Выставка «Путешественник, исследователь Центральной Азии П.К. Козлов и Зоологический музей Академии наук»
Н.В. Слепкова*, Т.И. Юсупова**
*Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург, Россия; nadezhda.slepkova@zin.ru "Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербург, Россия; ti-yusupova@mail.ru
В 2013 году исполнилось 150 лет со дня рождения известного российского путешественника и исследователя Центральной Азии Петра Кузьмича Козлова (1863—1935). Этому событию была посвящена Международная конференция «Российское изучение Центральной Азии: исторические и современные аспекты»1, которая прошла в Русском географическом обществе 15—16 октября 2013 г. В рамках конференции состоялось открытие выставки в Зоологическом музее РАН «Путешественник, исследователь Центральной Азии П.К. Козлов и Зоологический музей Академии наук», которая стала ярким эпизодом юбилейных мероприятий и значимым событием для Зоологического музея.
Выставка была подготовлена Зоологическим музеем Зоологического института РАН (ЗМ ЗИН) по инициативе и при участии Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (СПбФ ИИЕТ РАН), в состав которого входит мемориальный Музей-квартира П.К. Козлова, и при финансовой поддержке гранта Русского географического общества (РГО) «Сохранение и популяризация научного наследия исследователя Центральной Азии П.К. Козлова (1863—1935): к 150-летию со дня рождения выдающегося русского путешественника».
Кураторами выставки стали Н.В. Слепкова (ЗИН РАН) — историограф музея и института, автор многих выставок, посвящённых истории коллекций, и Т.И. Юсупова (СПбФ ИИЕТ РАН) — исследователь деятельности П.К. Козлова. Большую помощь в её подготовке оказала Е.П. Тихонова — заведующая Научным архивом ЗИН РАН (НА ЗИН РАН). Художественную концепцию выставки разработали Н.В. Слепкова и художник А.В. Филиппов (ЗИН РАН).
Тематика выставки и место её проведения указывают на тесную связь между П.К. Козловым и Зоологическим музеем, который стал хранилищем колоссальной по объёму коллекции, доставленной его экспедициями из Центральной Азии, и составляющей в настоящее время достояние Зоологического института РАН и его Музея2.
Основной задачей выставки являлось: показать на примере П.К. Козлова взаимодействие российских путешественников с Зоологическим музеем в конце XIX — начале XX в. и значение этого сотрудничества как для музея, так и для конкретных «героев» российской географической науки. Такое сотрудничество было взаимовыгодным: музей получал необходимые для своей исследовательской работы коллекции, а путешественники — новые знания в области биологии, что помогало им в дальнейшей
1 Юсупова Т.И. Международная конференция «Российское изучение Центральной Азии: исторические и современные аспекты» // Историко-биологические исследования. 2014. Т. 6. № 2. С. 115-121.
2 Зоологический музей, в который поступали коллекции П.К. Козлова, в 1931 г. был переименован в Зоологический институт, а Музеем стал называться его выставочный отдел.
Путешественник, исследователь Центральной Fi^uu Hemp Кузьтщ Козлов и Зоологический музей Якадешш наук
150 лет со дня рождения
В Сколько раз я был счастлив I стоя лицо£\ к лицу с дикой Н грандиозной природой И Центральной Язии
Русское географическое общество Зоологический институт РЙН
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники и». СЛ. Вавилова РЯН
Выставка открыта на хорах Зоологического дуузея по адресу Санкт-Петербург. Эниверситетская наб. В.1
коллекторской работе. В связи с этим организаторы выставки сосредоточили главное внимание, во-первых, на деятельности П.К. Козлова как собирателя зоологических коллекций, и во-вторых — на их изучении сотрудниками Зоологического музея, сознательно оставив за кадром географические, этнографические и археологические направления его исследований3.
3 О П.К. Козлове существует обширная литература: Овчинникова Т.Н. П.К. Козлов — исследователь Центральной Азии. М.: Наука, 1964. 200 с.; Житомирский С.В. Исследователь Монголии и Тибета П.К. Козлов. М.: Знание, 1989. 192 с. Много работ издано в последние годы благодаря активной деятельности сотрудников его мемориального музея: Андреев А.И., Юсупова Т.И. История одной не совсем обычной экспедиции: Монголо-Тибетская экспедиция П.К. Козлова 1923—1926 гг. // Вопросы истории естествознания и техники. 2001. № 2. С. 51—74; Юсупова Т.И. Международное признание заслуг П.К. Козлова в изучении Центральной Азии // Известия Русского географического общества. 2013. № 4. С. 79-84 и др.
