о художнице известно, что «с 1941 года вместе с мужем Валентина Михайловна находилась... в Самарканде, куда были эвакуированы студенты и преподаватели Суриковского института» [7, с. 15]. После смерти мужа (который в эвакуации умер от тифа в возрасте 28 лет), оказавшего на нее большое влияние, она продолжила развиваться в выбранной в ранней юности манере. В 1946 году В.М. Диффинэ-Кристи окончила Московский художественный институт им. В.И. Сурикова и в 1957 году вступила в Московский союз художников [7].

Московские искусствоведы утверждают, что Диффинэ-Кристи, обладая даром тонкого колориста, воспринимала окружающий мир как изменчивую субстанцию, полную поэзии,— быть может, поэтому стиль ее творчества они называют «духовным импрессионизмом» [16]. Вполне традиционные по содержанию портреты, пейзажи и натюрморты обретают под ее кистью неповторимую пластику. Таков ее «Автопортрет» 1990 года (рис. 2), один из последних в творчестве художницы. Она изображает себя за работой, собранной и сосредоточенной. Ее лицо, а особенно глаза буквально фокусируют на себе внимание зрителя, и в этом взгляде открывается в творчестве художницы то, что она неоднократно подчеркивала,— свой мир, она не фантазирует, а действительно видит его таким.

Влюбленная в живопись, Диффинэ-Кристи ставила перед собой сложные задачи, например писать «белым по белому», филигранно работать со светом — таковы написанные ею натюрморты («Натюрморт с агавой», 1980) и пейзажи («Подмосковье. Розовое», 1981; «Иван-Чай. Горенки», 1976; «Хохловский переулок», 1988, рис. 3), напоминающие сокровища шкатулки Хозяйки Медной горы. Мазки нежных оттенков, как драгоценности, рассыпанные по плоскости холста во всполохах мерцающего света, передают трепетное движение воздуха.

Надо признать, что посетители региональных музеев нечасто имеют возможность видеть столичное искусство, и поэтому особенно важно, что Живописный фонд Валентины Диффинэ-Кристи

1

3

1. В.М. Диффинэ-Кристи. Весна. Два куста.

1970.

Картон, масло. 39,5 х 49,5. ГХМАК

2. В.М. Диффинэ-Кристи. Автопортрет.

1990.

Картон, масло. 63 х 68. ГХМАК

3. В.М. Диффинэ-Кристи. Хохловский переулок.

1988.

Картон, масло. 49 х 70. ГХМАК

знакомит их с одной из несомненно ярких страниц московской школы живописи.

Встречи алтайских зрителей с московским искусством продолжаются и, прежде всего, через пополнение музейной коллекции благодаря благотворительной и просветительской деятельности фонда В. Диффинэ-Кристи. Так, в 2020 году «девять произведений... известных московских

художников поступили в фонды Государственного художественного музея Алтайского края при содействии фонда В. Диффинэ-Кристи (г. Москва). Это живопись и графика художников-ветеранов Великой Отечественной войны: академика Российской академии художеств, народного художника России Ивана Васильевича Сорокина (1922-2004), заслуженного деятеля искусств,

2

№4 (19) 2020 eISSN 2518-7767

4 5

4. Е.Г. Гаврилкевич. Триптих «Нашествие». Левая часть.

1991.

Холст, темпера. 170 х 56. ГХМАК

5. Е.Г. Гаврилкевич. Триптих «Нашествие». Центральная часть.

1991.

Холст, темпера. 170 х 90. ГХМАК

6. Е.Г. Гаврилкевич. Триптих «Нашествие». Правая часть.

1991.

Холст, темпера. 170 х 56. ГХМАК

6

живописца, графика, иллюстратора, скульптора Евгения Анатольевича Расторгуева (1920-2009); графика и живописца Евгения Григорьевича Гав-рилкевича (1929-2004) [в том числе монументальный триптих «Нашествие» (рис. 4, 5, 6)] и уникального художника Игоря Яковлевича Соколова (род. 1937), реставратора, копииста, живописца, профессора кафедры реставрации темперной живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени И.С. Глазунова. Все работы подарены музею, а это портреты и пейзажи, тематические и исторические картины» [14]. Многие работы из поступления этого, 2020 года, как и 2019 и 2018 годов, явились прекрасным дополнением к уже ранее формируемым коллекциям.

