Научная статья на тему 'Высшее сословие Дигорского общества северной Осетии'

Высшее сословие Дигорского общества северной Осетии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4127
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИГОРСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ СОСЛОВИЕ / ЭЛИТА / СОСЛОВНЫЕ ПРИВИЛЕГИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марзоев Ислам-бек Темурканович

В статье рассматривается социальная структура Дигорского общества Северной Осетии, происхождение высшего сословия, традиционная титулатура и взаимоотношения с кавказской сословной элитой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее сословие Дигорского общества северной Осетии»

УДК 940.(470.65)+940.(470.64) ББК 63.5 М - 25

Марзоев Ислам-Бек Темурканович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А. 362003, РСО-А, г. Владикавказ, ул. Тургеневская, 164-а., is-bek ayandex.ru, тел.: 8(8672)978779, +79188278779.

ВЫСШЕЕ СОСЛОВИЕ ДИГОРСКОГО ОБЩЕСТВА СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

(рецензирована)

В статье рассматривается социальная структура Дигорского общества Северной Осетии, происхождение высшего сословия, традиционная титулатура и взаимоотношения с кавказской сословной элитой.

Ключевые слова: Дигорское общество, привилегированное сословие, элита, сословные привилегии.

Marzoev Islam-Beck Timurkanovich, Cand. of History, senior researcher of ethnologic department of North Ossetian Institute of Humanist and Social Researches named for V. I. Abaev, 164-a Turgenevskaya St., Vladikavkaz, [email protected], 8(8672)978779, +79188278779.

SUPREME ESTATE OF DYGORIAN SOCIETY IN NORTH OSSETIA

The author of the article considers social structure of digorian society of North Ossetia, the origin of the supreme class, traditional title system and relations with class elite of Caucasus.

Keywords: Digorian society, privileged class, elite, class privileges.

Дигорское общество занимало ущелье по реке Урух в Западной части Осетии. На востоке оно граничило с Алагирским обществом Северной Осетии, на западе - с Балкарией, с южной стороны её соседом была Грузия, а с северной стороны - Кабарда.

В Выписке и пояснительной записке Терско-Кубанской сословной Комиссии о правах высших горских сословий в Кубанской и Терской областях указаны сферы влияния привилегированных кланов Дигории: «Сословие баделят существует в Тапандигорском и Волакомском обществах, лежащих по всему течению Сонгутидона и правому берегу Уруха от аула Гулар до аула Задалеска, а также и в плоскостной Дигории. Саргасат считается высшим сословием в Стурдигорском обществе, лежащем в верховьях Уруха, по правому его берегу до аула Гулар, а по левому до устья р. Билагидон. Сословие гагуат существует в Донифарсском обществе, находящимся между р. Билагидон и Лезгорским урочищем» [1].

О происхождении баделят известны различные варианты преданий. По одному из них, родоначальник тапандигорских феодалов - Бадели, по прибытии в Дигорию, женился на девушке из фамилии карачаевских князей Крым-Шамхаловых. От этого брака у Бадели было семь сыновей: Туган, Кубати, Караджай, Абисал, Кабан, Чегем и Битуй, от которых пошли дигорские феодальные фамилии: Тугановых, Кубатиевых, Караджаевых, Абисаловых, Кабановых, Чегемовых и Битуевых [2].

В предании, записанном Махарбеком Тугановым в 1907 году в с. Дур-Дур со слов восьмидесятилетнего Джанхота Туганова говорится: «Бадели пришел в Дигорию из «Маджара». На родине своей он был опекуном малолетнего престолонаследника и играл видную роль. Но он захотел стать самовластным правителем Маджара. Это ему не удалось. Противники его подняли против него народ, и он должен был спасаться бегством в Дигорские горы. С ним был брат его Басиат и в качестве младшего (оруженосца) Ако. Бадели с Ако остался в Дигории, а Басиат ушел в Балкарию. От первого произошли в Дигории «баделята», а от второго в Балкарии - «басиата». Бадели был в союзе с фамилиями Алагирского ущелья, которые ему покровительствовали все время. Он даже был у них зятем: его первая жена была из фамилии «Уанита» [3], от которой он имел старшего сына Абисала. Вторая жена его была из фамилии Крым-Шамхаловых, карачаевцев, от которой имел он сыновей Тугана и Кубади.