Выставка была расположена на хорах Зоологического музея. Размер выставочного пространства позволил представить обширные материалы о жизни и экспедициях П.К. Козлова, коллекциях, переданных Зоологическому музею и рассказать о сотрудниках музея, которые работали с ними.
Выставка была организована по тематико-хронологическому принципу: 6 разделов были посвящены кратким характеристикам экспедиций, в которых П.К. Козлов участвовал (Четвёртая Центральноазиатская экспедиция Н.М. Пржевальского, 1883-1885; Тибетская экспедиция М.В. Певцова, 1889-1890; Тибетская экспедиция В.И. Роборовского, 1893-1895) или возглавлял (Монголо-Камская, 1899-1901; Мон-голо-Сычуаньская, 1907-1909; Монголо-Тибетская, 1923-1926); три больших раздела отразили научную разработку коллекций Козлова: маммологических, орнитологических, энтомологических и др.
Для реализации «биографической» части выставки были использованы фотографии, копии архивных материалов из собраний Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, Архива РГО и Музея-квартиры П.К. Козлова. Большое внимания привлекали выдержки из писем Н.М. Пржевальского к П.К. Козлову, паспорта, выданные китайскими и монгольскими властями для работы на их территории, подорожная (прототип современного командировочного удостоверения), выданная путешественнику «по указу Его Величества Государя Императора Александра Александровича, Императора Всероссийского» за подписью Санкт-Петербургского градоначальника для проезда через всю страну к южной границе с Китаем, в экспедицию под руководством М.В. Певцова.
Изложение биографии и деятельности путешественника сопровождалось выразительными цитатами из его работ о красотах центральноазиатской природы, о сути экспедиционной работы, которые создавали особый эмоциональный фон, характерный и для публикаций самого исследователя. Особый отклик у сотрудников ЗИН, для которых полевые экспедиционные исследования — важная часть научной работы, вызвали следующие слова П.К. Козлова:
Нельзя идти в экспедицию ни по обязанности, ни ради славы, ни из-за выгоды <...>. Нужно всею душою любить это дело. Нужно с радостью отречься от комфорта цивилизованной жизни, от общества, от развлечений. Нужно там чувствовать себя лучше, чем здесь, — только тогда начинающий путешественник принесет пользу науке4.
Эти вставки, снабжённые большеформатными фотографиями центральноази-атской природы, позволяли посетителю прикоснуться к внутреннему миру путешественника, вместе с ним пережить восторг от созерцания поразительных просторов и красот природы Центральной Азии, глубже проникнуть в суть его исследовательской деятельности и представить, в каких непростых ландшафтных условиях она проходила. Особую художественную выразительность выставка приобрела благодаря фризу, обрамлявшему тематические стенды и составленному из цветных фотографий Монголии, перемежавшихся с фрагментами карты одного из обследованных П.К. Козловым районов.
Количественный и качественный состав переданных Козловым в Зоологический музей коллекций нашёл свое отражение в документах Научного архива ЗИН РАН: в копиях записей из книг поступлений с автографами кураторов разных коллекций музея,
4 Интервью с П.К. Козловым // Петербургская газета. 1907. 19 июля. С. 3.
принимавших их. Эти листы были подобранны заведующей архива Еленой Петровной Тихоновой из сводных журналов поступлений, ведение которых было начато в 1894 г. Из этих материалов стало ясно, что П. К. Козлов направлял коллекции в Музей не только из экспедиций, но и вообще отовсюду, где бывал. Недаром ему было присвоено звание корреспондента Музея (диплом о присуждении этого почётного звания экспонировался на выставке).