Государственный художественный музей Алтайского края гордится произведениями живописи мастера «мистического реализма» [15] Сергея Михайловича Романовича (1894-1968): «Цветы

и подсолнух в вазе на белом фоне» (рис. 7), «Гамлет» (рис. 8), «Пророк Даниил» (рис. 9). Теперь, благодаря фонду В. Диффинэ-Кристи и семье художника, в музейном собрании есть и рисунок мастера «Млечный путь» (бумага, карандаш).

Такова же история появления в ГХМАК и графических работ Михаила Петровича Кончалов-ского (1906-2000): «Портрет Маргот» (б.д., бумага, карандаш; 28,5 х 20,5) и «Маргот» (б.д., бумага, карандаш; 28,8 х 38,6). Долгие годы «Натюрморт с зайцем» (1953, холст, масло; 85 х 130) Михаила Петровича был единственным образцом того, что еще его великий отец и учитель Петр Петрович Кон-чаловский определял как «большой стиль» [3, с. 4] и что, по мнению искусствоведов, реализовалось в творчестве сына, видного советского живописца. Его графические работы стали не только ценным пополнением коллекции, но и важным источником в понимании и творчества, и жизни художника.

7. С.М. Романович. Цветы и подсолнух

в вазе на белом фоне.

Б. д. Холст, масло. 67,5 х 47. ГХМАК

8. С.М. Романович. Гамлет.

Б. д. Холст, масло. 47 х 67,5. ГХМАК

9. С.М. Романович. Пророк Даниил.

1940-е. Холст, масло. 60,5 х 50,5. ГХМАК

Николай Николаевич Антипин (род. 1931) также был учеником П.П. Кончаловского, и через фонд В. Диффинэ-Кристи в дар музею были переданы две его графические работы — «Паланга. Волны» (б.д., бумага, акварель; 44 х 60,5) и «Натурщик» (1952, бумага, карандаш; 60 х 52,5). В далеком 1949 году Петр Петрович разглядел в молодом самобытном художнике настоящий талант, заявив о юноше: «А молодой человек умеет рисовать». Н.Н. Антипин любил Балтику и часто, в любую погоду, любуясь и восхищаясь стихией, писал море. О своих чувствах он говорил: «Я ощутил себя на краю мироздания.». Эти впечатления передаются и зрителю, наблюдающему за движением волн в его акварели. Искусствоведы характеризуют искусство Антипина как внутренний монолог, исповедь в красках перед лицом Времени [10, с. 25].

Уникальная графика всегда имеет особую ценность, она хранит внутреннюю энергетику художника, остроту его взгляда и неповторимость почерка, даже спустя годы после создания рисунок дышит

в каждом нажиме карандаша, и в нем пульсирует жизнь. Небольшие по формату, выполненные в смешанной технике и подаренные Государственному художественному музею Алтайского края рисунки Евгения Анатольевича Расторгуева (1920-2009) из серии «Городецкие фантазии» (1990-е; рис. 10, 11) воссоздают особенную сказочность провинциального мира, овеянного поэтической иронией и тонким народным юмором. Художник и близко знавшие его друзья утверждали, что рукой мастера водят «ангелы детства», и ему посчастливилось жить в выдуманной прекрасной стране, где художник может витать в облаках [5, с. 29].

Особое место в истории искусства занимают династии художников. Благодаря содействию фонда В. Диффинэ-Кристи сотрудникам музея Алтайского края довелось познакомиться лично с представителем одной из них — Валерием Тагановичем Сахатовым (род. 1947), побывать в мастерской живописца и буквально влюбиться в его удивительные работы, работы его жены Ольги Михайловны Рудаковой (1951-2017) и в искусство

№4 (19) 2020 eISSN 2518-7767

главы династии — Михаила Захарьевича Рудакова (1914-1985). Семь интереснейших живописных работ этой семьи стали достоянием музея. В их числе «Портрет в лесу» (2011), «Хрустальный бокал» (2011; рис. 12) и «Осень. Вид из окна» (2011) кисти В .Т. Сахатова. Именно его искусствоведы характеризуют как одного из немногих современных художников абстрактного направления, который, вобрав достижения мирового искусства — французского импрессионизма, фовизма, русского конструктивизма, древнерусской иконописи и туркменского ковроткачества,— создает индивидуально-авторские «интеллектуальные» произведения [13]. В них, по мнению автора, важна чистая живописно-чувственная энергетика, внутренний порыв, качество живописи, и не имеет большого значения, что именно изображено, так как «вовне ничего не найдешь, и искать надо внутри себя» [1].

