Научная статья на тему 'Высшее юридическое образование в условиях войны'

Высшее юридическое образование в условиях войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридическое образование / заочное юридическое образование / ВЮЗИ. / legal education / correspondence legal education / All-Union Law Correspondence Institute.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисов Андрей Иванович

Помещенная в настоящем выпуске статья доктора юридических наук, профессора Андрея Ивановича Денисова продолжает нашу постоянную рубрику «Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого» и в том числе посвящена 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Впервые статья была опубликована в журнале Социалистическая законность в декабрьском выпуске за 1941 год. Примечательно, что в статье ничего не говориться о тяжелейшем для страны первом годе войны. Статья всецело посвящена критике существовавшего порядка организации заочного юридического образования в ВЮЗИ. Как всегда, выбирая материал для нашей рубрики, мы исходим из категорий «полезности» и интереса со стороны современных исследователей истории юридического образования. Статья А.И. Денисова поднимает вопрос о допустимости заочного юридического образования, высказывается за сохранения данного формата обучения юристов. Мысли профессора А.И. Денисова коррелируют с сегодняшней ситуацией в сфере высшего юридического образования, когда для повышения качества образования мы отказались от заочной формы обучения. В качестве аргументов в пользу заочного юридического образования автор называет – массовость, гибкость и относительную дешевизну. В условиях острой нехватки юридических кадров, характерной для советского периода первой половины ХХ века, заочное юридическое образования являлось едва ли не единственным способом решить проблему дефицита кадров. А как же сейчас? Можем ли мы подходить с этим мерилом к современному юридическому образованию?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Legal Education In Conditions Of War

The article of the Doctor of Law, Professor Andrei Ivanovich Denisov, placed in this issue continues our constant rubric "Legal education in Russia: a look from the Soviet past" and is also dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War. The article was first published in the journal Socialist Legality in the December 1941 issue. It is noteworthy that the article does not say anything about the hardest year of war for the country. The article is entirely devoted to criticism of the existing procedure for organizing correspondence legal education in the All-Union Law Correspondence Institute. As always, choosing material for our section, we proceed from the categories of "utility" and interest from modern researchers in the history of legal education. The article by A.I. Denisova raises the issue of the admissibility of correspondence legal education, advocates maintaining this format of training lawyers. The thoughts of Professor A.I. Denisov correlate with the current situation in the field of higher legal education, when in order to improve the quality of education we abandoned the correspondence form of education. As arguments in favor of correspondence legal education, the author calls mass, flexibility and relative cheapness. In the context of the acute shortage of legal personnel, characteristic of the Soviet period of the first half of the twentieth century, correspondence legal education was almost the only way to solve the problem of personnel shortages. What about now? Can we approach modern legal education with this measure?

Текст научной работы на тему «Высшее юридическое образование в условиях войны»

Раздел I. Юридическое образование в России: взгляд из советского

прошлого

© Денисов А.И.

ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ

ВОЙНЫ*

Денисов Андрей Иванович, доктор юридических наук, профессор Московский государственный университет

Аннотация. Помещенная в настоящем выпуске статья доктора юридических наук, профессора Андрея Ивановича Денисова продолжает нашу постоянную рубрику «Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого» и в том числе посвящена 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Впервые статья была опубликована в журнале Социалистическая законность в декабрьском выпуске за 1941 год. Примечательно, что в статье ничего не говориться о тяжелейшем для страны первом годе войны. Статья всецело посвящена критике существовавшего порядка организации заочного юридического образования в ВЮЗИ. Как всегда, выбирая материал для нашей рубрики, мы исходим из категорий «полезности» и интереса со стороны современных исследователей истории юридического образования. Статья А.И. Денисова поднимает вопрос о допустимости заочного юридического образования, высказывается за сохранения данного формата обучения юристов. Мысли профессора А.И. Денисова коррелируют с сегодняшней ситуацией в сфере высшего юридического образования, когда для повышения качества образования мы отказались от заочной формы обучения. В качестве аргументов в пользу заочного юридического образования автор называет - массовость, гибкость и относительную дешевизну. В условиях острой нехватки юридических кадров, характерной для советского периода первой половины ХХ века, заочное юридическое образования являлось едва ли не единственным способом решить проблему дефицита кадров. А как же сейчас? Можем ли мы подходить с этим мерилом к современному юридическому образованию?

Ключевые слова: юридическое образование, заочное юридическое образование, ВЮЗИ.

Заочное юридическое образование является вполне оправданной формой подготовки высококвалифицированных специалистов для судебно-прокурорских органов. Постоянное внимание партии и правительства к высшему заочному юридическому образованию обусловило значительные успехи этой системы подготовки кадров.

* Впервые статья была опубликована: Денисов А.И. Высшее юридическое образование в условиях войны / А. Денисов // Социалистическая законность. Чкалов, 1941. № 12 (декабрь). С. 19-21.

Созданный в 1936 г. Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ) подготовил отряд образованных юристов, показавших себя на практической работе с лучшей стороны, и развернул к 1941 г. довольно значительную сеть своих филиалов и консультационных пунктов, обслуживавших до шести тысяч студентов-заочников.

