Раздел 10 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Редактор раздела:
СЕРГЕЙ АЛЬБЕРТОВИЧ ПОЛЯКОВ - кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного права и процесса Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск)
УДК 340
Ivanov K.K. THE SUPREME ARBITRATION COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A SUBJECT OF LEGISLATIVE INITIATIVE. This article presents some aspects of the legislative initiative of the Supreme Commercial Court of the Russian Federation in the legislative activities of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, the attempt to establish a methodological understanding of the strategic objectives of the legislative initiatives of the present stage of development of the legislative process in the Russian Federation.
Key words: legislative initiative, the status, the Supreme Arbitration Court, the State Duma of the Russian Federation, the bill, law.
К.К. Иванов, аспирант каф. государственно-правовых дисциплин Московского нового юридического
института, ст. специалист 1 разряда Секретариата заместителя председателя Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ivanov-gdrf@yandex.ru
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
В статье приводятся отдельные аспекты права законодательной инициативы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в процессе законотворческой деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предпринята попытка сформировать методологическое представление о стратегических задачах законодательной инициативы современного этапа развития законодательного процесса в Российской Федерации.
Ключевые слова: законодательная инициатива, статус, Высший Арбитражный Суд, Государственная Дума Российской Федерации, законопроект, закон.
Переход государства от административно-командной к рыночной экономике в начале 90-х годов, обусловил необходимость создания качественно новой законодательной базы, объективно отвечающей потребностям строящихся социально-экономических отношений в стране.
Решение такой задачи как создание новой экономической среды и расширение российского рынка, в частности, зависело от формирования эффективного и прозрачного механизма правового регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности.
В современных условиях законодательство должно объективно отражать сложные и динамично развивающиеся экономические процессы в обществе, требующие непрерывного совершенствования. Стремительно развивающееся государство и общество привело к значительному изменению роли высших судебных инстанций в проводимых государственных реформах. Потребность во взаимодействии законодателя с субъектом права законодательной инициативы обусловило необходимость определения той уникальной роли, которую выполняет Высший Арбитражный Суд, путем реализации своего права законодательной инициативы с целью совершенствования законодательства.
Конституционно-правовой статус Высшего Арбитражного Суда РФ закреплен в Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а также в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации.
Объектом права законодательной инициативы Высшего Арбитражного Суда РФ являются вопросы различных областей права, за исключением конституционного, гражданско-процес-
суального, уголовно-процессуального, уголовного, трудового и иных смежных отраслей [1, с. 216].
К ведению Высшего Арбитражного Суда РФ относятся вопросы корпоративного права с участием граждан-акционеров и граждан-участников обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, так как в силу статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса РФ вышеуказанные вопросы относятся к специальной подведомственности дел арбитражных судов [2].
Принятие федеральных конституционных и федеральных законов, а также поправок к ним в Российской Федерации, на основании части 2 статьи 104 Конституции Российской Федерации, относится к ведению нижней палаты Парламента Российской Федерации. Право законодательной инициативы возникает с момента внесения самого законопроекта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что Государственная Дума обязана рассмотреть предложение о принятии закона или его проекта, внесенного данным субъектом. В свою очередь Парламент не обязан принять внесенный законопроект к рассмотрению, включение его в повестку заседания, рассмотрение и принятие его, по крайней мере, в том виде, в котором он поступил в Государственную Думу.
В.И. Чехарина утверждает, что законодательная инициатива непосредственно «связана с самой процедурой принятия закона» и данный институт необходим для определения границ законодательной процедуры. Фактически определенная процедура принятия закона является существенным элементом понятия закона, и используется при установлении его конституцио-нальности, что предполагает обратный вариант, при несоблю-
дении требований процедуры признается уже неконституционным [3, с. 162-163].
«В рамках стадии законодательной инициативы происходит реализация уполномоченным субъектом своего права законодательной инициативы, то есть права возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового нормативного правового акта» [4, с. 180].
Часть 1 статьи 104 Конституции РФ гласит, что правом законодательной инициативы обладают:
- Президент Российской Федерации;
- Совет Федерации;
- члены Совета Федерации;
- депутаты Государственной Думы;
- Правительство Российской Федерации;
- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Все вышеперечисленные органы государственной власти обладают правом законодательной инициативы в полном объеме, то есть по неограниченному кругу вопросов ведения Российского парламента. Кроме того, Конституция указывает на ряд государственных органов, которые обладают законодательной инициативой только «по вопросам их ведения» - Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Фактически круг субъектов законодательной инициативы в Российской Федерации намного шире, чем в других государствах.