Дочерей своих он выдал за удалого Битуя и храброго Караджая. Караджай был также пришельцем в Дигории, он был «моладзан» (чернец) и отличался отвагой. Когда Бадели поселился в башне «Бадели Кубус» (что над Махческом) и сыновья его возмужали и поженились, он собрал всю родню и дигорцев и объявил им: «Я ухожу от вас искать свои «дафтарта» (права, по-персидски дафтар - запись, список). Но вам всем приказываю держаться строго порядка, который я создал среди вас». Затем он уехал из Дигории и больше не вернулся» [4].

В конце XIX века В.Ф. Миллером была записана легенда, в которой повествуется о родоначальниках осетинской и балкарской знати - маджарцах Бадели и Басиате, как о прямых потомках Чингиз-хана: от указанного брака будто бы родился Чингиз-хан, от Чингиз-хана - хан Берке, а от него - Джанибек-хан, отец Басиата и Баделята [5].

Население Стур-Дигории составляли жители пяти горных аулов: Куссу, Ахсаргин, Стур-Дигора, Одола и Моска. В этих аулах вместе со своими подвластными жили феодальные землевладельцы, известные под сословным названием «Царгасата», которое происходит от осетинского «царгас» (орел). По свидетельству грузинского царевича Вахушти Багратиони, царгасата именовались владельными князьями Дигории [6].

О происхождении рода Царгаса в Осетии сохранились любопытные предания, которые сходятся в одном: Царгас пришел с юга и имел непосредственное отношение к роду владетельных князей Абхазии Шервашидзе. По одному из этих преданий, приведенному доктором В.Б. Пфафом в «Материалах по истории Осетии», царгасата происходили от некоего Царгаса, пришедшего из-за Черного моря со своим братом Шарвошем в Дигорию. Шарвош ушел в Абхазию и стал там родоначальником абхазской владетельной фамилии Шервашидзе, а от трех сыновей Царгаса пошли фамилии царгасат - Карабугаевы, Кантемировы и Таймазовы [7]. Свое происхождение князья Шервашидзе ведут от восточно-закавказских Ширван-шахов, владения которых были завоеваны Давидом Строителем. Представители рода Шервашидзе-Чачба стояли во главе Цхумского воеводства, а первый деятель из рода абхазских Шервашидзе упоминается в эпоху царицы Тамары [8].

Внешний облик царгасат, по словам доктора В.Б. Пфафа, совмещал в себе признаки как грузинского, так и тюркского происхождения [9]. Он отмечал также, что «Саргосаты женятся большею частью на балкарках, Бадилаты же - на кабардинках, чем объясняется отчасти отличие этих двух родов в физиономическом отношении» [10]. В заключении браков царгасат несомненно играло роль географическое расположение Стур-Дигории и ее близость к балкарским обществам.

Один из источников XIX века указывал на то, что «Царгасаты и Баделяты составляют высшее сословие или алдары. Алдары считают себя равными кабардинским князьям...» [11].

В работе Вахушти Багратиони «География Грузии» (сер. XVII в.) сословие царгасат под названием «Черкесидзе» упоминается в числе других высших феодальных сословий осетин. «Они знают фамилии, - пишет Вахушти, - и к превосходнейшим принадлежат овсы; овсы эти

разделяются на следующие роды: Сидамони, Чахилидзе, Тагаури, Куртаули, Баделидзе, Черкесидзе, Басиани, и они считаются превосходнейшими из всех» [12]. О высоком социальном статусе царгасат говорит тот факт, что с XVII века царгасата были союзниками грузинских царей из рода Багратиони. Они были признаны грузинскими царями владетелями с правом наследия деревень в Имеретии: Геби, Чиори, Глоли [13].