Народный комиссар юстиции СССР в своем приказе от 3 февраля 1941 г. поставил перед дирекцией ВЮЗИ задачу - закрепить достигнутые институтом успехи, добиться ликвидации академической задолженности со стороны отдельных студентов, свести к нулю текучесть студентов и т. д. и добиться новых успехов в постановке учебно-методической работы института и в успеваемости студентов. Как справился институт с этой задачей? Совершенно неудовлетворительно. Начиная со второй половины 1941 г., работа института развивалась по нисходящей линии. Институт растерял значительную часть своих студентов. Если на 1 июля 1941 г. институт имел 5976 студентов, то в конце года у него не было и половины этого числа. Этот отсев объясняется частично тем, что институт был вынужден ликвидировать часть своих филиалов и что некоторая часть студентов порвала связь с институтом в связи с мобилизацией в армию. Основная же причина отсева состоит в том, что бывший директор института т. Ушомирский и большинство руководителей филиалов не вели серьезной борьбы с отсевом и что УУЗ НКЮ СССР, недооценив значения заочного юридического образования, не приняло мер к сохранению контингента заочников. Институт и его кафедры не развернули борьбы с академической задолженностью и второгодничеством. В результате -налицо значительная академическая задолженность и второгодничество.

Институт неудовлетворительно подготовился к новому учебному году. По некоторым филиалам слабо организовала самостоятельная учебная работа студентов. Во всяком случае, руководство института не располагает сведениями о ходе и качестве изучения студентами отдельных дисциплин. Не налажено учебно-методическое руководство в отношении студентов I курса. Плохо подготовлены лекции, консультации и прием экзаменов в пунктах нахождения заочников. Вовсе прекратил свою работу Совет института. Неудовлетворительная работа института объясняется главным образом бездеятельностью бывшего директора института т. Ушомирского и отсутствием должного внимания УУЗ НКЮ СССР к делу заочного юридического образования. Коллегия НКЮ СССР 20 ноября 1941 г. решительно подчеркнула огромное значение высшего заочного юридического образования в условиях войны. Выступавший на заседании коллегии Народный комиссар юстиции СССР т. Рычков указал на политическую вредность ликвидаторских настроений части руководящих работников органов НКЮ в отношении системы заочного юридического обучения. Заочная подготовка квалифицированных кадров для органов

юстиции и для прокуратуры, сказал т. Рычков, является весьма гибкой, массовой и наиболее дешевой системой обучения. Значение заочного юридического образования тем более возрастает, в связи с тем, что часть стационарных юридических институтов и правовых школ либо вовсе приостановила свою работу, либо значительно ее свернула. Значительная масса студентов этих институтов и наиболее подготовленная часть курсантов этих школ желает продолжать и закончить свое юридическое образование, совмещая обучение со своей практической работой. Система высшего юридического образования должна пойти навстречу этой вполне естественной потребности.

Перед ВЮЗИ стоят ответственные задачи, на разрешение которых должны быть мобилизованы все сотрудники института, все кафедры, филиалы и консультационные пункты. Институт обязан решительно и быстро ликвидировать недостатки в своей работе, в работе своих филиалов, радикально перестроить всю работу на военный лад. Необходимо быстро наладить работу новых и старых филиалов и учебно -консультационных пунктов. Народный комиссар юстиции СССР разрешил институту довести количество филиалов до восьми, разместив их в городах - Алма-Ате, Иркутске, Казани, Свердловске, Ташкенте, Тбилиси, Хабаровске и Чкалове и установить при этих филиалах 15 учебно-консультационных пунктов. Некоторые изменения дислокации филиалов ВЮЗИ частично произведены по соображениям чисто практическим. До сих пор в Сибири не было ни одного филиала, что весьма отрицательно сказывалось на обслуживании заочников на огромной территории и на вовлечении новых контингентов в систему высшего заочного юридического обучения. Не было также филиала в Казани, несмотря на то, что потребность в нем давно стала настоятельной. Выявилась крайняя необходимость организации филиала в Чкалове. Институт имеет полную возможность серьезно укрепить свои кафедры, филиалы и консультационные пункты, в частности, за счёт высококвалифицированных профессоров и доцентов, работавших в некоторых временно прекративших или сокративших свою деятельность стационарных юридических институтах. Быстро укомплектовав кафедры, филиалы и консультационные пункты, институт сможет радикально улучшить учебно-методическое руководство заочным образованием в условиях военного времени. Институт должен закрепить своих студентов и значительно увеличить контингент заочников; организовать учебный процесс на всех четырех курсах так, чтобы заметно поднять качество преподавания и успеваемость студентов, обеспечить студентов индивидуальными планами, вооружить студентов программами и иными учебно-методическими пособиями, обиться укрепления трудовой дисциплины. Особенно необходимо всемерно улучшить организацию

самостоятельной работы студентов, поднять качество методических указаний студенту, рецензий на письменные работы и ответы на вопросы студентов и тем самым свести на нет академическую задолженность. Надо как можно быстрее подготовить такие учебно-методические пособия (методические указания преподавателям о чтении курса, методические указания студентам о самостоятельной работе по курсу, тематика письменных контрольных работ и методические указания к ним), которые учитывали бы законодательство военного времени и изменившуюся обстановку в связи с Великой отечественной войной. Народные комиссары юстиции союзных и автономных республик, а также начальники областных и краевых управлений НКЮ должны оказывать ВЮЗИ и УУЗ НКЮ СССР всемерную помощь в развертывании заочного образования.

Решительно покончив с недооценкой системы заочного юридического образования, быстро перестроив работу ВЮЗИ на военный лад, мы добьемся того, что сотни и тысячи советских людей получат высшее юридическое образование и полученные знания применят в деле укрепления социалистического правопорядка и правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.