Валерий Таганович всегда был и остается сейчас мужем, коллегой, единомышленником и хранителем наследия Ольги Рудаковой и ее отца Михаила Захарьевича. Работы Ольги «Ожидание поезда» (1977-1978) и «Арлекин и Коломбина» (1977, рис. 13) погружают в сложный и неоднозначный мир художницы, тот мир, в котором она жила, мир прекрасного и трагического, радостного и печального, но лишенного тоски, пессимизма и уныния,— тот мир, который дарит зрителю только настоящая живопись, полная света и цвета [9].

Заслуженного художника, графика и живописца Михаила Захарьевича Рудакова по праву можно отнести к классикам отечественного искусства. Илларион Голицын считал, что в творчестве художника большое место занимает тема красоты и полноты жизни: Михаил Захарьевич умел сам радоваться и радовал зрителей вложенной в свои картины жаждой жизни, несмотря на тяжелейшие жизненные обстоятельства (плен, ГУЛАГ) сохранял романтизм своей натуры [12]. Все пейзажи, портреты, натюрморты мастера созданы с удивительной свежестью восприятия, с неувядаемым чувством открытия мира. Таковы и картины из собрания ГХМАК — «Художник А. Соколов в Гурзуфе» (1974, холст, темпера) и «Девушка с гитарой» (1974, холст, темпера; рис. 14).

Произведения Виктора Иванова (род. 1924), Ивана Сорокина (1922-2004) и Андрея Тутуно-ва (род. 1928) также уже имелись в фонде музея и не раз демонстрировались на различных выставках, посвященных отечественному искусству второй половины XX века. Так, музей особенно дорожит работами Ивана Сорокина, выполненными на целине в 1954 году—«Полевой стан на целине» (рис. 15) и «Полевая кухня» (рис. 16).

Большинство произведений поступило в музей через закупочную комиссию Министерства культуры России, часть работ приобреталась непосредственно из мастерских благодаря личному знакомству сотрудников музея и художников. В последние годы командировки в столицу для

10. Е.А. Расторгуев. Из серии «Городецкие фантазии».

1990-е.

Бумага, смешанная техника.

13,9 х 21.

ГХМАК

11. Е.А. Расторгуев. Из серии «Городецкие фантазии».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1990-е.

Бумага, смешанная техника. П: 16,9 х 11. И: 9,9 х 8,5. ГХМАК

VI

12 13 14

12. В .Т. Сахатов. Хрустальный бокал.

2011.

Картон, масло. 79,5 х 59,5. ГХМАК

13. О.М. Рудакова. Арлекин и Коломбина.

1977.

Картон, масло. 100 х 80. ГХМАК

14. М.З. Рудаков. Девушка с гитарой.

1974.

Холст, темпера. 90 х 85. ГХМАК

сотрудников музея стали редкими, и некогда тесные связи прервались. Возобновить их помог фонд В. Диффинэ-Кристи, и в ГХМАК поступили новые работы И.В. Сорокина: живописные — «Портрет Василенко» (1974, холст, картон, масло), «Портрет В.В. Почиталова» (рис. 17); «Ира Старженецкая» (рис. 18) и рисунки графитным карандашом «Дорога» (16,8 х 20) и «Девочка с коровой» (16,8 х 20).