К царгасатам, как было сказано выше, относились три основные фамилии - Карабугаевы, Таймазовы и Кантемировы. В «Комиссию для разбора сословных и поземельных прав туземцев Терской и Кубанской областей» подали прошение, называя себя также происходящими от Царгаса, такие фамилии, как Гатаговы, Комеховы и Дзанкалицевы (ныне Зекеевы - И.М.). Самая многочисленная фамилия Карабугаевых включала в себя ветви Айтеговых, Бегкиевых, Калицевых, Кулиевых, Куцуковых, Сосрановых и Текаевых, которые преобразовались, в дальнейшем, в самостоятельные фамилии.

Донифарсское общество географически было отделено от остальных дигорских обществ, что служило некоторой его изоляции. Л.Л. Штедер, посетивший Осетию в 1781 году, сообщал, что население Донифарса «уже в течении нескольких столетий отделилось от остальных дигорцев... баделята не могли покорить их, и соседи считали их непобедимыми» [14].

К феодальному сословию в Донифарсском обществе относилось несколько фамилий, происходивших от Гагу, «который в давние времена поселился в Донифарсской земле, где он сам, а затем и потомки его правили донифарсским народом» [15].

По народным преданиям два брата: Сата (старший) и Гагуа прибыли в Донифарс из Балкарии. Потомки Гагуа происходят от шести его сыновей: Канука, Алия, Кобека, Найфона, Хорана, Кабана [16].

В.Б. Пфаф считал гагуат одними из древнейших владетельных фамилий Дигории [17]. В «Записке о происхождении личных и поземельных прав и взаимных отношениях жителей ВоенноОсетинского Округа» о гагуатах сказано: «Гагуаты... в древние времена предок их Гога поселился в горах по левую сторону р.Уруха, на земле, называемой Донифарс, где для безопасности своей построил каменные оборонительные башни, и с тех пор, живя на этом месте владельцем, ни от кого не зависимым, он, а потом потомки его увеличили владения свои людьми, приходившими под защиту и покровительство их, из разных соседних племен, которые по сделанному условию платили подати и почитали и уважали их как законных своих владельцев. Каковыми правами пользовались всегда и настоящие фамилии: Кобегкаевы, Кануковы, Кабановы и Найфоновы, происходящие по прямой линии от предка их Гога» [18].

Вопрос о происхождении осетинских фамилий и феодальной элиты Осетии представляет особый интерес для исследователей в связи с полиэтничным составом, о чем свидетельствуют

многочисленные письменные источники, легенды, предания, а также современные научные

исследования. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о тесных родственных связях этнической элиты Кавказа. Следует отметить и значительное влияние этих связей на

внешнеполитические отношения кавказских народов.

Литература:

1. Материалы по истории Осетии // ИСОНИИ. Дзауджикау,1950. Т.3. С.214.

2. Кокиев Г.А. Крестьянская реформа в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1940. С.12.

3. НА СОИГСИ. Ф. 21. Оп. 1. Д. 107. Л. 4.

4. Туганов М.С. Сказание о Бадели // Северная Осетия. 1994. № 98. С. 3.

5. Батчаев В.М. Маджарцы // Проблемы этнографии осетин. Владикавказ, 1992. Вып. 2. С. 93.

6. Скитский Б.В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 года.

Грозный, 1947. С.95.

7. Пфаф В.Б. Народное право осетин // Сборник сведений о Кавказе. М., 1871. Т. 1. С. 84.

8. История Абхазии. Сухум, 1991. С. 99.

9. Пфаф В.Б. Материалы для древней истории Осетии // Поэма об Алгузе. Владикавказ, 1993.

С.131.

10. Пфаф В.Б. Этнологические исследования об осетинах // Сборник сведений о Кавказе. Тифлис, 1872. Т.2. С.83.

11. Терские ведомости. 1870. № 48.

12. Багратиони В. География Грузии. Тифлис, 1904. С. 143.

13. ЦГАРСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 1. Л. 110-111.

14. Штедер Л.Л. Дневник путешествия из пограничной крепости Моздока во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 г. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967. С. 64.

15. ЦГАРСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 1. Л. 112.

16. Гецати А. Происхождение фамилий Дигорского ущелья. Владикавказ, 1999. С. 219.

17. Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетии // ССКГ. Тифлис, 1871. Вып.У С. 208.

18. НА СОИГСИ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 26. Л. 37-38 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.