Ведущим субъектом регулирования публично-правовых отношений в единой федеральной системе арбитражных судов выступает государство в лице Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [5].
Для успешного выполнение судами общесоциальных и общеполитических целей и задач, органы судебной власти должны иметь гарантированное право на толкование любых норм на предмет их соответствия Конституции РФ, базовым международным нормам и правилам. В рамках данной функции суды по существу не только признают законность или, наоборот, некон-ституционность того или иного нормативного акта, но и, как правило, предлагают формы выхода из сложившейся проблемной ситуации. Именно по этой причине судебной власти в лице ее высших федеральных органов - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - принадлежит право законодательной инициативы [6, с. 267]. «Это означает, что суды в силу специфики своей деятельности должны контролировать действие применяемых законов, выявлять их недостатки, определять пути улучшения и на этой основе вносить предложения по совершенствованию законодательства» [7, с. 349].
Теоретически указанным судам как высшим органам судебной власти РФ не запрещается вносить законопроекты федерального уровня по самой различной тематике, поскольку «предметы ведения» их в плане именно законотворчества ни Конституция РФ ни федеральное законодательство не определяют [8, с. 69]. Кроме того, сам статус судебной власти (власти, разрешающей споры, толкующей, разъясняющей в той или иной мере положения законодательства) допускает включение в предметы ведения названных судов вопросов, регламентирующих общественные отношения в самых различных сферах.
На основании части 2 статьи 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» «Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения» [9]. То есть при необходимости внесения изменений в уже действующий закон либо принятия нового закона Высший Арбитражный Суд РФ решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой.
Право законодательной инициативы представляет собой оформленное надлежащим образом обращение ВАС РФ в Государственную Думу РФ, в основе которого лежат предложения по совершенствованию действующего законодательства, сформулированные в процессе изучения и обобщения судебной практики.
При этом надо осознавать, что право законодательной инициативы ограничено той сферой, в которой арбитражные суды отправляют правосудие.
Статья 104 Регламента Государственной Думы гласит, что право законодательной инициативы реализуется путем внесения в Парламент:
«а) проектов федеральных конституционных и федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы РСФСР, федеральные конституционные и федеральные законы, либо признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
в) поправок к законопроектам».
Это исчерпывающий перечень возможностей реализации права законодательной инициативы через Государственную Думу.
Результаты изучения и обобщения арбитражной практики реализуются в праве законодательной инициативы. Фактически, данное право осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ в несколько этапов:
- изучение и обобщение арбитражной практики;
- составление предложений (на основе обзоров арбитражной практики) по унификации и модернизации существующих нормативных правовых актов и их частей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- на основе предложений подготовка проектов нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уже существующие и действующие законы;
- направление в Государственную Думу проектов нормативных правовых актов для реализации права законодательной инициативы и устранения выявленных Высшим Арбитражным Судом РФ пробелах в законодательстве.
Фактически Высший Арбитражный Суд РФ может реализовывать право законодательной инициативы в двух видах: прямо
- при внесении проектов нормативных правовых актов в существующие и действующие законы либо не прямо - при формировании проектов нормативных правовых актов для внесения изменений и дополнений в действующее законодательство на основе обобщения разъяснений арбитражных судов.
Таким образом, реализация права законодательной инициативы Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам его ведения предполагает внесение в Государственную Думу законопроектов материального и процессуального права, а решения о реализации права принимаются на пленумах ВАС РФ и оформляются в виде постановлений [10].
Статистические данные из Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы свидетельствуют, что в настоящий момент на рассмотрении Государственной Думы находятся 4 законопроекта, субъектом права законодательной инициативы которых выступает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации: 2 законопроекта прошли первое чтение и ждут вынесения их на Совет Государственной Думы (законопроект № 528836-5 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» и законопроект №620344-5 «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»), 1 законопроект, рассмотренный Советом Государственной Думы, но не рассмотренный палатой в первом чтении, и еще один законопроект, внесенный в Государственную Думу 6 апреля 2012 года - в настоящее время направлен в профильный комитет для рассмотрения (законопроект №50480-6 «О территориальной юрисдикции Арбитражного Суда Московской области и Арбитражного Суда города Москвы») [11].
