Научная статья на тему 'Высшее сословие Тагаурского общества Осетии'

Высшее сословие Тагаурского общества Осетии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1744
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАГАУРСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ СОСЛОВИЕ / ЭЛИТА / СОСЛОВНЫЕ ПРИВИЛЕГИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марзоев Ислам-бек Темурканович

В статье рассматривается социальная структура Тагаурского общества Осетии, происхождение высшего сословия, традиционная титулатура и взаимоотношения с кавказской сословной элитой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее сословие Тагаурского общества Осетии»

УДК 940.(470.65)+940.(470.64) ББК 63.5 М - 25

Марзоев Ислам-Бек Темурканович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, 362003, РСО-А, г. Владикавказ, ул. Тургеневская, 164-а, e-mail: is-bek@va.ndex.ru, т.: 8(8672)978779, +79188278779.

ВЫСШЕЕ СОСЛОВИЕ ТАГАУРСКОГО ОБЩЕСТВА ОСЕТИИ

(рецензирована)

В статье рассматривается социальная структура Тагаурского общества Осетии, происхождение высшего сословия, традиционная титулатура и взаимоотношения с кавказской сословной элитой.

Ключевые слова: тагаурское общество, привилегированное сословие, элита, сословные привилегии.

Marzoev Islam-Bek Temurkanovich, Candidate of Historical Sciences, senior researcher at the Department of Ethnology of the V.I. Abaev North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies of the SC of RAS and the Government of North Ossetia, 362003, RNO-A, Vladikavkaz, 164 Turgenevskaya St., e-mail: is-bek@yandex.ru, t.: 8 (8672) 978779, 79188278779.

UPPER CLASSES OF OSSETIAN TAGAUR SOCIETY

The article discusses the social structure of Tagaur society of Ossetia, the origin of the upper classes, the traditional title system and relations with the Caucasian estate elite.

Keywords: tagaur society, privileged class, elite, class privileges.

Потомкам Тага - тагиатам принадлежали земли Тагаурского общества, которое занимало территории Санибанского и Кобанского ущелий, Даргавской котловины, а также левый берег Терека в Дарьяльском ущелье. Название общества грузинский историк Вахушти Багратиони еще в XVIII в. объяснил как производное от имени предка тагаурцев - Тага и называлось Тагаури [1].

Высшее сословие Тагаурского общества включало в себя одиннадцать фамилий и называлось по имени легендарного прародителя Тага - «Тагиата». Официальное русское название тагиат было -тагаурские старшины, употреблявшееся до 1847 года, когда им было разрешено именоваться «Тагаурскими алдарами» [2].

Согласно предписанию Российского Правительства, временно-командующий войсками Кавказской линии и Черномории издал распоряжение, по которому вышеупомянутые фамилии тагаурских старшин «именовались на будущее время не старшинами, но Алдарами, с сохранением при том всех прав, коими они до сего времени пользуются» [3].

Учреждённый в 1857 году под председательством Грамотина «Комитет для разбора личных и поземельных прав туземцев левого крыла Кавказской линии» по вопросу о наличии в Тагаурии привилегированного сословия, на основании показаний депутатов от Кабарды, Дигории, Алагирского и Куртатинского обществ, высказался, что тагаурские алдары являлись привилегированным сословием и равнялись кабардинским тлокотлешам и дигорским бадилатам» [4]. Подобно кабардинским феодалам, тагаурские алдары детей своих «не воспитывали дома, а отдавали аталыкам, сначала на родине, а потом - в Кабарду» [5].

Известно несколько вариантов преданий о происхождении этих фамилий. По некоторым из них «Тагаур - наследник Армянского царства, который по смерти отца хотя вступил на престол, но вскоре, по причине предстоявшей ему опасности со стороны двоюродных братьев, возмутивших против него народ, бежали из Армении с несколькими человеками дворовых людей и прибыл на Кавказ. Сначала Тагаур поселился в Абхазии, потом (неизвестно почему) перешел в Осетию и в Куртатинском ущелье построил себе башню, где прожил до глубокой старости, пользуясь в преданном ему народе большими почестями и уважением» [6]. Н.Ф. Дубровин также считал, что «эльдары - суть потомки беглых армянских царей» [7].