Современники считали Сорокина художником редкостного дарования, безукоризненной честности и прямоты. Ни в одном портретном изображении он не льстил объекту своего художнического внимания, во всех случаях оставался верен натуре. Его объективность, честность по отношению к искусству не допускают ни идеализации, ни приукрашивания, ни огрубления, ни схематизации. Внутренне сосредоточенный, усталый профессор Владимир Харитонович Василенко (не единожды он был героем портретов художника) в трактовке Сорокина лишен внешнего блеска, примет интеллектуальной импозантности. Каждый, взглянув на портрет, признает — труженик. Иван Васильевич долгие годы дружил с врачом В.Х. Василенко, знал его таким, каким он и предстает на портретах [4, с. 29]. Художник Василий Васильевич Почиталов был учителем Сорокина, их взаимоотношения можно назвать творческой дружбой, и наставник студенческой поры интересовался работами художника на протяжении многих лет, доброжелательно рецензируя его творчество. Человечен и внимателен он и на портрете Сорокина. Художник передает не просто физиономическое сходство, он пишет портрет души. Душа художника

ярко выявлена и в портрете известной московской художницы Ирины Старженецкой.

Многие из произведений, поступивших в собрание музея при содействии фонда В. Диффинэ-Кристи, уже побывали на музейных выставках. Так, в 2018 году к 60-летию Государственного художественного музея Алтайского края в его залах открылась выставка «Дар бесценный» [2]. Она презентовала произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, подаренные музею за последние десять лет — с 2008 по 2018 годы. Авторы этих многочисленных произведений — художники Москвы и Санкт-Петербурга, Красноярска и Новосибирска, Омска и Кызыла, Суздаля и Благовещенска, Кемерова и Новокузнецка, других городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря фонду В. Диффинэ-Кристи и личному участию художника Ивана Никитовича Хотинского сотрудникам накануне музейного юбилея удалось побывать в московских мастерских Виктора Ивановича Иванова и Андрея Андреевича Тутунова. В результате этих встреч прекрасные произведения двух классиков отечественного искусства пополнили коллекцию музея и были представлены на выставке.

Когда-то в юности будущий академик Российской академии художеств Виктор Иванов «дал себе зарок: рисовать только то, что взволнует, что затронет сердце. Больше же всего волновала и потрясала сама жизнь — люди, которые поднимали страну, измученную войной, работали на земле, радовались, рожали детей, хоронили стариков, обедали в лугах и ни на минуту не забывали о своем

№4 (19) 2020 eISSN 2518-7767

15. И.В. Сорокин. Полевой стан на целине. 1954. Картон, масло. 50 х18. ГХМАК

16. И.В. Сорокин. Полевая кухня. 1954. Картон, масло. 35 х 51. ГХМАК

17. И.В. Сорокин. Портрет

В.В. Почиталова.

1970.

Холст, масло. 70,5 х 53,5. ГХМАК

18. И.В. Сорокин. Ира Старженецкая.

1972.

Холст, масло. 67 х 57. ГХМАК

единстве друг с другом и с Великой Землей» [6, с. 5], Родиной, землей предков. Москвич по рождению, он навеки связал себя со своей исторической родиной, землей отцов — Рязанским краем. С тех пор художник Виктор Иванов и земля Рязанская — единое целое [6, с. 5]. Ей посвящено его искусство и картины, вошедшие в собрание ГХМАК: «Вечер» (2016, ДВП, масло) и «Село Ряссы» (2013, ДВП, масло).

Сегодня с помощью фонда В. Диффинэ-Кристи в музее скомплектована достаточно большая коллекция произведений Андрея Тутунова. За последние годы к уже имеющимся в музее работам Андрея Андреевича («Летняя ночь», 1956; «Автопортрет в Прилуках», 1983; «Романтическая аллея», 1981; «Пейзаж с фантастическим небом», 1984) прибавилось пять живописных, а затем еще девятнадцать живописных и графических. В их числе—«Автопортрет с разбитым баркасом» (2016, холст, масло; рис. 19) и «Рыбак с сыном» (2009, ДВП, масло; рис. 20). Музей гордится столь достойной монографической коллекцией художника, тем более что «каждая его работа, будь это маленький этюд или большое полотно, имеет самостоятельное эмоциональное содержание, свой философский смысл» [8, с. 8].

Выводы

Подводя итог обзору новых поступлений в коллекцию музея, отметим, что благодаря просветительской и благотворительной деятельности Живописного фонда Валентины Диффинэ-Кристи Государственный художественный музей Алтайского края не только пополнил свою коллекцию, но и обогатил зрительские представления о московской школе живописи, показывая на музейных выставках все эти произведения.