Изложенное позволяет сделать вывод, что значимость процесса взаимодействия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, как представителя единой федеральной системы арбитражных судов, с Парламентом Российской Федерации, путем реализации права законодательной инициативы «по вопросам их ведения» обусловлено тем, что суды в силу специфики своей деятельности контролируют применения законов, выявляют их недостатки, определяют пути их улучшения.
Законодательная власть, понимая ответственность того, что только она имеет право издавать законы и иные нормативные акты, обладающие юридической силой закона, направляет максимальные усилия на качество законодательных актов.
Процесс взаимодействия законодательной власти с субъектом, обладающим правом законодательной инициативы направлен не только на разработку и принятие законов, регулирующих общественно-экономическую жизнь общества, но на совершенствование уже существующего законодательства, подчас не успевающего за стремительно развивающимися социально-экономическими отношениями в обществе.
Библиографический список
1. Научно-методическое пособие по разработке законопроектов в современной России / Ю.Г. Арзамасов, Д.Н. Вороненков, Г.П. Ивлиев [и др.]. - М., - 2009.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, №30, ст. 3012.
3. Чехарина, В.И. Законодательный процесс: право законодательной инициативы // Теоретические проблемы Российского конституционализма / под ред. Т.Я. Хабриевой. - М., 2000.
4. Васильев, РФ. Законодательный процесс. Понятие Институты. Стадии: научно-практическое пособие. - М., 2000.
5. Кузьмин, А.Г. О конституционно-правовом статусе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации // Российская юстиция. -2010. - № 9.
6. Колоколов, Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. - М., 2007.
7. Пиголкин, А.С. Законотворчество в Российской Федерации. - М., 2000.
8. Карпов, Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации. - М., 2008.
9. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 №1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 01.05.1995, №18, ст. 1589.
10. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 №1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 01.05.1995, №18, ст. 1589.
11. Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы [Э/р]. - Р/д: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/stat.nsf/ ViewFed/spzistad?OpenDocument.
Bibliography
1. Nauchno-metodicheskoe posobie po razrabotke zakonoproektov v sovremennoyj Rossii / Yu.G. Arzamasov, D.N. Voronenkov, G.P Ivliev [i dr.]. - M., - 2009.
2. Arbitrazhnihyj processualjnihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii ot 24.07.2002 №95-FZ (red. ot 08.12.2011) // «Sobranie zakonodateljstva RF», 29.07.2002, №30, st. 3012.
3. Chekharina, V.I. Zakonodateljnihyj process: pravo zakonodateljnoyj iniciativih // Teoreticheskie problemih Rossiyjskogo konstitucionalizma / pod red. T.Ya. Khabrievoyj. - M., 2000.
4. Vasiljev, R.F. Zakonodateljnihyj process. Ponyatie Institutih. Stadii: nauchno-prakticheskoe posobie. - M., 2000.
5. Kuzjmin, A.G. O konstitucionno-pravovom statuse Vihsshego Arbitrazhnogo Suda Rossiyjskoyj Federacii // Rossiyjskaya yusticiya. - 2010.
- № 9.
6. Kolokolov, N.A. Sudebnaya vlastj kak obthepravovoyj fenomen. - M., 2007.
7. Pigolkin, A.S. Zakonotvorchestvo v Rossiyjskoyj Federacii. - M., 2000.
8. Karpov, N.N. Zakonodateljnihyj process v Rossiyjskoyj Federacii. - M., 2008.
9. Federaljnihyj konstitucionnihyj zakon ot 28.04.1995 №1-FKZ (red. ot 06.12.2011) «Ob arbitrazhnihkh sudakh v Rossiyjskoyj Federacii» //
Sobranie zakonodateljstva rF. - 01.05.1995, №18, st. 1589.
10. Federaljnihyj konstitucionnihyj zakon ot 28.04.1995 №1-FKZ (red. ot 06.12.2011) «Ob arbitrazhnihkh sudakh v Rossiyjskoyj Federacii» // Sobranie zakonodateljstva rF. - 01.05.1995, №18, st. 1589.
11. Oficialjnihyj sayjt Gosudarstvennoyj Dumih FS RF. Avtomatizirovannaya sistema obespecheniya zakonodateljnoyj deyateljnosti Apparata Gosudarstvennoyj Dumih [Eh/r]. - R/d: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/stat.nsf/ ViewFed/spzistad?OpenDocument.
Статья поступила в редакцию 28.06.12