М. Баев в работе «Тагаурское общество и экспедиция генерал-майора князя Абхазова в 1830 г.» склоняется к такому же мнению: «Тагиата или алдары, выводят свой род от наследника армянского царства Тагаур, вступившего на престол после отца своего, но изгнанного двоюродными братьями и восставшим против него народом Тагаур или венценосцев (так они переводят это имя). Тага бежал в Абхазию с несколькими преданными ему людьми, а оттуда перешел в Куртатинское ущелье, построил себе замок и жил здесь до глубокой старости, пользуясь в среде преданного ему народа большим почетом и уважением» [8].

Истории известны сюжеты из армяно-осетинских отношений, похожие на рассматриваемый нами вопрос. Так Р.А. Габриелян связывает легенду о происхождении алдарских фамилии Тагаурии с беглым армянским царем Аршаком II (350-368 гг.) [9]. При этом он ссылается на описание Хоренаци бегства Аршака II в Аланию» [10].

Но наиболее интересное исследование своей родословной приводит в 1899 г. в статье «Несколько слов о происхождении тагаурских алдар и отношении их к другим сословиям» Бимболат Знаурович Тулатов - представитель этого самого рода. Он также выводит Тагаура, армянского царевича, из Армении. Кроме уже известных нам фактов он обращается к истории армянского царства и пробует найти в ней подтверждение предания. Он пишет: «собственно в Армении царствовали три династии: Хайкузыны, потомки Хайка, Аршакуны и Багратуны. По прекращении династии Хайка, на армянский престол вступил, с помощью своего брата, парсийского царя Аршака Великого, Аргашак, который при своем дворе установил придворных чинов и т.д. Первым чиновником аспадом, начальником западной армии, тагадиром, был назначен один из армянских князей Смбот Багратун. Позднейшие потомки его впоследствии вступили на армянский престол под именем Багратунов. Слово «тагадира» (по армянски - тагдир) означает налагатель; отсюда заключают, что Смбот Багратун был налагателем венца на царя во время коронации. Так как, по словам истории, это достоинство оставалось у Багратунов наследственно, то очень может быть, что в такое смутное время, каковое было для армянского царства в IX, X, XI, XII столетиях, кто-нибудь из потомков князей Багратунов удалился из Армении, пришел в Осетию и сказал, что он «князь и Тагадир», а осетины слово это изменили по-своему в тагадур. Что же касается до слова алдар, то по-осетински это означает князь, каковое значение сохранилось между осетинами и поныне»[11].

«Родословная потомков Курта и Тага - правнуков Ос-Багатара» указывает на 9 фамилий, происходящих от Тага:

ТАГА \ ------► КАМБИЙ -----------► ^ЦАУР ----------------► КУНДУХОВЫ

КАНУКОВЫ

ЕСЕНОВЫ МАМСУРОВЫ ТХОСТОВЫ АЛДАТОВЫ----► ТУГАНОВЫ

ТУЛАТОВЫ ТОТИК -----► ШАНАЕВЫ

В примечании к этой родословной сказано ещё о двух фамилиях, «стоящих особняком и принадлежащих, к высшему сословию алдар» - Дударовых и Жантиевых [12].

В источниках приводится несколько версий о происхождении фамилии Дударовых. По данным Г.-Ю. Клапрота «родоначальник Дударовых бежал из алагирского аула Бад за 70 лет до путешествия Ю. Клапрота, т.е. в 30-х годах XVIII века. Эту дату подтверждает количество колен в генеалогической таблице Дударовых, составленной путешественником» [13].