Искусство Евразии

№4 (19) 2020 eISSN 2518-7767

19. А.А. Тутунов. Автопортрет

с разбитым баркасом.

2016.

Холст, масло. 60,5 х 80,2. ГХМАК

20. А.А. Тутунов. Рыбак с сыном.

2009.

ДВП, масло. 49,8 х 59,7. ГХМАК

The Art of Eurasia No. 4 (19) 2020

Литература

1. Блики на ковре. Ковры и живопись Валерия Сахатова: каталог выставки / авт. вступ. ст. Д. Смолеев, Е. Ермакова. Москва: ГМВ, Фонд Марджани, 2014. 90 с.: ил.

2. Дар бесценный: каталог выставки новых поступлений к 60-летию музея / авт. вступ. ст. Н.С. Царева. Барнаул: [Б. и.], 2018. 31 с.: ил.

3. Дьяконицын Л.Ф. Михаил Кончаловский: Традиции и современность: Альбом. М.: Сов. художник, 1978. 30 с.

4. Иван Сорокин: альбом / авт. текста Ю. Бычков. М.: Белый город, 2007. 48 с.: ил.

5. Иванов Н. Ангелы детства // Юный художник. 2005. № 2. С. 29.

6. Иванова М. Праздник в Рязани // Юный художник. 2005. № 1. С. 5.

7. Купцов И. Драматическая палитра // Творчество. 1991. № 10. С. 15-16.

8. Манин В. С. Андрей Тутунов. М.: Сов. художник, 1972. 63 с.: ил.

9. Ольга Рудакова. Цветы и птицы: альбом / сост. В. Сахатов. М.: [Б. и.], 2018. 77 с.: ил.

10. Петушков А. Исповедь в красках // Юный художник. 2004. № 10. С. 25.

11. Поздняков А. Да будет свет! // Московские живописцы [Официальный сайт Товарищества живописцев Московского союза художников]. URL: http://www.moscow-painters.ru/publications/index.php?id=395 (дата обращения: 28.11. 2020).

12. Рудаков Михаил Захарьевич // Галерея «Семёнов» [Электронный ресурс].

URL: http://semenovgallery.ru/persons/Rudakov_Mihail_Zaharevich (дата обращения 28.11. 2020).

13. Сахатов Валерий Таганович // Виртуальная галерея [Электронный ресурс]. URL: http://art.mvsm.ru/Author.aspx?ID=1501 (дата обращения 28.11. 2020).

14. Собрание Художественного музея пополнилось новыми работами. Художники из России, Германии и США преподнесли в дар музею свои произведения // Государственный художественный музей Алтайского края [Официальный сайт].

Ноябрь, 2020. URL: https://ghmak.ru/events/2420-sobranie-khudozhestvennogo-muzeya-popolnilos-novymi-rabotami-khudozhniki-iz-rossii-germanii-i-ssha-prepodnesli-v-dar-muzeyu-svoi-proizvedeniya-noyabr-2020-goda (дата обращения 28.11. 2020).

15. Соколов М. Мистический реализм Сергея Романовича // Наше наследие. 2001. № 58. С. 127-136.

16. Шалаева Ю. Духовный импрессионизм // ВГТРК «Вятка», 2014, 3 марта. [Электронный ресурс]

URL: https://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/culture/18471-duhovnyy-impressionizm.html (дата обращения 28.11. 2020).

References

1. Smoleev D., Ermakova E. (eds.). Bliki na kovre. Kovry i zhivopis' Valeriya Sakhatova [Glare on the carpet. Carpets and paintings

by Valery Sakhatov. Exhibition catalog]. Moscow, The State Museum of Oriental Art, Mardzhani Foundation, 2014. 90 p .: ill. (In Russian)

2. Dar bestsennyi [An invaluable gift. Exhibition catalog]. Barnaul, S. n., 2018. 31 p.: ill. (In Russian)

3. Dyakonitsyn L.F. Mikhail Konchalovsky: Traditsii i sovremennost' [Mikhail Konchalovsky: Traditions and Modernity. Album]. Moscow, Sovetsky khudozhnik, 1978. 30 p. (In Russian)