При подготовке второй, «ЗИНовской», части экспозиции большое внимание было уделено взаимодействию Петра Кузьмича с учёными Зоологического музея. Из представительного числа исследователей, работавших и до сих пор работающих с его коллекциями, кураторы выделили только тех, с которыми П.К. Козлов был знаком лично, его современников. Фактологической базой для этого раздела явилась статья энтомолога Андрея Петровича Семёнова-Тян-Шанского5. Энциклопедические познания и блестящая память А.П. Семёнова-Тян-Шанского позволили ему назвать большое число учёных, изучавших коллекции П.К. Козлова. Свидетельством тесного профессионального общения путешественника с сотрудниками Музея является и его интенсивная переписка со многими из них (П.П. Сушкин, А.А. Бялыницкий-Бируля, Б.Я. Виноградов, А.П. Семенов-Тян-Шанский и др.), отрывки из которой также использовались для реализации концепции.
Большое значение для коллекторской деятельности П.К. Козлова имели инструкции для сборщика, которые специально для него составили Ф.Д. Плеске и Е.А. Бихнер,
5 Семенов-Тян-Шанский А.П. Зоологические результаты экспедиций П.К. Козлова // Известия Государственного Географического общества. 1937. Т. 69. Вып. 1. С. 131—137.
что также нашло отражение на страницах представленных на выставке «Протоколов заседаний Физико-математического отделения Академии наук».
На выставке демонстрировались личные вещи П.К. Козлова из фондов его Музея-квартиры, которые использовались во время путешествий, в их числе: рулетка, настенный термометр в деревянном корпусе, штангенциркуль, металлическая фляга, очки путешественника с защитной опушкой для предохранения глаз от пыли в пустынных условиях, особо привлекавшие внимание зрителей и др.
Предметный ряд выставки был представлен также несколькими чучелами млекопитающих из числа собранных П.К. Козловым, подобранными куратором коллекции млекопитающих Зоологического музея А.Г. Бубличенко. Вниманию посетителей была предложена коробка с энтомологическими сборами путешественника, предоставленная куратором отдела энтомологии музея Б.М. Катаевым.
В экспозиции также были выставлены книги, написанные П.К. Козловым и его спутниками по результатам путешествий, в которых они участвовали, и оригинальные рисунки его друга и коллеги В.И. Роборовского из фондов Научного архива ЗИН РАН, который так же, как и Козлов, участвовал в путешествиях Н.М. Пржевальского, а в 1893-1895 гг. возглавлял Тибетскую экспедицию РГО. Кроме того, для создания «этнографической атмосферы» на выставке были использованы предметы буддийского культа, собранные сотрудником ВСЕГЕИ, геологом Виталием Ивановичем Радишев-ским в 1980-е гг. в разрушенных монгольских монастырях.
Торжественное открытие выставки состоялось 17 октября 2013 г. На ней присутствовали участники Международной конференции, посвящённой 150-летнему юбилею П.К. Козлова, сотрудники ЗИН РАН, СПбФ ИИЕТ РАН, РГО и других научных учреждений. На открытии выступили заместитель директора ЗИН РАН А.Н. Тихонов, академик Монгольской академии наук Чултэм Дугаржав, известные ученые ЗИН - Р.Л. Потапов и Э.П. Нарчук и др. Куратор выставки Н.В. Слепкова провела для гостей экскурсию.
Выставка работала в Зоологическом музее до конца января 2014 г. Хотелось бы особо отметить её важную роль в популяризации знаний о вкладе российских путешественников и ученых в изучение Центральной Азии, прежде всего, для молодого поколения.
После завершения работы выставки в Зоологическом музее она была демонтирована и в апреле 2014 г. торжественно передана Смоленскому отделению РГО в рамках проходивших там юбилейных мероприятий по случаю 175-летия Н.М. Пржевальского, куда были приглашены её кураторы. Руководство Отделения приняло решение подарить выставку средней школе г. Духовщина, на родину П.К. Козлова.
Интерес специалистов и посетителей Музея к выставке продемонстрировал актуальность тематики взаимодействия путешественников с Зоологическим музеем Академии наук. Такой подход позволяет не только представить их жизнь и деятельность, но и дает прекрасную возможность показать научно-исследовательскую работу сотрудников Музея по изучению привозимых из экспедиций коллекций и их конкретный вклад в развитие наших знаний о биоразнообразии того или иного региона.