Большой интерес представляет происхождение фамилии Дударовых, выводимой одними исследователями из Осетии, другими - из Ингушетии. Так, по одному вайнахскому преданию, родоначальник ингушских Дударовых, вышедший из Чечни, сначала обитал в Джерахском ущелье, затем спустился в долину Терека и, войдя в состав тагаурских феодалов-осетин, жил на левом берегу этой реки» [14]. По сведениям «Комиссии для разбора личных прав горцев Кубанской и Терской

областей», Дударовы происходят от «некоего Дудара, выходца из Кистинии»; он «перешел на жительство к тагаурам назад тому лет 300, первоначально он занял Ларскую землю, никому не принадлежавшую...» [15].

Б.А. Калоев и Б.В. Скитский предполагают происхождение Дударовых из фамилии Иналовых, первостепенных узденей малокабардинских князей Мударовых [16].

Помимо Дударовых к потомкам Тага не относятся и Жантиевы. По сведениям, собранным капитаном Нордстренгом (1844г.), в конце XVIII века в Тагаурию «прибыла из-за Кавказских гор узданьлагская фамилия Дзантие из рода Агузовых» [17].

В «Адатах» Ф.И. Леонтовича по этому поводу сказано: «Джантиева фамилия происходит из закавказских осетин, предок которых лет двести назад перешел на жительство в Тагаурское общество и поселился в ущелье Какадур, где и по настоящее время живут потомки его, где с давних пор пользуется равными правами и преимуществами с эльдарами тагаурскими, что подтвердили депутаты Дигорского, Куртатинского и Назрановского обществ» [18].

Между тем, согласно сообщению полковника Казбек от 31 июля 1859 г. за № 1332, «ни предки, ни потомки Жантиевых в Горском округе никогда жительства не имели, а потому жителям этого округа никому не известно из какого звания и общества происходил родоначальник Жантиевых и какими правами и преимуществами они пользовались в соседнем им народе; известно только, что в Трусовском ущелье того округа была им пожалована от Грузинского царя земля, куда они впоследствии переселили из Тагаурии два семейства своих холопов [19].

Единственным отличием в правах фамилии Жантиевых от других алдарских фамилий было то, что «фамилия Дзантие не участвовала в дележе пошлин, взимавшихся тагаурскими узданьлагскими фамилиями до 1830 года с купцов и провозимых по ущелью их товаров» [20].

Таким образом, две фамилии, не являющиеся фактически потомками Тага, были приравнены к девяти фамилиям тагаурских алдаров. На них было распространено сословное имя «тагиата», являвшееся «родовым» именем «потомков» Тага [21].

Литература:

1. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. 1989. С. 265.

2. Бзаров Р.С. История в осетинском предании. Владикавказ, 1993. С. 46.

3. ЦГА РСО-А. Ф. 291. Оп. 1. Д. 29. Л. 4.

4. Скитский Б.В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 г. Грозный, 1947. С. 165.

5. Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1972. С. 103.

6. НА СОИГСИ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 26. Л. 2-3 об.

7. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. В 6-ти т. - СПб., 18711888. Т.І. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Кн. I. Кавказ. 1871. С.152.

8. Газ. «Терские ведомости». 1869.

9. Габриелян. Р.А. Армяно-аланские отношения (1-Х вв.). Ереван, 1989. С. 78.

10. Там же.

11. Газ. «Терские ведомости». 1899.

12. НА СОИГСИ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 89. Л. 1.

13. Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник.

Орджоникидзе, 1989. С.73.

14. Калоев Б.А. Осетино-вайнахские этнокультурные связи // Кавказский этнографический сборник. М., 1989. Т. 9. С. 142.

15. ЦГА РСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 1. Л. 104.

16. Скитский Б.В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 года // ИСОНИИ. Т. 9. Дзауджикау, 1947. С. 96

17. Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник.

Орджоникидзе, 1989. С. 73.

18. НА СОИГСИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 26. Л. 3-4.

19. ЦГА РСО-А. Ф. 291.Оп. 1. Д. 29. Л. 47.

20. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1983. Т. 2. С. 11.

21. Бзаров Р.С. Три осетинских общества в середине XIX века. Орджоникидзе, 1988. С. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.