4. Bychkov Yu. (ed.). Ivan Sorokin [Ivan Sorokin. Album]. Moscow, Bely Gorod, 2007. 48 p.: ill. (In Russian)

5. Ivanov N. Angely detstva [Angels of childhood]. Yunyi khudozhnik - Young artist, 2005, No. 2, p. 29. (In Russian)

6. Ivanova M. Prazdnik v Ryazani [Holiday in Ryazan]. Yunyi khudozhnik - Young artist, 2005, No. 1, p. 5. (In Russian)

7. Kuptsov I. Dramaticheskaya palitra [Dramatic palette]. Tvorchestvo - Creativity, 1991, No. 10, p. 15-16. (In Russian)

8. Manin V.S. Andrei Tutunov [Andrey Tutunov]. Moscow, Sovetsky khudozhnik, 1972. 63 p.: ill. (In Russian)

9. Sakhatov V. (comp.). Ol'ga Rudakova. Tsvety iptitsy [Olga Rudakova. Flowers and birds. Album]. Moscow, S. n., 2018. 77 p.: ill. (In Russian)

10. Petushkov A. Ispoved' v kraskakh [Confession in paints]. Yunyi khudozhnik - Young artist, 2004, No. 10, p. 25. (In Russian)

11. Pozdnyakov A. Da budet svet! [Let there be light!]. Moscow painters. Official site of the Association of Painters of the Moscow Union of Artists. Available at: http://www.moscow-painters.ru/publications/index.php?id=395 (accessed: 28.11. 2020). (In Russian)

12. Rudakov Mikhail Zakhar'evich [Rudakov Mikhail Zakharievich]. Galereya "Semenov" [Semyonov Gallery]. Available at: http://semenovgallery.ru/persons/Rudakov_Mihail_Zaharevich (accessed: 11.28.2020). (In Russian)

13. Sakhatov Valery Taganovich. Virtual'naya galereya [Virtual gallery].

Available at: http://art.mvsm.ru/Author.aspx?ID=1501 (accessed: 28.11. 2020). (In Russian)

14. Sobranie Khudozhestvennogo muzeya popolnilos' novymi rabotami. Khudozhniki iz Rossii, Germanii i SSA prepodnesli v dar muzeyu svoi proizvedeniya [The collection of the Art Museum has been replenished with new works. Artists from Russia, Germany

and the United States donated their works to the museum]. Gosudarstvennyi khudozhestvennyi muzei Altaiskogo kraya

[State Art Museum of Altai Krai. Official website]. Available at: https://ghmak.ru/events/2420-sobranie-khudozhestvennogo-muzeya-popolnilos-novymi-rabotami-khudozhniki-iz-rossii-germanii-i-ssha-prepodnesli-v-dar-muzeyu-svoi-proizvedeniya-noyabr-2020-goda (accessed: 28.11. 2020). (In Russian)

15. Sokolov M. Misticheskii realizm Sergeya Romanovicha [Mystical realism of Sergei Romanovich]. Nashe nasledie - Our heritage, 2001, No. 58, pp. 127-136. (In Russian)

16. Shalaeva Y. Dukhovnyi impressionizm [Spiritual impressionism]. VGTRK Vyatka - RTR Vyatka, 2014, March 3.

Available at: https://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/culture/18471-duhovnyy-impressionizm.html (accessed: 28.11. 2020). (In Russian)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Царева Наталья Степановна — кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе, Государственный художественный музей Алтайского края, г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: nattsareva@gmail.com

ABOUT AUTHOR: Tsareva, Natalia Stepanovna — Cand. Sc. (Art History), Deputy Director for Research, State Art Museum of Altai Krai, Barnaul, Russian Federation. E-mail: nattsareva@gmail.com

Для цитирования

For citation:

Царева Н.С. Живописный фонд Валентины Диффинэ-Кристи и Государственный художественный музей Алтайского края:

горизонты сотрудничества // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 4 (19). С. 216-227.

DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.04.017. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/149

Tsareva N.S. The Valentina Diffine-Christie Painting Foundation and the State Art Museum of Altai Krai: horizons of cooperation. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2020, No. 4 (19), pp. 216-227. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.04.017.

Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/149 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.